Дух дышит где хочет. Дух дышит, где хочет

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Само место проведения фестиваля очень нетрадиционно для России: музыканты выступали не просто на улице – они пели и играли на ступенях православного храма. Такой редкой возможностью фестиваль обязан неповторимой архитектуре подмокловской церкви Рождества Богородицы и тому, каким удивительно гармоничным образом ее создатели вписали этот шедевр зодчества петровской эпохи в окружающий ландшафт.

Храм построен в виде ротонды с крытой аркадой по всему периметру, увенчанной скульптурными фигурами двенадцати апостолов, к которой спускается естественный природный «амфитеатр». Из «амфитеатра» открывается захватывающий вид на церковь и пейзажи, которыми невозможно не залюбоваться.

Бессменный организатор фестиваля – клавесинистка, выпускница Московской консерватории, дочь настоятеля храма отца Дионисия Вера Воронежская рассказывает, что поначалу ей хотелось сделать своего рода музыкальное приношение любимой церкви и обратить на нее внимание общественности, чтобы сделать возможным ее полное восстановление; поэтому вместе со своими друзьями-музыкантами – студентами и недавними выпускниками Факультета исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ) Московской консерватории – она стала играть на ступенях храма концерты.

С другой стороны, говорит организатор, с самого начала одной из главных целей фестиваля было предоставить легкий и свободный доступ к классической музыке не только ее заядлым ценителям, но и тем, кто знаком с ней мало или же не знаком совсем. По мнению В. Воронежской, людям гораздо легче воспринимать любую музыку, даже самую сложную, «не чувствуя давления стен и потолка» и находясь в естественной среде, что может быть особенно важно для тех, кто не был с детства воспитан в культуре посещения концертных залов.

Настоятель храма Рождества Богородицы в Подмоклово отец Дионисий и Вера Воронежская

В результате родился формат open air – открытого во всех смыслах пространства: природного, культурного, церковного, социального. И это пространство открыто для всех и доступно каждому.

За четыре года своего существования фестиваль приобрел поистине грандиозный размах: на ступенях храма – уже практически полностью восстановленного и ныне действующего – наряду со студентами и выпускниками выступают выдающиеся российские музыканты с мировыми именами. С самого момента основания фестиваля большинство участников проекта – это преподаватели, выпускники и студенты ФИСИИ. В этом году уже во второй раз к ним присоединился известный журналист, просветитель и пропагандист музыки барокко Лев Малхазов, покоривший слушателей своим живым и обаятельным «конферансом» – высокопрофессиональными и захватывающе интересными комментариями об исполняемых произведениях, композиторах, эпохах, инструментах, странах…

Поскольку проект сразу был задуман как открытый для всех и вся, неудивительно, что в этом году на четвертом по счету фестивале состоялся «парад» едва ли не всей музыкальной истории христианского мира. Если поначалу подмокловская «антреприза» задумывалась как площадка для исполнения старинной музыки, то теперь в ее рамках звучит история всей христианской Европы и России – от песнопений Святой Хильдегарды Бингенской и русских знаменных роспевов до романсов Метнера и Рахманинова, от великих мастеров барокко до Стравинского и духовных произведений Маноцкова. На фестивале была исполнена музыка, охватывающая десять столетий (с XII по XXI век) и восемь стран (Италию, Германию, Францию, Англию, Австрию, Сирию, Польшу, Россию).

Не менее разнообразны и интересны, чем сама программа, были и исполнительские составы. Среди них – и традиционные сольные вокальные номера с сопровождением фортепиано, кларнета, исполненные блистательными певицами Яной Иваниловой и Ольгой Гречко; и прекрасное ансамблевое пение одного из лучших отечественных вокальных коллективов «Хронос», специализирующегося главным образом на открытии, реконструкции и исполнении старинной и нетрадиционной христианской духовной музыки; и очаровательные, невероятно виртуозные вокальные дуэты англичанина Г. Пёрселла, необычно, свежо и задорно прозвучавшие в интерпретации солисток Алисы Тен и Марфы Семёновой. А открыла фестиваль российская премьера – кантата Перголези «Орфей», мастерски исполненная певицей Марией Батовой.

Нельзя не отметить и прекрасные барочные инструментальные ансамбли, с которых начиналась история подмокловских фестивалей, когда организаторы поставили себе задачу поиграть барочную музыку перед простыми сельскими жителями, – дуэты преподавателя ФИСИИ Дарьи Борковской (клавесин) и выпускницы факультета Татьяны Любавской (траверс-флейта), и еще двух выпускниц ФИСИИ Дарьи Воронцовой (клавесин) и Дарьи Спиридоновой (скрипка).

Трогательными интермедиями прозвучали в фестивале старинные танцы в дуэтном исполнении Олега Бойко и Феликса Антипова на лютне и барочной гитаре, удивительным образом гармонировавшие с природой и атмосферой, царившей на празднике, и настроившие публику на вслушивание в тихие звуки старинных инструментов.

