Стоптанные тапочки спиридона тримифунтского. Деньги из башмачка святого спиридона тримифунтского

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

15 сентября в Москву прибывает десница святителя Спиридона Тримифунтского. В издательстве храма святой Татьяны при МГУ вышла новая книга писательницы Олеси Николаевой Николаевой "Корфу". Действие повести происходит на острове, покровителем которого считается святитель Спиридон Тримифунтский. Предлагаем Вам фрагмент повествования, посвященный святителю.

Покровителем Корфу считается святитель Спиридон Тримифунтский, хотя он никогда не жил на этом острове, а жил на Кипре, где нес христианское служение, совершал великие подвиги молитвы и милосердия и чудеса. Но на Корфу были перенесены еще в 1456 году из захваченного мусульманами Константинополя его мощи, и с тех пор он телесно и пребывает здесь, защищая и помогая всем, кто обращается к нему с верой и молитвой.

Я так люблю святителя Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовешь его - он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаяcь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость ВСТРЕЧИ. Воистину - "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых". Это - одно из самых поразительных откровений христианства.

Считается, что это святитель Спиридон в свое время не допустил на остров турок, которые захватывали вокруг все новые и новые земли: в 1531 году янычары, готовясь взять Корфу, обложили его изнурительной осадой. Казалось, падение Керкиры - его главного города - неминуемо. Но жители обратились за помощью к святителю, и турки были разгромлены, несмотря на их значительный численный перевес над защитниками-христианами.

С 1386 по 1791 год здесь господствовали венецианцы, потом ненадолго сюда пришли французы, но в 1799 году русский флот, возглавляемый славным адмиралом Ушаковым, ныне причисленным к лику святых и особо почитаемым здесь, на Корфу, разбил их и освободил остров. А в 1814 году установилось британское господство, воспоминанием о котором остался английский язык: им - уже традиционно - владеют местные жители.

До сих пор чувствуется то, что не турки, а венецианцы на острове задавали тон: столица Корфу Керкира напоминает и Венецию, и Геную, и Падую, и Мальту, а в главных православных храмах - святителя Спиридона и митрополичьем, где хранятся мощи св. царицы Феодоры, на греческом богослужении церковное пение сопровождается органом - очень осторожным, очень деликатным, словно старающимся имитировать человеческий голос. Да и весь корфианский мелос свидетельствует о своей самобытности, о свободе, не знавшей мусульманских притеснений и веяний. И кажется, что здесь с незапамятных времен так и живут древние феаки, не ведавшие кровопролитий и катастрофического смешения кровей, народ христолюбивый и мирный... Ведь это именно они - феаки - во главе со своим царем Алкиноем приветили у себя уже почти отчаявшегося хитроумного Одиссея и доставили его наконец-то на родную Итаку.

Святитель Спиридон не только спасал Корфу от захватчиков-иноверцев, но и останавливал (дважды) эпидемии чумы, избавлял жителей от землетрясения, засухи и голода, исцелял от смертельных болезней и даже - такое тоже бывало - воскрешал из мертвых. Может быть, чудо с четырьмя миллионами оливковых деревьев - это тоже не без его участия? Вон албанцы пытались при Энвере Ходже устроить на своих скалах террасы и насадить виноградники, даже китайцев приглашали в советчики. Но ничего у них не вышло - виноградники засохли и остались лишь уродливо перерытые голые скалы.

Или в Албании это потому, что именно сюда, когда она называлась еще Иллирией, был некогда отправлен в ссылку злочестивый Арий после осуждения его ереси на Соборе? Там - Арий, здесь - Спиридон.

Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам - ходит: ему часто меняют облаченья и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными. Кроме того, известно множество свидетельств, когда он исцелял безнадежно больных, предупреждая их о готовящемся чуде своим появлением.

В житии святителя Спиридона сказано, что он был женат, и жили они с женой благочестиво, родив дочь. А потом жена умерла. И далее после этой спокойной констатации своим чередом описываются дальнейшие события жизни святого. Так и положено в житии, обязывает сам жанр, чтобы не было тут ничего лишнего, ничего психологического. Но на самом-то деле, как бы смирен и кроток он ни был, наверняка ведь и страдал, и плакал, и горевал. Даже Христос, узнав, что Лазарь умер, "восскорбел духом" и "прослезился", потому что, как сказано, "Он любил его" (Ин. 11:33, 35, 36).

Так и Спиридон любил жену - почему бы ему ее-то не любить, когда он любил всех? Именно по любви он, приютив у себя голодного и изнемогающего странника и не имея никакой постной пищи, чтобы его покормить (был пост), угостил его мясом, причем, чтобы тот не смущался, сам разделил с ним трапезу. По любви беседовал с идолослужителем Олимпом, пытаясь отвратить его от языческого заблуждения. По любви давал нуждающимся деньги и пищу. Исцелял, воскрешал из мертвых, усмирял бурю.

Когда жена умерла, у Святителя Спиридона осталась на руках дочка, сирота Ирина, он растил ее, заботился, болел за нее душой, как все добрые родители. А потом и она умерла, как сказано, "в расцвете лет".

Ирина тоже была наверняка очень хорошая, любящая дочь. Какая-то богатая женщина дала ей на хранение свои драгоценности - то есть ей можно было доверять, зная, что она не предаст, не обманет, не поступит низко... Значит, земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Это только нам, издалека, через условный язык жития видится, что святым все давалось легко.

