Подготовка к Соборованию в Великий Пост: важные правила. Соборование — что это за обряд и для чего он совершается

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Можно ли, пособоровавшись, забыть обо всех болезнях? на эти и другие вопросы отвечает настоятель университетского храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

- Отец Максим, что такое Соборование?

Соборование, или как оно еще называется Елеосвящение, — это церковное Таинство, в котором при помазании тела специально освященным маслом (елеем) призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15)

Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов — ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех — болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.

— В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

— Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего — на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

— А как нужно готовиться к Соборованию?

— Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

— Означают ли процитированные Вами слова апостола Иакова: «если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», — что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким как Соборование?

— Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

- Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

— Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите - прорастите, хотите - пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. В чем их отличия?

— Миропомазание и Елеосвящение - это два совершенно различных Таинства. Миропомазаниt совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились Крещении. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) - это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников - собор.

Зачем надо собороваться?
- По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог по¬лучить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т.п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14),- принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Соборование - это таинство помазания оливковым маслом (освещенным), которое проводится как в православии, так и в католицизме для лечения духовных и телесных недугов.

У соборования есть второе название «Елеосвящение», освещенное оливковое масло же по-другому именуется елеем.

Главной целью ритуала является очищение человека от грехов , которые являются причиной его болезней. Как и было сказано в Библии, спаситель не стал лечить поднесенного к его ногам умирающего, а спас его душу, простив грехи его.

Этот обряд в церкви проводят семь священников, «сбор» и стал корнем альтернативного названия елеосвящения.

Историческая справка

Чтобы понять обряд соборования, как и было сказано выше, следует углубиться во времена жизни Иисуса Христа, ведь соборование представляет собой именно действия Спасителя , благодаря которым он исцелял людей от недугов.

Первые ритуалы проводились с помощью возложения рук. Со временем мы узнаем из послания Апостола Иакова, что больной мог специально позвать священнослужителей, которые путем помазания оливкового масла исцеляли больного. Страждущий излечивался лишь в том случае, если имел сильную веру. На сегодняшний день соборование проводится с помощью елея, а в дань прошлым временам на лоб больного прикладывают Евангелие.

Первые обряды на Руси были весьма легкими. Проводили их дома, священники читали несколько молитв и псалмов. Изменения начались с начала шестого века.

Соборование сегодня

Итак, в чем суть соборования в церкви . Ведь существует таинство исповеди, когда человек сам признается в своих поступках. Конечно же, здесь есть нюансы и отличия. Во время исповеди человек может скрыть свои поступки как умышленно, так и не понимая, в чем именно он провинился. Именно поэтому появился еще один чин.

Таинство соборования как раз-таки предназначено для таких людей, которые не в силах рассказать о своих грехах, ему помогают в этом священники.

В каких случаях надо соборовать человека? Нужно проводить ритуал, когда человек:

  1. Давно забыл свои грехи и не исповедовался.
  2. Совершил деяния, но не осознал всю серьёзность содеянного.
  3. Совершил грехи, но ввиду своего физического состояния никак не может искупить их добрыми делами.

Правила обряда

Как проходит соборование, какие атрибуты нужны для этого таинства и в каком возрасте и физическом состоянии должен находиться человек, чтобы начать готовиться к ритуалу?

По церковным правилам обряд елеосвящения может быть проведен, если человек:

  1. Христианин и находится в сознании.
  2. Ему есть полных семь лет.

Ритуал не будет проведен, если человек болен психическими заболеваниями, агрессивен и неадекватен в поведении.

Соборование проводится в храме . В нем могут участвовать сразу несколько человек. Исходя из того, что обряды проводят священники наивысшего ранга, можно собороваться и без исповеди.

Этот обряд в основном проводится для больных людей, но зачем здоровому человеку быть помазанным елеем? Ответ прост: ритуал помогает не только больным, но и здоровым людям, ведь священнослужители в своих молитвах просят для них новой жизни, в которой нет места грехам.

