Культурно-историческое наследие села. Борода, косы и воспитание

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Воссоздать традиционную модель уклада в небольшом селе оказалось сложно. Хотя три столетия назад именно здесь обосновалась большая община, и поселение стало негласным центром старообрядчества Саратовской области. Но местные мужчины давно не соблюдают завета «да не коснется бритва бороды твоей», женщины же носят запрещенные по уставу брюки и красятся. Уже двадцать лет старожилы пытаются вернуть сельчанам веру предков. Корреспондент ИА «Взгляд-инфо» побывала в селе Сосновая Маза Хвалынского района и увидела, с чем приходится сталкиваться активистам и священнику.

«Бог терпел и нам велел!»

Снимаю замок с двери, захожу в сени и проваливаюсь во мглу. Сразу в темноте сложно сориентироваться и найти нужную дверь. С нужными дверями всегда так. Вместо жилой части дома оказываюсь в кладовке, увешанной паутиной.

«Сюда, сюда», — хозяйка дома Валентина Карева голосом пытается указать, куда следует идти. Сама Валентина Ивановна уже пару лет не выходила на улицу, по дому передвигается на инвалидной коляске. Из постоянных гостей — соцработник да иерей Вадим .

Улыбчивая старушка встречает меня в скромно обставленной, но уютной комнате. В красном углу — доставшиеся от мамы старинные иконы, книги со святым писанием, молитвословы. Рядом с ликами святых висит лестовка — старообрядческие четки для молитвы. Практически ничего общего с привычными (принятыми в новообрядчестве — прим. ред.) четками: вместо бусинок в лестовку вплетают бобочки (свернутые в тугой валик бумаги с молитвами), а посередине — нашитые друг на друга четыре треугольника, называемые лапостками.

Валентина Карева — организатор старообрядческой общины в Сосновой Мазе. Именно к ней ходили помолиться соседи, пока в селе не было церкви. И именно у нее останавливался в 2013 году митрополит Московский и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви Корнилий .

«Владыка встал к иконам, увидел на стене фотографии детей моей племянницы. «Они старообрядцы?» спрашивает владыка. «Нет, владыка. Но хорошо, что они Господа не отрицают, в церковь иногда ходят, и то слава Богу». «Он со мной согласился», — вспоминает Валентина Ивановна, показывая церковный календарь, в котором напечатали фотографию митрополита Корнилия и Каревой.

На фоне величественных сосен и живописных белоснежных холмов серые деревянные дома Сосновой Мазы кажутся особенно безликими. Правда, на многих окнах резные наличники обрамлены сверху башенками. И священник местного прихода отец Вадим подчеркивает, что это старообрядческий стиль: «Три башенки символизируют Святую троицу Отца, Сына и Святого духа. Есть житие святой Варвары. В нем рассказывается, что ей было видение, после которого она велела сделать в отчей бане три окна в честь Святой троицы» .

Коренные жители об оберегающей силе наличников ничего не слышали. В большинстве семей вообще долгие десятилетия избегали религиозных тем. Хотя история этого села тесно связана с вопросами веры.

В 1650-х — 1660-х годах патриарх Никон и царь Алексей Михайлович провели церковную реформу. Несогласные с нововведениями стали уходить в малозаселенные земли, скрывались в лесах. Некоторые семьи из тех, кто продолжал креститься двумя перстами, обосновались и в этих краях, на берегу реки Маза. Так в 1669 году образовалось поселение Сосновая Маза.

«До начала XX века у нас было четыре церкви и церковно-приходские школы. Но за время советской власти три церкви разрушили, четвертую забрали под мастерскую, когда в 1930-е строили машинно-тракторную станцию, — рассказывает Валентина Ивановна. — Моего дедушку Петра Фомича , церковного старосту, вместе со священником отцом Василием Макаровым , с которым он дружил, как и еще сотни старичков, куда-то увезли еще до коллективизации. Мама до последних своих дней верила, что тятя тогда остался в живых».

Совсем недавно пенсионерка узнала: ее деда и остальных арестантов увезли из села 10 февраля, а 18 февраля всех расстреляли в Вольске.

У них был шанс остаться дома. Так, отцу Василию предлагали отказаться от священства и сбрить бороду. На что он ответил: «Бог терпел и нам велел!» . После всю его семью выслали в Казахстан. Пожалели лишь дочь Анну Алмосову , которая на тот момент вышла замуж за военного, члена партии.