Нет, конечно, разумеется, для верующего человека умерший не сгинул, не пропал, душа его жива, тело ждет воскресения... И все же. Христос ведь знал, что Он вот-вот воскресит умершего Лазаря, а все же не сдержал слез, услышав, что друг его мертв. Значит, и нам не возбраняется плакать от нашей любви, когда плачется, и страдать, и страдание это проходить насквозь.

У меня есть два "жития" святителя Спиридона. Одно - составлено неким греком Михалисом Г. Ликисса, другое - вышло недавно в Москве и написано А.В. Бугаевским. Во втором житии, в отличие от первого, утверждается, что святителю Спиридону, несмотря на явленные им чудеса и свидетельства его прозорливости, так и не удалось обратить в христианство языческого жреца Олимпа. Тот, хотя и относился к Святителю с почтением, все же не принял Христовой веры. И это не менее важный и красноречивый факт жизни святителя Спиридона, чем если бы он все-таки обратил идолослужителя.

Здесь, в решении свободной воли человека, в его личном выборе - краеугольный камень христианства. Никто и ничто не спасает автоматически. Даже в числе двенадцати ближайших учеников Христовых оказался предатель. У человека до последней минуты жизни нет верных гарантий спасения. Пока не прервется дыхание, с ним остается роковой вопрос его вольного произволения, возможность исповедовать Христа или отречься от Него. До самого смертного часа человеку не дано знать, примет ли его - такого, при всех его заслугах или вовсе без оных - Христос. Единственное, что перекрывает этот страх быть отвергнутым, это - любовь. Любовь ко Христу, которая "не перестанет", которая "все покрывает" и которая верит в милосердие Божье: "всему верит, всего надеется, все переносит".

У святителя Спиридона было несколько историй, непосредственно связанных с деньгами. Это когда после сильного наводнения к нему пришел разорившийся крестьянин и поведал о своей беде: он обратился к знакомому ему состоятельному человеку и попросил одолжить зерна для посевов с тем, что после урожая он вернет ему это зерно с лихвой. Но тот потребовал от него залог, которого у бедняка не было.

И тогда святитель Спиридон дал ему для залога дивное украшение - золотую змею. Перед такой ценностью владелец амбаров не смог устоять и наделил крестьянина зерном. Тот посеял его и вскоре получил небывалый урожай. Выручив за него немалые деньги, крестьянин на радостях поспешил к богатому землепашцу, чтобы вернуть долг. Но богачу уже так не хотелось расставаться с драгоценностью, что он слукавил: мол, не получал он никогда никакой золотой змеи, в глаза ее не видывал и потому возвращать ничего крестьянину не будет.

Крестьянин поведал эту историю святителю Спиридону, и святой уверил его, что плут вскоре будет наказан. Богач же тем временем решил полюбоваться столь ловко присвоенной драгоценностью и полез в сундук, где она хранилась. Каков же был его ужас, когда он обнаружил вместо золотого изваяния живую змею! Он захлопнул крышку сундука, отыскал крестьянина и, ссылаясь на то, что он только что вспомнил всю эту историю с залогом, предложил вернуть драгоценность в обмен на уплату долга.

Крестьянин принес деньги, а богач подвел его к сундуку и предложил забрать из него то, что там хранилось. Крестьянин отвалил крышку и вытащил оттуда сверкающую золотом литую змею.

Когда крестьянин вернул драгоценность святителю Спиридону, тот пригласил его пойти с ним на огород, где и положил на землю сокровище. После этого он воззвал к Господу с молитвой благодарения, и змея, сослужив свою службу в качестве золотого изделия, превратилась в живую скользкую тварь и тут же уползла по своим змеиным делам. И потрясенный крестьянин понял, что святитель Спиридон, который так хотел ему помочь и сам не имел ничего, что бы можно было отдать в качестве залога, умолил Господа превратить это пресмыкающееся в драгоценный предмет. Ибо - "Господь творит все, что хочет, на небесех и на земли, на морях и во всех безднах" (Пс. 134:6). Но каково же дерзновение святого, какова сила его молитвы!

Это ведь еще и притча об эфемерности стоимости земных вещей...

О стров Корфу (или Керкира по-гречески) расположен в северо-восточной части Ионического моря. Длина острова 120 км, ширина острова от 4 до 40 км, протяженность береговой линии 217 км. Корфу является вторым по величине островом в Ионическом море после Кефалинии. Он самый северный из всей группы Ионических островов и считается самым красивым. Его территория покрыта пышной растительностью, среди которой наиболее часто встречаются кипарисы, оливковые и цитрусовые деревья.

Столицей острова является город Керкира. В 2001 году его население составляло около 40 000 жителей, среди них: итальянцы, греки, евреи. Город был основан в VIII в. до н.э. За право обладания Керкирой спорили римляне, византийцы, готы, венецианцы, турки, французы, англичане. Все завоеватели, пытаясь оставить остров за собой, строили множество дворцов и крепостей, поэтому Керкира являет собой уникальное сочетание различных культур. Старый Город ведет свою историю с XIII в. Это самый крупный "живой" средневековый комплекс Греции. В облике города сильнее всего проявляется влияние венецианцев, правивших здесь в течение 400 лет. Венецианцы украсили Керкиру памятниками, площадями, церквями и многоэтажными домами с красными крышами, так что она стала похожа на итальянский город периода Возрождения. После них власть над городом и всем островом сначала перешла к французам, а затем к англичанам. Сейчас остров Корфу принадлежит Греции.

