Убийцы в индии. Нравы народов мира Религиозные убийцы Индии. Боги-убийцы. Братья по ремеслу

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Самую дурную славу изощренных убийц получили индийские туги (тхаги), которые были «самыми кровожадными бандитами в истории человечества». Только в 1812 году от их рук погибло около 40 000 человек.

Тайная секта тугов-душителей существовала в Индии несколько веков и лишь в начале XIX века была наконец раскрыта. Сектанты знали друг друга под именем фансигаров, то есть «людей петли». Название же «туг» происходило от слова «таг» — обманывать, так как туги овладевали своей жертвой, заманивая ее ложной безопасностью.

Стать тугом было непросто — это продолжительный, сложный процесс. В секту допускались мальчики, когда им исполнялось десять-двенадцать лет, и большей частью кандидатами были близкие родственники душителя.



Поручитель вел кандидата к духовному главе секты, который, в свою очередь, отводил его в комнату, где его ждали гиемадеры — начальники разных шаек. На вопрос, хотят ли принять в секту новичка, они отвечали утвердительно, и затем его и гуру выводили на открытый воздух. Начальники становились около них в круг и все преклоняли колени для молитвы. Вскоре опять поднимался гуру и, воздев руки к небу, произносил:

О, Бовани! Мать мира, которую мы обожаем, прими этого нового слугу, даруй ему свое покровительство, а нам знак, по которому мы удостоверимся в твоем согласии.

После этих слов все собравшиеся оставались неподвижными до тех пор, пока мимо не пролетала птица или не пробегало животное, чтобы удостовериться в согласии богини. Затем все возвращались в комнату, где неофита приглашали сесть за накрытый стол. Вновь принятый член секты начинал свой кровавый путь во славу богини Кали как люггах — могильщик либо как белхап — исследователь мест, наиболее подходящих для совершения замышляемых убийств. В этих «должностях» он оставался много лет, ежедневно доказывая свое искусство и рвение.

Наконец, наступал день, когда его повышали в степень кандидата в бхуттотаги — душителя. Повышение было сопряжено с новыми формальностями и обрядами. В день, назначенный для церемонии, гуру вводил кандидата в круг, начерченный на песке и окруженный таинственными иероглифами, где он должен был молиться своему божеству. Этот обряд длился четыре дня, в течение которых кандидат питался одним молоком. Не выходя из круга, он упражнялся также в заклании жертв, привязанных к вкопанному в землю кресту.

На пятый день гуру вручал ему роковую петлю, омытую в святой воде и смазанную маслом, после чего кандидат становился настоящим бхуттотагом. Новоиспеченный душитель клятвенно обещал хранить молчание обо всем, что касалось секты душителей, и трудиться неустанно над истреблением человеческого рода. Он становился жертвоприносителем, а встреченный им человек, поставленный на его пути богиней Кали, делался жертвой.

В завершение церемонии новому члену секты душителей вручался кусок неочищенного сахара, который он должен был съесть тотчас же, а гуру по этому случаю произносил речь, призывая молодого туга отправить на тот свет как можно больше жертв, причем сделать это в кратчайшее время. Вместе с тем, ему запрещалось душить женщин, прокаженных, косых, хромых и вообще уродов, а также прачек и представителей некоторых избранных каст, которым оказывала свою защиту богиня Кали. Женщины, кстати, были ограждены от убийства только в том случае, если путешествовали в одиночку, без мужчины-покровителя.

Тевено, известный французский путешественник XVII века, жаловался в своих письмах на родину, что все дороги от Дели до Агры кишат этими «обманщиками». Он писал:

У них был свой любимый трюк, чтобы обманывать доверчивых путников. Туги отправляли на дорогу смазливых молодых женщин, которые горько плакали и причитали, вызывая тем самым жалость у путешественников, после чего завлекали их в ловушку, а потом душили с помощью желтой шелковой ленты, к которой с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию.

Банды тугов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз — целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитым.

Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами.

Жертвоприношение осуществлялось при помощи удушения, бескровно. Орудием убийства служила шелковая лента длиной 90 см и шириной 2,5 см - румал. Техника охвата шеи румалом была доведена до совершенства. Молниеносный бросок конца, на котором был завязан узел, мог производиться спереди, сбоку, но чаще всего, сзади жертвы.

Перехватив обвивший шею конец, туг совершал перекрестное удушение, спастись от которого, как признают эксперты по восточным единоборствам, уже невозможно. Пожалуй, это единственная боевая техника, перешедшая из религиозного ритуала в современную жизнь. Она взята на вооружение специалистами спецназа и стала прикладным элементом их боевого мастерства.

Туги прокалывали глаза своим жертвам, прежде чем сбросить тела в колодец. У душителей это было «контрольным выстрелом в голову», ставшим у них обязательной процедурой после того, как в 1810 году человек, которого они сочли мертвым, пришел в себя и спасся.

Адепты тайной секты тугов искренне верили, что служа своей могущественной богине выполняют божественную миссию, уничтожая с избытком расплодившихся людей. В награду же за такое «служение» они забирали имущество убитых. Замеченный в «крысятничестве» был обречен и разделял участь своих жертв. Если кто-то из членов секты признался власть имущим или даже своим родным, что он туг, его также убивали, причем его же собственным румалом, который после этого сжигали.

Душители не были бандитами в обычном понимании этого слова. Они убивали людей не только ради добычи. Свои жертвы туги, в соответствии с тщательно разработанным ритуалом, посвящали мрачной и страшной богине Кали.

Кали, или Бовани — она одинаково известна в Индии под тем и другим именем — родилась, по легенде, от горящего глаза во лбу у бога Шивы. Она вышла из этого глаза, как греческая Минерва из черепа Юпитера, взрослым и совершенным существом.

Кали олицетворяет злых духов, наслаждается видом человеческой крови, преобладает над моровыми язвами и чумой, направляет бури и ураганы и всегда стремится к разрушению. Она представлена в самом страшном образе, какой могла создать индийская фантазия: лицо у нее лазоревого цвета с желтыми полосами, взгляд свиреп, распущенные, всклоченные и щетинистые волосы стоят, как павлиний хвост, и переплетаются зелеными змеями. У нее был свой храм, куда люди приносили ей в жертву домашних животных и птиц, однако настоящими ее жрецами были туги — сыны Смерти, утоляющие нескончаемую жажду кровожадного божества.

