Танк т 38 боевое применение. мм пушка в танке. Новая попытка усилить вооружение

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Малый плавающий танк Т-38 (вверху). Колонна танков Т-38 на учениях Ленинградского военного округа, октябрь 1939 г. (внизу)



Разработан в КБ завода N° 37 имени Г.К.Орджоникидзе. Представлял собой результат глубокой модернизации танка Т- 37А. Принят на вооружение постановлением СТО СССР от 29 февраля 1936 г. С 1936 по 1939 г. завод № 37 и ГАЗ выпустили 1340 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИЯ

Корпус – клепано-сварной, без поплавков. Башня цилиндрической формы смещена к левому борту. Двигатель устанавливался сзади вдоль оси танка. Дифференциал заменен бортовыми фрикционами, а отбор мощности на гребной винт был выполнен от промежуточного вала коробки передач. Ходовая часть в целом подобна танку Т-37А. На части машин устанавливалась радиостанция.

Танки Т-38 поступали в разведывательные подразделения, где состояли на вооружении вместе с Т-37А Во время летних маневров 1937 года выяснилось, что е боевом отношении новая машина ничем не отличается от Т-37А и по сути осталась такой же танкеткой с вращающейся башней, что и ее предшественница. Малое водоизмещение не позволяло Т-38 перевозить на броне через водные преграды даже двоих пехотинцев. Перегрузка в 120-150 кг приводила при маневрировании на плаву к захлестыванию водой люка командира, в результате чего танк тонул. Чтобы повысить мореходные качества, на Т-38, по рекомендации АБТУ, в частях пытались устанавливать поплавки, снятые со списанных Т-37, но это мало помогало. При движении на суше танк также вел себя не лучшим образом. Вызывала нарекания и его проходимость вне дорог – следствие недостаточной удельной мощности, а низкая эффективность системы охлаждения приводила к быстрому перегреву и выходу из строя двигателя.

На 1 июня 1941 г. в войсках имелось 1129 машин этого типа. Они принимали участие в основном в боевых действиях начального периода Великой Отечественной войны.

В августе 1942 г. из машин Т-37А и Т-38, отремонтированных на ленинградских заводах и переданных из расформированных разведывательных подразделений Ленинградского фронта, был сформирован отдельный батальон легких танков, который 26 сентября 1942 г. принял участие е операции по форсированию Невы в районе Невской Дубровки. В ходе переправы и в последующих боях на плацдарме большинство танков было подбито.

Летом 1944 г. в ходе подготовки к наступлению в Карелии все оставшиеся в строю плавающие танки были сведены в 92-й отдельный танковый полк. К 18 июля 1944 г. в его составе имелось 40 Т-37А и Т-38. 21 июля 1944 г. 92-й отдельный танковый полк и 275-й отдельный моторизованный батальон особого назначения (100 автомобилей-амфибий Ford GPA) форсировали р. Свирь. Эта операция стала последним эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.


Танки Т-38 в разведке. Лето 1941 года





Текущий ремонт танков Т-38 в одной из частей Западного фронта. Сентябрь 1941 г.



Танки т-38 во время парада в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Куйбышев, 7 ноября 1941 г.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-38

БОЕВАЯ МАССА, т: 3,3.

ЭКИПАЖ, чел: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мы: длина – 3780, ширина – 2330, высота -1630, клиренс – 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 1512 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб. борт, корма корпуса – 9, крыша – 6, днище – 4, башня – 9.

ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-АА, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 3280 см #179;.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная коробка передач, карданный вал, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи, редуктор отбора мощности на гребной винт.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных пружинных рессорах; два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); в каждой гусенице 86 траков шириной 200 мм, шаг трака 87 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 40, на плаву – 6.

ЗАПАС ХОДА, км: 220.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 33, ширина рва, м – 1,6, высота стенки, м – 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.

В 1935 году была проведена модернизация танка Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы.

Советский легкий плавающий танк Т-38

При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была при­нята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. Необходимо отметить, что в то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

Танки Т-38 форсируют реку.

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве.


Советский легкий плавающий танк Т-38 с номером "22" в одном из танковых музеев

Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.


Советский легкий плавающий танк Т-38

На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), "газовской" четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.


Видео: Невский Пятачок: подъем легкого плавающего танка Т38

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам (за исключением подшипников).
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Электрооборудование Т-38 выполнялось по однопроводной схеме с напряжением 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.


Советский легкий плавающий танк Т-38

Новая машина имела большое количество недостатков. Например, по донесению завода №37 в АБТУ РККА - с 3 по 17 июля 1935 года Т-38 выходил на испытания только четыре раза, все остальное время танк находился в ремонте. С перерывами испытания нового танка шли до зимы 1935 года, а 29 февраля 1936 года постановлением совета труда и обороны СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной Армии взамен Т-37А. Весной того же года началось серийное производство новой амфибии, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.


Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя. Бронекорпуса и башни для танков Т-38 поступали только с Подольского завода имени Орджоникидзе, который к 1936 году сумел наладить их производство в необходимом количестве. В 1936 году на небольшое количество Т-38 установили сварные башни производства Ижорского завода, задел которых остался после прекращения производства Т-37А.

Осенью 1936 года на НИБТ полигоне прошел испытания на гарантийный километраж серийный плавающий танк Т-38 с тележками новою образца. Они отличались отсутствием поршня внутри горизонтальной пружины, а для того, чтобы направляющий стержень не вышел из трубки при возможном случае разгрузки катков, к кронштейнам тележки крепился стальной трос. В ходе испытаний в сентябре - декабре 1936 года этот танк прошел 1300 километров по дорогам и пересеченной местности. Новые тележки, как отмечалось в документах, "в работе показали себя хорошо, показав ряд преимуществ перед прежней конструкцией".


Видео: легкий плавающий танк Т-38

В выводах, содержащихся в отчете об испытаниях Т-38 было сказано следующее: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево".


