Попс-формула: что собой представляет и как используется на уроках. Методы интерактивного обучения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методы интерактивного обучения

· Мозговой штурм -- поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках .

· Кластеры , сравнительные диаграммы, пазлы -- поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

· Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

· Круглый стол (дискуссия, дебаты) -- групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

· Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) -- достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

· Аквариум -- одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

· Метод проектов -- самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

· BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим ОґРейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

ПОПС формула, разработанная профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой интерактивный прием обратной связи. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях учеников, причем по существу.

Данный прием может стать отличным инструментом построения дискуссии. Он позволяет построить свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, со всеми соответствующими выводами, что, безусловно, вызывает интерес у одноклассников и побуждает их к деловому спору.

Незаменимой ПОПС формула становится и при подготовке ответственного и «дорогого» в плане получения баллов эссе во время написания части С9 ЕГЭ по обществознанию. Освоив ее суть, выпускники смогут намного легче справиться с подобным заданием.

Структура формулы ПОПС содержит в себе 4 важных компонента, которые представляют собой расшифровку первых букв данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения текста.

· П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

· О - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

· П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, даже может надуманный, так и знания с курса истории или обществознания. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

· С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».

В таком выступлении, состоящем из двух-четырех предложений, вы четко заявляете свою позицию, приводите только один аргумент, но он корректно сформулирован и проиллюстрирован, а в выводе вы подтверждаете правильность своего суждения. При этом вы не имеете возможности произносить пустых фраз и обтекаемых выражений. Выступление с использованием ПОПС-формулы удобно использовать не только в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено, но и когда задачей педагога является научить студента отвечать по существу, не используя размытых фраз и неясных суждений. Также целесообразно предложить студентам составить ПОПС-формулу, опровергающую уже предложенную кем-либо. интерактивный попс формула пример

Метод ПОПС-формулы хорошо коррелирует с заданиями, требующими от студента попробовать себя в роли учителя. Умение выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры, а так же применять полученные знания для решения новой задачи особенно актуально в наши дни, когда студенческая молодежь не обладает достаточной начитанностью и лексическим запасом. Студенты часто не ставят целью выявить причинно-следственные связи, то есть акцент с логического мышления смещен на алгоритмическое.

Как известно, «Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов». Но современные молодые люди, в основном, черпают знания из интернете, который дает знание лишь отдельных фактов. То есть они знают много фактов но не знают механизмов, принципов, связей. В этих условиях педагог не имеет права быть только источником информации, а должен быть навигатором, указывающим цели и пункты назначения. Должен задать правильный вектор, расставить приоритеты, сформировать потребности, иерархию мотивов. Все это достижимо, в основном, посредством интерактивных методов обучения, формирующих учебно-познавательную компетенцию, а впоследствии и профессиональную компетентность.

Примеры использования формулы ПОПС на практике

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине 19 века».

· На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

· Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

· В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

· Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

2. Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.

· «Революция - варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).

· Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.

· Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе страшную смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.

· В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох - гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно ее прерван.

· Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы интерактивного обучения в современной педагогической практике. Алекс Осборн как изобретатель метода "мозгового штурма" - популярного метода стимулирования творческой активности. Особенности использования данного метода в учебном процессе.

    реферат , добавлен 19.03.2015

    Интерактивные методы в обучении иностранным языкам. Принципы и технологии интерактивного подхода. Сравнение целей традиционного и интерактивного обучения. Изучение особенностей организации обучения по интерактивным методам на уроках иностранного языка.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2016

    Определение роли интерактивного обучения в современном языковом образовании. Психолого-педагогическая характеристика интерактивного общения детей как образовательного механизма. Организация обучения иностранному языку в условиях интерактивного обучения.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2014

    Организация пассивного, активного и интерактивного обучения. Сущность обучения по Выготскому. Анализ использования активных форм и методов обучения на уроках и во внеклассной работе по биологии в средней школе. Уроки обобщения и систематизации знаний.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2014

