Авдеев роман иванович. Выживший. Кто помог Роману Авдееву сохранить Московский кредитный банк в кризис — Роман, с чего все началось — что это был за импульс

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Миллиардеры из списка «Форбс» - люди по определению высокостатусные

Поэтому нет ничего удивительного в том, что и их увлечения, не связанные напрямую с бизнесом, соответствуют статусу. Одни покупают спортивные клубы, другие идут в политику, третьи просто совершают какие-либо экзотические поступки. Житель Одинцова Роман Авдеев - владелец и совладелец множества бизнес-структур, в том числе крупных банков, не замечен в подобных увлечениях и резко выделяется среди своих коллег и соседей по списку «Форбс». Он отец 23 детей, родных и приемных. Сам не делает между ними никаких различий. Дети есть дети. Поэтому ответ на мой вопрос, что главное для него в жизни, был вполне предсказуем.

Справка МК цифры

69-е МЕСТО ЗАНИМАЕТ РОМАН АВДЕЕВ в списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes.

В 1,4 млрд ДОЛЛАРОВ США оценивается состояние Авдеева на сегодняшний день.

Главное в моей жизни - семья. Семья всегда была для меня важна, но именно сейчас пришло полное понимание ее роли в моей жизни. Но всему свое время. В молодости хотел стать ученым, но жизнь распорядилась иначе. Я всегда стараюсь смотреть вперед и ни о чем не жалею. Но все-таки ностальгия по каким-то эпизодам моей жизни остается.

- Роман, у вас многопрофильный бизнес. Вы имеете представление, сколько людей работает в ваших структурах?

- (Пауза.) Никогда не считал количество сотрудников, даже не задумывался об этом. Поэтому затрудняюсь ответить на этот вопрос. Наверное, речь идет о тысячах. Я всегда стараюсь организовать бизнес так, чтобы работала команда профессионалов. В данном случае речь идет скорее о профессионализме, а не о количестве сотрудников.

Вопрос о количестве сотрудников я задал в следующем контексте. Хотелось бы понять, насколько легко и почему вы расстаетесь с людьми?

В профессиональной деятельности с людьми расстаюсь легко. Ведь все мы работаем вместе, пока есть общий интерес. Кто-то уходит сам, за кого-то это решение принимаю я. Если человек профессионал, работа должна быть ему интересна. Конечно, денежная компенсация важна, но если интерес теряется, просто нет смысла в дальнейшей совместной деятельности. Подчеркну, что в работе обязательно должен присутствовать драйв.

- Тогда напрашивается вполне банальный вопрос. А что для вас бизнес?

Бизнес есть бизнес. Бизнес не является частью меня, моей семьи. Так называемый «династический бизнес» мне чужд. Даже творческую работу, на мой взгляд, делать наследственной неправильно, а уж бизнес тем более. Я продаю одни бизнесы и вкладываюсь в другие, это моя работа.

Как-то раз я общался с англичанами, и они мне задали очень интересный вопрос: «Вы через пять лет будете в гольф играть или заниматься бизнесом?» Для меня ответ однозначен - заниматься бизнесом. Бизнес - моя судьба. Но, несмотря на это, если поступит выгодное предложение, я продам любую из своих компаний без сожаления.

- И даже этот (беседа проходила в офисе крупнейшего столичного банка) ?

И даже этот. Я достаточно самоуверенный человек. Я знаю, что и в любом другом бизнесе смогу принести пользу.

- Начать с нуля?

С нуля начать не получится, так как для этого надо сначала обанкротиться. (Смеется.) А на самом деле я уверен, что могу заниматься любым бизнесом, ведь принципы управления достаточно универсальны.


Фото из архива Романа Авдеева.

Вы человек, который всю сознательную и несознательную жизнь живет в Московской области, в Одинцовском районе. Как вы оцениваете экономические возможности Подмосковья?

Я вижу в области огромный потенциал. Область по всем параметрам превосходит Питер, не говоря о других субъектах Российской Федерации. Конечно, с Москвой сравнивать сложно, разные весовые категории, но это проблема не Московской области, а проблема целой страны. Проблема еще и в том, что значительная часть населения области работает в Москве. Продукт создают для Москвы, а социальную нагрузку несет область.

Мне кажется, что новый губернатор Андрей Воробьев способен придать новые импульсы развитию региона. Я, как человек, проживающий в Московской области, не считаю, что она находится в каком-то социально-экономическом загоне. Главная проблема для меня - это бесконечные пробки. Очень жду, когда наконец-то смогут решить эту проблему. За границей я пользуюсь общественным транспортом, не потому, что дешевле (для меня этот вопрос не является существенным), а потому, что так удобней. В Москве я езжу на метро потому, что это удобней, хотя зачастую ощущаешь себя как сельдь в бочке. Если в области будет удобный общественный транспорт, то и на него пересяду без проблем. Одно время ездил на работу на электричке, но, к сожалению, слишком велики интервалы движения поездов, поэтому пришлось отказаться от таких поездок.

В соцсетях мне нравятся две вещи: возможность находить новых интересных людей и не терять адекватность. Есть очень любопытные мнения, в которых заложен некий конструктив. Пусть даже негативный. Это дает возможность развиваться и взглянуть на многие проблемы под другим углом, в том числе и на себя. Соцсети - совершенно другой формат общения. Нельзя сказать, хороший или плохой, просто другой. Кстати, в своей семье я единственный активный пользователь соцсетей.

Но сеть создает иллюзию близости. Вот он, миллиардер Авдеев. Его можно обругать, у него можно попросить денег. Насколько верно мое предположение?

