Хмурое утро толстой краткое содержание. Алексей Николаевич Толстой (1882–1945) «Хождение по мукам» (1920–1941)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

«Хождение по мукам» - трилогия известного русского и советского писателя Алексея Толстого. Она так называется потому, что состоит из трех книг: «Сестры» (1921-1922 гг.), «Восемнадцатый год» (1927-1928 гг.) и «Хмурое утро» (1940-1941 гг.). В них показывается судьба русской интеллигенции, которой пришлось выдержать очень сложные испытания во время революции 1917 года. Толстой «Хождение по мукам» писал целых двадцать лет, и за это время он смог заново пересмотреть и переосмыслить свои взгляды и свою жизнь. В этом вопросе, ох, как нелегко ему было, недоверие то к одним, то к другим постоянно терзало его душу.

«Хождение по мукам»: книга жизни и переосмыслений

Когда рухнула Российская империя, которую писатель так любил, он эмигрировал за границу, затем опять вернулся. Толстой не был уверен в том, что новая власть сможет изменить жизнь страны к лучшему. «Хождение по мукам» - книга, изобразившая все метания и сомнения, которые он испытывал на протяжении нескольких десятилетий, и все же в конце пришел к выводу, что русские люди все-таки сделали правильный выбор, поддержав когда-то так ненавистных ему большевиков.

Первая книга имеет название «Сестры», и в ней рассказывается о том, как молодая и прямодушная девушка Булавина Дарья Дмитриевна в начале 1914 года приезжает в Петербург из Самары, чтобы выучиться на юридических курсах. В этом городе живет и ее сестра Екатерина Дмитриевна с мужем - известным адвокатом Смоковниковым Николаем Ивановичем. Их семья ведет богемный образ жизни, и поэтому в их доме часто бывают гости, среди которых ведутся прогрессивные разговоры об умирающем искусстве и о демократической революции. Среди них оказался поэт Бессонов В своих стихах он пишет, что Россия - падаль, а те, кто сочиняет стихи, будут гореть в аду. В общем, в этого порочного сумасброда влюбляется наивная и чистая Дарья Дмитриевна. Ей и в голову не могло прийти, что ее обожаемая сестра Катя уже изменила с ним своему милому и добродушному мужу.

Измена

Роман «Хождение по мукам» продолжился тем, что Николай Иванович начал догадываться об измене жены и даже рассказал об этом Даше, однако Катя очень быстро убедила их, что это полная чушь. Но Даша все же докапывается до правды через Бессонова и тогда со свойственной ей горячностью и непосредственностью заставляет Катю признаться во всем мужу и попросить у него прощения. В итоге супруги разъезжаются, Николай Иванович - в Крым, Катя - во Францию.

В это же время на Васильевском острове Иван Ильич Телегин - порядочный и добрый инженер - сдает часть своей квартиры каким-то странным молодым людям, которые часто устраивают дома «футуристические» вечеринки. И вот на один из таких вечеров, благодаря своему знакомому, приходит Даша. Все, что там происходит, она не понимает, однако ей приглянулся молодой инженер Телегин.

Любовь

«Хождение по мукам» автор продолжает тем, что летом Даша отправляется в Самару навестить своего отца - Булавина Дмитрия Степановича - и совсем неожиданно на пароходе встречает того самого инженера Ивана Ильича, который был уже уволен с завода из-за рабочих стачек. Они мило беседуют и сильно симпатизируют друг другу.

Даша, проведав отца, по его наставлению едет в Крым, чтобы поговорить с Катиным мужем и уговорить его примириться с женой. В Крыму она также увидела совсем потерявшегося в своих мыслях Бессонова, но самое главное - к ней приехал проститься Телегин, он собирался ехать на фронт, ведь началась Первая мировая, и он решил сейчас признаться Дарье Дмитриевне в любви.

Через некоторое время на фронте случайно погибнет Бессонов, на этом закончится его поэтическое хождение по мукам. Трилогия дальше повествует о том, что, когда Катя приехала из Франции в Москву, Смоковников примирился с ней.

Рощин

Теперь, когда кругом шла война, сестры стали работать в военном госпитале. Однажды Николай Петрович приводит в дом откомандированного в столицу для получения снаряжения белогвардейского капитана Вадима Петровича Рощина. Он почти сразу влюбляется в Екатерину Дмитриевну и вскоре объясняется ей в любви, но не получает взаимности.

Толстой «Хождение по мукам» далее продолжает тем, что однажды сестры узнают их газет, что прапорщик Телегин пропал без вести. Даша впала в отчаяние, она тогда еще не догадывалась, что он попал в плен и потом несколько раз сбегал из концентрационного лагеря, его чуть даже не расстреляли. Но чудо спасло его, и он благополучно добирается до Москвы.

Долгожданная встреча с Дашей была недолгой, и Иван Ильич устремился по предписанию на Балтийский завод в Петроград. По дороге он становится случайным свидетелем того, как заговорщики скидывают в Неву тело убитого Гришки Распутина.

Так на глазах Телегина начиналась Телегин отправляется в Москву за Дашей и привозит ее в Петроград.

Бунты

Муж Кати занимает пост Комиссара Временного правительства и с большим энтузиазмом отправляется в Москву, там его убивают взбунтовавшиеся солдаты.

К вдове приезжает Вадим Рощин, чтобы утешить ее. Он уже и сам не знает, что делать: ни русской армии, ни фронта уже нет. Он говорит о России как о навозе под пашню, и что теперь все надо создавать заново, и государство, и армию, и после другую душу втиснуть в людей.

В летний вечер 1917 года Вадим и Катя вышли прогуляться по проспекту в Петрограде. И здесь он решается признаться Кате в любви. В это время они проходили мимо особняка бывшей знаменитой балерины, где размещался штаб большевиков, которые готовились захватить власть. Так заканчивается первая часть романа.

Революция

Краткое содержание («Хождение по мукам») продолжается во второй книге под названием «Восемнадцатый год». Там описывается, каким страшным, голодным и холодным стал за короткое время Петербург, жизнь в нем превращается в настоящее хождение по мукам. Даша, беременная первенцем, подвергается нападению грабителей, этот стресс вызывает преждевременные роды, у нее появляется мальчик, который умирает на третьи сутки. Даша не может оправиться от своего несчастья, Иван Ильич понимает, что дома сидеть больше нет ни сил, ни желания, поэтому он отправляется служить в Красную Армию.

Рощин в это время в Москве, он контужен после октябрьских схваток с революционерами. С Катей они решаются уехать к ее отцу в Самару, чтобы там переждать революцию. Они были уверены, что власть большевиков до весны не продержится. Потом Рощин с Катей отправляются в Ростов, где уже формируется добровольческая белая армия, но не успевают туда добраться (отряд получил новую задачу и был вынужден покинуть город).

Махновцы

Рыбой, выброшенной на берег, в это время чувствует себя и Рощин. «Хождение по мукам» дальше повествует о том, что на идейной почве между Вадимом и Катей происходит ссора. Он уезжает догонять добровольцев, но перед этим вступает в красногвардейскую часть, чтобы с ней добраться до линии боев и переметнуться к своим, что он, в конце концов, и сделает. Храбрый офицер все равно остается недоволен собой, он начинает сильно страдать из-за разрыва с Катей.

Екатерина Дмитриевна, проживая в Ростове, в скором времени получает ложное известие о смерти Вадима и теперь вынуждена ехать в Екатеринослав. Но по дороге на поезд нападают махновцы. В плену у махновцев она встречает бывшего подчиненного Рощина - Красильникова Алексея, который начинает опекать ее.

Вадим же, как только получил отпуск, срочно отправляется за Катей в Ростов, но там он ее не находит. На вокзале он случайно встречается с Телегиным, который был законспирирован в белогвардейского офицера. Вадим Петрович не выдает его, за что тот его тихо благодарит и мгновенно исчезает.

Даша

В это же время Дарья Дмитриевна живет в Петрограде, где красные и Ленин строят новое рабоче-крестьянское государство. Однажды к ней является их старый знакомый Куличек - деникинский офицер, который привозит ей письмо от сестры. Из него она узнает, что Рощин погиб.

Куличек втягивает Дашу в подпольную работу против большевистской власти, и она переезжает в Москву. Так девушка работает под началом Бориса Савинкова, для прикрытия проводит время с анархистами Мамонта Дальского. По заданию своих подпольщиков она начинает посещать разные собрания, где выступает Ленин, на которого их группировка готовит покушение. Его выступления производят на нее сильные впечатления. И тогда Дарья Дмитриевна рвет все связи с заговорщиками и уезжает к отцу в Самару. Туда же добирается и Телегин в форме белого офицера.

Телегин приходит к Булавину и хочет получить хоть какую-то весть о Даше. Дмитрий Степанович сразу догадался, что перед ним «красная гадина», он отвлекает Телегина старым письмом от Даши, а сам звонит в контрразведку. И тут происходит неожиданная встреча Телегина с Дашей, в это время она была в своей комнате. Они успевают объясниться, и Иван Ильич убегает.

Буквально через некоторое время Телегин, уже командуя полком, возвращается за Дашей в квартиру Булавина, но она пуста, стекла выбиты, и Даши нет.

Оборона Царицына

Краткое содержание («Хождение по мукам») в третьей части «Хмурое утро» рассказывает, о том, что поезд Дарьи Дмитриевны был атакован белыми казаками, и теперь она и ее случайный попутчик пекут картошку где-то в степи. Им надо в Царицыно, но они оказываются в расположении красных, которые сразу заподозрили их в шпионаже, тем более, что Дашин отец был министром белого самарского правительства. Однако позже выяснилось, что командир полка Мельшин знал Дашиного мужа по германской войне и по Красной армии.

