Профилактика сектантства в среде осужденных к лишению свободы. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты Рекомендованный список диссертаций

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ

Аннотация

В статье анализируются причины распространения новых религиозных объединений в молодежной среде, причины попадания в деструктивные секты. В статье рассматривается деструктивное влияние сект на здоровье и формирование личности. Приводится модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты состоящая из теоретико-методологического, психолого-педагогического, технологического блоков.

Ключевые слова : деструктивное религиозное объединение, организации, психологические факторы, способствующие вовлечению молодежи в псевдорелигиозные группы, модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты.

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Нетрадиционная религиозность – новое духовное явление XX в. – обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. Деструктивное религиозное объединение – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности. Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).

Деструктивные религиозные организации: Сатанисты, Свидетели Ие говы, Баптисты, Аум Сенрикё, Общество сознания Кришны, Пятидесятники, Белое Братство, Церковь Христа, Учение А. Иванова, Сайентология, Лига Возрождения, Ахмадна, Бахай.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:

    укрепление семьи;

    обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;

    соответствующая подготовка педагогических кадров;

    активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных для Республики Чувашии религиозных организаций.

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Психологические факторы, способствующие вовлечению

молодежи в псевдорелигиозные группы

    различные формы психических расстройств;

    предрасположенность к психическим заболеваниям;

    страдающие депрессиями;

    люди с нарциссическими комплексами;

    склонность к слиянию с группой;

    несамоактуализированность личности;

    терпимость к смысловой и идеологической неопределенности; тревожность;

    нестабильность установок;

    состоянии психоэмоционального стресса, испытывающие чувство одиночества или духовной неудовлетворенности.

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир.

Контроль поведения направлен на: регулирование индивидуальной физической реальности, исключение наличия свободного времени, выработку покорности и зависимости.

Контроль информации осуществляется посредством: обмана, ограничения доступа к некультовым источникам информации.

Контроль мышления предполагает: принудительное принятие групповой доктрины как истины, поощрение только «хороших» и «правильных» с точки зрения доктрины культа мыслей, навязывание специфической терминологии, запрет на критические вопросы о лидере и о доктрине.

Контроль эмоций осуществляется посредством: сужения спектра направленности чувств личности, выработки и использования чувств вины и стыда, ритуального и часто публичного признания своих грехов, слабостей, ошибок, использование страха, «бомбардировки любовью».

Причины способствующие вовлечению молодежи в культовые организации и группы риска.

    период «экзистенциального вакуума» – отсутствие у людей смыслообразующих ценностей бытия, потеря нравственной и социальной ориентации.

    прохождение основных этапов психосоциального развития и соответствующих им кризисов.

    смена социального статуса и групповых ролей: окончание средней школы, начало жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествие, переезд, болезнь, смерть близкого человека, смена образа жизни и т.д.)

    неблагоприятная ситуация в семье, порождающей острую неудовлетворенность своим существованием, что особенно характерно для детей подросткового и юношеского возраста.

    неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем.

Негативные последствия влияния тоталитарной секты на личность

Последствия принадлежности к секте:

    болезненная зависимость от псевдорелигиозных организаций и их лидеров;

    потеря самостоятельности, неспособности к эмоциональным связям принадлежащими к секте, презрение к ним;

    недоверие к рациональному мышлению;

    разрыв семейных связей, если семья не лояльна к новым идеям;

    отход от реальности из-за порабощения сознания.

У жертв деструктивных культов возникают серьезные психические изменения: активное или пассивное перекладывание на других большей части решений в своей жизни, подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей и неадекватная податливость их желаниям и т.д.

Модель предупреждения вовлечения молодёжи в религиозные секты:

Теоретико-методологический блок

Цель – создание оптимальных педагогических условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности ребенк

Задачи:

повышение самосознания учащихся, формирование критического мышления и умения делать правильный выбор;

воспитание культуры здорового образа жизни; –формирование активной жизненной позиции подростков и юношей, включение в позитивные социальные отношения;

включение подростков и юношей в самостоятельную творческую деятельность;

выявление причин деформации личности;

активизация разъяснительной и просветительской работы среди учащихся и родителей;

координация деятельности всех заинтересованных ведомств и

Системообразующий фактор – учебно-воспитательная деятельность всех субъектов образовательного процесса специалистов

2. Психолого-педагогический блок

Субъекты: - учащиеся; - родители; - педагоги

Педагогические условия:

1) выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

2) проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодыми людьми и их родителями;

3) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

4) повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

5) реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты

3. Технологический блок

Диагностика: – изучение личности учащегося (акцентуации характера, темперамент, уровень притязаний, тревожность, самооценка); – изучение интеллектуального развития и определение педагогической запущенности; – диагностика взаимоотношений в коллективе; – изучение типичных нарушений поведения и выявление их причин

Этапы: 1) организация психолого-педагогического наблюдения и диагностики;

2) профилактическая работа с учащимися;

3) коррекционная работа с учащимися группы риска;

4) работа с семьями учащихся;

5) отслеживание результативности работы

Подводя итоги, хотим отметить, что проблема влияния сект на личность человека в современном мире является достаточно актуальной. А распространение данных организаций чаще всего обусловлено отчуждением индивида от таких социальных институтов, как: семья, работа, высшие учебные заведения и т.д. И также это связано с социально-экономической нестабильностью. Нахождение индивида в секте приводит к постепенному разрушению его личности.

Список литературы

1. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: Феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. – 1996. – № 2. С. 87–93.

2. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. - Краснодар: Экоинвест, 2013. – 362 с.

3. Журлова И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций курс лекций [для студентов педагогического университета, магистрантов, аспирантов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей]. – Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 172 с.

4. Дворкин А. Л. Сектоведение. Христианская библиотека, 2008 г. – 360 с. URL: http://www.blagovesti.ru/arhiv/2015/n4.files/sektu.htm [Дата обращения: 30.03.2016].

5. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. - М.: 2001. – 159 с.

6. Мухина Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: дис. … на соиск. уч. степ. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.К. Мухина. – Владимир, 2008. – 190 с.

В Федеративной Республике Германия и в Австрийской Республике достаточно серьезное внимание уделяется вопросам профилактики сектантства. В процесс предупреждения влияния сект вовлечены все ключевые институты общества, в том числе система образования в лице средней и высшей школы. В данной статье Владимир Мартинович проанализировал причины и истоки обращения систем образования Германии и Австрии к профилактике сектантства в школах, а также кратким описанием всех основных направлений и форм ее реализации .

Начало профилактики сектантства в школах Германии

Осознание необходимости проведения профилактической работы в области сектантства в немецких школах происходило постепенно на всех уровнях государственной власти, в министерствах и ведомствах системы образования, среди руководства и педагогического состава школ, ученых и специалистов по сектам Германии, в традиционных церквах. Непериодические, разовые лекции на тему сект читались в школах страны как до, так и после Второй мировой войны. На предмете «Религия» сектам уделялось минут 5–10 в рамках лекции, посвященной религиозным организациям в целом.

