Как сформировать мотивацию к обучению. Мотивация к обучению консультация на тему. Мотивация к обучению: научный подход

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Любой бизнесмен стремится к тому, чтобы сформировать эффективную систему мотивации топ-менеджмента во имя успешного развития компании. На эту тему прочитаны тысячи докладов и лекций, написаны сотни книг и популярных статей. Однако теория - теорией. А вот практика у каждого руководителя своя.

Я в бизнесе уже 14 лет. И за это время мне пришлось перепробовать самые разные способы мотивации персонала. Впрочем, процесс этот не сводился к случайному перебору известных инструментов. Точнее будет сказать, на каждом этапе приходилось искать наиболее эффективные подходы, соответствующие уровню развития компании. Были периоды, когда нам были нужны менеджеры, способные обеспечить высокую динамику развития; порой ставка делалась на так называемых «антикризисных» менеджеров; а иногда в центре внимания оказывались управленцы, умеющие правильно «консервировать» бизнес.

На мой взгляд, любая компания проходит в своем развитии три ярко выраженных этапа: это «развитие», «кризис развития» и «стагнация». Причем не стоит полагать, что третья фаза - финальная: просто с этого момента может начаться новый круг. Прямолинейного, неуклонно поступательного развития бизнеса, как правило, не бывает, и за очередным броском вперед обязательно следует период накопления сил. Вопрос в том, кто из менеджеров и в какой степени готов обеспечивать управление на каждом из этих этапов. Универсальных управленцев не существует; а значит, каждая фаза требует менеджеров соответствующего типа.

Когда ваша компания решительно движется вперед, вам нужны люди, готовые с высоко поднятым знаменем идти в бой. Да, позади остаются разрушения, а многие цели намечены пока лишь «крупными мазками». Но во время атаки на такие «мелочи» не обращают внимания. Главное здесь - натиск, решимость, достижение существенного прогресса за короткий срок. Менеджеры «прорывного» типа - явные пассионарии. Они никогда не вынесут на повестку дня совета директоров вопрос о закрытии того или иного направления бизнеса, поскольку думают только о расширениях и захватах.

В свою очередь, менеджеры «антикризисного» типа способны быстро и трезво разбираться с тем, что «захвачено», когда наступление на новые рыночные позиции завершилось. Они знают, как закрепиться на полученных территориях, и умеют это делать.

И наконец, им на смену приходят менеджеры, способные педантично, системно упорядочивать процесс управления, оптимизировать работу с активами и осуществлять «тонкую настройку» менеджмента.

Сфера ответственности того или иного менеджера чаще всего четко определяется его психологическим портретом. Так, большинство финансовых директоров, как правило, относится к третьему - «консервативному» - типу. А вот менеджеры по продажам - это «нападающие». В свою очередь, специалисты по антикризисному управлению принадлежат к довольно редкому типу и наилучших результатов добиваются на позициях генеральных директоров.

В зависимости от того, к какому из типов относится управляющий тем или иным направлением бизнеса, можно довольно уверенно судить, на каком этапе развития находится бизнес в целом. Если «первую скрипку» играет финансовый директор, значит, предприятие проходит фазу стабильности. Если же рычаги находятся в руках коммерческого директора, то, скорее всего, компания вступила в очередной цикл активного развития.

Хорошо, когда на каждом из этапов удается привлечь или выдвинуть адекватных управляющих, однако не менее важен и общий баланс. Так, в случае численного перевеса «консерваторов» характерными результатами являются возрастающие объемы внутреннего документооборота и вялая реакция на любые свежие идеи, а диктат всепроникающих процедур со временем становится все более опасным. Точно так же не дает идеального результата и ставка исключительно на «специалистов по развитию». Да, компания расширяется, объемы продаж растут, появляются филиалы, но... все деньги идут на их развитие, а ключевые показатели бизнеса, такие как прибыль и доход на вложенный капитал, ухудшаются от квартала к кварталу.

В идеальном случае руководитель соблюдает баланс между различными типами менеджеров, в соответствующие моменты умело используя их достоинства и аккуратно преодолевая границы между меняющимися фазами развития бизнеса, в частности, корректируя систему мотивации.

Мотивация менеджмента - это не столько материальная составляющая (хотя она крайне важна!), но и «заряженность на успех». Хорошо, если ваши топ-менеджеры стремятся к успеху. Однако главное здесь - не попасть в ловушку «быстрых достижений», с которой мне в свое время пришлось столкнуться.

