Сущность и отличительные черты демократического политического режима. Понятие и основные черты демократического режима

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

При всем разнообразии политических проблем, выдвигаемых современной жизнью, общим является демократическое их решения. В демократии определяется тот тип власти и тот механизм ее осуществления, что позволяет каждому человеку наиболее безболезненно достичь цивилизованного, нормальной жизни. Однако в мире в современных условиях нет государств, где бы демократия реализовывалась полностью и могла бы считаться относительно идеальной, образцовой формой государственного строя, механизмом осуществления власти. Из 226 стран мира в 79 странах уже установился демократический политический режим. Основу демократического режима составляет экономически независимая личность, которая обладает свободным выбором сфер деятельности и связывает свое бытие с результатами собственной деятельности. Такая независимость достигается только в условиях социально закрепленного приоритета личности перед обществом и частной собственности перед собственностью государственной. Экономически независимые граждане путем тайных, равных и прямых выборов избираются на определенные сроки представителей в органы местного и государственного управления. Конкуренция между гражданами по проведению представителей в органы власти отражается в соревновании политических партий. Политическая партия, представители которой составляют большинство в избранных органах, становится правящей, получая большинство мест в различных представительных органах и занимая ключевые посты в структурах исполнительной власти. Другие политические партии могут вступать в блок партии, что правит, или создавать политическую оппозицию. Так обеспечивается прочная легитимация (законность) власти, преодолевается политическое отчуждение граждан, что способствует стабильности всей политической системы.

Демократический режим, однако, не сводится к защите прав большинства, а обеспечивает права меньшинства и в избирательной системе, и в представительных органах власти. Общегосударственные решения принимаются не только большинством, но и путем достижения консенсуса с меньшинством и оппозицией. Критика власти и любых ее представителей - атрибут демократического режима. Но консенсус, взаимодействие и согласие, направленные на предотвращение конфликтов, составляют основу выработки мирных форм решения социальных коллизий путем постоянного диалога противоборствующих сторон. Вне рыночной экономикой демократический режим невозможен, поскольку именно рынок определяет заинтересованность граждан в деятельности, свободной от политической власти, и образует различные структуры гражданского общества. Гражданское общество - предпосылка демократической политической системы. В гражданском обществе представлены и конкретные интересы людей, и баланс их реализации. Опираясь на принцип разделения властей и взаимных противовесов законодательной, исполнительной и судебной власти, демократический режим сам является их продуктом, который возводит до ранга нескороминучого задача защита законными средствами интересов лица. В защите интересов лица, как стрижневій основе демократии, фокусируется разнообразие демократических форм, средств человеческой деятельности.

Демократический режим реализуется через две основные формы демократии: представительную и непосредственное. Представительская форма - основная форма осуществления государственной власти в демократическом обществе, когда через конкретных лиц и выборные органы граждане осуществляют свое конституционное право участвовать в политической жизни общества. Система таких органов является народным представительством. Непосредственная форма демократии допускает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений. Это - разного рода референдумы, опросы, народные собрания, митинги, демонстрации и тому подобное. Граждане демократического государства, непосредственно выражаясь или где-легуючи к власти своих представителей, принимают на себя обязанность уважать и поддерживать ее, подчиняться ее решениям. Власть же ответственна перед народом и подконтрольна ему. Естественно, политический режим существует как система взаимных политических обязанностей" связей власти и народа.

Представительная демократия - "правление народа, избранное народом и для народа". Такой политический режим демократии должен отвечать трем требованиям: честные, соревновательные выборы, регулярно проводятся; правительство формируется в результате выборов;