Подготовка к таинству

Обряд не проводится в любой день недели . Скорее всего, нужно поговорить со священнослужителями, которые скажут, сколько будет стоить ритуал и разъяснят все нюансы. При желании перед елеосвящением можно исповедаться, но это необязательно из-за вышеуказанных причин. Обязательно следуйте основным правилам:

Атрибуты елеосвящения

Для того чтобы провести обряд , требуются следующие атрибуты:

  1. Стол, который покрыт чистой тканью.
  2. Пшеница на блюде или же другой любой злак, который символизирует новую жизнь.
  3. Сосуд, в котором осветят оливковое масло, то бишь елей.
  4. Семь церковных свечек.
  5. Семь палочек, обвернутых ватой.
  6. Красное вино, которое символизирует кровь спасителя.

Евангелие и крест используют священники. Этот обряд в основном проводят семь священников, ведь именно семь раз зачитываются тексты из Евангелия. Семь раз происходит помазание больного. Обычно соборование проходит в церкви, но когда больной не может физически находиться в храме, обряд можно провести дома в присутствии одного священника. Домашний ритуал фактически ничем не отличается от ритуала в церкви. При этом дома могут находиться и родственники больного, которые также будут помазаны елеем.

Соборование - очень серьёзный обряд , который отпускает все грехи человека и дает ему возможность начать все с чистого листа. Только истинная вера поможет больному обрести покой и даст силы для новой жизни. Очень важно понимать, что елеосвящение не излечит полностью человека, болеющего раком, не поставит на ноги больного, который лежит годами. Медицина в таких случаях просто необходима, но вера, которая только укрепится благодаря этому ритуалу, способна творить чудеса.

Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Необходимо духовное усердие и ясное представление о том, что подается в Таинстве Елеосвящения. К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.

Из Евангелия нам известно, что Господь Иисус Христос часто не совершал чудес по неверию людей (Мф. 13, 58; Мк. 6, 5-6). И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48). Слепец Вартимей, сидевший у Иерихона, узнав, что мимо проходит Христос, стал громко кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня . И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10, 46 – 52).

Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. В Священном Писании сказано: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, – искренняя вера и горячая просьба. Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения. А, как сказал апостол Иаков, молитва веры (то есть исполненная глубокой веры) исцелит болящего .

Итак, важно иметь правильный внутренний настрой. Здесь можно выделить несколько составляющих. Во-первых, как мы уже сказали, должно иметь горячую веру и возносить искреннюю молитву. Готовясь к Соборованию, хорошо читать акафисты Спасителю, Божией Матери и святым, прославившимся чудесным врачеванием болезней, например великомученику Пантелеимону и вообще тем святым, чья память особенно близка нам. Таким образом, душа заранее располагается к принятию дара исцеления, подаваемого в Таинстве Елеосвящения.

Во-вторых, мы должны иметь сердечное сокрушение о своей греховности. Перед Соборованием хорошо исповедаться. А в Таинстве Елеосвящения нам отпустятся забытые или совершенные по неведению грехи, поэтому соборующемуся человеку необходимо иметь покаянное настроение души: стоит вспомнить всю свою жизнь, соделанные неправды и причиненные ближним обиды и помолиться Богу о прощении допущенных грехов. Соборующийся должен и сам простить своим ближним, если кто чем его обидел. Ведь Господь сказал: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14 – 15). Как же мы хотим получить на Елеосвящении отпущение грехов, если не простим своих ближних?

В-третьих, важно научиться более бдительно относиться к себе, к своему внутреннему миру, побеждать грех при его первом появлении – в мыслях или чувствах. Причина наших бед часто заключается внутри нас, поэтому необходимо постоянно очищать свое сердце. Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго , молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения.

И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое – вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное – общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье – не самоцель.

Сила трех Таинств

Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении.

Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов – это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться (Иак. 5, 16).

Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно – он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования.

Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.

И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной.

В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению.

А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище – соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства. После святого Причастия чуткая душа ощущает удивительный мир, чистоту, подлинное освобождение от оков греха и земной суеты. Достойно причащающийся христианин обретает рассудительность, мудрость.

Когда автор этих строк учился в Московской Духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, которой было уже больше восьмидесяти лет. Она мучилась многими болезнями, ноги ее были покрыты язвами, так что она почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин, – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, и в этой умиротворенной и просветленной душе уже не было ни тени смущения, ропота, тревог. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, так что она теперь укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в трех упомянутых Таинствах.

