Танки израильской армии. Михаил барятинский израильские танки в бою. Видео о танке

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Израильская «Колесница» осталась далеко позади.
Сравнение танков разных производителей в условиях боевого применения и повседневной эксплуатации не оставляет выбора ни потенциальным покупателям, ни независимым экспертам.

В последнее десятилетие прошлого века и особенно сейчас в моду вошли всевозможные рейтинги, цель которых – выявить лучший товар для его успешного продвижения потенциальному покупателю. Не стал исключением и мировой рынок оружия. Сравнительные характеристики самолетов, кораблей, пушек, стрелкового оружия и т. д., и т. п. заполонили страницы специальных военных изданий. Сопоставляемые показатели исчисляются сотнями и даже тысячами.

Но как говорят военные, принимавшие участие в вооруженных конфликтах последних лет, есть сравнительная статистика, на бумаге демонстрирующая превосходство того или иного образца над своим аналогом, и есть поле боя – настоящее, где техника проявляет себя по-разному. Именно здесь, а не в виртуальном пространстве компьютерных учений определяются победа или поражение, очевидное преимущество одной боевой машины над другой.

Рейтинговый междусобойчик

На исходе первого пятилетия нынешнего века аналитики Forecast International подготовили очередной танковый рейтинг. По их мнению, лучшим в мире в тот период был американский M1A2 SEP Abrams (производитель – корпорация General Dynamics). Он зарекомендовал себя во время войны в Ираке. На втором месте стоял израильский танк Merkava Mark IV (производитель – Israel Ordnance Corps). В боевых действиях будто бы демонстрировал неплохие возможности. Третью позицию занял японский «Тип 90» (Mitsubishi Heavy Industries). Танк создан на базе германского Leopard 2 и позиционировался как самый высокотехнологичный. Однако эта машина не прошла обкатку боем, поэтому и оценивать ее можно лишь теоретически. Не испытал огня сражений и германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), а потому оказался на четвертом месте. Пятая строчка досталась британскому Challenger 2 (Vickers Defense Systems Division), который тоже глотнул огня и пыли в Ираке, но не соответствовал некоторым стандартам НАТО.

Через пять лет журнал «Милитари Орднанс» (США) растиражировал свой взгляд на лучшие танки мира, взяв за основу главные боевые свойства – мобильность, огневую мощь, броневую защиту. В этом рейтинге места в первой пятерке распределились следующим образом: «Леопард-2А5» (Германия), М1А2 (США), «Тип 90» (Япония), «Леклерк» (Франция), «Челленджер-2» (Великобритания). Российский Т-90С занял седьмую позицию, а замкнула десятку лидеров израильская «Меркава Мk3», пропустившая вперед легендарную машину еще советских времен – танк Т-72.

Через несколько лет тот же американский журнал обнародовал новый рейтинг. Как и прежде, первую позицию оккупировал немецкий «Леопард-2А6». Со второго на третье место слетел американский М1А2 SEP, пропустив вперед японца, поменялись позициями «Леклерк» и «Челленджер-2». Российский основной боевой танк (ОБТ) Т-90С не смог пробиться в пятерку лидеров. Но именно он стал в эти годы наиболее востребованной машиной на международном оружейном рынке. И это не рейтинг, а конкретный факт, подтвержденный реальными контрактами. Следом за российским танком разместились «Леопард-2», «Леклерк» и М1А2.

Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.

Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.

Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.

Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.

«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.

Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47 процентов израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60 процентов машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть. Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».

Экспортные перспективы

Тем не менее в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД). Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.

Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.

Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.

Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях. ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым. Именно Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.

Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28 процентов комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия. Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).

Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.

Сравни и подумай

Непредвзятый взгляд на военную технику позволяет сделать объективные выводы. Сравним основные характеристики двух танков.

Характерной особенностью танка «Меркава Mk4» является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней части корпуса со смещением к правому борту. Слева от него расположено отделение управления. По мнению разработчиков, такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Но отделение управления не прикрывается двигателем и трансмиссией с левой стороны. К тому же из-за смещения рабочего места механика-водителя к левому борту и незначительного угла наклона верхнего броневого листа МТО обзор вправо сильно ограничен. Это усложняет управление машиной, например при маневрировании между препятствиями.

Размещение в кормовой части танка «Меркава Mk4» отсека для пехотинцев, носилок с ранеными или дополнительного комплекта боеприпасов значительно увеличило внутренний забронированный объем. Он в два раза превышает забронированный объем российского Т-90С. Такой внутренний объем очень сложно защитить от современных противотанковых средств поражения даже при весе почти 70 тонн. Попытка довести защиту «Колесницы» до уровня Т-90С приведет к еще большому увеличению веса израильской машины.

В свою очередь Т-90С имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря оптимальным компоновочным решениям и применению автомата заряжания танк обладает минимальным забронированным объемом, что позволило обеспечить защиту на уровне современных требований при весе машины 47,5 тонны.

Размещение механика-водителя танка Т-90С по центру дает ему хороший обзор и возможность безошибочно управлять танком в сложных условиях движения. Экипаж российского танка состоит из трех, а не четырех человек, как в «Колеснице». Посадка-высадка всего экипажа Т-90С осуществляется за 8–12 секунд. На «Меркаве Mk4» для этого требуется гораздо больше времени, поскольку заряжающий не имеет своего люка, а командирский настолько тяжел и массивен, что для его открытия используется электропривод.

Огневая мощь «Меркавы Mk4» обеспечивается комплексом вооружения, включающим 120-мм пушку-пусковую установку, 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. Последний может быть заменен на 40-мм автоматический гранатомет. Установка 40-мм гранатомета подтверждает основное назначение танка – борьба с живой силой противника.

Танк Т-90С вооружен 125-мм пушкой-пусковой установкой повышенной точности, спаренным 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами.

Заряжание пушки танка «Меркава Mk4» ручное. При этом 10 снарядов размещаются в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, остальные 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Отсутствие автомата заряжания снижает скорострельность, а также увеличивает внутренний заброневой объем, что опять же существенно повышает массу танка.

Заряжание пушки танка Т-90С автоматическое. Наличие автомата заряжания повышает боевую скорострельность танка до восьми выстрелов в минуту, что превосходит возможности «Меркавы Mk4». Главное, что эта скорострельность не зависит от усталости, ранения и психологического состояния заряжающего.