    Сущность и задачи интерактивного обучения в начальной школе. Реализация комплекса методов и приемов интерактивного обучения младших школьников на уроках математики. Выявление динамики уровня сформированности универсальных учебных действий школьников.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Технология интерактивного обучения - совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, создающего условия для их развития. Особенности интерактивного обучения, его применение на уроках математики.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Урок, как форма организации обучения. Современные подходы к типологии и структуре урока. Интерактивное обучение. Технологии интерактивного обучения. Концепции и технологии интерактивного обучения. Педагогический эффект.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2006

    Общая характеристика интерактивного обучения. Основные формы интерактивного обучения. Проблема активизации учения школьников. Адаптация учебного материала к учебным возможностям школьников. Особенности применения технологий интерактивного обучения.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2015

    Изучение сущности, классификации, направлений, условий и барьеров осуществления педагогических инноваций. Рассмотрение особенностей интерактивного (семинар-диспут, дискуссия), проектного (развитие креативных способностей) и компьютерного обучения.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2010

    Рассмотрение новых методов и технологий в сфере образования, таких как учебно-воспитательный процесс – "Учитель – Ученик" на основе нестандартных форм и методов взаимодействия. Методика использования технологии электронного обучения в старших классах.

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине 19 века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

2. Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.

«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес).

Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.

Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе страшную смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.

В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох – гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно ее прерван.

Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.

1. Выбор высказывания

Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что

Владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;

Чётко понимаете смысл высказывания;

Можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);

Знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);

Сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания
Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук



Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и ее роль в познании. Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути ее решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы. Наука как форма общественного сознания. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание. Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни. Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей». Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. Экономика Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов. Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества. Стимулы и эффективность производства. Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений. Роль государства в регулировании экономики. Социология Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. Процессы передачи информации между социальными группами. Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность. Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. Политология Политическая система общества и ее роль в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества. Особенности современных политических отношений. Субъекты политики. Мировая политика и международные отношения. Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике. Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки. Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политическая система общества: понятие, функции и структура. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Форма государства и ее элементы. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения, группы давления. Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса. Революция и реформа как виды политических преобразований. Политическая модернизация. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение. Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике. Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Взаимодействие института права с другими социальными институтами. Правоведение Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. Сущность юридической ответственности. Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...



...глобализации общественных отношений;

...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

...обострения глобальных проблем современности;

...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

...развития международной интеграции;

...современной рыночной экономики;

...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

...жесткой дифференциации общества;

...открытой социальной структуры современного общества;

...формирования правового государства;

...преодоления духовного, нравственного кризиса;

...диалога культур;

...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью , можно частично , опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

«А не задумывались ли вы над тем, что...?»

5-6. Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы» .

7. Вывод
Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воединов одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений , подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод...»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»

Оформление эссе

Нужно помнить, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством. Поэтому составляется связный текст,используются слова-связки, уделяется внимание грамотному написанию обществоведческих терминов .
Текст эссе желательно разбить на абзацы , каждый из которых будет выражать отдельную мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы (см. выше).

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него

Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др.);

Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;

Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Требования к работам выпускников

При всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:

2) соответствие содержания эссе заявленной проблеме;

3) выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает автор высказывания;

4) аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;

5) четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению автора высказывания;

6) обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;

7) подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами общественной жизни, социального поведения, личного опыта;

8) логичность рассуждений выпускника;

9) отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных (фактических, логических, этических) ошибок;

10) соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.

К объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы, адекватности и полноте раскрытия проблемы.

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Для удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например:

Примеры для работы с выказывания

1. Цитата «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». (Ф.Аквинский)
Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.
3. Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.
5. Примеры 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.
1. Цитата «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Г.Белинский)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.
5. Примеры 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.
1. Цитата «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Какими качествами обладают правители – великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
5. Примеры 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.
1. Цитата «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». (М.Бакунин)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.
5. Примеры 1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.
1. Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н.Бердяев)
2. Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.
4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.
5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).
| следующая лекция ==>

Для эффективного управления учебным процессом учителю необходимо регулярно контролировать качество усвоения материала. Одними итоговыми работами в этом случае не ограничиться, ведь нужно ещё и проверить реализацию воспитательной цели урока, а также проследить уровень логического и аналитического мышления школьников. В ряду наиболее эффективных приёмов мониторинга ведущую позицию занимает составление ответов по ПОПС-формуле.