Согласно преданию, Кали сначала хотела истребить весь человеческий род, за исключением, разумеется, своих верных последователей и поклонников. Наученные ею, они стали убивать с помощью мечей всех подряд. И так велико было истребление, производимое тугами, что человеческий род вскоре пресекся бы совсем, если бы не вмешался бог Вишну. Всю пролитую на землю кровь он заставлял воспроизводить новые живые существа и, таким образом, противодействовал жрецам Кали.

Тогда кровожадная богиня пошла на хитрость и велела своим последователям только душить людей. Собственными руками она слепила человеческую фигуру из глины, своим дыханием вдохнула в нее жизнь и научила тугов убивать, не проливая крови. А чтобы Вишну не узнал о ее хитрости, она пообещала своим жрецам, что всегда будет прятать тела их жертв и уничтожать все следы.

Кали сдержала свое слово. Но однажды один из любопытных тугов захотел узнать, что делает богиня с мертвыми телами, и подстерег ее, когда она только что собиралась унести тело убитого им путешественника. Заметив любопытного, Кали подошла к нему и сказала:

Ты видел страшное лицо богини, которого никто созерцать не может, оставаясь в живых. Но я пощажу твою жизнь, хотя в наказание за твой проступок не стану более охранять тебя, как было до сих пор, и наказание это распространится на всех твоих братьев. Тела убитых вами уже не будут схоронены и сокрыты мною: вы сами должны принять необходимые для того меры.

И не всегда успех будет на вашей стороне, порой и вы сделаетесь жертвой нечестивых законов света, что и должно быть вашей вечной карой. У вас ничего не останется, кроме дарованных мной знаний и высшего ума. Управлять же вами я буду отныне только через предзнаменования, которые изучайте тщательно.

С тех самых пор туги и стали придавать особое значение различного рода предзнаменованиям. Они усматривали их в полете птиц, в повадках шакалов, собак или обезьян. Перед выходом «на дело» они стали бросать в воздух топор, и в какую сторону на земле он падал топорищем, туда и направляли убийцы свой путь. Если при этом какое-либо животное перебегало им дорогу с левой стороны на правую, туги считали это дурным предзнаменованием и экспедицию откладывали на день.

Душители действовали на протяжении веков настолько таинственно, что англичане на первых порах ни о чем не догадывались. Неопределенные подозрения у них появились только в самом начале XIX века и лишь в 1820 году генеральный управляющий «Восточно-Индийской компании» приказал капитану Уильяму Слимену положить конец этому безобразию. Сам он уже несколько лет изучал преступную деятельность разбойников-душителей, но, к несчастью, его коллеги не оказывали ему никакой поддержки.

Если сослуживцы капитана недоуменно пожимали плечами, то местные раджи даже мешали его работе. Многие высокопоставленные индусы сами оказывались вовлеченными в эту преступную деятельность. Когда однажды была арестована банда душителей, то сам махараджа Гвалиора направил туда войска, чтобы отбить бандитов.

Слимен был первым, кто осознал фундаментальную религиозную природу культа душителей — убийства были жертвоприношениями, предназначенными темной матери, Кали. По причине своей глубокой религиозности, они обычно были добросовестными, честными, доброжелательными и надежными. Ассистент Слимена описал одного из предводителей секты, как «лучшего человека из всех, кого я когда-либо знал». Множество душителей были богатыми людьми, занимающими ответственные должности. Часть награбленных ими средств отправлялась местным раджам или чиновникам.

Работа по искоренению «тугизма» шла очень медленно: к 1827 году Слименом были арестованы только три сотни душителей. К концу 1832 года ему удалось арестовать и направить в суд еще 389 душителей. 126 из них были вскоре повешены, а 263 приговорены к пожизненному заключению.

В общей сложности капитану Слимену удалось добиться осуждения более трех тысяч разбойников-душителей. Но еще тысячи бандитов оставались на свободе. При этом следовало иметь в виду, что каждый душитель мог похвастаться убийством не менее 250 человек за время «своей карьеры».

Когда в 1876 году Индию посетил принц Уэльский, будущий английский король Эдуард VII, преступления тугов уже пошли на убыль. Принца привели в тюрьму в Лахоре, где он беседовал с пожилым разбойником, жизнь которому была сохранена после того, как он дал суду показания и назвал своих сообщников. Заключенный без тени волнения рассказал принцу, что он отправил на тот свет 150 человек.

Задержанные признавались, что они преследуют отнюдь не выгоду — их цель лишить человека жизни. Объясняя свое поведение, они утверждали, что исполняют божественную миссию и что им за это уготовано особое место на небесах.

Индия славится первым и самым масштабных серийным убийцей в истории человечества, душителем-тугом по имени Бехрам. Он родился в 1778 году недалеко от Дели. Он выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет он успешно совершил своё первое «ритуальное» убийство.

Как и все остальные члены секты, Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для «удобства» в один конец платка было завязано несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал её имущество, часть которого жертвовал своей «покровительнице».

Это невероятно, но за 50 лет Бехрам задушил 921 человека, что и было доказано на суде. Опасаясь того, что туги попытаются спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на виселицу. Он официально занесён в «Книгу рекордов Гиннесса», как самый масштабный серийный убийца в истории человечества.

Согласно историку Уильяму Рубинштейну, в промежуток с 1740 по 1840 годы туги убили 1 миллион человек, «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей.

Каменные изваяния богини Кали сохранились в Индии по сей день, и к ним до сих пор местные жители приносят свои жертвы, как это делалось в прошлом на протяжении нескольких веков. Традиции и история не забываются.

Современная криминалистика родилась вовсе не в Европе, а в Британской Индии. Ее методы разработал майор Уильям Слиман, избавивший страну от тугов - профессиональных убийц и грабителей.