Виртуальная близость, безусловно, есть. И просителей хватает, иногда возникает ощущение, что люди просто сошли с ума. Диапазон просьб довольно широк: от «нам от вас ничего не надо» до «я повешусь, если не дадите денег». Вначале таких просителей было много, сейчас стало в разы меньше. Как правило, ко мне за помощью обращаются именно посредством социальных сетей. Количество обращений гигантское, в основном просят деньги.

- Вы много денег тратите на благотворительность?

Точную цифру назвать не могу, но я имею представление о том, сколько денег идет на благотворительность. Принципиально никогда не озвучиваю суммы, потому что это идет вразрез с моим представлением о том, что такое благотворительность.

Всем помочь у меня нет ни времени, ни возможности. Я сотрудничаю с несколькими фондами, но делаю это анонимно. Обсуждать это не люблю не потому, что это является тайной, а потому, что считаю, что благотворительность должна быть анонимной. При этом я не берусь говорить о том, что иные способы благотворительности не имеют права на существование. Как правило, я помогаю больным детям и надеюсь, что моя помощь помогла избежать каких-то критических ситуаций, но также были случаи, когда, несмотря на мою помощь, дети умирали.

- А вы можете нарисовать среднестатистический портрет просящих у вас помощи людей?

Мне кажется, создать портрет среднестатистического просящего невозможно. Сейчас просить и получать что-то от кого-то стало очень модным. Недавно я задумался над значением русского слова «халява», потом попробовал перевести его на английский и немецкий языки. Но эквивалента, который бы меня полностью устраивал, я так и не нашел.

С одной стороны, наше общество глухо к проблемам и страданиям других. С другой стороны, у нас очень много профессиональных нищих и просителей. Это какой-то гремучий микс. К сожалению, зачастую очень сложно разобрать, кто действительно попал в беду, а кто просто хочет получить денег.

В то же время в вашем блоге я прочитал, что вы считаете необходимым резко повысить зарплату чиновникам. Зачем в бедной стране богатый чиновник?

Если мы хотим бороться с коррупцией, то зарплаты должны быть на 1000% больше, чем сейчас. Что бы мы ни говорили (я оставляю за скобками эффективность работы чиновников, коррупцию), но та ответственность, которая лежит на этих людях, и те функции, которые они выполняют, должны оплачиваться соответственно.

Работать нужно не только за идею, но должна быть и иная мотивация. Мне, как гражданину РФ, хотелось бы, чтобы зарплата также служила мотивацией для российских чиновников.

Сейчас все начнут говорить о том, что лучше в этом случае поднять зарплату учителям, врачам, увеличить пенсии. Но если мы действительно хотим видеть улучшения по всем этим направлениям, то в первую очередь необходимо нормально оплачивать работу правительства. Понимаю, что идея непопулярна, но это единственный путь привлечения профессионалов.

Если судить по вашей активной деятельности вне сфер бизнеса, то вам вполне резонно заняться политикой. Чем, впрочем, уже занимаются ряд ваших коллег-миллиардеров. Вы себя сегодня видите в политике?

Каждый должен заниматься своим делом. Я занимаю активную гражданскую позицию и считаю - это важно и полезно, а политикой должны заниматься профессионалы! Очень не люблю дилетантизм в чем бы то ни было. Я не исключаю, что человек, профессионально занимающийся бизнесом, также успешно может заниматься политикой, но на сегодняшний день у меня такой задачи просто нет.

- Почему?

Нужно иметь какую-то идею, нужно привнести что-то новое. К сожалению, таких идей, которые бы работали и могли бы принести пользу, пока нет. Политическая деятельность - особая сфера. У политика должна быть базисная идея, ведь это самое главное.


День знаний в семье Авдеевых - веселый праздник. Сразу 10 первоклассников. Фото из архива Романа Авдеева.

- Но такая базисная идея, по-моему, сегодня имеется. Борьба с коррупцией. Разве не так?

Никто не спорит, что коррупция это плохо. Все-таки борьба с коррупцией - это средство в реализации идеи, но никак не сама идея. В любом случае борьбу с коррупцией надо начинать с себя. Основная проблема для общества - коррупция в семьях.

- Это как?

Я своим детям вынужден покупать айфон, потому что он уже есть у других ребят. И дело не в стоимости гаджета. Родители начинают покупать своим детям дорогие подарки, вместо того чтобы найти другие мотивации для их развития. Это, на мой взгляд, самое страшное. Находясь в плену этого общества, я вынужден покупать своим детям такие игрушки, чтобы они не чувствовали себя изгоями. К сожалению, большинство современных родителей пытаются компенсировать дорогими подарками и деньгами отсутствие общения со своими детьми.

Хорошо, борьба с коррупцией не является базисной идеей. Но в загашнике имеется реанимированная уваровская триада - самодержавие, православие, народность. Как вам такая национальная идея?

Должна быть сформулирована национальная идея, которая бы нас всех объединяла. Я не претендую на формулирование национальной идеи, но пока не встречал людей, которые бы были против того, чтобы Россия стала современным, эффективным и удобным для жизни государством. Это вопрос политики. Безусловно, уваровская триада когда-то работала, и довольно хорошо работала в аграрной стране, но сегодня мы живем в постиндустриальном обществе. Национальная идея должна соответствовать современному укладу, должна быть понятна и близка человеку. Процесс долгий, но к этому надо стремиться.

СПРАВКА

Роман Авдеев родился в Одинцове. Там же учился в школе, поступил в институт, женился, ушел в армию (стройбат), вернулся. Молодая жена, ребенок. Надо содержать семью. Не до продолжения учебы в институте. В конце 80-х занялся традиционным бизнесом «купи-продай». В связи с чем получение высшего образования растянулось на двенадцать лет. «Купи-продай» превратился в серьезный бизнес. Сегодня Роман Авдеев -богатый, очень богатый человек. Но место жительства его не изменилось. Все то же Одинцово.