Ситуация начинает меняться в начале 1970-х гг. О необходимости повсеместного и более серьезного предупреждения школьников об опасности сектантства начали заявлять родители, чьи дети стали уходить в секты. Немецкая молодежь приобщалась к сектам и до этого, но на конец 1960-х — начало 1970-х гг. в странах Запада пришелся очередной всплеск массовых обращений молодежи в секты. Вслед за родителями на проблему сект обращают внимание и учителя школ, которые стали замечать как серьезные изменения в поведении своих учеников, так и падение их успеваемости. При этом учителя начали фиксировать некоторые другие измерения проблемы:

а) успеваемость часто падала не только после вовлечения детей в секту,

но и после ухода туда одного или обоих родителей;

б) к середине 1970-х гг. секты начали всё чаще внедряться в сами школы

и обращать учеников в свою веру на их территории;

в) тогда же участились случаи полного отказа от обучения в школе по религиозным мотивам;

г) секты начали активно осваивать нишу репетиторства и занимались вербовкой под видом помощи отстающим ученикам в освоении школьного курса, либо, наоборот, дальнейшего развития наиболее талантливых из них.

По мере увеличения числа проблемных случаев учителя и родители всё сильнее начали выражать свою обеспокоенность, писать жалобы, обращаться в СМИ, обсуждать тему на различных педагогических конференциях и семинарах. Постепенно сформировалось целое общественное движение, требовавшее принятия мер против сект от руководства страны. Многие родители объединялись и создавали родительские комитеты по борьбе с сектами.

Приблизительно в это же время появляются первые исследования, показывающие, что молодежь — одна из самых слабо защищенных от ухода в секты возрастных категорий и одновременно приоритетная цель их вербовки. В общественном дискурсе Германии весь феномен сектантства начинает рассматриваться сквозь призму двух специфических терминов, которыми начинают именовать секты всех типов сразу: «молодежные религии» и «молодежные секты». О проблеме сектантства страна начинает говорить прежде всего как о проблеме сохранения молодежи от влияния сект. Спецслужбы страны всё чаще обращают внимание органов государственного управления на планы проникновения сект в школы.

В этом контексте органы государственного управления Германии пришли к пониманию того, что необходимо расширить программы профилактики сектантства на систему образования. Точную дату начала проработки учреждениями образования темы сект установить сложно. Первое время вся работа велась на уровне внутриведомственной и межведомственной переписки. В конце 1970-х гг. Федеральное министерство по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи сделало на эту тему ряд интересных заявлений. Так, например, в министерском бюллетене от 10 июля 1978 г. было сказано, что «Федеральное правительство уже многие годы занимается проблемой сект. При этом ключевую роль в этом играет наше министерство» . В середине 1978 г. министерство заказало Тюбингенскому университету исследование по теме «новых молодежных религий», которое и было проведено в том же году . Результаты исследования подтверждали важность и актуальность просветительской работы по теме сект в школах. В результате 16 января 1979 г. появилось циркулярное письмо № 215–2000.013, адресованное высшим органам государственного управления по делам молодежи всех земель Германии, в котором министр обещает всяческую поддержку на федеральном уровне местным инициативам по началу профилактики сектантства в школах Германии. Там же говорится о необходимости разработки методических пособий и рекомендуется на первое время взять в школах за основание труды известных в то время сектоведов Ф. В. Хаака и Г. Лёффельмана. С этого момента министерство начинает периодически публиковать в своих изданиях материалы по сектам и завязывает активную переписку по теме сект с самыми разными органами государственного управления и сектоведами страны.

Ключевую роль в начале профилактики сектантства в школах сыграла Постоянная конференция министров образования и культуры земель в ФРГ — главный государственный орган, отвечающий за школьное образование на федеральном уровне. Проработку возможных форм и методов такой профилактики конференция начала проводить еще в середине 1970-х гг. Официальное заявление по этому вопросу было сделано на 192-м пленуме конференции 30 марта 1979 г. Оно начинается весьма показательными словами: «На протяжении долгого периода конференция с обеспокоенностью наблюдает за обращением молодежи в так называемые молодежные секты» . Далее в тексте говорится, что «критический и объективный анализ проблем, связанных с деятельностью молодежных сект, является воспитательной и образовательной обязанностью школы». Через месяц Бундестаг Германии поддержит инициативу конференции, а в школах Германии начиная с сентября 1979 г. станут проводиться первые плановые уроки по теме сект.

Тема профилактики сектантства в школах страны в документах Бундестага затрагивается крайне редко, что имеет одно простое объяснение: руководствуясь принципом субсидиарности, Бундестаг делегировал решение этого вопроса землям. Последние, при поддержке конференции министров образования и культуры, весьма успешно справлялись с ним. Дополнительного вмешательства парламента просто не требовалось, так как никаких особых проблем, которые нельзя было бы решить на местах, не возникало. Тем не менее в документах Бундестага все же можно встретить обращения к данной теме, первое упоминание которой встречается в ответе федерального правительства на малый запрос депутата Фогель и фракции ХДС / ХСС по поводу деятельности Движения Объединения. В нем правительство рассказывает о некоторых вполне достаточных с его точки зрения мерах профилактики сектантства в Германии того времени:

…Специализированные церковные центры, в том числе Евангелический центр по вопросам мировоззрений, Штуттгарт, а также Евангелический союз прессы Баварии, Мюнхен, постоянно предлагают подробные информационные материалы о различных направлениях «новых молодежных религий». Эти материалы ориентированы на просвещение родителей, молодежи, учителей, социальных работников, социальных педагогов, а также предназначены для распространения в церковных общинах, школах и учреждениях помощи молодежи…

Эти слова не свидетельствуют об активном и повсеместном снабжении школ Германии середины 1970-х гг. антисектантской литературой. Отдельные случаи передачи книг были, но в данной ситуации гораздо важнее и интереснее тот факт, что немецкое правительство полагало сектоведов лютеранской церкви в качестве одного из вполне легитимных инструментов проведения профилактики сектантства в том числе в системе образования. Впрочем, опора на институты гражданского общества в донесении самой разной информации о сектах до населения проходит красной нитью через значительное количество документов Бундестага.

27 апреля 1979 г. парламент Германии выразил поддержку упомянутой выше инициативе конференции министров образования и министерства по делам молодежи с одобрением двух основных направлений ее реализации: чтение просветительских лекций на тему сектантства в школах и повышение квалификации педагогического состава школ страны по означенной тематике . Двадцать лет спустя, в 1998 г., исследовательская комиссия Бундестага «Так называемые секты и психогруппы» со своей стороны рекомендовала школам проводить лекции по сектам, а университетам и научно-исследовательским институтам страны — активизировать исследования в области нетрадиционной религиозности вообще и выработки наиболее эффективных педагогических подходов к профилактике феномена сектантства в частности. Комиссия также рекомендовала проводить повышение квалификации учителей школ в области профилактики оккультизма .

