Жизнь после смерти: что происходит с душой, когда человек умирает? О жизни после смерти

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Человека всегда интересовал вопрос: существует ли жизнь души после смерти тела человека?

Воспоминания о прошлых жизнях, стали широко известными с развитием печатной продукции: книг и газет. Причём, они имели достоверные подтверждения, чем и вызвали к себе большой, неподдельный интерес. Эти опыты получения информации из своих прошлых жизней, в основном имеет два источника:

  1. Полученные во время проведения регрессивной терапии ;
  2. Воспоминания детей о своих прошлых жизнях;
  3. Люди внезапно начинают говорить на иностранных языках, в том числе древних.

Жизнь души после смерти тела, ВИДЕО.

========================

Жизнь души после смерти тела человека.

Регрессивная терапия, проводится в тех случаях, когда человек, получивший в прошлом психологическую, или физическую травму, продолжает испытывать на себе её последствия. Суть этого метода заключается в том, что человек, с помощью специалиста, во всех подробностях, вспоминает момент получения этой травмы, и после этого, человек перестаёт испытывать на себе эти негативные последствия. Во время терапии, пациент находится в полном сознании.

Так же, при проведении терапии подобного рода, применяется так называемый регрессивный гипноз, когда человека вводят в гипнотический сон, и гипнолог помогает вспомнить момент времени, когда была получена психологическая, либо физическая травма. Самым удивительным было то, что многие пациенты вспоминали события, которые не происходили с ними в этой жизни. А после подробного восстановления картины произошедшего, пациент также избавлялся от всех негативных последствий, связанных с восстановленными в памяти событиями. Под гипнозом, человек мог описать события из своего прошлого, которые, при тщательной проверке – подтвЕерждались! Это наглядно подтверждает тот факт, что человеческое сознание существует независимо от физического тела. Ознакомившись с подробными исследованиями (подробнее в разделе ) можно сделать, такой же вывод. Там же представлены научные исследования жизни души после смерти.

Помимо избавления от проблемы, доказательством реальности происходивших с человеком событий в прошлой его жизни, являлось и то, что многие пациенты, во время проведения сеанса гипноза, начинали говорить на древних языках, могли точно описать одежду, которую действительно носили в то время. Ещё одним подтверждением достоверности воспоминаний о прошлых жизнях, является и то, что гипнотический транс – это единственное состояние человека, в котором он не может врать , так как гипнолог работает с памятью пациента, без участия его сознания.

Можно найти много материалов, в которых содержатся воспоминания людей о прошлых жизнях, под воздействием регрессивного гипноза, а также во время проведения регрессивной терапии, без введения испытуемого в гипнотическое состояние. Интересен и тот факт, что некоторые люди, в ходе проведения им регрессивной терапии, вспоминали себя растениями. Вопрос о наличии души у растений также освещается на нашем сайте.

  1. Керол Боумэн »Прошлые жизни детей»

Это одна из  замечательных книг про воспоминания из прошлых жизней. В своей   книге Кэрол Боумэн раскрывает неоспоримые свидетельства воспоминаний о прошлых жизнях у детей. Эти переживания не просто реальны – они встречаются гораздо чаще, чем мы можем себе представить.

  1. Ричард Вебстер »Воспоминания о прошлых жизнях»

Автор — известный врач-гипнолог, уже помог сотням людей, восстановить  воспоминания о прошлых жизнях. Исследуя пациентов, он сделал вывод, что события и травмы  полученные в прошлых жизнях, могут оказывать сильное влияние в настоящей жизни. Опыт гипнолога позволил ему разработать двенадцать методов для воскрешения воспоминаний о прошлых  жизнях. В книге представлены разработанные им психотехнические методы, сопровождаемые подробными историями болезней его пациентов, а также примеры из частной практики.

Эта книга даёт возможность по новому взглянуть на жизнь и смерть. Вы не только получите более ясное понимание своего предназначения в этой жизни, но и узнаете, как вы жили раньше.

  1. «Майкл Ньютон , «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ» Можно почитать онлайн эпизоды из книги и — саму книгу (страница открывается в новом «ОКНЕ»)

Это книга - сенсация! Она стала мировым бестселлером.

Благодаря ей, широкому кругу читателей  впервые стала доступна достоверная, подробная научная информация о том, что происходит с человеком после смерти. То, что в ней описывается, окончательно снимает тайну с самого загадочного процесса, перехода в новую, следующую жизнь.

  1. Майкл Ньютон«ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДУШИ» — РЕКОМЕНДУЮ .

Майкл Ньютон гипнотерапевт высшей категории. Он вводил своих пациентов в глубокий гипнотический транс, и записывал их воспоминания, когда те выходили из своего физического тела. Глубокий гипнотический транс, это — единственное состояние человека. когда он — НЕ МОЖЕТ ВРАТЬ ЛИБО — ВООБРАЖАТЬ ЧТО-ЛИБО. Книга Майкл Ньютон »ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДУШИ», стала — бестселлером сразу после своего выхода.