Сейчас праправнучка священника Наталья Аржанухина возглавляет местный Дом культуры: «Анна Васильевна была моей прабабушкой. Она стала церковной старостой, к ней ходили молиться соседи. Также она имела право крестить людей на дому. Прабабушка дожила до 96 лет, так что еще и своего праправнука, моего сына, крестила» .

Старожилы вспоминают: их родители перед молитвой плотно занавешивали окна, а детей отправляли гулять, чтобы не проговорились. Или среди ночи поднимали всех, чтобы помолиться.

«Если бы сейчас то поколение стариков было живо, то и в церковь все бы ходили , — Валентина Карева объясняет, почему в храм ходит так мало сельчан. — Наше же поколение к этому не приучено. Все привыкли по домам молиться ».

Большая часть из примерно 800 жителей Сосновой Мазы относит себя к старообрядцам. Но за последние десять лет и среди них произошел «раскол».

Борода, косы и воспитание

«Боюсь, уж как бы его не вызвали куда. Заберут, а я останусь такая старая одна, без сына. Помилуй Бог!» — причитает восьмидесятилетняя старушка Агриппина Ивановна , сидя на диване рядом с Геннадием Аникиным — единственным в селе обладателем «правильной» старообрядческой бороды.

«Соседи шутили, мол, в попы собрался. А мне Валентина Ивановна посоветовала не обращать на них внимания, — словно читая старославянскую вязь, Геннадий протягивает каждое слово. — Я иду и говорю, я для себя, не для вас отпустил ее, и все. Уже отстали от меня» .

Вычислить на улицах Сосновой Мазы старообрядцев непросто. Женщины чаще встречаются в брюках, а не в платьях. Мужчины не бородатые, а иногда и под градусом, что также запрещается по вере. Вообще старообрядцам нельзя менять образ, данный Богом. Бриться и пользоваться косметикой считается одним из серьезных грехов.

Учитель труда Сосновской школы Виктор Парамонов признается, что серьезно к вере предков пришел, когда в селе появился постоянный священник. Отец Вадим (Коровин) около десяти лет назад вместе с семьей переехал в Саратовскую область из-под Курска. Первое время жили в «тяжелом Саратове», а семь лет назад его направили в общину Сосновой Мазы. Здесь Коровины прижились, хотя, конечно, и трудности пришлось пережить — два года назад у священника дом.

«Их семья следует старообрядческому уставу, дети, как в монастыре, соблюдают все правила. Смотрим на них и учимся. Но я еще работаю, поэтому не могу пока отпустить бороду. Все-таки мы в деревне живем, остальные неправильно поймут» , — оправдывается Виктор Григорьевич.

Семья у отца Вадима большая — двенадцать детей, ожидают тринадцатого. Пока во дворе сыновья кормят домашних животных, на узенькой кухне частного дома суетятся дочери — вместе с матушкой Зиновией готовят ужин. Все девочки, как и положено, в платьях с длинными рукавами, волосы собраны в тугие косы.

По мнению отца Вадима, если нет возможности отдать ребенка в церковно-приходскую школу, значит, следует уделить больше внимания домашнему воспитанию.

«Пытаемся по правилам растить, когда до подросткового возраста доходят, конечно, начинают умничать, — делится матушка Зиновия. — Сбои всякие бывают, никто сейчас от этого не застрахован. Старший сын сбрил бороденку. Говорю: «Теперь с тобой ни пить, ни есть вместе нельзя, да и в церковь тебе так нельзя». Но потом он на исповедь сходил, батюшка епитимью (наказание) дал. Опять отращивает. Здесь из носителей старой культуры остались только бабушки, ровесников наших детей почти нет. Правда, на Крещение приезжали старообрядцы с Урала. Молодые ребята с бородами, и не стесняются этого» .

Но школьный учитель труда Парамонов признается: «Честно, не знаю, для чего нужна борода. Может быть, я не все еще постиг в вере? Вот у нас ходил в церковь один мужчина, подавал людям, принимал всякое участие в церковной жизни. И вдруг побрился и умер. А так как он нарушил устав, его не отпевали» .

Стороннему человеку такие порядки понять трудно. Впрочем, в соседней с Сосновой Мазой деревне Елховке живут еще более строгие старообрядцы — беспоповцы. У них нет священников.

«Мы их называем кулугуры, — говорит Наталья Аржанухина. — У нас у родственников бабушка из беспоповцев. Внучка специально ей отложила одну тарелку, чашечку и ложечку. Она никогда не ест из общей посуды. За своими бабушками и дедушками мы таких странностей не замечали» .

