Способы определения живой и неживой природы. Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа. Примеры в картинках

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.

Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.

Вконтакте

Понятия живой и неживой природы

Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.

Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.

Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.

Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.

В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .

Признаки и особенности объектов

При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.

Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:

Классификация

Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.

Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:

У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.

Взаимосвязь с живыми организмами

Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:

Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Употребляя слово природа, мы зачастую подразумеваем совершенно разные вещи, ибо понятие это очень широкое.

Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.

Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (), какие существуют виды природных явлений и многое другое.

Слово «природа» принадлежит древнерусскому языку и состоит из двух частей – приставки «при» и корня «род».

Упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

Изучать природу (узнавать, что это такое) дети начинают в начальных классах школы на уроке «Окружающий мир». Синонимом термина «природа» является слово «естество ».

Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.

Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.

Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, ), включающая в себя:

  1. водоемы (океаны, моря, озера, реки);
  2. растительность (флора);
  3. животный мир (фауна);
  4. горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
  5. погода и климат.

Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.

Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.

Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:


Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  1. газ – воздух, испарение;
  2. жидкость – осадки, облака, туман;
  3. твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.

Что такое природное сообщество

Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.

Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех .

Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить . В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.

Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу .

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза .

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Природные явления

Явлениями природы называют еще . Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.

Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы :

  1. по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
  2. по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
  3. по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
  4. по масштабу распространения;
  5. по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.

Необычные природные явления

Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет :


Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Природные ресурсы: что это, их виды и закон о природопользовании Форс-мажор - что это, причины возникновения форс-мажорных обстоятельств Что такое ресурсы и какие они бывают Что такое экология и почему все о ней говорят Что такое сущность: значение, употребление и синонимы Что такое эстетика Что такое экосистема - ее типы, структура, компоненты и влияние человека на экосистемы Материализм - что это в философии, основные идеи диалектического и исторического материализма Что такое развитие: определение, характеристика и виды Слово о полку Игореве Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения

Это все, что находится вокруг нас, но принципиально важно, что это все создано без прямого участия человека. Хотя, тут немного спорный вопрос. Ведь зачастую именно человек может посадить и вырастить целые леса, поля и благодаря его труду развиваются многие объекты. Но, вот создать целый океан, ему без сомнения, не под силу. Но не будем углубляться в такие детали.

Принципиально важно отметить то, что объекты живой природы отличают некие признаки. К ним относятся:

Процесс рождения, роста и развития. Так из небольших спор появляются новые грибы. Или же из семечек вырастает подсолнечник.

Все объекты живой природы так или иначе питаются. Кто-то получает необходимые элементы питания из земли и солнечного света. А кому-то требуется что-то более существенное: грибы, ягоды или животные.

Для живых организмов характерно размножение.

Движение – это тоже отличительный признак живого организма. Даже цветам присуще движение. Так, некоторые поворачиваются в след солнцу, а некоторые распускают по утрам свои бутоны.

И как не грустно, но всем организмам присуще умирание.

В современной литературе и даже практике выделяют несколько видов, которые относятся к объектам живой природы. Примеры таковых повсюду, один из них это микроорганизмы , которые считаются самой древней формой жизни на планете.

Их невозможно увидеть без специальных приборов высокого класса (например, микроскопа), но они существуют практически всюду.

Их отличают такие признаки, как огромная жизнестойкость и поразительная быстрота размножения. У них самая высокая скорость размножения из всех существ на планете. Микроорганизмы способны адаптироваться практически к любым, даже максимально экстремальным условиям, что делает их уникальными жителями нашей планеты.

К микроорганизмам относятся бактерии , которые удивительны по своей жизнедеятельности.

Так, они могут обитать в условиях, температура которых достигает 85 градусов ниже нуля! Но в тоже время, поместите их в условия, где температура варьируется от 80 до 95 градусов выше нуля, и все равно бактерии будут жить! И это не единственные примеры из окружающего нас мира. Кто еще способен на такое?

Другими примерами считаются именно растения .

Вся флора мира относится к данной категории. И растения – это не только могучие дубы, клены, тонкие осины и березы, душистые пионы, розы и орхидея, а также небольшие водоросли и еще множество примеров других классов.

Да, они тоже относятся к виду растений. Что интересно, но после того, как растение отживет свое и умрет, оно становится объектом неживой природы.

Конечно же окружающий мир довольно разнообразен, животные так же являются объектом живой природы.