В истории нашей компании был период, когда весь бизнес развивался очень быстро. Но однажды, зафиксировав к концу очередного отчетного периода невероятно высокие показатели, я понял: в следующем году добиться такого результата уже не удастся. Затем это понимание пришло к топ-менеджменту. И... эффективность прежде отлично работавшей системы мотивации драматически снизилась. Люди потеряли цель - просто потому, что она была достигнута.

К такому повороту событий - «эффекту достигнутых целей» - должен быть готов любой руководитель. Помню, мне пришлось тогда инициировать процесс реорганизации компании и таким образом создать новые цели - прежде всего для того, чтобы топ-менеджмент вновь обрел ясные ориентиры и ощутил перспективу. А попутно родилась чуть ли не крамольная для предпринимателя мысль, что рост компании порой нужно сдерживать. Есть спортсмены, которые один раз за всю карьеру ставят невероятный рекорд, а затем исчезают со спортивного горизонта навсегда. А есть такие, кто способен каждый раз понемногу добавлять к высшим достижениям - так действовал многократный чемпион мира по прыжкам в высоту Сергей Бубка.

Почему ребенок не хочет учиться? Мы же купили ему обещанный велосипед, отдали в частную школу, делаем с ним уроки! Разберемся, в чем причина, и что нужно сделать, чтобы получение среднего образования не стало мучением для всей семьи, а мотивация к учебе у подростков и младших школьников усиливалась.

Мотивация ребенка и ее виды

– это то, что двигает человеком для достижения определенного результата. В основе любого мотива лежит потребность, которая требует удовлетворения. Мы рождаемся и испытываем потребности с момента появления на свет. С течением времени, мотивы, движущие нами, становятся разнообразнее. Мотивация ребенка меняется в процессе его взросления. Если родитель хорошо понимает, как именно происходят эти изменения, ему проще установить контакт с ребенком, и помогать ему достигать результатов.

Для мотивации к учебе, важны два вида содержательных мотивов:

  • стремление к познанию, которое ребенок начинает проявлять в раннем детстве;
  • потребность в общении с людьми и получении одобрения ими своих действий.

Сама мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
  • внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Если смотреть на мотивацию, с точки зрения эмоционального восприятия ребенком, то определяют 2 ее вида:

  • положительная, создающая приятные эмоции от достигнутого результата, подкрепленная поощрением ребенка;
  • отрицательная, связанная с наказанием или лишением награды за то, что ребенок не выполнил какие-либо действия так, как это требовалось.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
  • исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

  1. Родители – основной пример для детей. Если взрослые сами не развиваются, не читают, не имеют интереса к какой-то конкретной деятельности, а их любимое занятие – компьютерные игры и телевизор, то такой же результат получат в будущем и у своих детей.
  2. Поощряйте самостоятельность, которую ребенок проявляет в учебе. Гиперопека приведет к тому, что выполнение домашних заданий будет совместной повинностью до окончания школы, а некоторые студенты и в вузе будут готовиться к сдаче сессий вместе с родителями.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с более успешными Леной, Иваном или Сашей. Сравнивать достигнутые результаты нужно только с теми, которых достиг сам ребенок, а не его сосед по парте. Иначе комплекс неполноценности обеспечен, а от мотивации на учебе не останется и следа.
  4. Никогда не отчитывайте ребенка в присутствии третьих лиц. Лучше промолчите, успеете высказать все свои претензии дома.
  5. Не предлагайте ребенку готовых решений, пусть он ищет варианты сам. Помогайте находить их, но так, чтобы развивать поисковое мышление.
  6. Пореже кнут – почаще пряник. Отрицательное мотивирование никто не отменял, но воспитание на страхе никому не приносило счастья.
  7. Погода в доме – важный фактор. Если в семье часто случаются конфликты, взрослые бранятся друг с другом, выясняя отношения, у детей снижается познавательная активность, замещаясь на эмоциональные переживания, с которыми они не умеют справляться.

Как сформировать правильную мотивацию к обучению у младших школьников?

Важно развивать интерес к учебе еще с ранних лет. Формировать его в 6-7 лет уже поздно. Он должна быть сформирован еще в дошкольном возрасте. Если этого не произошло, придется потрудиться. Но в любом случае, у большинства детей 1-й класс и школа воспринимаются как новая ступенька, которая интересна им своей новизной.