Системы управления огнем обоих танков по составу и боевым свойствам схожи и включают комбинированные (дневной/ночной) прицелы со стабилизацией линии прицеливания, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат сопровождения целей, цифровой баллистический вычислитель, комплекс управляемого вооружения.

Защищенность «Меркавы Mk4», как и Т-90С, многоуровневая. Она обеспечивается броней, автоматизированной системой постановки дымовых завес, активной защитой.

Для машины с внутренним объемом, как на «Меркаве Mk4», невозможно обеспечить круговую защиту от современных противотанковых боеприпасов одними лишь пассивными средствами. Это подтвердил опыт боевого применения. В результате на танк установили активную систему защиты.

Усиление защиты от поражения сверху привело к увеличению размеров «Меркавы Mk4». В результате танк стал значительно выше, что заметно снизило его маскировочные свойства, увеличило площадь фронтальной и боковой проекций.

Меньшие размеры танка Т-90С, его высота и площадь фронтальной проекции затрудняют обнаружение машины на поле боя благодаря лучшему использованию защитных свойств местности и значительно снижают вероятность попаданий в него со стороны противоборствующего средства. Для Т-90С разработан маскировочный комплект «Накидка», который существенно снижает заметность машины в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, соответственно повышаются ее маскировочные свойства.

Еще один плюс Т-90С – бульдозерный отвал, благодаря чему танк за 20–30 минут способен без вспомогательных средств вырыть полноразмерный окоп. На «Меркаве Mk4» такого нет.

Анализ броневой защиты двух танков позволяет сделать вывод о превосходстве танка Т-90С над «Меркавой Mk4» по баллистической стойкости корпуса и башни благодаря разнесенной броне и качеству изготовления броневых листов, а также наличию динамической защиты. Динамическая защита, которой оснащен танк Т-90С, является на сегодня лучшей в мире. Ее особенность – высокая эффективность против как кумулятивных, так и бронебойно-подкалиберных боеприпасов.

Защита же танка «Меркава Mk4» направлена прежде всего на снижение поражающего эффекта кумулятивных боеприпасов. Это еще раз подтверждает факт, что израильская «Колесница» разработана для использования в специфических условиях и против специфического противника – живой силы, вооруженной ПТУР и РПГ. При ведении боевых действий против танков, имеющих на вооружении мощные бронебойно-подкалиберные снаряды, защита «Меркавы Mk4» неэффективна.

Что касается автоматизированной системы постановки дымовых завес, которая предупреждает о лазерном наведении и обеспечивает автоматический отстрел дымовой шашки в сторону источника луча, то ею оснащены обе машины.

Габариты и большой вес «Меркавы Mk4» значительно ограничивают как оперативно-тактическую, так и стратегическую подвижность. Израильский танк оснащен мотором в 1500 лошадиных сил. У Т-90С мощность двигателя 1000 лошадиных сил. Но если разложить лошадиные силы на вес танков, то их возможности сопоставимы. Повышенная мощность ведет к увеличению потребления топлива. Запас хода по асфальту обоих танков составляет порядка 500 километров. Но «Колесница» съест 1400 литров горючего, а Т-90С – только 1200. Военные понимают, что в боевых условиях разница существенна. Кроме того, «Меркава Mk4» работает только на солярке. Двигатель танка Т-90С многотопливный, что дает очевидные преимущества в военное время.

Далеко не всем известно, что «Меркава Mk4» оснащена пружинной подвеской. При движении по пересеченной местности она ограничивает скорость машины и точность стрельбы с ходу, так как колебания корпуса серьезно влияют на ошибку стабилизации при наведении оружия. На бронетехнике основных армий мира такой тип подвески практически не используется.

Танк Т-90С оснащается торсионной подвеской, обеспечивающей высокую плавность хода, возможность двигаться по пересеченной местности на больших скоростях и повышенную точность стрельбы с ходу. Автомат переключения передач повышает удобство управления, уменьшает физические нагрузки и утомляемость механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.

Т-90С отличается высочайшей надежностью. Это один из принципов, которым руководствуются российские инженеры при создании танков. Наши танки обладают огромным резервом для модернизации и отличаются простотой обучения экипажа и техперсонала, высокими эксплуатационными характеристиками, что существенно снижает требования к уровню подготовки эксплуатантов.

И, наконец, по параметру «цена-качество» российский Т-90С оставил далеко позади не только «Меркаву Mk4», но и танки других ведущих производителей. Потому и стал самым продаваемым на зарубежных рынках.

Развертывание бронетанковых войск Армии обороны Израиля началось в период Войны за независимость 1947–1949 годов. Событием, ставшим отправной точкой этой войны, явилось голосование Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1947 года по вопросу раздела Палестины, находившейся после Первой мировой войны под управлением Великобритании. В 17:31 по нью-йоркскому времени решение было принято большинством в 33 голоса против 13 при 10 воздержавшихся.

В преддверии решения ООН по палестинскому вопросу делегация ишува (еврейского населения Палестины) встречалась с руководством Лиги арабских государств (ЛАГ) с целью попытаться выработать компромиссное решение о разделе сфер влияния в Палестине. Эта попытка была встречена отказом. Председатель ЛАГ, египетский дипломат Аззам-Паша, дал понять еврейским посланникам, что мирного раздела Палестины не будет и свое право на любую часть ее территории им придется отстаивать с оружием в руках.

Согласно резолюции № 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, на ее территории должны были быть созданы два независимых государства – еврейское и арабское, а также Большой Иерусалим – территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трех территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Евреи согласились на раздел, а арабы отказались его признавать и требовали создания в Палестине единого государственного образования. Уже на следующий день после голосования, 30 ноября, арабы обстреляли автобус с евреями, направлявшийся из Натании в Тель-Авив, убив пять и ранив семь человек. Началась война.

На первом этапе войны, с 29 ноября 1947 года по 15 мая 1948 года, вялотекущие вооруженные столкновения, происходившие с середины 1930-х годов, переросли в полномасштабные боевые действия почти во всех районах соприкосновения евреев с арабами. Этот этап войны характеризовался противоборством между еврейскими и арабскими иррегулярными формированиями. Британские войска готовились к предстоящей эвакуации и мало интересовались происходящим. Еврейские же и арабские военизированные формирования стремились к максимальному захвату территории и контролю над коммуникациями, занятию ключевых пунктов сразу же после ухода британских войск.