Советский легкий плавающий танк Т-38 с пушкой ШВАК-1

С начала 1937 года в конструкцию танка ввели ряд изменений: на смотровую щель в лобовом щитке механика-водителя стали устанавливать броневую планку, предохраняюшую от попадания свинцовых брызг при ружейно-пулеметном обстреле танка, в ходовой части стали использовать тележки нового образца (со стальным тросом). Кроме того, и производство пошел радийный вариант Т-38, оснащенный радиостанцией 71-ТK-1 со штыревой антенной. Ввод антенны находился на верхнем переднем листе корпуса между местом механика-водителя и башней.


Советский легкий плавающий танк Т-38 в одном из танковых музеев

Весной 1937 года выпуск плавающих танков Т-38 был приостановлен - из войск поступало большое количество рекламаций на новую боевую машину. После летних маневров 1937 года, приведенных в Московском, Киевском и Белорусском военных округах, руководство Автобронетанкового управления Красной Армии поручило конструкторскому бюро завода модернизировать танк Т-38.


Советский легкий плавающий танк Т-38. Вид сзади. Отлично виден винт.

Модернизация должна была заключаться в следующем:

повышение скорости движения танка, особенно на местности,
повышение скорости и надежности при движении на плаву,
повышение боевой мощи,
улучшение удобства обслуживания,
повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.
Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.


Видео: легкий плавающий танк Т-38

Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.


Трофейный легкий плавающий танк Т-38 на службе в Вермахте.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.


Видео: легкий плавающий танк Т-38

Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.


Советский легкий плавающий танк Т-38 под номером "22"

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 - линейный плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.)
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.)
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.)
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.)
Т-38М - линейный танк с автоматической 20-мм пушкой ТНШ-20 (1937 г.)
Т-38М2 - линейный танк с двигателем ГАЗ-М1 (1938 г.)
Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.)
ЗИС-30 - САУ на базе тягача "Комсомолец" (1941 г.)


Советский легкий плавающий танк Т-38. Чертежи машины.

1935-й год. Еще идет выпуск Т-37А, первого советского плавающего танка, но мысли руководства РККА уже были направлены на улучшение этой весьма своеобразной машины.

В ходе эксплуатации в войсках выяснилось, что у Т-37А имеется куча недостатков: ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести.


Поэтому КБ завода №37 (руководитель Н. Астров) начало работы по совершенствованию Т-37А еще в конце 1934 года. Предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка.

Первый опытный танк был построен летом 1935 г. и проходил заводские испытания с 3 по 17 июля. По их итогам танк практически ничем не отличался от Т-37А и вопрос о его дальнейшей судьбе оставался открытым. Как это ни странно, ситуацию «спасли» конкурирующие фирмы.

Представленные на испытания танки конструкции П. Шитикова и ТМ от «ГАЗа» оказались ещё хуже. Танк Астрова попал в безусловные фавориты.

В итоге была проведена вроде бы модернизация Т-37А, направленная на улучшение его ходовых характеристик. «Вроде бы» - потому что на выходе был другой танк.

Впрочем, сравните сами:

Командира и водителя поменяли местами. Честно скажу, не нашел четких соображений и причин, для чего это было сделано, а озвучивать «версии» не хочется. Но факт, главное внешнее отличие Т-37А от Т-38 – это расположение башни.

Прочую компоновку (двигатель, трансмиссия, баки) оставили абсолютно такой же.

Однако Т-38 изменился (и сильно) в другом. Танк стал ниже и шире, что должно было повысить его остойчивость на плаву. Изменения в корпусе позволили отказаться от надгусеничных поплавков, правда, полки вернулись. Кроме того, несколько изменили подвеску, и вроде бы ход стал плавней и немного возросла скорость.

Главное же изменение внутри – это замена в механизме управления автомобильного дифференциала на бортовые фрикционы для поворота.

Ходовая часть во многом была идентична Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам.

Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.

Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Башня конструктивно была той же, что и у Т-37А.

Машина была принята на вооружение БТ РККА в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1 382 танка Т-38.

Сборка «нового» Т-38 шла параллельно со «старым» Т-37А. Это было сделано совершенно не случайно. Вроде бы была проведена соответствующая рекламная кампания, героем которой был Т-38, который преподносили как «новый, не имеющий аналогов…»

Однако по факту вылезло множество недостатков и дефектов. Удивительно много для машины, которая была «работой над ошибками».

Прежде всего, плавающий танк Т-38 оказался… не очень плавающим. Вообще он плавал, но с кучей оговорок и ограничений.


На фото видно, что до решетки моторного отсека от воды не так уж и далеко.

При движении по воде запрещалось совершать резкие маневры на максимальных оборотах винта или включать реверс. В такой ситуации танк «клевал» носом и… тонул! Резко давать руля на максимум влево или вправо тоже было нежелательно. Результат мог быть как при включении реверса.

Как средство десантирования Т-38 тоже был не очень хорош. Если честно – он был вообще никакой! При форсировании водных преград на винте, два пехотинца являлись неподъемной тяжестью для машинки.

При движении по пересеченной или болотистой местности мощности автомобильного двигателя явно не хватало, двигатели перегревались и выходили из строя.

Критиковали совершенно не изменившееся бронирование и вооружение, которые явно не соответствовали современным представлениям.

«До кучи» еще и цена на танк изрядно выросла. Здесь, конечно, не те времена, чтобы воровать, сами понимаете. Но что-то с Т-38 явно пошло не так. Он явно получился хуже, чем предшественник, Т-37А.

Все это привело к тому, что весной 1937 г. выпуск Т-38 был временно прекращен. Однако снова продолжен в 1939 году, когда АБТУ разрешило заводу №37 завершить постройку танков из имеющегося задела деталей.

Ситуация, с одной стороны, понятная: есть детали, почему не собрать? Или отправить в печь, металл в то время был в дефиците.