У Авдеева 23 ребенка. Десять лет назад он усыновил первенцев. Богатые люди в большинстве своем охотно занимаются благотворительностью. Авдеев не исключение. Он помогал и помогает детским домам. В какой-то момент для него стало очевидным, что материальная помощь ничего кардинально не меняет в системе этих детских учреждений.

Мы детей ни по каким критериям не отбирали, - заявляет Авдеев и продолжает: - Я в плохую наследственность не верю. Все можно решить воспитанием. Когда есть в семье любовь, все вопросы решаемы. Должна действовать система убеждения. Если ты говоришь одно, а делаешь другое, о системе убеждения следует забыть. Если нет личного примера, то такая система не работает. Все остальное болтовня. Тяжело бывает. Ошибки воспитательные случаются.

Дети миллиардера недолго задержатся в «почти обычной школе».

Я решил, что до 12 лет дети учатся здесь, а потом уезжают в интернат в Германию. А дальше будут выбирать. Вернуться или остаться. Как поступят, не знаю. У меня еще не было подобного эксперимента. Я бы хотел, чтобы они вернулись сюда. Очень бы хотел. У меня самого даже такой мысли нет - эмигрировать. Но это мой выбор. У детей - свой выбор. Это очень важно - иметь выбор.

Практически каждый человек может стать миллиардером, но не каждый миллиардер способен сохранить человеческую сущность. Эти слова в полной мере характеризуют одного из богатейших бизнесменов России – Романа Ивановича Авдеева. Обладая огромным состоянием и являясь активным участником бизнеса, он находит время на благотворительность и всячески проявляет заботу о тех, кто нуждается в помощи.

Практически вся биография Романа Авдеева неразрывно связана с Одинцово. Именно здесь, в западном пригороде столицы Советского Союза, 17 июля 1967 года родился мальчик, которому в будущем суждено было стать руководителем крупнейшего российского банка и знаменитым многодетным отцом.

По словам олигарха, он – выходец из обыкновенной рабоче-крестьянской семьи. Помимо отца и матери, в его воспитании активно принимали участие дядя и бабушка. Родственники нынешнего миллиардера не могли похвалиться достатком, но почти нищенское существование скрашивалось теплыми семейными отношениями и заботой о ближнем.

Как вспоминает бизнесмен, его верхней ОДЕЖДОЙ, в которой он гулял и ходил в школу, была фуфайка, выданная родителям на производстве в качестве рабочей одежды.

Тем не менее об этих годах предприниматель хранит самые теплые воспоминания.

В школе, где Роман учился с 1974 по 1984 год, он не показывал выдающихся достижений и был стабильным «середнячком». Одним из серьезных увлечений юноши была радиоэлектроника. Однако дальше хобби дело не пошло. Судьба готовила Авдееву совсем другой путь.

Образование

Получив аттестат зрелости, Роман Авдеев решил продолжить образование в одном из столичных вузов. В 1984-м он стал студентом Московского энергетического института. В 1986 году учебный процесс был прерван по причине призыва Романа в ряды Вооруженных сил СССР. В течение следующих двух лет он проходил срочную службу в одном из строительных батальонов Костромы.


Вернувшись из армии, Роман продолжил обучение в институте, который окончил в 1989-м, получив диплом специалиста по системам управления тепловыми процессами.

Позже к имеющемуся высшему образованию Роман Иванович прибавил еще два, полученные в середине 90-х в Московском международном и Липецком техническом университетах.

Карьера и бизнес Романа Авдеева

О трудовой деятельности Роману Авдееву пришлось задуматься еще в студенческие годы. Обзаведясь семьей и став отцом, параллельно с учебой он был вынужден подрабатывать на кафедре. В поисках дополнительного дохода к стипендии молодой человек поработал ночным сторожем и даже уборщиком в одном из местных профтехучилищ.

Бурное развитие частного предпринимательства в конце 80-х подтолкнуло выпускника вуза к созданию собственного бизнеса, который был начат с торговли радиодеталями. Расширяя дело, молодой предприниматель стал реализовывать бывшие в дефиците декодеры и другие телевизионные блоки.


Освоив столичные рынки, Авдеев с партнерами расширил свой бизнес на Санкт-Петербург, а после заключения договора с украинским «Электронмашем» занялся ввозом зарубежной компьютерной техники.

По ходу деятельности Роману часто приходилось иметь дело с деньгами других стран. Занимаясь обменом наличности, он сделал вывод, что валютные операции могут принести большую прибыль, чем банальная перепродажа товаров. Так зародилась идея о создании собственного банка.

В 1994 году Авдеев стал обладателем документации «Московского кредитного банка». Как выяснилось, организация существовала только на бумаге, и молодому финансисту пришлось начинать большое дело практически с нуля.

При старте в распоряжении Романа Ивановича был только офис с четырнадцатью сотрудниками.

В то время будущий миллиардер и не подозревал, что к 2018 году его детище займет 9-е место в банковской системе России и будет значиться как самый крупный частный коммерческий банк регионального значения.

Одновременно Авдеев развивал бурную деятельность в других сферах предпринимательства.

С середины 90-х он начал скупать активы предприятий аграрного сектора, что к 2006 году привело к созданию холдинга «Черноземье». Эту организацию бизнесмен выгодно продал в 2008 году.


С 2000 по 2003 год Авдеев владел торговой сетью «Столица», которая также принесла предпринимателю солидные барыши. Затем была группа «Север-лес», включающая 18 компаний, специализирующаяся на лесоматериалах и деревообработке. Когда группа была продана, состояние Романа Ивановича значительно увеличилось.