Тут важны животные во всем многообразии (от самых мелких до крупных, от хищников к травоядным и так далее). К животным относятся насекомые и рыбы, а вместе с ними и весьма крупные млекопитающие, такие как львы, жирафы, слоны, медведи и многие другие. Всем им присущи вышеперечисленные признаки и функции.

Человек, куда же без него – такой же законный представитель окружающего мира. И именно человек считается высшей ступенью развития. И он способен влиять на окружающую его среду, изменять ее и эта связь очень крепкая. Он может способствовать сохранению и размножению животных, создавая специальные заповедники.

Он может выращивать растения, как культурные, так и дикие, например, на территориях национальных природных парков.

Пожалуй, в меньшей степени человек способен влиять на микроорганизмы, хотя сейчас придумано множество средств способных к подавлению вредоносных вирусов и бактерий. Но связь с ними тоже очень важна.

Итак, объекты живой природы имеют ряд отличительных особенностей. Самое важное, что они способны к самостоятельному размножению и поддержанию жизнеспособности на протяжении долгого промежутка времени. Эти важные признаки начинают изучать дети уже в 1 и 2 классе.

Неживая природа окружает всех повсеместно. Можно сказать, что все живое на земле зависит как раз-таки от неживой природы. Иными словами, сначала образовывались эти, так называемые, неживые объекты и только после них появилась жизнь. Все имеет некую взаимосвязь.

Для того чтобы лучше понять аспекты данного понятия, необходимо познакомится с предметами, которые причисляют к неживым. Итак, воздух, все водные ресурсы, горы и даже Луна с Солнцем – все это относится к неживой природе. Всех их объединяет ряд важных признаков, примеры которых приведены ниже.

Для них характерна слабая изменчивость. Например, горы имеют свойство изменяться, но чаще всего это происходит под воздействием других живых или не живых объектов (вода, ветер, животные или человек).

Все они устойчивы. Они существуют годами, десятилетиями и даже веками. Океаны образовались еще в доисторическое время и до сих пор существуют практически в первозданном виде.

Все эти объекты не способны, как к питанию, так и к дыханию.

Не имеют способность к размножению. Но также они и не умирают. Даже если какие-то озера и реки мельчают, то вода попросту принимает иное агрегатное состояние (пар, лед) и все равно остается на земле. Когда рушатся горы, их камни превращаются в пыль, которая все равно будет существовать, может уже на другом полушарии.

Неживая природа инертна, то есть не способна двигаться. Двигаться они могут только благодаря воздействию сил из вне, но ни как «по собственной воле».

Они все не способны к росту. Рост – это некое развитие, к чему неживая природа, увы, не способна.

В настоящее время выделяют три крупные обобщенные группы, которые относятся к объектам неживой природы:

1. Газообразные тела. К этой группе относятся все вещества, в состав которых входит газ. Например, это могут быть звезды или пар, что исходит от воды. Но, пожалуй, самым большим и значительным газообразным телом считается атмосфера нашей земли, без которой, к слову сказать, не существовала бы жизнь на планете.

2. Твердые тела – это горы, минералы, ледники и даже целые планеты. Солнце – это твердое тело, точно так же, как и снежинка или песчинка. Твердые тела могут иметь любой объем и массу тела.

3. Жидкие тела. Такие объекты отличает тот факт, что они не имеют постоянной формы. Например, вода. Она постоянно изменяется под воздействием, скажем, движущих сил. Но жидким телом считается не только вода.

Что ж, действительно, все эти объекты не нуждаются в питании, движении или размножении. Но без них не может происходить развитие и жизнь других, живых организмов. Существуют наиболее важные объекты неживой природы, без которых жизнь на Земле была бы невозможна.

К таким объектам относится почва. Почва дает «дом» растениям, именно благодаря ей они могут питаться, расти и развиваться. В почве происходят сотни химических и физических реакций, которые принципиально важны для всего живого на планете.

Не малую роль, а возможно и одну из самых главных, играет воздух . Нет воздуха – нет жизни. Все живые существа только ежечасно потребляют от литров кислорода!

Вода – основа жизни. Например, человек может прожить без воды всего три дня. Естественно, не будь воды, все живое быстро бы погибло и не смогло бы восстановиться.

Солнце – тот объект неживой природы, благодаря которому зародилась жизнь на планете. Без солнечного света и тепла невозможно развитие живых организмов.

