Иконы в честь жен мироносиц. День святых жён-мироносиц. Мария Иаковлева и Сусанна

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Жены-мироносицы, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.

После субботнего покоя ко гробу пришли

У Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария;

У Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

У Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;

У Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина.

Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц.

Женщины, идя ко гробу, рассуждают, «кто отвалит камень от гроба». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчёркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой, - «во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тьме…». Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «не знаем, где положили Его» (Ин.20:2) (в синодальном переводе во множественном числе, то есть шла она не одна).

После того как ушли апостолы Пётр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к нему (Noli me tangere), пока он не восшёл к отцу, и просит её сообщить ученикам о его воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о воскресении всем ученикам. Апостолы же, услышав о воскресении Иисуса, не поверили. По церковному Преданию первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери - Марии. В Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем женам-мироносицам (Мф.28:9-10).

В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название Недели жен-мироносиц - день памяти этих святых женщин. Этот день, а также неделя после него, являются церковным женским праздником, когда родственники, друзья и дети поздравляют своих близких женщин - супруг, матерей, сестёр.

=============================================================================

В нашу эпоху Церковь часто обвиняют в уничижении женщин, и православные люди указывают на жен мироносиц как на один из примеров (другой пример - Матерь Божия) того, что Церковь ставит женщину исключительно высоко - настолько высоко, что первыми встречают Воскресшего именно женщины, и именно они оказываются первыми благовестницами - в то время, как ученики проявляют скептицизм и неверие.

Вспомним рассказ Евангелия: «В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! (Лук.24:13-25)»

Ученики-мужчины оказываются откровенно маловерными, «несмысленными и медлительными сердцем». Они вовсе не исполнены энтузиазма - напротив, они пребывают в глубоком унынии и разочаровании - «а мы думали было… » В это время как неколебимую веру проявляют именно женщины. Именно они оказываются «Апостолами к Апостолам», именно от них Апостолы узнают о Воскресении. Однако вместо того, чтобы отозваться ликующим «Воистину Воскресе!», мужчины просто не верят - «и показались им слова их пустыми, и не поверили им. (Лук.24:11)». Поразительно антимужской текст. Можно было бы предположить, что к его написанию приложили руку воинствующие феминистки.

Однако предположить мы такого не можем - и по достаточно очевидной причине. Текст, как это установлено учеными, написан в I-ом, и уж точно не в XXI веке нашей эры. В I-ом веке Н.Э. не было воинствующих - и вообще никаких - феминисток. Противникам не пришло бы в голову упрекать Церковь в излишней патриархальности и принижении женского начала. Античный мир был настолько жестко патриархальным, настолько антиженским, что нам трудно себе это представить. Благочестивые Иудеи каждый день молились словами «Благодарю тебя, Боже, за то, что не сотворил меня женщиной», но на фоне язычников такое отношение выглядело еще очень благожелательным. Все-таки в Ветхом Завете Ева названа «помощницей», «соответственной мужчине», «матерью всех живущих», а многие библейские тексты прославляют благочестивых женщин - хозяек, матерей, жен, и даже воительниц и пророчиц. В греческой мифологии первой женщиной была не Ева, а Пандора. Та самая, от которой во все языки Европы вошло выражение «ящик (или шкатулка) Пандоры». Сохранились даже жалобы греков, недовольных тем, что они не могут завести сыновей без помощи женщин - было бы куда проще принести приношение в храм и наутро забрать ребенка, так нет, приходится иметь дело с женщинами.