Телегин в это время перевозит по Волге боеприпасы и пушки в воюющий Царицын. При его обороне он был сильно ранен и попал в госпиталь. Через несколько дней без сознания, придя в себя, он видит рядом медсестру, которой оказалась его любимая Даша.

Рощин и Катя

Мытарства Рощина в это время продолжаются, он абсолютно разочарован во всей своей жизни, в Екатеринославле вдруг узнает, что поезд, в котором ехала Катя, захватили махновцы. Оставив чемодан в гостинице и сорвав погоны белого офицера, он отправляется искать ее в Гуляйполе в штаб Махно. Там он попадает в руки Левы Задова - начальника махновской контрразведки. Тот подвергает Рощина пыткам. Но потом Махно забирает его к себе, чтобы большевики подумали, что он заигрывает с белыми, заключает выгодный ему союз с большевиками и совместно с ними собирается брать Екатеринослав, который был под петлюровцами. Рощину удается побывать на хуторе, где жила Катя и Алексей Красильников, но они уже уехали, неизвестно куда.

Вадим Петрович смело участвует в боях, но петлюровцы город не сдают. Рощин получает ранение, и красные доставляют его в харьковский госпиталь.

Страсти накаляются до предела в романе «Хождение по мукам». Катя, еле освободившись от Красильникова, насильно принуждавшего ее выйти за него замуж, становится учительницей одной из сельских школ.

Из госпиталя Вадима Петровича направляют в Киев к комиссару Чугаю. С ним он участвует в разгроме банды Зеленого и убивает Красильникова. Катю он не находит.

Счастье

Хождение по мукам - тема, главная в произведении, героям романа она очень близка, каждый получит свое, потому как времена были действительно такие страшные, что даже сложно себе это представить.

Итак, Иван Ильич становится комбригом, и однажды ему представляют начальника штаба, в котором он узнает Рощина. Он хотел было его арестовать, но все быстро проясняется.

Катя возвращается в Москву в свою старую квартиру на Арбате, где она похоронила когда-то мужа и объяснилась с Вадимом. Потом устраивается учительницей, а на одном из собраний для народных фронтовиков она узнает Вадима Петровича и тут же падает в обморок. К Кате приезжают Телегин и Даша.

Вот теперь, наконец-то, все воссоединились и находятся в зале Большого театра. Идет доклад Кржижановского об электрификации России. Рощин указывает на Ленина и Сталина и говорит Кате, что они разгромили Деникина, что пролитая кровь и все усилия не напрасны ради такого великого дела, когда мир начал перестраиваться для добра, и что в этом зале все готовы за это жизнь свою отдать. Это новая Россия. Иван Ильич, тоже вдохновленный этими выступлениями народных лидеров, говорит Даше, что уже очень хочет работать. На этом можно и закончить краткое содержание. «Хождение по мукам» - произведение, достойное прочтения.

Текущая страница: 1 (всего у книги 69 страниц) [доступный отрывок для чтения: 39 страниц]

Алексей Толстой
Хождение по мукам
Трилогия

«Хождение по мукам»
Вступительная статья В. Щербины

А. Н. Толстой – выдающийся советский писатель, один из крупнейших современных художников слова. В его лучших произведениях реалистическая правдивость, широта охвата явлений жизни, крупные масштабы исторического мышления сочетаются с ярким словесным мастерством, способностью воплощать материал в монументальных художественных формах. Трилогия «Хождение по мукам», а также ряд других произведений писателя получили заслуженное признание, стали любимыми книгами миллионов читателей, вошли в классику, в золотой фонд советской литературы.

Яркое и широкое воспроизведение жизни нашей страны на рубеже двух эпох, резкие изменения под влиянием революции духовного мира людей составляют основное содержание эпопеи.

А. Н. Толстой писал трилогию «Хождение по мукам» более двадцати лет. Когда он в 1919 году в эмиграции приступил к работе над первой книгой трилогии – романом «Сестры», он не думал, что произведение развернется в монументальную эпопею. Бурное течение жизни привело его к убеждению в необходимости продолжить работу. Нельзя было поставить точку и оставить своих героев на бездорожье.

В 1927–1928 годах выходит в свет вторая книга трилогии – роман «Восемнадцатый год». 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, была дописана последняя страница романа «Хмурое утро».

А. Н. Толстой прожил со своими героями более двадцати лет, прошел с ними большой, сложный путь. За это время произошли перемены не только в судьбах героев, но и в судьбе автора, многое перечувствовавшего и передумавшего.

Уже в процессе работы над романом «Сестры» писатель, стремящийся к истинности воссоздания истории, несмотря на свои временные заблуждения, осознал обреченность и лживость бытия правящих классов старой России. Стремление разобраться в причинах, вызвавших очистительный взрыв социалистической революции, помогло писателю сделать верный выбор, пойти вместе с Родиной.

По словам Толстого, работа над трилогией «Хождение по мукам» была для него процессом познания жизни, «вживания» в сложную, полную противоречий историческую эпоху, образным осмыслением драматического опыта своей жизни и жизни своего поколения, обобщением исторических уроков грозных лет революции и гражданской войны, поисками верного гражданского и творческого пути.

Характерные поучительные особенности формирования творчества А. Н. Толстого и других выдающихся советских писателей старшего поколения подчеркнул К. А. Федин. «Советское искусство, – говорил К. А. Федин, – рождено не в кабинете начетчика и не в келье отшельника. Старшие и тогда не старые русские писатели в грозные годы гражданской войны очутились перед выбором: на какую сторону баррикады стать? И они делали свой выбор. И если ошибались в выборе и находили в себе силы исправить заблуждение, исправляли его. Замечательный советский, писатель Алексей Толстой оставил нам сурово-восторженное свидетельство в рассказах о таких мучительных заблуждениях. И он же в начале двадцатых годов исторгнул гимн обретенному новому своему читателю: „Новый читатель это – тот, кто почувствовал себя хозяином Земли и Города. Тот, кто за последнее десятилетие прожил десять жизней. Это тот, у кого воля и смелость – жить…“ Толстой утверждал, что писатель в тайнике сердца слышал зов этого нового читателя, гласивший так: „Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства, – пиши: честно, ясно, просто, величаво. Искусство – это моя радость.

…Всякий опыт складывается из плюсов и минусов. Опыт Судеб старших писателей, опыт трагедий, как уроки жизни, усваивался советскими писателями наряду с тем величайшим историческим уроком, который черпали они в клокотавшей гуще своего революционного народа“.» 1
«Правда», 1963, 22 июня.

Реалистическое изображение жизни русского общества в предреволюционный период в первом, романе трилогии «Сестры» представляет поразительную по убедительности картину продажности, растленности, лживости, фальши всего бытия социальной верхушки. Все это способствовало нарастанию и предельному обострению общественных противоречий, неминуемо ведущих к революционному взрыву. Для общего настроения романа «Сестры» характерны мотивы обреченности буржуазно-интеллигентской среды, исторической закономерности гибели старого строя, предчувствия неизбежности «страшной мести», «жестокой расплаты», «мирового пожара», «конца мира». Мотив неизбежности распада царской империи в первой редакции романа носил во многом неопределенный характер. Предчувствие «конца мира», как известно, в предреволюционной русской литературе носило весьма различный, чрезвычайно дифференцированный характер. Если писатели революционного лагеря видели в обреченности буржуазно-интеллигентского уклада следствие реальных общественных процессов, непримиримости и обострения классовых противоречий, то декадентские литературные течения провозглашали «конец мира» с реакционных мистических позиций, затушевывавших подлинные конфликты бытия. А. Н. Толстой был далек от мистических концепций, утверждавших обреченность мира, неизбежность его конца. Писатель, вначале еще смутно понимая цели социалистической революции, тем не менее образно показал ее причины, кроющиеся в реальных социальных условиях, в ненависти народных масс к разложившимся привилегированным кругам общества. В последних романах трилогии мотив предопределенности конца старого мира получает последовательно реалистическое звучание; причины, вызвавшие революционный взрыв, крушение царской империи, здесь выяснены более глубоко и точно, в соответствии с исторической истиной.

Первая часть трилогии привлекает читателей пластичностью картин, словесным искусством. Художественные достоинства этого чудесного русского романа огромны. Как живые, стоят перед нами его главные герои – Катя, Даша, Телегин, Рощин. Однако сила этого произведения не только в его художественном, реалистическом мастерстве. Роман «Сестры» отличается глубоким реализмом в изображении распада старого дворянско-буржуазного общества и кризиса путей интеллигенции. Правдиво, в широких типических обобщениях показано здесь лицо верхушки царской России, чуждость народу декадентской разложившейся интеллигенции. Здесь образы и картины в полной мере реалистически убедительны. Роман создает ощущение грандиозности и решительности исторических преобразований, заставляет с волнением переживать мучительные судьбы его героев. Судьба героев особо интересна и поучительна благодаря тому, что роман проникнут пафосом решения основного исторического вопроса – вопроса о смысле революционного преобразования и дальнейшей судьбе нашей страны, с огромной силой и искренностью поставленного художником. Именно в этом один из источников значительности романа «Сестры». Во время создания этого произведения автор не имел ясного представления о дальнейшем пути России, еще не решил трудную задачу – верно увидеть эпоху и найти в ней самого себя. Мучительные размышления и искания пронизывают роман, создают его основной тон.