Покровителем города Керкиры является с вятой Спиридон , мощи которого хранятся в церкви построенной в 1590 году. Е му молятся, в его честь называют детей – он самый любимый и почитаемый святой на острове Корфу. Считается, что он спас остров четыре раза: дважды от чумы, один раз от голода и один раз от турецких захватчиков. Колокольня этой церкви является самым высоким зданием города.

Остров Корфу (Греция),карта, вид из космоса










Панорама города Керкиры (о. Корфу, Греция)



Город Керкира (о.Корфу, Греция)



















































































В 2002 году на Корфу у Новой крепости открыли памятник адмиралу Ф.Ф. Ушакову (1745—1817), представляющий собой барельеф из мрамора и бронзы (скульптор В.Айдинов). Имя русского адмирала давно носит одна из улиц города Керкиры. На излете далекого ХVIII века русские войска под командованием российского флотоводца выбили из местной крепости французов, что позволило грекам обрести свободу. То была вершина флотской и христианской службы Ушакова. Даже Суворов сожалел: «Зачем я не был тогда при Корфу хотя бы мичманом!» 27 марта, в первый день Святой Пасхи, Ушаков назначил торжественное Богослужение с выносом мощей св. Спиридона Тримифунтского . В память об освобождении Корфу благодарные жители острова преподнесли адмиралу золотой меч, усыпанный бриллиантами. В 2001 году Феодор Ушаков был причислен к лику святых. Сейчас в храме святителя Спиридона хранится дар России — икона святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицами его мощей"


Город Керкира (о.Корфу, Греция), памятник русскому адмиралу Фёдору Ушакову





Город Керкира (о.Корфу, Греция)














Храм святителя Спиридона Тримифунтского Церковь святителя Спиридона Тримифунтского — православный храм на острове Корфу, расположен в центре города Керкиры. Храм является местонахождением мощей святого, который по праву почитается небесным покровителем острова.
Первоначальная церковь святого
Спиридона находилась в другом районе города, однако при сооружении городских стен ее пришлось снести. Нынешний храм был возведен в 1590 году. Здание построено в характерном для Ионических островов стиле и не похоже на другие церкви в Греции. На прочей территории Греции до сих пор строго следуют византийским архитектурным образцам, тогда как на Ионических островах, испытавших сильное влияние итальянской архитектуры XVII века, церкви - небольшие и низкие, с впечатляющими звонницами.
Потолок церкви святителя
Спиридона расписал в 1727 году Пайотис Доксарас, который учился в Риме и Венеции и был страстным почитателем Тинторетто, Тициана и Веронезе. Однако творения Доксараса погибли из-за сырости и в середине XIX века были заменены копиями работы Н.Аспиотиса.
Древняя церковь святого
Спиридона считалась богатейшей на Востоке, на храм жертвовали не только православные христиане, но и католики. Многочисленные вклады были сделаны российским императорским домом, в частности, императрицей Екатериной II и императором Павлом I. В храме посетителя поражают огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами святителя Спиридона на цепочках висит большое количество металлических фигурок: кораблей, машин, отдельных частей тела — знаков благодарности прихожан и паломников, получивших помощь от святого.
В 1801 году, после освобождения острова от войск Наполеона адмиралом Феодором Ушаковым (причислен к лику святых), храм святителя
Спиридона в Керкире был принят под особое покровительство России, в знак чего над его западными вратами был установлен императорский герб (к 1807 году это покровительство сохранило лишь номинальный характер, поскольку по условиям Тильзитского договора, подписанного Александром I и Наполеоном, Ионические острова отошли к Франции).
В годы Второй мировой войны авиационная бомба, сброшенная с самолета на храм святителя
Спиридона , взорвалась в воздухе, не причинив зданию никакого вреда.

Чтобы понять, насколько Спиридон Тримифунский почитаем на Корфу, нужно побыть в храме несколько часов. Кажется, это центр притяжения для всех жителей острова, место, вокруг которого строится вся их неспешная, размеренная жизнь. В течение всего дня храм ни на минуту не бывает пуст. И дело не только в многочисленных паломниках. Сюда постоянно заходят местные жители, прикладываются к раке с мощами святителя, берут свечи. В отличие от наших храмов, здесь продают не только маленькие, но и огромные свечи — почти в рост человека. Их ставят на улице, перед входом в собор, где оборудован специальный подсвечник. Пожилые люди благоговейно сидят в храме, наблюдая за происходящим. Обычно в пять часов вечера раку с мощами святителя открывают, и выстраивается огромная очередь из желающих приложиться к святыне. Благодатью Божией честные мощи св. Спиридона сохранились нетленными и, что особенно замечательно, кожа плоти его имеет обычную для человеческого тела мягкость. Храм святителя Спиридона Тримифунтского находится на улице Агиос Спиридонос (святого Спиридона), на неё выходит северный фасад здания



Улица св. Спиридона ( Agiou Spiridonos)


Адрес храма св. Спиридона Тримифунтского на о. Корфу:

The Church of Agios (Saint) Spyridon, Agiou Spyridonos 32, Corfu 49100, Greece


Начало ул. св. Cпиридона



Колокольня храма святителя Спиридона Тримифунтского,















Храм святителя Спиридона Тримифунтского, город Керкира (остров Корфу, Греция)










Мощи святителя до второй половины VII в. почивали в городе Тримифунте , а затем из-за набегов арабов они, вероятно, по приказу императора Юстиниана II (685–695 гг.), были перенесены в Константинополь. В 1453 году, когда столица Византии пала под натиском турок, священник Григорий Полиевкт, тайно взяв чтимые мощи, отправился сначала в Фесприотийскую Парамифию (совр. Сербия), а в 1456 году привез их на остров Корфу (по-гречески Керкира), где искали спасения многие беженцы из Византии. На Керкире Полиевкт отдал священные останки во владение своему соотечественнику священнику Георгию Калохеретису. Последний завещал многоценное сокровище сыновьям Филиппу и Луке. Дочь Филиппа Асимия в 1527 г. вышла замуж за керкирца Стаматия Вулгариса. Ей в наследство отец передал мощи Спиридона , и с тех пор до 60-х годов 20 века останки святого принадлежали семье Вулгарисов. В данный момент мощи св. Спиридона Тримифунтского принадлежат Церкви Керкиры (от ред. - святыня не была сразу передана священной митрополии Керкиры, Пакса и Диапонтийских островов, потому, что в завещании иерея Георгия Калохеретиса было сказано, что святые мощи будут принадлежать семье Калохеретисов и должны передаваться от поколения в поколение до тех пор, пока этот род из каждого своего поколения будет давать одного священника. Однако в 60-е годы 20 века митрополит Керкиры Мефодий не рукоположил ни одного представителя этой семьи во священники, в результате чего святые мощи перешли во владение Керкирской митрополии).

Неизвестно, когда и по каким причинам десница была отделена от мощей святителя. По свидетельствам Христодула Вулгариса (великого протопопа Керкиры, жившего в XVII веке), в 1592 году десница была доставлена из Константинополя в Рим Папе Клименту VIII, который в 1606 году передал святыню кардиналу Чезаре Баронио. Кардинал, известный католический церковный историк, в свою очередь, передал десницу церкви Божией Матери (S. Mаria in Vallicella) в Риме, о чем свидетельствует соответствующая запись в церковном архиве. Л. С. Врокинис, греческий историк, ссылаясь на Христодула Вулгариса, писал, что десница находилась в храме Божией Матери в конусообразном позолоченном хранилище невизантийской работы, высотой около полуметра. В ноябре 1984 года, накануне праздника святого Спиридона , усилиями митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Тимофея, святыня была возвращена Церкви Керкиры.

Вид храма из придела, в котором почивают мощи святителя Спиридона Тримифунтского

































Мощи Святителя Спиридона поражают одним своим видом – Божьей Милостию они полностью нетленны. Это удивительные мощи – они весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя, но после тщательного рассмотрения приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия.


Чудотворные мощи святителя Спиридона Тримифунтского








Знаменитые бархатные башмачки святителя Спиридона Тримифунтского, которые ему часто меняют, т.к. подошвы оказываются постоянно стоптанными



Чудом является и то, что покровитель странников св. Спиридн Тримифунтский сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. В Православном мире он почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Невозможно рассказать обо всех чудесах, которые совершил святитель Спиридон во время своей земной жизни, но и после смерти, когда он стал ближе к Богу, святой не перестаёт их совершать. По всему храму и над саркофагом с мощами на цепочках висят «тамы», серебряные пластинки с выпуклым изображением фигуры всего человека или отдельных частей тела: сердца, глаз, рук, ног, а также серебряные лодочки, машины, множество лампад- это подарки людей, получивших исцеление или помощь от святителя Спиридона .

Рака с мощами св. Спиридона . Приношения верующих.




Рака с мощами закрывается на два замка, которые открываются двумя ключами одновременно. Открыть раку можно только вдвоем. И когда ключик не поворачивается, значит, считается на острове, святитель Спиридон «отлучился»: помогает кому-то. Эта история пересказывается из уст в уста.


Рака с мощами св. Спиридона Тримифунтского






Десная рука св. Спиридона Тримифунтского, возвращенная католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви







На Керкире в день блаженной кончины святителя Спиридона совершается торжественное празднование в его честь и память: раку с честными мощами Святого на три дня (с навечерия 11(24) декабря до вечерни 13(26) декабря) износят из придела на особое место у иконостаса, справа от местной иконы Спасителя для поклонения и молебных пений Святому. Есть еще четыре дня в году, когда, по давней традиции, необыкновенно красочно и эмоционально чтят память Святого. Выражением любви и благодарности к нему является проведение крестных ходов с мощами Святого (Литаниий), которые установлены в память чудесной помощи святителя Спиридона жителям острова. Литании совершаются в Вербное Воскресенье (неделю Ваий), Великую (Страстную) Субботу, 11 августа и первое воскресенье ноября.
В дни праздников покрытый стеклом саркофаг с мощами св. Спиридона вынимают из серебряной раки, устанавливают в вертикальное положение, а затем на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Саркофаг с мощами Святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Перед святыми мощами следуют архиереи, духовенство всех чинов, хор, военные духовые оркестры, свещеносцы в парадных одеяниях, с толстыми свечами диаметром более 15 сантиметров. Их несут в специальных портупеях, перекинутых через плечо. Над городом плывет колокольный звон, звучат марши духовых оркестров, церковные песнопения. По обеим сторонам улицы стоит плотными рядами народ. На пути следования бывают остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя Спиридона в ковчеге пронесли над ними.