Парламенты земель Германии также издают значительное количество документов, посвященных теме сект в целом, но гораздо чаще Бундестага затрагивают вопрос профилактики сектантства в школах. Это вполне ожидаемо, так как при наличии общего одобрения на федеральном уровне конкретные детали профилактической работы каждая земля решает для себя в более или менее автономном режиме. Так, например, парламент земли Баден-Вюртемберг 9–14-го созывов неоднократно уделял особое внимание теме профилактики сектантства в школах . При этом проговаривалась не только необходимость просвещения в области сектантства в целом, но и важность критического разбора деятельности конкретных сект. Аналогичную позицию занимают парламенты земель Бавария, Саар, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Саксония-Анхальт и др.

Начало профилактики сектантства в школах Австрии

В Австрии, также как и в Германии, задолго до обращения государства к профилактике сектантства в системе образования, на уроках религии в школах какое-то время уделялось теме сект. Однако по сравнению с Германией страна намного медленнее реагировала на проблемы, возникающие в этой области. Дискуссия по данной теме в органах государственного управления Австрии начинается в конце 1970-х гг. Тогда еще речь не шла о профилактике сектантства в системе школьного образования, но обсуждались вопрос опасности сект в целом и меры, предпринимаемые правительством для защиты от возможных угроз в этой области .

Между тем работа сект привела к зарождению в среде родителей и учителей страны тех же протестных настроений, что и в Германии начала — середины 1970-х гг. Австрийцы, однако, реагировали медленнее: только в начале 1980-х гг. достигает критической массы количество обращений в органы государственного управления с просьбами обратить особое внимание на профилактику сектантства в школах. Исследования австрийских ученых, со своей стороны, показывают значительный уровень вовлечения молодежи в секты и открыто говорят о необходимости просветительской работы в школах . Проблемой начинают заниматься отдельные чиновники и политики. Так, например, в 1981 г. группа парламентариев земли Верхняя Австрия выступила с публичным заявлением, в котором призвала все государственные структуры федерального и земельного значения, занимающиеся вопросами образования и молодежи, включая школы страны: а) взять на себя работу по информированию населения, учителей, школьников и их родителей по проблеме сект; б) организовать курсы повышения квалификации для педагогов в области профилактики сектантства; в) проводить регулярно мероприятия по обозначенной теме для учителей и работников с молодежью; г) издавать информационные материалы а эту тему . В том же 1981 г. родительские советы разных регионов Австрии добились того, что Федеральное министерство по вопросам образования и культуры совместно с Федеральным министерством внутренних дел начали разработку специальной брошюры по теме сект для учителей, родителей и учеников средних школ . В 1982 г. брошюра была издана в весьма скромном формате на 36 страницах . В ней давалось краткое описание некоторых сект и публиковались сведения о Школьных советах всех Земель Австрии, куда рекомендовалось обращаться для консультаций по сектам. Сравнительный анализ австрийской и немецкой кампаний за начало профилактики сектантства в школах позволяет выявить несколько принципиально важных отличий.

Во-первых, общественность Германии начала поднимать этот вопрос еще до серии крупных скандалов вокруг сект в 1970-х гг. (например, до массового самоубийства членов Народного Храма в Гайяне в 1978 г.). Последние многократно усилили значение, придаваемое этому вопросу, и способствовали принятию всех необходимых решений для начала работы. В Австрии этот вопрос начал подниматься практически на 10 лет позже, уже после завершения скандалов 1970-х, когда секты в целом вели себя более осторожно. Меньший накал общественной дискуссии несколько замедлял обороты антисектантских инициатив и осложнял их продвижение.

Во-вторых, Австрия сама по себе никогда не была приоритетной целью для сект, которые все свои главные силы и ресурсы посвящали покорению Германии. В результате секты в Австрии вели себя несколько «тише» и менее агрессивно, чем в Германии.

В-третьих, сектоведение в Австрии практически всегда было менее развито, чем в Германии. Сектоведов в стране было меньше, и они менее профессионально работали в этой области, отставая лет на пятнадцать — двадцать от своих немецких коллег. Поэтому сектоведы Австрии активно опирались на результаты исследований своих коллег из Германии, в том числе в области профилактики сектантства, но несколько менее четко, внятно и обоснованно могли представить и защитить свою позицию в обществе.

В-четвертых, в 1980-х гг. по всему миру наблюдалось увеличение объемов критики любых антисектантских действий и инициатив, в том числе направленных на профилактику сектантства. Секты, почувствовав на себе первые результаты антисектантских кампаний 1970-х, решили дать отпор любой критике в свою сторону.

В итоге сам контекст, в котором был поднят вопрос о начале профилактики сектантства в школах Австрии, не был настолько благоприятен, как в Германии. У протагонистов этой работы чувствуется некоторая внутренняя неуверенность в своих позициях, постоянная оглядка на опыт Германии, множество обсуждений, намеков и деклараций без ощущения готовности к их реализации. В результате, общественность Австрии активно обсуждала важность профилактики сектантства все 1980-е гг., но к конкретным действиям она приступила только в начале 1990-х, когда общие условия для начала этой работы были еще хуже.

Восстановить по крупицам все основные этапы появления и развития этой работы достаточно сложно. Автору удалось установить, что 27 января 1993 г. в Национальном совете Австрии прошли слушания на тему «Влияние сект на молодежь Австрии», на которых разбирались многочисленные примеры вербовки сектами детей в школах Австрии, а также обсуждались различные способы профилактики сектантства среди молодежи вообще и в системе школьного образования в частности. Спустя год, 14 июля 1994 г. Национальный совет Австрии принимает историческое постановление «О мерах относительно деятельности сект, псевдорелигиозных групп и организаций, а также деструктивных культов» . В нем говорилось о необходимости организации просветительских акций на тему сект в школах, а также учреждениях повышения образования. Судя по всему, к тому времени в школах уже активно велись уроки по проблеме сектантства. В 1994–1995 гг. по следам постановления Национального совета, под патронажем Федерального министерства по вопросам образования и культуры была создана Межминистерская рабочая группа «Секты». К ее работе приглашались представители Федерального министерства по вопросам окружающей среды, семьи и молодежи, Федерального министерства юстиции, Федерального министерства внутренних дел, Венского Университета, Городского школьного совета, католической и лютеранской церквей, а также Общества против опасности сект и культов г. Вена . Группа должна была в деталях разбирать все ключевые вопросы, связанные с профилактикой сектантства в школах страны.

23 ноября 1995 г. Федеральное министерство образования и культуры расширяет полномочия своего Отдела V/8, который специализировался ранее на всем спектре вопросов, связанных с профилактической, превентивной и реабилитационной работой. Отныне отдел должен был заниматься «психологическими аспектами деструктивных идеологий и моделей поведения (секты, радикализм, зависимое поведение)». Важно отметить, что во главе отдела был поставлен доктор Гаральд Айгнер, который спустя шесть лет после образования этой структуры разработал самый известный и серьезный курс лекций по сектам для школ Австрии . Отдел начал собирать всю информацию, касающуюся профилактики сектантства в школах Австрии, а также отвечать на запросы и жалобы родителей и учителей по теме сект. К тому времени в стране уже заработали все ключевые направления профилактики сектантства в школах.