С другой стороны, танк не лучший однозначно. И его характеристики под огромным вопросом в плане соответствия требованиям. Но машина, которая должна была заменить Т-38, то есть, Т-40, еще даже не вышла из стадии проектирования.

И не факт, что она оказалась бы лучше. Это не один месяц работы.

Как я понимаю, просто решили, что «не пропадать же добру» и собрали к уже имевшимся Т-38 еще чуть больше сотни. 112 единиц.

Танк Т-38 предназначался для оснащения разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. В общем точно так же, как и его предшественник, Т-37А. Зачастую танки состояли на вооружении отдельных частей одновременно. Что было неудивительно, учитывая их унификацию.

ТТХ танка Т-38

Боевая масса – 3,3 т;
Экипаж – 2 человека;
Количество выпущенных – 1340 штук.

Размеры
Длина корпуса – 3780 мм;
Ширина корпуса – 2330 мм;
Высота – 1630 мм;
Клиренс – 300 мм.

Бронирование
Тип брони - стальная катаная гомогенная;
Лоб корпуса (верх) - 9 мм;
Лоб корпуса (середина) - 6 мм;
Борт корпуса - 9 мм;
Корма корпуса - 9 мм;
Днище - 4 мм;
Крыша корпуса – 4 мм;
Башня - 8 мм;

Вооружение
Пулемет - 7,62-мм ДТ.

Подвижность
Тип двигателя - рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя – 40 л.с.;
Скорость по шоссе – 40 км/ч;
Скорость по пересечённой местности – 15-20 км/ч;
Скорость на плаву – 6 км/ч;
Запас хода по шоссе – 250 км;

Преодолеваемый подъём – 33 градуса;
Преодолеваемая стенка – 0,5 м;
Преодолеваемый ров – 1,6 м.

Основные модификации танка Т-38:

Т-38 - малый плавающий танк (1936, 1937, 1939 гг.);
СУ-45 - самоходно-артиллерийская установка (опытный образец, 1936 г.);
Т-38РТ - танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1937 г.);
ОТ-38 - химический (огнеметный) танк (опытные образцы, 1935-1936 гг.);
Т-38-ТТ - телемеханическая группа танков (1939-1940 гг.).

Также были попытки улучшения Т-38 в виде модификаций Т-38М1 и М2 за счет установки двигателя ГАЗ-М1 (50 л.с.) и увеличения водоизмещения, но они остались единичными экземплярами.

В одном экземпляре остался и танк Т-38Ш, вооруженный 20-мм пушкой ШВАК (ТНШ), адаптированной для установки на танки.


Здесь можно четко ощутить размеры Т-38 на фоне "огромного танка" БТ-7...

Боевое применение.

В принципе, Т-38 участвовал во всех сражениях, что и Т-37А.

Первой кампанией стала польская в 1939 г. В основном танки вели разведку, но 20-22 сентября плавающие танки были задействованы в боях под городом Холм. Потери составили всего три Т-38, но общие отзывы о Т-38 были весьма критичны.

Отмечалась низкая скорость и легко ломающаяся ходовая часть и трансмиссия.

В советско-финской войне в составе действующих армий насчитывалось 435 плавающих танков всех модификаций, что составляло 18,5% от общего количества. В большинстве случаев Т-38 применялись для охраны штабов, связи и сопровождения колонн техники, но время от времени им доводилось участвовать в прямых столкновениях с финскими войсками.

Один из первых эпизодов произошел 2 декабря 1939 г. Посланный на разведку финский позиций у станции Ино 361-й танковый батальон 70-й стрелковой дивизии 7-й армии Северо-Западного фронта, состоявший из 10 Т-26 и 20 Т-38, провел сложную переправу через реку, но боевую задачу выполнил.

При отходе на исходные рубежи танки вступили в бой с заходившей в тыл советским частям финской пехотой и артиллерией. За время боя, длившегося всю ночь, артиллерийским огнем было подбито три Т-38, но в итоге танки задачу выполнили, сорвав планы противника. Впоследствии батальон поддерживал наступление пехотных частей потеряв за время боевых действий всего 10 танков.

Также успешным было применение плавающих танков в составе 381-го танкового батальона 14-й стрелковой дивизии, в котором имелось по одной роте Т-26 и Т-38. Оказавшись в окружении танкисты закопали их в землю по башню, превратив их в импровизированные огневые точки. В случае попыток прорыва финских войск Т-38 выдвигались на наиболее опасные участки, поддерживаю свою пехоту.

Суммарные потери плавающих танков в Зимней войне составили 94 единицы Т-37А и Т-38, что можно было считать хорошим показателем.

Однако танк стремительно сыграл в «устаревшие», что в принципе, не было преувеличением. На 15 сентября 1940 г. среднего и капитального ремонта требовало около 40% танков Т-38, но из-за отсутствия запасных частей и откровенного нежелания вновь вводить в строй устаревшую технику их предпочитали держать на складах или в учебных подразделениях.

В результате получалось, что ряд мехкорпусов и стрелковых дивизий располагал плавающими танками только на бумаге.

Наиболее боеспособным в этом плане оказался только 6-й мехкорпус (Западный ОВО, район Волковысска) в котором насчитывалось 110 Т-37А и Т-38, но об их техническом состоянии точных данных не сохранилось. К сожалению, сведений о боевом применении танков Т-38 в период Великой Отечественной войны тоже не сохранилось.

Но 6-й мехкорпус, достаточно быстро оказавшийся в окружении, потерял больше половины своей техники на маршах или от ударов немецкой авиации. Ни один плавающий танк вывести из окружения не удалось.

Итоги

Как это ни забавно звучит, но Т-38 практически не имеет аналогов в танковом мире того времени по причине отсутствия в тот период в других странах плавающих танков.