В наше время люди могут мечтать о гармоничной эпохе «великой богини», когда люди-де поклонялись женским божествам, статус женщины был высоким, а нравы - кроткими и мирными. Не стоит насмехаться над такими мечтами - в них, пусть и криво, отражается тоска по потерянному раю. Но к исторической действительности они не имеют отношения. Афиняне поклонялись богине, и жили в самом демократическом обществе той эпохи - но при этом, как пишет французский историк Адре Боннар, «в афинском обществе не только рабы не имели права пользоваться благами демократии. Были и другие человеческие существа, почти столь же презираемые, как и те, - это женщины» (Андре Боннар, «Греческая цивилизация»)

В наше время мы можем указывать на высочайшую честь, которой сподобились жены-мироносицы, как на что-то, что современный человек скорее одобрит; как никак, мы живем в цивилизации, сформированной почти двумя тысячелетиями Христианства. Но тогда, когда впервые прозвучала проповедь Апостолов, когда Святой Апостол и Евангелист Лука писал свое Евангелие, то обстоятельство, что первыми Воскресшего увидели именно женщины, было крайне неудобным, даже неприличным. Язычники не упускали случая поиздеваться над этим; как пишет один из первых антихристианских полемистов, Цельс, «А что он, хотя не сумел постоять за себя при жизни, став трупом, восстал, показал следы казни, пробитые руки,- то кто это видел? Полубезумная женщина или кто-нибудь еще из той же шарлатанской компании». Женщины как свидетели Воскресения были настолько чудовищно проигрышным пиар-ходом, что объяснить этот ход можно только одним - они действительно увидели Воскресшего первым. Если бы Апостолы стали придумывать красочные детали, чтобы придать правдоподобия своему Возвещению, то они никогда, ни за что, ни при каких обстоятельствах не стали бы делать первыми свидетелями Воскресения женщин.

Это удивительное свидетельство подлинности Евангелия. Как пишет выдающийся современный библеист Епископ Том Райт, «Нравится нам это или нет, в античном мире женщины не считались надежными свидетелями. Когда у христиан появилось время создать готовую формулировку, которую приводит Павел в 1 Кор 15, они тихо исключили оттуда женщин, которые здесь совершенно невыгодны с точки зрения апологетики. Но в евангельских рассказах они играют и главные, и второстепенные роли, это - первые очевидцы, первые апостолы. Такое нельзя придумать. Если бы традиция началась со свидетелей - мужчин (что мы видим в 1 Кор 15), никто, переписывая ее, не стал бы включать туда женщин. Но все евангелия говорят именно о женщинах» (Том Райт, «Главная Тайна Библии»).

Если мы немного задумаемся над историческим контекстом евангельских событий, мы увидим, насколько драгоценным является свидетельство жен-мироносиц, свидетельство, прозвучавшее в мире, где никто не желал относиться к свидетельству женщины всерьез.

Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.

Какие события изображены на иконе

Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.

Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром

После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.

На заметку! Миро - масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира - многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.

По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.

День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов - Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.
На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц. Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».

Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения.

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц - каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

Хоть первой грешницей на земле и была женщина, многие представительницы слабого пола стали почитаемыми в православной вере. Об их подвигах ради любви к Господу Богу можно говорить долгое время. Особое место в православной церкви занимают женщины-мироносицы, которые ничего не боясь, следовали за Христом.

Жены-мироносицы - кто это?

Женщины, которые первыми после субботы пришли к Гробу Иисуса Христа, который воскрес, принеся ему ароматы и благовония (миро) для ритуального умащения тела – это жены-мироносицы. Семь женщин, о которых говорится в разных писаниях, были верны Иисусу Христу до конца, и они не разбежались, как ученики и апостолы, оставив Сына Божьего умирать на Кресте. Выясняя, кто они,жены-мироносицы, стоит сказать, что они не побоялись обратиться к Понтию Пилату, чтобы тот разрешил забрать тело Иисуса для погребения.

Согласно существующим преданиям рано утром третьего дня женщины пришли к месту погребения с подготовленным миром. Они не боялись стражи и ареста, поэтому и были вознаграждены тем, что первыми узнали и увидели Воскресение Христа. Сначала жены-мироносицы не поверили в случившееся, поскольку Иисус воскрес в другом теле, но услышав его голос они убедились в чуде. История, объясняющая, что значит жены-мироносицы, является поучительной во многих смыслах. Главный вывод заключается в том, что любящее сердце готово на многое и даже и смерть.