Опыт Германии также подтолкнул Австрию сделать серьезный акцент на институты гражданского общества в вопросе профилактики сектантства. При этом в Австрии общественные организации, выполнявшие данную работу, получали еще и государственное финансирование. От таких обществ ожидалось, что они будут принимать активное участие в организации просветительских и профилактических мероприятий в школах страны, а также помогать родителям, чьи дети ушли в секты. В дополнение ко всему в 1998 г. в подчинении Федерального министерства по вопросам семьи и молодежи создается Федеральный центр по вопросам сект, который также до сих пор активно работает со школами, консультирует учителей и участвует в повышении их квалификации, проводит профилактические занятия со школьниками на своей территории.

Уроки по сектоведению и сектам в школе

Основной формой профилактики сектантства в школах Германии и Австрии является проведение уроков на тему сект. В обеих странах проблема сектантства затрагивается в виде одной или нескольких лекций в рамках таких предметов, как «Религия» (в нескольких основных разновидностях: «Евангелическая религия» и «Католическая религия», «Мусульманская религия»), «Этика», «Обществоведение», «Ценности и нормы», «Психология, Педагогика, Философия». В редких случаях предлагаются целые курсы лекций, как правило, на факультативной основе. Тема сект разбирается в 7–11 классах. За содержательное наполнение предмета «Религия» несут ответственность католическая и лютеранская церкви Германии и Австрии. Дети, не посещающие курс «Религия», должны прослушать курс «Этика» либо «Ценности и нормы», за содержательное наполнение которых отвечает государство. То есть уроки, которых рассказывают о сектах, ребенок посещает в школе при любых обстоятельствах.

В Германии федеральные земли самостоятельно разрабатывают школьные учебники по всем дисциплинам, включая и уроки по сектам. За их соответствие определенному уровню стандартов отвечает Постоянная конференция министров образования и культуры. При этом повсеместно распространена практика издания учебников и пособий не для всего курса в целом, но для отдельных его частей и уроков. Первые учебно-методические разработки по теме сект появляются в конце 1970-х — начале 1980-х гг. . При этом для уроков по сектам пишутся самостоятельные учебники. Большинство из них создается коллективом авторов, в число которых входит, как правило, как минимум один профессиональный сектовед. В некоторых случаях пособия могут заказываться какой-то антисектантской организации, отдельному сектоведу либо писаться отдельными учителями .

В Австрии общая структура планов по всем предметам, в том числе и курсу «Религия», утверждается особыми постановлениями Федерального министерства образования, искусства и культуры. Детали и содержательное наполнение конкретных заранее заданных тем остается делом как самих учреждений образования и преподавателей, так и церквей (в случае с предметом «Религия»). Таким образом, в программах практически всех типов школ Австрии тема сект закрепляется на уровне постановлений министерства. При этом в зависимости от предмета и типа школы ей уделяется большее или меньшее внимание. Ситуация с разработкой учебников в Австрии на фоне Германии выглядит намного скромнее: теме сект уделяется какое-то место в учебниках по предмету «Религия», «Этика» и т. д., но не более. При этом автору известно только одно самостоятельное учебно-методическое пособие по теме сект для школ. Оно было разработано Гаральдом Айгнером и пользуется среди учителей большой популярностью, а министерство и подведомственный ему Федеральный центр по вопросам сект оказывают постоянную информационную поддержку преподавателям, читающим по этому пособию лекции.

В начале 1980-х гг. целый ряд новых исследований сектантства показал, что молодежь не является ни основным объектом миссионерской работы сект, ни наиболее часто уходящей в них возрастной категорией граждан. Это открытие способствовало развитию дискуссии по содержательному наполнению уроков по теме сект. Дискуссии, в которую были вовлечены и педагоги обеих стран. Основной вопрос состоял в следующем: должен ли на уроках делаться акцент на предупреждении ухода школьников в конкретные секты либо на развитии у них навыков и способностей к критическому мышлению, а также распознаванию сектантства как явления? Иными словами, должна ли школа давать конкретные знания по сектам либо ей следует заняться воспитанием и развитием у школьников качеств, препятствующих уходу в секты? Дискуссия продолжается до сих пор, но специфика ее аргументации еще в 1980-х гг. повлияла на расширение мотивационного ряда к проведению профилактики сектантства в школах и несколько скорректировала содержательное наполнение самого процесса. Работа со школьниками стала представляться не только как средство предотвращения их ухода в секты, но и как инструмент развития у них критического мышления в целом. В последнем случае секты все чаще начинали использоваться лишь как удобный пример, иллюстрирующий то, к чему может привести отсутствие навыков самостоятельного, ответственного и критического мышления. При этом разбор конкретных сект все чаще начинает дополняться, а порой и полностью заменятся анализом аморфных форм нетрадиционной религиозности: суеверий, веры в порчу, астрологию, НЛО, существование оккультных сил и т. д. При этом обоснование этим изменениям дается с отсылкой к результатам исследований: школьники и молодежь гораздо чаще приобщаются к таким неинституализированным формам сектантства, чем уходят в конкретные секты.

При анализе учебных пособий, используемых в школах Германии и Австрии, следует также учитывать четыре важных фактора.

Во-первых, учителя немецких и австрийских школ могут также обращаться к швейцарским учебным пособиям по сектам либо заимствовать учебные пособия друг у друга.

Во-вторых, учителя обеих стран нередко обращаются к учебно-методическим и дидактическим материалам, разработанным для чтения лекций молодежи вне рамок самих школ.

В-третьих, традиционные церкви и сектоведы Германии и Австрии издают различную профилактическую литературу по сектам, ориентированную на школьников и молодых людей, которая также используется в учебном процессе в обычных школах.

В-четвертых, учителя активно пользуются не только специализированными учебно-методическими пособиями, но также огромным количеством иной литературы по сектам. Те же органы государственного управления, ответственные за работу со школой, издают не только и не столько учебнометодические пособия, сколько обыкновенные информационные материалы по теме сект.

Все это свидетельствует о том, что особого недостатка в методических материалах по теме сектантства у школ Германии нет. В школах Австрии ощущается некоторая скудость материалов, которая компенсируется лишь активным обращением учителей к немецким пособиям.

Внеучебные формы профилактики сектантства

Исполнителями второй по степени значимости формы профилактики сектантства в школах Германии являются так называемые «учителя-консультанты» (от нем. Beratungslehrer), «учителя доверия» (от нем. Vertrauenslehrer) или «учителя связи» (от нем. Verbindungslehrer). Эта должность существует в подавляющем большинстве школ страны, и ее введение никак не было связано с проблемой сект. В должностные обязанности учителей-консультантов входит работа с отстающими и трудными детьми, повышение уровня образования учителей, организация и проведение встреч и бесед с родителями. После обращения системы образования к вопросу профилактики сектантства в круг ответственности этих учителей был добавлен и вопрос сект. Соответствующие полномочия по профилактике сектантства прописываются в их должностных обязанностях. Именно эти учителя ответственны за проведение специальных лекций и мероприятий по профилактике сектантства в школах во внеучебное время, в том числе за работу с детьми, попавшими в секты. Достаточно часто учителя-консультанты играют роль связующего звена между школьниками с их родителями и школьной администрацией, государственными учреждениями всех уровней, профессиональными сектоведами.