Атмосфера для учебы

Дома необходимо организовать правильную учебную среду. Ребенку должно нравится его домашнее рабочее место: удобный стол и стул, яркие канцелярские принадлежности, красивый портфель, удобные полки дня книг. Нежелателен в комнате работающий телевизор или постоянно включенный компьютер. Освещение должно быть достаточным, а лампа привлекательного вида.

Внимание! Многим ребятам нравится, когда родители перед отправкой в первый класс, меняют стиль детской. Тем самым, они подчеркивают ответственность нового этапа в жизни ребенка.

Распорядок дня

Важно учить ребенка планировать свой день: создавать расписание, объяснять, сколько времени у него должно оставаться на отдых, и контролировать, как именно он расходует свое время. Это особенно важно в тех случаях, когда школьник допоздна учит уроки и не высыпается. В итоге снижаются показатели по учебе, и при отсутствии положительного результата начнет падать интерес к учебным занятиям.

Плохие оценки, как реагировать?

Точно не ругать с утра до вечера за принесенную двойку или тройку. Отобьете напрочь желание учиться, либо привьете привычку учиться ради хорошей оценки, а не ради знаний.

Чтобы понять, как помочь ребенку, важно знать почему ребенок получил плохую отметку. Попробуйте поговорить со своим малышом и решить проблему вместе.

Хвалите за любое позитивное изменение в оценках. И вместе анализируйте, благодаря чему у него получилось добиться улучшения результата.

Поощряем разумно

Не стоит за каждую полученную пятерку обещать купить игрушку или самокат. По результатам года, можно поощрить за хорошие достижения.

А вот хвалить нужно часто, и обсуждать дома достижения. Иногда для ребенка важнее конфеты совместное рассматривание пятерки в дневнике или похвала за рисунок, который был сделан в школе на уроке.

Постоянное общение

Разговаривать, обсуждать и анализировать школьные ситуации, рассказывать о своей работе – это важно. Но из общения нужно исключить рассказы о том, какой у вас непрофессиональный руководитель, или обсуждение, правильно ли поступил учитель.

Контроль или свобода?

И беспредельная свобода и тотальный контроль – обе эти тенденции недопустимы. Хороша золотая середина. Нужно ли проверять уроки? Зависит от общей ситуации в успеваемости, но даже если она вполне благополучна, интересоваться уроками нужно: смотреть дневник, рабочие тетради, чтобы хотя бы быть в курсе, как идет процесс обучения.

Приучать ребенка к тому, что уроки нужно учить вместе с родителем, или самому решать за него задачи – это путь снижения мотивации к учебе. Старайтесь подключаться тогда, когда для этого есть весомая причина. А помогая выполнить упражнение, не делайте все за ребенка, а показывайте направления для раздумий и поиска решения.

Младший школьный возраст – это период, когда нужно не мешать развиваться, а создавать для этого условия. Мотивация к учебе должна формироваться в сторону внутреннего стремления ребенка учиться и получать удовольствие от этого процесса. Внешняя мотивация должна лишь помогать развивать внутреннюю.

Как повысить мотивацию к обучению у подростков?

Если удалось спокойно пережить младшие классы, расслабляться рано. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями. Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

Увлечения и хобби

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент. Успешно по всей школьной программе учатся единицы. Подавляющее большинство подростков выбирают предметы, которые в большей степени им интересны в контексте продолжения образования и выбора профессионального будущего.

Класс и его влияние

Если класс слабый, и ребенок получает хорошие оценки, это не является гарантом объективности его высоких результатов. На фоне остальных он лучший. Но на самом деле в сильном классе его результаты могут резко снизиться. В такой ситуации, следует отправить ребенка на дополнительное обучение к репетиторам, или поговорить с учителями, чтобы они не снижали планку при выставлении оценок. Ситуацию необходимо исправлять сейчас, а не когда придет время поступать в университет.

Повышение мотивации к учебе – непростой процесс. Пусть не все рекомендации могут быть выполнены родителями в силу разных причин, но если даже некоторые их них будут приняты к сведению, это поможет и взрослым и их детям учиться с удовольствием, достигая необходимых результатов.

Проблема отсутствия желания детей учиться, получать знания, актуальна во многих семьях. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.

Как мудрый родитель может помочь ребенку сформировать мотивацию к обучению? Давайте разберемся вместе.