Как и предыдущая книга автора, она основана на реальном, научном, практическом опыте. Эта книга поможет каждому  найти свое место в этой жизни с максимальной пользой, понять свое настоящее  предназначение не только в коротком промежутке времени, называемом жизнь, а в бесконечной вечности, которая принадлежит человеку.

  1. Майкл Ньютон »Воспоминания жизни после жизни»

Что такое жизнь? Что такое смерть? Каково истинное предназначение нашей жизни? Что нас ожидает после смерти? На все эти вопросы, даются ответы в этой книге.

Эта книга, является продолжением сенсационных исследований жизни после смерти, опубликованных в ставших всемирными бестселлерами книгах »Путешествия Души» и »Предназначение души».

  1. Рэймонд Моуди »Жизнь до Жизни»

Есть ли жизнь после смерти?

Даже закоренелые скептики и атеисты не смогут сказать об этой книге, что все сказанное здесь – выдумка. Эта книга, написана  ученым, врачом, исследователем. Двадцать семь лет назад »Жизнь после жизни» коренным образом изменила наше понимание того, что собой представляет смерть. Исследования доктора Моуди облетели весь мир и в немалой степени помогли сформировать современные представления о том, что человек испытывает после смерти.

  1.  Рэймонд Моуди »Жизнь после жизни»

Книга Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни» коренным образом изменила наше понимание того, что собой представляет смерть.

О переселении души человека после смерти его физического тела было известно давно.

Так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, а из него в старческое, после смерти она получает новое тело. Такая перемена не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу.

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». ).

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». ).

Многочисленные подтверждённые факты, говорят о том, что человеческая личность – есть энергетическая волновая субстанция, которая, в момент зачатия, в соответствии с кодом ДНК, формирует физическое тело, инициирует в нём процессы жизнедеятельности, и после его непригодности – повторяет это процесс заново в другом месте, в другом физическом теле, сохраняя при этом, информацию о прошлых событиях.

— объективные факты несостоятельности теории Дарвина, также научно - популярный фильм, полностью опровергающий дарвинизм.

— основные направления духовного знания и пути духовного развития человека.

— рассмотрение популярных ответов на этот вопрос, и определение одного правильного ответа.

Человеческая индивидуальность, составляющая суть нашей личности — или душа (дух), продолжает физического тела. Эти указания основаны на появлении новых доказательств продолжения существования души и возможности ее перевоплощения в другом теле – явление, которое называется реинкарнацией. Более вероятно, что речь идет о сохранении электромагнитной энергии, из которой состоит разум, наше привычное «Я», с которым мы себя отождествляем.

Существует множество рассказов людей, утверждающих, что во время своих околосмертных переживаний (ОСП) они прошли сквозь темный тоннель, в конце которого встретили ангела или фигуру Христа. В некоторых случаях их встречали покойные друзья и родственники, чтобы проводить к месту нового обитания души, лишенной физического тела. Это место обитания находится в Астральном мире, сотканном из электромагнитных колебаний разной плотности и величины.

После смерти каждая душа оказывается на определенном энергетическом уровне существования, который соответствует уровню ее развития и вибраций. Согласно рассказам людей, побывавших в Тонком мире во время внетелесного опыта или околосмертных переживаний, там, как и в физическом мире, существуют ландшафты, океаны, реки, растения, животные и даже здания, созданные посредством разума населяющих этот мир существ, раньше живших на Земле. Люди, входившие в контакт с астральными сущностями при помощи транскоммуникации, сообщают, что астральная материя легко видоизменяется и под влиянием мысли способна принимать любые формы и очертания.

В Тонком мире возможно найти прекрасные места, наполненные красотой и светом, где обитают высокоразвитые души, но там также находятся темные и ужасные области, которые населяют безнравственные и зловредные существа. Эти кошмарные места также созданы мыслями и воспоминаниями своих обитателей, большинство из которых совершали ужасные преступления и причиняли ущерб себе и окружающим своими поступками в своей земной жизни.

Обитатели Тонкого мира способны спускаться на более низкие уровни, но не могут подниматься на более высокие подпланы. Это происходит потому, что каждый план существования в Астральном мире имеет собственную скорость вибраций, которая возрастает с каждым уровнем. Чем выше , тем быстрей скорость вибрации энергии на этом плане.

Скорость вибрации энергии души определяется уровнем ее развития и полностью соответствует энергии того плана, на котором она находится. Если душа поднимается на более высокий план, она не может выносить более сильных, быстрых вибраций и оказывается вынуждена возвратиться на прежний уровень. Но если она спускается на более низкий план, медленные и частые вибрации последнего не наносят вреда ее молекулярной структуре, и она может оставаться на этом уровне столько, сколько пожелает.

Согласно большинству мистических школ, высокоразвитые души спускаются на более низкие уровни Астрала, чтобы помочь духам, населяющим его темные и мрачные области, преодолеть последствия своей духовной деградации и встать на путь исправления.

Давайте обратимся к жизни души в тех сверхзвуковых пространствах, которые лежат за пределами известного нам материального мира. Для этого нам необходимо прибегнуть к ряду предположений и догадок, тем не менее, основанных на логических допущениях.