Отдельную «нишу» в программе фестиваля заняли всем так хорошо знакомые произведения венских классиков в замечательной интерпретации ансамбля духовых инструментов L’esprit du vent («Дух ветра») под руководством Ф. Ноделя и Камерного оркестра Тарусы под управлением дирижера, композитора, певца и мультиинструменталиста Ивана Великанова.

Весь фестиваль «пронизывали» многочисленные выступления с участием двух исторических клавиров – современного клавесина Merzdorf (представляющего собой копию фламандского барочного инструмента мастерской Рюкерсов) и исторического фортепиано XIX века Diederichs Frères из уникальной коллекции фортепианного мастера Алексея Ставицкого, много лет безвозмездно помогающего фестивалю, – которые звучали как сольно, так и в ансамблях, и с оркестром.

Любопытно, что оба инструмента, по стилистике достаточно отчетливо каждый принадлежащие своей эпохе, прекрасно проявили себя при исполнении на них самой разной музыки. Так, на историческом фортепиано великолепно прозвучала не только романтическая музыка Скрябина, Рахманинова, Шопена, Шуберта, Вагнера и Чайковского, но и прелюдия и фуга Шостаковича, заигравшая новыми красками в превосходном исполнении профессора Московской консерватории Юрия Мартынова. В транскрипции вагнеровской увертюры к «Тристану и Изо льде», сыгранной преподавателем Московской консерватории Петром Айду и восторженно принятой публикой, исторический инструмент словно бы обнажил неожиданные, прежде скрытые под покровом роскошной вагнеровской оркестровки смыслы. Нео бычно – приглушенно и затаенно, а потому очень деликатно – прозвучали два произведения Баха в транскрипциях для фортепиано соло.

Точно так же засверкал непривычными для публики гранями и клавесин, который на сей раз выступил не только в своих традиционных ролях – аккомпанементе бассо континуо и сольном репертуаре XVII–XVIII столетий, но и свежо и неожиданно прозвучал в ансамблевой музыке XX века. Наиболее разнообразные амплуа клавесина представила на фестивале профессор Московской консерватории, клавесинистка Ольга Мартынова, исполнив в дуэте со своим давним ансамблевым партнером, доцентом ФИСИИ скрипачкой Мариной Катаржновой старинную (Пандольфи Меалли и Корелли) и современную (Стравинский) музыку и блистательно завершив фестиваль исполнением концерта с оркестром ре мажор Гайдна – произведения, в котором мы традиционно привыкли слышать фортепиано.

Крайне разнообразная по стилям музыка, прозвучавшая на фестивале, отнюдь не была традиционной или простой для восприятия. Более того, часть из нее не была хорошо знакома даже профессиональным музыкантам. Однако публика, и даже самые юные ее представители, на редкость легко выдержала почти девятичасовой музыкальный «марафон».

Формат open air позволил каждому – от мала до велика, вне зависимости от возраста, образования, уровня музыкальной подготовки, социального статуса – понять, услышать и бережно унести с собой с этого необычного фестиваля что-то свое – до следующего года. Особая атмосфера, когда можно воспринимать музыку, лежа при этом на траве и глядя в ярко-синее июньское небо, играя с малолетним ребенком, или удобно устроившись на набитых сеном мешках, заботливо приготовленных организаторами, вместе с танцующими в такт маленькими детьми, попивая чай, и даже болтая с соседями, оставляет возможность выбора – как именно и сколько слушать.

Будучи преподавателем Московской консерватории, на протяжении многих лет сотрудничающим с ФИСИИ, не могу не отметить, что предельно демократичная, неформальная, без малейшего намека на пафос атмосфера живого творческого общения, горячей заинтересованности и жажды познания, отсутствия надуманных границ между коллегами и при этом высочайшего, давно признанного во всем мире профессионализма и широты кругозора, столь свойственная этому уникальному в своем роде факультету, как мне кажется, очень созвучна замыслам и думам главного организатора фестиваля Веры Воронежской и настоятеля храма отца Дионисия. Открытость новому, создание условий и атмосферы, максимально благоприятствующей слушателю, наконец, отеческая забота о нем – все это делает фестиваль в Подмоклово неповторимым и незабываемым.


Камерный оркестр Тарусы под руководством Ивана Великанова

Любое настоящее искусство всегда открыто для каждого. Однако организация концерта на открытом воздухе всегда связана с рядом сложностей. Это и зависимость от погодных условий, и необходимость усиления звука таким образом, чтобы он был передан без искажений, и вопрос предоставления слушателям комфортных условий пребывания. Хочется с благодарностью отметить высочайший уровень организации фестиваля, на котором гости могли чувствовать себя свободно и естественно, и потому на протяжении целого дня с такой легкостью воспринимать богатый и насыщенный глубокими смыслами музыкальный «поток».

Хочется назвать этот фестиваль «семейным» – настолько теплая, непринужденная и радостная атмосфера заботы на нем царит. Не случайно среди слушателей фестиваля было много детей, в том числе совсем маленьких. Именно такой может быть жизнь внутри храма и вокруг него – с подлинной любовью к ближнему и в радении о нем. Все это мы – гости фестиваля – почувствовали с самых первых минут пребывания на нем; и мы обязательно вернемся сюда еще.