Суть приёма ПОПС

ПОПС-формула - это инструмент индивидуального контроля качества усвоения знаний по всем гуманитарным дисциплинам, который направлен на рефлексию учащихся. Приём был разработан Дэвидом Майккойд-Мэйсоном, специалистом в области юриспруденции из ЮАР. В английском варианте расшифровка аббревиатуры обозначает Position-Reason-Explanation or Example-Summary («позиция-причина-объяснение или пример-резюме»), то есть PRES-formula. Один из проректоров Санкт-Петербургского Института права Аркадий Гутников предложил следующий перевод этого названия:

  • П - позиция;
  • О - объяснение;
  • П - пример;
  • С - следствие/суждение.

Значимость приёма состоит в том, что он позволяет детям в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро. Последний фактор играет немаловажную роль для каждого учителя, чья работа ограничена строгими временными рамками урока. Технологию можно использовать на занятиях любого типа: от вводных до контрольных. Её можно вводить на стадии:

ПОПС-формула позволяет:

  • за короткое время опросить нескольких учащихся;
  • получить информацию о глубине понимания ребёнком темы;
  • узнать, какую нравственную оценку даёт ученик тому или иному событию, явлению.

Такая рефлексия, кроме всего прочего, помогает:

  • формировать оценочное мышление у детей;
  • учит ребят лаконично выражать свои мысли;
  • структурировать идеи.

Более того, школьники учатся работать самостоятельно, ощущая при этом свободу творчества, что важно для развития креативности школьников.

Жан-Жак Руссо писал: «У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим».

Технология составления устного ответа или эссе по формуле

А. Гутников не только перевёл формулу на русский язык, но ещё и несколько дополнил её. Особенность детей такова, что, даже имея представления о том или ином вопросе, в процессе ответа они начинают «нукать» или заменять слова междометиями. Вследствие этого возникает неловкость и раздражение: у школьника в связи с трудностями при подборе слов, а у педагога - из-за потери драгоценного времени на ожидание ответа. Поэтому для каждого уровня составления высказывания по формуле предлагаются речевые клише, помогающие быстрее сформулировать мысль:

  • Я считаю, что…/ Мне кажется, что…/ Я согласен с …/ На мой взгляд… - эти формулировки помогают высказать собственное мнение по заданной проблеме.
  • Потому что…/ Так как… - на этом уровне ПОПС-структуры дети приводят всевозможные аргументы, подтверждающие предыдущее суждение. Основной вопрос, на который учащиеся отвечают в данном блоке: почему ты так считаешь?
  • Например…/ Я могу доказать это на примере… - чтобы подтвердить уверенность в своих словах, школьникам следует привести не менее трёх примеров, основываясь на теоретических знаниях или на собственном опыте. Важно быть убедительным на этой стадии ответа.
  • Таким образом…/ Поэтому…/ Исходя из вышесказанного… - эти выражения помогают организовать мысли для подведения итога, окончательных выводов.

ПОПС-формулу можно использовать как при составлении устного ответа, так и для написания короткого сочинения

Эти клише могут использоваться не только при подготовке устного ответа, но и при написании эссе по ПОПС-формуле. В последнем случае письменное рассуждение будет отличаться лишь объемом информации, данной по каждому пункту.

Примеры использования метода на различных уроках

История

Более всего полезна ПОПС-формула для составления ответа по предметам, требующим раскрытия понятий и выстраивания рассуждений. Например, по истории

Для темы «Россия в последние десятилетия XIX века» можно составить ответ по схеме так:

Я считаю, крепостное право к середине XIX полностью себя изжило.

Потому что крепостничество тормозило развитие всех сфер общественной, экономической и политической жизни общества.

Я могу доказать это тем, что Россия была отстающей державой (в сравнении с другими европейскими странами), была проиграна Крымская война, нарастало недовольство народных масс.

Поэтому важная реформа стала настолько значимым событием в истории, предопределив большие преобразования в конце века.

Таким может быть высказывание по теме «Пётр I и его политика»:

Я думаю, правление Петра было самым продуктивным за всю историю.

Потому что Россия добилась небывалого прогресса.

Например, открывались школы, ввозились новые продукты, налаживались торговые связи.

То есть методы правления Петра I были эффективными.