Прежде всего, если душа состоит из психической энергии – другими словами, если душа и разум представляют из себя единое целое – выходит: то, что мы считаем душой, в действительности является частью физического мира. Это физическая субстанция, какой бы неуловимой она ни казалась, потому как энергия в любой ее форме составляет часть физической вселенной. Мы не можем видеть атом водорода, но несмотря на это он представляет из себя физическую величину. Нам даже известен его фактический вес.

Очевидно, что физический мир является одним из наиболее плотных миров на нижних планах бытия и по своей плотности намного превосходит . Если высокоразвитые души способны спускаться на более низкие планы бытия, они вполне могут находиться в материальном, физическом мире.

Свами Панчадаси и представители других мистических школ Востока считают, что астральные тела умерших могут оставаться на земном плане только на короткий промежуток времени, но они также утверждают, что душа может спуститься на более низкий план и оставаться здесь некоторое время, если она сам того пожелает. Это значит, что после распада астрального тела бессмертная душа, являющийся вместилищем сознания, при желании может вернуться в физический мир.

Если это так, то что может помешать, что бы приходили в физический мир, чтобы причинять боль людям? С другой стороны, по-видимому, также могут возвращаться на Землю, чтобы оказать поддержку и помощь своим близким и всему человечеству в преодолении трудностей и развитии человеческого существа. Эти удивительные предположения основываются на рассказах людей, которым приходилось пережить опыт общения как со злыми, так и с благородными духами-вдохновителями.

Был такой известный случай, который служит подтверждением существования жизни души после смерти, произошел в 30-х годах XX века, когда британский дирижабль под кодовым названием «R101» врезался в горный хребет во Франции. При столкновении 48 из 54-х пассажиров погибли моментально. Среди них был капитан дирижабля молодой лейтенант авиации по имени Х.Ирвин.

Спустя 2 дня после этой трагедии группа медиумов с участием известного исследователя паранормальных явлений Гарри Прайса и журналиста Яна Костера собралась в Государственной лаборатории по исследованию паранормальных явлений, куда была также приглашена медиум Эйлин Гаррет. Исследователи хотели попытаться установить контакт с сэром Артуром Конан Дойлом, который горячо верил в реинкарнацию при жизни.

Конан Дойл, широко известный как создатель произведений о Шерлоке Холмсе, посвятил много времени изучению вопроса продолжения существования индивидуальности человека после физической смерти и на протяжении многих лет безуспешно пытался установить контакт с духами своей матери и сына, погибшего во время первой мировой войны. Исследователи были уверены, что если дух Конан Дойла продолжил свою жизнь после его смерти, он найдет способ выйти с ними на связь.

В скором времени после начала эксперимента Эйлин Гаррет впала в состояние транса. Но вместо голоса сэра Артура Конан Дойла присутствующие услыхали довольно удрученный голос, сообщивший им, что он является лейтенантом авиации Х.Ирвином, капитаном злополучного дирижабля «R101».

Дрожащим голосом лейтенант Ирвин посредством Эйлин Гаррет начал быстро и в подробностях объяснять, каким образом и почему произошла авария, используя при этом специфические технические термины. Не имея каких-то познаний в области аэронавтики, Эйлин Гаррет детально описала внутреннее и внешнее устройство дирижабля, его механические составляющие и предоставила точное объяснение причин произошедшей катастрофы.

Репортер застенографировал весь рассказ и немедля опубликовал его. Описание этой удивительной встречи привлекло внимание одного инженера, принимавшего участие в строительстве дирижабля. Этого инженера звали Чарлтон, и он подтвердил, что информация, сообщенная Эйлин Гаррет в состоянии транса, носит не только достоверный, но и строго конфиденциальный характер и была известна лишь капитану и тем, кто принимал участие в создании дирижабля.

По мнению Чарлтона, лейтенант Ирвин осознанно установил контакт с людьми при помощи Эйлин Гаррет, чтобы известить правительство о недостатках дирижабля, с тем чтобы подобная трагедия больше не повторилась. Через полгода комиссия по расследованию аварии обнаружила, что вся информация, переданная Эйлин Гаррет в состоянии транса, соответствует действительности до мельчайших подробностей.

Это яркое событие, подтверждающее возможность , превратило Эйлин Гаррет в одну из наиболее известных медиумов в мире. Через несколько лет она написала ряд книг на тему оккультизма, включая довольно популярные издания «Телепатия» и «Приключения в мире сверхъестественного».

Среди выдающихся ученых, пытавшихся найти доказательства продолжения жизни души после смерти, был изобретатель электрической лампочки и граммофона Томас Алва Эдисон. Он был уверен в том, что в промежутке между длинными и короткими волнами существует частота, позволяющая установить прямой контакт с Астралом. На протяжении многих лет он пытался изобрести аппарат, при помощи которого возможно было бы установить эту связь, но его попытки были тщетны. Изобретатель радио Гульельмо Маркони тоже втайне трудился над созданием аппарата, который дал бы ему возможность получать сообщения из прошлого. Будучи ярым католиком, Маркони надеялся услышать последние слова Иисуса, произнесенные в момент распятия.