Казалось бы, что общего может быть между церковной жизнью и музыкальными фестивалями, которые проходят на территории храма? Отец Дионисий отвечает на этот вопрос так: «Наша задача – это именно сокращать тот разрыв, который существует между культурой и культом, и из которого культура когда-то в свое время и вышла… Отец научил меня пропускать через сердце и душу и науку, и искусство… Уверен, классическая музыка способна возвратить человека к Богу, ведь она говорит о божественной гуманности, лелеющей человеческую душу… Музыка всегда непосредственно обращается к чувствам, и в этом смысле она – наиболее гуманный способ воздействия не человека, она способна научить чувствовать. Наконец, музыка лучше всего говорит о нас самих, если мы, конечно, хотим про себя что-то узнать. Прийти и послушать… не в рамках зала, в котором ты заперт, как пленник, а в открытом пространстве прямо у стен красивейшего храма оказывается способом обратиться к самому себе. Тем более, что выступают выдающиеся исполнители. Фестиваль в Подмоклово – это самое настоящее миссионерство».

В словах отца Дионисия, произнесенных им на фестивале, неоднократно прозвучала идея о восстановлении находящейся неподалеку от храма разрушенной старинной усадьбы – для того, чтобы сделать ее культурным центром. Знаменательно, что в Подмоклово эта идея просветительства была заложена уже в самой архитектуре храма, построенного в российскую «эпоху просвещения» по итальянскому ренессансному образцу. Поэтому очень отрадно спустя три столетия вновь видеть возрождение этих традиций, пускай пока еще и только в области музыки.

Недавно мы познакомили наших читателей с удивительной книгой архиепископа Иоанна Белгородского и Марии Городовой “Любовь долготерпит”, а несколько месяцев назад в продаже появилась вторая часть книги – “Корабль спасения”. Первая часть уже завоевала сердца читателей, а во второй авторы продолжают начатый разговор. Мы познакомим наших читателей с некоторыми главами произведения .

Беседа 1. «Дух дышит, где хочет…»

– Владыка, если можно, поговорим сегодня о празднике Троицы, о Дне Святой Троицы. Расскажите, пожалуйста, как людям открылась Триединая Сущность Бога?

– Библия начинается словами: «Берешит бэра элогим (множественное число от слова «элоах») …», и если точно перевести с древнееврейского, то это звучит так: «В начале сотворил Боги…», глагол «сотворил» стоит в единственном числе, а дальше слово «Бог» – во множественном. Потом, в следующей строчке книги «Бытие» говорится о том, что когда «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною», то «Дух Божий носился над водою». (Быт. 1. 2). В оригинале здесь стоит «мэрихипет» – глагол, который означает не просто «носился», но и имеет смысл «оживотворял», то есть еще в самом начале творения, когда были только небо и земля, Дух Божий уже был и призывал к жизни эту бесформенную, «безвидную» массу, Он уже работал.

Блаженный Августин говорил, что Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий Завет в Новом открывается. Библия – это книга, которая написана одной рукой – рукой Бога, и листы этой книги – это листы человеческой истории. Вот поэтому мы не отказываемся от Ветхого Завета, сохраняем все, что нам в нем дано. И то, что было сказано в Ветхом Завете намеками, в каких-то образах, все это открывается нам в Новом Завете уже явно, в действиях Божьих, которые очевидны.

Праздник Троицы имеет в своей основе ветхозаветное событие, которое случилось с Авраамом. Как сказано в книге «Бытие»: «Авраам и Сарра были стары и в летах преклонных (Быт. 18. 11), когда явился им «Господь у дубравы Мамре» (Быт. 18. 1). Дальше следуют слова: Авраам «возвел очи свои, и взглянул, и вот три мужа стоят против него» (Быт. 18. 12). Так явился Аврааму Господь. Он встретил этих «трех мужей», приготовил им обед – на многих иконах с изображением Троицы как раз показано, как Авраам и Сарра накрывают на стол, и тогда Они спросили Авраама: «Где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре» (Быт. 18. 9). И дальше читаем: «И сказал один из них (слова «один из них» в тексте выделены, подчеркивая то, что Господь явился в трех лицах): « Я опять буду у тебя в это же время, в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18. 10). Сарра, которая слышала эти слова Господа, «внутренне рассмеялась, сказав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение?» (Быт. 18. 12). «И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра? …Есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18. 14). И действительно, у Авраама и Сарры в назначенный срок родился сын Исаак, от которого потом, как это и обещал Аврааму Бог, произошел великий народ, и самое главное, потом именно в потомстве Исаака рождается Иисус Христос.

– Наверное, это явление Святой Троицы Аврааму, встреча с Ней у Мамрийского дуба и положили начало традиции в праздник Троицы украшать храмы и жилища ветками молодых деревьев и скошенной травой?

– Конечно. Кстати, этот Мамрийский дуб до сих пор существует, сейчас он находится на территории православного монастыря в Палестине, и очень почитаем людьми трех религий – иудеями, мусульманами и христианами.