Работая в разных направлениях, бизнесмен ни на минуту не забывал о своем банке и практически всю прибыль использовал для его капитализации. В 2008-м Роман Авдеев занял пост председателя «МКБ» и полностью переключился на его развитие.

Являясь противником того, чтоб акционеры участвовали в работе предприятия, спустя 10 месяцев Авдеев прекратил председательствовать в «МКБ». За период его руководства финансовая организация не только пережила общероссийский кризис, но и значительно укрепила свои позиции.

Оставив кресло председателя «МКБ», бизнесмен активно занялся инвестиционными проектами, которые вылились в создание мощнейшего диверсифицированного холдинга «Россиум».


В состав концерна вошла группа «Инград», специализирующаяся на девелоперской деятельности столице и области. Эта организация была приобретена бизнесменом в 2010 году и изначально носила название «Домус Финанс».

Еще одним ответвлением холдинга стал негосударственный пенсионный фонд «Согласие», принадлежащий Авдееву с 2014 года, позже переведенный в активы «Россиума».

Концерн Романа Авдеева ведет активную работу в нефтегазовой отрасли. Входящая в его состав «Директ Нефть» специализируется на геологоразведке нефти и газа. Среди открытий этой компании числится Троицкое месторождение.

Предприятия «Россиума» задействованы в сельском хозяйстве. В этом сегменте задействована лондонская компания SOVA CAPITAL LIMITED.

Кроме этого, холдинг Авдеева владеет акциями фармацевтических предприятий, входящих в «Аптечную сеть 36,6».

Состояние Романа Авдеева


Роман Иванович Авдеев давно не является новичком в «Форбс», и его фото часто можно видеть на страницах престижных финансовых изданий. Основные капиталы миллиардер содержит в акциях предприятий и организаций, входящих в состав холдинга «Концерн «Россиум».

Для того чтобы проследить динамику изменения состояния предпринимателя, достаточно воспользоваться информацией, ежегодно предоставляемой Forbes (г. – $, млрд/место в рейтинге 200 богатейших людей России):

  • 2011 – 0,95/102;
  • 2012 – 1,3/69;
  • 2013 – 1,4/69;
  • 2014 – 1,4/68;
  • 2015 – 1,1/73;
  • 2016 – 1/69;
  • 2017 – 1,3/66.

В 2018 году Роман Авдеев занял 56-ю строчку в числе богатейших российских предпринимателей. Сейчас его капитал оценивается в $1,7 млрд.


Роман Иванович существенно отличается от других олигархов. Он не является сторонником дорогих яхт и самолетов, и даже случается, что к месту работы добирается на метро. Все средства бизнесмен вкладывает в своих детей, которых у миллиардера аж 23!

Частная жизнь Романа Авдеева

Судить о том, счастлив ли Роман Авдеев в личной жизни, можно по количеству его детей, из которых четверо являются родными, а 19 – приемными. Однако олигарх не делит их на своих и чужих, и каждый член семьи Авдеева в равной степени окружен заботой и лаской.

За свою биографию Роман Иванович трижды состоял в законном браке, и лишь третий из них принес ему долгожданную верную спутницу жизни – Елену. Эта женщина развенчивает привычный образ жен миллиардеров. Супругой Романа она стала, когда у него было уже 12 детей. Елена активно включилась в жизнь семьи, приняв каждого ребенка олигарха как своего.

Дети Авдеева ни в чем не испытывают недостатка. С ними постоянно работают опытные воспитатели и преподаватели. Окружая наследников заботой, бизнесмен стремится, что бы каждый из его потомков сам нашел себя в жизни и не надеялся на постороннюю помощь.

Старших сыновей Роман Иванович начал приобщать к своему делу, и сейчас они постигают тонкости финансового бизнеса, работая в «МКБ».

Как человек, некогда испытавший нужду и не безучастный к чужим проблемам, Авдеев ведет активную благотворительную деятельность.

С 2014 года созданный им фонд «Арифметика добра» оказывает всяческую поддержку российским сиротам.

Роман Авдеев – заядлый спортсмен. Сохраняя отличную физическую форму, он придерживается вегетарианской кухни и совершает ежедневные пробежки. К его увлечениям относятся лыжный и велосипедный виды спорта. Олигарх занимается греблей и числится хорошим альпинистом. В его активе восхождение на пик Вильсона – высочайшую точку Антарктиды.

Среди приобретений бизнесмена значится российский футбольный клуб «Торпедо», для которого Авдеев сейчас реконструирует стадион.


Из хобби в биографии одного из богатейших людей России следует отметить философию и страсть к дальним путешествиям, где Роман Иванович познает тонкости культуры разных народов.

За свои заслуги в общественной и предпринимательской деятельности Авдеев удостоен медали «Спешите сделать добро», званий «Банкир года» и «Легенда индустрии», а также нескольких престижных премий.

Роман Авдеев сегодня

В 2018 году Роман Иванович Авдеев существенно увеличил активность на финансовом фронте. В конце зимы бизнесмен был избран на пост совета директоров холдинга «Россиум». Принадлежащий ему «Московский кредитный банк» планирует расшириться за счет активов страховой компании «Югория» и банка «Советский».


В то же время в прессе появилась информация, что олигарх подумывает о продаже своей финансовой организации, однако сам Авдеев избегает комментариев на эту тему.

Банкир Роман Авдеев- известный человек и среди бизнесменов, и… среди усыновителей. 45-летний владелец «Московского кредитного банка» - отец 23 детей: 4 родных и 19 приемных.Чем и как живет такая большая семья?

Роман, с чего все началось - что это был за импульс?

Вопрос очень простой. Я пробовал помогать детским домам - это совершенно бесполезно. Не потому, что там плохо с детьми занимаются, и не потому, что там педагоги какие-то плохие, люди злые - наоборот, там много фанатов своего дела. Просто сам формат такой, что не учит детей жить самостоятельно после детского дома, дети не социализируются. Соответственно я себе задал вопрос: «Как еще можно двигаться в этом направлении?». И 10 лет назад начал усыновлять.