Жены-мироносицы – имена

На самом деле евангелисты называют разные женские имена, но в результате проведенного специалистами анализа и, учитывая Священное Предание, можно выделить семь реальных персон. Если интересует, как звали жен-мироносиц, то запомните следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Мария, Марфа и Сусанна. У каждой женщины была своя уникальная история жизни, но вместе их свела огромная любовь к Господу Богу. О других женах-мироносицах достоверной информации нет.


Житие жен-мироносиц

Церковь представляет общепринятые жития семи важных женщин в православии:

  1. Мария Магдалина . До своего знакомства с Христом женщина вела греховную жизнь, из-за которой в ней поселились семь бесов. Когда Спаситель изгнал их, Мария покаялась и пошла вслед за ним, служа Ему и святым апостолам. Исходя из наличия большого количества упоминаний об этой жене-мироносице, можно сделать вывод, что она выделялась среди других своей верой и преданностью.
  2. Иоанна . Многие святые жены-мироносицы пришли к Сыну Божьему после того, как тот сотворил какое-то чудо, так Иоанна пошла за Христом, когда тот исцелил ее умирающего сына. До этого она была богатой женщиной, которая не следовала заповедям Господа.
  3. Саломия . Согласно церковным преданиям она приходилась дочерью святому праведному Иосифу Обручнику. Она родила на свет апостолов Иакова и Иоанна.
  4. Мария Клеопова . Считается, что эта женщина мать апостола Иакова Алфеева и евангелиста Матфея.
  5. Сусанна . Выясняя, жены-мироносицы кто они, стоит заметить, что не обо всех женщинах известно много информации, например, о Сусанне упоминается единожды в отрывке апостола Луки, в котором он рассказывает о том, как Иисус путешествовал по городам для проповеди. Сусанна была одной из жен, которая сопровождала его. Другой информации о ней нет.
  6. Марфа и Мария . Это родные сестры, у которых еще был родной брат – святой Лазарь Четверодневный. Они уверовали во Христа еще до его воскрешения. Церковь считает, что Мария была той женщиной, которая вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, подготовив тем самым его тело к погребению.

В чем помогает икона «Жены-мироносицы»?

Существует несколько икон, на которых представлены великие женщины. Их можно встретить в церквях и купить для домашнего иконостаса. Многих интересует, о чем молятся женам-мироносицам, так вот иконы являются вдохновением для молящихся женщин на подвиг верности, умиротворения и любви. Перед образом можно просить о прощении за содеянные грехи, об укреплении веры и избавлении от существующих искушений. Помогают иконы обрести тихую и праведную жизнь.

Жены-мироносицы – молитва

Поскольку великие для православной церкви женщины сотворили подвиг во имя любви к Господу, к ним возносят молитвенные обращения, как и к святым. Молитва женам-мироносицам является просьбой, чтобы святые женщины просили перед Господом об избавлении от грехов и прощении. Обращаются к ним, чтобы обрести любовь к Христу, как это сделали они сами. Регулярные молитвенные обращения способствуют смягчению и умилению сердца.


Жены-мироносицы - православие

Согласно церковным канонам день, посвященный святым женщинам, является аналогом 8 марта. Неделя жен-мироносиц начинается после Пасхи на третью неделю, стоит указать, что под словом «неделя» подразумевается воскресенье. В этот праздник женщины в древности обязательно причащались, а затем, проводились веселые празднования. Святые отцы о женах-мироносицах говорят, что каждая женщина на Земле удостоена такого звания, поскольку она несет мир своей семье, рожает детей и является хранительницей очага.

Жены-мироносицы в современном мире

Православие восславляет совсем другие качества женщин, например, преданность, жертвенность, любовь, веру и так далее. Многие выбрали для себя другой путь, ориентируясь на иные ценности, например, славу, деньги, безразличие, но есть и исключения. Можно найти множество историй о том, как современные жены-мироносицы прославляют Господа и живут праведной жизнью. Сюда можно отнести сестер милосердия, волонтеров, многодетных матерей, любви которых хватает не только на своих детей, но и на всех нуждающихся в ней, и других женщин, живущих во благо окружающих.