Но явно и во всей полноте единство Бога в Трех Лицах, то есть Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, было открыто человеку уже в Новом Завете. И в праздник Троицы, который отмечается на пятидесятый день после Пасхи (отсюда еще одно название – «Пятидесятница»), мы вспоминаем о том, что в этом мире нам явилась полнота всех Трех Ипостасей Творца.

– Да, в наших предыдущих беседах мы говорили о том, что Бог сотворил человека, о том, как произошло грехопадение, и грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога. И Бог обещал, что Он пошлет в мир Того, Кто эту пропасть преодолеет .

– Это обетование было исполнено в Рождество Христово, когда людям был послан Бог Сын, потом была Его проповедь миру, Он принял на Себя грехи мира и был распят, а потом произошло Воскресение Христа из мертвых, и на сороковой день после Пасхи Его на Небо. После Воскресения Христос сорок дней является Своим ученикам, укрепляет в них веру, затем собирает их всех вместе, благословляет, и у них на глазах, «когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24. 51). Но еще раньше Он обещал Своим ученикам, что пришлет им «Утешителя». Для того чтобы они не сбились с пути, указанного Им. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15. 26). И когда Этот Утешитель, «Дух Истины», как называет Его Христос, сходит на землю, миру является вся полнота Бога, все Три Лица Троицы открываются людям. Так откровение о существе Божьем, которое было вначале дано в Ветхом Завете, когда три ангела, три мужа, явились Аврааму, оно открывается нам в Новом Завете сошествием Святого Духа на апостолов.

Как это произошло?

– Книга Деяний святых Апостолов рассказывает нам о том, как на пятидесятый день после Иудейской Пасхи, через десять дней после Вознесения Христа, Его ученики собрались вместе. Их было снова двенадцать, потому что вместо Иуды они избрали Матфия. И вот, как сказано, при наступлении дня Пятидесятницы – ветхозаветного праздника, который отмечался в честь получения Моисеем на пятидесятый день по выходу израильтян из Египетского плена заповедей от Бога, – в Иерусалиме собралось много народу. Тут были «из всякого народа под небом» (Деян. 2. 5). И когда апостолы с Марией, Матерью Иисусовой, были в горнице, то, как сказано, «внезапно сделался шум с неба… И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 4). И при сошествии на апостолов Святаго Духа они получают особые дары – это дар разговаривать на разных языках, дар целительства и дар проповедовать о делах Божьих. Когда вдруг апостолы заговорили на «иных языках», и даже на наречиях тех, кто в тот день собрался в Иерусалиме, то это не просто удивило всех, кто-то стал, насмехаясь, говорить, что «они напились сладкого вина» (Деян. 2. 13). Но именно этот день мы считаем днем рождения Вселенской Церкви, потому что именно с этого момента началась апостольская проповедь «о великих делах Божиих» (Деян. 2. 11) среди разных народов – каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение. Апостол – это дословно с греческого «посланник», и с этого дня начинается история Христианской Церкви.

– Апостолы обладали силой, которая была дана им как дар Святого Духа. В день, в который мы празднуем Троицу, они получили и дар на проповедь Слова Божьего. И это было не привилегией, это было служением и мученичеством.

– Да, все апостолы, кроме апостола Иоанна, умершего естественной смертью, кончили свою жизнь трагически, каждый из них своей смертью засвидетельствовал верность Христу. Например, апостол Петр, был распят на кресте и, как известно, он сам попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он это сделал, потому что считал, что недостоин быть распятым, как Христос, – ведь он троекратно отрекся от Него и всю жизнь помнил об этом.

– Вот это-то и удивительно: ведь все они до встречи с Христом были простыми людьми. Это рыбаки, среди них был сборщик налогов. И вдруг такая твердость в вере, такая сила духа. Более того, когда Христа взяли под стражу, судили, распяли, они были смятены, сломлены, безверье было тоже им знакомо. Так что же произошло? Святой Дух, сошедший на них в Пятидесятницу, дал им такие силы?

– Не так все прямолинейно. А разве Христос не мог бы их сразу Своей силой сделать верными и сильными?

Ну, наверное, тогда это было бы насилием.

– Совершенно верно. Ведь шел процесс подготовки, апостолам надо было очиститься, для того чтобы принять свет. Ведь люди не бесконечны, мы как сосуды, которые могут что-то в себя принять, только если мы очищены. И Христос постоянно «очищал» их, готовил к принятию Святого Духа.

То есть, тут нет пассивности – вот Святой Дух сошел на тебя, и ты преобразился?

– Нет, это синергия – взаимное движение друг к другу. Да, конечно, под действием Святого Духа апостолы становятся другими. Но как мы вообще меняемся? Действительно, апостолы были простыми людьми, но посмотрите, что говорит им Христос, готовя их к испытаниям: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10. 19–20). Так и получалось. Ведь это очень важно – расположить свою волю к тому, чтобы в тебе действовал Святой Дух. Мы часто считаем действием какие-то внешние усилия, но ведь самое трудное – это внутренняя работа, важно суметь довериться Богу, подчинить свою волю Святому Духу и дать Ему действовать через тебя. А для этого надо убрать из себя все, что в тебе темно, и принять в себя Святой Дух. И дальше Христос говорит, что если вы вверились Святому Духу, то помните, что тогда даже и волос с вашей головы не упадет без Божьей воли.