Были попытки создания такой машины во многих странах, но результаты были еще более печальны, чем у нас. У нас плохо, но плавал, у немцев, французов и поляков образцы только ныряли. Однократно.

Если же сравнивать Т-38 с довольно многочисленными неплавающими лёгкими танками, можно смело сказать, что это обычная средненькая такая пулеметная танкетка. Во многих странах копировали «Карден-Лойд», поэтому все было более-менее похоже.

Эти машины позволили проверить на опыте саму идею усиления боевой мощи воздушных и водных десантов.

Легко вооружённые вследствие специфики применения десантные войска при захвате и удержании позиций всегда нуждались в мобильных бронированных средствах огневой поддержки.

Именно Т-37А и Т-38 несмотря на все их недостатки, были первыми машинами, которые можно было вполне успешно использовать в этой роли. Они могли плавать и могли перемещаться по воздуху с помощью самолёта-перевозчика ТБ-3. Бронированный самоходный пулемет для десанта.

Я не очень сильно погрешу против истины, если скажу, что Т-37А и Т-38 дали возможность советским конструкторам «набить руку», что выразилось в создании таких машин, как ПТ-76, БМД-1, БМД-2 и далее по списку.

Источники:
Коломиец М.В. Чудо- Сталина. Плавающие танки Великой Отечественной Т-37, Т-38, Т-40.
Барятинский М. Б. Амфибии Красной армии // Моделист-конструктор.
Холявский Г.Л. Полная энциклопедия танков мира 1915-2000 гг.
Свирин М. Н. Броневой щит Сталина. советского танка 1937-1943.

1 июля 1938 года новую машину приняли на вооружение под армейским обозначением LT vz.38 в качестве стандартного легкого танка чехословацкой армии. Было заказано 150 танков, из которых первые 20 нужно было сдать к концу года, а остальные 130 - к концу мая 1939-го.

Выполнению этих планов сильно мешали экспортные поставки, отвлекавшие фирму ЧКД от выполнения заказа для чехословацкой армии. Речь здесь идет об изготовлении партий танков для Перу, Швейцарии и Литвы. Первые боевые машины для перуанской армии были готовы 8 августа 1938 года. После объявления мобилизации в сентябре 1938 года танки были реквизированы чехословацкой армией, но затем все-таки отправлены в Перу. Эта страна получила 24 машины LTP.

Первым в эту латиноамериканскую страну прибыл танк, названный "Лима". После сборки и регулировки узлов и агрегатов, проведенных под руководством чешского инженера Чевички, машина подверглась испытаниям на высоте 3725, а позднее - 4500 м над уровнем моря.

Свою службу в частях перуанской армии LTP начали с участия в... военном перевороте. В 1946 году Перу собиралась закупить еще 24 машины этого типа, поскольку, по мнению военных, они были лучше американских "стюартов". Готовых танков в Чехословакии в то время уже не нашлось, а вот поставки запчастей продолжались вплоть до 1950 года.

Поразительно, но последние, правда не подтвержденные, упоминания о службе LTP в перуанской армии относятся к 1988 году!
Контракт со Швейцарией на поставку танков LTH заключили 16 декабря 1937 года. С августа 1938 по апрель 1939 года ЧКД изготовила 24 машины, вооруженные, в отличие от чехословацкого прототипа, 20-мм пушками "Эрликон".
Такими же пушками предполагалось вооружить и 21 машину LTL для Литвы, изготовление которых планировалось начать в апреле 1939 года.

В результате всех этих экспортных усилий к 15 марта 1939 года - началу оккупации Чехии и Моравии немецкими войсками было выпущено только три танка LT vz.38 для чехословацкой армии. Первые девять машин нулевой серии покинули цеха завода БММ (немцы переименовали ЧКД в Богемско-Моравскую

машиностроительную фабрику) 22 мая 1939 года. Интерес, проявленный руководством панцерваффе к чехословацкой боевой машине, оказался не случайным.

При массе 9,7 т LT vz.38 вооружался 37-мм пушкой "Шкода" А-7 с длиной ствола в 42 калибра и двумя 7,92-мм пулеметами vz.35. Боекомплект состоял из 72 выстрелов и 2700 патронов.

На танке использовался двигатель "Прага" ЕРА, шестицилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения мощностью 125 л.с. при 2200 об/мин. Это позволяло танку развивать скорость до 48 км/ч на шоссе и около 20 км/ч по пересеченной местности. Запас хода составлял 230 км. Танк оснащался шестискоростной планетарной коробкой передач (пять скоростей вперед и одна - назад) и многодисковым главным фрикционом сухого трения.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо. В каждую гусеницу входили 93 трака шириной 293 мм. Длина опорной поверхности составляла 2900 мм, а удельное давление на грунт - 0,57 кг/см2.

Толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25, бортовой - 15, кормы - 12, крыши - 10, днища - 8 мм. Бронезащита башни колебалась в пределах 15-25 мм.

Таким образом, по своим тактико-техническим характеристикам легкий LT vz.38 не уступал, а частично даже превосходил немецкий средний танк Pz.III, выпускавшийся в то время в мизерных количествах. К явным недостаткам чехословацкой машины можно отнести устаревшую для конца 30-х годов технологию изготовления корпуса и башни - клепкой на каркасе из уголков. Экипаж танка состоял из трех человек, что не обеспечивало полного разделения труда.
Тем не менее, руководству фирмы БММ приказали срочно закончить первую партию из 150 машин, заказанных еще для чехословацкой армии. Эти танки получили обозначение Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A и отличались от LT vz.38 лишь наличием немецкой радиостанции. Экипаж был увеличен до четырех человек.