14 мая 1948 года была провозглашена независимость государства Израиль, а в ночь на 15 мая войска пяти арабских государств вторглись в Палестину. Впрочем, описание событий Войны за независимость не является целью этой книги. Нас, собственно, интересуют танки.

Легкий танк H39 «Гочкис» в экспозиции израильского танкового музея в Латруне. Судя по форме командирской башенки, эта машина в годы Второй мировой войны побывала в руках немцев

В строю «русская» рота 82-го танкового батальона Армии обороны Израиля. 1948 год. Машина с номером «612» имеет командирскую башенку французского образца. Обращают на себя внимание танковые шлемы советского образца. Такие шлемы чехословацкого производства использовались в АОИ до конца 1950-х годов

Итак, первые танки были захвачены отрядами еврейской военизированной организации «Хагана» 20 мая 1948 года. Это были 2–3 сирийских легких танка R35. 31 мая 1948 года «Хагана» была преобразована в ЦАХАЛ – регулярную Армию обороны Израиля (АОИ). В июне в ее составе был сформирован 82-й танковый батальон, ставший единственным танковым подразделением АОИ во время Войны за независимость. На его вооружение поступили 10 танков «Гочкис» H39, приобретенные во Франции в марте и прибывшие в Израиль в июне 1948 года. Однако техническое состояние этих машин оставляло желать лучшего, и уже в октябре 1948-го было решено вывести их из боевого состава. Вместо них на свалке в Италии по цене металлолома были приобретены 30 средних танков «Шерман» без вооружения. Впрочем, о «шерманах» мы поговорим отдельно.

Кроме «гочкисов» в 82-м батальоне имелись и два танка «Кромвель» (по разным данным, модификации Mk III или Mk IV), похищенные с английской военной базы в районе города Хайфа в ночь на 30 июня 1948 года.

«Кромвель» и «Шерман» из состава «английской» роты 82-го танкового батальона

В декабре 1948 – январе 1949 года в ходе боев с египетскими войсками было подбито и захвачено девять танков М22 «Локаст», три из которых поступили на вооружение 82-го батальона. Правда, произошло это уже после окончания войны. По состоянию на 1 марта 1949 года один танк этого типа значился как исправный, а два находились в ремонте.

Все вышеперечисленные танки никаких особых обозначений в Израиле не получили, а назывались просто «Рено», «Гочкис», «Кромвель» и «Локаст», без указания моделей и модификаций. Все эти боевые машины были сняты с вооружения в 1952 году.

Следует отметить, что в связи с Войной за независимость упоминаются и танки других типов. Так, например, в 1948 году у египетских войск были захвачены несколько легких танков Mk VI английского производства, но на вооружение они приняты не были. В июле 1950 года в ремонте числился один танк «Валентайн». Происхождение его неизвестно, возможно, он был обнаружен на свалке металлолома на одной из покинутых английских военных баз. На вооружение он также не принимался.

Израильские солдаты осматривают захваченный сирийский танк «Рено» R35. 1948 год

В марте – апреле 1948 года в США были приобретены 35 (по другим данным – 38) легких танков М5А1 «Стюарт». Однако в июле 1948 года они были конфискованы ФБР и в Израиль не прибыли. В течение 1948 года велись переговоры с Чехословакией о закупке 32 легких танков двух типов, именовавшихся в документах «9-тонными» и «16-тонными». Речь шла о танках Pz.38(t) и истребителях танков «Хетцер», а точнее – LT-38/37 и ST-1. Сделка не состоялась, поскольку стороны не сошлись в цене.

«Шерман» и АМХ-13

Первый танк «Шерман» был передан представителям организации «Хагана» 14 мая 1948 года. Сделали это симпатизировавшие евреям английские солдаты, занимавшиеся уничтожением бронетанковой техники, не подлежавшей вывозу из Палестины. Это была машина модификации М4А2 с неисправной пушкой и нуждавшейся в ремонте ходовой частью. Вплоть до 3 июня 1948 года этот танк числился неисправным и в боевых действиях не участвовал. Второй танк М4А2 был обнаружен на свалке металлолома летом 1948 года и отремонтирован к октябрю.

«Шерман» М4А2 из состава 7-й танковой бригады АОИ на параде в Тель-Авиве. Апрель 1953 года

В сентябре 1948 года 41 танк «Шерман» был приобретен в Италии. В некоторых источниках сообщается, что это были танки М4А1 с двигателем Continental и 105-мм гаубицами. Однако модификации М4А1(105) не существовало. В варианте огневой поддержки выпускались только танки М4 и М4А3 со сварными корпусами. При этом звездообразным двигателем Continental оснащался лишь первый. Так что, вероятнее всего, в Италии закупили танки модификации М4(105), вернее, металлолом, а не танки. У всех машин была неисправна ходовая часть, отсутствовали пулеметы, оптика, средства связи и т. д. Но главное, они практически не имели основного вооружения. Формально орудия были, но без затворов и с прорезанными в нескольких местах автогеном стволами. Но и таких машин успели отгрузить лишь 30 единиц, а остальные были конфискованы итальянскими властями. Из прибывших с ноября 1948 по январь 1949 года машин до конца войны удалось полностью восстановить только 4 «шермана», еще 5 были на ходу, но не имели пушек и использовались как учебные и тягачи.

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах. Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск

Израильские танки Меркава Мк1 ведут бой в городе. Бейрут.1982г.

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2003-2009
© 2003-2009 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр ШУЛЬМАН
Стальной кулак Израиля

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск: израильские генералы-танкисты Исраэль Таль и Моше Пелед представлены в зале Великих Танковых Полководцев в , вместе с германским фельдмаршалом Эрвином Роммелем и американским генералом Джорджем Паттоном.


Эмблема бронетанковых войск Израиля (Хейль а-Ширьон)

Создание танковых войск
Израильские танковые войска, главная ударная сила сухопутных войск ЦАХАЛа, родились в боях Войны за независимость. В феврале 1948 года была создана Бронетанковая Служба под командованием Ицхака Саде, однако самих танков еще не было - основные производители танков - США, Великобритания и Франция, ввели запрет на продажу вооружений еврейскому государству.