демократия защищает права личности и меньшинства. Но демократические политические системы делятся на две: президентскую и парламентских ку. Здесь возникает некоторое недопонимание, потому что и президентская модель допускает наличие законодательного органа - парламента, однако в ней исполнительная власть не подчинена непосредственно парламента. Классический пример президентского режима - США. Президент выступает как глава государства и как непосредственный руководитель исполнительных структур. Но президент не становится диктатором, потому что его полномочия строго определены, и не обладает законодательной властью, ограничен в действиях решениями Конгресса. Парламентский вариант демократической политической системы базируется на том, что исполнительная власть в той или иной степени существенно вытекает из парламента. Разные страны реализуют три основных типа парламентского режима правления однопартийного большинства, коалиционное правление и консенсусное правление. Эффективность и гибкость управления, основанного на совмещении идеи самоуправления и политического участия, во многом нейтрализует негативные тенденции отчужденности людей от политического процесса. Основной механизм, с помощью которого достигается представительство интересов различных групп (партийных, корпоративных и этнических), - парламентаризм как система правления, основанная на принципе разделения властей и верховенстве выборных органов. Конечно же, современная парламентская демократия далека от идеального народовластия.

С разнообразными подходами к определению сущности и содержания демократического режима и самой демократии связана и неоднозначность их толкований. Издавна существуют два подхода: нормативный и описательно-эмпирический (опытный). Формирование идеальной модели демократического режима, обоснование его преимуществ по сравнению с другими формами управления обществом и допускает нормативный подход. Исходя из надлежащих требований политического сознания, политической культуры и строится реальная политическая жизнь. Анализ демократии, демократического режима в реалиях жизни, опыта существования и деятельности с помощью описательно-эмпирического подхода позволяет определить их свойства, уточнять, а иногда и просматривать их суть и содержание. Конечно же, демократия - власть народа или "правление народа, избранное народом и для народа" - выступает нормативным идеалом, а не характеристикой реальных демократических государств. Тут-то и заключаются внутренние противоречия. Суть противоречий заключается в том, что власть народа означает самоуправление народа, а отсюда вытекает и отрицание политического господства властных структур, средств и форм принуждения и других атрибутов государства. Конечно же, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства. Но в реальной жизни демократия нигде и никогда не существовала без государства. I отмирание государства в современных условиях (как и в ближайшей перспективе) - иллюзия, утопия. Демократия как народовластие выступает ориентиром, целью политического развития общества.

В повседневной жизни, учитывая разнообразие общественных явлений, свободу человека и неизбежное расхождение интересов и устремлений, устремления разных людей, социальных общностей, а также необходимость социальной системы управления, реальная демократия - власть большинства над меньшинством. Проблема соотношения власти большинства и защиты интересов меньшинства - важное условие понимания демократии. Определяя содержание демократии, известный английский философ Карл Поппер, отвергая вопрос о правлении народа, сосредоточивает внимание на проблеме сведения к минимуму вреда, который могут нанести обществу недостойные правители, и какие необходимо создавать политические, социальные институты и механизмы, способные свести к минимуму возможные потери. Исходя из моральных установок, Карл Поппер считает, что вообще никто не может быть сувереном, то есть обладать правом использовать власть по собственному желанию и усмотрению, отвергает концепции демократии, которые определяют особую мудрость или безошибочность "гласа народного". Идеал народовластия предусматривает, что граждане должны иметь возможность влиять на политику тогда, когда того пожелают, бюрократы, а также избранные лица должны считаться слугами народа и вести себя соответственно, что законы и политика правительства должны отражать ценности, желания и приоритеты большинства уважать меньшинство. Демократия - система, в которой правители могут быть заменены мирно, а тирания - система, где смена правителя без кровопролития не обходится. Авторитет власти, государства базируется на принципе обеспечения государством равной защиты прав и свобод всех граждан и на подчинении их законам. И хотя разнообразные современные демократические государства отличаются друг от друга различными чертами, свойствами, особенностями, но всем демократическим государствам присущи общие определяющие черты: во-первых, признание народа источником власти, сувереном государства; во-вторых, равноправие граждан; в-третьих, подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их реализации; в-четвертых, избрание основных органов управления государства.

Демократически организованное общество

Черты социальной жизни

Сложность социальной структуры и обусловлена ею разнообразие социальной жизни. Плюрализм социальных организаций и форм ее жизнедеятельности.

Развитие социальной активности масс. Демократизация и организация социальной жизни. Самопроявления интересов социальных общностей. Сознательная, свободная, открытая социальная борьба, результатами которой являются реформы.