Одним из первопроходцев в записи голосов покойных людей на магнитофонную пленку и телекамеру был родившийся в России шведский кинопродюсер Фридрих Юргенсон. На протяжении нескольких лет Юргенсон записывал пение лесных птиц в Швеции. Как-то раз, возвратившись домой из леса, Юргенсон обнаружил на пленке не пение птиц, а голос своей покойной матери, говорившей: «Фридель, мой маленький Фридель, слышишь ли ты меня?»

В полном изумлении Юргенсон снова прослушал запись и вновь услышал голос своей матери, которая умерла задолго до этого. Он начал ряд продолжительных экспериментов, в ходе которых записал сотни голосов, таинственным образом появлявшихся на магнитной ленте. 1967 год — папа Павел VI узнал об этих экспериментах, и появилась информация о том, что Ватикан очень заинтересовался голосами из Тонкого мира, записанными Юргенсоном.

После того, как работа Юргенсона получила широкую огласку, другие исследователи тоже стали проводить новые различные эксперименты. Среди них был латышский психолог д-р Константин Раудив. Раудив использовал в своей научно-исследовательской деятельности новое, очень точное оборудование. 1968 год — он записал более 70 000 голосов, по его мнению, пришедших к нам из Потустороннего мира. Его работа приобрела такую известность, что в итоге все записи сверхъестественных голосов начали называться «голоса Раудива».

Раудив считал, что любой человек может провести подобные эксперименты, используя точное и чувствительное оборудование для записи обычных звуков природы: пения птиц, журчания воды в реке, грозы или шума морских волн. Но потом среди этих звуков природы мы можем обнаружить отголоски иного, Тонкого мира.

Среди голосов известных людей, записанных Раудивом, были голоса Черчилля, Толстого, Гитлера, Ницше, Кеннеди и Сталина. Большая часть посланий была крайне ограниченна, и почти все они подтверждали продолжение жизни души после смерти физического тела. «Мертвые продолжают жить, Константин», «Мы живы, Константин» и «Пожалуйста, верь нам» – вот типичные примеры сообщений, полученных латышским психологом.

В 70-х годах, XX века студент из Англии по имени Давид Эллис получил грант на изучение голосов, записанных д-м Раудивом. Согласно заключению Эллиса, эти записи не были подделкой, но он высказал предположение о том, что д-р Раудив мог создать эти голоса в своем воображении. Давид Эллис не смог окончательно подтвердить гипотезу о том, что это были голоса духов, населяющих мир астрала, хотя такая версия представляется весьма достоверной.

С учетом всех рассмотренных данных очевидно, что у нас есть достаточно информации в поддержку предположения о том, что некая часть человеческой индивидуальности, или человеческая душа, продолжает свое существование после физической смерти человека. Также имеются подтверждения того, что духи могут пытаться установить контакт с людьми, живущими земном плане. Такой контакт возможен в том числе при помощи записи голосов умерших на разные носители. С другой стороны, имеются случаи, когда обычные люди, не обладающие глубокими познаниями в области паранормальных явлений, встречали физическую оболочку умершего человека.

Некоторое время назад в городке Аресибо в Пуэрто-Рико произошел таинственный случай. Аресибо – один из многочисленных маленьких поселков, раскиданных на Карибских островах, но его история наполнена зловещими легендами и удивительными событиями. Даже окружающая его местность славится своей необычностью.

Этот поселок граничит с обширной равниной с карстовыми ландшафтами. Их протяженность – одна из самых больших в мире. В одной из таких природных воронок Корнелльский университет построил обсерваторию по изучению ионосферы, при помощи которой мировое научное сообщество надеется установить контакт с инопланетянами. Случай, о котором я хочу рассказать, является самым впечатляющим из известных мне примеров физического контакта с умершим человеком. Это настоящая история о призраке.

В одной уважаемой семей городка была дочь, которая незадолго до описываемых событий вышла замуж и жила вместе с мужем. Тогда ей было 25 лет, и она работала в соседнем городе Агуадилла примерно в часе езды от Аресибо. Каждое утро она уезжала на работу на автомобиле, а возвращалась около шести вечера. Однажды днем шел дождь, и на обратном пути домой она не справилась с управлением, врезалась в дерево на обочине дороги и мгновенно погибла. Ее смерть стала тяжким ударом для родителей и молодого мужа. Дом, когда-то наполненный счастьем и радостью, вдруг стал тихим и печальным.

Через несколько месяцев около шести часов вечера один таксист проезжал по шоссе между Агуадилла и Аресибо. В тот день у него было немного пассажиров. Когда он поравнялся с местом, где случилась авария, он увидал молодую женщину, которая появилась практически из ниоткуда и взмахнула рукой, прося его остановиться. Таксист притормозил в надежде, что, в конце концов, сможет немного заработать. Девушка села в такси и попросила отвезти ее в Аресибо. Вначале водитель отказался, потому как не хотел ехать так далеко, но после того, как ему пообещали хорошие чаевые, согласился доставить ее в необходимое ей место.