А как мы в нашей обычной жизни можем ввериться воле Божьей?

– Как раз в тяжелые моменты жизни, когда перед человеком встает выбор и он не знает, как ему поступить, верующий ищет не свою волю, а волю Божью – он молится, или заказывает молебен, участвует в Таинствах Церкви, или идет к духовнику, пытаясь распознать, в чем она. Ведь часто нам посылаются испытания, и если мы их с Божьей помощью выдерживаем, то после них нам бывает благо, но если в преодолении их мы ропщем на Бога и отчаиваемся, то этим мы отвергаем волю Божью. И распознать, почему и как нам надо поступать в том или ином случае, можно, только руководствуясь этим принципом: надо быть готовым принять Святого Духа, стать тем, через кого бы Он действовал.

Наверное, это сложно, потому что требует от человека не только веры, но и твердости в ней, решимости.

– Это действительно очень сложно, потому что самая активная позиция человека начинается с того, что он решает следовать воле Божьей, и это не пассивность, а, наоборот, внутренняя активность. Ведь когда человек решается идти к Свету, то на пути к Нему обязательно лежит тьма. Мы уже вспоминали слова апостола Иоанна о том, что «мир во зле лежит», и соответственно мир диктует правила поведения каждому человеку. Человек становится обязан миру, я бы сказал даже – «обвязан» миром, как путами. И как только человек решается слушать не то, что говорит ему мир, а то, что ему говорит Господь, в этот момент от него и требуется усилие. Но как только человек сделал их, как только он оказался готовым принять волю Божью, многие препятствия сами устраняются.

Посмотрите, какому испытанию веры подверг Бог Авраама. Когда Исаак, долгожданный сын Авраама, вырос, «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака …и принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22. 2). И что делает Авраам? Он готов исполнить волю Божью. Можно долго рассуждать, почему? И действительно, если рассматривать ситуацию по законам нашего мира, то это покажется нам диким: Авраам встает рано утром, берет с собой сына и идет туда, куда ему указал Бог. И дальше: «И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе» (Быт. 22. 6). Исаак спрашивает отца: «где же агнец, которого мы принесем в жертву?» И посмотрите, что Авраам отвечает: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22. 8) – он полностью вверяется воле Божьей. И Исаак вверяется. Ведь если представить, что, когда Исаак родился от Авраама, тому было 99 лет, и понятно, что Исаак вполне мог бы справиться с отцом, но сказано: «И шли далее оба вместе» (Быт. 22. 8). Вот эта вера в Бога, в то, что раз Он, вопреки всем законам естества, дал ему с Саррой сына и пообещал, что от него пойдет великий народ, то Он же и воздвигнет его, вот эта вера Авраама Богу ведет его. И что происходит? Когда Авраам уже «простер… руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (Быт. 22. 10), Ангел Господень остановил его, Авраам «возвел очи свои» и увидел агнца, который запутался своими рогами в кустах, и он «принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт. 22. 13). Это было испытание веры Авраама, и для того, чтобы его выдержать, Аврааму надо было, прежде всего, отказаться от стереотипов восприятия этого мира.

– Это удивительный пример непоколебимости веры, преданности Богу и готовности принять Его волю. Владыка, а обычный человек подвергается таким испытаниям?

– Каждый в меру своей даровитости, ведь вера – это тоже дар. У кого-то он больше, а у кого-то меньше. Но сказано, что кому много дано, с того много и спросится. Надо только помнить, что услышать голос Божий и воспринять его как волю Божью – для этого требуются внутренние усилия, но это и есть та максимальная творческая активность, которую человек может проявить в этом мире.

То есть жизнь – это творчество, творение себя .

– Да, стремление человека к своему Первообразу, постоянное стремление к исполнению воли Божьей – это и есть истинное начало в человеке, когда он может реализовать себя как Образ и Подобие Божье. И тут уместно вспомнить евангельские слова: «Дух идеже хощет дышит», т.е. «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3. 8). Они о том, что никто не может присвоить себе исключительного права обладанием полнотой даров Святого Духа. Мы спасаемся не своими заслугами, а Благодатью Божьей, и Дух Божий Сам избирает Себе тех, кто может последовать за Ним. Не обязательно это люди из рафинированной, посвященной среды. Бывает, наркоман или забулдыга-пьяница обретает через покаяние такую веру, что становится проповедником Христовым. Или вспомним, как Савл, который сначала был гонителем христианства, стал апостолом Павлом и потом пострадал за веру. И тут все дело в том, что в этом мире, кроме внешних обязательств человека миру, есть и такая вещь, как духовная призванность. Способность человека распознать голос Божий, сделать Ему шаг навстречу и принять в себя Святой Дух.