Развитие демократических форм жизни социальных сообществ как условие социальной эволюции.

Черты политической жизни

Разнообразие форм политической жизни различных социальных общностей. Плюрализм политических организаций, разнообразие форм их политической деятельности. Развитие политической активности масс. Демократизация и организация политической жизни.

Волеизъявления политических интересов социальных общностей. Открытая политическая борьба, осуществляемая путем демократических реформ. Поиск мирных путей ослабления остроты конфликтов.

Развитие политической демократии как устранение возможности политической революции.

В современных условиях демократизация общества имеет глобальные масштабы и включает в свое содержание не только изменения в политической сфере, но и изменения в обществе, что влечет за собой глубокие сдвиги в структуре власти. Власть же путем различных экономических, политических и культурных преобразований делает социальную эволюцию человечества не только более стабильной, но и более динамичной. Одним из важных условий неотвратимости демократизации выступает заложена в природе человека постоянная тяга к личному, творческого самоутверждения; тяга, что впоследствии делает неизбежным установление такого социального и политического порядка, который считался бы с ней. Человеческая природа не поддается перекуванню и переплавке, это базовое положение уже нельзя игнорировать: политические режимы, пытавшиеся это сделать, позорно сошли с политической арены. Естественно, демократизация - незво-ротный процесс. Неотвратимость вовсе не исключает временных торможений и откат в различных сферах общества, идущего по пути демократизации. Не секрет, что, начиная с конца 80-х годов xx века, в политике происходит крутой поворот направо. Это попытка формирования полномасштабного конкурентоспособного производства на приватновласницькій капиталистической основе, что ведет к значительной неровности за доходами различных социальных слоев. Естественно, это означает глубокие сдвиги в политическом курсе (ориентация общественного развития, его движение рассчитаны на удовлетворение интересов мощных социальных слоев и других общественных групп), то есть происходит капитализация общества и в политическом режиме, организация социальных взаимодействий внутри общества, между ним и государством, и внутри государства. Принципиальное значение имеет принятие оптимального политического курса, потому что политический курс - главная предпосылка максимально демократического режима. Развернутый демократический режим реализуется только при таком политическом курсе, который создает широкий социальный консенсус.

Для политической жизни ХХ века, в отличие от предыдущих веков, характерно то, что в современных условиях стало возможным политически регулировать динамику экологического жизнь, переориентировать направления экологической деятельности, достигать максимума эффективности экономического развития. Почти до середины ХХ века. имущественное положение масс, а, следовательно, и экономическую жизнь играло значительную роль и выступало в основном определением политической деятельности. В современных условиях теряет актуальность вопрос бедности для почти двух третей населения мира. Понимание классового подхода, классового интереса как исходного в оценке политических событий неприемлемо для современных оценок многих проблем, самобытности культур и др. Эти проблемы уходят корнями в не классовых отношений, не существования эксплуатации, капитализма, а природы современной цивилизации, индустриальной и постиндустриальной. Широкого развития в странах Запада и в ряде регионов Востока приобрела демократия. Это способствовало тому, что политические партии, выражающие интересы большинства, получили возможность завоевать власть. Большинство политических партий отходит от своей исходной социальной базы. Общество социально становится многослойным, разнообразным. Численно растут межклассовые, маргинальные группы, возникают группы рабочих-собственников, которые владеют недвижимостью, акциями и др. Широкого развития набирают массовые общественные движения как фактор сближения людей разного социального происхождения, что само по себе тоже в какой-то мере консолидирует деятельность политических партий.