Пока ехали девушка все время молчала, но когда они въехали в Аресибо, она сказала водителю, что живет в большом, красивом доме в престижном районе города. Подъехав к дому, девушка попросила таксиста подождать, пока сходит в дом и принесет деньги. Водитель согласился подождать возле дома. Он видел, как девушка поднялась по ступенькам, ведущим на широкую веранду, и исчезла внутри дома.

Время шло, а девушка все не возвращалась. Наконец, водитель потерял терпение и начал беспокоиться. Подозревая, что может оказаться жертвой мошенников, он решился постучать в дверь дома. Ему открыл бледный грустный молодой человек. Таксист рассказал о случившемся и потребовал, чтобы девушку позвали и она расплатилась с ним за поездку. Когда молодой человек ответил, что в дом никто не входил, возмущенный водитель окончательно убедился в том, что его хотят обмануть и лишить заработанных денег, и стал угрожать обратиться в полицию.

Вдруг молодой человек побледнел еще больше и попросил таксиста войти в дом и подождать несколько минут. Недоверчивый водитель согласился, но попросил долго не задерживаться. Через несколько минут мужчина вернулся с фотографией девушки и спросил таксиста: «Скажите, это та девушка, которая попросила отвезти ее домой?» – «Да, это она, клянусь своей матерью», – ответил водитель. «Это моя жена, – сказал молодой человек, – которая полгода назад погибла в автокатастрофе».

Если Панчадаси прав, существа, которые появляются в случаях, подобных вышеизложенному, в действительности являются астральными телами недавно умерших людей. С другой стороны, есть много примеров сходной материализации тех, кто умер много лет назад. В соответствии с традиционными представлениями, а распадается на протяжении нескольких месяцев или, в крайнем случае, лет после смерти.

Если подобные рассказы не являются вымыслом, то что или кто делает возможным появление призраков, и каким образом это происходит? В действительности ли мы имеем дело с душой умершего человека? И каким образом в случае в Аресибо духу удалось воссоздать и материализовать облик, голос и манеру разговора погибшей девушки?

Если духи, населяющие , могут устанавливать контакт с нашим материальным миром, также возможно, что эти существа способны влиять на наши мысли и поступки. Это предположение наверняка сильно расстроит тех, кто хочет полностью контролировать свою жизнь. Кроме этого, такое влияние может быть как положительное, так и отрицательное, в зависимости от уровня развития конкретного духа.

По этой причине большинство религиозных и мистических школ учит, что в момент принятия важного решения мы должны удостовериться в том, что это в действительности наше решение, которое соответствует личным убеждениям. В то же время следует избегать импульсивных поступков, которые могут быть продиктованы воздействием сущностей Астрального мира.

Итак, основываясь на изученных научных свидетельствах и паранормальных явлениях, мы можем предположить.

Очень вероятно, что после смерти человека инстинкты и эмоции, составляющие его астральное тело, продолжают некоторое время существовать вместе с воспоминаниями и основными свойствами личности. С течением времени это астральное тело разрушается. Между тем сознательная личность, или эго, называемое душой (духом), отдыхает какое-то время в Тонком мире, а потом переходит на соответствующий ментальный или астральный план, в зависимости от уровня своего развития.

Там душа обитает, трудится, порой создавая произведения искусства, похожие на те, что он создавал при земной жизни. Порой эти произведения проявляются в материальном мире благодаря людям, которые становятся объектами непосредственного воздействия со стороны духа. Примером подобного воздействия может служить случай с Розмари Браун.

Пробудившись от сна и отдыха, душа при желании может спускаться с ментального или астрального плана на более низкие уровни бытия, включая физический мир. В астральном мире жизнь кажется столь же реальной, как и в нашем мире, потому что любое физическое или духовное существо отождествляет себя с тем планом, на котором оно обитает.

Таинственный и непостижимый Тонкий мир открывается нам во всем своем великолепии в сновидениях. Именно потому фантасмагорический мир снов представляется таким реальным, когда мы спим. Просто мы путешествуем при помощи своего тонкого тела в астральном мире, которому и принадлежит наша душа. В состоянии сна мы перемещаемся между подпланами Тонкого мира, испытывая радостные или пугающие переживания.

Только осознанные сновидения помогают понять, что мы спим и способны видоизменять обстоятельства или события астрального мира по своему желанию.

Согласно древним учениям жизнь духа в Астрале является подлинной жизнью, тогда как земная жизнь представляет из себя лишь театр, обучение, временное состояние, своего рода странствие, в которое душа отправляется на определенный период времени, по окончании которого возвращается к себе домой, в Тонкий мир.

Гонсалес-Уипплер

О предстоящей загробной жизни, рано или поздно, задумывается каждый смертный. У большинства людей предстоящая перспектива вызывает ужас. Подробный ответ на популярный ныне вопрос, что происходит с душой после смерти, можно прочитать ниже.

Структура Вселенной

Вселенную можно описать как конструкцию, состоящую из трех слоев:

  • Явь . Физический мир. Наше текущее местоположение.
  • Правь . Мир тончайшей энергии. Здесь рождается новая душа.
  • Навь . Некая прослойка между «Явь» и «Правь». Душа, появившаяся в «Прави», проходит этот мир и стремится в «Явь». Душа умершего проходит этот путь в обратную сторону.