Уже в ходе боев Войны за Независимость удалось приобрести 10 танков Гочкис Н-39, которые вместе с похищенными у британцев танком Шерман М4 и двумя танками Кромвель поступили на вооружение первого танкового подразделения - 82-го танкового батальона. Командиром батальона был бывший майор Войска Польского Феликс Беатус, прошедший от Сталинграда до Берлина. В составе экипажей батальона были танкисты - еврейские добровольцы из разных стран мира, сражавшиеся против нацистов в рядах британской армии и Войска Польского.


Израильский танк Шерман М4. Война за Независимость. 1948г.

Среди них было и несколько бывших офицеров-танкистов Красной Армии. Их называли "смертниками" - они дезертировали из советских оккупационных войск в Германии и разными путями добрались до Эрец Исраэль. В СССР они были заочно приговорены к смерти за "измену Родине". Они прошли через смертельные опасности, чтобы сражаться за еврейское государство.

Уже к середине 1948 года были сформированы 7-я и 8-я танковые бригады, принявшие участие в боях с арабскими агрессорами.


Израильский генерал-танкист Моше Пелед. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

В те годы начала формироваться доктрина танковой войны, принятая на вооружение ЦАХАЛом. Она основывается на следующих принципах:
Первый - «Тотальность танка». Это означает, что танковые соединения, за счет мобильности, брони и огневой мощи способны самостоятельно решать основные задачи сухопутной войны.
Второй - «Бронекулак» как основной танковый маневр», заключающийся в вводе в прорыв крупных танковых сил, способных вести наступление на большой скорости, уничтожая на своем пути силы противника.
Основным боевым соединением израильских бронетанковых войск является танковая бригада. В ходе боевых действий из танковых бригад формируются танковые дивизии и корпуса.


Израильский генерал-танкист Исраэль Таль. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

Анализ танковых сражений показал высокий процент потерь среди танковых командиров. Это связано с требованиями своеобразного кодекса командирской чести, принятого в израильской армии:
«За мной!» - основная команда в ЦАХАЛе, командир обязан личным примером вести за собой подчиненных.
В бой танки идут с открытыми люками - командир, стоя в башне танка с откинутым люком, управляет действиями экипажа. Это заметно расширяет обзор и позволяет вести бой с "открытыми глазами", однако командир становится первоочередной целью для огня противника.

Становление танковых войск
Первая проверка боем этой доктрины прошла в ходе операции Кадеш 1956 года. За три дня 7-я и 27-я танковые бригады, взаимодействуя с пехотными и парашютно-десантными частями, взломали оборону противника и, пройдя Синайскую пустыню, вышли к Суэцкому каналу. В ходе боев было уничтожено или захвачено до 600 единиц вражеской бронетехники, израильские потери составили 30 танков и БТР.


Израильские танки AMX-13. Операция Кадеш.1956г.

Танковый парк ЦАХАЛа начал пополняться современной боевой техникой. В ходе боев хорошо показали себя закупленные во Франции танки AMX-13 - первые современные танки, поступившие на вооружение ЦАХАЛа. Всего на вооружение ЦАХАЛа тогда поступило около 200 таких танков.
В начале 60-ых годов на вооружение ЦАХАЛа поступили сотни танков Супер-Шерман М-50 и М-51.


Израильские танки Супер-Шерман

В начале 1960-х годах США, наконец, согласились продать танки М48, получившие в Израиле название Магах Однако американцы попытались скрыть эту сделку от своих арабских друзей. Поэтому сделка была заключена между Германией и США, а Израиль фомально закупал эти танки у Германии. Всего в рамках этой сделки на вооружение ЦАХАЛа поступили боле 200 танков М48.


Израильские танки Магах М48.

Примерно в то же время на вооружение бронетанковых войск поступили несколько сотен британских танков Центурион, получивших в Израиле название Шот (в переводе с иврита - "кнут")


Израильский танк Шот Центурион.

С этим обновленным танковым парком Израилю предстояло вести ожесточенные танковые сражения в
Шестидневной Войне 1967г. и Войне Йом Кипур 1973г.

В 1964 году главкомом танковых войск стал генерал Исраэль Таль. Этот опытнейший танкист, основываясь на боевом опыте, развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. В их числе - ведение снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции - до 5-6 километров и даже на 10-11 километров. Это сразу дало заметные преимущества в бою.

Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе "Битвы за воду" в 1964-1966гг. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан, и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог.
Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.

С этой целью израильское командование укомплектовало подразделения танков Шерман и Центурион подготовленными экипажами, причем место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, а заряжающего - командир 7-ой танковой бригады полковник Шломо Лахат

В качестве приманки израильтяне пустили на нейтральную полосу трактор. Сирийцы немедленно купились на уловку и открыли огонь. Цели немедленно были засечены. Снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все выбранные цели на расстоянии до 6 километров, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии в 11 километров.

Такие танковые огневые удары осуществлялись многократно на протяжении года. Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.

Шестидневная война. 1967 год
Шестидневная война 1967 года стала подлинным триумфом израильских танковых войск. Впервые израильские танковые соединения действовали одновременно на трех фронтах. Им противостояли многократно превосходящие силы пяти арабских государств, но и это не спасло арабов от тотального разгрома.


Шестидневная Война 1967г. Израильские танкисты

На южном фронте удар был нанесен силами трех танковых дивизий генералов Таля, Шарона и Иоффе. В наступательной операции, получившей название «Марш через Синай», израильские танковые соединения, взаимодействуя с авиацией, мотопехотой и парашютистами, совершили молниеносный прорыв обороны противника и двинулись через пустыню, уничтожая окруженные группировки арабов. На северном фронте по труднопроходимым горным тропам наступала 36-я танковая дивизия генерала Пеледа, которая через трое суток ожесточенных боев вышла в предместья Дамаска. На восточном фронте израильские войска выбили иорданские части из Иерусалима и освободили древние еврейские святыни от чужеземных захватчиков.

В ходе боев было уничтожено более 1200 танков противника, захвачены тысячи единиц бронетехники, в основном русского производства. Трофейные русские танки Т-54/55 прошли капитальную модернизацию на израильских танковых заводах и поступили на вооружение танковых войск под названием «Тиран-4/5».