В начале января 1831 года группа путешественников покинула город Сагар в Центральной Индии и двинулась по оживленной проезжей дороге, имея целью попасть в богом забытую деревушку Салода. Стояла прохладная погода, как обычно в этот сезон - единственный комфортный для европейцев: без палящей жары или удушающей влажности. Общество было пестрое: английский джентльмен средних лет в мундире офицера Ост-Индской компании, его беременная жена-француженка (она упросила мужа показать ей индийскую глубинку), небольшой отряд сипаев и молодой индиец-арестант, с которого солдаты не спускали глаз. К вечеру второго дня группа добралась до Салоды, но в деревню не вошла, а встала лагерем неподалеку, в живописной рощице манговых деревьев чуть в стороне от дороги.

Ранним утром, когда англичанин вышел из палатки, его уже ждали сипаи с пленником. Вместе они принялись обследовать поляну, на которой был разбит лагерь. Арестант уверенно указал на ней три места, ничем от других неотличимых - тот же, что и везде, ровный, непотревоженный дерн.

Из деревни привели несколько крестьян с заступами, и те принялись копать в первой из указанных точек. Куча земли росла, из ямы уже виднелись только головы землекопов - и никакого результата. Вдруг один из них вскрикнул и отшатнулся… На поверхность были извлечены пять уложенных один на другой трупов, чудовищно изуродованных: сухожилия подрезаны и конечности вывернуты так, чтобы тело занимало как можно меньше места, животы у всех вспороты, иначе от накопившихся газов они бы вспучились, выперли землю и захоронение было бы обнаружено.

Арестант сообщил, что это сипаи, которых он с товарищами убил семь лет назад. Из двух других ям извлекли в общей сложности еще 11 тел. Пленник был явно горд тем эффектом, который произвели на англичанина и его команду страшные находки. Впрочем, и у майора Уильяма Генри Слимана, окружного комиссионера Ост-Индской компании в Джабальпуре, несмотря на весь ужас увиденного, тоже были все основания чувствовать удовлетворение: исчезли последние сомнения в том, что расследование, которое он вел уже два года, движется по верному пути, а его пленник действительно тот, за кого себя выдает, - один из видных членов тайного братства тугов-душителей.

Не щадя никого

Самобытная индийская цивилизация самобытна во всем. Индия могла похвастаться ворами настолько искусными, что им ничего не стоило раздеть спящего в одежде человека, не потревожив его. Обрив голову и обмазавшись маслом (чтобы легче было выскользнуть из рук, если схватят), эти виртуозы проникали в палатку, осторожно щекотали ухо путешественника перышком, заставляя того поворачиваться во сне с боку на бок, и постепенно освобождали его от одеяла и одежды. Орудовали в Индии и банды разбойников - дакоитов, как их называли англичане (на хинди и урду это слово означает «бандит»), - весьма дерзкие и могущественные, державшие в страхе целые области. Они не колеблясь пытали и убивали своих жертв, но без нужды обычно этого не делали и вообще прямому грабежу предпочитали сбор «дани» с подконтрольных территорий.

Туги прокалывают глаза своим жертвам, прежде чем сбросить тела в колодец. У душителей это было «контрольным выстрелом в голову», ставшим у них обязательной процедурой после того, как в 1810 году человек, которого они сочли мертвым, пришел в себя и спасся
К началу XIX века английская администрация, непосредственно управлявшая примерно 1/3 территории Индии, худо-бедно научилась бороться с традиционными видами преступности. Однако мало-помалу в головы наиболее проницательных чиновников Ост-Индской компании стало закрадываться подозрение, что у преступного айсберга есть еще и подводная, скрытая от них часть. Местные жители периодически находили у дорог (в укромных местах вроде оврагов и расселин, часто в колодцах) обобранные до нитки тела людей, умерших насильственной смертью, обычно со следами удушения. Идентифицировать их не удавалось, поскольку принадлежали они не местным жителям. Свидетели преступления тоже всегда отсутствовали, и зашедшее в тупик расследование приходилось закрывать. Сведения о таких находках приходили и из многочисленных независимых индийских княжеств, так что мало-помалу подозрение, что в Индии действует какая-то сила, куда более скрытая и опасная, чем обычные преступники, превратилось у англичан в уверенность. Однако пройдет время, прежде чем эта незримая сила обретет имя - туги.

Убийство тугами путешественника. Одна из зарисовок, выполненных индийским художником в Лакхнау в 1837 году по материалам допросов. Хорошо показан образ действий тугов - двое держат коня, третий хватает жертву за руки, четвертый профессионально душит свернутым платком. Шансов спастись практически нет
Слово «туг» (правильно «т’аг», но мы придерживаемся привычной транскрипции, которая, возможно, знакома читателю по приключенческим романам XIX века) очень древнее. В слегка различающихся формах оно встречается во всех основных языках Индии и везде означает «хитрец», «лжец», «обманщик». Называть так профессиональных убийц стали лишь в начале XVII века, и большинство историков относят к этому же времени возникновение сообщества тугов. Сами они считали, что их ремесло зародилось во времена падишаха Акбара из династии Великих Моголов (правил в 1556–1605 годах). Будто бы первыми начали практиковать искусство бесшумного умерщвления семь знатных мусульманских семейств, проживавших в Дели и его окрестностях, потомки которых расселились по всей Северной и Центральной Индии. Впрочем, по другой версии, первые туги были из низкой касты погонщиков буйволов, они сопровождали в походе армию Великих Моголов. Это больше похоже на правду - многие из фигурировавших в преданиях тугов представителей этой «профессии» носили явно индуистские имена.

Слева: Комплекс административных зданий в Мадрасе, названный в честь лорда Бентинка, который его и построил. Справа: Лорд Уильям Кэвендиш-Бентинк. На пост генерал-губернатора Индии он был назначен в 1828 году, несмотря на то, что за 20 лет до того, будучи губернатором Мадраса, издал необдуманный приказ, вызвавший восстание
По сути, туги отличались от обычных разбойников тем, что последние, ограбив кого-то, чаще всего тем и ограничивались, тогда как туги всегда сначала убивали свою жертву и лишь затем завладевали ее имуществом. Сразу они не нападали, а под видом путников вступали в контакт на дороге с другими такими же путниками, долго, иной раз целую неделю, входили к будущим жертвам в доверие и только тогда совершали свое страшное дело. Туги всегда действовали группами, так, чтобы на одну жертву приходилось несколько человек. Убивали молниеносно, как правило, путем удушения свернутым в жгут платком, хотя не гнушались и холодным оружием. Мужчины, женщины, дети, господа, слуги, просто случайные свидетели - в живых не оставляли никого. Технология была отработана до такого совершенства, что известны случаи, когда с группой в 5–6 человек расправлялись рядом, в пределах прямой видимости, с местом, где расположилась на привал рота солдат. Туги обычно передвигались большой группой, по виду ничем не отличавшейся от купеческого каравана или артели странствующих ремесленников, путники сами стремились к ним присоединиться, полагая, что в такой компании разбойников можно не бояться.