Как вы понимаете, какой именно ребенок - ваш?

Если есть готовность принять ребенка, то мы никого не выбираем. У нас есть принцип: мы усыновляем совсем маленьких, младенцев. Ведь все в ребенке, в принципе, закладывается до 3 лет. И еще больше, чего мы не видим и не осознаем, закладывается до года - здесь условия развития, внимание, уход очень важны. Мы просто для маленького ребенка больше можем сделать, больше успеем. Я часто общаюсь с теми, кто хочет усыновить. Иногда говорят: «Мы хотим постарше, а то на малыша уже сил нет». Но тут нужно определиться: вы хотите принять ребенка в семью - или не хотите. Если да, то это какой-то странный подход - сил нет.

Да, сил нужно много. Роман, вы обсуждаете с семьей решение усыновить очередного ребенка?

Это не может быть только мое решение. Я считаю, что поддержка семьи - супруга, супруги - тут главное. Иначе это совершенно бессмысленно. Я рад, что моя супруга Елена меня поддержала. Но она была внутренне готова: когда мы поженились, у меня уже было 12 приемных детей. Начал процесс усыновления еще с женой, которой сейчас нет в живых.

Бывает и такая ситуация: женщина хочет усыновить ребенка, обдумывает это, а мужчина - против.

Значит не нужно этого делать. Нужно быть готовыми: если желания принять этого ребенка у обоих супругов нет, тогда не надо. Тут ключевое слово - принять.

А теоретически можно как-то подготовить мужчину, склонить его на свою сторону?

Теоретически можно все. Эдисон говорил, что теоретически можно взять человека, разобрать его на молекулы, передать по проводам, а с другой стороны собрать - в общем, никаким физическим законам это не противоречит. Это сложный вопрос, очень сложный. Человек должен дойти до решения об усыновлении сам. Вот так целенаправленно взять, подготовить, сходить к психологу - на мой взгляд, это не работает. Это вовсе не значит, что люди, которые не готовы усыновить, плохие. Нет, у каждого своя жизнь. Я никого не призываю усыновлять.

А если речь о бездетной паре, когда для женщины появление ребенка в семье становится принципиальным вопросом?

Что это за семья, где люди не могут договориться по ключевым вопросам? Семья - это постоянные договоренности, уважение, умение слышать друг друга.

Когда вы только начали усыновлять, было непонимание: зачем тебе, зачем так много?

Конечно, спрашивали. Мне и до сих пор пишут, скажем, на сайт: «Да все понятно, это он так от налогов уходит». Много разного пишут. Я совершенно спокойно к этому отношусь: не понимают - и ладно.

А близкие?

Родители меня поддерживают. Честно говоря, я особенно это не обсуждал: не собирал всех родственников - вот, посоветуйте, как лучше сделать. Это же все равно решение одной семьи. С родителями я это обсудил после того, как мы все с супругой решили. Им страшно, конечно, они высказывают разные опасения - но поддерживают.

Опасения какого рода?

Ну, все мы смертны… Боятся, что сил не хватит, что детей трудно будет вырастить, если меня не станет - а они еще маленькие. Такие совершенно житейские опасения. Еще раз повторю: здесь вопрос принятия. Если ты готов принять ребенка, то уже всякие другие опасения - пресловутая генетика или еще что-то - не важны. Я трезво смотрю на вещи, может случиться все, что угодно - и с твоим родным ребенком тоже. Но если это твой ребенок, ты его принял - а это всё мои дети - то все становится проще. Единственно, что можно подразумевать по словом «генетика» - это физические заболевания, наследственные в том числе. А со всем остальным может справиться воспитание. Я в это глубоко верю. И самое главное, вижу на примере нашей семьи.

Взрослое поколение семьи - и дети. Слева направо: мама супруги Тамара Степановна, Роман Авдеев. В центре - слева направо: супруга Романа Авдеева Елена, отец - Иван Исакович, мама - Галина Борисовна.

Но, с другой стороны, и у чудесных людей вырастают родные дети-чудовища...

Воспитывать надо. А часто воспитание заменяет коррупция - люди просто откупаются от своих детей. Ребенку нужно посвящать не много времени, а тогда, когда нужно. И нужно его поддерживать - именно тогда, когда это нужно. А очень часто родители покупают дорогие игрушки вместо того, чтобы пообщаться. Я, например, был вынужден купить детям iPhone - потому что у всех в классе есть! Не понимаю, зачем родители - часто не очень обеспеченные - это покупают? Я же всячески этому сопротивляюсь. Был опыт хождения в одну платную школу, там начались «почесывания»: «Какой у вас гениальный ребенок», «У нас еда вкусная» - а про образование ни слова. Все как-то не то обсуждается, не тем занимаются. Это трагедия для семей - нужно заниматься своим ребенком, нужно любить детей.

Но когда вы успеваете? Заниматься с таким количеством детей, вникать в их проблемы?

Еще раз повторю: важно не количество уделяемого времени, а качество. Очень часто я слышу - вот, у меня родился маленький ребенок, мне нужно обязательно бежать его купать, ведь он запоминает, что его купает папа, и это запечатлевается в памяти на всю жизнь. Ерунда это полная. Ребенку нужно уделять время, когда нужно. И находится с ним в партнерских отношениях. Нет, конечно, нужно и с малышом общаться. Другое дело, с ним мы не вступаем во взрослую коммуникацию, разговорную. Очень важно, чтобы было не для галочки присутствие в жизни ребенка, а чтобы это было качественное общение.

