Протопоп Аввакум. Биография. История жизни и смерти. "образ протопопа аввакума в житии и в современной отечественной литературе". Учения Протопопа Аввакума

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621 - 14 (27) апреля 1682, Пустозёрск) - протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.
Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.
Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума - сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы.
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса (Патриарх Никон приказал писать «Исус» с двумя буквами «И» «Иисус») Христа», «протосингелом российской церкви».
В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ, он тут же наложил анафему на архиереев.
1. Проклятие протопопа Авакума. Мало кто обращает внимание, но вскоре Пётр I, запретил патриаршество в России, проклятие сбылось. Патриаршество было возвращено во времена Советской власти.
Расстрижение Аввакума было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
2. Проклятие протопопа Аввакума, царя Фёдора Алексеевича сбылось, царь умер в том же году в возрасте 20 лет.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.
Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему - и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни, страдающих за истинную веру.
Икона Протопопа Аввакума.

Мазитова Ирина, Смирнова Наталья ГБОУ СОШ №879.

Материалы исследовательской работы, которые можно использовать на уроках литературы, истории и МХК

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…» (А.С.Пушкин)

Образ протопопа Аввакума в Житии и в современной отечественной литературе (по произведениям Ю.Нагибина и В.Пикуля).

Мазитова Ирина, Смирнова Наталья

ГБОУ СОШ №879.

Руководитель: Михайловская Елена Владимировна.

Введение.

…. «Любая историческая эпоха неразрывно связана с личностями, ее творившими, с их достоинствами и недостатками, героическими и позорными проявлениями их характеров, иллюстрировавшими не только личности своих героев, но и всю эпоху, к которой относились».

… «Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на неё – не бойся! До пещи той страх. А егда в неё вошел, тогда и забыл вся…» «Из темной глуби XVII столетия, словно из пропасти, нам уже давно светят, притягательно и загадочно, пронзительные глаза Протопопа Аввакума – писателя, которого мы высоко чтим». Но почему?

Протопоп Аввакум Петров был самым крупным идеологом того религиозно-общественного движения, которое вошло в историю под неточным названием «раскола». В то же время это был писатель, обладавший выдающимся литературным талантом.

Валентин Пикуль справедливо заметил: «Не будь Аввакума – наша литература не имела бы, кажется, прочного фундамента, на котором она уже три столетия незыблемо зиждется. Российская словесность началась именно с Аввакума, который первым на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Реализм, убивающий врага наповал, был порожден Аввакумом».

Когда торжествуют книги, торжествует и автор. Но с Аввакумом дело обстоит не так просто. Все признают за ним выдающийся писательский дар: «В омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, мужицкий, полнокровный голос. Это были гениальные “житие” и “послания” бунтаря, неистового протопопа Аввакума».

Все признают, что он был народный заступник, бесстрашно ратоборствовавший с церковными и светскими властями, с самим царем: «Яко лев рычи, живучи, обличая их многообразную прелесть». Все согласны в том, что Аввакум никогда не кривил душой, что он не согнулся под крестом своей «правды»: «Ей, хвалимся и радуемся в скорбех своих, мучими от вас, никониян, в темницам, и во оковах, и в смертях многажды от вашева жалованья. Двадесять два лета плаваю и так и сяк, иногда наг, иногда гладен, иногда убит, иногда на дожде, иногда на мразе, иногда на чепи, иногда в железах, иногда в темнице, кроме повседневных нападений и разлучений жены и детей».

Однако расхожему мнению и поверхностному взгляду претит некая тень раскола на мученическом венце Аввакума. Он - вождь и символ старообрядческого движения и старообрядческого протеста. Из этого заключают, что он фанатик и обскурант, враждебный новизне как таковой. Выражают сомнение в его интеллекте - сомнение, восходящее к Симеону Полоцкому. По словам Аввакума, их очный спор этот присяжный западник и блестящий латинист завершил таким отзывом об оппоненте: «Острота, острота телеснаго ума, да лихо упрямство! А се не умеет науки». Мнение Симеона Полоцкого стало хрестоматийным. Это взгляд свысока: да, Аввакум - самородок, стихийный талант, такой же, как Алексей Кольцов и Сергей Есенин; но Аввакуму не хватало правильного образования (конечно, в европоцентристском смысле слова). Поэтому его философия - «обрядоверие», слепая, невежественная приверженность средневековой традиции - даже не духу ее, а букве. И все же Аввакума оставляют в пределах средневековой культуры. Между тем и в его мировоззрении, и в творческой практике отчетливо проступают новаторские черты. Об этом размышляют в своих произведениях русские писатели ХХ века Валентин Пикуль и Юрий Нагибин. Их произведения, посвященные «неистовому протопопу» и стали предметом нашего анализа.