Крестный ход с мощами св. Спиридона (г. Керкира, о. Корфу)



Кажется, что в эти дни на украшенные флагами и цветами улицы города выходят все: местные жители и многочисленные паломники, отряды скаутов и представители разных родов войск. Повсюду царит идеальный порядок, доброжелательность, взаимоуважение, искреннее сопереживание всему происходящему. Полиция ограничивает лишь въезд машин на те улицы, по которым проходит крестный ход. Тот, кто не может выйти на улицу, встречает святителя (г. Керкира, о. Корфу)





К рестный ход (Литания) в Вербное Воскресение проходит в память об избавлении жителей Керкиры от бубонной чумы. В 1629 – 1630 годах на острове вспыхнула пандемия чумы. Все усилия властей по её укрощению были напрасны. Молодые и старые мужчины и женщины в городах и сёлах ежедневно умирали от этой неизлечимой болезни. Острову грозило полное опустошение. Вопреки рекомендациям врачей избегать многолюдных собраний из-за опасности заражения, местные жители собрались в храме и умоляли господа и святителя Спиридона спасти их от неминуемой гибели. Ночью городские стражники с высокой крепостной стены увидели над храмом Святого чудесное сияние, что-то похожее на свет неземной лампады. После этого, несмотря на отсутствие соответствующих лекарств, болезнь пошла на убыль и до Вербного Воскресенья вовсе прекратилась. Этот крестный ход самый протяженный, так как проходит по улице, очерчивающей периметр города, где находились в то время городские стены.

Через неделю в Страстную Субботу совершается ещё один крестный ход, который был утвержден в память чудесного спасения жителей острова от голода, он считается самым ранним по времени возникновения. В начале 16 века на Керкире была сильная засуха, и начался страшный голод. В эти трудные дни люди собрались в церкви святого Спиридона и день и ночь молили своего заступника о помощи. И спасение не задержалось: три парусника, груженые зерном, держали путь в Италию, но когда они проходили мимо Керкиры, моряки увидели, что корабли сами вдруг поменяли курс и направились в сторону острова; в помощь им переменился и ветер. В Страстную Субботу суда доставили спасительный груз в гавань. Удивлённые моряки рассказывали местным жителям, что впереди парусников, как бы показывая дорогу, двигался одетый в рясу старец, он обещал им хорошее вознаграждение: моряки слышали сильный голос, который несколько раз повторил: " В сторону Керкиры. Там люди голодают. Вам заплатят, вам заплатят. В сторону Керкиры".
Как и в дни своей земной жизни на Кипре, так и после смерти милосердный Спиридон не оставил голодающих без помощи. В память чудесного спасения Венецианское правительство установило каждую Страстную Субботу проводить крестный ход со святыми мощами святителя Спиридона. В этот день священное шествие начинается в 9 часов утра, оно отличается особой величественностью. После возвращения в церковь цельбоносные мощи выставляются на три дня - до захода солнца вторника пасхальной недели - для поклонения верующих. Крестный ход 11 августа совершается в память о спасении Керкиры от турецкого нашествия в 1716 году. 24 июня остров был осажден пятидесятитысячной турецкой армией, с моря его блокировали корабли Османской Порты. Жители города, под предводительством графа Шуленбурга, с оружием в руках отчаянно пытались отбить атаки неверных, но силы защитников после сорока шести дней кровопролитных боёв были на исходе. Женщины, дети и старики собрались в священной церкви святителя Спиридона и молились, стоя на коленях. Турки уже назначили день генерального сражения, который скорее всего, был бы для горожан последним.
Внезапно 10 августа ночью разразилась ужасная гроза, невиданная доселе в это время года, - остров буквально заливали потоки воды. На рассвете следующего дня, когда защитники острова готовились вступить в решающую схватку, разведчики сообщили, что агарянские окопы пусты и повсюду лежат тела утонувших солдат и офицеров. Оставшиеся в живых, побросав вооружение и продовольствие, в ужасе поспешно отступили к морю, стремясь попасть на корабли, но многие солдаты и офицеры были захвачены в плен. Они-то и рассказали, что над стенами крепости в грозовом небе вдруг появилась фигура воина, который держал в одной руке зажженную свечу и меч, а в другой - крест. За ним следовал целый сонм ангелов, и они вместе начали наступать и гнать турок прочь. По описанию пленённых местные жители узнали в этом небесном воине своего защитника и покровителя - святителя
Спиридона Тримифунтского .
Неожиданное спасение острова от турецких захватчиков заставило местные власти признать освободителем острова святителя
Спиридона . В знак благодарности правитель острова адмирал Андреа Пизани подарил церкви серебряный подвесной светильник со множеством лампад, а местные власти приняли решение, что каждый год будут предоставлять масло для зажигания этих лампад. Через год 11 августа, был установлен праздник в честь Святого. Замечено, что именно в этом крестном ходе принимает участие самое большое количество верующих. После возвращения крестного хода в церковь святые мощи выставляются для трёхдневного поклонения (до захода солнца 13 августа).
Керкира - единственный остров в Ионическом море, который никогда не находился под властью турок. Местные жители очень гордятся этим.
Спиридона и постоянно молили Господа и своего небесного покровителя о спасении. Вера их не была посрамлена - надежда на Бога никогда не обманывает тех, кто её имеет. И в этот раз за три дня до прекращения эпидемии на верху колокольни жители города увидели сияние неземного света, внутри которого была ясно видна фигура Святителя с крестом в руке. Святой Спиридон преследовал чуму, которая приняв вид черного призрака, пыталась ускользнуть от чудотворца.
Чтобы выразить свою благодарность Святому, жители острова обратились к властям с просьбой об установлении дня празднования. 29 октября 1673 года Венецианское правительство приняло решение ежегодно в первое воскресение ноября проводить крестный ход в память чудесного избавления от страшной болезни.