Собираетесь ли вы все вместе, есть какие-то семейные традиции?

Мы живем за городом, в коттеджном поселке. Там большая территория, на ней 3 дома. У каждого ребенка - своя комната. Часто в выходные встречаемся за столом. Но такой специальной традиции нет: у каждого свои дела, свои интересы, у каждого своя обязательная программа. Зимой на лыжах ездим во Францию кататься. Чаще получается по несколько человек: так, чтобы все-все вместе, давно не случалось. Если говорить о семейных традициях, то я уверен, что свобода - абсолютное благо. А навязывание традиции, какой бы прекрасной они ни была - это абсолютное зло. Все должно быть органично. Все должны получать от семейной, совместной жизни кайф.

Трое взрослых детей живут отдельно, с ними тоже успеваете общаться?

Да, со всеми вполне нормальные отношения. Старшему - 23 года, я уже дед.

А на праздники все малыши дарят подарки?

Да, все поделки делают, рисуют. Но не секрет, конечно, что все организуют мама и няня. А на мамин день рождения - я и няня (смеется).

Дни рождения детей как справляете?

Мы просто собираемся, поздравляем, вручаем подарки. Именинник дарит свои подарки. Но мы не из чего фетиша не делаем, не из чего проблему не создаем. Так, чтобы справлять каждый день рождения специально, с приглашенными клоунами или большим выездом куда-то - такого нет. Так придется каждую неделю праздновать - и праздник превратится в какую-то рутину. Мы стараемся, чтобы все было искренне.

А в Москве вы вместе куда-то выбираетесь?

С нашими пробками - очень редко. Если какими-то группами только в кино выезжаем.

Школы, няни и manny

Наверное, у такой большой семьи сложная логистика. Как все удается организовать?

Рутина и дисциплина является важным вопросом. У каждого ребенка есть свое расписание, хотя мы, безусловно, часто от него отклоняемся. Это и хорошо, и плохо. Есть занятия обязательные для всех. Например, у меня все дети двуязычные. Четверо воспитателей-англичан - трое женщин и мужчина - они просто по-другому не умеют, по-русски не разговаривают. Наверное, не хватает мужского влияния, но у нас нет такой традиции. А у англичан есть: даже термин есть - manny - man+nanny, то есть «мужчина-няня». Соответственно, английский язык, плавание (у нас дома бассейн, приезжает инструктор), музыка. Это обязательно.С дополнительным образованием ключевое слово, я считаю, интерес. Сейчас говорят, что дети перегружены, устают - это все не так. Если ребенку интересно, он и спать позже ляжет. Что ж дети - враги себе? Значит, им нравится. Ну и, конечно, школа, детский сад - все государственные.

Роман Авдеев с супругой Еленой

У вас же и дома - настоящий детский сад! Но все равно ходят?

Мы стараемся, чтобы дети больше общались вовне. И в том, что они ходят в садик, основная идея - социализация. Да, они много между собой общаются, но мы вдруг столкнулись с проблемой, которой даже не ожидали. Их приучили, что все вокруг - братья и сестры, игрушками надо делиться. А малыши пошли в детский сад - и начали игрушки из сада приносить. Ну это же, по большому счету, называется «воровство». Начали обращать внимание, специально персонализировать - это твоя игрушка, а вот эта - твоя. У них были и отдельные игрушки, конечно, но они привыкли, что все в доме можно брать, вокруг все свои. «Откуда машина? - Это я у мальчика в группе взял. - А мальчик знает? - Нет». Дети должны усваивать нормы поведения, для этого мы и отдаем их в детский сад.

Иногда обеспеченные люди, наоборот, стараются отделить своих детей от «обычных» людей, ограничить общение. Вам идея «выращивания породы» не близка?

Нет, не близка. Мы, например, когда летим на самолете, всегда берем билеты в экономкласс. Или я вот в Англии общался с лордом, самый upperclass. Ну совершенно социальный, совершенно простой человек. Летом всей семьей ездим на дачу в Липецк. Ни разу с детьми ни на Мальдивы, ни на Багамы не летали. Мне кажется, в Липецке гораздо лучше - у нас там коровы свои. Хороший отдых - и всем нравится. Я считаю очень важным воспитывать уважение ко всем людям, независимо ни от чего. Безусловно, у нас есть повар. Но мы детей учим: «Он готовит, потому что вы не можете, он нам помогает - и вы должны быть ему благодарны». Обращаются по имени-отчеству, никакого панибратства. И разговариваем с персоналом: если вдруг дети переходят какие-то границы, чтобы жестко пресекали. С воспитателями-нянями нет проблем, а вот с другими работниками иногда бывает.

А у детей есть домашние обязанности?

Конечно. Первая обязанность - убирать свою комнату. Дети у нас на самообслуживании: самые маленькие - учатся одеваться-раздеваться, а потом наращивается и наращивается. Все, что по возрасту они могут делать для себя, они делают сами.

Последний вопрос: нынешние дети отличаются от нас?

Да, я смотрю на своих детей: они отличаются от меня в лучшую сторону. Все. Потому что новые возможности, нет таких комплексов, которые были у меня при воспитании - все-таки жизнь не стоит на месте.

Миллиардеры - тоже разные. Кому-то нужны яхты, самолеты, футбольные клубы, яйца Фаберже. Владелец банка Роман Авдеев вдобавок к своим четырем детям усыновил 19 сирот. Миллиардер, которому журнал "Форбс" отвел 69 место, оценив его состояние в 1,3 млрд. долларов, своим главным богатством считает большую семью. Как она сложилась и что делать с сиротством в стране - рассказал "РГ" сам многодетный банкир.

Перед детьми стыдно

Роман Иванович, если бы вы не были состоятельным человеком, усыновили бы столько сирот?