Совет первый. Контролируйте процесс и учитывайте индивидуальные способности

Обычно родителям первоклассников советуют полностью контролировать учебный процесс во время адаптации ребенка в школе. Малыш еще не освоился, ему тяжело самостоятельно устанавливать режим дня, вовремя приступать к домашнему заданию, именно поэтому на помощь приходят взрослые. Но что если и у ученика среднего звена нет навыков организации учебной деятельности? Тогда нужно забыть о возрасте ученика, и снова помочь ему, как в начальной школе.

Родителям стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще сесть за уроки сразу после школы, а кому-то обязательно нужен «тихий час», или смена учебной деятельности на какую-либо другую.

По сути, формирование учебных навыков должно начаться снова. Ребенок плохо пишет? Пусть делает упражнения для отработки письма. Не может пересказать текст? Терпеливо объясните, что для начала нужно составить план этого текста, выделить главную мысль и лишь затем приступить к пересказу.

Совет второй. Обозначьте краткосрочные перспективы, но не делайте ничего за ребенка

Не стоит ставить перед ребенком слишком отдаленные перспективы: «Будешь плохо учиться – никогда не найдешь нормальную работу». Дети не могут смотреть настолько далеко. Обозначьте ближайшую зону развития. Если у ребенка есть проблемы с математикой – нужно научиться решать типовые задачи, и уже это будет успехом. Ни в коем случае нельзя делать работу за ребенка. Можно проверить выполненное и обозначить, сколько в нем ошибок. А искать и исправлять их – дело школьника.

Психологами доказано, что у детей с низкой самооценкой снижается мотивация к обучению. Дети с завышенной самооценкой не признают своих ошибок, что тоже негативно сказывается на процессе обучения. Поэтому самооценка должна соответствовать способностям ребенка. Если она занижена – не забывайте подбадривать ребенка за , не касающиеся академических знаний. Если завышена – указывайте на ошибки. И не забывайте, что при любых требованиях к учебному процессу, ребенок должен получать от семьи любовь, заботу и тепло.

Слово и школьная «оценка» перекликаются, но это не одно и то же. Возможно, в школе успехи ребенка будут оценены, как неудовлетворительные. Но есть еще и личные успехи – больше или меньше сделано ошибок в задании, уверенно или неуверенно чувствовал себя при ответе ребенок. Поэтому не всегда стоит обращать внимание на цифры. Сосредоточьтесь на прогрессе. Это также поспособствует развитию у ребенка адекватной самооценки. Поддерживайте своё чадо, верьте в его успех. Без этого невозможно формирование мотивации.

Многие родители поощряют детей за хорошие оценки материально. Но это не всегда вариант, ведущий к успеху. А вдруг ребенок будет брать учебники в руки только за деньги? Поэтому оптимальное поощрение – это интересный совместный досуг, которому ребенок будет рад. Театр, кино, картинг или что-то еще – исходите из желаний вашего ребенка.

Формирование мотивации к учебе – дело не одного дня. Будут промахи, будут провалы. Но систематическая совместная работа родителя и ребенка над повышением мотивации к обучению – рано или поздно принесет свои плоды.

Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе должен был сведен на нет. Ребенок должен уметь проверять себя сам. Для того, чтобы развить внимательность, можно поиграть в игры, где ребенок является педагогом и сам проверяет домашнее задание. При этом, важно не превращать игру в упражнение. Не стоит раздражаться, даже если у ребенка что-то не получается.

В целом, мотивация ребенка на начальном этапе полностью зависит от родителей. Важно прислушаться друг к другу и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться длительный, но необходимый. Не надоедайте малышу нотациями, а сделайте ставку на его любознательность. Тогда учеба станет для ребенка радостным открытием, а круг интересов постепенно расширится.

Владлена Ворона

Как сформировать мотивацию к добровольческой деятельности у молодежи?

Юлия Качалова

Цель исследования заключалась в том, чтобы выработать рекомендации для общественных организаций, мотивирующих молодежь к добровольческой деятельности.

Состав участников

Было проведено 3 фокус-группы с молодыми людьми в возрасте от 18 до 23-х лет. Средний возраст участников каждой фокус-группы – 20 лет.

Первая фокус-группа, проходившая 26.04.02, состояла из молодых людей, главным образом студентов, проживающих в городе Москве и время от времени посещающих клуб им. Джерри Рубина. В составе группы было 5 мужчин и 2 женщины.