На фоне огромных общественных событий, в предчувствии грядущих перемен А. Н. Толстой рисует своих героев одинокими и беспомощными. Смятение царит в их сознании, еще бессильны они решить поставленные жизнью вопросы. Включение в борьбу раздвигает границы их мировоззрения, поднимает их до осознания общих связей личности и общества, до понимания движения времени как истории, то есть приводит к целостному познанию закономерностей эпохи. А. Н. Толстой много раз подчеркивал, что «Сестры» – роман не исторический. Писатель создавал его как произведение о судьбе своего поколения. В последних книгах трилогии вырисовывается уже конкретный образ живой истории. Жизненный опыт героев трилогии становится безмерно богаче, обобщает не только наблюдения одной социальной прослойки, а умножается опытом истории, борьбы народа, опытом революционной эпохи.

Постижение сущности Великой Октябрьской социалистической революции, героика строительства социализма произвели решительный перелом в литературной жизни А. Толстого. Революционное мировоззрение, идеи советского патриотизма несоизмеримо возвысили его творчество, одухотворили новым пафосом и целями. Совершенно в ином свете предстают перед писателем казавшиеся известными ему ранее исторические события, глубже вникает он в смысл борьбы народа за новую жизнь. Теперь он по-другому смотрит на мир, ставит перед собой другие творческие задачи, прежде всего – воплощение величия революционного народа.

Смелее, шире, значительнее становятся творческие замыслы А. Н. Толстого. Он предъявляет к себе все более строгие требования, стремится создать обширную эпопею, посвященную русскому обществу в годы революции и гражданской войны. Писатель отлично понимал сложность и ответственность этой задачи. «Революцию одним „нутром“ не понять и не охватить, – писал он. – Время начать изучать революцию, – художнику стать историком и мыслителем. Задача огромная, что и говорить, на ней много народа сорвется, быть может, – но другой задачи у нас и быть не может, когда перед глазами, перед лицом – громада Революции, застилающая небо». 2
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, стр. 296.

Создавая последующие книги трилогии – романы «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», А. Н. Толстой уже ставил перед собой новую цель – «оформить, привести в порядок, оживотворить огромное, еще дымящееся прошлое», 3
Там же, стр. 563.

художественно запечатлеть грандиозные события социалистической революции и гражданской войны.

В романах «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» писатель обращается к широкому воплощению жизни всего народа в переломный момент его развития, определяющий будущую историю всей страны. Другой, несоизмеримо более широкий смысл, в единстве с последующими частями трилогии, приобрел и роман «Сестры», ставший органической частью монументального эпического произведения.

Романы «Восемнадцатый год», «Хмурое утро» показывают, что именно социалистическое искусство обновило реализм, воскресило способность воссоздания всеобъемлющей картины общества в его разнообразных противоречиях, интересах, событиях и характерах. Для первых двух романов трилогии характерно восприятие социалистической революции как могучей разбушевавшейся стихии. Безусловно, оно явилось следствием неясности представлений определенных кругов старой интеллигенции о движущих силах и смысле свершившегося переворота. Тем не менее «стихийнические» представления о революции в годы зарождения советской литературы были далеко не однородными, выражали различные, нередко противоречивые тенденции. У одних писателей стихийничество выражало непонимание подлинного характера революции, неприятие ее классового характера, склонность «растворить» его во всеобщих внесоциальных определениях. У других писателей, в частности и у А. Н. Толстого, представление о революции как могучей разбушевавшейся стихии изменялось в своем содержании. В романе «Восемнадцатый год» оно уже является формой утверждения величия, исторической закономерности, неизбежности и неодолимости революции, ее народного характера. В романе «Хмурое утро» автор стремится показать организованные, направляющие и активные силы революционной эпохи.

Широкое введение темы народного движения как главной силы истории определило не только своеобразие идейной концепции, но и всей композиционно-сюжетной структуры трилогии. Содержание «Хождения по мукам» воплощено в емких и свободных формах современной реалистической литературы. Сложная многоплановая структура этого произведения вызвана широтой изображаемых исторических событий, остротой классовых конфликтов, богатством характеров.

Обращение А. Н. Толстого и других советских писателей к емкой монументальной форме романа-эпопеи определялось самой жизнью, грандиозностью событий, требованием широкого и правдивого воплощения коренного исторического перелома в жизни народных масс, ставших главной, определяющей общественной силой.

Прежде всего выделяются в трилогии две важнейшие, тесно связанные между собой темы. Первая и главная – повествование о событиях гражданской войны; вторая, тесно связанная с духовной биографией писателя, – история русской интеллигенции, ее путь к революции. «Дело в том, – рассказывал писатель, – что ощущение родины на рубеже первой мировой войны и даже в первую мировую войну в среде интеллигенции было ослаблено. И только за эти 25 лет новой жизни, и в особенности в преддверии ко второй мировой войне, стало вырисовываться перед каждым человеком глубокое ощущение связи, неразрывной связи со своей родной землей. Мы пришли к ощущению родины через глубокие страдания, через борьбу. Никогда на протяжении, может быть, целого века не было такого глубокого и острого ощущения родины, как сейчас. Всего этого я не мог бы понять в 1927 году, когда писал „Восемнадцатый год“.

„Хождение по мукам“ – это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам – ощущение целой огромной эпохи, начинающейся преддверием первой мировой войны и кончающейся первым днем второй мировой войны». 4
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 14, стр. 378.

Последнюю книгу трилогии – роман «Хмурое утро» – художник создавал накануне Великой Отечественной войны. Это произведение проникнуто стремлением осмыслить исторический опыт жизни народа, глубочайшие преобразования, совершенные в нашей стране; во весь голос сказать о неисчерпаемости творческих сил, непобедимости социалистической Родины.

Писался роман в предчувствии больших мировых событий. «Я думаю, – высказывал А. Н. Толстой свои мысли в то время, – что этим летом Европа будет ареной неизъяснимых ужасов, а если втянется Америка, то затрещит весь мир. Ясно одно, старый мир кончен, он переходит огромную кровавую реку со всеми последствиями такого мифического перехода… Я много работаю над третьей частью „Хождений по мукам“, идет хорошо, но туго: первое – увеличенные требования, которые я предъявляю к этому роману, второе – трудность темы, третье – смена грандиозных событий, вторгающихся в жизнь…» 5
А. Н. Толстой, Письмо к Н. В. Крандиевской, 1940, архив ИМЛИ.

Дыхание этих грандиозных событий пронизывает роман, делает его глубоко созвучным священной борьбе советского народа против немецкого фашизма.

В романе «Хмурое утро» снова перед нами проходят картины боев, крупных побед Красной Армии, развала белогвардейщины. Гражданская война еще не закончена, но контуры побед уже ясны. «Жить победителем или умереть со славой» – эти слова поставлены эпиграфом к третьей части трилогии.

До создания трилогии «Хождение по мукам» и после появления ее в печати было написано немало крупных литературных произведений о революции и гражданской войне. И все же трилогия А. Н. Толстого принадлежит к числу лучших. Впервые тема гражданской войны была представлена с такой эпической широтой, с такой остротой постановки «русского вопроса», проблемы интеллигенции и народа. Трилогия так убеждала и волновала людей потому, что тема и идея выражены в ней не отвлеченно, а в живых образах, в живых человеческих судьбах.

Писатель нарисовал многокрасочную панораму родной страны, охваченной огнем гражданской войны. Он воспроизвел главнейшие исторические факты, боевые эпизоды. Действие стремительно переносится на громадные расстояния. Быстрая смена фактов, событий, людей, иногда создающая впечатление разорванности композиции, продиктована самим характером эпохи. При создании двух последних книг трилогии А. Н. Толстой широко пользовался архивными материалами и документами. Это придает трилогии большую познавательную ценность. Но писатель не хотел создавать историческую хронику. Все время он старался подчинить обильный и многообразный документальный материал строго продуманному творческому плану, отразить историю в ее наиболее характерных процессах, в живых образах.

Жанр трилогии нередко характеризуют как роман-исповедь. Бесспорно, подобное определение является узким, не учитывает огромного эпического содержания произведения. Вместе с тем читатель все время чувствует субъективность автора. Эта исповедь связана с автобиографической линией произведения, прежде всего с темой потерянной и возвращенной Родины. В полемике Телегина и Рощина мы чувствуем столкновение различных точек зрения. Отсюда следует сделать вывод о неоправданности попыток представить кого-то из названных героев воплощением исканий писателя. Взгляды А. Н. Толстого не персонифицированы в воззрениях какого-либо одного из героев трилогии. Они представлены в целостной концепции произведения, в борьбе различных мировоззрений, в уроках жизни героев.

Правдивость воссоздания истории в трилогии А. Н. Толстого слита с творящей силой искусства, с яркостью изображения индивидуальной жизни.

С поисков личного счастья начинают свой путь основные персонажи трилогии. В первой книге трилогии Телегин, Даша, Рощин и Катя во многом напоминают старых положительных героев Толстого. Они так же честны и отзывчивы, в такой же степени уповают на всемогущую силу любви. История здесь лишь фон, на котором развертываются личные судьбы и переживания героев романа, аполитичных, еще наивно надеющихся, что буря революционного движения пройдет стороной, мимо них. Приобщение их к борющемуся революционному народу уничтожает противоречия между личным и общественным, гармонично сливающимся в понятии и чувстве Родины.