Но сначала поговорим о том, кто такой протопоп Аввакум, как сложилась его жизнь и судьба, как относились к нему его современники и потомки.

Очерк жизни.

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, Аввакум приобрёл известность довольно рано как сторонник православия , занимавшийся также изгнанием бесов .

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Поволожского в Москву . Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю , участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе» . Когда Иосиф скончался в году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком . Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние "харатейные" книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона . Уже в сентябре г. его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять "новые книги", однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск , затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове , посланном для завоевания « даурской земли », доходил до Нерчинска , Шилки и Амура , терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе и в Аввакум был возвращён в Москву . Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума - сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре, убедились, что Аввакум Петрович не личный враг Никона, а принципиальный противник Реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум Петрович последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев , введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-х конечный крест , исправление символа веры, Трёхперстное сложение , отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.

В г. Аввакум Петрович был сослан в Мезень , где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа », «протосингелом российской церкви». В г. Аввакум был вновь привезён в Москву , где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев .

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума Петровича, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума Петровича царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума Петровича уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре , но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум Петрович же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (г.). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск .

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу , в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха , решило участь и его, и его товарищей, и все они были сожжены в срубе в городе Пустозёрск .

Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик . В 1916г. старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.

5 июня г. в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Каковы же взгляды протопопа Аввакума?

Вероучительные взгляды Аввакума достаточно традиционны, его любимая область богословия - нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством .

Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему - и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая иноку спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию - хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум - не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, были гораздо тяжелей.

Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума

В системе общественно-религиозных взглядов протопопа Аввакума, одного из крупных представителей русской демократической литературы второй половины XVII в., значительное место занимает идея равенства всех людей.

В научной литературе последнего времени, посвященной Аввакуму, убеждения его характеризуются как крайне консервативные, считается, что «Аввакум всецело был выразителем отжившей традиции». В ряде же исторических исследований о движении старообрядчества XVII в. идеология этого движения (в том числе и взгляды Аввакума) признается реакционной, «потому что она не обостряла классового сознания трудящихся масс, а, наоборот, затемняла его и уводила в область религии».

Изучение только одного момента миропонимания Аввакума - его учения о равенстве - убеждает в сложности и противоречивости его взглядов, позволяет установить демократические моменты в мировоззрении этого яркого и самобытного писателя, «бунтаря-протопопа», по выражению А. М. Горького.

Обратимся к высказываниям Аввакума о равенстве и прежде всего к вопросу о том, какова была его аргументация.

Все люди - «рабы божии», считал он.

«Не разсуждай о величестве сана своего, яко болярошна, - отрицайся мысли сея и оплюй ея ... мы вси есмы раби небеснаго царя», - строго выговаривал Аввакум одной из своих верных учениц боярского происхождения - Анисье. С такими словами Аввакум обращался не только к своим последователям, но и к царским воеводам и даже к самому царю. «Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть божий», - дерзко, но «истинно» утверждал Аввакум в челобитной к Алексею Михайловичу.

Все люди одинаково грешны, «шелудивы все». «Я оглашенной, ты оглашенная, - друг на друга не дивим, оба мы равны», - заключает Аввакум свои наставления старице Елене.

Для Аввакума все православные - братия «по духу». Он велел помнить своей пастве, что «един-де дух святый действуяй во всех, и в первых и в последних», он «назнаменует милосердие свое ко всем равно». Все - «богатии и убозии, мали и велици, смиренныя и нищия, сирыя и вдовицы» - для Аввакума «братия и чада моя о господе».

Эти рассуждения Аввакума находятся в рамках чисто христианской аргументации равенства «перед богом всех людей как грешников и ... детей божиих». Но Аввакум не ограничился лишь признанием равенства всех людей перед богом. Мысль его шла дальше: люди равны по самой своей природе.

Эти взгляды нашли отражение в главном произведении всей жизни протопопа - Житии.