Слева: Сипай Ост-Индской компании, 1820-е годы. Эти храбрые солдаты были опорой британцев в Индии и излюбленной мишенью тугов. Справа: Устрашающий портрет туга, 1883 год. Реальных душителей становилось все меньше, а интерес публики к ним рос. Потакая ему, художники с писателями наделяли тугов демоническими чертами
Секрет успеха этих профессиональных убийц был прост - они действовали исключительно на дорогах. Индия велика, и во времена, когда люди передвигались пешком или на лошадях, путешествие могло длиться неделями, а то и месяцами. Если кто-то пропадал на полдороге между двумя отдаленными пунктами, искать его начинали нескоро. Изредка какой-нибудь крестьянин случайно откапывал труп, но опознать обобранную до последней нитки жертву, которую в этих местах никто не знал, почти никогда не удавалось. Туги всегда «работали» за сотни миль от дома, чтобы их даже случайно никто не мог узнать, в раздробленной стране достаточно было пересечь границу соседнего княжества - и преступник исчезал из поля зрения заподозривших что-то властей. Это делало их практически неуловимыми.

На фото: Индия, 1900-е годы. Отбывающие заключение разбойники-дакоиты в кругу семьи. За хорошее поведение некоторым преступникам разрешали жить в охраняемых поселениях с женами и детьми. Дакоиты были бичом Индии, но в отличие от тугов по возможности не убивали своих жертв. Вне своих профессиональных занятий душители были самыми обычными людьми - крестьянами, ремесленниками, купцами. Награбив добра и разбогатев, многие из них становились уважаемыми членами своей легальной общины - старостами деревень, полицейскими. Тайное ремесло передавалось в семье от поколения к поколению. Наследовались и связи с кланами тугов по всей Индии - с ними объединяли силы для особо крупных предприятий, из них предпочитали брать женихов и невест.

Что для Индии абсолютно нехарактерно, в одной банде могли состоять представители самых разных каст: высших - брахманов, воинов (например, раджпутов), и низших - крестьян, погонщиков буйволов. Это было единое тайное братство, и кастовые различия в нем никакой роли не играли, не говоря уже о том, что примерно на треть банды состояли из мусульман, стоявших вне кастовой системы. Собственно, по-другому и быть не могло, ведь душителям часто приходилось выдавать себя за представителей другой касты или вообще другой конфессии, что для набожного индуиста (и мусульманина) страшное кощунство.

Как у любого профессионального сообщества, у тугов были свои обычаи, свой жаргон, по которому они сразу узнавали друг друга, свои ритуалы. Например, перед началом очередного предприятия совершался ритуал посвящения мотыги - главного орудия для рытья могил - Черной богине Кали. Все это стало причиной последующей демонизации тугов - якобы это не преступная организация, а мрачная религиозная секта, приверженная тайному культу Кали, и убийства - это жертвоприношения черной богине. На самом деле в жизни тугов религия играла чисто внешнюю роль, и своих собственных культов, отличных от традиционных индийских, у них не было. Убивали же они исключительно с целью наживы.

С банкирами шутки плохи

В 1820-х, когда пышным цветом расцвела опиумная торговля между Индией и Китаем, перед тугами открылись новые горизонты. Опиумный бизнес был чрезвычайно прибыльным, и в него включились не только англичане, но и индийцы, в первую очередь купцы-парсы (индийские зороастрийцы, создавшие ряд крупных семейных компаний) и банкиры-сеты. Банковское дело в Индии существовало с незапамятных времен (первые свидетельства о нем относятся еще к VI веку до н. э.), и местные банкиры (они в основном принадлежали к общине Марвари) вполне могли потягаться со своими западными коллегами по части профессионализма и коммерческой хватки. Дела они вели с минимумом формальностей и бумажной волокиты, полагаясь на свою феноменальную память и способность к устному счету, которые в этой среде по особой методике развивали у детей чуть ли не с младенчества. Сидя в непритязательной глинобитной хижине, за простым прилавком, как у торговца фруктами, сет мог ворочать огромными суммами, выдавая кредиты и управляя денежными потоками не только в Индии, но и далеко за ее пределами - от Абиссинии до Китая.

Для перемещения наличности и ценностей сеты по установившейся в стране традиции использовали специальных гонцов - «переносчиков сокровищ». Иногда они передвигались в сопровождении вооруженной охраны, но предпочитали использовать маскировку. Например, изображали нищенствующих отшельников, настолько оборванных и грязных, что никому и в голову не могло прийти их грабить. Меж тем в посохе, спутанных волосах, лохмотьях такого бедолаги могли быть спрятаны весьма значительные суммы. С началом опиумного бума число переносчиков сокровищ на дорогах Индии стало стремительно расти, и туги развернули на них систематическую охоту. Известен случай, когда банде за один раз удалось захватить денег и ценностей на общую сумму 160 000 рупий (примерно 3,6 мил лиона долларов по современному курсу). У одного только банкирского дома «Дханрадж Сет» за период с 1826 по 1829 год бесследно исчезли три группы гонцов и общие потери составили 90 000 рупий. Однако на беду разбойников переносчики сокровищ не были безвестными путниками, исчезновение которых могло пройти незамеченным, да и сеты представляли собой серьезную силу.

Дханрадж был очень богатым и уважаемым человеком, поддерживавшим тесные отношения с англичанами, он и привлек их внимание к проблеме тугов. Кое-какими сведениями об этих бандитах колониальные власти располагали. В журнале «Азиатские исследования» время от времени появлялись статьи о душителях, в которых, впрочем, чаще пересказывались слухи, чем приводились реальные факты. Несколько банд по чистой случайности попадали в руки властей, но суд неизменно оправдывал убийц, поскольку, по понятным причинам, свидетелей преступления сыскать не удавалось.