Суслов, крестики и импортозамещение

Дороги замело снегом, и не по всем улицам Сосновой Мазы можно проехать на машине. С центральной — Ленина — съезжаем на Кирова, а чтобы оказаться на улочке Огородной, где живет старожилка Анна Смирнова , нужно перейти на другую сторону села. Идем туда пешком через поле, узкую линию лесополосы и водоем. Стучимся.

Старушка показалась в окне и испуганно замахала руками: «Уходи, мне нечего сказать. В церковь не хожу. Никуда не хожу». Анна Леонтьевна никак не хотела общаться, так и скрылась в глубине дома.

Хотя сегодня Смирнова чуть ли не единственная помнит, как в 1950-е годы по району ходил старичок и с гордостью рассказывал, как «его внук Миша Суслов в Кремле большой начальник» , передает услышанную историю отец Вадим. Дедушка одного из главных идеологов коммунизма продавал старообрядцам нательные крестики собственного производства. Бракованные крестики, с непролитыми ушками, раздавал бесплатно. Их как раз и сохранила Анна Леонтьевна.

По словам местных, таких, как Смирнова, одиноких стариков в селе немало. Жизнь они ведут уединенную, из дома выходят редко. Это видно даже по тому, как возле калиток выросли ровные нетронутые сугробы.

Чужим боятся открывать двери еще и после серии краж старинных икон. «У меня есть старшая сестра, она слабее и поменьше меня, но еще полы моет, такая курбастенькая. Так к ней двое воров зашли в дом, толкнули ее и забрали святого Миколу, —Агриппина Ивановна Аникина еле сдерживает слезы, вспоминая события десятилетней давности. — Икона покойного мужа. Сестра рыдала: «Япа, благословение твое отняли». Это все наши мазенские воров подослали. Так и не нашли их» .

«Нет, не нашли», — повторяет последние слова матери Геннадий.

В безмолвном селе много заброшенных домов с заколоченными ставнями. Старики умирают, умирают традиции, а молодежь уезжает на заработки.

«Мне отец говорил, что до 1929 года в Сосновой Мазе насчитывалось полторы тысячи дворов, а это несколько тысяч жителей, — заключает с сожалением Парамонов. — Когда после 1993 года все колхозы обанкротились, всю сельхозтехнику разобрали, наша деревня стала куда-то «уходить». До сих пор работы здесь нет. Четыре местных фермера своим платить не хотят, им дешевле узбеков нанимать. Вот люди из села и вынуждены ездить на заработки в Москву, Питер и Сибирь» .

Сегодня на уроки в школу Сосновой Мазы приходят 83 ученика. Отец Вадим надеется: возможно, за счет новой внутренней политики страны, нацеленной на импортозамещение и возрождение сельского хозяйства, люди потянутся к земле, к истокам, к корням, к старому укладу.

Увы, пока 300-летнюю историю старообрядческого поселения в Сосновой Мазе лучше изучать по экспозиции в Хвалынском краеведческом музее.

На прощание Валентина Карева вспоминает слова своей мамы Ефросиньи Петровны, смысл которых поняла спустя годы: «Она иногда вздохнет: «Эх, маловерненькие мы». А я всегда возражала: «Что ты говоришь, мам? Ты полтора часа утром молишься и столько же, а то и больше, вечером. И маловерненькие!». «Да, а как Аввакум за веру на костер не пойдем. Уже нет в людях той веры» .

Описание

География

Сосновая Маза находится в центральной части района в 167 километрахот Саратова и 15 километрах от Хвалынска. Координаты:+52°29"49", +47°52"51" (G |Y |W ). Ближайшие железнодорожные станции – Маза и Буровка в нескольких километрах. В селе останавливаются рейсовые автобусы в направлении Вольска и Хвалынска. Сосновая Маза входит в территорию национального парка Хвалынский.