Путь души после кончины человека:

  1. Смерть . Душа покидает физическое тело. Некоторое время, а более подробно об этом периоде мы опишем ниже, сущность находится в мире Явь.
  2. Очищение . Душа подымается в Навь. В этом высоком мире идет очищение.
  3. Новая жизнь . Тончайшая энергия подымается в мир Прави: идет полное перерождение - реинкарнация.

Отдельные духовные учения говорят - обратный путь к рождению нового «я» не начнется, пока на земле остается хоть крохотная частичка материального тела.

Гниение в земле может длиться десятилетиями, и только после этого душа сможет освободиться окончательно. Именно поэтому, некоторые родственники усопшего пользуются услугами крематория.

Куда уходит душа после смерти?

До конца 19 века, ответ на вопрос, что случается с душой покойника, был очевиден: после кончины грешник попадёт в Ад, а праведник в Рай.

С развитием цивилизации и духовного сознания, появилось множество других версий:

  • Медиум Эдгар Кейси . Души покойников переходят в тонкий мир, но находятся «рядом» с нами. Мы не можем видеть их, но люди, обладающие специальными возможностями, могут вести с ними диалог (экстрасенсы).
  • Эзотерика . Существует некие астральные плоскости, в которых обитают сверхъестественные существа: люди, боги, демоны, ангелы и другие мыслеформы созданные нашими страхами и фобиями.

Учения церкви, упомянуты выше, можно поделить на две теории:

  1. Душа, пройдя Частный суд, навеки остается в аду или в раю.
  2. Современное толкование - происходит реинкарнация, и душа получает новую «оболочку».

Какую истину принять - решать каждому. Утверждать можно одно - смерть физического тела, это этап перехода сущности в новую жизнь .

Души животных после смерти

За небольшими различиями, схожесть души животного схожа с человеческой, но путь после смерти иной:

  • Первые дни . Животное не понимает что произошло. Душа домашнего питомца ходит за хозяином. Видя, что на нее не обращают внимания, она переходит на следующий этап своего последнего пути.
  • Групповой дух . В тонком мире существуют эфирные облака. Для каждого вида, они отдельны: коровы имеют одно облако, собаки - другое и т.д. Постепенно душа вливается в Групповой дух, и растворяется в нем.
  • Рождение . При зачатии новой жизни, с эфирного облака опускается семя души - процесс повторяется заново.

Важно понимать - человек «хватается» за жизнь до самого последнего момента, а животное о своей смерти знает заранее. Поэтому важно, в последние минуты его жизни, смотреть своему любимцу в глаза - так он прощается со своим хозяином.

Астральный мир

Путешествия в астральный мир, несмотря на осуждения церковью, стали популярны. Что это такое, попробуем объяснить тезисами:

  • Эфирное тело . Каждый человек имеет две сущности: материальное - физическое тело, эфирное - душа.
  • Сон . Во время сновидений, эфирное тело выходит из физического, и висит над ним на расстоянии в 30-35 см.
  • Осознанность . При помощи транса можно осознать свое «я» и путешествовать в параллельном мире - астральном.
  • Серебряный шнур . Между телом и эфирной сущностью есть связь - серебряный шнур. После смерти он разрывается.

В некоторых странах для смертно больных существуют специальные клиники, позволяющие научиться выходить в астральный мир, и таким образом побороть страх перед своей будущей кончиной.

В этом ролике Петр Метальников расскажет о общепризнанной теории, рассказывающей о том, куда попадает душа человека после его смерти:

Куда попадает душа после смерти?

Нигде в мире так подробно не описаны первые дни загробной жизни покойного, как это сделано в учениях Христианской православной церкви:

  • 3 дня . Нет понимания случившегося. Видя свое тело, душа безуспешно пытается вернуться в него. По пришествие времени (2 дня), она замечает изменения в своем лице и уходит - посещает места где, будучи в физическом облике, творила добрые дела.
  • 7 дней . Душа мечется от места своего погребения, до дома.
  • 9 дней . Адаптировавши к новому способу существования (без физического тела), душа начинает подыматься в другой мир. Демоны и черти останавливают ее, и вспоминаю ей земные грехи. Пройти эти мытарства помогут молитвы.
  • 40 дней . Представление перед Частным судом. Решается вопрос, сможет ли душа остаться в раю с Господом, или нет.

Стоить упомянуть о правильном поведении родственников усопшего:

  • Эмоции . Не стоить устраивать истерики и плакать возле тела покойного. Душа чувствует себя виновной и мучается.
  • Отпевание . Данный ритуал помогает душе понять происходящее, и быстрее адаптироваться к своему новому статусу.
  • Прощение . Если у родственников есть обиды на покойного, то следует как можно быстрее все простить - это позволит душе спокойно покинуть физический мир.

В период до Частного суда , родственники покойного должны молиться за упокой усопшего, что позволит душе быстрее пройти мытарства.