Ausf.B выпускался с января по май 1940 года. Всего собрали 110 машин, имевших в деталях незначительные отличия от предыдущего образца.
Следующая серия танков, получивших обозначение Ausf.C, также состояла из 110 машин. Она строилась с мая по август 1940 года. Эти танки отличались наличием германской радиоантенны и измененным расположением глушителя.
На 105 машинах модификации D был введен прямой лобовой лист корпуса. На части танков лобовую броню довели до 50 мм. Вооружение, двигатель, ходовая часть остались без изменений.
С ноября 1940 по май 1941 года выпустили 275 танков модификации Е - вариант D с увеличенной толщиной брони (лоб корпуса и башни - 50 мм, борта корпуса и башни - 30 мм). Боевая масса достигала 9,87 т. На левой надгусеничной полке монтировался ящик для инструментов большего размера. Водитель и наводчик получили более совершенные приборы наблюдения.

Следующая модель F, изготавливавшаяся с мая по октябрь 1941 года, от предыдущей практически не отличалась. Несколько раньше была выпущена и серия танков модификации S в количестве 90 штук. Предназначавшиеся для Швеции, эти танки должны были быть готовы к февралю 1940 года. К заказчику они так и не попали, поскольку были реквизированы вермахтом.

Не получив заказанных танков, Швеция, тем не менее, в конце 1940 года приобрела лицензию на их производство, а в 1941 - 1943 годах шведская фирма Scania-Vabis изготовила 220 единиц.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в Швеции до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960-1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортеров Pbv 301, которые, в свою очередь, находились на вооружении шведской армии до середины 70-х годов. Демонтированные танковые башни по сей день используются в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.
Последней же серийной модификацией, выпущенной на БММ, стала Ausf.G. От варианта Е она отличалась отсутствием ящика ЗИП. Было изготовлено 324 машины. В июле 1942 года, после выпуска 1414 танков всех модификаций, производство Pz.38(t) прекратили.


Кроме того, БММ изготовила 21 танк LT-40 для словацкой армии, а также 15 танков TNH n.А. в 1942 году. Последний был предложен вермахту в качестве скоростного разведывательного; он имел 37-мм орудие и скорость 60 км/ч при броневой защите 35 мм. Боевая машина была испытана, но в серию так и не пошла. В дальнейшем БММ выпускала уже только самоходные орудия.

Помимо линейных танков, для германской армии выпускались также и командирские Pz.Bef.Wg.38(t), количество которых составляло 5 процентов от общего числа произведенных машин. Главные их отличия состояли в рамочной антенне над моторным отделением и в отсутствии лобового пулемета в корпусе.

Уцелевшие башни от подбитых и недостроенных танков использовались для вооружения дотов. Всего с 1941 по 1944 год было использовано 435 таких башен со штатным вооружением.
Боевое крещение танки Pz.38(t) получили во время польской кампании; в ней участвовали 59 машин 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии вермахта. К началу наступления на Францию они находились в строю уже двух немецких танковых дивизий: 7-й и 8-й (соответственно 106 и 123 единицы).

На 22 июня 1941 года в пяти немецких танковых дивизиях первой линии имелось 623 танка Pz.38(t). Почти все они к концу года были потеряны. В начале 1942 года оставшиеся машины этого типа объединили во вновь сформированную 22-ю танковую дивизию. Она воевала в Крыму, а затем в приволжских степях. В ноябре в ходе боев в районе г. Калач-на-Дону дивизия была разгромлена. В 1943-1944 годах оставшиеся в строю танки Pz.38(t) использовались, главным образом, в полицейских и учебных целях. Часть танков, снятых с вооружения панцерваффе, немцы передали своим союзникам - Венгрии, Болгарии, Румынии и Словакии.

LT vs.38 можно считать самым широко использовавшимся чехословацким танком, хотя и не в самой Чехословакии. Начавший производиться в 1938 году, LT-38 вырос на опыте разработки и производства танка LT-35, и стал самым удачным танком чехословацкой индустрии. LT-38 в различных вариантах экспортировался в различные страны и заслужил там прекрасную репутацию: Швеция (THN Sv), Иран/Персия (TNH), Перу (LTP), Швейцария (LTH-Pz39) и Латвия (LTL).


В 1938-39 годах Германия захватила Чехословакию, и в марте 1939 года 150 недостроенных LT-38 были конфискованы и переданы компании CKD в Праге для завершения сборки. Все они были включены в состав германской армии как PzKpfw 38(t) Ausf A - Sd.Kfz.140. После захвата Чехословакии танк LT-38 стал одним из самых важных танков, используемых германскими танковыми частями, и находился в производстве как танк до июня 1942 года. В ходе войны PzKpfw 38(t) экспортировался и использовался союзниками Германии: Румыния (50), Словакия (90), Болгария (10) и Венгрия (102). Также PzKpfw 38(t) использовался и войсками стран антигерманской коалиции. Один танк был захвачен английскими и французскими войсками в мае-июне 1940 года, другой экземпляр (№543 на башне) был захвачен позже, во время итальянской компании в 1943 году или в Нормандии в 1944 году, и был испытан в Англии. Некоторое количество PzKpfw 38(t) было захвачено Красной армией и было использовано в боевых действиях. Наконец в мае 1945 года PzKpfw 38(t) под обозначением LT-38/37 вернулся в Чехословакию и использовался в армии как тренировочный танк до начала 1950-х годов.

Статистика производства Panzerkampfwagen 38(t)Модель Период Количество
Ausf A 05-11/1939 150
Ausf B/C/D 01-11/1940 110/110/105
Ausf E/F 11/1940 - 10/1941 275/250
Ausf S 05-12/1941 90
Ausf G 10/1941 - 06/1942 321

Дополнительно было собрано 179 шасси Ausf G, но танки завершены не были.