Подводя итог, можно говорить о том, что вся природа, будь то живая или неживая, находится в тесной взаимосвязи друг с другом. В современном мире важен баланс одного и другого на планете.

  • Вперед >

Большинство людей в детстве играли в «живое - неживое». Детали игры в каждом отдельном случае могут отличаться, но суть заключается в том, что ведущий называет предмет, а игроки должны решить, к какой группе его отнести. Однако все ли так просто в присвоении статуса тому или иному объекту?

Эта статья с наглядными картинками и примерами, а также с заданиями для самоподготовки и самопроверки поможет разобраться с понятиями «объект» и «явление природы», их классификацией и тем, какими они обладают признаками, а также поможет раз и навсегда запомнить отличия слов «живое» и «неживое».

Тема урока: «Объекты живой и неживой природы»

Все, что окружает нас, но сделано не руками человека, то есть то, что создано без его участия, все органические и неорганические составляющие Вселенной называются природой. Наука, в которой ученые собрали основные знания об объектах и явлениях на Земле, называется естествознанием.

Обучающие картинки для детей

Живая природа

Живым является то, что дышит, питается, растет и размножается, как, например, насекомые, растения, грибы, животные и сам человек.

Примеры в картинках

Признаки живой природы

Основными признаками живых объектов являются:

  • рождение, развитие и рост;
  • размножение;
  • питание;
  • дыхание;
  • движение;
  • смерть.

Таким образом, любой организм после рождения со временем вырастает во взрослую особь (из семечка/ котенка/ птенчика/ младенца в дерево/ кошку/ птицу/ взрослого человека), способную производить потомство.

На протяжении всего жизненного цикла объекты живой природы нуждаются в пище (вода — для растений, растения — для травоядных, мясо — для плотоядных животных) и воздушной среде, необходимой и пригодной для дыхания (для поглощения необходимой газовоздушной смеси из воды рыбы и другие обитатели водных просторов имеют жабры, сухопутные животные и человек пропускают воздух через легкие, а растения имеют специальные клетки для поглощения углекислого газа).

Живые организмы обладают способностью двигаться: так, человек имеет ноги, животные - лапы, рыбы - плавники и хвост, а растения разворачивают листья к солнцу, тем самым двигаясь, подобно ему, с востока на запад в течение дня).

Жизненный цикл заканчивается смертью, когда организм перестает дышать, двигаться, поглощать пищу.

Неживая природа

Такие объекты, как воздух, ветер, облака, вода, снег, горы, песок, опавшие листья, относятся к неживым объектам природы. И хотя бывают объекты, которые способны к движению (водопад, снегопад, листопад) или к росту (горы), они не могут дышать, питаться и размножаться, в отличие от живых объектов.

Примеры в картинках

Признаки неживых объектов природы

В отличие от объектов живой природы, неживые тела не растут, не питаются, не дышат и так далее. Таким образом, они отличаются:

  • устойчивостью;
  • малой изменчивостью;
  • неспособностью и отсутствием необходимости питаться и дышать;
  • неспособностью размножаться;
  • неспособностью к движению и росту.

Например, гора, появившись однажды на Земле, не исчезнет и не умрет, она может лишь изменить свое состояние (например, разрушиться и постепенно превратиться в пыль под действием осадков или ветров); море также не может умереть, так как вода лишь меняет свое агрегатное состояние (может быть в виде воды, пара или льда в зависимости от условий атмосферы, как-то: температура или давление), так, испарение воды из водоема приводит к образованию облаков и туч, которые проливаются дождем. Так называемый «рост» горы или озера также нельзя отнести к признаку живой природы, так как это происходит не за счет образования новых клеток, а за счет прибавления к уже существующим частям объектов новых.

Связь природных объектов

Без объектов неживой природы было бы невозможным существование живых организмов. Так, наиболее важны почва, вода, воздух и солнце.

  • Почва является крайне важной средой, так как защищает живые организмы от токсинов, нейтрализуя их, также в ней происходят значимые физические и химические процессы: умершие животные и растения разлагаются и образуют полезные ископаемые и естественное удобрение для растений.
  • Воздух необходим для дыхания живых организмов, а также для образования питательных веществ в других средах.
  • Вода также необходима для всего живого на Земле. Без нее жизнь на планете не могла бы появиться и существовать. Для некоторых животных и растений вода является домом, для других — неотъемлемой частью питания.
  • Солнце производит необходимые для появления и поддержания жизни тепло и энергию, а также является частью процесса фотосинтеза растений, позволяющего преобразовывать углекислый газ (продукт дыхания животных и человека) в необходимый для жизни и дыхания кислород.