Вторая фокус-группа, проходившая 23.06.02, перед началом нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Москва. В составе группы было 3 мужчины и 6 женщин.

Третья фокус-группа, проходившая 29.06.02, после окончания нашей образовательной программы, состояла из молодых сотрудников или добровольцев некоммерческих организаций, работающих с детьми и молодежью в городах Пенза, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Набережные Челны, Москва. В составе группы был 1 мужчина и 7 женщин.

Основные вопросы, обсуждавшиеся на фокус-группе:

Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Что в стиле жизни помогает испытывать состояния эмоционального подъема?

Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Что могло бы побудить присоединиться к работе другой организации?

Что бы вы сделали, если бы получили 10000000 долларов?

Ниже приводится только анализ высказываний участников, а также выводы и рекомендации. С высказываниями участников фокус-групп с молодежью можно ознакомиться в Приложении 1.

1. Какой смысл участники вкладывают в понятие “стиль жизни”.

Понятие “стиль жизни”, очевидно, ввиду филологической непроясненности, вызвало затруднения во всех фокус-группах. Очень часто оно отождествлялось с понятиями «смысл жизни», «жизненная цель», «жизнедеятельность», «образ жизни», «ритм жизни». Часть участников не видит разницы между «образом жизни» и «стилем жизни». В то время как другая часть, хотя и не может ясно выразить разницу, подчеркивает более индивидуальный оттенок понятия «стиль жизни».

Если обобщить всю совокупность мнений, то можно определить стиль жизни как способ адаптации индивидуума со всеми его биологическими и психологическими особенностями и потребностями к конкретным социальным условиям, включающий совокупность:

ценностей;

идентификации (ий)

ощущений от жизни

отношения к окружающим людям, событиям, явлениям, миру в целом;

поведения; стереотипных реакций, действий, привычек.

При этом стиль жизни, с одной стороны, обусловлен определенными биологическими, психоэмоциональными и интеллектуальными особенностями человека, с другой стороны, определяется принадлежностью к определенной социально-культурной среде. Эта среда способствует накоплению у человека опыта вполне определенного сорта, на основании которого формируются(или корректируются при изменении среды) ценности, идентификации, представления, убеждения, поведение, отношение.

2. Как участники характеризуют собственный стиль жизни?

Из наиболее распространенных ответов участников молодежных фокус-групп следует, что для большинства молодых людей необходимость «поклоняться материальным ценностям» и предпринимать постоянные активные действия, чтобы соответствовать канонам общества потребления является источником внутреннего напряжения. Избавляются от этого напряжения разными способами.

Идентифицируют себя с неудачниками, однако слово «неудачник» начинает в собственной трактовке «звучать гордо»: я – неудачник не потому, что мне не удается ни одно дело довести «до ума», а потому что я ставлю себе слишком высокую планку.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что на самом деле я отдаюсь своему творчеству.

Я вообще ни за чем не гонюсь и не задумываюсь. Вот еще!

Я не гонюсь за материальными ценностями и этим отличаюсь от других, а значит, являюсь не тривиальным и интересным человеком.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне некогда – я и так все время в движении.

Я не гонюсь за материальными ценностями, потому что мне и так хорошо и весело, а это – главное.

При этом важно заметить, что в третьей фокус-группе часть участников не просто отвергает стиль жизни, определяемый погоней за ценностями общества потребления, но выдвигает альтернативный стиль, основанный на получении комплекса хороших ощущений от жизни: «проживать легко и радостно каждый день»; «любить людей и себя»; поддерживать «веселое отношение к жизни, чувство юмора».

Судя по высказываниям, наиболее привлекательными для молодых людей качествами авторитетного человека (лидера) являются:

Наличие духовных ценностей.

Целеполагание, упорство, умение достигать поставленных целей.

Ответственность.

Творческий характер и внутренняя свобода.

Самоощущение: безмятежность, спокойствие, способность замечать хорошее и радоваться

4. Что в стиле жизни помогает испытывать хорошие эмоциональные состояния?

Основным источником положительных эмоций для молодых людей, участвовавших во всех трех фокус-группах, является общение с людьми, которые:

Просто принимают тебя с твоими неудачами, и среди них чувствуешь себя не так одиноко.

Разделяют твои ценности (или не принимают те ценности, которые не принимаешь ты).

К чему-то стремятся.

Являются кладезем энергии, идей.

Поддерживают, доверяют, верят в тебя

Могут что-то у тебя перенять.