Расширение духовного диапазона героев трилогии, социалистическое преобразование их внутренней сущности отчетливее всего видно в безмерном обогащении восприятия самого дорогого для них понятия «Родина». В свете социалистической революции понятие «Родина» у Телегина и Рощина предстает неизмеримо более ярким и глубоким, приобретает новый смысл. Для них становится ясной ограниченность их прежних представлений о Родине: слово это пополняется новым, высоким гуманистическим содержанием, включает в себя безмерные просторы страны, одухотворяется идеалом революционного служения народным массам. Наиболее рельефно этот процесс обогащения сознания человека в огне революции и гражданской войны выражен во внутренней биографии Рощина, человека чистого, искреннего, но много заблуждавшегося. Ранее для него, офицера, выходца из небогатой дворянской семьи, понятие о Родине, любви к ней ограничивалось узким кругом привычных традиционных представлений. «Ты ответь, для чего тебе родина, – спрашивает сам себя Рощин в напряженнейшее время своих исканий, предельно обостренных непримиримостью классовых боев революционной эпохи. – Июньский день в детстве, пчелы гудят на льне, и ты чувствуешь, как счастье медовым потоком вливается в тебя. Разве я не любил это?»

Движение истории, развитие революции и гражданской войны, горький жизненный опыт раскрыли Рощину узость его привычного представления о Родине, навсегда слили его с жизнью народа. Суровые уроки борьбы привели Рощина к выводу: «Оказалось, родина это не то, родина – это другие… Это они. Они – трудовой народ, начавший с оружием в руках творить свое будущее».

Поразительно правдиво, с убедительнейшей достоверностью в трилогии воспроизведен драматизм столкновения иллюзий героев с суровой действительностью грозных лет революции и гражданской войны, преображение в жестоких социальных конфликтах всего строя их чувств. Непосредственно втянутые в водоворот классовой борьбы, чувства дружбы, любви, гуманности, стремление к добру преобразуются, пополняются новым содержанием. Органическое вхождение истории в души не только преображает сознание, но и вносит новые черты в общечеловеческие чувства и стремления.

Развитие сознания героев трилогии – Телегина, Рощина, Кати и Даши – проходит в мучительных размышлениях, во внутренних противоречиях и конфликтах. Преодоление отживших представлений под влиянием действительности у них зачастую проходит в острой внутренней борьбе, в столкновениях противоречивых точек зрения. Первоисточником таких переживаний героев А. Н. Толстого всегда служат реальные факты, неумолимо разбивающие их прежние хрупкие камерные представления и мечты.

Революция затронула все стороны человеческого существования. Наивные мечты Кати и Даши о счастье сбываются не скоро. На протяжении многих лет личная жизнь их складывается неудачно. Не скоро они находят место в обществе. Порой представлялось, что все рушится, и тогда наступали минуты отчаяния, но опять воля к жизни брала верх и заставляла Катю и Дашу – слабых и беззащитных – пробивать себе дорогу. Часто кажутся они жалкими листьями, оторванными от дерева – Родины, дома, семьи, – уносимыми вихрем страшных и непонятных им событий. Однако искренность и стремление к правде побеждают все, и они отыскивают выход из самых безнадежных на первый взгляд положений.

Как показала жизнь, иллюзорной оказывается мечта героев об изолированном от общества маленьком личном счастье, счастье вопреки всем войнам, революциям, вопреки всем потрясениям человечества. Маленькое замкнутое благополучие не могло сохраниться в грандиозной революционной ломке общественных отношений, противостоять историческим бурям. Личное счастье Телегина и Даши, Рощина и Кати оказывается под ударом. Они принуждены на длительное время расстаться. Лишь найдя свою дорогу в жизни, находят они и свою любовь.

Чувства героев трилогии обогащаются, становятся глубже и сильнее. Раньше любовь заставляла их изолироваться от людей, бояться бурь и волнений казавшейся им такой беспощадной и неприветливой жизни. Теперь их чувства окрылены уверенностью в будущем.

Личное в представлении героев трилогии уже не противостоит общественному, а, напротив, личное – любовь – еще более расцветает, озаренное патриотическим чувством граждан свободной страны.

Сила таланта А. Н. Толстого во всей полноте сказалась и в широких эпических картинах, и в воспроизведении тончайших интимных переживаний. История любви Телегина и Даши проникнута подлинной поэтичностью. Писатель заставляет нас живо ощущать тонкость и сложность самых сокровенных человеческих чувств. По глубине передачи духовной жизни героев роман Толстого принадлежит к числу лучших произведений советской литературы. А. Н. Толстой, раскрывая несостоятельность попыток своих героев-интеллигентов в суровую революционную эпоху укрыться от бурь истории, замкнуться в пределах своего скромного личного счастья, показывает органическую взаимосвязь человека со временем. Драматическое развитие биографий основных героев трилогии наглядно, с тонким проникновением в глубины человеческой души раскрывает сложный процесс приобщения человека к истории, раскрепощения тем самым его духовных возможностей. Жизненный опыт Телегина, Рощина, Даши и Кати зримо свидетельствует о том, что именно включение истории в душу человека обогащает духовное содержание личности, дает возможность наиболее полно выявлять индивидуальные свойства.

Трилогию «Хождение по мукам» можно воспринять как своеобразный творческий синтез на основе нового опыта революционной эпохи всех прежних исканий автора, как итог его художественной биографии. Совершенно новое решение находят проблемы, всю жизнь волновавшие писателя. А. Н. Толстой и прежде никогда не разделял декадентских воззрений, утверждавших обреченность человека, его неспособность к духовному развитию и совершенствованию. Тема духовного обновления, очищения, возвышения человека – одна из основных в его дореволюционном творчестве. Если писатели-декаденты концентрировали внимание на падении, темных сторонах, болезненных патологических инстинктах личности, то Толстому присуще стремление к воплощению внутреннего возрождения, нравственного очищения героев. Тем не менее изображение духовного обновления человека в дореволюционных произведениях писателя носило характер отвлеченного, замкнутого, внутреннего самоусовершенствования. Постоянная для А. Н. Толстого тема совершающегося духовного прогресса личности получает в трилогии новое, исторически обоснованное освещение. Приобщение писателя к идеям социализма, художественное воплощение опыта революции и гражданской войны дали прочную, жизненную почву для всестороннего обновления, преображения и совершенствования героев. Их жизнь проникнута подлинно великими, возвышенными, в то же время реальными идеалами, одухотворяется великими целями.

В связи с темой всестороннего «обновления» и прогресса личности во многих произведениях А. Н. Толстого широкое развитие нашла классическая тема поисков героями правды, достойных устоев и целей жизни. Мотив «правдоискательства», получивший широкое воплощение в русской классической литературе прошлого века, нашел свое развитие в творчестве А. Н. Толстого. Однако в романе «Сестры» он еще носит умозрительно-отвлеченный характер, еще остается в стороне от реальных, исторически обоснованных общественных идеалов, не совпадает с подлинной высшей социалистической правдой эпохи, движущей миллионы людей на борьбу.

Мотив поисков правды, достойных основ и целей бытия получает в трилогии новое решение, органически сливается с борьбой всего народа за новую жизнь. Настойчивые искания героями произведения подлинной справедливости увенчиваются успехом, получают незыблемую жизненную основу, сливаясь с реальным ходом развития общества, с идеями революции и утверждения социализма.

Художник в живых образах нарисовал небывалое по размаху столкновение сил старой и новой России.

Глубоко почувствовал и передал А. Н. Толстой героический пафос эпохи, остроту общественных конфликтов этого переломного времени, невиданный взлет человеческого героизма, переплавку человеческих характеров в огне революции. Отличительная черта этого периода состоит в том, что он ломает сложнейшие порядки и отношения, перестраивает убеждения и характеры многих людей, заставляет их по-новому смотреть на действительность, искать новое место в жизни и борьбе. В этом свете переход интеллигентов – героев романа А. Н. Толстого – на сторону революции представляется обоснованным и закономерным.

Одна из основных тем трилогии «Хождение по мукам» – человек и народ, взаимоотношения личности и общества. В характере ее художественного освещения наиболее отчетливо раскрывается новаторство советской литературы.

Современная буржуазная литература и эстетика всячески стараются обострить конфликт личности и общества, возвести его в вечный закон человеческого бытия. По этим воззрениям, лишь в изоляции от общества человек получает внутреннюю свободу, возможность полного выявления своей индивидуальности. Человек и история представляются извечно враждебными, всегда противостоящими друг другу.

А. Н. Толстой, художественно утверждая революционную действительность, дает новое, принципиально иное освещение проблеме взаимоотношения человека и общества.

История человека, выбирающего свою жизненную дорогу в суровые годы революции, получила чрезвычайно широкое воплощение в литературе. Общая идейно-художественная концепция выдающихся произведений советской литературы состоит в пафосе достижения единства личности и общества, в приходе человека к своему народу. Такова, например, жизненная дорога основных героев «Хождения по мукам», «Тихого Дона» и «Поднятой целины» М. Шолохова, «Севастополя» А. Малышкина, «Городов и годов», «Первых радостей» и «Необыкновенного лета» К. Федина, «Страны Муравии» А. Твардовского и многих других.

Пути героев советской литературы к единству с народом различны. Если многие из них вышли из толщи трудящихся масс, неотделимы от них или сразу заняли свое передовое место в жизни, то другие приходят к народу дорогой длительных, иногда очень сложных исканий. Для них путь к гармонии интересов личности и общества совсем не легок и прост. Для ее достижения нужны борьба, мужество, умение выбрать верный ориентир. У некоторых это исторически и биографически достигается в итоге драматической внутренней борьбы или ряда жизненных уроков и испытаний.

Судьбы интеллигенции в революционную эпоху занимают большое место в трилогии «Хождение по мукам». Но это не единственная, всеопределяющая проблема, как утверждается в ряде критических работ.

В центре всего произведения находится всеобъемлющая и всепроникающая тема обогащения, расширения духовного горизонта людей в бурях революции, в борьбе за ее завоевания. Слияние героев трилогии – интеллигентов – с жизнью народа дает прочную основу для их духовного возвышения. Более емким и широким становится внутренний мир также и героев – представителей народной массы. Общая основа идейного роста, преобразования и возвышения сознания всех героев произведения А. Н. Толстого – их органическое приобщение к истории, включение в решение основных проблем эпохи, в сознательное созидание новой жизни.