Житие многими своими элементами представляет собой яркое выражение эволюции русской средневековой религиозно-дидактической эпической литературы в жанр нравоучительного бытового романа. Характерными признаками Жития как произведения нового, нарождающегося жанра нам представляются следующие его особенности: развернутость повествования, многофигурность, полнота жизнеописания главного героя, индивидуализация образа, стремление к изображению разносторонности характера, внимание к острым, драматическим моментам частной жизни, обусловленным социальными обстоятельствами, многоэпизодность и в то же время однолинейная, цепочная композиция с довольно свободным соединением различных эпизодов. Многими своими особенностями Житие не столько связано с традиционными жанрами древней русской письменности, сколько предвещает появление более развитых форм новой русской литературы, что, как нам кажется, выдвигает перед исследователем задачу не ретроспективного изучения Жития, а осмысления его места в перспективе последующего развития русского литературного процесса. Не случайно именно Житие Аввакума привлекло такое пристальное внимание выдающихся русских прозаиков - Льва Толстого, Тургенева, Лескова, Мельникова-Печерского, Мамина-Сибиряка, М. Горького, А. Н. Толстого, Леонида Леонова. Из произведений о протопопе Аввакуме, созданных во второй половине ХХ, наиболее интересными нам показались рассказ Ю.Нагибина «Огненный протопоп» и историческая миниатюра В.Пикуля «Аввакум в пещи огненной».

Юрий Нагибин «Огненный протопоп».

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 в Москве. Авторская известность пришла к Нагибину в начале 1950-х. В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале, писатель освещает свое видение этой темы в цикле «Вечные спутники».

Как признавался сам писатель, полное знание материала не приближало, а отталкивало его от намеченной задачи. Творческий полет возникал, лишь когда память отряхивала груз сковывающих воображение фактов. Среди исторических лиц, ставших героями цикла, протопоп Аввакум занимает особое место как символ несгибаемой веры, преданности идеалам, последовательности, самоотречения и любви к людям, а также непримиримости к стяжателям, деспотам, лживым и коварным.

В рассказе описывается последний день земного существования протопопа Аввакума, который в этот день вспоминает всю свою жизнь. И рядом с ним соратники протопопа – люди, которые ни на что не променяют свою веру и никогда не откажутся от нее. Даже после пыток они продолжали молиться.

Противники протопопа показаны безжалостными и суровыми. Главными противниками были Никон и царь Алексей. Никон – «властолюбивый, хитрющий, мозговитый толстогуб», который сам над властью подняться возжелал. «Повел православную церковь под греко-римское ярмо, безжалостно расправляясь с супротивниками». Царь Алексей, прозванный Тишайшим, крови больше самого Грозного пролил. «Любил он в тайности чувств своих Аввакума, хотел мира с ним». Вот только признался в этом только царице.

Аввакум на их фоне выглядит благородным и честным человеком, который не боится смерти и готов выстоять любые муки. Написать свое житие Аввакума сподвигнул его соратник и ближайший друг – старец Епифаний. «Это должен быть сказ о бурях житейских, о виденном и претерпленном, а не поучение, не проповедь, не наставительное, утешительное, челобитное или обличительное послание». Епифаний требовал от Аввакума полной обстоятельности: где родился, от каких родителей, когда женился. Аввакум описал все свои радости и мучения, которых у него в жизни было очень много.

Сюжетно «Житие протопопа Аввакума» и рассказ Нагибина похожи. Но автор - наш современник - останавливает внимание на тех эпизодах биографии, которые наиболее ярко показывают личность героя, его мировоззрение и черты характера. В отличие от автора Жития, «всезнающий автор» рассказывает о события многотрудной жизни протопопа не последовательно, а вплетает их в рассказ о предсмертных часах Аввакума, когда, как правило, вспоминается самое важное, дорогое. Еще раз мы убеждаемся в цельности, порядочности, гуманности, удивительной стойкости протопопа, вере, от которой он не хочет и не может отречься даже перед лицом страшных мучений.

Историческая миниатюра Валентина Пикуля «Аввакум в пещи огненной» .

… Сам В. Пикуль сравнивал свои зарисовки с портретами-миниатюрами, лежащими в музейных витринах. Так же, как и рассказы, эти портреты характеризовали не только личности своих героев, но и всю эпоху, к которой относились. И, конечно же, любая историческая эпоха неразрывно связана с личностями, ее творившими, с их достоинствами и недостатками, героическими и позорными проявлениями их характеров.