Роман Авдеев: Честно ответить на этот вопрос сложно. Конечно, мое материальное состояние мне сильно помогает. Мы ведь тоже сталкиваемся с серьезными медицинскими проблемами у детей, и вынуждены решать их за границей. Как понимаете, не бесплатно. У нас есть возможность нанять преподавателей, нянь. Но я знаю семьи, совсем не обеспеченные, которые берут ребенка. Мои знакомые усыновили сироту с родовой травмой - такого же возраста, как и их родной ребенок. Я снимаю перед ними шляпу. Хватило бы у меня силы воли взять ребенка-инвалида - не знаю. Можно заливать что угодно, но ценность имеют не слова, а поступки.

Что вас подтолкнуло взять первого ребенка?

Роман Авдеев: Я же родом из Советского Союза. И то, что пропагандировалось, для меня не пустой звук. Когда вижу на улице бабушку, которая чем-нибудь торгует, потому что ей нужны деньги, мне неудобно, что у меня их много. И перед детьми, которых бросили, - стыдно. Я пытался помогать детдомам и пришел к выводу, что это бесполезно. Ну, сменят там окна на пластиковые, сделают ремонт - детям от этого ни жарко, ни холодно. Это для проверяющих. Если хочешь что-то делать для самого ребенка - делай. Возможность принять сироту есть не у всех. Но еще важнее - готовность. Когда я понял, что семья готова к такому шагу, мы усыновили двойняшек. А дальше - проще. Сейчас трое старших уже живут отдельно, но летом мы усыновили трех малышей, так что с нами остаются 20 детей.

В представлении многих, жена миллиардера должна проводить время в салонах красоты, а у вас - просто Софья Толстая…

Роман Авдеев: Она взяла меня уже с 12 детьми. Мы начали усыновлять сирот с предыдущей женой, которая, к сожалению, умерла. Честно говоря, я уже не собирался жениться с такой обузой. Женщине вообще труднее, чем мужчине, принять в семью чужого ребенка. Это сильная эмоциональная нагрузка. Елена всех приняла, у нас родилась дочка, и еще пятерых мы усыновили. При этом она преподает английский язык в институте, хоть я жужжу ей на ухо, чтобы работу бросала.

Утро с зарядки

Трудно даже представить день такой многочисленной семьи…

Роман Авдеев: Сегодня я встал в пять утра, пошел в спортзал. Никого не видел - заниматься в это время дураков нет. Вечером вернусь - дети будут спать. Со мной так нередко бывает.

У нас двое в четвертом классе, которые самостоятельно встают в школу, еще четыре первоклашки - им помогают собраться и позавтракать. Все учатся в обычной государственной гимназии в Одинцово. Туда полчаса езды от дома - отвозит водитель.

После обеда на занятия едут подготовишки. До этого они ходили в детсад - тоже обычный, сейчас готовим их к школе. Читать-писать - это одно, но психологически трудно высидеть 40 минут урока. Поэтому загружаем спортом: в доме - бассейн, во дворе - каток. Плохо, что основные занятия проводятся дома, из-за этого мало общения с ровесниками. Стараюсь их социализировать, а не изолировать от жизни.

Конечно, есть у нас и помощники по хозяйству, и повар, и водители… В одном доме все не умещаемся, их на участке - четыре. У каждого ребенка - своя комната, свое личное пространство. Летом выезжаем в Липецкую область - там тоже построено несколько домов.

Расходы на такую семью сопоставимы, например, с содержанием яхты или самолета?

Роман Авдеев: У меня никогда не было яхты, и я не собираюсь ее покупать, так что не с чем сравнивать. Все основные семейные расходы - на нянь, учителей, гувернеров, тренеров. Кроме русских педагогов с детьми занимаются иностранцы. Все наши дети с года учат два языка - английский и русский. Это важно - две культуры, другое восприятие мира. Потом они легко учат и третий, и четвертый язык.

Отправите учиться за границу?

Роман Авдеев: Отправлю, лет с двенадцати.

Не ябедничать

С образованием более-менее ясно, а что с воспитанием? На удаленном доступе?

Роман Авдеев: На этот вопрос я обычно отвечаю, что ребенку не обязательно уделять много времени. Надо уделять тогда, когда нужно. Семья - это среда, где ребенок чувствует себя в безопасности. Мы создаем ему такую среду. Собираемся вместе на семейные советы, обсуждаем, что было за неделю. Без назиданий. Важно, чтобы запустился механизм, который делает человека человеком. Вот как малыша учат ходить? Поддерживая за ручки - чтобы не упал. При этом синяки, ушибы неизбежны. Но не давать ему ходить - еще большее зло.

Вы строгий отец?

Роман Авдеев: Я играю роль Бабы-яги. Когда нужно с кем-то серьезно поговорить, это делаю я. Бывает, и наказываем. На Новый год ездили во Францию кататься на лыжах. Девочки "подставили" брата, за что были лишены сладкого на все каникулы. Но мы поговорили - они понимают, почему это произошло. И ябед не люблю - пресекаю в корне.

Вас, наверняка, часто спрашивают: не боитесь ли генетики? "Отказные" дети бывают от наркоманов, алкоголиков…

Роман Авдеев: Думаю, что на вопросы морали генетика никакого влияния не имеет. Это закладывается воспитанием, традициями, культурой. И здесь роль родителей велика. Формула простая: мои дети должны знать, что такое хорошо и что такое плохо. Но ничего навязывать не буду: когда вырастут, сами сделают свой выбор.

Знаете самое распространенное пожелание потенциальных российских усыновителей? Чтобы это была "девочка до трех лет славянской наружности". У вас есть предпочтения?