Выдвижение в заключительной части трилогии – романе «Хмурое утро» – героев-коммунистов, революционных рабочих и крестьян, характеров цельных, целеустремленных, творящих в борьбе новую историю своей страны, внесло в творчество А. Н. Толстого новые черты: в трилогию широким потоком врывается, как безбрежный океан, все заполняет деятельность народных масс.

В дореволюционных произведениях А. Н. Толстого образы активных деятелей революции не находили воплощения. Как известно из биографии писателя, людей такого типа он ранее по-настоящему не знал. В романе «Сестры» выведены образы большевиков. Но писатель в это время был далек от верного представления об облике людей, творивших революцию. Поэтому образы людей из революционного лагеря в первой книге трилогии оказались однолинейными, менее убедительными, нежели другие персонажи: большевики здесь были показаны однобоко, только как сила разрушения старого, олицетворение ненависти к буржуазному миру. Героика всенародного созидания последующих лет раскрыла перед писателем новые грани облика советского человека.

Движение истории, новое мировоззрение внесли в творчество А. Н. Толстого обогащенное воссоздание характера передовых людей эпохи – революционеров. Более глубокое и верное воспроизведение образов героев-творцов революционной истории – было обусловлено тем, что советская действительность, во второй половине двадцатых годов развернувшая созидание новой жизни, многограннее раскрыла для писателя сущность героических характеров, рожденных революцией. Условная, схематическая фигура Василия Рублева отошла на задний план, когда в трилогии появились образы Ивана Горы, Чугая, Агриппины Чебрец, Шарыгина, Латугина, Анисьи Назаровой. Большевики уже предстают воплощением наиболее последовательного, действенного социалистического гуманизма, воплощением созидательного пафоса, богатства эмоций.

А. Н. Толстого особенно интересовало – создание типических образов людей, свершивших социалистическую революцию, отстоявших ее завоевания, строящих новую жизнь. Прежде всего о них хотел рассказать миру художник: «А те новые типы, кому еще в литературе нет имени, кто пылал на кострах революции, кто еще рукою призрака стучится в бессонное окно к художнику, – все они ждут воплощения. Я хочу знать этого нового человека» 6
А. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 13, стр. 285.

31.07.2017

Новая экранизация романа в год столетия революции вызывает особый интерес. Разберемся, о ком же писал советский классик.

Впервые фильм был экранизирован в 1957 году, вышли три серии (режиссер Григорий Рошаль); затем, в 1977 году, сняли 13-серийную версию (режиссер Василий Ордынский). В новом сезоне свое прочтение романа предложит канал НТВ: фильм Константина Худякова на суд телезрителей представят в октябре. И в связи с этим кажется важным вспомнить тех, кто, собственно, стал прообразами знаменитых героев знаменитого романа Алексея Толстого.

Вадим Рощин

Блистательный офицер, перешедший на сторону красных, был списан Алексеем Толстым с Евгения Александровича Шиловского (1889–1952), его...зятя. Увы, имя этого человека исключительной порядочности сегодня знакомо немногим. И более того - про Шиловского говорилось немало гадостей. Безусловно, описание его жизни достойно романа, но попробуем передать хоть что-то вкратце.

Лейб-гвардеец Шиловский, представитель небогатого тамбовского дворянского рода, никогда не был кровавым масоном, как написал когда-то «Наш современник». Его отец избирался в Госдуму, а Евгений после военного училища стал офицером-артиллеристом, воевал на Первой мировой, за храбрость награждался именным оружием, аккурат перед революцией окончил военную академию...

Почему он перешел на сторону красных - трудный вопрос. Возможно, виной тому идеализм, очарование некоторыми иллюзиями того времени, желание быть «вместе с народом»...

Как бы там ни было, свой выбор Евгений Александрович сделал и оставался ему верен. Все досужие разговоры о нем были связаны с личной драмой. В 1921 году Шиловский, тогда - помощник начальника штаба Западного фронта, недолго, кстати, командовавший 16-й армией, влюбился в жену своего заместителя, и Елена Нюренберг-Неелова стала его женой. Он продолжал делать карьеру, родился сын. В 1929 году он уехал в командировку, а томившаяся неясными сомнениями относительно своего семейного счастья Елена Шиловская отправилась в гости, где встретила Михаила Булгакова. Любовь свела обоих с ума.

Дальше была измена, мучительные попытки остаться с мужем - детей было уже двое, но затем - окончательный уход к писателю и болезненная «дележка» сыновей. Шиловскому инкриминировали какие-то сцены, которые он якобы закатывал писателю; коли и так - как его не поймешь? Однако в итоге он отпустил жену почти спокойно. Почему? Сдается, исключительно из благородства: постоянно находясь, как и многие его коллеги, под «дамокловым мечом», Евгений Александрович вполне мог «отпустить» пару, отводя таким образом удар и от писателя, автора весьма сомнительного с точки зрения советской власти романа «Дни Турбиных»...

Как он пережил удар? Бог знает. Но жил после ухода Елены одиноко, растил сына. А в 1935 году преподаватель Академии Генштаба Евгений Шиловский познакомился в санатории «Узкое» с очаровательной и умненькой аспиранткой, приехавшей поправить здоровье после неудачных опытов по биохимии. Звали девушку Марианной Алексеевной Толстой. Случился роман, он завершился хорошо - и Евгений Александрович обрел счастье, хотя был старше жены на двадцать один год. Толстой «возрастного» зятя принял - он сам переживал в этот момент развод, уходя к молодой. Потом они крепко дружили, благо в Москве жили рядом.

Образец офицерской чести, работяга, друживший со многими видными военными, не раз вульгарно «пинался» за то, что якобы стрелял в Булгакова; его не стеснялись называть даже Дантесом! Как далеко все это было от истины... 27 мая 1952 года Евгений Александрович умер от инфаркта - в своем служебном кабинете. Похоронен он на Новодевичьем кладбище в Москве.

Поэт Бессонов

Под именем Алексея Бессонова в романе выписан Александр Блок. Он не единожды занимался сатирой на поэта: в «Приключениях Буратино», например, Блок без труда узнавался в образе трагического Пьеро. В «Хождении по мукам» все сочится намеками на поэта - у Бессонова даже инициалы те же, «А.А.Б.» Что любопытно, Толстой задевает Блока во множестве произведений. Оскорбивший Петра Первого голландец, получивший оплеуху, носил фамилию Блок. Убитый в провинции губернатор - Блок. Совпадение? Нет, конечно. Анна Ахматова трактовала это как сведение счетов! Но за что и почему? Ведь Блок ничем не обижал Толстого! Предположений по этому поводу было много, от тривиальной ревности - Блок восхищался Натальей Крандиевской, женой Толстого, до еще более тривиальной - зависти. Но, скорее, в Блоке Толстой видел некий символ ушедшей эпохи. Уже после выхода романа в свет Толстой прочел изданную переписку Блока и Белого и сожалел, что намекал на поэта так откровенно.

Катя Рощина

Едва окончив первую часть романа, «Сестер», Толстой признавался: «Катя - это все Наталья Васильевна». Да, это была она, его «Туся» - в непростой, но счастливый период жизни, когда Толстой был рядом.

Наталья Васильевна Крандиевская (1888–1963) выросла в «литературной» семье и была невероятно одарена. Писать стихи она начала в семь лет, ее еще полудетскую прозу читал Горький, а стихи - Иван Бунин, который стал ее литературным учителем и критиком. Бунин научил ее запредельной строгости к себе, отчего Крандиевская выпустила не так много книг. После первой встречи с Толстым Крандиевская тонко высмеяла его откровенно слабые стихи, писателю «шпильку» передали, чем дело и кончилось. Но потом Наташа волей случая оказалась за соседним столиком со второй женой Толстого, Софьей Дымшиц: они учились живописи. Она уже была замужем, Толстой находился в стадии предразвода; так странно и вопреки всему завязался их роман. Пережив непростые расставания, они соединились и прожили вместе двадцать лет - с 1914 до 1935 года. Надо признать, что Толстой был вполне прагматичен: он понимал, что Крандиевская, для которой любовь означала самоотречение и полное растворение в любимом, обеспечит ему быт и комфорт на высоте. Так и было.

В трудные времена в эмиграции, например, Крандиевская выучилась на портниху, чтобы обеспечивать семью. Она обшивала русских эмигранток, что еще были при деньгах, а затем капризных француженок и не роптала. Летом 1923 года они решили вернуться: пароход «Шлезиен» доставил всю семью в Советскую Россию.

Тяготы эмиграции были позади: Толстого встречали с триумфом. Прежде не изданные романы обрели союзную славу, Крандиевская находилась в глухой монументальной тени мужа, вела его дела, от переписки до вычитки корректуры, а стихи написала лишь единожды, откликнувшись на просьбу любимого сочинить «Песенку Пьеро». Тем временем приближается беда: Толстой заявляет, что у него осталась лишь работа, никакой личной жизни нет. В своих воспоминаниях Крандиевская констатирует: «События развивались с быстротой фильма. Нанятая мной для секретарства Людмила через две недели окончательно утвердилась в сердце Толстого и в моей спальне...» Притом что она любила его больше жизни, Наталья Васильевна была едва ли не единственной из тех, кто пытался... оправдать мужа: «Таков свирепый закон любви. Он гласит: если ты стар - ты не прав и ты побежден. Если ты молод - ты прав и ты побеждаешь». Не сойти с ума ей помогли осознание долга - надо было поднимать детей, да творчество. В октябре 1935 года 52-летний Алексей Толстой женился на 29-летней Людмиле Баршевой, заявив, что прежде никогда не любил.