Таким образом, объекты природы тесно связаны. Причем эта зависимость работает в обе стороны Так, гниение умерших существ обогащает почву необходимыми веществами и микроэлементами, наземные и подводные растения меняют состав сред за счет фотосинтеза, а рыбы, обитающие в водоемах, поддерживают физико-химические свойства воды.

Схемы взаимодействия объектов

Взаимодействие живых организмов между собой, с группами других земных существ, а также с их средой обитания изучает наука экология . Приведенные ниже схемы представляют собой модели взаимосвязей живых и неживых объектов на Земле.

Понятие явления природы


Понятие явления природы


Изменения в природе, происходящие самостоятельно, не по воле человека, называются явлениями природы. Большинство их зависит от смены времен года и называются сезонными погодными (природными) явлениями. Так как природа подразделяется на живую и неживую, то и явления подразделяются по тому же принципу.

Примеры явлений живой природы

  • Зимние

Казалось бы, зимой природа «спит». Однако большинство животных зимой обзаводится потомством в своих уютных, специально подготовленных домиках. К весне малыши подрастут и будут готовы вступить в новый для них большой мир.

  • Весенние

Весной природа «оживает» после зимы. Из своих норок выходят животные, воспитавшие новое поколение. Многие зверьки сбрасывают зимние «шубки» и меняют окрас с по-зимнему белого на летний — серый или коричневый.

Из-под сошедшего снега начинают появляться молодых растений, зеленая трава, на деревьях набухают и распускаются почки. Постепенно голые ветви деревьев «обрастают» ярко-зеленой листвой, а распустившиеся цветы начинают испускать приятные ароматы, тем самым привлекая внимание насекомых. Насекомые опыляют цветки, собирая пропитание для своих больших семей и позволяя завязаться первым плодам.

  • Летние

Цветение и опыление, а также созревание плодов, начавшиеся весной, продолжаются в течение всего лета.

  • Осенние

Осень - пора урожаев и заготовок. Птицы и животные начинают запасаться созревшими плодами на зиму, устраивают свои домики, чтобы им было тепло и комфортно выводить потомство.

Растения засыхают, листья на деревьях становятся ярких красных и желтых оттенков, а затем опадают.

Примеры явлений неживой природы

  • Зимой

Зима всегда ассоциируется с понижением температуры. Это происходит за счет того, что солнечные лучи либо не поступают на землю за счет повышенной облачности, либо отражаются от снега и льда.

Наиболее характерными явлениями для зимы являются снегопад (падение на землю замерзших частичек воды в виде снега), метель (перенос падающего снега на большие расстояния за счет сильного ветра) и ледостав (покрытие поверхностей водоемов коркой льда).

  • Весной

Под воздействием солнечной энергии воздух и почва прогреваются, наблюдается повышение температуры. Снег и лед начинают таять, по земле текут ручьи, по рекам плывут отколовшиеся льдины, снегопад сменяется дождями.

Нередкое весеннее природное явление - гроза (разряды электричества в атмосфере).

  • Летом

Дождь и грозы встречаются на протяжении всего лета. К летним явлениям также добавляется жара (высокие температуры воздуха).

Самое яркое погодное явление - радуга, возникающая после дождя или ливня в результате преломления солнечных лучей в водяных каплях и разделении белого цвета на спектр.

  • Осенью

Самым примечательным осенним явлением можно назвать листопад (процесс, когда деревья сбрасывают листву в преддверии зимы).

Также осенью распространены затяжные дожди, туманы, снижение температуры и заморозки.

Задания для самопроверки

  1. Определить, что на картинке является объектами живой, а что — неживой природы. Почему?
  2. Составить доклад с презентацией на тему «Основные отличия живой и неживой природы. Примеры».
  3. Подготовить рисунок-схему с объектами живой и неживой природы.

Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.

Живая и неживая природа по школьной программе

В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.

Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».

Ноосфера

Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:

  • живое;
  • биогенное (то есть происходящее от живого);
  • косное (происходящее из неживого);
  • биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
  • радиоактивное;
  • атомарно-рассеянное;
  • космическое.

Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»