Так что оценить истинный масштаб преступной сети было трудно, и только самые дальновидные и глубоко погруженные в индийскую действительность служащие Ост-Индской компании понимали, что он огромен.

Миниатюры из серии «Портреты знаменитых индийских тугов» Чарлза Уэйда Крампа, 1851–1857. К тому времени туги уже не представляли серьезной угрозы, но многие из бывших душителей еще были живы. В заключении они охотно давали себя рисовать и фотографировать. На обеих миниатюрах туги одеты как нормальные, благополучные индусы - скорее всего, как купец и наемный солдат. В таких нарядах они не могли вызвать подозрений
Одним из таких чиновников был капитан Уильям Бортвик, политический агент компании на территории могущественного княжества Индор. Наполовину посол, наполовину серый кардинал при дворе тамошнего махараджи, он обладал куда большей свободой действий, чем большинство его коллег. История с исчезновением переносчиков сокровищ Дханраджа была Бортвику хорошо известна, и когда староста одной из деревень сообщил о странной компании, которую заметил на дороге, он сразу навострил уши. А поведал староста следующее: проходя накануне мимо соседней рощи, он заметил, что там остановился на привал купеческий караван и рядом группа путников. Похоже, по дороге все успели перезнакомиться, поскольку ужинали вместе, одной большой компанией. Однако когда рано утром крестьянин шел на поле, он заметил, что купцы рощу уже покинули, но почему-то оставили попутчикам свои тюки и лошадей, которых те как раз навьючивали, чтобы отправиться в дорогу.

Бортвика не смутило, что в компании, вызвавшей у старосты подозрение, было человек 70, а сам он располагал всего лишь дюжиной сипаев. Капитан послал несколько всадников, которые, догнав тугов, потребовали, чтобы те предъявили английскому офицеру свой груз для досмотра, поскольку участились случаи контрабанды опиума, произведенного в нарушение монополии Ост-Индской компании. Расчет оказался верным. Туги, у которых никакого опиума не было, решили, что беспокоиться не о чем, и согласились прибыть в лагерь Бортвика. Однако там их ждала не только горстка сипаев, но и собранные со всех окрестностей и наспех вооруженные крестьяне. Бандиты были арестованы по подозрению в убийстве, и показания старосты деревни, опознавшего вещи пропавших купцов, стали серьезной уликой, позволившей осудить душителей. Однако разгром даже столь крупной банды не нанес бы значительного урона империи тугов, если бы незадолго до этого в Индию не был назначен новый генерал-губернатор Уильям Кэвендиш-Бентинк - скромный, сдержанный и чрезвычайно энергичный человек. Известие об успехе Бортвика подтолкнуло чиновника к решительным действиям, по сути революционным, поскольку они ломали устоявшиеся традиции британского правления в Индии. Бентинк фактически санкционировал прямое силовое вмешательство колониальных властей в дела любого формально независимого княжества, если того требовали интересы борьбы с тугами. Выпущенный губернатором циркуляр давал чиновникам Ост-Индской компании право преследовать и арестовывать душителей повсюду. Дела всех захваченных тугов, вне зависимости от того, где совершено преступление, теперь рассматривались только судами компании. Свои действия Бентинк объяснял так: тугов следует считать теми же пиратами, только сухопутными, а значит, их преследование не должно быть стеснено нормами международного права.

Майор-аналитик

Циркуляр развязал руки таким служащим компании, как майор Уильям Генри Слиман (он-то и был главным действующим лицом в эпизоде, которым открывается это повествование). Скромный, добросовестный офицер, последние 10 лет прослуживший на одной и той же должности комиссионера компании в богом забытом городке Джабальпуре, относился к той не самой распространенной породе колониальных чиновников, представители которой действительно любили Индию, с уважением относились к ее народу и по мере возможности старались улучшить его жизнь. Майора отличали способности к языкам и неуемная любознательность. Он писал статьи на самые разные темы, касающиеся Индии, - от экономики деревни, которую знал прекрасно, поскольку много ездил по своему округу и разговаривал с крестьянами, до особенностей местной флоры и фауны. Слиман выступал за смягчение налоговой политики компании и поощрение местных ремесел и торговли. Начальство ценило честного и энергичного чиновника - и только. За 10 лет он получил лишь одно скромное повышение в звании. Случай помог майору в полной мере проявить свои таланты.

В феврале 1830 года банда тугов объявилась в округе, где служил Слиман. Им удалось втереться в доверие к шестерым сипаям, которые, получив жалованье за год, направлялись домой в отпуск. Неподалеку от города Сагара, в глухом месте душители набросились на солдат. С пятью было покончено мгновенно, но шестая удавка, вместо того чтобы захлестнуть горло жертвы, затянулась на подбородке. Сипай вырвался и кинулся бежать, зовя на помощь. Туги погнались за ним, но тут из-за поворота показался военный патруль. Преступники, а их было более 30 человек, легко бы справились с горсткой солдат, но нервы у них не выдержали и они пустились наутек. Об инциденте было сразу доложено чиновнику компании в Сагаре, и разосланные конные патрули очень скоро почти всех бандитов изловили.