«Туся» осталась в Ленинграде, он уехал в Москву, где был осыпан благами. Во время войны она город на Неве не покинула. Выжила на пайке хлеба в 125 граммов. Хоронила близких. Ее стихи о блокаде уникальны...

Известие о смерти Алексея Толстого пришло в 1945 году. Это был непереносимый удар... А вскоре в издательстве «зарубили» ее книгу, что было еще одним ударом. Наталья Васильевна скончается в 1963 году, и книга эта увидит свет лишь спустя двадцать лет после ее ухода.

Даша Телегина

Сестра Наташи, Надежда Крандиевская (1891–1963), «Дюна», также была одарена. Ее учителем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества был Сергей Волнухин - автор памятника Ивану Федорову, а потом - знаменитый скульптор Бурдель. Ярчайшая женщина, Надежда Крандиевская - автор множества изумительных скульптурных портретов, среди которых колоритные Буденный и Чапаев. Ее руками создан и образ подруги - Марины Цветаевой, и удивительная маска Пушкина, и надгробный памятник Короленко, установленный в Полтаве, и другие чудесные работы.

Иван Телегин

Неудивительно, что и образ мягкого, интеллигентного Телегина был подсмотрен Толстым в ближнем окружении. Его черты он увидел в муже Надежды Васильевны, Петре Петровиче Файдыше (1892– 1943). Горько, но и его имя сегодня можно услышать очень редко. Петр Файдыш был превосходным архитектором, живописцем и скульптором. После смерти его отца, Петра Степановича, управляющего предприятием Саввы Морозова, меценат положил вдове приличную сумму «пенсии» из благодарности отличному работнику, а также понимая, что одна она семерых детей поднять не сможет. Деньги Морозова помогли Анастасии Ивановне дать детям образование. Талантливый Петр окончил Школу живописи, ваяния и зодчества.

Грянувшая революция изменила ход событий, но Файдыш без работы не остался: он, в частности, трудился над костюмами к постановкам Художественного театра, а позже вместе с коллегами разрабатывал проект Библиотеки имени Ленина и некоторых станций метро.

На Первую мировую Петр Файдыш отправился добровольцем. Георгиевский крест и тяжкое ранение в бедро были его «трофеями»... От мамы, происходившей из духовенства, чистейший человек Петр Файдыш унаследовал и смирение, и духовную силу. А внешняя красота ему была дана от Бога. В Надежду Крандиевскую он влюбился с первого взгляда. Их первый ребенок, Миша, погиб от пневмонии - привезенные Файдышем из Румынии детские вещички не пригодились... Горе семья переживала вместе.

Увы, Петр Файдыш ушел очень рано - в 1943 году, попав под репрессии. В 1914 году он попал в плен, это припомнили. Но главное было не в этом... В тот страшный год он поехал навестить жену и дочь в Тарусе. В этот момент в город вошли немцы. Вернувшись в Москву, он посидел вечер с двумя друзьями-соседями по кооперативному поселку «Сокол», заметив вскользь, что немцы в Тарусе не особо свирепствуют. Забрали его на следующий день, показательно проведя через поселок. Так все и кончилось.

Свои таланты родители передали детям. Дочь Файдыша и Крандиевской, Наталья Петровна Навашина-Крандиевская, в 1947 году с отличием окончила Суриковку. Ее работы украшают Третьяковку и другие музеи, за ее плечами - огромное количество выставок. А сын, Андрей Петрович, был скульптором-монументалистом, членкором Академии художеств, но скончался очень рано, в 47 лет, в 1967 году. Вот так переплелись в романе частички правды и художественного вымысла, реальность и фантазии. Нам остается лишь перечитывать его, оценивая вновь и вновь минувшее столетие.

СПРАВКА

Трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам» состоит из р оманов «Сестры» (1921–1922), «Восемнадцатый год» (1927–1928), «Хмурое утро» (1940–1941).

АКТЕРЫ И РОЛИ

ФИЛЬМ 1957 ГОДА

■ Иван Телегин - Вадим Медведев

■ Вадим Рощин - Николай Гриценко

■ Дарья - Нина Веселовская

■ Катя - Руфина Нифонтова

СЕРИАЛ 1977 ГОДА

■ Иван Телегин - Юрий С оломин

■ Вадим Рощин - Михаил Ножкин

■ Дарья - Ирина Алферова

■ Катя - Светлана Пенкина

СЕРИАЛ 2017 ГОДА

■ Иван Телегин - Леонид Бичевин

■ Вадим Рощин - Павел Трубинер

■ Дарья - Анна Чиповская

■ Катя - Юлия Снигирь

Том первый. Сестры.
Девятнадцатилетняя девушка Даша гостит у своей сестры Екатерины Дмитриевны Смоковниковой и ее мужа Николая Ивановича. В доме из царит, на первый взгляд, атмосфера искусства, искрометного юмора, дружбы и взаимопонимания. Каждый вечер в семье Смоковниковых собираются гости, которых неизменно встречает горничная Луша про прозванию Великий Могол (за широкоскулое, сильно напудренное лицо).
Между сестрами – нежная любовь и взаимное восхищение. Но нежданно нагрянула беда. Екатерина Дмитриевна изменила мужу с поэтом Алексеем Алексеевичем Бессоновым и в порыве злости говорит об этом мужу. Даша, которой сообщает Николай Иванович, не может в это поверить. Но пришедшая Екатерина Дмитриевна успокаивает и ее, и мужа, говоря, что солгала в порыве злости.
Даша знакомится с Иваном Ильичом Телегиным, на квартире у которого располагается “центральная станция по борьбе с бытом”, служащими которой становятся сам Телегин, инженер Балтийского завода, и бунтующая молодежь: студент юридического факультета Александр Иванович Жиров, хроникер и журналист Антошка