Государственная деятельность как вид политической деятельности становится политическим и правовым инструментом, средством осуществления реформ в интересах большинства общества. Интересы широких масс, - экологические, национальные, групповые, - ощутимо влияют на политику, ее реализацию, утверждение мира на планете. Фактором сближения людей разного социального происхождения выступают и массовые движения, вступают в современных условиях широкого развития сближение различных социальных общностей людей, что также консолидирует деятельность политических партий. Разнообразное и разноцветное политическую жизнь мирового сообщества, которое в современных условиях не сводится к необходимости социальной революции. Новой своеобразной реальностью, условием выживания становится для человечества глобализация политической жизни. Возникают возможности договоренностей, поиска путей мирного решения проблем политических, социальных, экономических, духовных, установление консенсуса взаимодействия. Все это условия существования человечества, движущая сила политического процесса. Политическая жизнь, благодаря росту осведомленности, становится достоянием широких народных масс, которые активно включаются к политике, к общественной жизни. Особенности развития политики и политической жизни способствовали стабилизации общественной жизни, целостности, единства, социальной упорядоченности, плюрализма, своеобразия политического пространства, активности и др. Политическая стабильность общества - такое состояние равновесия политической жизни, для которого характерны в основном постоянство и сохранение функционирования политических институтов, сравнительно стабильный ход политических процессов, отсутствие влияния конфликтных ситуаций на качественные изменения в политической сфере.

а. федеративное устройство;

б. право на взимание налогов;

в. гарантии прав и свобод граждан;

г. наличие публичной власти.

18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляют:

а. Государственная Дума;

б. Правительство Р.Ф.;

в. Совет Федерации;

г. общественная палата.

В некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли Вы с таким подходом. Приведите два аргументы в обоснование своей точки зрения.

20. Высшим органом законодательной власти в Р.Ф является:

а. Правительство Р.Ф.;

б. Федеральное Собрание Р.Ф.;

в. общественная палата;

г. Конституционный суд.

21. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества:

а. экономической;

б. социальной;

в. политической;

г. духовной.

22. В нашей стране подписывает и обнародует законы:

а. глава правительства;

б. Президент;

в. Председатель Совета Федерации;

г. Генеральный прокурор.

23. Президент Р.Ф. является главой:

а. государства;

б. политической системы;

в. законодательной власти

г. судебной власти.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

План урока: Работа с Конституцией РФ и заполнение таблицы. Анализ и вывод

1. Вставить пропущенные слова в предложения .

1.1. Конституция Российской Федерации - это основной закон Российской Федерации, имеет _______ юридическую силу, ___________ действие и применяется на всей территории РФ. Принята на всенародном референдуме _______________________, закрепляет Основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, систему высших органов государственной власти.

1.2. Гражданство РФ - это устойчивая _____________ связь человека с _______________, выражающаяся в совокупности их взаимных ______________, _______________. Отношения по поводу российского гражданства регулируются _________________ законом.

1.3 Российская Федерация - демократическое ____________________ государство с ________________формой правления.

1.4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на_______________, ______________ и ______________.

1.5. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти _______________

1.6. Каждый гражданин имеет права: ______________, ___________, ____________, _____________, _______________

2. Ответить на вопросы:

2.1. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации?

2.2. В соответствии, с чем приобретается и прекращается Гражданство Российской Федерации?

2.3. Как осуществляет свою власть народ?

2.4. Что является высшим непосредственным выражением власти народа?

2.5. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?

2.6. Кто осуществляет Государственную власть в субъектах Российской Федерации?

Заполнить таблицу права и свободы человека и гражданина

Права Свободы

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Введение

3. Политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают?

Заключение

Список литературы


Введение

Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Исходя из этого, основная цель работы изучить основные черты демократических режимов. При этом цель работы раскрывается через решение следующих задач:

Отразить понятие демократии, раскрыть ее сущность, критерии и принципы;

Рассмотреть основные разновидности демократических режимов;

Выявить политические процессы какого типа преобладают в рамках демократических режимов и как они протекают;

Сделать выводы по теме.

При написании работы была использована монографическая, учебная и периодическая литература по теме исследования.


1. Демократия, ее сущность, критерии и принципы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие . С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий . Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.


2. Основные разновидности демократических режимов

Различают следующие основные разновидности демократических режимов .

Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.

Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.

Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.

Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.

Термин «демократия» происходит от греческого demos – «народ» и kratos – «власть», что означает народовластие. Демократия есть власть людей, избранных народом. Она называется представительной, то есть избранные представляют интересы своих избирателей в органах власти.

Демократический режим характеризуется следующими чертами:

1. Источником власти является народ. Он избирает своих представителей, наделяя их правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение.