Икона жены мироносицы

Кто такие жены мироносицы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить о событиях, предшествовавших Воскресению Христову . В Страстную Пятницу Спасителя распинают на Голгофе. В этот же день Его Тело с креста снимают тайные последователи Христа Иосиф Аримафейский, важный чин священного Синедриона и фарисей Никодим, участник совета того же Синедриона. Тело Спасителя, обернув в специальное полотно из льна - плащаницу, пропитанную ритуальными маслами и благовониями, запечатывают в пещере, принадлежащей богачу Иосифу Аримафейскому. В субботу, по просьбе иудейских первосвященников, опасавшихся похищения тела Христа и инсценировки Его воскрешения, ко входу в Гроб Господень приставляют римских солдат в качестве караула. В воскресенье к пещере, где был захоронен Спаситель, подошли женщины, близкие к Нему, чтобы обработать Его тело благовониями и миром согласно древним обычаям. Вот они и известны нам как жены-мироносицы , они и изображены в числе других Святых на данной иконе.


Подойдя к пещере, женщины стали размышлять над вопросом: как же уговорить стражников отойти и как отодвинуть огромный камень, закрывавший вход в Гроб Господень? Но им не пришлось долго думать: раздался небесный гром, земля затряслась под ногами и перед ними явился Ангел Господень. Из-за землетрясения камень самостоятельно откатился от входа в пещеру, а стражники, испугавшись нисхождения Ангела, в страхе бежали с места караула. Женам - мироносицам же Ангел Господень поведал радостное известие: Иисус Христос воскрес и вскоре встретится с ними.


В описаниях всех четверых евангелистов количество жен мироносиц разнится. Мы же попытаемся перечислить всех упомянутых женщин в Священном Писании и в церковном Священном Предании. В первую очередь, конечно же, вспомним Святую Деву Марию, Богородицу . Хотя в трудах евангелистов она явственно не указана, а обозначена некая "другая Мария", отличная от Марины Магдалины. Тем не менее Иоанн Златоуст, один из Отцов Церкви, наряду с Василием Великим и Григорием Богословом, высказывался именно за такую трактовку Писания: "другая Мария" - это Дева Мария , Божия Матерь. Священное Предание указывает, что именноПриснодева первой была удостоена чести увидеть воскресшего Иисуса Христа. Он, явившись ей в белых одеждах, попросил сообщить Его ученикам, апостолам , о Своём Воскресении. Поспешив с благой вестью к апостолам, по пути Богородица встречает Марию Магдалину, где уже перед обеими Мариями снова является воскресший Господь.


Мария Магдалина в Православной Церкви, в отличие от Католической Церкви, не отождествляется с раскаявшейся блудницей, а вспоминается исключительно по евангельским трудам. Первый раз в Новом Завете её имя упоминается в связи с изгнанием Спасителем из неё семи бесов. В благодарность за чудесное исцеление, Мария раздала всё своё имущество и стала следовать за Христом и Его учениками, прислуживая им. Как ближайшая из жен, прислуживавших Христу, Мария Магдалина присутствовала и при распятии Христа, и при Его погребении. По Евангелию от Иоанна, именно Мария Магдалина была первой из жен - мироносиц, узревших воскресшего Христа. Но, как упоминалось выше, мнения об этом у церковных богословов расходятся. После Вознесения Христа Мария Магдалина вместе с Девой Марией и Иоанном Богословом отправились в Эфес, где исцелённая от одержимости помогала самому юному из апостолов в его трудах.


К женам - мироносицам также причисляют: Марию Клеопову , жену Клеопа, брата Иосифа Обручника, Марфу и Марию Вифанских - сестёр Лазаря, воскрешенного Спасителем, Иоанну , жена слуги царя Ирода, которая выкрала усечённую голову Иоанна Крестителя у Иродиады, Саломию , мать апостолов от двенадцати Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева, Марию Алфееву , мать Иакова, апостола от семидесяти и Сусанну , одну из приближенных к Христу и апостолам жен.