Арнольдов, художник Валет и девица Елизавета Киевна Расторгуева, не нашедшая еще занятие по вкусу. В квартире издается футуристический журнал “Блюда богов”, устраиваются вечера под названием “Великолепные кощунства”, на один из которых и попадает Даша. Так начинается ее дружба с Иваном Ильичом.
Однажды в разговоре с сестрой Даша признается, что влюблена в Бессонова. Катя бросается на колени и просит простить ее, убеждает, что поэт очень дурной человек. Даша недоумевает, но постепенно догадывается, в чем дело. Не в силах больше терпеть, она едет к Бессонову и признается ему в любви, а тот сообщает, что у него уже “было” с ее сестрой. Даша в истерике приезжает домой и требует от сестры, чтобы та сказала всю правду мужу. Катя идет к Николаю Ивановичу и в двух фразах сообщает ему о факте измены. Брак рушится. Екатерина Дмитриевна уезжает в Париж, Николай Иванович – в Крым.
В Евпатории Ивана Ильича Телегина увольняют с работы после стачки за сочувствие рабочим. На пароходе, на котором Даша едет в Самару, к своему отцу Дмитрию Степановичу Булавину, она встречается с Иваном Ильичом. Но он так и не решается признаться ей в любви, боясь ее оскорбить.
В Самаре Даша после нескольких писем сестры получает от отца совет ехать в Крым и уговорить Николая Ивановича ехать в Париж к жене. Даша едет в Евпаторию и там встречает Бессонова. Происходит некрасивое объяснение, и Даша получает предложение стать его любовницей, которое с отвращением отвергает.
Даша начинает понимать, что она влюблена в Телегина и неожиданно встречает его на дороге. Началась война и Иван Ильич приехал проститься, так как его призывают в действующую армию. Даша и Телегин признаются друг другу в любви.
Телегин на фронте. Он понимает, что это уже не та война, которую воспевали поэты прошлого. Это война не доблести и чести, а пера и железа. Происходит знаковый разговор с сослуживцем Зубцовым, который жалуется Ивану Ильичу, насколько тяжело убить человека и на чью совесть ляжет этот грех. Телегин уверяет, что отвечать будет тот, кто допустил войну.
Иван Ильич попадает в плен, а Даша узнает о нем из газеты как о пропавшем без вести. Она работает в лазарете медсестрой, живет вместе с Николаем Ивановичем. К ним приезжает Катя.
Ивану Ильичу со второй попытке удается сбежать из плена. Он приезжает к Даше. Затем его распределяют на Балтийский завод, где он работал раньше. В стране зреют неполадки. В одну из своих одиноких прогулок Иван Ильич доходит до моста и наблюдает, как три офицера и один штатский привозят какой-то большой сверток на автомобиле и сбрасывают в Неву. Сверток этот был телом Распутина, умиравшего очень долго: сначала выпил кофе с цианистым калием, затем получил три пули – одну в затылок, две в грудь, – но окончательно умер только под водой.
В Петербурге беспорядки, царь отрекся от престола. Телегин на паровозе едет в Москву к Даше.
К Екатерине Дмитриевне приезжает попрощаться Вадим Петрович Рощин.
Даша и Иван Ильич уезжают в Петербург и там женятся.
Во время беспорядков убит Николай Иванович. Тоска настолько захлестывает Катю, что она решает покончить с собой, приняв морфий. Но, уже зажав в руке пузырек, выглядывает в столовую и видит Вадима Петровича Рощина, вернувшегося с фронта.
Том второй. Восемнадцатый год.
Даша беременна, но однажды ночью попадает в руки двум грабителям, которые срывают с нее пальто. Солдат из попавшегося навстречу патруля отводит ее домой, где она рожает сына, умершего через три дня. Даша медленно угасает. Иван Ильич всеми силами пытается привести ее в чувство, но у него ничего не получается. От Кати нет вестей. 1918-й год начался чувством страха и неопределенности.
Екатерина Дмитриевна и Вадим Петрович едут на юг, спасаясь от “красной заразы”, но в вагоне Рощин встречает Алексея Красильникова, солдата из его полка. Алексей советует ему ехать в Москву – там спокойнее ему, буржую.
Рощин привозит Катю в гости к капитану Тетькину, также его бывшему сослуживцу. Но в споре Рощин и Тетькин расходятся во взглядах и Рощин уезжает. Он записывается по фальшивым документам в Красную армию с тем, чтобы присоединиться потом к Добровольческой армии генерала Корнилова, что и выполняет во время одного из боев.
Гражданская война в разгаре. Добровольческая армия с отчаянием камикадзе движется к Екатеринодару. Началась оккупация. Немцы отбирают у местных жителей продукты и отправляют их в Германию.
Рощин во власти воспоминаний. Он понимает, что той России, которую он бесконечно любил, уже никогда не будет. В армии Рощина считают большевиком и красным шпионом, и только близость его к генералу Маркову удерживают офицеров от немедленной расправы.
Яркой иллюстрацией хаоса, творившегося по всей многомиллионной стране может служить эпизод с предложением Дмитрию Сергеевичу Булавину портфеля министра здравоохранения, на что он ответил: “Министра? А какой республики?”
На поезд, на котором ехала Катя, напали махновцы. Пленных отвели в село, где наутро она увидела Махно.
К Даше является Никанор Юрьевич Куличек, когда-то влюбленный в нее помощник Николая Ивановича, а ныне белогвардейский офицер, член тайной организации “Союз защиты родины и свободы”. Даша вступает в нее, едет в Москву. По долгу службы она общается с анархистами во главе с бывшим актером Мамонтом, который гибнет впоследствии под трамваем у нее на глазах, ходит на выступления Ленина, мечется, не зная, что делать.
Вадим Петрович Рощин не погиб. В него стрелял его сослуживец Валерьян Оноли, но только ранил его. Рощин едет в Ростов, приходит к Тетькину, ища Катю, но она уже уехала. Рощин едет в Екатеринодар, проводит дни в бесплодных поисках, а ночи – в слезах вины и раскаяния.
Иван Ильич Телегин получает важное задание и пробирается на юг. Выполнив поручение, результатом которого стал расстрел командующего армией Сорокин, он пытается узнать что-нибудь о Даше, проникнув к ее отцу Дмитрию Степановичу. На полу в его квартире он находит Дашино письмо, из которого узнает обо всех ее злоключениях. Там он попадает в ловушку, но его спасает оказавшаяся рядом Даша. Едва успев объясниться, супруги снова теряют друг друга.
Красная армия стремительно наступает, один за другим гибнут белогвардейские полки, офицеры, капитаны и генералы. В рядах большевиков сражается живой и невредимый Иван Ильич, но мысли его заняты только одним: “Где же Даша?”
Пути главных героев постоянно пересекаются, они совершенно неожиданно встречаются, но – по разные стороны баррикад. И не всегда побеждают личные чувства. Так заканчивается один из самых кровавых в истории России тысяча девятьсот восемнадцатый год.
Том третий. Хмурое утро.
Во время одного из боев Иван Ильич ранен и попадает в медсанбат, где работает Даша. Он выздоравливает и не верит своему счастью: его жена здесь.
А Даша попала к большевикам фантастическим путем. Убегая от отца, она едет в поезде, который попадает под обстрел. Кое-как она и ее попутчик Кузьма Кузьмич, поп-расстрига и “просто веселый человек”, бредут по степи и неожиданно оказываются в эпицентре боя. Они попадают в красный полк, которым командует сослуживец Телегина Петр Алексеевич Мельшин.
Рощин неожиданно нападает на след Кати – через адрес, нацарапанный ее рукой в записной книжке одного немца. Вадим Петрович едет в Гуляй-Поле и попадает в руки батьки Махно, который, распознав в нем военного спеца, приближает его к себе. Катя, оказывается, уехала с Алексеем Красильниковым и женой его брата Семена Матреной к нему в село. И никто не знает, куда именно.
Рощин по заданию Махно едет в Екатеринослав, в вагоне встречает матроса Чугая, большевика, ведшего переговоры с Махно. Чугай предотвращает ссору Рощина с Левкой, верным псом батьки Махно. Так Рощин попадает в ряды большевиков и становится из деникинского офицера красноармейцем.
Даша увлекается театральной постановкой, которую решили учредить в полку. Это были “Разбойники” Шиллера. В пьесе принимали участие Кузьма Кузьмич, полковая повариха Анисья и красноармейцы. Сама Даша взяла на себя обязанности режиссера. Иван Ильич добыл реквизит. “Разбойники” прошли на “ура”.
Полк Ивана Ильича получает задание занять реку Маныч. Но он и его товарищ Иван Гора понимают, что это – верная смерть и ни малейшего шанса на успех. Но неожиданно для всех Красная Армия выигрывает бой. В нем погиб Иван Гора. Агриппину, его жену, Иван Ильич еле уводит от могилы мужа.
Даша и Анисья заболевают сыпным тифом и Кузьма Кузьмич, по приказанию Ивана Ильича, увозит их в город, в безопасное место. Намереваясь сделать из подкладки Дашиного пальто еще одну юбку, Кузьма Кузьмич распарывает его и находит бриллианты, зашитые туда Дашей после убийства монархиста Мамонта Дальского. Она приказывает выбросить драгоценности, на что Кузьма Кузьмич не отваживается, испрашивая совета у Ивана Ильича. А Телегин в который раз восхищается своей женой.
После боя Телегина назначают командиром отдельной бригады. Иван Ильич выезжает из села, где квартировал полк, но на выезде его останавливают трое: Задуйвитер, Латугин и Гагин, – упрекая его в том, что он, приняв командование артиллерийской бригадой, забыл о них, отличных артиллеристах, бросив их в пехоте “век ногами пылить”. Иван Ильич укоряет себя за беспечность, частую забывчивость, недопустимую из-за крайнего доверия людей.
Рощин в отряде Чугая гонит одну из банд атамана Зеленого, которой командует все тот же Алексей Красильников. В селе Владимирском, родине Красильникова, где после его побега отдельно от Матрены жила Катя, разгорается последний бой. Рощин лично убивает Красильникова. Но Кати нет. Она, предупрежденная Матреной о скором визите Красильникова, бежала. Рощин входит в ее домишко, выделенный сельсоветом, рассматривает атрибуты ее учительской деятельности, разговаривает с ее любимым учеником, шалуном Иваном Гавриковым.
Иван Ильич прибывает на станцию, где расквартирована артбригада, над которой он должен принять командование. К нему для представления является начальник штаба – Рощин Вадим Петрович – и торопится объяснить, что он не вражеский разведчик, как в первую секунду подумал Телегин, а настоящий красный офицер.
Прошло два месяца. Положение на фронте становилось все хуже и хуже для Красной Армии.
Даша и Анисья работали в ревкоме, получая скудный паек, усиленный, правда, “добычами” Кузьмы Кузьмича.
Иван Ильич и его бригада попала в западню: их тылы были смяты конницей Маматова. От отчаяния среди промозглой холодной степи, мутной от дождя, Иван Ильич едва не покончил с собой. И только патроны, предусмотрительно вынутые комиссаром Чесноковым, спасли его жизнь. А Рощин сначала не поверил Телегину, обвинил его в “омерзительной комедии”, в “покупке жизни у ревтрибунала”, в том, что он сам вынул патроны. Дело спасает Чесноков, рассказавший правду.
Остатки бригады Телегина соединяются с конницей Буденного. Семен Михайлович Буденный уже много недель пытается нагнать корпус Мамонтова, но тот не желает открытого боя.
Катя вернулась в Москву, в тот самый Староконюшенный переулок на Арбате, в особнячок с мезонином. Теперь работа кажется ей желанной. Ее квартира занята полуфилософом Масловым, но одна комната свободна. С помощью Маслова она получает работу учительницы в ликбезе и возможность проводить выездные лекции. В Москве голод.
Красная Армия окончательно победила. Деникин эмигрировал во Францию – “писать свои мемуары”. Катя неожиданно встречается с мужем – на квартире одной из своих учениц по ликбезу.
Иван Ильич, Даша, Рощин, Катя, Латугин и Анисья слушают доклад инженера Кржижановского о будущем России. Война окончена. Впереди – светлое будущее.

(Пока оценок нет)

В эмиграции, печатавшаяся в парижских журналах "Грядущая Россия" (1920. № 1-2, гл. 1-10) и "Современные записки" (1920-1921. № 1-6) и в 1922 г. вышедшая отдельным изданием. Вернувшись в Советский Союз и переиздавая роман в 1925 г., писатель внес в него серьезные изменения - не только стилистические и идейные, но и сюжетные. Роман "Восемнадцатый год" создавался к десятилетнему юбилею революции и был напечатан в журнале "Новый мир" (1927. № 7-12; 1928. № 1, 2, 5-7). В том же журнале была напечатана и последняя часть трилогии (1940. № 4, 5, 8; 1941. № 1, 2, 4, 6, 7, 8), задуманная первоначально как "Девятнадцатый год". Из этого общего замысла сформировались также романы "Черное золото" ("Эмигранты ") и "Хлеб". И "Восемнадцатый год", и "Хмурое утро" подвергались основательной переработке, прежде всего в связи с идеологическими требованиями властей. За трилогию "Хождение по мукам" А. Н. Толстой был удостоен Сталинской премии I степени. Произведение неоднократно переиздавалось, переводилось на многие языки, дважды экранизировано.