Молитвы ко Пресвятой Троице

Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа. Аминь.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Молитва ко Пресвятой Троице

Из утренних молитв

Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.

Молитва ко Пресвятой Троице

Иная, из утренних молитв

От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице, яко многия ради Твоея благости и долготерпения не прогневался еси на мя, лениваго и грешнаго, ниже погубил мя еси со беззаконьми моими; но человеколюбствовал еси обычно и в нечаянии лежащаго воздвигл мя еси, во еже утреневати и славословити державу Твою. И ныне просвети мои очи мысленныя, отверзи моя уста поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, и воспевати Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Александр Солодовников

Ночь под звездами

Свершает ночь свое Богослуженье,

Мерцая движется созвездий крестный ход.

По храму неба стройное движение

Одной струей торжественно течет.

Едва свилась закатная завеса,

Пошли огни, которым нет числа:

Крест Лебедя, светильник Геркулеса,

Тройной огонь созвездия Орла.

Прекрасной Веги нежная лампада,

Кассиопеи знак, а вслед за ней

Снопом свечей горящие Плеяды,

Пегас, и Андромеда, и Персей.

Кастор и Поллукс друг за другом близко

Идут вдвоем. Капеллы хор поет,

И Орион, небес архиепископ,

Великолепный совершает ход.

Обходят все вкруг чаши драгоценной

Медведицы… Таинственно она

В глубинах неба, в алтаре вселенной

Векам веков

утверждена.

Но вот прошли небесные светила,

Исполнен чин, творимый бездны лет,

И вспыхнуло зари паникадило,

Хвала Тебе,

явившему

1940 год, Колыма. Ночная смена

Более 50 лет прошло с момента премьеры «Дух веет, где хочет», но фильм ничуть не утратил свою актуальность. Главный герой, лейтенант Фонтен, заточен в тюрьму. Его цель — выбраться на свободу. В тюрьме держат множество узников, однако в рамках повествования совершить побег удаётся лишь двум из них, и это отнюдь неслучайность. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть психологический контраст персонажей (I) , а также ряд сцен (II) , требующих особого упоминания по причине важной роли, отведённой им в виду предмета обсуждения.

I). Во-первых, пастор и старец. Пастор — человек верующий, много времени уделяет чтению и переписыванию библии, молитве, надеясь на спасение. Очевидно, он отказывается предпринимать какие-либо действия самостоятельно, возложив надежду на Господа. Другая крайность — отчаянный старец, утративший надежду вовсе. В его голове твёрдо осела мысль о невозможности бегства; ложное ограничение, возведённое им самим, приводит к тщетной попытке самоубийства. Оба второстепенных персонажа, движимые страхом, ударяются в противоположные крайности, что делает их спасение немыслимым в контексте данной истории.

Во-вторых, безымянное окружение и мальчишка. Подавляющее большинство пленников, чьи имена остаются за кадром, резко отвергает какую-либо мысль, довод о возможности сбежать из тюрьмы. В отличие от шестнадцатилетнего мальчишки, соседа главного героя, который, выслушав подробный план, отвечает «Согласен» на предложение о побеге. Скованные страхом узники так и не покидают стен заточения, что нельзя сказать о мальчике (однако, его уход не обусловлен исключительно бесстрашием и верой в себя; без главного героя, как и главный герой без мальчишки, он далеко бы не ушёл, но об этом позже).

В-третьих, Фонтен и Арсен. Фонтен, обладает стратегическим складом ума, способностью грамотно анализировать, просчитывать каждый свой замысел; всякий поступок, имеющий значение, соответствует плану, что вынашивался несколько месяцев. В противоположность ему, Арсен — один из немногих, кто помышляет о побеге, но ему недостаёт терпения, доли разума, а потому, не обладая пошаговым алгоритмом, он предпринимает попытку бегства, но вскоре вновь оказывается в камере, погубленный собственной суетой и излишней самоуверенностью.

Пожалуй, ключевым фактором, благодаря которому лейтенант вырывается из клетки, является способность совмещать отдельно взятые качества, преобразовывая их в гармоничную систему. Видение Фонтена сочетает в себе надежду (пастор) и отчаяние (старец), страх (безымянное окружение) и отвагу (мальчишка), а также собственную доминанту (ум) и доминанту Арсения (действие).

II). Сцена побега, где к Фонтену приходит осознание всей ценность мальчишки, трактуется двояко. Во-первых, его откровение говорит о невозможности оказаться на свободе без помощи других, какой бы маленькой она ни была. Несмотря на тактичный ум главного героя, ему также посодействовало трио незнакомцев и некоторые заключённые. Смог бы он уйти так далеко в одиночку? — спорный вопрос. Во-вторых, намерение Фонтена было бы неосуществимо без веры в себя; на фоне большинства заключённых мальчишке храбрости не занимать, а потому он символизирует внутреннюю уверенность (но не стоит путать слепую веру пастора с верой юнца).