Крестный ход с мощами св. Спиридона (г. Керкира, о. Корфу)

Ника Кравчук

Спиридон Тримифунтский: почему стаптываются башмачки на мощах святого?

По популярности и отзывчивости к нуждам ближнего его можно было бы сравнить с Николаем Чудотворцем, по гостеприимству — с ветхозаветным праотцем Авраамом. Он родился на острове Кипр, с детства смиренно пас овец, но Господь готовил ему иной путь: стать пастырем душ человеческих. Этот святой — Спиридон Тримифунтский. Ко дню памяти святителя 25 декабря, мы расскажем, какой же была жизнь этого праведника, почему к нему за помощью обращаются в самых сложных жизненных ситуациях и что это за современное чудо — на мощах святого раз в год меняют башмачки, так как они … стаптываются.

Пастух и пастырь

Родился будущий святой приблизительно в 270 году. Он был пастухом — с детства пас стада овец, много времени проводил среди природы. На иконах святого изображают в интересном головном уборе. Оказывается, это шапочка пастуха, сплетенная с лозовых прутьев или сшитая с овечьей шерсти.

Когда пришло время, Спиридон создал семью, у него родилась дочь Ирина. Затем супруга святого умерла, и он всю свою жизнь посвятил служению Господу и людям. Вскоре его даже избрали епископом города Тримифунт.

Чем прославился Спиридон Тримифунтский?

Как при жизни святого, так и в наше время святителя Спиридона очень любят верующие. За что? Об этом читайте в следующих шести пунктах.

1. Помощь ближним

Святой Спиридон был чрезвычайно отзывчивым и гостеприимным человеком. Собранный урожай он разделял на две части: одну раздавал беднякам, а вторую держал в каморе, но не под замком. Каждый нуждающийся мог прийти и взять себе зерна столько, сколько надо, а с урожая вернуть на место. Святитель Спиридон никогда никого не проверял. Но люди всегда брали и возвращали по совести. Конечно, нашелся один нечестный человек: он взял зерно, а возвращать на место не хотел. Но Господь и святой «мягко» обличили его.

2. Щедрость

Однажды на стадо святого напали разбойники. Но в тот момент, когда они хотели украсть овец, ангелы неведомо связали их. Злоумышленники не могли и пошевелиться. Когда это утром увидел святой Спиридон, он молил Бога о помощи. Вдумайтесь: слезно просил, чтобы Господь отпустил и вразумил воров. После этого святитель уговаривал разбойников оставить нечестный труд и каждому подарил по овечке.

3. Вера

В Евангелии Спаситель говорит, что если бы наша вера была хоть с горчичное зернышко, то от наших слов могли бы горы двигаться с места на место. Спиридон Тримифунтский на деле исполнил эту заповедь.

Однажды епископ спешил на помощь другу: злые люди оклеветали товарища святого и готовили того к смертной казни. Дорогу святителю преградил водный поток. Святитель Спиридон именем Господа приказал воде разойтись и посуху пошел далее.

Также в житии святого описывается факт удивительной Литургии, во время которой святому подпевал ангельский хор. Многие люди еще с улицы слышали удивительное пение, а когда заходили в храм, недоумевали, что в нем служат только епископ и дьякон.

4. Чудотворения

За скорую помощь и многочисленные чудеса Спиридон Тримифунтский и обрел такую популярность у верующих. Его даже часто изображают на одной иконе вместе с Николаем Чудотворцем.

Епископ Спиридон, если надо было спасти урожай от засухи или проливного дождя, управлял стихиями. Святой исцелял больных и даже воскрешал мертвых.

Однажды к нему пришла женщина, которая до этого поклонялась языческим богам, с мертвых ребенком на руках. И святитель исцелил младенца. Когда удивленная мать увидела это чудо, то упала мертвая от пережитого волнения. Но святой Спиридон «разбудил» и ее. После этого она стала христианкой.

Одно из чудес святого было связано с его дочерью Ириной. Какая-то знатная женщина поручила Ирине хранить ее ценные вещи, но через некоторое время дочь святителя Спиридона умерла. Чтобы узнать, где же все-таки находятся драгоценности, и отдать их даме, Спиридон Тримифунтский воскресил свою дочь и получил от нее всю нужную информацию.