Обществознание

При рассмотрении потребительского кредита на уроке обществознания ПОПС-формула поможет составить такой ответ:

Я думаю, что брать потребительский кредит не следует.

Потому что назвать кредит выгодным вложением сложно.

Могут доказать это тем, что возвращать приходится значительно большую сумму. Получение быстрых денег не приносит удовлетворения от результата усилий по заработку средств, а также может произойти ситуация, когда оплачивать кредит станет нечем.

Таким образом, вместо того чтобы отдавать большие проценты, лучше накопить собственные средства на покупку.

Ещё один пример использования ПОПС на уроке обществознания, но по другой теме - «Безработица - способ регулирования государством рынка труда»:

Мне кажется, что безработица действительно регулирует трудовой рынок.

Потому что безработица сопутствует развитию рынка труда, трудоспособное население хочет найти работу и соглашается на условия работодателя, продиктованные экономической ситуацией в стране. Желающие получать регулярный заработок готовы переучиваться и осваивать новые профессии.

Поэтому безработица - важный элемент развития рынка труда в стране.

Литература

Для урока литературы ПОПС-формула удобна на этапе подготовки к сочинению. К примеру, тема: «Что составляет личность?» (по произведению М. Булгакова «Собачье сердце»).

Нельзя измениться, если сам сопротивляешься этим переменам.

Так как, во-первых, он - результат лабораторного опыта, во-вторых, нарушает принцип существования личности в обществе - принцип уважения к окружающим, в-третьих, он всячески сопротивляется интеллектуальному развитию.

Личность формируется на основе мирного сосуществования в коллективе и саморазвития.

Английский язык

Удобно использовать формулу при ответе на уроке английского, так как школьникам бывает особенно тяжело сразу составить чёткое высказывание на чужом языке

ПОПС является эффективным приёмом и для составления высказывания на уроке английского языка, особенно в старших классах, когда темы приобретают дискуссионный характер. Например, «Parenthood - responsibility or natural issue?».

I think we should learn how to become good parents.

The more we learn, the more we realize.

Examples: we behave like our mothers and fathers, we need to see role models. Psychology is very important.

Parenthood is the most difficult task in life.

ПОПС-формула позволяет ученику научиться грамотно излагать свои мысли, выражать идеи и стремиться к познанию нового, опираясь на собственный опыт. А педагог, научив школьников правильно пользоваться технологией составления ответа по такой схеме, получает возможность эффективнее использовать время урока и качественнее проверять уровень знаний детей.

Утро каждый раз будто настраивает меня на хорошее. Потому что даёт мне новые возможности. Это моё ощущение подтверждают исследования психологов, утверждающие, что люди морально чувствуют себя утром намного лучше: навалившиеся проблемы уже не кажутся им такими неразрешёнными. Поэтому по утрам многие люди (в том числе и я) очень работоспособны.))) С Вами Ирина Иваськив. Вот примерно так старый добрый приём с зашифрованным названием – ПОПС формула – и помогает людям высказывать своё мнение. «Заговори, чтобы я тебя увидел» – говорил Сократ. Это известное изречение не теряет своей актуальности и в наши дни. Яркий внешний образ привлекает внимание человека, только пока объект находится в зоне видимости, а грамотная аргументированная речь надолго остаётся в нашем подсознании. Как стать востребованным успешным собеседником в деловом и межличностном общении? Этому, оказывается, учат… со школьной скамьи, используя ПОПС формулу. Поразмышляем о ней подробнее…

Что скрывается за названием « » ?

ПОПС формула – великолепный интерактивный инструмент, широко применяющийся в практике средней и высшей школы. Его первоначальная цель – выявление качества знаний и степени усвоения учебного материала у учащихся.

Сформулировал постулаты волшебной формулы профессор права Дэвид Маккой-Мейсон. Родиной методики является ЮАР. На оригинальном языке аббревиатура звучит следующим образом: PRES-formula, что в переводе на русский язык обозначает:

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следствие

Русскоязычная ПОПС формула появилась на свет благодаря энтузиазму российского коллеги южно-африканского учёного Аркадия Гутникова.