Слева: Генерал Уильям Генри Слиман, командор ордена Бани, ближе к завершению своей славной индийской карьеры. Справа: Одна из множества книг о тугах. Даже основанные на документах следствия, они содержали в себе немало фантазий. Например, что туги были религиозной сектой

Группа тугов в тюремной камере. В отличие от большинства такого рода рисунков этот, видимо, сделан с натуры и передает не романтическое видение художника, а то, как выглядели душители на самом деле
Слиман вел следствие лично. Туги в отличие от разбойников-дакоитов отнюдь не отличались мужеством, ведь они привыкли нападать исподтишка и как минимум двое на одного, к тому же на сей раз улики - пять трупов - были неопровержимыми. Очень скоро один из душителей начал давать показания. В том, что они правдивы, Слиман убедился, когда выехал на место одного из преступлений и обнаружил там 16 закопанных трупов. За первым и другие арестанты стали валить друг на друга вину за многочисленные убийства. Разобравшись с конкретной бандой, большинство следователей тем бы и ограничились, но Слиман решил размотать весь клубок до конца и для этого разработал по-настоящему революционную методику. Главное в ней было то, что он не ограничивался раскрытием отдельных преступлений, а прослеживал все, даже, казалось бы, не имеющие отношения к преступной деятельности связи тугов по всей стране, и в результате создал, как выразились бы сегодня, огромную базу данных, которая стала мощнейшим оружием в борьбе с душителями. В обмен на нужную информацию, а к ней майор относил буквально все, включая слухи, родственные связи, психологические характеристики, майор гарантировал захваченным тугам сносные условия содержания в тюрьме, а в отдельных случаях и пенсии их женам и детям (при этом он не колеблясь брал в заложники семьи скрывающихся душителей). Слиман первым стал широко применять очные ставки с целью не столько уличить преступников, сколько заставить их выложить все имеющиеся у них сведения. По-новому майор стал работать и с вещественными доказательствами. Его интересовали самые незначительные предметы, например, какая-нибудь туфля, не снятая тугами с трупа. По ним ему часто удавалось установить личность жертвы, проследить ее путь вплоть до места убийства и таким образом восстановить картину преступления. Вся собранная информация подвергалась тщательному анализу, майор вычерчивал сложнейшие генеалогии своих подопечных, вычисляя по ним потенциальных преступников. Мало-помалу в его картотеке оказалось большинство тугов, как пойманных, так и продолжавших гулять на свободе и даже давно покинувших этот мир. «Мы все слышали о майоре Слимане, - скажет на допросе один из захваченных душителей. - Говорят, он построил машину, в которой перемалывают кости тугов». И это во многом отвечало действительности, только машину, созданную майором, нельзя было потрогать руками, сегодня ее бы назвали «системный подход». Со временем методы Слимана возьмет на вооружение Скотленд-Ярд, который в те годы только создавался.

Избавление от напасти

Первые же успехи майора были по достоинству оценены генерал-губернатором Бентинком. Своим указом он создал специальный следственный орган с чрезвычайно широкими полномочиями, начальником которого назначил Слимана. Тот работал день и ночь, и меньше чем через год после задержания капитаном Бортвиком (он стал активным помощником Слимана) банды под Сагаром в тюрьмах этого города и соседнего Джабальпура уже сидели более сотни тугов. Еще через год их число выросло вчетверо. Большинство душителей были выявлены, и вина их доказана в тиши кабинета путем кропотливого сбора и анализа информации.

К 1848 году, когда задача по искоренению тугов была в целом выполнена, перед судами Ост-Индской компании предстало в общей сложности около 4500 этих душегубов. Из них 504 (почти каждый девятый) были приговорены к повешению, основная масса (около 3000 человек) - к пожизненной каторге на Андаманских островах и острове Пенанг, остальные получили различные тюремные сроки. Около 1000 душителей (цифра очень приблизительная), в том числе некоторые вожаки, остались гулять на свободе, но вынуждены были отказаться от своего ремесла и залечь на дно. Во всяком случае, с конца 1840-х убийства, которые по почерку можно было бы приписать тугам, в Индии почти не случались, хотя европейские журналисты в погоне за сенсацией не раз пытались «оживить» душителей. Уильям Генри Слиман мог быть доволен - благодаря его стараниям Индия избавилась от страшной напасти, ведь, по разным оценкам, от рук тугов в стране погибли от 50 000 до 100 000 человек. Да и карьеру он сделал блестящую - в конце жизни занял один из важнейших в тогдашней Британской Индии постов - резидента компании в Авадхе.

Ученые обнаружили новый вид насекомых, которые смертельно опасны для человека

Недавно найденные насекомые мгновенно убивают ядом все живое вокруг. Как быстро новый вид распространится по земному шару, специалисты пока точно сказать не могут.

Смертельно опасные насекомые были обнаружены на территории Индии. На данный момент ученые выясняют, откуда появились жуки-убийцы. Есть версия, что они - результат неудачных лабораторных исследований.

Жучки нового вида обладают крошечными размерами. Их легко не заметить, наступить или прихлопнуть рукой. При этом «малыши» в состоянии убить любой живой организм, в том числе человека. Достаточно мимолетного соприкосновения, чтобы наступил летальный исход. Яд моментально проникает под кожу, после чего в организме начинается разрушительный необратимый процесс.

Специалисты предостерегают: яд насекомого-убийцы в несколько раз опаснее яда скорпиона или бразильского паука-бегуна - самого ядовитого в мире!

Жители Индии пребывают в панике. Учитывая, что многие индусы любят побегать босиком, крошечные убийцы для них втройне опасны. А ведь неизвестно: только ли в этой стране появились подобные маленькие монстры. Ученые не отрицают возможности распространения жутких насекомых по всей планете.

Тройка опаснейших

В природе достаточно тех, кого следует бояться и обходить стороной. Контакт, с представленными ниже созданиями, может лишить человека жизни.

1. Пятнистый древолаз

Маленькие лягушки (их размер до шести сантиметров), обладают яркой расцветкой - от желтого до кислотного синего. Они обитают в тропическом климате в Бразилии. Одна доза яда древолаза способна убить ягуара, слона или десять человек. Всего лишь прикосновение к лягушке приводит к параличу верхних дыхательных путей, аритмии и остановке сердца. Вакцины против яда древолаза пока не изобрели.

2. Морская оса

Эта медуза весит около двух килограммов и имеет 24 глаза. Обитает в Австралии или Юго-Восточной Азии. Щупальца морской осы могут удлиняться до трех метров. Яд медузы растворяет добычу. Спустя пару минут после соприкосновения с щупальцами медузы, нарушаются функции головного мозга, случается шок нервной системы и останавливается сердце. Любопытно, что до морской осы опасно дотрагиваться даже через неделю после ее смерти - яд все еще сохраняет смертельные свойства.