В начале миниатюре Пикуль говорит о том, что не будь Аввакума – наша литература не имела бы прочного фундамента, на котором она уже три столетия держится. Заслуга Аввакума так же состоит в том, сообщает нам автор, что именно Аввакум первый на Руси заговорил горячим и образным языком – не церковным, а народным. Точный и беспощадный реализм, убивающий врага наповал, был порожден «Житием протопопа Аввакума». О «Житие Аввакума» Пикуль пишет так: « Это чудовищный вулкан – это русское Везувие, извергающее в народ раскаленную лаву афоризмов и гипербол, брани и ласки, образов и метафор, ума и злости, таланта и самобытности!» Автор с уверенность говорит о том, что нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума!

Черты характера Аввакума мы можем увидеть в сцене со скоморохами, она также присутствует в «Житие». Поп не пускает скоморохов в село, при этом сказав им: «Неистовство ваше бессовское еси, оставьте пляски антихристовы..» Завязалась драка. Люто и толково бился поп. Аввакум – силищи немеренной. Неспокойный был поп, ни с кем не ладил, но к службе церковной был рачителен.

Царь Алексей Михайлович к Аввакуму благоволил. В патриархи Руси избрали властолюбивого Никона. Церковные дела он на новый лад переиначивал. Патриарх Никон был земляком Аввакума.

Между Никоном и «Тишайшим» были дружеские отношения, постепенно они крепли. Наиболее ярко сыновнее отношение проявилось в том, что Алексей Михайлович разрешил Никону именоваться "Великим Государем". После неудачного шведского похода, который царь предпринял по благословению Патриарха, Алексей Михайлович совсем охладел к своему прежнему любимцу. Вскоре между царем и Патриархом произошел первый серьезный конфликт. Вскоре от былой дружбы царя и Патриарха ничего не осталось. Никон воспринимал охлаждение к себе со стороны Тишайшего очень болезненно и нервно. И хотя о смещении Никона с Патриаршества не было и речи, он воспринимал происходящее как катастрофу. Царь Алексей не стремился устранять Никона с Первосвятительской кафедры, но хотел лишь перестроить свои отношения с ним, вернув их на тот уровень, который существовал прежде, при Патриархе Иосифе. Но сам Никон считал свою карьеру законченной, так как основывал ее всецело на благоволении государя. Кроме того, рушилась главная мечта его жизни – возвышение Патриаршей власти над царской. Того, что эти теократические притязания были совершенно чужды православной традиции, Никон, кажется, так и не понял, даже когда царь отвернулся от него. Патриарх впал в отчаяние, но так и не признал, что крушение, в конечном счете, потерпел не он сам, а его теократическая идея, в оформлении которой его собственные амбиции играли роль генератора.

Историческая миниатюра Пикуля «Аввакум в пещи огненной» - это жизнь Аввакума, описанная автором в кратком содержании. Особенность миниатюры, написанной Пикулем, такова: поверхностно описывая всю жизнь Аввакума, автор выбирает наиболее важные эпизоды из его жития, сохраняя основные моменты. Читая о жизни Аввакума в тексте, написанном Пикулем, мы понимаем, что Аввакуму было очень тяжело, но он всегда делал так, как считал нужным. Даже эта небольшая историческая миниатюра о герое показывает, какие муки испытал Аввакум.

«Нельзя знать русскую литературу, не зная Аввакума» - с уверенностью пишет Пикуль. Произведения Аввакума, и особенно его «Житие», отходят от старого, традиционного творчества Средневековья и целиком принадлежат личностному творчеству Нового времени, несмотря на то, что отдельные традиционные элементы в них все же наличествуют. Аввакум пользуется традиционными элементами, но не по традиционному назначению, он огрубляет их насмешкой, иронией, соединяет с грубыми просторечными выражениями, как бы играя, придает им другой смысл или переводит в резко натуралистический план. Поэтому произведения Аввакума поражают какой-то особенной свободой самовыражения, непосредственностью, необычайной искренностью. Сидя в земляной тюрьме, в ужасных условиях и ожидая смерти, он как бы освобождался от всяческой земной суеты, от заботы о внешней форме своих произведений, от различных литературных «приличий» и стремился как можно быстрей приблизиться к цели своих писаний. Для него полностью отсутствует литературная обрядность, занимавшая такое большое место в традиционном средневековом искусстве. Ценность чувства, непосредственности, внутренней, душевной жизни человека была провозглашена Аввакумом с исключительной страстностью. Сочувствие или гнев, брань или ласка - все спешит излиться из-под его пера. «Ударить душу» перед богом - вот единственное, к чему он стремится. Ни композиционной стройности, ни тени «извития словес» в изображении человека, ни привычного в древнерусской учительной литературе «красноглаголания» - в «Житии» Аввакума нет ничего, что стесняло бы его непомерно горячее чувство во всем, что касается человека и его внутренней жизни.