После Соборования

В самом начале совершения Таинства освящается елей, которым священники затем семь раз помазывают верующих. По совершении Соборования святой елей обычно остается в достаточном количестве и его раздают всем желающим. Святое масло наливается в маленькие пузырьки, которые, принеся домой, необходимо хранить в достойном месте, рядом со святой водой и другими святынями. Для чего оно нам нужно? Соборным маслом, как его еще называют, можно помазываться в случае болезни, с верой обращаясь к Богу и молясь о выздоровлении. Святым елеем можно просто крестообразно помазывать свое чело (то есть лоб) каждое утро после прочтения утренних молитв, со словами: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь, испрашивая у Бога благословения на день грядущий.

Таким образом, хотя Таинство «прошло», но освященный елей остался, им можно помазываться, и потому Елеосвящение продолжает приносить свои плоды.

Летом 2005 года иеромонах Иоанн соборовал более десяти спецназовцев, отправлявшихся в Чечню. В напутствие он дал им освященное масло, и каждое утро, перед выходом на боевые задания, командир группы помазывал военных святым елеем. Солдаты запомнили эту поездку как совершенно особенную – словно кто-то невидимый их ограждал и им помогал, а командир впоследствии говорил: «Все это время мы были как у Христа за пазухой».

Итак, Таинство Елеосвящения не только освобождает от прежних недугов, но посредством освященного елея, которым с верой помазываются христиане, ограждает от возможных искушений, охраняет от болезней и телесных увечий.


В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

Соборование - Таинство, врачующее душу и тело

Великим постом во многих храмах совершается Таинство Соборования. Что оно означает? В каких случаях необходимо собороваться и как часто? Как к нему подготовиться? И можно ли совершать это Таинство на дому?


“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14 - 15).

Соборование не совершается над младенцами , потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Ни с каким другим таинством не связано столько суеверий и предрассудков, как с соборованием. Говорят, что после соборования нельзя вступать в брак, нельзя мыться, есть мясо, нужно поститься по понедельникам; а главное - что принимать это таинство можно только умирающим. Все это неправда!

Это не напутствие на тот свет , но исцеление для этой жизни в покаянии. Оно ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, “многих больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. VI, 13).

Таинство Елеосвящения , одно из семи таинств Церкви, состоящее в помощи болящим, чающим выздоровления от недугов телесных и душевных, и дарует больному прощение забытых не исповеданных грехов (но не сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней - грехе.

Православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, я могу прибегать к соборованию ”.

Часто миропомазание путают с соборованием. Помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной не является Церковным Таинством.

Кроме этого Соборование, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств , Господом данных, для врачевания наших болезней.


ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

как подготовиться к соборованию?

В нашем храме Соборование начинается в 8:30 .

Но перед тем как принять участие в этом Таинстве, Вам необходимо прийти заранее и подготовиться. Совершение этого Таинства - платное. Но надо не только оплатить, но и чтобы ВНЕСЛИ ВАШЕ ИМЯ в список соборующихся. Потом эти имена священник будет несколько раз читать при совершения Танства Соборования.

Поэтому надо сначала подойти к церковной лавке.

Также надо приобрести свечку , которую Вы будете держать в руках во время всего Таинства Соборования. Оно продолжается около 1 - 1,5 часов. Если Вы собираетесь взять эту свечку с собой (после Таинства), то желательно приобрести большую свечу.

Также прежде возьмите либо 2 больших носовых платка, либо 2 куска хорошо впитывающей ткани (марли ) - один нужен будет для того, чтобы вытирать излишки масла с рук и лица, другой, чтобы закрепить его на горловине, чтобы масло не стекало на одежду .

Женщинам нужно взять еще и головной платок (учитывая, что лицо будет замаслено и волосы поправить будет очень трудно).

Также обычно приносят с собой бутылку масла (на ваше усмотрение, большую и маленькую, домашнее масло или из магазина).

Главное - прежде её открыть (крышку, желательно запрятать в своем кармане). И поставить на столик для соборование (в центре). Хорошо бы вашу бутылку подписать , чтобы без труда её найти среди остальных.

Одеться надо так, чтобы шея была хорошо открыта и можно было расстегнуть кофточку на груди – будут помазывать маслом. С рукавов не должны свисать висюльки и бахрома – тыльная сторона ладоней также будет помазываться. Лоб должен быть открыт для того же.

Не надевайте золота на шею и пальцы, браслеты также выпачкаются и будут мешать.