Иконе жен - мироносиц молятся о прощении грехов, об укреплении веры и об избавлении от зла и искушения для постижения тихой. праведной и чистой жизни.

1.

2.
[\more]

3.

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, все! Хочется Вас познакомить поближе и с другими религиозными праздниками православия, пусть даже не столь грандиозными, как двунадесятые, но не менее почитаемыми.

Например, Праздник жен мироносиц:

Неделя Жён-мироносиц отмечается в третье воскресенье после Пасхи. Она служит напоминанием о таком важном, но, увы, редком человеческом качестве – верности. Верности не показной, не «выгодной», а искренней, идущей от сердца, преображающей всё естество любящего. Тёплой. Сердечной. Безусловной!

Неделя (воскресенье) Жён-мироносиц в 2014 году выпадает на 11 мая. В этот день почитается память святых и верных Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, Марфы и Марии, Сусанны, Иоанны и иных.

Из Евангелий об этих женщинах нам известно совсем немного, а большинство из них упоминаются в связи с погребением и воскресением Иисуса только один раз.

Марфа и Мария известны тем, что их брата Лазаря воскресил Христос, и диалогом Христа с Марфой, звучащим с евангельских страниц напоминанием об истинных ценностях жизни человека.

Марфа готовила для Учителя большое угощение в своем доме, волновалась, суетилась, по ходу упрекнула в лени свою сестру Марию и пожаловалась Христу на неё. Но Иисус мягко ответил ей, что главное для человека не в еде и одежде, не во внешнем престиже жизни, не в пыли, пущенной в глаза окружающих: «Марфа, Марфа, ты заботишься и хлопочешь о многом…, а нужно всего лишь одно!» Ев. от Луки 10 гл. 41-42 ст.

Самый драматичный образ женщины, почитаемой в этот день, это образ Марии Магдалины . Она предстаёт перед нами в Евангелиях, в апокрифах, в церковных преданиях. Всегда с трепетным отношением ко Христу, с благодарностью Ему, обратившей на Него свою верность, преданность и любовь. Но после чего?

Многие исследователи Священного Писания полагают, что несостоявшийся суд над женщиной, уличенной в прелюбодеянии, который неожиданно завершился уходом обвинителей и судей после слов Христа: «Кто без греха — первый брось в неё камень» был «судом» над Марией Магдалиной.

Её прошлое, как блудницы, последующее оправдание и прощение Христом легло в основу множества произведений искусства: картин, икон, песен, стихотворений. Знаменитое стихотворение «Магдалина» Бориса Пастернака:

Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют.

Встреча с Христом, который простил ей все многочисленные грехи, навсегда и глубоко меняют её сущность – она становится преданной Ему, Ему одному…

Однажды, незадолго до своей смерти Христос был приглашен в богатый дом на обед, с представителями политической и религиозной элит иудейского общества, которые слушали Его, скорее забавляясь невероятностью учения о воскресении и вечной жизни.

И вдруг ко Христу, возлежавшему за трапезой, подходит женщина с сосудом драгоценного , очень дорогого благовония в те дни, как впрочем и сейчас. По иудейским обычаям миром помазывали головы священников и первосвященников, а вдруг женщина выливает его на ноги Иисуса Христа!

Этот поступок вызывает шок, гнев, недоумение, зависть тех, кто его наблюдает. Они начинают выкрикивать: «Что происходит?», «Зачем это?», «Можно было миро продать, а деньги уделить нищим, такова заповедь Божья», но всё это лишь лицемерие людей, которые пытались угодить Богу формальным соблюдением заповедей, без личной веры и сердечной любви к Иисусу.

Христос объяснил изумлённым сотрапезникам причину поведения, пришедшей: «Кому много прощено – тот сильно любит» Ев. от Луки 7 гл. 47 ст.

Марина Цветаева так выразила оценку Христа её искренней, высочайшей жертвы любви, принимая которую Он показал всем, что над самым дорогим в этом мире, Он превозносит искреннее участие сердца:

— Мироносица! К чему мне миро?

Ты меня омыла

Как волна.