В середине 1990-х гг. в Баварии обеспокоенность проблемой сект достигла того, что группа депутатов обратилась с официальным запросом к баварскому правительству о «введении в общеобразовательные школы новой должности “сектоведа” и обеспечении его тесного сотрудничества как со своими коллегами из других школ, так и с сектоведами всех церквей и органов государственного управления Баварии и Федерации в целом» . Просьба депутатов удовлетворена не была, однако уже сам факт ее выдвижения и количество людей, ее поддержавших, говорят о той важности, которая приписывается проблеме профилактики сектантства на уровне школ страны.

В Австрии также существует аналогичная система «учителей-консультантов». Однако австрийские учителя и родители гораздо чаще обращаются за специализированной помощью в министерство образования (упоминавшийся ранее отдел V/8), в Федеральный центр по вопросам сект и иные структуры. В Австрии, в силу меньших размеров страны, контакты между учителями и федеральными ведомствами устанавливаются проще и быстрее, чем в Германии. Тем не менее обозначенная должность есть во всех школах страны. Интересно, что справочник по методологии разрешения внештатных ситуаций в школах, выпущенный землей Штирия, в случае возникновения любых ситуаций, связанных с сектами, рекомендует обращаться к школьным учителям-консультантам, а в особо сложных делах — к сектоведам, социальным работникам и в полицию .

Распространение в школах информационных материалов по теме сект

Третьей формой профилактики является централизованное распространение в одной, нескольких или сразу всех школах конкретной земли Германии или Австрии информационных материалов по сектантству вообще или конкретной секте в частности. Как правило, такие акции инициируются местными органами власти в плановом порядке. Так, например, парламентом земли Баден-Вюртемберг в 2000 г. была инициирована публикация и раздача по школам антисектантской брошюры «Секты обещают многое… Всему ли верить?» . Однако есть и примеры внеплановых публикаций, направленных на отражение конкретных угроз. В этом отношении весьма показателен пример парламента Баварии, который 11 ноября 2004 г. в экстренном порядке принял распоряжение срочно напечатать и распространить в школах новый тираж антисектантской брошюры «Опасности психомаркета. Профилактическое пособие для школ Баварии». В качестве обоснования необходимости этой меры выступила информация от немецких спецслужб о планах саентологов начать кампанию по работе среди школьников . В Австрии таких брошюр издается и распространяется намного меньше. Так, по следам постановления Национального совета Австрии 1994 г. была издана брошюра Франца Седлака «Мир не только черно-белый» , а в 1996 г. — брошюра «Секты. Знание защищает!» . Последняя брошюра многократно переиздавалась с изменениями и дополнениями и является самым тиражируемым и распространенным не только в школьной среде, но и далеко за ее пределами официальным изданием Австрийской Республики по теме сект.

В настоящее время в Германии разработано несколько вариантов антисектантских листовок и плакатов, выполненных в виде комиксов. Чаще всего они включают в себя так называемые критерии незнакомых групп, которые могут принести вред. Выглядят они как набор из 10–20 картинок с краткими тезисами, сопровождающими каждую из них. Например, на одном из рисунков изображен летящий над городом смешной бородатый старик в костюме супермена, панталонах, без ботинок и с надписью на рубашке «супер гуру». Подпись к картинке гласит: «Мир движется к катастрофе! Только группа знает, как его можно спасти». Предполагается, что если ребенок встретит организацию, заявляющую ему о скором конце света, он должен будет вести себя с ней более осторожно. Такие листовки дешевы, просты, понятны и увлекательны для школьников самого разного возраста. Примечательно, что в школах Австрии также распространяются аналогичные листовки, однако, в отличие от немецкого аналога, на них даются координаты не только сектоведческих центров, но и Федерального министерства образования Австрии.

Повышение квалификации педагогов, работников с молодежью и родителей

Выше уже отмечалось, что повышение квалификации педагогического состава школ в области сект и оккультизма полагалось Бундестагом Германии существенным компонентом профилактики сектантства в системе образования. Еще в начале 1970-х гг. учителя по собственной инициативе активно принимали участие в разных семинарах и конференциях по теме сект, которые организовывались немецкими сектоведами. Начало целенаправленной профилактической работы в этой области со стороны государства повлияло на многократное увеличение количества учителей, вовлеченных в этот процесс, и на дифференциацию институтов, предлагающих соответствующие курсы лекций. В настоящее время ответственность за эту работу разделили между собой государственные институты повышения квалификации учителей, частные благотворительные фонды и организации защиты молодежи. В Германии курсы лекций и семинары для учителей по теме сект организовывались Академиями повышения образования учителей городов Комбург, Эсслинген, Донауэршинген, Кальв, Бад Вильдбад и др., Институтом переподготовки и повышения квалификации учителей города Майнц, Педагогическим институтом города Ландау, Институтом школы и образования земли Мекленбург — Передняя Померания, различными земельными центрами политического образования, Фондом Конрада Аденауэра, Фондом Фридриха Эберта и множеством других академий, институтов, организаций и фондов.

В Австрии эту работу проводили Педагогический институт Зальцбурга, Высшая церковно-педагогическая школа Вены, Институт религиозно-педагогического образования Зальцбурга и множество других организаций. Анализ переписки различных министерств и ведомств, ответственных за систему школьного образования, показывает, что в стране постоянно присутствует возможность всем желающим педагогам повысить уровень своей квалификации в данной области. При этом эту задачу исполняют не только учреждения повышения квалификации учителей, но также специализированные государственные и общественные объединения, специализирующиеся на работе с молодежью. Так, например, государственные Комиссии по делам детей и молодежи всех земель Австрии (КИЯ) в той или иной форме занимаются профилактикой сектантства среди молодежи, повышением уровня образования населения в этой теме и даже оказывают помощь учащимся школ в разрешении возникающих у них проблем с сектами. Например, КИЯ Тироля проводит курсы для молодежи, родителей, учителей и работников с молодежью по 13 разным модулям, один из которых полностью посвящен теме сект . Кроме того, государством развиваются различные программы повышения квалификации самих родителей. Так, например, правительство Земли Нижняя Австрия предлагает родителям пройти обучение на особых курсах «Секты — опасность для молодежи».

Со своей стороны сектоведческие центры обеих стран продолжают организовывать мероприятия, ориентированные на повышение квалификации учителей. Их посещение признается руководством школ в качестве полноценного повышения квалификации по этой теме. В самих мероприятиях учителя достаточно часто указываются в качестве одной из целевых аудиторий, наряду с социальными работниками, психологами, священнослужителями.