Загробный мир: шесть малоизвестных фактов

Знаете ли вы, что:

  1. Для человека закончившего свой жизненный путь самоубийством, двери рая закрыты.
  2. После смерти своего родственника, не следует в течение 9 дней делать перестановку мебели в его доме.
  3. Во время глубокого транса или гипноза, человек может увидеть свою прошлую жизнь.
  4. Нет на земле ни одного человека, который не должен будет пройти мытарства, ибо земные грехи есть у каждого.
  5. После смерти перед покойным являются два ангела. Цель - сопровождать душу в загробный мир.
  6. Человек, в последние часы своей жизни, видит ужасные картины вокруг себя: пауки, паутина, огонь и т.п. Таким образом, темные силы (бесы) пытаются добиться того, чтобы умирающий покинул мир живых в отчаянии. Данное явление называют соблазном - представители ада пытаются вынудить человека отказаться от Христа.

Отныне то, что происходит с душой после смерти, будет известно и вам: разделение духовного «я » от физического тела, путешествие в тонком мире и дальнейшая реинкарнация.

Безусловно, не все вышеперечисленные факты научно доказаны , и в разных религиях они заметно отличаются. Но по показаниям людей проживших клиническую смерть, жизнь после выхода души из тела не заканчивается - начинается другой этап своего существования.

Видео: что происходит с нашей душой?

В этом ролике эзотерик Ирина Орда расскажет, что должно происходить с душой после смерти тела человека:

Когда тело умирает, душа попадает в совершенно непривычные для нее, новые условия. Здесь она уже не может ничего изменить и должна смириться с произошедшим. Существенное значение имеет духовное развитие человека при жизни, его глубокая вера в Бога. Именно это помогает душе успокоиться, понять свое подлинное предназначение и найти место в другом измерении.

Люди, испытавшие клиническую смерть, часто описывают свое состояние как стремительное перемещение по темному тоннелю, в конце которого сияет яркий свет.

Индийская философия объясняет этот процесс существованием в нашем теле каналов, по которым дух покидает тело, это:

  • Пупок
  • Гениталии



Если дух выходит через рот, он опять возвращается на Землю; если через пупок – находит пристанище в космосе, а если через гениталии, то попадает в темные миры. При выходе духа из ноздрей он устремляется в сторону луны или солнца. Таким способом жизненная энергия проходит через эти тоннели и покидает тело.

Где находится душа после смерти

После физической погибели нематериальная оболочка человека попадает в тонкий мир и находит там свое место. Основные чувства, мысли и эмоции человека при переходе в другое измерение не меняются, но становятся открытыми для всех его обитателей.

Сначала душа не понимает, что она находится в тонком мире, так как ее мысли и чувства остаются прежними. Способность увидеть свое тело с высоты позволяет ей понять, что она отделилась от него и теперь просто витает в воздухе, легко паря над землей. Все эмоции, которые приходят в этом пространстве, полностью зависят от внутреннего богатства человека, его позитивных или негативных качеств. Именно здесь душа после смерти находит свой ад или рай.



Тонкое измерение состоит из многочисленных слоев и уровней. И если при жизни человек может скрыть свои настоящие помыслы и сущность, то здесь они полностью оголятся. Его эфемерная оболочка должна занять тот уровень, которого достойна. Позиция в тонком мире определяется сущностью человека, его жизненными поступками и духовным развитием.

Все слои иллюзорного мира делятся на низшие и высшие:

  • В низшие уровни попадают те души, которые при жизни получили недостаточное духовное развитие. Они должны находиться только внизу и не могут подняться ввысь, пока не достигнут ясного внутреннего сознания.
  • Обитатели верхних сфер наделены светлыми духовными чувствами и без проблем перемещаются в любом направлении этого измерения.



Попадая в тонкий мир, душа не может врать или утаивать черные, порочные желания. Ее тайная сущность теперь ясно отражается на ее призрачном облике. Если личность при жизни была честна и благородна, ее оболочка сияет ярким заревом и красотой. Темная душа выглядит безобразно, отталкивает своим видом и грязными помыслами.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

В первые дни после кончины дух человека находится в том месте, где он жил. По церковным канонам, душа после смерти готовится к Божьему суду 40 дней.

  • Первые три дня она путешествует по местам своей земной жизни, а с третьего по девятый она направляется к вратам Рая, где ей открываются особенная атмосфера и счастливое существование этого места.
  • С девятого по сороковой дни душа посещает страшное жилище Тьмы, где ей предстоит увидеть мучения грешников.
  • По истечении 40 дней она должна повиноваться решению Всевышнего о дальнейшей ее участи. Повлиять на течение событий душе не дано, но улучшить ее удел могут молитвы близких родственников.
Смерть Это преобразование оболочки человека в другое состояние, переход в иное измерение.

Родственникам нужно постараться не устраивать громких рыданий или истерик и принять все как данность. Душа все слышит, и такая реакция может доставить ей сильные муки. Родственникам необходимо произносить священные молитвы, чтобы успокоить ее, указать верный путь.

Через полгода и год после кончины дух умершего приходит к своим родственникам в последний раз, чтобы проститься.



Православие и смерть

Для верующего христианина смерть – это не что иное, как переход в вечность. Православный человек верит в загробную жизнь, хотя в разных религиях она представляется по-иному. Неверующий отрицает существование тонкого мира и абсолютно уверен, что жизнь человека заключается в периоде между рождением и кончиной, а затем наступает пустота. Он старается взять от жизни по максимуму и очень боится смерти.