5. Простота и мудрость

Как епископ Тримифунта святитель Спиридон был участником Первого Вселенского собора в 325 году в Никее. Здесь присутствовали многие выдающиеся религиозные мыслители того времени. Но Спиридон Тримифунтский, обычный пастух и пастырь Божий, в неком смысле был выше этих умов. Он имел искреннюю веру, простоту и мудрость. А именно этого не хватало для обличения ереси Ария — еретическое движение утверждало, что Христос не равен Богу Отцу по божеству.

По преданию, святитель Спиридон дискуссировал с неким греческим философом, отстаивавшим идею арианства. Святой сказал: «Мы верим, что Господь создал все из ничего Своим Словом и Духом. И это слово — Сын Божий — воплотилось и через Деву Марию пришло в мир. Христос пришел на землю, чтобы искупить каждого человека, пострадал на кресте, умер и воскрес. Мы верим, что Иисус Христос Единосущный с Отцом. Просто верим, без любых лукавых размышлений, ибо это божественная тайна. А такую тайну человеческий ум постигнуть не может».

После этого философ отверг арианство, а Спиридон Тримифунтский образно показал смысл почитания Пресвятой Троицы. Он взял кирпич и сжал в руке. Произошло чудо: вверху вспыхнуло пламя, вниз потекла вода, а глина осталась в руках святителя. Тримифунтский епископ просто прокомментировал: «Хоть вы увидели три стихии, но кирпич был одним. Так и Пресвятая Троица: Лица три, а Божество — триедино».

6. Нетленные мощи и стаптываемые башмачки

Спиридон Тримифунтский отошел к Богу где-то в 348 году. Он знал дату своей кончины и умер во время молитвы. Последние его слова касались любви ко Господу и к ближнему.

Рака с мощами святого пребывает на острове Корфу, в главном его городе, Керкире. Праведные останки спустя шестнадцать веков остаются нетленными. Более того: их температура остается такой, как у живого человека. Но это еще не все чудеса.

Каждый год нетленные останки святого одевают в новое облачение. И что удивительно, башмачки на ногах через какое-то время оказываются поношенными. Иногда на них можно даже найти морской песок.

Люди верят, что любимый святой телесно ходит по земле и помогает всем нуждающимся. Многие приезжают помолиться перед его праведными останками — два раза на день в храме святителя Спиридона в Керкире открывают раку.

Но бывают случаи, когда ключ не слушается. Верующие считают, что в это время святого нет в храме, он помогает кому-то из людей. Конечно, это все напоминает благочестивые сказки, но есть одно «но» — рассказы очевидцев. В частности один моряк засвидетельствовал, что во время бури его спас Спиридон Тримифунтский. На башмачках святого тоже иногда остаются следы песка. Верить или не верить, молиться святому в сложных ситуациях или нет — решайте сами. Пока один сомневается, другой получает помощь.

Предлагаем вам посмотреть интереснейший фильм о житии святителя:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Колокольня храма свт. Спиридона Тримифунтского в городе Корфу (Керкира) на острове Корфу. Фото Елены Джабир

25 декабря Православная Церковь чтит память свт. Спиридона Тримифунтского (ок. 348). Предлагаем фрагмент, посвященный святому, из повести писательницы Олеси Николаевой из книги «Корфу».

ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВА

Покровителем Корфу считается святитель Спиридон Тримифунтский, хотя он никогда не жил на этом острове, а жил на Кипре, где нес христианское служение, совершал великие подвиги молитвы и милосердия и чудеса. Но на Корфу были перенесены еще в 1456 году из захваченного мусульманами Константинополя его мощи, и с тех пор он телесно и пребывает здесь, защищая и помогая всем, кто обращается к нему с верой и молитвой.

Город Корфу (Керкира). Фото Елены Джабир

Я так люблю святителя Спиридона и столько раз чувствовала его любовь, защиту и помощь, что живо ощущаю его присутствие в моей жизни: молитвенно позовешь его — он откликнется. А теперь, здесь, в Керкире, приближаяcь к его мощам и стоя перед ними в ожидании, когда их откроют, я испытываю радость ВСТРЕЧИ. Воистину — «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». Это — одно из самых поразительных откровений христианства.

Возле храма свт. Спиридона на Корфу. Фото:

Считается, что это святитель Спиридон в свое время не допустил на остров турок, которые захватывали вокруг все новые и новые земли: в 1531 году янычары, готовясь взять Корфу, обложили его изнурительной осадой. Казалось, падение Керкиры — его главного города — неминуемо. Но жители обратились за помощью к святителю, и турки были разгромлены, несмотря на их значительный численный перевес над защитниками-христианами.

С 1386 по 1791 год здесь господствовали венецианцы, потом ненадолго сюда пришли французы, но в 1799 году русский флот, возглавляемый славным адмиралом Ушаковым, ныне причисленным к лику святых и особо почитаемым здесь, на Корфу, разбил их и освободил остров. А в 1814 году установилось британское господство, воспоминанием о котором остался английский язык: им — уже традиционно — владеют местные жители.