Ни один из писателей русского Средневековья не писал столько о своих чувствах, как Аввакум. Он тужит, печалится, плачет, боится, жалеет, дивится и т. д. Он стремится вызвать к себе сочувствие читателей, жалуется на свои слабости, в том числе и самые будничные. Нельзя думать, что это оправдание человека касается только самого Аввакума. Даже враги, даже его личные мучители изображаются им с симпатией к их человеческим страданиям. Сочувствие к своим мучителям было совершенно несовместимо со средневековыми приемами изображения человека в XI-XVI вв. Это сочувствие стало возможно благодаря проникновению писателя в психологию изображаемых лиц. Каждый человек для Аввакума не абстрактный персонаж, а живой, близко ему знакомый. Аввакум хорошо знает тех, о ком он пишет. Они окружены вполне конкретным бытом. Он знает, что его мучители только выполняют свою стрелецкую службу, а втайне, может быть, тяготятся своими обязанностями, и поэтому не сердится на них. Во всем этом Аввакум неподражаем.

Тогда никто не мог выражать свои чувства, Аввакум же нашел новый путь в литературе, стал первым публицистом. Он сделал много для литературы, для развития жанра публицистика. Все страдания Аввакума Пикуль отразил в исторической миниатюре. Он сам рассказал о них, а цитаты, лирические отступления просто все подтверждают.

Пикуль начинает повествования с цитаты из Толстого: «Только раз в омертвелую словесность, как буря, ворвался живой, полнокровный голос. Это было гениальное «Житие» неистового протопопа Аввакума. Речь его - вся на жесте, а канон разрушен вдребезги!» Пикуль не зря взял эту цитату, так как в нее вложен огромный смысл, авторское восхищение Аввакумом. Аввакум внес в литературу много нового. Он писал по – своему, не так как все, и речь его была неподражаема. Житие Аввакума разошлось по всему миру, и все восхищались его речью, ее своеобразием.

По ходу текста автор так же использует цитаты. Вводит уточнения. Пикуль использует другие цитаты, для того чтобы придать тексту максимум окраса, показать, что им восхищался не только Толстой. Аввакум неподражаем. Тогда никто не мог выражать свои чувства так открыто и ярко, он создал новый путь в литературе, стал первым публицистом. Он сделал много для литературы, для развития жанра публицистики, для того чтобы «потомки православных» знали «земли родной минувшую судьбу».

… Сложеньем двуперстным

Поднялся мой крест,

Горя в Пустозерске,

Блистая окрест.

… Сквозь голод и холод,

Сквозь горе и страх

Я к Богу, как голубь,

Поднялся с костра.

Тебе обещаю,

Далекая Русь,

Врагам не прощая,

Я с неба вернусь.

Пускай я осмеян

И предан костру,

Пусть прах мой развеян

На горном ветру.

Нет участи слаще,

Желанней конца,

Чем пепел, стучащий

В людские сердца.

В. Шаламов

Список использованной литературы.

1. В. Е. Гусев «О жанре жития протопопа Аввакума», «протопоп аввакум – выдающийся русский писатель 17 века».

2. В.Б. Тихонова «Учение протопопа Аввакума и «внешняя мудрость»

3. Г.В.Чудинова «Художественный образ священномученика в “Житие протопопа Аввакума” и особенности его интерпретации в литературе».

4. Степанов С.А. «Неистовый Аввакум».

5. Ю. Нагибин «Огненный протопоп»

6. В.Пикуль «Аввакум в пещи огненной».

«Кружок ревнителей благочестия » - кружок духовных и светских лиц, группировавшихся в конце 40 - начале 50-х годов 17 века вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Фёдор Михайлович Ртищев, новоспасский Никон (позднее - патриарх), настоятель Казанского собораСобор - в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.

Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.

Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.