Трилогия представляет собою семейный роман, историю жизни сестер Даши и Кати на фоне грандиозных политических событий 1914-1920 гг. Произведение дает широкую панораму жизни разных сословий и областей России в годы войны и революции, проводит героев через множество злоключений, делая участниками социальных конфликтов и ставя перед нравственным выбором. В "Хождении по мукам" реализуются сменовеховские принципы А. Н. Толстого . Сестрам и их возлюбленным, инженеру Телегину и офицеру Рощину, помогает преодолеть все невзгоды чувство "дома": вера в родство душ и незыблемость любви, в святость семейных уз, в неуничтожимость России как источника национальной жизни, родины. Толстой выступает в книге и как колоритный бытописатель, и как тонкий психолог, как певец любви и острый сатирик, как умный и трезвый наблюдатель социальных катаклизмов, как вдохновенный патриот. Действие романа протекает то в столице (в модернистских салонах и на бастующем заводе, а потом в самом центре революционных преобразований), то в Самаре, где проживает отец сестер, то в Крыму , то на фронтах Первой мировой и Гражданской войн и заканчивается на съезде, где принимается план электрификации России . Небольшой эпизод в романе "Сестры" переносит читателя и в Париж 1914 г., куда отправилась ушедшая от мужа Катя. Изображение парижской жизни вполне достоверно, поскольку писатель в эти годы бывал во Франции и отразил в романе свои личные воспоминания. Писались "Сестры" также во Франции , но уже совсем в другую эпоху. Рубежом между временем действия и создания текста легла война.

"…тремя февральскими днями, когда, как во сне, зашатался и рухнул византийский столп Империи, и Россия увидала себя голой, нищей и свободной, − заканчивается повествование первой книги".

Описываемый период:

С 1914 по 1917 гг. - предреволюционные годы, до февральской революции 1917 г.

/XX век/

Литературные метаморфозы:

Первые строки второй части трилогии были написаны в марте 1927 г. В конце апреля Толстой отправил в журнал "Новый мир" две главы. Редактор журнала В. П. Полонский в письме Толстому выразил опасение, что события будут изображены в романе "под углом зрения людей, пострадавших от революции", а это не очень уместно во время подготовки к празднованию десятилетия Октября. Толстой немедленно ответил Полонскому большим письмом:

"Дорогой Вячеслав Павлович, что Вы делаете? С первых шагов Вы мне говорите — стоп, осторожно, так нельзя выражаться. Вы хотите внушить мне страх, и осторожность, и, главное, предвидение, что мой роман попадет к десятилетию Октябрьской революции. Если бы я Вас не знал, я бы мог подумать, что Вы хотите от меня романа-плаката, казенного ура-романа…
Нужно самым серьезным образом договориться относительно моего романа. Первое: я не только признаю революцию — с одним таковым признанием нельзя было бы и писать роман, — я люблю ее мрачное величие; ее всемирный размах. И вот — задача моего романа — создать это величие, этот размах во всей его сложности, во всей его трудности. Второе: мы знаем, что революция победила. Но Вы пишете, чтобы я с первых же слов ударил в литавры победы, Вы хотите, чтобы я начал с победы и затем, очевидно, показал бы растоптанных врагов. По такому плану я отказываюсь писать роман. Это будет одним из многочисленных, никого уже теперь, а в особенности молодежь, не убеждающих плакатов…
Нет, революция пусть будет представлена революцией, а не благоприличной картиночкой, где впереди рабочий с красным знаменем, за ним — благостные мужички в совхозе, и на фоне — заводские трубы и встающее солнце. Время таким картинкам прошло — жизнь, молодежь, наступающее поколение требует: "В нашей стране произошло событие, величайшее в мировой истории, расскажите нам правдиво, величаво об этом героическом времени".

"Но едва только читатель почувствует, что автор чего-то не договаривает, чего-то опасается, изображает красных сплошь чудо-богатырями, а белых — сплошь в ресторане с певичками, — со скукой бросит книжку".

Исторические персонажи:

Россией

России

Петербурга

− Какого?
− То есть как − какого? Австрийского эрцгерцога убили в Сараево".

Исторические персонажи:

  • Распутин Григорий Ефимович (1869-1916) - крестьянин села Покровское Тобольской губернии, был другом семьи последнего российского императора Николая II, имел репутацию "старца", прозорливца и целителя.

"И во дворец, до императорского трона, дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой".

"Во входной двери стоял среднего роста пожилой человек, выставив вперед плечо, засунув руки в карманы суконной поддевки. Узкое лицо его с черной висящей бородой весело улыбалось двумя глубокими привычными морщинами, и впереди всего лица горели серым светом внимательные, умные, пронзительные глаза. Так продолжалось минуту. Из темноты двери к нему приблизилось другое лицо, чиновника, с тревожной усмешкой, и прошептало что-то на ухо. Человек нехотя сморщил большой нос".

  • Николай II Александрович (1868-1918) - император Всероссийский, царь Польский и Великий князь Финляндский, последний император Российской Империи.

"…когда человек в военной рубашке услыхал смех, обернулся, опираясь на заступ, − лицо его было опавшее, темное, с мешками под глазами, − и знакомым всей России движением - горстью левой руки − провел по большим, рыжеватым усам".
(Из первой редакции Первой Книги. В более поздних редакциях этот отрывок отсутствует).

  • Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте (Franz Ferdinand von Österreich-Este, 1863-1914) - эрцгерцог австрийский, с 1896 г. наследник престола Австро-Венгрии.

Убийство Франца Фердинанда (Сараевское убийство) сербским террористом Гаврило Принципом стало поводом для начала Первой мировой войны.

"Помешивая чай в стакане, Даша с тоской глядела, как за окном летят снизу вверх клубы серой пыли. Ей казалось, что вот − прошли два года, как сон, и она опять дома, а от всех надежд, волнений, людской пестроты − от шумного Петербурга , − остались только вот эти пыльные облака.
− Эрцгерцога убили, − сказал Дмитрий Степанович, переворачивая газету.
− Какого? была полна войсками и полицией. Перед Северной гостиницей стояли конные полицейские на золотистых, тонконогих танцующих лошадках. Пешие полицейские, в черных шинелях, расположились вокруг памятника Александру III и − кучками по площади. У вокзала стояли казаки в заломленных папахах, с тороками сена, бородатые и веселые. Со стороны Невского виднелись грязно-серые шинели павловцев".

  • Убийство Распутина.

"Сверток в рогоже, сброшенный тремя людьми с моста в полынью, был телом убитого Распутина. Чтобы умертвить этого не по-человечески живучего и сильного мужика, пришлось напоить его вином, к которому был подмешан цианистый калий, затем выстрелить ему в грудь, в спину и в затылок и, наконец, раздробить голову кастетом. И все же, когда его тело было найдено и вытащено из полыньи, врач установил, что Распутин перестал дышать только уже подо льдом".

  • Убийство Франца Фердинанда (Сараевское убийство) сербским террористом Гаврило Принципом стало поводом для начала Первой мировой войны.

Достопримечательности:

Москва

  • Церковь Николая Чудотворца на Курьих ножках
    (ныне не существует, находилась по адресу на углу улицы Большая Молчановка, 26 и Большого Ржевского переулка, 1).

"На страстной сестры говели у Николы на Курьих Ножках, что на Ржевском".

"Даша остановилась и, не размыкая соединенных рук, которыми держала под руку Ивана Ильича, глядела через низенькую ограду на затеплившийся свет в глубоком окошечке церкви Николы на Курьих Ножках".

"Церковка и дворик были в тени, под липами. Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик пошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом. Было слышно, как он зазвенел ключами и стал не спеша подниматься на колокольню".

  • Музей В. И. Ленина.

"Кирпично-грязное здание с колоннами, похожими на бутылки, все в балясинах, балкончиках и башенках, − главный штаб революции − городская дума, − было убрано красными флагами. Кумачовые полосы обвивали колонны, висели над шатром главного крыльца. Перед крыльцом на мерзлой мостовой стояли четыре серые пушки на высоких колесах. На крыльце сидели, согнувшись, пулеметчики с пучками красных лент на погонах. Большие толпы народа глядели с веселой жутью на красные флаги, на пыльно-черные окна думы. Когда на балкончике над крыльцом появлялась маленькая возбужденная фигурка, и, взмахивая руками, что-то беззвучно кричала, − в толпе поднималось радостное рычание".


Городское пространство:

Москва

  • Район Тушино.

"За потемневшей волнистой равниной, покрытой то полосами хлебов, то кудрями ореховых и березовых перелесков, лежали тучи, те, что бывают на закате, − лиловые, неподвижные и бесплодные. В их длинных щелях тусклым светом догорало небесное зарево, и неподалеку, внизу, в заводи ручья, отсвечивала оранжевая щель неба. Ухали, охали лягушки. На плоском поле темнели ометы и крыши деревни. В поле горел костер. Там когда-то за валом и высоким частоколом сидел Тушинский вор. Протяжно свистя, из-за леса появлялся поезд, увозил солдат на запад, в тусклый закат".

  • Тверской бульвар.

"Каждый вечер сестры ходили на Тверской бульвар − слушать музыку, садились на скамью и глядели, как под деревьями гуляют девушки и подростки в белых, розовых платьях, − очень много женщин и детей; реже проходил военный, с подвязанной рукой, или инвалид на костыле. Духовой оркестр играл вальс "На сопках Маньчжурии". "Ту, ту, ту", − печально пел трубный звук, улетая в вечернее небо. Даша брала Катину слабую, худую руку".



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»