История

Первые люди на месте современного села Сосновая Маза жили примерно в XI веке до нашей эры, о чём свидетельствуют открытия, сделанные в 1901 году. Вес Сосново-Мазинского клада составлял21 килограмм, всего было найдено около 70 орудий, в том числе серпы и кинжалы, характерные для Закавказья и Ирана позднего Бронзового века. Вероятно, вещи принадлежали вождю одного из степных племён, устраивавших стоянки в этих краях.
После церковной реформы патриарха Никона и Большого Московского Собора 1667 года в глухие, малозаселённые хвалынские леса начали съезжаться скрывавшиеся от гонений противники нововведений. В 1669 году на речке Маза образовалось старообрядческое поселение Сосновая (Старая) Маза. Места эти были достаточно безопасными, и вскоре начали привлекать и простых беглых крестьян. В начале XVIII века Петром I сюда были высланы из Нижегородской губернии опальные стрельцы-раскольники. Первая моленная в Сосновой Мазе была построена в 1765 году.Амнистированное в правление Екатерины II поселение стало государственным, земли были переданы Чудову монастырю, которому жители обязаны были платить подать. В середине XIX века с распространением старообрядчества Белокриницкого согласия в селе появилось большое количество его последователей. Большинство по прежнему составляли беглопоповцы. Также в Сосновой Мазе имелась православная община и церковь в честь Покрова Божией Матери, по которой село также называли Покровским. На момент крестьянской реформы 1861 года в селе насчитывалось 317 дворов и2236 жителей, образовавших одно сельское общество. Через Сосновую Мазу проходила дорога из Хвалынска в квартиру2-го стана. Село являлось центром Сосново-Мазинской волости Хвалынского уезда Саратовской губернии. В 1877 годутщанием прихожан была построена новая православная церковь. Здание было деревянным, холодным, с колокольней и престолом как у старого храма. Позже был также организован отапливаемый придел во имя святителя Алексия. Дома для священника и псаломщика были церковные, к приходу была также приписана соседняя деревня Елховый Гай (Елховка). Начали работу почтовая контора, земская (в 1870 году) и церковно-приходская школы. В 1892 году было образованоцерковно-приходское попечительство, при котором 25 августа 1906 года было учреждено общество трезвости. 7 февраля1910 года в селе состоялся беглопоповский собор поволжских (иргизских) часовенных. По данным 1910 года в Сосновой Мазе проживало 3614 человек, из них 1615 беглопоповцев, 611 беспоповцев и 666 старообрядцев Австрийского толка. У каждой общины была своя моленная. Последними в 1911 году была заложена церковь, строительство которой было завершено за год. Деревянное здание с колокольней было освящено в честь Вознесения Господня. Открытие состоялось3 мая 1912 года, в престольный праздник. Первое богослужение совершил саратовский епископ Мелетий.
После Октябрьской революции в Сосновой Мазе был сформирован сельсовет. Вознесенская церковь сгорела в 1922 году.Некоторое время службы проводились в приспособленном доме, затем в село была перенесена церковь из Черемшанского женского монастыря, впоследствии закрытая и разобранная на строительные материалы для корпуса местноймашинно-тракторной станции. Православная церковь также была упразднена, 22 февраля 1937 года её здание было передано под клуб. В годы активной коллективизации в Сосновой Мазе образовались колхозы "Борьба за мир", "Год великого перелома" и имени Молотова. Великая Отечественная война унесла жизни более 200 жителей села. Здание Покровской церкви было окончательно разрушено в 1970-е годы.
Сегодня Сосновая Маза является центром одноимённого муниципального образования. В селе проживает около900 человек, имеются пункт связи и филиал Сбербанка, на центральной улице Ленина находятся дом культуры и двухэтажная средняя общеобразовательная школа. В 1995 году в бывшем особняке была вновь открыта старообрядческая церковь, освящение которой было ознаменовано крестным ходом.

Достопримечательности

В центре Сосновой Мазы установлен памятник погибшим на полях сражений Великой Отечественной войны жителям села. Композиция состоит из скульптуры воина, четырёх стел с именами погибших и вечного огня у подножия.


Из Демкино мы выезжали другой дорогой - держа курс на Апалиху.
Окраина села была живописна, и я опять подумала, что обязательно вернусь сюда поздней весной или летом, когда природа в цвету...

Миновали мы, меж тем, и груду загадочных полуразрушенных строений, не старых, судя по виду - но совершенно покинутых.
Надежда пояснила, что несколько лет назад была здесь община Богема, по которой обитателей ее именовали богемцами.
Что за богемцы и какого рода это было поселение - мне в интернете выяснить не удалось. Спутница же моя всего и знала, что были это какие-то сектанты, искали связь с Космосом - именно здесь, на окраине Демкино, в силу каких-то исключительных местных свойств, что были в этой общине люди очень образованные и состоятельные, считающие себя особо избранными, что продавали они все свое имущество, вплоть до жилья, чтоб сюда попасть - и за несколько месяцев на вложенные членами общины средства выросли здесь и корпуса для проживания и коровник современный - а заправляла всем, некая Надежда Косова. После смерти которой все дело и развалилось.