Методика стала альтернативным методом определения объективного уровня знаний учащихся. Оценка в виде количества баллов, несмотря на простоту и традиционность, не всегда легко даётся учителям. Помните это сомневающееся и протяжное «5 с минусом» от любимого учителя русского языка и литературы? Порой оценки вызывают волну негодования и у самих учеников. На повестке дня встал вопрос: не важнее ли научить детей критически воспринимать информацию, формировать и аргументировано высказывать своё мнение?

Со временем ПОПС формула получила признание и в различных других видах деятельности: работа с детьми, подготовка к публичным выступлениям, сфера развития письменной речи, копирайтинг и т.п. В учебных заведениях методика практически сразу подружилась с гуманитарными науками, требующими определённых навыков владения словом.

ПОПС формула в работе с детьми

  • кратко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
  • повышать эффективность коллективной/командной работы;
  • вести увлекательные дискуссии и обсуждения на равных
  • (ведь каждому участнику предоставляется единый алгоритм и время на озвучивание своей позиции);
  • экономить время и качественно структурировать рабочий процесс.

Основная причина, почему альтернативное мнение зачастую не принимается в высшей школе, – это отсутствие аргументов. ПОПС формула помогает свободно и аргументированно выражать своё несогласие по обсуждаемой теме.

Ощущение эффекта от использования методики: расширение границ своего потенциала, чувство собственной значимости, факт успешных публичных выступлений – всё это хорошая мотивация для дальнейшей учёбы, познания новых сфер деятельности и формирования положительной Я-концепции.

Подготовка к публичным выступлениям

Как бы сладко не пел соловей, а фокус человеческого внимания длится не более 10-15 минут. Безусловно, люди способны воспринимать и большие объёмы информации, но нужно помнить о том, что степень вовлечённости аудитории нестабильна: человека отвлекают собственные мысли и заставляют скучать малоинтересные факты. Именно поэтому публичные выступления подобны искусству и требуют мастерства.

Фактически ПОПС формула даёт универсальный алгоритм успешного взаимодействия с аудиторией. Это хорошая основа:

  • для получения обратной связи;
  • схемы построения дискуссии;
  • выстраивания публичного выступления.

Методика востребована в бизнес-процессах, где время – это чьи-то деньги. Зачастую успех предприятия (как компании, так и отдельно взятого сотрудника) определяет грамотная и короткая презентация: профессиональных навыков и достижений, преимуществ того или иного продукта. При поиске работы очевидным достоинством соискателя является умение аргументировать, почему именно он справится с новой должностью, как никто другой. Результатом работы ПОПС формулы в деловом мире становится карьерный рост, расширение базы рабочих контактов, увеличение уровня лояльности клиентов и количества сделок.

Развитие письменной речи и копирайтинг

Подготовка реферата, эссе, доклада или – дело непростое. Дело не только в распространённом страхе чистого листа. Даже обладая качественными знаниями, работа с большими объёмами информации требует определённых навыков. ПОПС формула помогает структурировать будущий текст, выстраивая логическую цепочку повествования.

Со школьной скамьи мы помним волшебную формулу любого исследования: проблема – последствия – решения . Усовершенствованная южно-африканская методика рекомендует дополнить материал реальными примерами.

Эта формула отлично работает в копирайтинге, который стал необычайно востребован на фоне массового производства веб-сайтов и приложений. Невозможно создать качественный контент и быть убедительным автором без должного осмысления и структурирования информации.

  • ПОПС формула будет кстати:
  • во время самопрезентации
  • во время собеседования
  • для рекламы товара/услуги
  • для презентации продукции
  • для резюмирования сказанного

Вербальные формулировки ПОПС формулы

П – позиция

Позиция не может быть скучной, неинтересной или неправильной. Таковой может сделать её неумение чётко сформулировать и озвучить свои мысли. Эти фразы помогут громко и уверенно заявить о себе:

  • «Я полагаю, что…»
  • «Я считаю, что…»
  • «На мой взгляд…»
  • «По моему мнению…»
  • «Я согласен с…»
  • «Я не согласен с…»
  • «Я думаю, что…»

О – объяснение

Следующий шаг – аргументация своего мнения по заданной теме. Попробуем использовать следующие выражения:

  • «Потому что…»
  • «Так как…»
  • «Поскольку…»

П – пример

Проверенное средство убеждения – реальные факты, доказательства, аргументы, примеры.