Кроме того, были упомянуты:

Новизна (новая идея, новая деятельность, новые знания, новая обстановка, новые ощущения)

Уверенность (в себе, своей правоте, своем деле, своих друзьях).

Достижение целей, маленькие победы.

Смех, юмор.

Возможность выражать разные аспекты собственной личности.

Активное движение.

5. Что побудило примкнуть к НКО и удерживает в организациях?

Ответы на эти вопросы помогают прояснить потребности, имеющиеся у молодых людей, которые они пытаются удовлетворить, приобщаясь к некоммерческим организациям. Это:

Потребность в постоянном общении, решающем проблему одиночества и скуки (поиск доступного места и людей, с которыми можно «убить время»)

Потребность в духовных ценностях, ощущение их острого дефицита.

Потребность в принятии, признании, поощрении

Потребность в новизне (новые люди, новая деятельность, новые идеи, новые навыки, новые места, новые ощущения и т.д.)

Потребность в самовыражении (как личности, как профессионала)

Если говорить о том, что удерживает молодых людей, то на первом месте подавляющим большинством участников фокус-группы была названа «атмосфера», созданная в организации. Ее отличительные черты опять-таки:

Принятие, естественность.

Возможность интересного общения

Доброта, духовность, культура

Признание, ощущение собственной нужности

Среди других удерживающих мотивов были упомянуты:

Привязанность к лидеру или кому-то из членов организации

Реализация собственных амбиций

Предмет (область) деятельности организации

Собственные силы, время и энергия, вложенные в организацию.

6. Что побуждает к совершению хороших, добрых дел?

Вопрос служил для уточнения мотивов вовлеченности молодых людей в деятельность НКО. Он был адресован участникам фокус-группы, проходившей 26.04.02, так как они, в отличие от участников стальных 2-х молодежных фокус-групп, были не «производителями» услуг НКО, а, скорее, их «потребителями». Полученные ответы частично совпадают с ответами, данными на предыдущий вопрос, однако дают более расширенное понимание того, каким образом можно мотивировать «неуспешную» молодежь присоединиться к НКО.

На первом месте стоит авторитет лидера организации и доверие к нему. Если он(а) пользуется у молодежи авторитетом и доверием, то очень высока вероятность, что молодые люди откликнуться на призыв присоединиться к тому или иному делу, акции, мероприятию. При этом лидер организации выступает гарантом того, что дело, на которое он(а) призывает, будет действительно полезным и добрым.

Вторым моментом, упомянутым практически во всех ответах, является наличие свободного времени, которое надо куда-то деть. При этом молодые люди охотно откликаются на призыв поучаствовать в добром деле, рассматривая его как альтернативу бесцельному «убийству времени».

Потребность делать добро действительно заложена в человеке, однако, молодые люди просто не знают, как ее удовлетворить. Что называется, «нет повода». НКО создает «повод», а также избавляет молодых людей от необходимости самим ломать голову и что-то выдумывать, все уже придумано и организовано – остается только присоединиться.

Еще один акцент был сделан именно на совместности действий молодых людей. Для мегаполиса с разобщенным, нуклеарным укладом жизни, при котором возможности завязывать и развивать отношения достаточно ограничены, предложение поучаствовать в каком-то деле совместно с другими молодыми людьми – кого-то лучше узнать, с кем-то познакомиться, с кем-то укрепить отношения, просто показать себя со своей сильной стороны – выглядит достаточно заманчивым.

Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Макклеланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен. Согласно этой теории, у человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Школьников, занимающих ту или иную позицию, можно быстро определить по их поведению.

Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, отчетливо проявляют стремление добиваться только успехов в своей деятельности, выбирают средства и действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких детей обычно наблюдается ожидание успеха, вера в его достижение. Они рассчитывают на одобрение и работа над поставленными задачами вызывает у них положительные эмоции. Для них также характерна сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Свои достижения они приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д.), при неудачах мобилизуются и не расстраиваются.

Совершенно иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудач. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Такие учащиеся проявляют неуверенность в себе, боятся критики. Вследствие этого с учебной деятельностью у них обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, они не испытывают удовольствия от деятельности, тяготятся ею. Все это чревато неудачами в учебе, отношениях, в общении. Свои достижения приписывают внешним факторам (легкости или трудности задачи, везению и т.п.), при неудачах быстро расстраиваются, снижают самооценку.