Пока писала - еще раз запрос в интернете сделала - и, как ни странно - нашла информацию. От 2008 года.
На сайте, посвященном сектам и так называемым авторским религиям...

20 марта 1991 г. в частной квартире председателя Ассоциации народных целителей города Балаково Надежды Косовой, которая проживала с сыном и престарелой матерью, произошло видение. Надежда в течение нескольких дней общалась с "Центральным Разумом Вселенной", который открыл ей тайное знание и учение Религии Богемы. "Богема" - это, по признанию Центрального Разума, первое наименование нашей планеты и происходит от слова "бог".

Н. Косова поделилась своими знаниями с соседями и приступила к формированию организации. Надя формулировала учение, разрабатывала обрядность, символику, ритуалы. Через два года подробно описанное учение было отправлено на экспертизу в Верховный Совет России. Богомудрые депутаты и окружающий их сонм экспертов пришли к выводу, что учение Нади Косовой действительно религия. Богема была зарегистрирована органами юстиции, что указано в справочниках, составленных теми же экспертами.

Религия Богемы синтезирована на основе учения Рерихов, христианства, религиозных представлений контактеров. Священные тексты - Новый Завет и Агни-Йога.

Суть учения. 6000 тысяч лет назад Земля называлась Богемой и была населена богемцами - представителями высокоорганизованной цивилизации. Богемцы были богоподобными существами, продолжительность жизни достигала 1000 лет. Богема была "девственным" садом, ее никто не пахал. Жившие по закону космоса богемцы имели наивысшую духовность и преображали по своей воле энергии, с помощью чего питались и одевались. Каждый богемец имел "телепатическую связь с Создателем" и после смерти, завершив жизнь "в первом измерении", переходил в жизнь "во втором измерении", которая протекала на иных планетах.

Однако некая "богоподобная женщина" допустила в свой разум Зло. Инфицированная силой зла, Богема пришла в упадок. К счастью, Центральный Разум сохранял на Земле "контактеров" - людей с повышенным духовным потенциалом, которые компенсировали дисгармонию Земли и не давали ей развалиться окончательно. Одним из таких контактеров является Н. Косова.

Богема была и остается планетой "женского рода", здесь женщины обладают великой силой. Женщина - носитель положительных энергий, мужчина - отрицательных, и только под воздействием женщины он может приблизиться к нормальному духовному состоянию. С момента видений в квартире Косовой началась на Земле эпоха Женщины-Матери.

Всем процессом возрождения Богемы руководит "Троица", которая понимается богемцами как Триединство Создателя, Богоматери и Христа. "Две земные сущности", мать и сын (подразумеваются Богоматерь и Иисус) стали "символами человечности Вселенной". Сегодня Надежда выполняет роль Главного Ведущего Учителя Религии Богемы.

Напомню - текст относится к 2008 году.

Все, что осталось от общины богемцев в Демкино:

Апалиха встретила большим стадом упитанных коров, которые живописно паслись на околице.
Само село - не впечатлило. Обычное. Да и что мне та Апалиха). Основано оно было беглыми староверами и стрельцами. Точно существовало уже в начале 18 века. О названии я читала 2 версии. Первая - от слова опала. Т.е. селились сюда те, кто в опале у государя пребывал. Вторая версия - происхождение названия от слова пал - т.е. опаленное под пашню место.

Попрощавшись с Надеждой - решили мы с Николаем не старой дорогой в Хвалынск вернуться, что через Алексеевку идет - а проехать крюком - через несколько древних старообрядческих сел.

И пролег наш путь через Белогорье, Акатную Мазу и Сосновую Мазу.
Оптом могу сказать - села современные, крепкие, сравнительно большие (население 600 - 900 человек), и друг от друга мало чем отличающиеся.
Не было здесь живописных видов - как в Демкино, но по дороге между селами встречались запоминающиеся участки.
Вот их и представлю.

Акатная Маза ничем не впечатлила. Ее мы просто проехали, и ничто не заинтересовало меня, во все стороны головой вертящую...Отмечу, что село было основано в начале все того же 18 века - Петр Первый выслал в эти места стрельцов - старообрядцев.