Трофейная русская бронетехника, захваченная в Шестидневной Войне, на параде в Иерусалиме.

9 сентября 1969 года бронегруппа в составе 6 трофейных русских танков Т-55 и трёх бронетранспортеров БТР-50, захваченных в Шестидневной Войне, была скрытно переправлена на десантных судах на египетский берег Суэцкого канала. Основной целью было уничтожение русской системы ПВО, препятствовавшей действиям израильской авиации. В ходе этой блестяще задуманной и исполненной операции, получившей название Равив, израильские танкисты в течении 9 часов огненным валом прошлись по тылам врага, безжалостно уничтожая РЛС, позиции ракетных войск и артиллерии, штабы, склады и армейские базы. Успешно завершив рейд без потерь, израильская бронегруппа благополучно вернулась на десантных кораблях на свою базу.

Война Йом Кипур. 1973г.
Самым тяжелым испытанием для Израиля стала война Судного дня, начавшаяся 6 октября 1973 года, в день одного из самых главных еврейских праздников, когда большинство военнослужащих находились в отпусках. Израиль был внезапно атакован на всех фронтах многократно превосходящим силам агрессоров, включавшими армии Египта, Сирии Ирака, Марокко, Иордании, Ливии, Алжира, Ливана, Судана, тысячи русских "военных советников", кубинских и северокорейских "добровольцев". На просторах от Синая до Голанских высот развернулось одно из крупнейших танковых сражений в мировой военной истории - с обеих сторон в нем приняли участие до шести тысяч танков.

Особенно опасная ситуация сложилась на Голанских высотах - там всего 200 танков 7-й и 188-й танковых бригад противостояли на участке протяженностью 40 километров почти 1400 танкам сирийцев. Израильские танкисты стояли насмерть, демонстрируя массовый героизм.

Имена героев-танкистов, остановивших врага, вошли в историю Израиля. Среди них командир взвода лейтенант Цви Грингольд, командир роты капитан Меир Замир по прозвищу «Тигр», командир батальона подполковник Кахалани.


Лейтенант (на фотографии уже капитан) Цви Грингольд - танкист, совершивший беспримерный подвиг: в ходе боя, продолжавшегося около суток, он уничтожил до 60 русских танков

Танкисты дрались до последнего снаряда, из уцелевших в бою танкистов, только что покинувших горящие танки, тут же формировались новые экипажи, которые вновь шли в бой на отремонтированных боевых машинах. Лейтенант Грингольд трижды шел в бой на новых машинах. Будучи контужен и ранен, он не оставил поле боя и уничтожил до 60 русских танков. Израильские танкисты выстояли и победили, подоспевшая 210-я танковая дивизия под командованием генерала Дана Ланера завершила разгром врага.


Израильские танки Центурион. Война Йом Кипур 1973г. Синайская пустыня

Израильский танк Центурион.Война Йом Кипур 1973г. Голанские высоты

В ходе боев был разгромлен и иракский танковый корпус, брошенный на помощь сирийцам. Израильские войска перешли в контрнаступление и 14 октября были уже в пригородах Дамаска.

Уничтоженная и захваченная русская бронетехника - танки Т-62. Октябрь 1973г. Голанские высоты

Не менее ожесточенное танковое сражение шло в песках Синая, где арабам вначале удалось потеснить части 252-й танковой дивизии генерала Мендлера. Генерал Мендлер погиб в бою, но остановил дальнейшее продвижение врага. 7 октября в бой вступили 162-я танковая дивизия под командованием генерала Брена и 143-я танковая дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона. В ходе тяжелых танковых боев были уничтожены основные силы арабов.


Командир 162-ой танковой дивизии генерал Авраам Адан (Брен)

14 октября произошел крупнейший со времен Второй мировой войны встречный бой танковых соединений, «танки против танков», в котором были уничтожены 260 танков противника. Израильские танкисты потеряли 20 своих боевых машин.

16 октября израильские танковые войска перешли в контрнаступление. Танкисты генерала Шарона прорвали фронт, установили понтонную переправу через Суэцкий канал, и на африканский берег хлынули израильские танки. В последовавших боях была окружена египетская армия, уничтожены все ее резервы, открылась прямая дорога для наступления на Каир.

Видео о 14-ой танковой бригаде, сражавшейся во время Войны Иом Кипур на Синае

Война Иом Кипур. Октябрь 1973

В ходе ожесточенных танковых сражений войны Судного дня израильские танковые войска вновь доказали свое превосходство: в боях были уничтожены более 2500 танков противника (Т-62, Т-55, Т-54) и тысячи единиц другой бронетехники. Однако за победу пришлось заплатить высокую цену - в боях погибли более тысячи геройски сражавшихся израильских танкистов.

Танк Меркава
Одним из итогов прошедших войн стало создание собственного танка, в котором наиболее полно были реализованы требования израильских танкистов к боевой машине и учтен их боевой опыт. Еще одной причиной, подтолкнувшей к созданию израильского танка, стали эмбарго на поставки боевой техники, вводимые зарубежными производителями всякий раз, как только начинались войны. Это положение было нетерпимым, поскольку к арабам всегда шел непрерывный поток русских вооружений.

Во главе израильского танкового проекта встал генерал Исраэль Таль, боевой офицер-танкист, прошедший все войны. Под его руководством буквально за несколько лет был создан проект первого израильского танка «Меркава-1», который уже в 1976 году был запущен в серийное производство на израильских танковых заводах. Таких темпов создания танковой промышленности еще не знала история мирового танкостроения.


Командир парашютно-десантной бригады полковник Рафаэль Эйтан и командир танковой дивизии генерал Исраэль Таль. 1967г. Шестидневная Война

Новому танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.


Танк первого поколения Меркава Мк1


Танк второго поколения Меркава Мк2


Танк третькго поколения Меркава Мк3


Танк четвертого поколения Меркава Мк4

Первыми танками «Меркава» был оснащен танковый батальон, которым командовал сын генерала Таля. Танк «Меркава» признан лучшим в мире танком для ближневосточного театра военных действий. Израильские конструкторы первыми в мире разработали динамическую броню, применение которой намного уменьшало вероятность поражения танка снарядами и управляемыми ракетами. Блоки динамической защиты “Блэйзер” были установлены на на танках Меркава, и на большей части “Центурионов”, М48 и М60, остававшихся на вооружении ЦАХАЛа
.Сейчас выпускается уже четвертое поколение танков «Меркава», а израильская танковая промышленность стала одной из крупнейших в мире - на более чем 200 предприятиях работают десятки тысяч инженеров и рабочих.