3. Тайпан

Зубы тайпанов достигают 13 мм в длину, а тело до двух метров. Обитает змея в центральной части Австралии. Яд тайпанов - тайпаксин - вызывает у человека паралич мозга, мышц и удушение. Смерть от укуса змеи наступает за 4-12 часов. Несмотря на изобретенную сыворотку, до сих пор каждый второй житель штата Квинсленд, укушенный тайпаном, погибает.

Тхаги (или туги, тхаги, тхуги, пхасингары, душители, от англ. Thuggee) - средневековые индийские бандиты и разбойники, посвятившие себя служению Кали.
В переводе с хинди слово «тхаг» означает «разбойник». Этим словом в средневековой Индии называли членов секты душителей, почитателей богини Каликак богине смерти и разрушения. На юге страны они получили известность как «фансигары» («фанси» означает «петля»).

Примерно с XII века банды тугов в центральной части Индии грабили караваны и убивали путешественников. Жертву душили, накинув сзади на шею верёвку или шарф, а затем закапывали ритуальной кирко-мотыгой или сбрасывали в колодец. Точное число их жертв доподлинно неизвестно, однако «Книга рекордов Гиннесса» относит на их счёт два миллиона смертей.

Приёмы тугов

По принципу применяемого орудия для ритуального убийства, тхаги делились на душителей, кинжальщиков и отравителей. Самую большую известность приобрели тхаги-душители, чьим орудием служил платок, называемый «румалом», с утяжелителем на конце. Богатый арсенал боевых приемов на душение включал в себя приемы на удушение обычного (неподготовленного) человека, контрприемы - в случае столкновения с «коллегой», приемы на самоудушение - в случае невозможности скрыться, так как сдаться считалось недопустимым. Приемы, применявшиеся тхагами-душителями, были настолько эффективными, что были переняты индийскими полицейскими и спецвойсками и с успехом используются до сих пор при задержаниях, спецоперациях.

Орудием тхагов-кинжальщиков был кинжал, которым они наносили смертельный удар в затылочную ямку жертвы. Выбор места нанесения ритуального удара был обусловлен тем, что при этом почти не вытекало крови, а у тхагов-кинжальщиков количество пролитой при совершении убийства крови отягощало цепь последующих превращений в процессе реинкарнации.

Тхаги-отравители пользовались ядами, наносившимися на наиболее чувствительные участки кожи, а также на слизистую оболочку.

Пиндари

Помимо тхагов, для которых процесс убийства являлся ритуальным, существовала прослойка обычных убийц, прикрывавшихся именем тхагов. Их называли «пиндари». В основной своей массе это были крестьяне, которые по окончании сельскохозяйственных работ выходили на большую дорогу с целью прокормиться. И если у тхагов существовал определенный ценз на количество убийств, необходимых для качественного перевоплощения после реинкарнации в следующей жизни, то пиндари убивали такое количество человек, какое могли ограбить.

Кали

Богиня Кали, одна из многочисленных жен Шивы, воплощает божественную энергию, несущую кровопролитие, мор, убийство и смерть. Ее ожерелье выполнено из человеческих черепов, а подобие юбки составляют отсеченные руки демонов. У богини темный лик. В одной руке она держит меч, а в другой – отрубленную голову. Ее длинный язык вывалился изо рта и жадно облизывает губы, по которым сбегает струйка крови.

Согласно индийским мифам, Кали однажды собрала своих почитателей, чтобы выявить самых преданных. Ими оказались тхаги. В награду за верность она обучила их приемам удушения людей платком и наделила недюжинной силой, ловкостью и коварством.

Каждая община тхагов имела одного или нескольких предводителей – джемадаров. Они приобщали молодых тхагов к жестокому ремеслу, совершали религиозные ритуалы и присваивали себе большую часть добычи.

Вторым по положению после джемадара был бхутот. Он носил за пазухой скрученный в жгут платок с петлей на конце. Платок, изготовленный из шелковой ткани, назывался «румаль». Петля тщательно промасливалась и окроплялась священной водой Ганга. Считалось, что румаль – предмет туалета Кали. Тхаг, впервые отправлявшийся «на дело», завязывал в платок серебряную монету, а после удачно завершенной операции отдавал ее своему наставнику.

Как и все бандиты мира, тхаги пользовались особым жаргоном и условными знаками. Например, сигналом к нападению служил жест главаря, молитвенно обращавшего глаза к небу, или крик совы – любимой птицы Кали. Тогда бхутот незаметно подкрадывался к жертве и, улучив подходящий момент, резким движением правой руки набрасывал петлю на шею обреченного. Легкое движение пальцев, известное лишь тхагам, – и человек падал замертво.
Фансигары
Умению пользоваться румалем обучались все тхаги, но право на это имел только бхутот. Если жертва оказывала сопротивление, на помощь душителю приходили «шамсиасы» – помощники. Они наваливались на несчастного и крепко держали его за руки и ноги.



После каждого убийства тхаги рассаживались по кромке большого ковра, расстилаемого на земле, и устремляли взоры на восток. Джемадар произносил короткую молитву и вручал каждому участнику операции по куску «священного» сахара желтого цвета. Душители были убеждены, что тот, кто однажды попробовал его, никогда не изменит своему делу. По всей вероятности, сахар содержал какое-то наркотическое вещество.

Здесь же на месте делили добычу. Могильщики снимали с убитых одежду и, сделав на трупах несколько глубоких надрезов, чтобы Кали было удобнее пить кровь, быстро зарывали тела ограбленных. Когда грунт попадался твердый, могилу рыли неглубокую и в грудь убитого вбивали деревянный кол, удерживавший тело на дне ямы. Могилу закидывали камнями, и дикие звери уже не могли ее раскопать.
width=

Еще Тевено, известный французский путешественник XVII века, жаловался в своих письмах на родину, что все дороги от Дели до Агры кишат этими «обманщиками». У них был свой любимый трюк, чтобы обманывать доверчивых путников, — писал Тевено. Туги отправляли на дорогу смазливых молодых женщин, которые горько плакали и причитали, вызывая тем самым жалость у путешественников, после чего завлекали их в ловушку, а потом душили с помощью желтой шелковой ленты, к которой с одного конца привязывалась серебряная монета достоинством в одну рупию.