С самооценкой соотносится уровень притязаний – фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность учебной деятельностью. Школьники, ориентированные на успех, выбирают задачи средней или слегка повышенной трудности, а учащиеся с преобладанием мотивации избегания неудачи – задачи наиболее легкие и наиболее трудные. У школьника, стремящегося к успеху, после неудачи в решении задачи, интерес к ней растет, а у школьника, ориентированного на неудачу, напротив, снижается.

Отсюда можно сделать вывод, что успех этих двух групп учащихся может быть на практике обеспечен по-разному. В любом случае, создавая ситуации успеха, педагог активизирует потребность ученика в достижении успеха. Ученик воспринимает и оценивает ситуацию с точки зрения мотивации достижения успеха, а не с позиции избегания неудач. Это является одним из ценнейших эффектов создания ситуации успеха в образовательном процессе. Очень важно, какие диспозиции преобладают у самого педагога в отношении своей профессиональной деятельности: диспозиции достижения успехов или диспозиции избегания неудач. Неуверенный в своих возможностях воспитатель, имеющий заниженную самооценку, никогда не сможет создать эффективную ситуацию успеха, которая приведет ребенка к действительно реальному успеху, не сможет сформировать у него мотивацию достижений успеха. Вследствие этого важным представляется специальная психолого-педагогическая подготовка коллектива школы, которая обеспечивала бы готовность к овладению технологией создания ситуаций успеха.

Успешный педагог учитывает, что главный мотив школьников – мотив достижения. Мотив достижения – это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств. Самооценка в деятельности – это оценка своих возможностей в конкретном виде деятельности. Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний, который может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При низком уровне притязаний успех резко повышает самооценку (поэтому слабые ученики так рады малейшему успеху). Однако долговременные и стабильные усилия появляются в том случае, если человек имеет реалистичный уровень притязаний, ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.

Х. Хекхаузен выделил дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: используемые человеком нормы оценивания и интерпретация им причин происходящего. Чтобы оценить результата деятельности, его необходимо соотнести с нормой, стандартом. При самооценке деятельности люди используют различные нормы. Индивидуальная норма проявляется в применении к ситуации оценивания индивидуальных эталонов – сравнения результата деятельности человека с его же предшествующими достижениями. Социальная норма используется в оценивании социальных эталонов – сравнения своих успехов с успехами других людей. Индивидуальные нормы позволяют переживать свой успех при малейшем улучшении деятельности. При использовании социальных норм оценивания как бы человек ни старался, всегда можно найти того, у кого результат лучше, что влечет за собой чувства зависти и высокомерия, которые разрушают внутреннюю мотивацию.

Причины происходящего люди интерпретируют по разному. В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (Де Чармс). «Источник» - это человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия и навыки. «Пешка» - это человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не контролирует ситуацию. Восприятие причин происходящего как контролируемых связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.

«Учителя – источники» воспитывают «учеников – источников», «учителя – пешки» воспитывают «учеников – пешек». Школьники подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому важна работа с людьми, воспитывающими ребенка: обучение развитию саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, тренингу внутренней мотивации.

Таким образом, развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, что включает умение использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя (чувствовать ответственность за происходящее). Многие считают, что чувство ответственности – ключ к мотивации.

Влияние установок учителя на мотивацию учащихся.

Установки учителя проявляются во время опроса в трех характеристиках: виды задаваемых вопросов, время для ответа и способы поддержки ученика. Характерно, что тем учащимся, от которых ждут успехов, задается больше вопросов, предоставляется больше возможностей и времени для ответа, перебивают их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждут.

Учителя также делают сильным ученикам подсказки, усиливая их веру в то, что они смогут ответить, строят более теплые отношения (кивают головой, улыбаются) с сильными учениками. Слабым ученикам учитель задает легкие вопросы, дает меньше времени на ответ и вовсе не склонен подсказывать и поддержать их.

Реакция на ответ тоже зависит от ожиданий учителя. Замечено, что учителя не ожидают от сильных учеников плохих ответов (хотя такие и бывают) и хвалят их больше и эмоциональнее.

Педагоги легче принимают плохие ответы от слабых учеников, чаще их критикуют и меньше хвалят за успехи.

Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:

● Осторожно принимать негативную информацию о ваших учениках от других учителей.

●Чаще проверять работу школьников в микрогруппах, составлять группы из учащихся со смешанными способностями.

●Слабым ученикам во время урока давать подсказки и определенное время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать также часто, как и сильных учеников.