Война в Ливане. 1982г.
«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г. в ответ на нападения палестинских террористов, действовавших с ливанской территории.

На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление: Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам, Центральным направлением - генерал-лейтенант Ури Симхони, Восточным направлением - генерал-лейтенант Януш Бен-Галь. Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Танковые дивизии наступали на приморском направлении и уже 10 июня вошли в пригороды столицы Ливана Бейрута. Позднее Бейрут был полностью захвачен израильскими войсками. В ходе наступления была проведена крупнейшая морская десантная операция, когда в тылу врага с десантных кораблей израильского ВМФ были высажены танковые и мотопехотные части.

Особенно ожесточенные бои развернулись на восточном направлении, где целью наступления было стратегически важное шоссе Бейрут-Дамаск. По условиям соглашения о прекращении огня израильские танки были остановлены примерно в 30 километрах от столицы Сирии Дамаска.


Израильские танки и пехота ведут уличный бой в Бейруте. 1982г.

Операция в Ливане. 2006г.
В ходе операции в Ливане в июде-августе 2006г. ЦАХАЛ отрабатывал абсолютно новые методы ведения войны против террористических формирований.

Террористическая организация Хезболла создала в южном Ливане глубокоэшелонированную систему укрепленных районов, включавшую множество замаскированных подземных бункеров, соединенных десятками километров туннелей. Оружия и снаряжения, накопленного бовиками, по их планам, должно было хватить на многомесячную оборону, в ходе которой они рассчитывали нанести тяжелые потери израильской армии.

Особенное внимание терристами было уделено противотанковой войне - на танкоопасных направления они осуществили сплошное минирование, в том числе закладку десятков фугасов с сотнями килограммов тротила в каждом. Террористы были вооружены самым современным русским противотанковым оружием: ПТУРы «Малютка», «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э», а также гранатомёты РПГ-7 и РПГ-29 «Вампир».

Несмотря на столь внушительную подготовку боевиков, ЦАХАЛ с минимальными потерями успешно решил все поставленные задачи и полностью ликвидировал террористическое присутствие в приграничных районах.

По израильским данным в ходе боев боевики осуществили сотни пусков противотанковых ракет, однако эффективность их была достаточно низка: отмечается лишь 22 случая пробития брони танков, поврежденные танки вернулись в строй после ремонта еще в ходе боев в Ливане. Безвозвратные потери составили всего 5 танков, из них два подорвались на фугасах. В ходе боев погибли 30 израильских танкистов.

Бронетанковые войска Израиля

Все военные специалисты отмечают высокую живучесть израильских танков, особенно самого современного танка Меркава 4.
Опыт боев в Ливане показал, что несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боев, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя является использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

В Израиле разработка средств активной защиты бронетехники ведется военно-промышленным концерном RAFAEL, среди многочисленных проектов следует отметить комплексы активной защиты Iron Fist и Trophy. Израиль лидирует в этом направлении – система активной защиты Trophy стала первой в мире, устанавливаемой на серийно выпускаемых танках Меркава Мк4.

Израильские танковые войска прошли славный боевой путь и по праву считаются одними из сильнейших в мире - по открытым данным известно, что сейчас на вооружении ЦАХАЛа находится до 5000 танков. Это больше, чем, например, в таких странах, как Великобритания, Франция и Германия. Но главная сила израильских танковых войск заключена в людях, чей бесценный боевой опыт и мужество являются гарантом безопасности Израиля.

Танк «Меркава-4», фото которого представлены ниже, впервые был показан широкой публике 24 июня 2002 года. Уже через год началось серийное производство этой модели. По состоянию на сегодняшний день, по версии авторитетного американского военно-аналитического агентства Forecast International, он является одним из лучших боевых танков на планете и превосходит по основным характеристикам немецкого «Леопарда» и российского «Т-90». Слово «Меркава» в переводе на наш язык означает боевую колесницу.

Создатель модели

«Меркава-4», как и три его предшествующих модификации, появился на свет благодаря легендарному израильскому генералу-танкисту Исраэлю Талю. За всю свою карьеру он воевал в составе разных частей и возглавлял офицерские курсы. Анализируя сражения во времена Шестидневной войны и Синайской кампании, в которых он принимал непосредственное участие, он понял, что ни один находящийся на вооружении его страны танк не соответствует требованиям танковой израильской доктрины. В связи с этим Таль пришёл к выводу о необходимости строительства принципиально новой боевой машины. Главное требование к ней заключалось в полном соответствии пожеланиям и военному опыту израильских танкистов, а также театру военных действий. Как результат, позже ему удалось воплотить в реальность свой замысел. Кроме этого, он стал основателем ЦАХАЛа - бронетанковых войск, которые под руководством этого человека добивались самых значимых побед во всех войнах, в которых принимал участие Израиль. Не удивительно, что портрет генерала Таля вывешен в Центре американских танковых войск (зал Великих танковых полководцев) в Форт-Ноксе (США).

Проектирование

История танка «Меркава-4» началась с модификации «Меркава-1». Изначально в создании проекта принимало участие всего лишь 35 специалистов. Благодаря своему большому авторитету генерал Таль смог минимизировать всевозможные бюрократические нюансы. При разработке машины особое внимание уделялось не столько маневренности и огневой мощи, сколько обеспечению наиболее возможной защиты экипажа. По задумке жизнь солдат должна была сохраняться даже при полном выведении из строя танка. Поскольку, по статистике, главной причиной гибели персонала являлась детонация боезапаса, членов экипажа и боекомплект нужно было надёжно прикрыть. В августе 1970 года был утверждён окончательный проект танка «Мераква-1», после чего началось серийное производство модели.