В немецких педагогических журналах для учителей и родителей регулярно печатаются как учебно-методические материалы и разработки по теме сект, так и критические обзоры данного феномена в целом. Это со своей стороны способствует повышению уровня знаний преподавателей школ в области сектоведения. Количество статей в этих изданиях настолько велико, что сделать даже простейший их обзор в рамках данной статьи не представляется возможным. Потому остановимся на простом упоминании названий некоторых журналов, обращавшихся к теме сектантства: «Школьное время», «Школа изнутри», «Журнал для родителей», «Учить и учиться», «Фокус 6 — журнал для профессиональных школ», «Мастерская: информационная служба для молодежных и школьных газет» и др. Проблема сектантства не обходится стороной и в специальных педагогических журналах, посвященных преподаванию религии в школах Германии, например, в журнале «Религия», Журнале уроков религии и жизнедеятельности и др. Сектам посвящено несколько выпусков сборника «Рабочие тетради», ориентированного на учителей школ и выпускаемого Педагогическим центром Берлина. Для совершенствования профилактики сектантства в школах Германии периодически проводятся опросы учителей и учеников (например, исследование школьников Баварии, У. Мюллера, опрос школьников Берлина Х. Цинзером и др.). В соответствии с их результатами корректируется содержание лекций по сектам, делаются иные организационные и методические выводы.

Как в Германии, так и в Австрии профилактика сектантства в системе образования никогда не являлась приоритетным направлением работы федерального и земельных правительств в области предупреждения влияния сект. В лучших традициях открытого общества эти страны не прибегает к запретительным мерам в отношении тех или иных сект, но вступают с ними в свободную и открытую дискуссию в СМИ, на публичных трибунах и подиумах, в университетских кампусах и в стенах школ. Прибегая к таким мерам, правительства этих стран исходят из вполне разумного допущения о том, что несколько лекций по теме сектантства в школе не являются сколько-нибудь существенным ограничением прав конкретных религиозных групп, которые могут в свободное от школы время днями и ночами представлять молодым людям альтернативную точку зрения. При этом само стремление многих сект запретить любую их критику в школах рассматривается как попытка установления изощренной разновидности цензуры, при которой целый класс религиозных групп полностью выводится из сферы любой критической оценки и анализа.

В настоящей статье был проведен лишь самый общий анализ заявленной темы. В число задач будущих исследований данной темы должен войти анализ учебно-методических и дидактических материалов по теме сект, изучение истории развития педагогической мысли Германии и Австрии в этой области, а также вопрос о том насколько нужно, возможно и полезно в странах Восточной Европы учитывать и перенимать опыт этих стран в данной области.

Литература

1. Anlaufstelle für spezielle Fragen. GZ 33.542/301-V/8/95. — Wien: Bundesministerium für Unterricht und Kulturelle Angelegenheiten, 23. November, 1995. — 1 S.

2. Antrag der Abgeordneten Radermacher, Egleder, Engelhardt Walter, Goertz, Irlinger, Memmel, Werner-Muggendorfer SPD. — Bayerischer Landtag. 13. Wahlperiode. Drucksache 13/6939, 1996. — 1 S.

3. Antwort auf die schriftliche parlamentarische Anfrage № 487 / J-NR/1996. GZ

Исходя из степени вовлеченности в религиозное сектантство, педагогическая работа с учащимися подразделяется: 1) на общую воспитательную работу с детьми; 2) на воспитательно-коррекционную работу с учащимися группы риска; 3) на реабилитационную работу с учащимися, находящимися под воздействием религиозных сект.

По отношению к молодым людям, уже ставшим адептами какого-либо НРО, социальному педагогу совместно с психологом следует организовать реабилитационную работу с культистом, одной из основных форм которой является консультация по выходу их из секты с привлечением членов семьи.

Консультация о выходе – это предоставление человеку информации о принципах и практических приемах восстановления его социальной идентичности. Консультация предполагает почтительный диалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами в виде подходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников), сообщений средств массовой информации и личных свидетельств.

Главная помощь может быть оказана при хорошо спланированной работе близких и родственников адепта и специалиста, который помогает как семье, так и самому культисту. В качестве группы используются семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, что во время знакомства с культом завербованный получает только одностороннюю информацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа – это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.

Особенностями консультирования о выходе являются :

· значительная роль предварительного сбора информации;

· активное участие семьи и близких (но не семейная терапия!);

· «командная» работа консультантов;

· длительность и интенсивность;

· акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т. е. на информирование вместо психотехники;

· участие бывших культистов.

Правильное понимание мышления культиста и расстановка приоритетов в его сознании – основа успеха по выводу человека из культа.

Чтобы обеспечить духовную безопасность общества и, прежде всего, молодежи, необходимы серьезные меры по ликвидации религиозной безграмотности как административных работников, педагогов, психологов, так и населения (и, в первую очередь, молодежи). Особая роль в решении данной проблемы отводится педагогической профилактике.

Педагогическая профилактика – это способ организации социальной среды ребенка, препятствующий приобщению к ее негативным явлениям (наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, религиозным сектам и др.), предотвращающий формирование зависимого поведения и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности.



Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты – комплекс социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и факторов вовлечения молодежи в религиозные секты, на предупреждение развития и нейтрализация негативных личностных, педагогических и социальных последствий вовлечения в религиозные секты деструктивного характера.

Система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты включает следующие виды профилактической работы:

· первичную профилактику, целью которой является предупреждение вовлечения молодежи в секты;

· вторичную профилактику, предотвращающую развитие негативных последствий психологических методов воздействия на личность молодых людей, имеющих опыт общения с сектантами;

· третичную профилактику, являющуюся социально-педагогической реабилитацией адептов со сформированной зависимостью от сектантской среды.

Педагогическая профилактика представляет собой целенаправленную деятельность учителя, психолога и социального педагога в образовательном учреждении, включающую устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности: медико-санитарное и правовое просвещение; воспитательно-разъяснительную деятельность; психолого-диагностическую деятельность и психокоррекцию; организационно-методические мероприятия, содействующие формированию здорового образа жизни учащихся; оформление карты развития личности. Она направлена на формирование смысложизненных ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности, развитию критического мышления и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, а также на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивного решения конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей.

Задачами педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты являются: формирование культуры поведения, способствующего обеспечению психологической защиты в ситуациях риска; формирование смысложизненных ориентиров и позитивной самооценки; активизация критического мышления; развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации; формирование навыков здорового образа жизни; недопущение в стены общеобразовательных учреждений миссионеров, проповедующих любые религиозные идеи; выявление молодежи группы риска, наиболее подверженной вовлечению в религиозные секты.

Педагогическими условиями , обеспечивающими эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, являются:

– выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;

– проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями;

– повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;

– повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;

– реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.

Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих института гражданского общества: социального института государства, средств массовой информации, семьи.

ПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

В настоящее время в нашем обществе резко возрос интерес к религии. Духовно-нравственный и экономический кризис вызывает у многих людей чувство неуверенности, незащищенности. В этих условиях обостряется интерес к проблеме жизни и смерти, бессмертия. Испокон веков ответы на эти вопросы давала религия. К.Юнг считал, что религия придает жизни общую смысловую структуру, без которой жизнь казалась бы людям бессмысленной и которая позволяет установить связь с глубочайшими образами (архетипами) коллективного бессознательного.