  • «Я могу подтвердить это тем, что…»
  • «Я могу доказать сказанное несколькими примерами…»
  • «В качестве доказательства сказанного приведу несколько примеров…»

С – следствие

Подведение итогов всего вышесказанного – это то, что отличает речь профессионального спикера от дилетанта. А также сигнализирует невнимательному слушателю о том, что выступающий заканчивает свой доклад. Для финальной части выступления подойдут фразы:

  • «Таким образом…»
  • «Следовательно…»
  • «Поэтому..»
  • «Из всего вышесказанного я делаю вывод…»
  • «Резюмируя вышесказанное…»

ПОПС формула в тренинге «Формула успеха»

Цель : создать прототип ситуации для самореализации и вывести формулу успеха.

Задачи :

  • сформировать позитивную Я-концепцию и укрепить уверенность в собственных силах
  • развить навыки вербального и невербального общения
  • сформировать внимательность, лояльность и терпимость по отношению к окружающим

Примеры возможных заданий:

  1. Упражнение-ледокол «Передай маску» . Его суть сводится к копированию выражения лица рядом сидящего участника и передаче его другому человеку. Передать маску друг другу должны все участники тренинга.
  2. Упражнение «Ожидание» . Что я хочу и могу получить от тренинга – короткие выступления, основанные на ПОПС формуле.
  3. Упражнение «Комплименты» . Используя ПОПС формулу, необходимо написать на листе, прикреплённом на спине каждого участника, его положительные качества.
  4. Упражнение «Чемодан желаний» . Определяем и аргументируем, какие вещи и аксессуары необходимы для достижения успеха, и складываем в чемодан (формируем в виде коллажа на ватмане или доске).
  5. Упражнение «Формула успеха» . Делимся на журналистов и знаменитых личностей, у которых журналисты берут блиц-интервью (Что для вас является формулой успеха?), короткие формулировки пишем на ватмане или доске, меняемся ролями.
  6. Завершающим упражнением является анализ и обсуждение всего процесса тренинга, а также подведение итогов: удалось ли участникам разгадать формулу успеха.

Игровая дискуссия, основанная на ПОПС формуле

Суть проста : необходимо сформировать две или несколько команд, а также набрать группу аналитиков, которые будут следить за соблюдением правил и оценивать процесс игры. Предварительно необходимо выбрать предмет дискуссии, предоставив участникам исчерпывающую информацию по заданной теме.

Задача участников : сформулировать и озвучить свою позицию в рамках обсуждаемой темы. Все вербальные заявления должны быть выстроены согласно ПОПС формуле. Сам процесс дискуссии происходит по правилам : ораторы разведены по разным углам, подобно спортсменам на ринге.

Победит сторона, наиболее полно и убедительно аргументировавшая свои суждения (другими словами, красиво, вежливо и прилично закидавшая команду-соперницу грамотными аргументами, поскольку необходимым условием победы является терпимость и соблюдение правил публичных выступлений). По завершению игры, участники делятся впечатлениями и замеченными нюансами и ошибками, возникавшими по ходу игры. При желании можно продолжить дискуссию в свободной форме.

Заключение

Всего 4-5 предложений в письменном выражении и около минуты – в устном. ПОПС формула помогает дискутировать по-взрослому – легко и убедительно выражая свою позицию! Запомните эту несложную последовательность: Позиция – Обоснование – Пример – Следствие. С ней Вы будете чувствовать себя намного увереннее!

© Ирина Иваськив

ПОПС формула освоена? Тогда приступаем к освоению других эффективных методов преподавания:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Формула устного ответа ПОПС Цель: ознакомить учащихся с формулой ПОПС, и научить ее применять. ПОПС-формула Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Перевёл её на русский язык Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского Института права.

2 слайд

Описание слайда:

П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Четыре момента ПОПС – формулы:

3 слайд

Описание слайда:

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». П Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». О Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».П И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». С Примерные вопросы для каждого пункта

4 слайд

Описание слайда:

Щенникова Наталья. 10 класс. Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. П Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. О Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. П Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов. С Пример. (по теме «Россия во второй половине XIX в»)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»