Члены «Кружка...» выделялись своей образованностью. Их объединяло стремление поднять церкви и усилить её влияние на народные массыНарод - население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». . Организация ставила своей целью борьбу с недостатками и пороками среди , возрождение церковныхЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально - божий дом) - специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством). проповедей и других средств воздействия на массы. Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «Кружок ревнителей благочестия» фактически стал правителем русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший (1652) кружок распался. Многие его члены стали активными деятелями раскола.

Протопоп Аввакум

Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (24) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.

Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.

Быкова Татьяна Васильевна.Протопоп Аввакум. 1988. цветная литография.

Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе».
Когда патриарх скончался в 1652 году, новый патриарх заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.

Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.


Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
(миниатюра XIX века)

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».


Шишков Евгений."Житие протопопа Аввакума"

Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы.
Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему, если не присоединиться к реформированной церкви, то по крайней мере не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.

Мученичество Аввакума (старообрядческая икона)

В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».

В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.


Путешествие Аввакума по Сибири (С. Милорадович, 1898 год)

И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.

14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.

Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.

Богословие


Художник: Нестеров Василий Евгеньевич.Аввакум Петрович (протопоп)

Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством.

Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.

Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.


«Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Пётр Евгеньевич Мясоедов

Исследователи обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала повод новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев».


Современная старообрядческая икона.
Иконописец Ирина Никольская

На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», а его неосторожные выражения не были приняты старообрядцами. Ряд исследователей, в частности, Н. М. Никольский и Е. А. Розенков, говорят о недостаточной осведомлённости Аввакума в вопросах православной догматики. Так, смущение вызывает фраза из письма, в которой Аввакум обещал последовавшему этому призыву, что он узрит «трёх царей».

Имя: Протопоп Аввакум (Аввакум Петров)

Возраст: 61 год

Деятельность: священник, церковный и общественный деятель

Семейное положение: вдовец

Протопоп Аввакум: биография

Протопоп Аввакум – личность яркая и противоречивая. Священник, которого староверы возвели в ранг святого, не признавал полутонов и компромиссов. За суровый характер и готовность «душу положить за овцы своя» его ненавидели враги и боготворили последователи.


Его авторитет в XVII веке был огромен: последователи называли Аввакума праведником и гонимым мучеником. Вельможи и паства, придерживавшиеся свободных нравов, ненавидели сурового попа за обличения. Священника избивали, бросали в застенки без еды и одежды, ссылали в суровую Сибирь, но дух и убеждения Аввакума не сломал никто – ни цари, ни вельможи.

Цельная натура, талантливый оратор и проповедник, истинный поборник православия и философии старообрядчества – он примером показал, что значит бороться до конца.

Детство и юность

Аввакум Петрович Петров родился в селе Григорово Нижегородского уезда в 1620 году. Примером для будущего проповедника и духовного наставника старообрядцев была мама. Мария (позже постриглась в монахини и получила имя Марфа) воспитала Аввакума в строгости и духовной чистоте. Придерживаясь старых православных канонов, проведя в молитвах и постах свободное от трудов время, женщина вырастила и сына в «страхе Божьем».


Отец – потомственный приходской священник – умер, когда сыну исполнилось 15 лет. По словам Аввакума, отец любил выпить, что и послужило причиной ранней смерти.

В 22 года Аввакума Петрова за усердие в вере и строгое следование Закону Божьему рукоположили в диаконы.

Жизнь и учения

Через 2 года Аввакуму доверили церковный приход в Лопатинцах – селе Нижегородской губернии. Молодой поп, требовательный к себе и пастве, неистово бичевал пороки прихожан, наказывая даже за малые грехи. Снисхождения не получали ни бедные, ни вельможи, жертвовавшие на храм немалые деньги.

Однажды на исповедь к Аввакуму пришла юная блудница. По церковным канонам она детально описала грехи, и если разум не покинул священника, то плоть взбунтовалась. Чтобы усмирить ее, поп после исповеди простер ладонь над тремя горящими свечами. Боль победила греховные желания, а прихожане, чье уважение к священнику удвоилось, потянулись к Аввакуму.


За праведные поступки и строжайшее следование законам православия Аввакуму присвоили титул протоиерея – протопопа. Слух о суровом батюшке, отличавшемся крайней набожностью, разнесся по округе. К нему пошли толпы верующих за советом и благословением.

Протопоп Аввакум прославился как экзорцист. К нему приводили душевнобольных и сумасшедших, в которых вселился нечистый дух. Часто священник оставлял их «на лечение» в своем доме.