После соборования не забудьте забрать вашу бутылочку с маслом.

Это масло можно понемногу добавлять в пищу. Также освященным елеем можно помазывать (крестообразно) больные части тела. Это масло, как и крупа, используются понемногу на протяжении всего года – до следующего поста.

Свечу после соборования нужно забрать домой и зажигать для себя (и своих близких) в случае болезни или другой серьезной необходимости с молитвой.

Использованную бутылку от масла надо сжечь.

Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.


Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования

Как происходит соборование?

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания.

Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.

Возгласом "Благословен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан.

Соборование обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.).

Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу ставят семь свечей. В отдельных сосудах (пиалках или стаканах) ставят на стол чистое масло и немного красного вина.

Вино в масло вливается в память о милосердном самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и "перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34), а добавляемое в него в небольшом количестве вино – символизирует Искупительную Кровь Спасителя. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин.

Кроме вина и масла при совершения Таинства Собрования используются зерна пшеницы или пшена. Эти зерна символизируют зародыш жизни, а по смерти тела - воскресение.


Итак, звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение отрывка из посланий апостолов и Евангелия, рассказывающего нам очудесных исцелениях болезней. После чего священники каждого крестообразно помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.


Сказанное в последовании: “елеем святым дал еси образ Креста Твоего” показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.


При каждом помазании читается молитва: "Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие (охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его (или ее) благодатию Христа Твоего"... Далее следует молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна Крестителя, апостолов и всех святых.


Во время помазывания масло настоятель храма на колнеях читает молитву о даровании здоровья и перечисляет имена людей, учавствующих сейчас в Таинстве Соборования.


Затем священники возвращаются на свои места. Снова читаются молитвы, поются специальные песнопения, и опять же читаются отрывки (но уже другие) из Апостолов и Святого Евангелия. После священники опять крестобразно помазывают святым елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон.


И так всего семь раз. Каждый раз читаются другие отрывки из Апостолов и Святого Евангелия. (Какие отрывки из Апостолов и Св. Евангелия читаются, какой смысл этих чтений - читайте ниже)

Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы, держа его письменами вниз, как бы исцеляющую руку Самого Спасителя - на голову больного и при этом молит Господа о прощении всех его грехов: "Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение..."


От Соборования нельзя ожидать немедленного выздоровления. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые люди воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нeт!

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение же грехов, забытых или неосознанных, всегда даруется соборующемуся.

Исцеление - это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛОВ И СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ НА СОБОРОВАНИИ

Первое чтение - Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам.

Второе чтение - Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Третье чтение - 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых ду́хов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении - 2 Кор. 6, 16-7, 1 - апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, "совершая святыню в страхе Божием".

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении - 2 Кор. 1, 8-11 - апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира - Царства Небесного. "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий", - призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола - Гал. 5, 22-6, 2 - апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. "Носите бремена́ друг друга, и таким образом исполните закон Христов", - призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте", - взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытаре́ призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию".

О СОБОРОВАНИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.

Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.

Как часто можно прибегать к Таниству Соборования?

К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

А как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и, естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что, помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству.

Означают ли процитированные вами слова апостола Иакова: «Если кто заболеет, пусть призовет пресвитеров…», что православным христианам вовсе не нужна медицинская помощь? Исцеление возможно только благодаря духовным средствам, таким, как Соборование?

Нет, конечно, Елеосвящение как духовное врачевание не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому Соборование не отменяет употребления лекарственных средств.

– Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Можно им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это не заменяет участия в Таинстве. Но бывает так, что люди забывают про него, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло. Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно. Использованную бутылку от масла надо сжечь. Также поступить и с платочками и тряпочками, которыми вы вытирали излишки масло на лице во время Соборования.

Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, - тут нет никаких указаний церковного устава.

– Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время всенощного бдения. В чем их отличия?

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую мы только что родились. В некоторых особенных случаях Миропомазание совершается отдельно; предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии (к примеру, из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений), действительность Крещения которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными.
Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время всенощной и которое люди, только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее, иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей всенощной, когда совершалась лития - часть богослужения, во время которого совершается благословение пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на всенощном бдении. Повторим, это не является церковным Таинством.

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»