Примерно 1400 PzKpfw 38(t) было выпущено в 8-ми вариантах (Ausf A/B/C/D/E/F/S/G) в различных модификациях и с улучшенной бронезащитой. Все они были вооружены чешскими 37мм. орудиями Skoda A7 vz.38 (германская маркировка 37mm KwK 38(t) L/48 (L/47.8)). Корпус ранних PzKpfw 38(t) был клёпаным (прямое попадание снаряда часто срывало головки заклёпок, которые наносили ранения (в том числе и смертельные) экипажу), а поздние варианты были, в основном, сварные. Позже броня ранних моделей PzKpfw 38(t) были усилена, а некоторые, возможно, были перевооружены германским 37мм. орудием KwK 35/36 L/46.5. Несколько PzKpfw 38(t) было переоборудовано в огнемётные танки путём замены встроенного пулемёта на огнемёт, а горючее для него подавалось по шлангам из, находящегося сзади танка, прицепа с цистерной (200 литров). Также на базе PzKpfw 38(t) был разработан прототип плавающего танка AP-1, но он так и не был запущен в производство. В дальнейшем производились шасси PzKpfw 38(t) улучшенных версий Ausf H/K/L/M и использовались как основа для различных машин (таких как Marder III Ausf H/M, Bison/Grille Ausf H/K/M и Hetzer). Вдобавок, ранние модели, возвращавшиеся для ремонта, часто служили основой для различных переделок.

PzKpfw 38(t) производились под контролем Германии и массированно применялись в польской компании (3-я лёгкая дивизия), в Норвегии (31-ый армейский корпус), Франции (6-я, 7-я и 8-я танковые дивизии), на Балканах (8-я танковая дивизия) и в СССР (6-я, 7-я, 8-я, 12-я, 19-я и 20-я танковые дивизии). В ходе боёв в СССР, недостаток огневой мощи и бронезащиты сделал PzKpfw 38(t) неэффективным и, практически, бесполезным. С 1942 года ему отведены второстепенные роли: разведка и тренировка экипажей. В сентябре 1939 года в планах было разработать лёгкий разведывательный танк, и в начале 1942 года 15 PzKpfw 38(t) nA (neuer Art) были изготовлены BMM (CKD/Praga), но этот вариант не был принят в производство. В 1942 году обычная германская практика по адаптации шасси к различным машинам началась с Marder III и Flakpanzer 38(t). В 1942 и 1943 годах, после снятия башен, несколько PzKpfw 38(t) использовались как тренировочные машины для водителей танков. Эти тренировочные машины получили обозначение PzKpfw 38(t) Schulfahrwanne и использовались в тренировочных школах Вермахта и NSKK (полувоенная организация). 351 башня с PzKpfw 38(t) была использована в германских фортификациях в Норвегии (75), Дании (20), на западном Атлантическом побережье (9), в Юго-Западной Европе (150) и Восточной Европе/Восточном фронте (78).

Тактико-технические характеристики Panzerkampfwagen 38(t)

Ausf A Ausf G

Вес: 9400кг 9850кг
Экипаж: 4 человека 4 человека
Двигатель: Praga EPA/6 цилиндров/125л.с. Praga EPA/6 цилиндров/125л.с.
Скорость: Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч Дорога: 42км/ч
Бездорожье: 15км/ч
Запас хода: Дорога: 250км
Бездорожье: 160км Дорога: 250км
Бездорожье: 160км
Длина: 4,60м 4,61м
Ширина: 2,12м 2,14м
Высота: 2,40м 2,40м
Вооружение: 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t) 37мм KwK 38(t) L/47.8
2 х 7,92мм MG37(t)
Боезапас: 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов 37мм - 72 выстрела
7,92мм - 2400 выстрелов
Броня: 8-25мм 8-50мм

Одной из самых интересных модификаций был Aufklarungspanzer 38(t) - Sd.Kfz.141/1. Они использовались как разведывательные машины и имели башню "Hangelafette" (вооружённые машины имели 20мм. орудие KwK 38 L/55 и пулемёт MG42) или модифицированную надстройку с 75мм. орудием KwK 37 L/24 и пулемётом MG42. В 1943-44 годах было построено только 50-70 Aufklarungspanzer 38(t), вооружённых 20мм. орудием и всего 2, вооружённых 75мм. орудием, в 1944 году. Самым удачным редизайном PzKpfw 38(t) был Jagdpanzer 38 Hetzer (истребитель танков). Интересное предложение внёс Krupp: установить на шасси PzKpfw 38(t) башню от Panzer IV, но оказалось, что технически это неосуществимо. Германские конструкторы начали разработку собственного улучшенного варианта Panzerkampfwagen 38(t) шасси под обозначением Panzerkampfwagen 38(d), но проект достиг только стадии прототипа. Они использовались для нескольких различных машин, включая серию "Е" (Entwicklung).

15 октября 1943 года Адольф Гитлер согласился разрешить производство "Gepard", как временный промежуточный вариант до тех пор, пока не будет завершена разработка настоящего танка ПВО на шасси Panzer IV. Он был вооружён 20мм. орудием Flak 30 или 20мм. Flak 38 L/112.5 (с боезапасом 1020 снарядов), и собирался на модернизированном шасси Ausf L/M. Вооружение и бронезащита Gepard в боевых условиях оказалась неприемлемой, и с ноября 1943 года по февраль 1944 года компанией BMM (Praga/CKD) из заказа 150 штук была изготовлена только 141 машина. Первые 87 Gepard появились на фронте в январе 1944 года и составляли Flugabwehrzug (взводы ПВО) в составе танковых дивизий и дивизий танковых гренадеров (иногда и в дивизиях Waffen SS, например в 12-ой Waffen SS танковой дивизии "Hitlerjugend" в Норвегии в 1944 году). На первое декабря 1944 года в танковых частях находилось всего 9 Gepard.