●Возвращать работы, которые не отвечают требованиям, с конкретными предложениями для их улучшения.

●Вовлекать в работу всех учеников, распределять задание между учениками равномерно.

●Контролировать свое поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.

Приемы стимулирования школьников.

Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов, часто называют внешней мотивацией, или мотивацией, искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями. Для развития желаемого поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников, используя «пряник» - награду – как позитивное подкрепление. Существует много способов вознаграждения учащихся, при этом важно знать, что может стать лучшей наградой для каждого школьника.

1. Правильно используйте поощрения. Обсудите с преподавателями и родителями. Способы поощрения, придумайте их сами, дайте школьникам возможность придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.

2. Делайте упор на положительные начинания.

●Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.

●Хвалите учеников, учитывайте их индивидуальные особенности, используйте индивидуальные нормы оценивания.

●Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.

●Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.

●Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения, хотя чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

●Поощряйте признание учеником своих ошибок.

3. Наказание – это негативное подкрепление, средство подавления нежелательного поведения посредством использования каких-либо санкций или лишения чего-либо позитивного.

Используйте наказание для уменьшения излишней активности, при этом ученик должен знать, что плохое поведение неизбежно будет иметь определенные последствия. Наказание должно иметь второй этап – информацию о желательном поведении, альтернативных действиях.

Чаще других в качестве наказаний используются замечания, выговоры, «социальная изоляция», «ответная плата». Выговор – это критика нежелательного поведения, которую лучше высказывать наедине, так как при громких скандалах проблемное поведение усиливается с целью самоутверждения. «Ответная плата» - наказание лишением чего-то позитивного. «Социальная изоляция» - временное отдаление ученика от класса (пересаживание за пустую парту).

Иногда в качестве наказания ученик запугивается авторитетами (директор, родители). Успех подобных действий очень сомнителен, поскольку учитель в этом случае расписывается в своей беспомощности, неумении справиться с ситуацией самостоятельно. Наказание есть модель агрессивного поведения, его надо использовать осторожно. Если наказание кажется ученику несправедливым, он может начать ненавидеть или бояться учителя, хитрить, обманывать.

Для того, чтобы наказание обладало наибольшим эффектом, придерживайтесь следующих правил:

  1. Будьте последовательны в применении наказания:

●Опишите желаемую перемену в поведении, предложите модель

правильного поведения.

●Заранее сообщите о правилах и возможных последствиях их нарушения.

●Предупредите учеников, что они получат только одно предупреждение, а затем последует наказание, настаивайте на действиях, а не на обещаниях.

●Сообщая о последствиях проступка, не преувеличивайте, убедитесь, что вы можете реально выполнить угрозу.

●Избегайте случайного подкрепления авторитета хулигана среди одноклассников, наказывайте наедине.

●Сделайте наказание неизбежным и непосредственно следующим за проступком, оценивайте только действия ученика, а не личные качества.

  1. Делайте предупреждение в спокойной манере:

●Говорите спокойно, но твердо.

●Избегайте мстительного или саркастического тона, иначе его

повторят ученики.

●Сделайте акцент на необходимости остановить конкретное проблемное поведение, а не выражайте неприязнь в целом.

  1. Используйте наказание применительно к конкретному нарушению:

●Игнорируйте незначительные нарушения, которые не мешают работе

класса;

●Не используйте домашнее задание как наказание за разговоры на уроке;

●Если школьник ведет себя демонстративно с целью привлечь к себе внимание, удалите его на время;

●Выбирайте подходящий для конкретного ученика и случая вид наказания, иначе вы можете подкреплять негативное поведение, а не уменьшать его.

Соотношение используемых поощрений и наказаний особенно важно контролировать в «трудных» классах. Выделяют несколько подходов.

Подход «наказание». Ученикам часто указывают на плохое поведение и наказывают за него. Эффект наказания бывает сиюминутным, агрессивность в классе только увеличивается.

Подход «игнорирование». Учитель на выходки учеников не реагирует. Плохое поведение продолжается, мотивация не подкрепляется.

Подход «поощрение-игнорирование». Учитель подкрепляет любое позитивное поведение, он также устанавливает понятные требования и продолжает игнорировать нарушения. Эффект позитивный. Мотивации появляются, но неприятное поведение не исчезает полностью. Гибкое использование всех способов воздействий с преобладанием поощрения дает наиболее хорошие результаты.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»