Все женщины, почитаемые в праздник Жён-мироносиц поименно, в Евангелиях встречаются под общим словом «женщины» или «жёны», потому что женщина без мужчины была абсолютно бесправна и беспомощна во времена Христа.

Что говорить, если даже в современном иврите, возрожденном в начале 20 века, нет словосочетания «муж и жена», подразумевающего равноправный союз. Есть «хозяин (господин) и его женщина, и его дети». В насквозь патриархальном обществе роль женщины была незаметной и недооцененной многими, почти всеми, но не Христом!

Евангелия многократно и беспристрастно освещают поведение учеников-мужчин и последовательниц-женщин во время суда и распятия, свершившихся над Христом. Складывается впечатление, что первыми свидетелями воскресения Иисуса женщины стали в награду за свою верность.

В отличии от дня сегодняшнего, в древнем мире женщина не могла проявлять себя в общественной жизни, принимать участие в волеизъявлении народа, поэтому толпа, кричавшая «Распни!» состояла на все сто процентов из мужчин.

Предателем стал один из учеников — Иуда. Евангелие от Матфея в 26 главе сообщает, что сразу после ареста Иисуса «ВСЕ ученики покинули Его и убежали» . Пётр по малодушию трижды отрёкся от Христа перед служанкой, женщиной, мнение которой не имело ни веса, ни ценности.

На момент казни Иисус остался без учеников, которых просил молиться и поддержать Его, но не один! На месте казни «было много женщин, смотревших издали» Ев. От Матфея 26 гл. 55 ст.

Великий русский писатель Фёдор Достоевский, однажды увидел в картинной галерее германского города Базель картину «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего и был очень взволнован её реалистичностью, кажущейся бесповоротностью ужасающего сюжета.

В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина говорит: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!». Каково же было любящим последовательницам Иисуса видеть обезображенным и мёртвым Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь воскресение и Жизнь» …? Ев. Иоанна 11 гл. 25 ст.

Их любящие сердца разрывались от скорби и боли, поскольку они не находились возле Иисуса постоянно, возможно, не слышали Его обещания воскреснуть на третий день. Поэтому на рассвете женщины отправились ко гробу Иисуса, чтобы по традиции помазать Его тело благовониями.

мироносицы идут

Храня верность, они шли ко гробу Учителя, который не стал политическим вождём, не возглавил борьбу против римлян, как ожидали многие.

Его оставили даже ученики, а значит, никакая память о Нём и Его учении не сможет сохраниться в будущем.

Но женские сердца, исполненные верности и любви, способны вопреки всему нежно заботиться о тех, кого полюбили.

Именно такими были сердца Жён-мироносиц, движимые любовью они пришли… и увидели первыми пустую гробницу, Ангела, сообщившего им, что Христос воскрес, и самого Христа, встретившего их приветствием: «Мир вам!».

Бог всегда награждает за верность, смотрите! Женщины волновались, они присутствовали на казни, участвовали в захоронении Тела, не зная предстоящей радости воскресения, скорбели об ушедшем от них навсегда Учителе. И Он сам явился им, встретил и утешил их, показал им, что жизнь продолжается, что их надежда не погибла!

О чудо! Женщины бегут сообщить о ученикам, становятся своего рода апостолами для будущих апостолов. Но! Они не верят! Самым знаменитым неверующим становится Фома, о котором мы вспоминаем в первую неделю по Пасхе.

Однако божественное учение далеко от того, чтобы ссорить мужчин и женщин, чтобы в ущерб фактам превозносить одних и принижать других. Неспроста в этот день также почитается память святых и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые просили разрешения снять Тело Христа и захоронить его.

Иосиф для захоронения приобрёл новую гробницу, в которой и было положено Тело. Тщательность Божественного внимания да будет радостью для вас.

Тем более что тема жён-мироносиц не изжила себя, она продолжается и в современном искусстве. В 2013 году на концерте в День любви, семьи и верности прозвучала песня жены мироносицы в исполнении Кати Лель и Евгения Кунгурова.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»