Бронированные восстановительные машины на базе Hetzer (Bergepanzer 38(t) Hetzer) и на базе PzKpfw 38(t) (Bergepanzer 38(t)) имели низкую, открытую сверху, надстройку и экипаж - 4 человека. Внутри находился один пулемёт MG34 для местной обороны. С октября 1944 по май 1945 года компанией BMM (Praga/CKD) было изготовлено 170 таких машин. 64 из них базировались на шасси Hetzer, остальные - на шасси PzKpfw 38(t). На базе Bergepanzer 38(t) Hetzer собирались 150мм. самоходные гаубицы, 30 из которых было выпущено в 1944 году. На один из Bergepanzer 38(t) Hetzer в виде эксперимента установили 20мм. зенитное орудие Flak 38. В 1945 году прошли испытания модифицированного Bergepanzer 38(t) Hetzer, вооружённого 75мм. орудием K51 L/24 и имевшим обозначение Vollkettenaufklarer 38(t).

На шасси танка PzKpfw 38(t) выпускались следующие боевые машины:

Bison (Grille) Ausf H (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG33/1 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf K/M (Sd.Kfz.138/1) 150мм. sIG 33/2 самоходная гаубица
Bison (Grille) Ausf. H/M - 15cm s.IG. (Sd. Kfz. 138/1) - самоходная гаубица
Munitionspanzer 38(t) Ausf M - перевозчик боеприпасов
Schutzenpanzerwagen 38(t) Ausf M - пехотная бронемашина (проект)
Marder III (Sd. Kfz. 139) - 76.2мм Pak 36 (советская) самоходная установка
Marder III Ausf. H/K/M (Sd. Kfz. 138) - 75мм. Pak 40 самоходная установка
Befehlswagen 38(t) - командирский танк
Munitionsschlepper 38(t) - перевозчик боеприпасов
Panzerjager 38(t) / Jagdpanzer 38(t) Hetzer
PzKpfw 38(t) nA - лёгкий разведывательный танк
Morsertrager 38(t) Ausf M - перевозчик миномётных боеприпасов (прототип)
Flakpanzer 38(t) Gepard - (Sd. Kfz. 140) - танк ПВО
Bergepanzer 38(t) - лёгкая восстановительная машина
Leichter Raupenschlepper Praga T-3 - лёгкий тягач / пехотная бронемашина
Schwerer Raupenschlepper Praga T-9 - тяжёлый тягач / пехотная бронемашина
Aufklarungspanzer 38(t) - (Sd. Kfz. 140/1) разведывательная машина
Flammpanzer 38(t) - огнемётный танк

Направленная на улучшение его ходовых характеристик. При сохранении прежней компоновки новый танк, получивший обозначение Т-38, стал ниже и шире, что повысило его остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода. Вместо автомобильного дифференциала на танке Т-38 использованы в качестве механизма поворота бортовые фрикционы.

При производстве танка широко использовалась сварка. Машина была при-нята на вооружение Красной Армии в феврале 1936 года и находилась в производстве до 1939 года. Всего промышленностью было выпущено 1382 танка Т-38. Они состояли на вооружении танковых и разведывательных батальонов стрелковых дивизий, разведывательных рот отдельных танковых бригад. Необходимо отметить, что в то время ни в одной из армий мира таких танков не было.

Эксплуатация плавающих танков в войсках выявила у них большое количество недостатков и недоработок. Выяснилось, что у Т-37А ненадежна трансмиссия и ходовая часть, часто спадают гусеницы, мал запас хода, недостаточен запас плавучести. Поэтому КБ завода №37 получило задание на проектирование нового танка-амфибии на базе Т-37А. Работы начались в конце 1934 года под руководством нового главного конструктора завода Н. Астрова. При создании боевой машины, получившей заводской индекс 09А, предполагалось устранить выявленные недостатки Т-37А, главным образом повысить надежность работы агрегатов нового плавающего танка. В июне 1935 года опытный образец танка, получившего армейский индекс Т-38, вышел на испытания. При проектировании нового танка конструкторы по возможности постарались использовать элементы Т-37А, к этому времени хорошо освоенного в производстве.

Компоновка плавающего Т-38 была аналогична танку Т-37А, но механик-водитель был размещен справа, а башня слева. В распоряжении механика-водителя имелись смотровые щели в лобовом щитке и правом борту корпуса.
Т-38, по сравнению с Т-37А, имел более широкий корпус без дополнительных надгусеничных поплавков. Вооружение Т-38 осталось прежним - 7,62-мм пулемет ДТ, смонтированный в шаровой установке в лобовом листе башни. Конструкция последней, за исключением мелких изменений, была полностью заимствована у танка Т-37А.
На Т-38 был установлен тот же двигатель, что и на его предшественнике ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. Двигатель в блоке с главным фрикционом и коробкой перемены передач устанавливался вдоль оси танка между сиденьями командира и механика-водителя.
Трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (автомобильное сцепление от ГАЗ-АА), "газовской" четырехскоростной коробкой перемены передач, карданного вала, главной передачи, бортовых фрикционов и бортовых передач.

Ходовая часть во многом была идентична плавающему танку Т-37А, от которого заимствовали конструкцию тележек подвески и гусеницы. Была несколько изменена конструкция ведущего колеса, а направляющее колесо по габаритам стало идентичным опорным каткам (за исключением подшипников).
Для движения машины на плаву использовался трехлопастной винт и плоский руль. Винт при помощи карданного вала соединялся с редуктором отбора мощности, закрепленном на коробке перемены передач.
Электрооборудование Т-38 выполнялось по однопроводной схеме с напряжением 6В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумулятор З-СТП-85 и генератор ГБФ-4105.

Новая машина имела большое количество недостатков. Например, по донесению завода №37 в АБТУ РККА - с 3 по 17 июля 1935 года Т-38 выходил на испытания только четыре раза, все остальное время танк находился в ремонте. С перерывами испытания нового танка шли до зимы 1935 года, а 29 февраля 1936 года постановлением совета труда и обороны СССР танк Т-38 был принят на вооружение Красной Армии взамен Т-37А. Весной того же года началось серийное производство новой амфибии, которое до лета шло параллельно с выпуском Т-37А.