А вот Белогорное обратило внимание двумя объектами:
Во-первых, как ни странно - кладбищем.
По моему рассказу о поездке можно заподозрить, что я просто какой-то любитель погостов... На самом деле - наоборот. Боюсь, избегаю, и обычно очень угнетенно себя чувствую при необходимости посещения... И только, как ни странно, в этой поездке иные чувства испытала...
Так вот - кладбище показалось внезапно. Среди полей, вдоль дороги. В светлой березовой чаще. Судя по крестам - старообрядческое. Внутри стояла маленькая аккуратная часовенка. А поразило оно меня - именно светлым настроением, которое здесь, вопреки обыкновению таких мест, создавалось.

Эти бескрайние поля...
Это бездонное небо...
Эти белоснежные, прозрачные березы...
И вот впервые ко мне мысль пришла - когда придет мой срок - хочу в таком же месте вечный покой обрести.
Как ужасны эти перенаселенные кладбища больших городов!
Там душно даже в могилах....
Нет! Так хочу! На воле!
Под березами...

Второй объект, который привлек внимание - новенький храм на пригорке - естественно - тоже построенный с помощью Володина.
Вот как бы внимание этого благодетельного Володина на Демкино обратить... Мелькнула мысль...

Касаясь истории села - основано оно было в 1666 году, естественно - старообрядцами, но в 19 веке было известно под названием Самодуровка, и встречалось мне в источниках того времени, как центр поморского согласия (беспоповцев). Самодуровкой деревню, собственно, в честь ее жителей и назвали, ничего не сумев поделать с их неколебимыми религиозными воззрениями. Современное название было получено селом в 1961 году.

Природа за селом - вполне показывала причины его такого нового наименования... И срезы холмов и каррозия почвы обнажали большое содержание меловых отложений...

Меж тем, мы подбирались к самому интересному из запланированных к посещению сел - Сосновой Мазе.
Замечательно это древнее село тем, что с момента основания (нач. 18 века) и по нынешние дни - является оно, можно сказать, твердокаменным оплотом староверия, а наиболее распространенным здесь является австрийское согласие.

Село внешне ничем от прочих не выделялось. Дома - современные, колорита местного - не чувствуется.
Но есть здесь старообрядческий храм, к которому Николай, лихо развернувшись, меня и подвез.
Храм представляет собой старинный особняк с пристроенным небольшим куполом.

Дверь была открыта, но войти внутрь я медлила.
Отчего?
Староверческие храмы в отличие от новообрядческих, открыты бывают не постоянно, а только во время службы. Посторонних там в целом - не жалуют, а зевак с фотоаппаратами - тем паче. Была я еще и одета совершенно неподобающим образом - в джинсах и без платка. Оскорблять же чувства верующих, и смущать народ во время священнодействия в планы мои не входило.

Стая гусей, внимательно изучала меня, пока я предавалась сомнениям - тоже как будто размышляя - ущипнуть - или пройти мимо...

Наконец - один гусак зашипел -и ничего мне не оставалось - как проскользнуть в открытую дверь храма - спасаясь...
Внутри - были как бы сени - с обувью находящихся на богослужении (видимо - при входе в моленную здесь принято разуваться), дверь в само помещение храма была прикрыта - но слышались песнопения и слова молитв.
И я нашла компромиссное решение - между своим любопытством и особенностями ситуации - приоткрыв дверь - засунула в щель объектив - и сделала единственный кадр. Вопреки здравому смыслу - он получился!

На снимке видно, что все без исключения иконы в храме - старинные. Без следов реставрации. И опять-таки - все они рукописные. Иных староверы не признавали и не признают.

Выехав из села - взяли мы путь на Хвалынск - и мимо удивительных пейзажей вела нас дорога.. Вообще - долго потом не хватало моему взору этих белых гор, и очень хочется вновь к ним вернуться...

21.11.13, рано утром - когда солнце еще и не встало - покинула я гостеприимный Хвалынск - и - старым путем, с пересадкой в Сызрани, вернулась в Самару.

Изначальная цель поездки была достигнута наполовину - я увидела, наконец, родное село, узнала его историю, почувствовала дух мест, в которых жили мои предки, но - ничего не узнала конкретно о прошлом своей семьи.
Эту задачу, возможно, решит только посещение Саратовских архивов...

Но вот итог поездки - пожалуй тот, что вернулась я из нее ДРУГОЙ.
Мало на свете событий, которые нас резко меняют.
И в основном - это трагедии и неприятности. А вот здесь - неожиданно - иное случилось.
Соприкосновение с тем, к чему давно было внутреннее стремление.
С тем чего не хватало - и вдруг было найдено.
Некая цельность, появившаяся в душе.
Обретение давно утраченного.
Новый взгляд - на жизнь, людей, и себя...



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»