И наконец: момент размышлений. Смятение несколько часов терзает лейтенанта: сделать ли последний, а вместе с тем самый рискованный и опасный шаг? Кажется, страх и сомнения, с которыми герой сражался на протяжении долгого подъёма, сломили его у самой вершины горы. Но Фонтен не сдался и дошёл до самого конца — вдохнул долгожданный запах свободы.

III). «Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» — картина многогранная; она задаёт непростые вопросы, причём ответить на некоторые пока не удалось и в повседневной жизни. Однако это не делает киноленту претенциозной, вычурной, а, напротив, придаёт глубины, вызывает желание вернуться. Ведь метафоричная история о заточенном духе, рвущимся на свободу, неподвластна разрушительной силе времени, живёт и по сей день. Так, Робер Брессон создал бессмертное произведение.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Перед нами – долгая беседа с Никодимом. Никодим, известный всем фарисей, учитель закона, приходит ко Христу «ночью». Эта ночная встреча погружает нас в таинственную атмосферу. Поистине – мы все в ночи пред Богом. Мы все как Никодим – те, кто ищет Христа среди ночи.

Но то, что Никодим приходит ночью, имеет еще и другое значение. Он ночью пришел, ему недостаточно было слушать Христа среди толп народа. Он нуждался в том, чтобы встретиться с Господом наедине. Для него было лучше лишить себя ночного отдыха, нежели не услышать сокровенное слово Христа. Когда другие спали, он обретал спасительное знание.

А может быть, он поступил так из-за страха и малодушия. Он боялся или стыдился, что его увидят со Христом, и потому пришел ночью. Но хотя он пришел ночью, Христос принял его с любовью, давая образ своим служителям поддерживать добрые начинания, как бы ни были они слабы. Хотя теперь он пришел ночью, придет время, когда он открыто исповедует Христа. Благодать может быть сначала только горчичным зерном, а потом вырастает в большое дерево.

Мы знаем, – говорит Никодим, очевидно, от лица многих, – что Ты Учитель, пришедший от Бога: ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Как отличен его взгляд от многих его соплеменников, в особенности облеченных духовной властью, тех, кто, видя дела Христовы, воспламенялись завистью и ненавистью ко Господу. И как надо нам учиться видеть самое главное в чудесах! И главное в беседе Христа с Никодимом – необходимость нового духовного рождения для человека. Недостаточно изумляться чудесам Христовым – надо снова родиться. Никодим ждет скорого прихода Царства Небесного. Но Христос говорит, что мы не будем годны для него, если духовно не изменимся, то есть не родимся заново. Рождение – начало жизни. У нас должно быть новое естество, новые принципы, новые цели. Мы должны родиться снова и свыше. Это новое рождение дается с небес, оно предназначено для Божественной и небесной жизни.

Кто не родится свыше – не сможет увидеть Царства Божия, не сможет понять, о каком Царстве идет речь, не примет никогда его утешения. Это возрождение абсолютно необходимо и для земной жизни, тем более – для вечной, потому что невозможно вкусить блаженство, быть подлинно счастливым, не будучи святым.

Как может человек родиться, будучи стар? Неужели он может в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – с недоумением спрашивает Никодим. То, о чем Христос говорит духовно, он воспринимает плотски. Но велико его желание познать истину! Когда мы встречаемся с трудностями в понимании Божественных тайн, мы не должны отступать от Господа. Рожденное от плоти есть плоть, – говорит Господь. И если бы человек мог рождаться от утробы матери сотни раз, это не изменило бы сути дела. Грех растлил самое наше естество. Яко в беззакониях зачат есмь – исповедуем мы каждый день в покаянном псалме. И нам не следует удивляться тому, что должно нам родиться свыше. Господь говорит о рождении от воды и Духа, имея в виду таинство крещения. Но мы призваны также в личном благодатном опыте – Духом Святым – узнать, о каком рождении говорит Христос. Действие Духа Святого таинственно – где, когда, кому и в какой мере соизволит Он сообщить Себя. Но Его дыхание не может остаться от сподобившихся этой милости сокрытым. Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь и не знаешь, откуда приходит и куда уходит.

Как это может быть? – спрашивает Никодим. Есть то, что выше нашего естественного разумения. Но оттого что он не может постигнуть слово Христово своим умом, он не отказывается от искания истины. Сколь многие самонадеянно полагают, что невозможно поверить в то, что невозможно увидеть телесным зрением. «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» – говорит Христос. Мы слышим здесь слово упрека Господа тем, кто берется учить других духовному, а сам плохо разбирается в этом. Тем, кто проводит время только во внешнем изучении Писания, и внешнем соблюдении всего, и небрежет о самой сути. «Можно быть вполне заслуженным доктором богословия, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – а случись с этим богословом беда, он смотрит растерянно: да есть ли Бог?» «И откуда взяться свету, – добавляет святитель, – у этой тьмы?»