Серийный Т-38 несколько отличался от прототипа - был установлен дополнительный опорный каток в ходовую часть, незначительно изменилась конструкция корпуса и люка механика-водителя. Бронекорпуса и башни для танков Т-38 поступали только с Подольского завода имени Орджоникидзе, который к 1936 году сумел наладить их производство в необходимом количестве. В 1936 году на небольшое количество Т-38 установили сварные башни производства Ижорского завода, задел которых остался после прекращения производства Т-37А.

Осенью 1936 года на НИБТ полигоне прошел испытания на гарантийный километраж серийный плавающий танк Т-38 с тележками новою образца. Они отличались отсутствием поршня внутри горизонтальной пружины, а для того, чтобы направляющий стержень не вышел из трубки при возможном случае разгрузки катков, к кронштейнам тележки крепился стальной трос. В ходе испытаний в сентябре - декабре 1936 года этот танк прошел 1300 километров по дорогам и пересеченной местности. Новые тележки, как отмечалось в документах, "в работе показали себя хорошо, показав ряд преимуществ перед прежней конструкцией".

В выводах, содержащихся в отчете об испытаниях Т-38 было сказано следующее: "Танк Т-38 пригоден для решения самостоятельных тактических задач. Однако для повышения динамики необходимо поставить двигатель М-1. Кроме того, необходимо устранить недостатки: гусеница спадает при движении по пересеченной местности, недостаточна амортизация подвески, рабочие места экипажа неудовлетворительны, водитель имеет недостаточный обзор влево".

С начала 1937 года в конструкцию танка ввели ряд изменений: на смотровую щель в лобовом щитке механика-водителя стали устанавливать броневую планку, предохраняющую от попадания свинцовых брызг при ружейно-пулеметном обстреле танка, в ходовой части стали использовать тележки нового образца (со стальным тросом). Кроме того, и производство пошел радийный вариант Т-38, оснащенный радиостанцией 71-ТK-1 со штыревой антенной. Ввод антенны находился на верхнем переднем листе корпуса между местом механика-водителя и башней.

Весной 1937 года выпуск плавающих танков Т-38 был приостановлен - из войск поступало большое количество рекламаций на новую боевую машину. После летних маневров 1937 года, приведенных в Московском, Киевском и Белорусском военных округах, руководство Автобронетанкового управления Красной Армии поручило конструкторскому бюро завода модернизировать танк Т-38.

Модернизация должна была заключаться в следующем:

  • повышение скорости движения танка, особенно на местности,
  • повышение скорости и надежности при движении на плаву,
  • повышение боевой мощи,
  • улучшение удобства обслуживания,
  • повышение срока службы и надежности агрегатов танка,
  • унификация деталей с трактором "Комсомолец",снижающее стоимость танка.

Работа по созданию новых образцов Т-38 шла довольно медленно. Всего изготовили два прототипа, получившие обозначения Т-38М1 и Т-38М2. Оба танка имели двигатели ГАЗ М-1 мощностью 50 л.с. и тележки от тягача "Комсомолец". Между собой машины имели незначительные отличия.
Так Т-38М1 имел корпус, увеличенный по высоте на 100-мм, что давало прирост водоизмещения на 600 кг, ленивец танка опустили на 100-мм, для уменьшения продольных колебаний машины.

Корпус Т-38М2 повысили на 75-мм, обеспечив прирост водоизмещения в 450 кг, ленивец остался на прежнем месте, радиостанция на машине отсутствовала. Во всем остальном Т-38М1 и Т-38М2 были идентичны.
В мае-июне 1938 года оба танка прошли широкомасштабные испытании на полигоне в подмосковной Кубинке.
Т-38М1 и Т-38М2 показали ряд преимуществ перед серийным Т-38 и Автобронетанковое управление РККА подняли вопрос о развертывании производства модернизнроваиного плавающего танка, получившего обозначение Т-38М (или Т-38М серийный).
Всего в 1936 - 1939 годах было изготовлено 1175 линейных, 165 радийных танков Т-38 и 7 Т-38М включая Т-38М1 и Т-38М2.Всего промышленностью было выпущено 1382 танков.

В составе стрелковых и кавалерийских частей Красной Армии (к тому времени в танковых бригадах западных военных округов танков-амфибий уже не было) Т-38 и Т-37А приняли участие в "освободительном походе" в Западную Украину и Белоруссию, в сентябре 1939 года. К началу боевых действий с Финляндией. 30 ноября 1939 года в частях Ленинградского военного округа насчитывалось 435 Т-38 и Т-37, которые довольно активно участвовали в боях. Так, например, 11 декабря на Карельский перешеек прибыл 18 отб в составе 54 единиц Т-38. Батальон был придан 136 сд, танки использовались в качестве передвижных огневых точек на флангах и в промежутках между боевыми порядками атакующих пехотных подразделений. Кроме того, на танки Т-38 была возложена охрана командного пункта дивизии, а также вывоз с поля боя раненых и доставка боеприпасов.

Накануне Великой Отечественной войны в штат воздушно-десантного корпуса входил танковый полк, на вооружении которого должны были состоять 50 единиц Т-38. Боевое крещение советские танки-амфибии получили в ходе вооруженных конфликтов на Дальнем Востоке. Правда, использовались они там в весьма ограниченном количестве. Так, в частях и соединениях Красной Армии, участвовавших в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, танки Т-38 имелись только в составе стрелково-пулеметного батальона 11 тбр (8 единиц) и танкового батальона 82 сд (14 единиц). Судя по отчетам, они оказались малопригодными и в наступлении, и в обороне. В ходе боев с мая по август 1939 года 17 из них были потеряны.

Т-37А,
выпуск
1933 г.

Т-37А,
выпуск
1934 г.

Боевая
масса, т
Экипаж, чел.
Длина
корпуса, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Клиренс, мм
Вооружение

7,62-мм
ДТ

7,62-мм
ДТ

7,62-мм
ДТ



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»