Православному человеку земная жизнь не представляется, как абсолютная ценность. Он твердо уверен в вечном бытие и принимает свое существование, как подготовка к переходу в другое, совершенное измерение. Христиане беспокоятся не о количестве прожитых лет, а о качестве собственной жизни, глубине ее помыслов и деяний. На первое место они ставят духовное богатство, а не звон монет или могущественную власть.

Верующий человек готовится к своему последнему пути, искренне веря, что его душа после смерти обретет вечную жизнь. Он не боится своей кончины и знает, что этот процесс не несет зло или катастрофу. Это просто временное разлучение эфемерной оболочки с телом в ожидании окончательного их воссоединения в тонком мире.



Душа самоубиенного после смерти

Считается, что человек не имеет права лишать себя жизни, так как она дана ему Всевышним, и только он может ее забрать. В минуты страшного отчаяния, боли, страданий человек решает покончить с жизнью не самостоятельно – в этом ему содействует Сатана.

После кончины дух самоубиенного устремляется к Вратам Рая, но вход туда для него закрыт. При его возвращении на землю он начинает длительный и мучительный поиск своего тела, но также не может найти его. Страшные мытарства души длятся очень долго, пока не приходит срок естественной смерти. Только тогда Господь решает, куда отправится измученная душа самоубийцы.



В древние времена людей, покончивших с собой, было запрещено хоронить на кладбище. Их могилы находились на краю дорог, в густом лесу или болотистой местности. Все предметы, при помощи которых человек совершал самоубийство, тщательно уничтожались, а дерево, где произвелось повешение, срубалось и сжигалось.

Переселение душ после смерти

Сторонники теории о переселении душ уверенно утверждают, что душа после смерти обретает новую оболочку, другое тело. Восточные практики заверяют, что трансформирование может происходить до 50 раз. О фактах из своей прошлой жизни человек узнает только в состоянии глубокого транса или при обнаружении у него некоторых заболеваний нервной системы.

Наиболее известным лицом в изучении реинкарнации является психиатр из США Ян Стивенсон. По его теории, неопровержимыми доказательствами переселения души выступают:

  • Уникальная способность говорить на странных языках.
  • Наличие шрамов или родимых пятен у живого и умершего человека в идентичных местах.
  • Точные исторические повествования.

Практически все люди, пережившие реинкарнацию, имеют какие-либо врожденные дефекты. Например, человек, имеющий непонятный нарост на затылке, во время транса вспомнил, что в прошлой жизни его зарубили. Стивенсон начал расследование и нашел семью, где смерть одного из ее членов произошла именно таким способом. Форма раны умершего, словно зеркальное отражение, была точной копией этого нароста.

Подробности о фактах из прошлой жизни поможет вспомнить гипноз. Ученые, проводившие исследования в этой сфере, опросили в состоянии глубокого гипноза несколько сотен человек. Почти 35% из них рассказывали о событиях, которые никогда не происходили с ними в реальной жизни. Некоторые люди начинали говорить на неизвестных языках, с выраженным акцентом или на древнем диалекте.

Однако не все исследования научно доказаны и вызывают множество размышлений и споров. Некоторые скептики уверены, что человек во время гипноза может просто фантазировать или идти на поводу у гипнотизера. Также известно, что невероятные моменты из прошлого могут озвучивать люди после клинической смерти или пациенты с тяжелыми заболеваниями психики.

Медиумы о жизни после смерти

Приверженцы спиритизма в один голос заявляют о том, что существование после смерти продолжается. Доказательством этому является общение медиумов с духами умерших людей, получение от них информации или наставлений близким. По их словам, потусторонний мир не выглядит ужасно, – наоборот, он освещен яркими красками и лучезарным светом, от него исходит тепло и счастье.



Библия осуждает вторжение в мир умерших. Однако существуют почитатели «христианского спиритизма», которые защищают свои действия, приводя в пример учения Зодиака, последователя Иисуса Христа. По его преданиям потусторонний мир духов складывается из разных сфер и слоев, а духовное развитие продолжается даже после смерти.

Абсолютно все утверждения медиумов вызывают любопытство у исследователей паранормальных явлений, и некоторые из них приходят к выводам, что они говорят правду. Однако большинство реалистов уверены, что поклонники спиритизма всего лишь обладают хорошей способностью к убеждению и отличной проницательностью от природы.

«Время собирать камни»

Каждого человека страшит смерть, поэтому он старается докопаться до истины, узнать о неизвестном тонком мире как можно больше. На протяжении жизни он всеми силами старается продлить годы существования, прибегая порой даже к необычным методам.

Однако придет время, и нам придется расстаться со своим привычным миром и уйти в другое измерение. И для того чтобы душа после смерти не блуждала в поисках обретения спокойствия, необходимо достойно прожить отведенные годы, накопить духовное богатство и что-то изменить, понять, простить. Ведь возможность исправить свои ошибки есть только на Земле, когда ты жив, и другого шанса это сделать уже не будет.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»