Благословение от протопопа Аввакума называли счастьем и нищие, и богачи. Однажды воевода Василий Шереметев, путешествовавший по Волге на судне, пожелал увидеть прославленного батюшку. Священника доставили на корабль, и после душеспасительной беседы воевода попросил благословения для юного отпрыска. Матвея Шереметева вывели к протопопу Аввакуму, но тот, увидев «блудоносный» вид парня (тот брил бороду), отказался осенить крестным знамением.


Взбешенный вельможа приказал бросить Аввакума в реку, и тому чудом удалось спасти жизнь – вовремя подоспели рыбаки.

Аскет и противник всяких развлечений, Аввакум приходил в неистовство, видя в Лопатинцах праздношатающуюся публику. Когда в село пришли циркачи с медведями и музыкальными инструментами, протопоп бросился на веселую компанию с кулаками. Циркачей избил, бубны и домры поломал, одного медведя ушиб, а второй сбежал в поле.

Протопоп Аввакум не боялся заступаться за бедных, сирых и убогих. Когда вдова пожаловалась, что вельможа отнял у нее дочь, священник, не задумываясь, заступился. Вельможа избил Аввакума Петровича до полусмерти и разорил дом.


Недолго прослужил протопоп Аввакум и в Юрьевце-Повольском, куда его перевели из села Лопатинцы. Крутой нрав проповедника и тут стал причиной конфликтов с прихожанами, не желавшими придерживаться старых канонов и не внимавшими наставлениям пастыря. Аввакума били батогами и топтали, угрожали ему и семье. Старообрядец в 1651 году бежал в Москву.

В столице протопоп Аввакум, современник царя, подружился с монаршим духовником и будущим . При тогдашнем Патриархе Иосифе священник участвовал в книгоиздательстве. Когда отлучался по делам церковным протопоп Казанского собора Иоанн, в доме которого остановился Аввакум, священник его подменял.

Вскоре дружба с Никоном переросла во вражду: православная философия Аввакума основывалась на вере старого образца, а Патриарх Никон, занявший место скончавшегося Иосифа, взялся реформировать церковь. В Москве появился Арсений Грек. Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, тогда как Аввакум ратовал за древнерусские православные. Протопоп Аввакум обратился к царю с челобитной, где критиковал Никона и греческие обряды.


Осенью 1653 года старообрядец подвергся гонениям – его сослали в Андроников монастырь. В сыром подвале Аввакум просидел без еды трое суток, но не покорился. Никон приказал расстричь бунтаря, но царь не позволил, заменив лишение сана ссылкой в Тобольск.

В Тобольске протопоп Аввакум продолжил агитацию и критику никонианства, за что его сослали в Забайкалье. Там проповедник раскритиковал хозяина края – Нерчинского воеводу Пашкова. Тот избил Аввакума и на зиму посадил в острог.

Весной бунтаря определили в полк, который двигался на восток через Байкал, Амур и Шилку. В этой тяжелой дороге умерли двое маленьких сыновей Аввакума. В 1663 году протопоп вернулся в Москву, куда позвал царь. Причиной неожиданной милости стала опала Никона. Монарх предложил старообрядцу стать духовником, но тот отказался, не видя в царе приверженности старым канонам православия.


Вскоре протопоп Аввакум, и не подумавший унять необузданный нрав и желание говорить все, что думает, без оглядки на последствия нажил новых врагов. Старообрядец категорически выступал против церковных реформ, крестился двумя, а не тремя перстами, выступал за 8-конечный крест. Через год милость государя сменилась на гнев и бунтаря сослали в Архангельскую область.

В 1666 году Аввакум Петрович снова появился в Москве на суде над Никоном. После страшных скитаний от него ждали покорности, но проповедник стоял на своем. Церковный суд отлучил Аввакума от церкви и отнял священную степень, вызвав у того гнев и наложение анафемы на высшее руководство церкви.


Год страстотерпца держали в монастыре под Калугой, но он не сломался. Тогда Аввакума сослали в Пустозерск, в Заполярье. В срубе, наполовину погруженном в промерзшую землю, священник томился долгих 14 лет. Проповедовать не бросил: не имея возможности говорить с последователями, духовный вождь рассылал по стране через верных людей послания. Так появилось знаменитое «Житие», позже названное первой художественной автобиографией.