Мы говорим о том, что знаем и свидетельствуем о том, что видели, – говорит Христос – и не только о Себе, но о всех, кто Его. Потому от воскресенья к воскресенью, из века в век Церковь поет: Воскресение Христово видевше…

Он сошел с небес, и в то же время Он – Сын Человеческий. Теперь, когда Он говорит с Никодимом как Человек, – Он на земле, но как Бог – Он на небе. Так велика Его любовь к нам, что Он был вознесен на Крест за наши грехи, как змей Моисеем в пустыне, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Пасху вечную, которая уже сейчас дается многим как рождение свыше.

Напомню, что говоря о Троице, никто не говорит о триедином теле. Отец, Иисус Христос и Дух Святой – это три личности, но действующие в единстве.

Библия нам однозначно показывает Духа Святого как личность с характером. Очень часто люди, исследуя Библию, ищут не столько изложенную в ней весть, как подтверждение собственного мнения. И конечно, тогда они это подтверждение находят. Но при этом, они закрывают себе глаза на другие тексты Писания, прямо противоречащие их взглядам. Та же ситуация и с Духом Святым. Ряд верующих, которые не хотят считать Святого Духа личностью, находят в Священном Писании тексты, где употреблено слово “дух” но в другом значении – ветра, жизни, человеческого характера, личности, в т. ч. под влиянием Бога и т.д. Тем они успокаиваются, подтвердив для себя самого собственную позицию. Однако, не сложно догадаться, что у многих слов существует несколько значений. В частности о значениях слова “дух” читайте в главе книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения». Так и другие однокоренные, похожие и даже одинаковые по написанию слова, употребляемые в Библии, имеют несколько значений: Бог Живой и языческие боги, Господь и господин и т.д. Поэтому любой библейский текст нужно разбирать исключительно с учетом контекста повествования и ни в коем случае нельзя закрывать глаза на “ненравящиеся” стихи Священного Писания.

Библия неоднократно нам четко показывает Святого Духа – как именно личность Божества.

Давайте посмотрим эти тексnы:

Дух вместе с Отцом посылают Христа на земное служение:

Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … Приступите ко Мне, слушайте это: Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его ” (Ис. 48:13-16).

Дух является Творцом. Посмотрите, здесь не написано, что Бог летал над землей, а именно Дух носился. Сложно поверить, что слово “Дух” там оказалось случайно, учитывая то, что все Писание Боговдохновенно, а также то, что ранее писцам было не так просто прописывать каждое “лишнее” слово, по сравнению с сегодняшней печатной технологией.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ” (Быт. 1:2).

Дух Святой приравнивается в Библии к Богу и называется Им. Грех Анании состоял в попытке солгать Богу – Духу Святому. В книги пророка Исаии, мы также видим Бога, который именуется то Господом, то Духом:

Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? … Ты солгал не человекам, а Богу ” (Деян. 5:3-4).

Он был для них (Израильтян) Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их... Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его ; поэтому Он обратился в неприятеля их : Сам воевал против них... Тогда народ Его вспомнил древние дни... Как... Дух Господень вел их к покою . Так вел Ты народ Твой... Только... Ты, Господи , Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" ” (Ис. 63:8-16).

Дух общается с людьми и помагает отбирать миссионеров:

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал : отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ” (Деян.13:2).

Дух принимает непосредственное участие в миссионерстве:

Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их ” (Деян.16:7).

Дух приходит, обличает, утешает, наставляет, говорит, возвещает будущее, прославляет Христа:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о гребе … Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня , потому что от Моего возьмет и возвестит вам ” (Ин. 16:7-14).

Дух подкрепляет нас и ходатайствует за нас перед Богом:

Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ” (Рим. 8:26).

Дух Святой мыслит:

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией ” (Рим. 8:27).

У Духа есть Своя собственная позиция:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого… ” (Деян.15:28).

Дух пребывает, где хочет:

Все вышеперечисленные качества никак не подходят безвольной энергии.

Кроме этого, Библия нам описывает телесное сошествие Духа на Иисуса после крещения:

Дух Святый нисшел на Него в телесном виде , как голубь ” (Лук. 3:22).

Мы видим, что Иисус призывает крестить во ИМЯ Его, Отца и Святого Духа:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ” (Матф. 28:19).

Разве можно что-либо делать во ИМЯ безликой эфемерной энергии, причем в перечне с Богом Отцом и Сыном. Тем более, крещение, это завет – договор (читай раздел ) с Богом. Разве можно завет заключать с энергией?!

Также вспомните слова апостола Павла, который отдельно указывал на разумную помощь Святого Духа:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ” (2 Кор. 13:13).

Таким образом, все попытки превратить Святого Духа в безликую энергию не основаны на Библии, а построены на стремлении выдать желаемое за действительное, игнорировании ряда прямых Библейских текстов и придании некоторым “спорным” стихам той вести, которую в нее не закладывал автор, что сразу видно при анализе контекста.

Итак, анализируя все приведенные выше аргументы и цитаты Библии можно сделать только ОДИН вывод: Бог Един - Отец, Сын и Дух Святой. Именно так Бог представил Себя в Библии, хотим мы этого или нет. Если же мы отвергаем прямые Слова Господа, то должны опасаться предупреждения, высказанного апостолом Павлом:

“Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим. 1:18,19).


Валерий Татаркин




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»