Банды тугов обычно выходили на большую дорогу после сезона дождей, осенью. До следующей весны только одна из банд (а их по всей стране насчитывалось несколько сотен) могла задушить более тысячи человек. Иногда их жертвами становились одинокие путники, в другой раз целые группы людей, которые переходили в мир иной в мгновение ока. Туги никогда не оставляли в живых свидетелей, поэтому уничтожались даже собаки, обезьяны и другие животные, принадлежавшие убитому.


Подготовка к убийству всегда происходила по заведенному порядку. Банда разбивала лагерь возле городка или деревни и отряжала нескольких своих наиболее смышленых членов — «сотхи» бродить по улицам и посещать лавки. Стоило им увидеть небольшую группу путешественников, как они тут же находили с ними общий язык и предлагали дальше путешествовать вместе. Если простаки соглашались, смерть их была не за горами. Элемент пристижа тугов -никто не должен избежать смерти. Убежавших, выследят, найдут, убъют.

У тхагов было немало тайных покровителей. Услугами душителей не гнушались пользоваться владетельные раджи, а также высокопоставленные правительственные чины. Захваченную ими добычу охотно скупали ростовщики. Часть награбленного тхаги непременно приносили к алтарю одного из храмов Кали.

Обычно общины тхагов состояли из представителей средних каст индусской общины. Это могли быть не только тхаги в нескольких поколениях, но и бывшие кустари, мелкие торговцы, дезертиры из войск махарадж и султанов. Среди разбойников часто попадались мусульмане и сикхи, отдавшие себя под покровительство грозной богини.

Первое письменное свидетельство об индийских душителях относится к VII веку нашей эры и принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану. Тхаги полагали, что их «ремесло» запечатлено в каменной резьбе знаменитого пещерного храма в Эллоре, созданного в VIII веке. Особенно громко тхаги заявили о себе в XVIII – начале XIX века.

Пещерный храм в Эллоре

Деятельность душителей вызывала растущее недовольство в Индии. Дороги представляли серьезную опасность также для служащих Ост-Индской компании и христианских миссионеров. В 1812 году на дорогах Индии бесследно исчезли почти 40 тыс. человек. Колониальные власти были вынуждены предпринять против тхагов несколько крупномасштабных карательных экспедиций.

Только в 1831-1837 годах были обнаружены и захвачены более трех тысяч душителей. Почти каждый из них сознался в убийстве, а тхаг по имени Бухрам заявил, что собственноручно удавил 931 человека. Он родился в 1778 году недалеко от Дели. Выделялся могучим телосложением, громадным ростом и неимоверной силой среди своих сверстников, поэтому уже в 12 лет он успешно совершил своё первое «ритуальное» убийство. Как и все остальные члены секты Бехрам пользовался шелковым платком-удавкой традиционного желто-белого цвета. Для «удобства» в один конец платка завязывали несколько монет, и этот грузик позволял в мгновение ока обвить удавкой шею жертвы. Ловко подкрадываясь сзади, Бехрам накидывал удавку, лишал жертву жизни и забирал её имущество, часть которого жертвовал своей «покровительнице».Опасаясь того, что туги попытаються спасти человека, которого они почитали почти за полубога, власти сразу же после суда отправили Бехрама на висилицу. Он официально занесён в книгу «Рекорды Гиннеса», как самый масштабный серийный убийца в истории человечества. В среднем же, за свою жизнь, тхаг успевал отправить на тот свет две-три сотни людей.

Сотрудники правоохранительных органов индийского штата Бихар (Bihar) расследуют жестокое двойное «убийство чести». Жители деревни Аметха (Ametha) линчевали уличенную в адюльтере влюбленную пару — 16-летнюю Парвати Кумари (Parvati Kumari) и 25-летнего Джейрама Манджхи (Jairam Manjhi), женатого на ее тете. Потерпевших сначала забили до смерти палками и камнями, а потом, когда они перестали подавать признаки жизни, сожгли.

Непосредственно в акте самосуда приняли участие родители потерпевшей и другие ее родственники. Также за расправой наблюдало больше 100 селян.

Согласно материалам следствия, Джейрам Манджхи владел небольшим магазином, а также иногда занимался сельскохозяйственными работами и подрабатывал продавцом мороженого. Он был женат на родной тете Парвати — Шарде Деви (Sharda Devi), и воспитывал троих детей. Молодые люди познакомились, когда Манджхи приехал в Аметха в гости к родственникам своей супруги. Мужчина закрутил роман с девятиклассницей, а на днях сбежал с ней в другую деревню, бросив беременную супругу и детей. Местные жители устроили погоню. Они настигли беглецов в соседней деревне и отвели обратно в Аметху. Там панчаят (местный совет) в присутствии родителей обманутой жены приговорил «опозоривших честь рода» любовников к смерти. Толпа убила пару и сожгла тела за пределами деревни.

Парвати была единственным ребенком Бхолы Манджхи (Bhola Manjhi), лично участвовавшего в убийстве дочери, а его пособниками стали супруга, пятеро братьев и их жены. В расправе приняли участие восемь женщин, в том числе две тети школьницы, они уже арестованы. Скоро, как заверили полицейские, будут задержаны и другие подозреваемые.

Осмотрев место происшествия со следами костра, сотрудники полиции обнаружили наручные часы, розовую пластмассовую табакерку, зеленый ободок для волос, ожерелье с черными бусинами и несколько монет.

Мать убитого Джейрама Манджхи считает, что ее семье угрожает смертельная опасность. «Они совершили этот варварский акт, убив моего сына. Теперь они угрожают убить всех нас», — заявила она представителям СМИ.

К слову, «убийства чести» до сих пор распространены в северных штатах Индии, в основном в Пенджабе (Punjab), Раджастхане (Rajasthan), Уттар-Прадеше (Uttar Pradesh) и Харьяне - в последнем штате они наиболее часты. Сейчас здесь расследуют похожее преступление: в апреле в металлических ящиках на территории парка были найдены обнаженные тела юноши и девушки, вступивших в близкие отношения. Их убийцы пока не найдены.

В 2010 году Верховный Суд Индии, обеспокоенный «убийствами чести», потребовал от властей страны уделить особое внимание профилактике этой кровавой традиции.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»