Мы живем в обществе, где человек волен следовать религиозным убеждениям по своему выбору и в силу своей индивидуальности, убеждений и верований, тогда возникает вопрос, каким же образом нетрадиционные псевдорелигиозные объединения своими учениями привлекают людей в свои ряды.

Нетрадиционная религиозность - новое духовное явление XX в. - обнаружила себя в нашей стране в последнее десятилетие, стала его характерной чертой. В США возникновение «новых религий» зафиксировано с 50-60 годов. С конца 50-х и до середины 80-х годов там было положено начало стольким религиозным новациям, что ученые стали говорить о настоящей эпидемии. Американский религиозный бум был импортирован в Западную Европу. наши страны открыли свои границы, когда этот процесс в Америке и Европе угасал. Поэтому на территории Беларуси функционирует очень ограниченное количество новых религиозных объединений - около 42, а новых проблем они принесли с собой множество.

Деструктивное религиозное объединение - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности, а так же к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществе в целом, практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам.

Псевдорелигиозные неокульты многие исследователи относят к деструктивным, так как они не оставляют за привлеченными никакого права, обрушивая на них поток специальных приемов, которые наносят психическому здоровью их членов непоправимый вред они угрожают государству и обществу разрушением и нестабильностью.

Влияние деструктивных культов на развитие личности исследует ряд ученых и практиков педагогики, психологии, теологии, которые занимаются проблемами, связанными с критическим изменением, соотношения гуманность/религиозность в белорусском и росийском обществе, и среди них можно назвать А.И. Осилова, О.В. Дьяченко, А.Л. Дворкина, А.С. Майхровича, Т.П. Короткую, В.С. Прокошину и др.

На современном этапе в Беларуси, по данным Госкомитета по делам религии и национальностей Республики Беларусь, существует 11 организаций, деятельность которых признана деструктивной и противоречащей законам Республики Беларусь. Среди них: Великое Белое братство («Юс-малос»»); «Дети Бога» или «Семья»; «Церковь объединения», или «Церковь Муна», Сайентологическая церковь; «Аум Синрикё»; Церковь учеников Иисуса Христа»; «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»; «Лига духовного возрождения С.Дхарма»; «Ахмадиа»; «Сатанисты».

Анализ имеющейся информации свидетельствует, что секты оказывают крайне деструктивное влияние на личность и соответственно воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности); микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива); макросоциальном (уровне всего общества).

Членство в деструктивном культе, как отметили участники научно-практической конференции «беларусь: Религиозное сектанство и молодежь», является результатом двух взаимодействующих факторов:

  1. тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать и удерживать культистов;
  2. личная уязвимость потенциального новичка.

Теоретическое исследование причин вступления в деструктивные секты, а так же исследование, проведенное нами с бывшими членами новых религиозных объединений и их потенциальными членами, помогло выявить основные предпосылки вовлечения в подобного рода организации: интеллектуальные, эмоциональные, социальные духовные. на первое место респонденты ставят эмоциональные причины, среди основных выделяют: одиночество, недостаток общения - 46,7%, желание почувствовать свою значимость - 26,7%; слабую волю в жизни - 13,3%; личные кризисы - 13,3%; непонимание со стороны окружающих - 13,3%; неустойчивую систему ценностей - 13,3% опрошенных.

Было проведено исследование на базе БГПУ им. Максима Танка, в анкетировнии приняло участие 83 студента (студенты 5 курса факультета белорусской филологии и культуры, студенты 2-3 курсов факультета социально-педагогических технологий, а так же магистранты БГПУ им. Максима Танка) в возрасте 18-25 лет. Из них мужчин 6 (7,2 %), женщин - 77 (92,8%).

Сравнительный анализ ценностных ориентаций молодых людей, вовлеченных в секты, и молодежи, подвергаемой вовлечению в них, показал, что духовные ценности в системе приоритетов современной молодежи занимают далеко не первые позиции. Исследователи пришли к выводу, что в основе жизненного мира молодежи, состоящей в разнонаправленых религиозных образованиях, лежат именно духовные ценности (80% испытуемых).

Социально-значимые вопросы психологии религии в настоящее время привлекаю большое внимание социологов, психологов, педагогов, культурологов. Это связано с быстрым и широким распространением на территории Беларуси и России нетрадиционных религиозных учений, в том числе тоталитарных деструктивных религиозных сект, которые нередко наносят ущерб духовному, психическому и физическому здоровью человека, таят угрозу историко-культурным традициям общества в целом. Чаще всего в них вовлекается, подчас обманным путем, молодежь.

Информированность студенческой молодежи г. Минска по проблеме деструктивных культов характеризуется следующим образом: 61,7 % опрошенных не знакомы с деятельностью деструктивных сект, остальные имеют недостаточно четкие представления о деструктивных сектах и культах как социальном явлении. И.Е. Метлицкий отмечает, что легкость, с которой юноши и девушки позволяют сектантам увлечь себя, объясняется отсутствием у них осведомленности о действительных целях неокультистов.

По мнению респондентов, деструктивная секта — это группа, в которой есть жесткая структура управления (38,5 %% подавляется индивидуальность члена группы (40 %), люди объединены конкретной идеей, программой (28 .%), осуществляется обманная вербовка членов группы (41 %), от рядовых членов скрываются истинные цели и намерения (61,5 %).

На нашу просьбу назвать наименования религиозных организаций, которые, по их мнению, можно было бы назвать сектой, откликнулось 30% опрашиваемых. Оставшиеся 70% обнаружили слабую информированность, и в ответах часто фигурировали выражения "не знаю, затрудняюсь". Можно считать эту группу респондентов недостаточно защищенной против сектантской вербовки. Названия упомянутых в опросе религиозных организаций приведены в диаграмме в порядке убывания частности.

Деструктивные религиозные организации

1 — Сатанисты

2 — Свидетели Ие говы

3 — Баптисты

4 — Аум Сенрикё

5 —Общество сознания Кришны

6 — Пятидесятники

7 — Белое Братство

8 — Церковь Христа

9 — Учение А. Иванова

10 — Сайентология

11— Лига Возрождения

12 — Ахмадна

13 —Бахай

В этом перечне прослеживается заметное влияние средств массовой информации, так как в последние несколько лет наибольшее количество репортажей по телевидению было именно по поводу деятельности «Сатанистов», «Свидетелей Иеговы», «Аум Сенрикё», «Белого Братства».