Совершенствование

В каждом новом поколении «Меркавы» израильские инженеры воплощали новейшие идеи мирового танкостроения. В частности, со временем корпус стал изготовляться единой отливкой, а броня - крепиться на специально разработанные для этого болтовые соединения. Последняя версия машины оснащена полностью компьютеризированной системой управления. Она разработана по технологиям израильских конструкторов и не имеет аналогов во всём мире. Следует отметить, что принцип активной брони впервые на планете был воплощён именно на этой модели. С конвейеров сошло уже четыре её поколения. Танк «Меркава-4», характеристики которого более подробно описаны далее, был принят на вооружение израильской армии после ряда испытаний в 2004 году.

Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Компоновка машины принципиально отличается от всех, построенных по классической схеме американских и европейских аналогов. В передней её части располагается управленческое отделение, в центре - боевой отсек, а сзади - моторно-трансмиссионная секция. Двигатель модели «Меркава-4» находится спереди, тем самым играя роль дополнительной защиты для членов экипажа, ведь именно лобовая часть принимает на себя большинство снарядов.

Башня

Машина получила обновлённую башню, что оборудована совершенно новыми броневыми модулями со всех сторон (лоб, борта и крыша). В связи с этим конструкторам пришлось сделать командирский люк более массивным и снабдить его электронным механизмом для открытия и закрытия. Люк заряжающего вообще убран. В связи с такой конструкцией башня отличается ступенчатыми очертаниями. На правом её борту установлен пулемёт, из которого командир экипажа может вести дистанционный огонь на все 360 градусов. Сверху находятся кассеты дымовых гранатомётов.

Пушка

Израильский танк «Меркава-4» оборудован 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой. Благодаря ряду улучшений теперь она способна выдержать повышенное давление, что позволяет применять здесь мощные осколочно-фугасные снаряды. Их особенность заключается в том, что уже в зарядной пушке ствола происходит программирование в зависимости от требуемой задачи. Эффективность стрельбы существенно повышает интегральный теплоизоляционный кожух, который, помимо всего прочего, уменьшает износ ствола. С пушкой спарен пулемёт (7,62 миллиметра). Штатным является 60-миллиметровый миномет новой конструкции.

За броневой перегородкой установлен полуавтомат заряжания пушки с электрическим барабаном на десять выстрелов, которые он самостоятельно автоматически передаёт заряжающему танкисту. Оставшиеся 38 снарядов упакованы в защитный контейнер, что позволяет предотвратить взрыв внутри корпуса или башни танка «Меркава-4».

Система управления огнём может похвастаться возможностью автосопровождения цели. Сюда относятся усовершенствованные телевизионный, а также тепловизионный каналы. Независимые стабилизационные прицелы имеют командир экипажа и наводчик.

Двигатель и трансмиссия

Теперь несколько слов о двигателе, установленном на израильский танк «Меркава-4». Характеристики силовой установки, которая здесь используется, сущестенно отличаются от моторов других таких машин. Мощность двигателя составляет 1500 лошадиных сил. Конструкторы улучшили массово-габаритные показатели агрегата, параметры мощности, а также топливную эффективность. Разработчики усовершенствовали систему турбонаддува, повысили интенсивность масляного и жидкостного охлаждения поршней. В системе питания применяются топливные индивидуальные насосы с регулируемой подачей топлива. Мотор слаженно функционирует в условиях любых кренов. Этого удалось достигнуть во многом благодаря использованию в машине масляного поддона новой конструкции и дополнительного плоского масляного бака. Управление двигателем осуществляется посредством компьютера, что предоставляет водителю всю необходимую информацию через монитор. Нельзя не отметить и пятискоростную автоматическую, гидромеханическую трансмиссию модели с гидрообъёмным поворотным механизмом. Она поставляется немецкой компанией «Ренк».

Активная защита

Настоящей своей гордостью израильские инженеры считают систему активной защиты танка «Меркава-4», характеристики которой многие мировые эксперты после появления модели назвали революцией в защите бронированной техники. Это и не удивительно, ведь машина способна обнаружить, отследить и уничтожить большинство современных противотанковых ракет на значительной дистанции без нанесения самой себе какого-либо ущерба. Данная система производится двумя израильскими компаниями и называется «Трофи». Справедливости ради следует отметить, что нечто аналогичное в восьмидесятых годах прошлого века использовалось в советских танках. Некоторые источники утверждают, что «Трофи» представляет собой усовершенствованный вариант тех систем.

Другие характеристики и системы

Масса модели «Меркава-4» составляет 65 тонн. Габариты машины в длину, ширину и высоту соответственно равняются 7970х3720х2660 мм. В состав экипажа входит четыре человека. Танк способен развивать скорость в 65 км/ч, а полного бака хватит ему примерно на 500 километров пути.

Чтобы не допустить поражения командира экипажа во время проведения боевых действий, разработчики предусмотрели внутри специальную башенку для него. На корпусе установлены четыре видеокамеры, которые выводят изображение на экран водителя, тем самым помогая ему в управлении. Отличная видимость при этом обеспечивается как в светлое, так и в тёмное время суток. Танк «Меркава-4», помимо всего прочего, оборудован системой автоматического пожаротушения. На башне установлены цепи с шарами, которые служат защитой для нижней её части от гранат РПГ. Для того чтобы облегчить водителю процесс маневрирования в узких местах, на корпус монтируются габаритные штыри.

Завершение

Модели из серии «Меркава» превосходно зарекомендовали себя во время боевой операции Израиля в Ливане. Тогда безвозвратно потеряно было всего пять танков, а практически все поврежденные машины после ремонта вернулись в строй. Это является лишним доказательством их высокой эффективности. Последнее поколение модели способно отлично справляться с ракетной угрозой. В завершение нельзя не акцентировать внимание на том, что здесь воплощена концепция круглосуточного использования танка, для чего предусмотрено место для размещения двух экипажей, один из которых может отдыхать, в то время, пока другой работает.

Сегодня Израиль самая развитая и технически оснащенная военная держава мира. Ее по праву можно считать мощной страной, с превосходным современным вооружением.

Считают и не безосновательно великой танковой страной, ведь танковый парк – ЦАХАЛ, один из самых крупных в мире. Сегодня на вооружении в израильской армии насчитывается более 5 тысяч мощных машин. Одним из самых мощных и усовершенствованных танков Израиля по праву считается танк «Меркава», изготовленный на военных танковых предприятиях страны.