Роман Авдеев : О национальности мы даже не говорим. Но возраст для нас имеет значение. Стараемся брать отказных детишек до года. Просто, чтобы больше вложить в ребенка. Этот период - с нуля до трех лет - очень важен для его формирования.

Нужна ли тайна усыновления?

Роман Авдеев: Нужна. Пусть семья сама решает, говорить ребенку, что его усыновили, или нет. Ведь истории разные…

А вы скажете правду своим детям?

Роман Авдеев: Я не скрываю, да это и невозможно при таком количестве детей. Был случай, когда меня ребенок спросил, родной ли он? Я говорю: у нас семья, я - крестный папа, Лена - крестная мама. Он убежал, как ни в чем не бывало. А я потом переживал.

Фото из семейного архива Романа Авдеева.

Если явится биологическая мамаша или папаша, вы пустите?

Роман Авдеев: Сейчас такое вряд ли возможно. Но когда дети вырастут и если захотят найти родителей, я буду им помогать.

Вы как Билл Гейтс, написали в своем блоге, что не собираетесь оставлять детям наследство. Это так?

Роман Авдеев: Кто не повторяет китайскую пословицу, что надо давать удочку, а не рыбу, а даем все равно рыбу… Безусловно, я буду помогать детям, но за них делать не собираюсь. Когда старшие подрастают, первую машину покупаю я. Раньше говорил, что лучшая первая машина - это жигули. Теперь стою на позиции, что она может быть какой угодно, но не дороже 400 тысяч рублей. Конечно, обижаются. Мне тоже в детстве было обидно, что у кого-то была лучше игрушка, а мы достаточно скромно жили. Но это нормально: так, в общем-то, и растет душа. Так мы социализируемся.

Вы когда-нибудь хотели такую большую семью?

Роман Авдеев: Я так вопрос не ставлю. Это моя судьба, и я ею доволен. Для меня семья - не обуза, а часть жизни, от которой я получаю удовольствие.

Легенда о справках

В связи с новым законом вокруг сирот разгорелись нешуточные страсти. Как вы считаете, надо ли отдавать российских детей на усыновление за рубеж?

Роман Авдеев : Если бы у нас в стране не было такого количества социальных сирот, в детдомах их почти 800 тысяч, и усыновители стояли в очередь, то, безусловно, обошлись бы без иностранцев. Но в контексте нынешней ситуации, по-моему, надо отдавать.

Все дети должны жить в семьях. Детдома - это тупиковая ветвь развития. Я много ездил по ним, хорошо знаком с ситуацией. Дело не в том, что там люди плохие или денег мало, сама система - потогонная, она не способна вырастить адаптивных членов общества. И это ни для кого не секрет.

Сейчас звучат разные предложения, как сократить число сирот в стране. Например, единовременно выплачивать по 100 тысяч рублей на ребенка-инвалида, упростить процедуру усыновления… По-вашему, это даст эффект?

Роман Авдеев: Я двумя руками "за" материальное стимулирование. Но одно это ничего не решает. А иногда и приводит к худшему. Если помните, в одном из субъектов федерации установили приличные выплаты приемным семьям, но в кризис их урезали, и люди стали возвращать детей обратно в детдома. Это какая травма для сирот!

Но материальное стимулирование - не обязательно прямые выплаты. Этим детям должно быть гарантировано бесплатное образование (такое - чтобы они могли поступить в вуз) и бесплатная медицина, включая все необходимые операции, а если ребенок - инвалид, то и протезы.

Само государство, без участия граждан, с сиротством не справится. Оно должно формировать среду, где эти проблемы будут точечно решаться. В его миссию входит и пропаганда семейных ценностей. Звучит по-советски, но это так. Хотя бы ради самосохранения государство должно пропагандировать и поддерживать семью. А у нас даже в рекламе, если эксплуатируется образ семьи, то это всегда папа, мама и один ребенок.

Действительно ли так сложна сегодня процедура усыновления?

Роман Авдеев: Это одна из расхожих "легенд", что надо собрать немыслимое количество бумаг. Конечно, требуются справки, что ты не наркоман, не сидел в тюрьме и смертельно не болен. Даже не понимаю, какой из них можно пренебречь? Я без труда оформил всех детей и прошел все суды. Я был готов заплатить, но даже намека на это нигде не последовало. Правда, в паспортном столе был смешной случай. Прихожу с решением суда прописывать ребенка, а мне говорят: "Не пропишем, вы хотите получить от государства квартиру".

Детдома - это надолго?

Роман Авдеев: Боюсь, что да. Задача в обществе должна ставиться по-другому: не уменьшить количество детей в детдомах, а делать все, чтобы они туда не попадали. Меня позвали на телепередачу, где сидели молодые родители - сами бывшие детдомовцы, у которых отобрали четверых детей, потому что живут в нищете. Органам опеки проще изъять детей из неблагополучной семьи, чем помочь ей. Это ж ненормально. Тогда давайте поедем в Индию, заберем всех детей из трущоб.

Что касается казенных детдомов, то их надо укрупнять, чтобы там был и бассейн, и всевозможные залы, клубы, кружки. И воспитанники должны ходить в обычную школу - вместе с домашними. Хотя их родители наверняка будут оказывать сопротивление. На словах мы все за сирот, "но не в нашей школе".

Справка "РГ"

Роману Авдееву 45 лет. Родился в подмосковном Одинцове. Учился, как сам говорит, урывками: начал с МЭИ, потом - Университет бизнеса и информтехнологий, технический университет. Из первых кооператоров: в 22 года стал выпускать дефицитные тогда декодеры PAL-SECAM, которые продавали на Тушинском радиорынке. Через 5 лет приобрел маленький банк с десятком служащих, теперь он - один из крупнейших в стране. Среди спортивных увлечений - йога, лыжи, гребля, велосипед.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»