Нами была разработана и апробирована лекция-аудиовизуализация (как одна из форм профилактики вовлечения в деструктивные секты) с последующим запланированным контролем усвоенной информации. Проведенные исследования показали: 60% магистрантов БГПУ им. Максима Танка усвоило 100 % прослушанной информации, остальные 40% - большую половину предложенной лекции-аудиовизуализации. Сравнительный анализ с исследованием, проведенным в 2003 году (в исследовании принимали участие подростки гимназии № 146 г. Минска н подростки СШ № 176 г. Минска, свидетельствует, что 69,4 % подростков гимназии № 146 усвоило 100% информации, подростки СШ № 176 - 38,4 % информации. Таким образом, проведение подобного рода лекций будет являться эффективным средством профилактической работы в учреждениях образования.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в проведении профилактики на всех ее этапах:

  • укрепление семьи;
  • обучение и воспитание подрастающего поколения с внесением в программы соответствующих знаний по деструктивным культам;
  • соответствующая подготовка педагогических кадров;
  • активизация целенаправленной работы в СМИ в плане просвещения населения; объединение усилий государственных, негосударственных, молодежных, традиционных для Республики Беларусь религиозных организаций.

Наиболее эффективными формами и методами профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты являются: интерактивные формы работы; индивидуальные; наглядный пример из жизни бывших адептов; лекции; семинары; обучение практикой действий и др.

Тенденция распространения новых нетрадиционных религиозных движений в Беларуси и в зарубежных странах говорит о ее увеличении. Расширить знания и обеспечить молодежь необходимой информацией по проблеме сектантства стало актуальной проблемой в современных условиях.

16 признаков тоталитарных сект

«Легче сопротивляться вначале, чем в конце».

Леонардо да Винчи

Вырвались на улицу тёплые весенние деньки. Это обрадовало не только праздно гуляющих, но и городских «охотников», которые стремятся заманить этих гуляющих в сети своих организаций. Я толкую о сектах. Как же с первых слов понять, куда вас приглашают? Как избежать опасности быть втянутым туда, куда ты не стремился?

Итак, ты должен брать ноги в руки и бежать, если: тебя встретили люди, утверждающие, что:

  1. В их группе ты найдешь то, что до сих пор напрасно искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
  2. Уже первая встреча с ними открывает для тебя совершенно новый взгляд на вещи.
  3. Мировоззрение их групп ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.

В результате:

  1. Тебе трудно составить точную характеристику группы. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить. Ты должен пережить это - пойдем сейчас с нами в наш центр».

Тебе говорят, что

  1. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
  2. Учение группы считается единственным настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные.
  3. Критика со стороны людьми, не принадлежащими к группе, считается доказательством ее правоты.
  4. Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
  5. Группа - это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой или не позволяет ей спасать себя
  6. Ты должен стать членом группы.

В результате:

  1. Группа ограничивает себя от остального мира, например одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
  2. Группа желает, чтобыты разорвал свои «старые отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
  3. Твои сексуальные отношения регламентируются извне. например, руководство подбирает партнеров, предписывает групповой секс или, наоборот, полное воздержание.
  4. Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями.
  5. Тебе очень сложно оставаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
  6. Если ты начинаешь сомневаться, если обещанный успех не приходит, то виноват всегда окажешься сам, поскольку ты якобы недостаточно старался, участвовал действовал.

Запомни 16 признаков тоталитарных сект - и будь осторожен!

К вопросу о причинах возникновения религиозных групп деструктивной направленности.

После распада СССР утрата идеалов стала причиной определенного духовного вакуума, который естественно возник на месте ушедшей доминирующей идеологии. этот вакуум мгновенно попытались заполнить представители разного рода нетрадиционных религиозных и околорелигиозных систем, причем активность их стала столь высокой, что это начало вызывать определенное общественное беспокойствоэ. В отличие от религиозных религий, история которых насчитывает многие столетия, новые религиозные организации пояились в Беларуси сравнительно недавно - около одного-двух десятков лет. Несмотря на то, что общество, как правило, реагирует на все новое довольно осторожно, нетрадиционные религии нашли для себя благодатную почву, которой стала полная религиозная безграмотность и как следствие - беззащитность перед экспансией новых культов. Представители традиционных религий и государственных органов не смогли вовремя распознать приближающуюся опасность и спохватились уже тогда, когда это явление пустило глубокие корни. Поэтому, такие понятия как «неокульт», «деструктивная секта» и т.п., стали расхожими даже в повседневной речи.

Новые религиозные системы, появившиеся в последние десятилетия в Беларуси, известны под разными названиями: «нетрадиционные культы», «тоталитарные секты», «религия нового века». особую категорию составляет группа новых религиозных культов, получивших название «деструктивных», т.е. разрушающих сознание человека (6). Именно факт существования этих объединений делает данную проблему особенно актуальной. Под деструктивным культом понимается организация (как правило, религиозная), деятельность которой строится на принципах авторитаризма и иерархической форме управления. результатом может быть разрушение личности и волевых качеств на дегуманизацию человека.

Согласно целому ряду источников, в Беларуси в настоящее время действует несколько религиозных организаций, признанных деструктивными (4). Наиболее агрессивными, а как следствие - социально-опасными, являются культы, объединенные собирательным названием «сатанизм». несмотря н а то, что сатанизм уже давно стал серьезной проблемой духовной жизни нашего общества, никаких основательных исследований по этой теме в нашей республике до сих пор не велось. Сложность проблемы заключается в том, что данное явление находится на стыке нескольких областей знания - религиоведения, истории, социологии, философии и психологии. При этом необходимо ответить, что одной из закономерностей психологического развития в онтогенезе для молодежи является формирование мировоззрения, философская направленность личности и потребность разобраться в смысле жизни и человеческом предназначении (3). Причем такая возвышенная философская, метафизическая установка и романтизм признаются характерными для юности всеми психологами независимо от того, в какай социально-экономической системе они живут. Несмотря на совершенно различное содержание высказываний, принадлежащих молодежи разных стран и слоев общества, все они отличаются все тем же стремлением понять жизнь, ее смысл и найти в этой жизни свое собственное место (2).

Этим явлением в некоторой степени может быть объяснено н то, что, например, среди немецких юношей н девушек массовый характер приобрело фашистское мировоззрение. Часто ошибочно думают, что воспитание в юношеском возрасте национал-социалистской идеологии и психологи заключалось якобы лишь в "развязывании", в "высвобождении" у молодежи примитивных "звериных" влечений и инстинктов. Нет, фашистская идеология и психология прививались юношам именно в соответствии с их возрастными особенностям "сверху" через извращение идеала," через "романтику" жестокости и убийства: и самые низменные, изуверские, жестокие поступки культивировались у молодежи через зловещую фашистскую романтику .

Аналогично и в соответствии с изложенными выше закономерностями действуют представители деструктивных неокультов Появление сегодня подобных организаций в нашей республике и усиление их активности закономерно совпадают с явлениями духовного кризиса в обществе. Люда ощущают неуверенность в завтрашнем дне. Испытывает тревогу и депрессию, социальную апатию.

Еще В.Фраякл обратил внимание, что все больше людей жалуется на бессмысленность, опустошенность, "внутреннюю пустоту", он назван это состояние "зкметенц&оштжьш вакуумом." Этнология экзистенционального вакуума, соптасно Франклу, происходит из отсутствия у человека побуждений н инстинктов, говорящих, что ему нужно делать, условностей, традиций ценностей, которые обеспечивают ему выбор того, что ему должно делать }

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»