Мнение мировых экспертов в области вооружения сходиться воедино: «Меркава» – лучший в мире боевой танк, а израильские танкисты – отличные военные, получившие опыт не в теории или на полевых стрельбах, а в боевых сражениях, многочисленных войнах и военных конфликтах.

Как же создавался столь мощный боевой танковый парк Израиля? Сегодня, без сомнения, танковые войска Израиля – это его главная ударная мощная сила армии ЦАХАЛ. Танковые войска родились в боях первой войны независимого государства – Войны за Независимость, когда молодое еврейское государство отстаивало в жестоких боях свой суверенитет. Именно тогда, в 1948 году была впервые создана первая Бронетанковая Служба Израиля, но танков Израиля в этой службе не было, так как основные страны-производители бронетехники, а именно Соединенные Штаты, Франция, Великобритания запретили продажу вооружения еврейскому молодому государству.

В ходе боевых действий в 1948 году Войны за Независимость, армии Израиля удалось все-таки приобрести десять танков. Первая десятка танков Израиля, приобретенная государством, плюс, выкраденный у британцев танк Шерман и два танка Кромвель – стали основой первого израильского танкового подразделения. Командиром 82 танкового батальона, первого в Израиле, стал Феликс Беатус, бывший майор Войска Польского, который прошел большой боевой путь от Сталинграда до Берлина. Экипажи танков Израиля, первого танкового батальона, составляли еврейские добровольцы, сражавшиеся танкистами против немецких фашистов в армиях Великобритании и Войска Польского.
Среди экипажей израильского танкового батальона были и бывшие офицеры-танкисты Советской армии. Они назывались «смертниками», потому, что бежали из оккупационных войск Красной Армии, стоявших в Германии, и разными путями доехали или дошли до Эрец Исраэля. Естественно, за такой поступок они были заочно приговорены в Советском государстве к смертной казни «за измену Родине».

Танковая армия Израиля росла не по дням, а по часам, и уже к середине 1948 года было сформировано еще две танковые бригады – 7 и 8, которые получили первое боевое крещение в боях против арабских захватчиков в Войне за Независимость. Уже тогда количество танков Израиля возросло в 2 раза. В это же время формируется основная доктрина танковой войны Израиля, которая была принята на вооружение в ЦАХАЛ. Доктрина базируется на следующих основополагающих принципах: первый принцип – «Тотальность танка». Что это значит? Это значит, что танковые подразделения, за счет своей мобильности, огневой мощи, брони, могут и способны решать независимо и самостоятельно боевые задачи сухопутной войны. Второй принцип доктрины имеет название – «Бронекулак, как важнейший танковый маневр». Суть принципа в том, что крупные танковые войска вводятся в прорыв, ведут наступление на огромной скорости, уничтожая по ходу движения огромные силы противника. Основное боевое соединение бронетанковых войск Израиля – танковая бригада. В боевых действиях из танковых бригад создаются танковые корпуса и дивизии.

Доктрина танковой прошла первое боевое крещение и проверку в 1956 году в ходе операции под названием «Кадеш». Тогда 7 и 27 танковые бригады армии Израиля в тесном взаимодействии с пехотой и парашютно-десантными частями в течение трех дней сокрушительным ударом разгромили оборону армии противника и, пройдя на высокой скорости по Синайской пустыне, вышли к Суэцкому каналу. Результатом операции стало уничтожение и захват 600 единиц бронетехники противника, в то же время потери со стороны израильской армии составили 30 танков Израиля и БТР.

Танковый парк израильской армии ЦАХАЛ пополнялся современной бронетехникой. Во Франции были закуплены для танковых войск Израиля танки АМХ-13, которые в дальнейшем показали отличную боевую мощь в военных действиях. Это были первые современные танки Израиля, поступившие на вооружение в ЦАХАЛ. В то время на вооружении израильской армии таких танков было около 200.

60 годы для армии Израиля ЦАХАЛ были ознаменованы тем, что на вооружение поступили танки Супер-Шерман М-50 и Супер-Шерман М-51.Это были американские танки. В конце 60-годов прошлого столетия Соединенные Штаты продали танки М48, которые в Израиле стали называться Магах. Но американцы не хотели, чтобы об этой сделке узнали арабские государства, а потому формально сделка на куплю-продажу была заключена между США и Германией. же эти танки якобы покупал у Германии. Тогда на вооружение в ЦАХАЛ таких танков было закуплено более 200 боевых единиц.

Примерно в одно и то же время на вооружение в израильскую армию поступили танки Центурион – британские боевые машины. В Израиле Центурион получил название Шот, в переводе с иврита это означало – «кнут». Таким образом, танковый парк Израиля был пополнен несколькими сотнями современных боевых машин за довольно короткий период. В 1967 году в Шестидневной войне Израилю предстояло провести самые ожесточенные и крупные танковые сражения за всю историю существования израильского государства.

Но, исходя из итогов прошедших войн, вооруженных конфликтов, назрело решение о создании своего собственного танка Израиля. В нем, по задумке конструкторов, должен быть учтен весь боевой опыт израильских танкистов, прошедших боевые действия, и максимально реализованы все требования. Еще одна причина, которая подтолкнула решение о создании собственного танка Израиля, стали эмбарго, вводимые иностранными производителями боевой техники на поставки танков, каждый раз, когда начиналась война или проводились военный действия. Такое положение вещей израильтяне считали нетерпимым, так как в то же время арабы получали непрерывный поток русской военной боевой техники. Танковый проект возглавил боевой генерал Исраэль Таль, который прошел все войны Израиля. Под его руководством проект буквально за несколько лет был воплощен в реальность, и уже в 1976 году первый танк Израиля – «Меркава-1» был запущен на танковом заводе в серийное производство.

Сегодня многие военные эксперты отмечают, что танки Израиля – самые живучие танки, а особенно выделяется среди них самый современный танк «Меркава-4».

Сегодня танковые войска Израиля – считаются самыми сильными в мире, они имеют прославленную боевую историю. На сегодняшний день по открытым данным на вооружении в израильской армии находиться более 5 тысяч единиц боевой бронетехники. Это намного больше, чем количество танков в таких развитых странах мира, как Франция, Германия, Великобритания. Но все-таки главная сила и мощь танковых войск Израиля – это люди, чьи опыт, героический характер и необычайное мужество самый лучший гарант безопасности Израиля.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»