2. Народ имеет право влиять на выработку политических решений. Это влияние проявляется в форме поддержки или критики власти в СМИ, в массовых выступлениях или лоббистской деятельности.

3. Политическая власть имеет легитимный характер и осуществляется в соответствии с принятыми законами.

4. Принцип разделения властей действует фактически. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти реально независимы и уравновешивают друг друга.

5. Политический плюрализм является неотъемлемой чертой данного режима. Он предполагает возможность образования двух- или многопартийной системы, соревновательность политических партий в их влиянии на массы.

6. Высокая степень реализации прав человека выражается в выполнении международных юридических актов, провозглашающих и закрепляющих права граждан.

Основные формы:

1. Прямая (опосредованная) демократия (народ сам участвует в обсуждении и принятии решений, народовластие).

2. Представительная (репрезентативная) демократия. В ней воля народа выражается не прямо, а через институт посредников. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях.

Правовое государство

Правовое государство - реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не пре­вратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, ис­полнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на всех граждан, государственные и обществен­ные институты.

Гражданское общество

Гражданское обществов узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не существу­ют друг без друга.Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотноше­ний свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свобод­ной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество - продукт буржуазной эпохи и формируется преиму­щественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения ин­дивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоин­ства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этничес­кие, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, груп­пами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от госу­дарственных структур преобладают не вертикальные (подчинен­ности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.

мораль, начиная с греч. античности, понималась, как мера господства над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает.

мораль предстаёт в 2-х обличиях:

Как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей: правдивость, честность, доброта

Как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм, т.е. требований, заповедей, норм.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

-регулятивные (базовые) суть в привидении поведения личности в соответствии с выработанными в обществе моральными нормами, инструментом является общественное мнение, обычаи, авторитет

-воспитательные формируются образцы поведения, мораль формирует нравственные качества

-оценочно-императивные поведение человека определяется системой ценностей

познавательная связана с приобретением знаний (как сделать выбор простых или экстремальных ситуациях)

коммуникативные обеспечение понимание друг друга, обмен ценностями

прогностическая что можно ожидать от общества

культурно-творческая мораль-сторона жизни общества, моральные измерения личности, руководствуется разумом (подчинение страсти разуму)

идеологическая , мировоззренческая моральная оценка

Мораль неразрывно связывают с нравственностью. Если мораль-это определенные принципы, идеи, нормы. кот. направляют, регулируют поведение людей., то нравственность-это та часть жизни, кот. связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей.

Говоря о моральном измерении общества большое значение имеет золотое правило нравственности - это фундаментальное правило нравственности, отождествляемое с самой нравственностью, звучащей след. образом: «НЕ ДЕЛАЙ (ЖЕЛАЙ) ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТОГО, ЧТО СЕБЕ НЕ ЖЕЛАЕШЬ»

Структура морали

Структура морали складывается из нескольких элементов.
Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки . Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения . Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

49.Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отн-ия, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать чел в конкретной ситуации. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отн-ие к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде миропонимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Взаимосвязь и соотн-ие этих начал в нравственном сознании может быть различным в разные исторические эпохи и в мировоззрении различных людей. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценка. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания - это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного об-ва. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен лич-тью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство чела. Чувства чела как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отн-ия чела ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. В жизни чела бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор м/у многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необход-тью сущ-ия человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость. Для современного об-ва нет справедливости без свободы, так же, как и нет свободы без справедливости и ответственности, нужна свобода от силы, принуждения и лжи. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотн-ия в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опира- ются на общественное мнение, традиции и обычаи. В законе выражена форма правовой организации об-ва, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: "Представления о добре и зле так силь но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т. д. Само определение добра достаточно сложно. Некоторые ученые отказываются от попытки дать определение добра, указывая, что это верховная, исходная и конечная категория, которая не может быть охвачена какой-либо дефиницией.

Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

Происхождение зла объясняется по-разному. В религиозных учениях зло – фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

Понятия добра и зла, как и другие нравственные категории, всегда занимали умы.

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов. Само понятие "юстиция" по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»