Богомольцы потоком шли к проповеднику, которого называли святым. От него уходили, пряча письма в посохах. Высказывания оратора сохранились благодаря этим тайным посланиям.

Личная жизнь

Имя знаменитого старообрядца связывают с двумя женщинами – Феодосией Морозовой, знакомой современникам как , и женой Настасьей Марковной.

Первая – духовная ученица протопопа Аввакума, как и он, пострадавшая за веру и несгибаемость. Ее – неистовую, с горящими огнем глазами – изобразил . Как и духовный наставник, Морозова погибла, не желая менять убеждения.


Вторая – верная супруга, родившая мужу девятерых детей. Чистоту брачных уз пара поддерживала всю жизнь. Как и Аввакум, Настасья исповедовала старообрядчество. Они обвенчались по нынешним меркам юными: мужу исполнилось 17, жене 14 лет. Родом из одного селенья, оба из обедневших семей, наполовину сироты.

Жили супруги, как предписывал Домострой: будущий проповедник женился на девушке по указанию матери. Но брак освящала любовь: жена безропотно следовала за мужем в ссылки и скитания. В Сибири, по дороге к месту ссылки в Тобольск, не выдержав суровых условий, умерли двое малолетних сыновей.


Аввакум Петрович видел в жене идеал православной женщины и называл Настасью «помощницей ко спасению». Настасья Марковна стала примером для жен декабристов, каторжников и всех ссыльных, для женщин, отрекшихся от спокойной и благоустроенной жизни и последовавших за мужьями.

В книге «Наказание без преступления» Александр Авдеенко вспомнил дошедшую до современников историю, характеризующую отношения пары. Измученная очередной ссылкой Настасья спросила мужа, долго ли ей мучиться, на что священник ответил:

- Марковна! До самой смерти.
- Добро, Петрович, ино еще побредем».

Ответ женщины стал своего рода девизом всех жен, разделивших тяжкую судьбу мужей. Анастасия Марковна умерла раньше супруга. Кончину второй половинки муж пережил тяжко: ушла главная опора, советница и друг.

Смерть

После кончины царя трон занял сын , благочестивый и впечатлительный. Мятежный Аввакум, рассчитывая, что сумеет отвратить монарха от ненавистного греческого обряда, написал ему письмо. Рассказал, что видел сон о батюшке Алексее Михайловиче, горящем в адском пламени за то, что принял никонианское учение.

Протопоп не рассчитал, что Федор осерчает и обвинит его в «великой хуле на царский дом» и церковном расколе. Современник царя был жестоко наказан. В 1682 году старообрядца со сподвижниками Епифанием, Лазарем и Федором казнили на глазах толпы. Их привязали к углам сруба, забросали берестой и сухими ветками и подожгли.


Протопоп Аввакум знал о готовящейся казни, раздал книги и скудное имущество, надел белую рубаху. Примечательно, что огонь он считал очищающим и неоднократно призывал к самосожжениям. От огня умер и сам.

Казнь состоялась в пятницу Страстной седмицы. По дошедшим сведениям, когда пламя взметнулось в небо, Аввакум поднял руку с двуперстием и воскликнул:

«Православные! Коли таким крестом будете молиться – во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет!».
  • Аввакума называют родоначальником вольного слова, исповедальной прозы и образной словесности. Ему приписывают 43 сочинения, среди которых «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований». Наиболее известное произведение - «Житие», перевод книг которого популярен и сегодня.
  • Протопоп Аввакум – герой 20-серийного фильма Николая Досталя «Раскол». Основная тема сериала – реформы, проводимые патриархом Никоном и сопротивление, которое возглавил протопоп Аввакум.
  • Старообрядца называют первым проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. В годы пика его популярности количество массовых самосожжений увеличивалось. В начале 1687 года в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда – больше 1000.

  • Старообрядческие иконы, которым поклонялся Аввакум, отличаются обилием надписей на полях, темными ликами. В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.
  • В текстах Аввакума содержались высказывания, которые называют «пророческими». По-особому звучала в годы революции и гражданской войны цитата из Аввакума: «Выпросил у Бога светлую Россию Сатана, да очервлянит ее кровью мученической».
  • в своих лекциях в «народном университете» трактовал как «орудие мести протопопа Аввакума» дому Романовых.

В начале XX века старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а в селе Григорово в конце XX века был установлен памятник Аввакуму.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»