До сих пор чувствуется то, что не турки, а венецианцы на острове задавали тон: столица Корфу Керкира напоминает и Венецию, и Геную, и Падую, и Мальту, а в главных православных храмах — святителя Спиридона и митрополичьем, где хранятся мощи св. царицы Феодоры, на греческом богослужении церковное пение сопровождается органом — очень осторожным, очень деликатным, словно старающимся имитировать человеческий голос. Да и весь корфианский мелос свидетельствует о своей самобытности, о свободе, не знавшей мусульманских притеснений и веяний. И кажется, что здесь с незапамятных времен так и живут древние феаки, не ведавшие кровопролитий и катастрофического смешения кровей, народ христолюбивый и мирный… Ведь это именно они — феаки — во главе со своим царем Алкиноем приветили у себя уже почти отчаявшегося хитроумного Одиссея и доставили его наконец-то на родную Итаку. (…)

Святитель Спиридон не только спасал Корфу от захватчиков-иноверцев, но и останавливал (дважды) эпидемии чумы, избавлял жителей от землетрясения, засухи и голода, исцелял от смертельных болезней и даже — такое тоже бывало — воскрешал из мертвых. Может быть, чудо с четырьмя миллионами оливковых деревьев — это тоже не без его участия? Вон албанцы пытались при Энвере Ходже устроить на своих скалах террасы и насадить виноградники, даже китайцев приглашали в советчики. Но ничего у них не вышло — виноградники засохли и остались лишь уродливо перерытые голые скалы.

…Или в Албании это потому, что именно сюда, когда она называлась еще Иллирией, был некогда отправлен в ссылку злочестивый Арий после осуждения его ереси на Соборе? Там — Арий, здесь — Спиридон. (…)

Про святителя Спиридона на Корфу по сей день ходят легенды, будто бы он, пребывая телесно в своем храме, во время литургии поворачивает голову в сторону святого Престола. А по ночам — ходит: ему часто меняют облаченья и подошвы расшитых тапочек оказываются стоптанными. Кроме того, известно множество свидетельств, когда он исцелял безнадежно больных, предупреждая их о готовящемся чуде своим появлением. (…)

В житии святителя Спиридона сказано, что он был женат, и жили они с женой благочестиво, родив дочь. А потом жена умерла. И далее после этой спокойной констатации своим чередом описываются дальнейшие события жизни святого. Так и положено в житии, обязывает сам жанр, чтобы не было тут ничего лишнего, ничего психологического. Но на самом-то деле, как бы смирен и кроток он ни был, наверняка ведь и страдал, и плакал, и горевал. Даже Христос, узнав, что Лазарь умер, «восскорбел духом» и «прослезился», потому что, как сказано, «Он любил его» (Ин. 11:33, 35, 36).

Так и Спиридон любил жену — почему бы ему ее-то не любить, когда он любил всех? Именно по любви он, приютив у себя голодного и изнемогающего странника и не имея никакой постной пищи, чтобы его покормить (был пост), угостил его мясом, причем, чтобы тот не смущался, сам разделил с ним трапезу. По любви беседовал с идолослужителем Олимпом, пытаясь отвратить его от языческого заблуждения. По любви давал нуждающимся деньги и пищу. Исцелял, воскрешал из мертвых, усмирял бурю.

Когда жена умерла, у Святителя Спиридона осталась на руках дочка, сирота Ирина, он растил ее, заботился, болел за нее душой, как все добрые родители. А потом и она умерла, как сказано, «в расцвете лет».

Ирина тоже была наверняка очень хорошая, любящая дочь. Какая-то богатая женщина дала ей на хранение свои драгоценности — то есть ей можно было доверять, зная, что она не предаст, не обманет, не поступит низко… Значит, земная жизнь Святителя была полна горя, и много в ней было того, что можно пережить только великим страданием и терпением. Это только нам, издалека, через условный язык жития видится, что святым все давалось легко.

Нет, конечно, разумеется, для верующего человека умерший не сгинул, не пропал, душа его жива, тело ждет воскресения… И все же. Христос ведь знал, что Он вот-вот воскресит умершего Лазаря, а все же не сдержал слез, услышав, что друг его мертв. Значит, и нам не возбраняется плакать от нашей любви, когда плачется, и страдать, и страдание это проходить насквозь.

У меня есть два «жития» святителя Спиридона. Одно — составлено неким греком Михалисом Г. Ликисса, другое — вышло недавно в Москве и написано А.В. Бугаевским. Во втором житии, в отличие от первого, утверждается, что святителю Спиридону, несмотря на явленные им чудеса и свидетельства его прозорливости, так и не удалось обратить в христианство языческого жреца Олимпа. Тот, хотя и относился к Святителю с почтением, все же не принял Христовой веры. И это не менее важный и красноречивый факт жизни святителя Спиридона, чем если бы он все-таки обратил идолослужителя.

Здесь, в решении свободной воли человека, в его личном выборе — краеугольный камень христианства. Никто и ничто не спасает автоматически. Даже в числе двенадцати ближайших учеников Христовых оказался предатель. У человека до последней минуты жизни нет верных гарантий спасения. Пока не прервется дыхание, с ним остается роковой вопрос его вольного произволения, возможность исповедовать Христа или отречься от Него. До самого смертного часа человеку не дано знать, примет ли его — такого, при всех его заслугах или вовсе без оных — Христос. Единственное, что перекрывает этот страх быть отвергнутым, это — любовь. Любовь ко Христу, которая «не перестанет», которая «все покрывает» и которая верит в милосердие Божье: «всему верит, всего надеется, все переносит». (…)

У святителя Спиридона было несколько историй, непосредственно связанных с деньгами. Это когда после сильного наводнения к нему пришел разорившийся крестьянин и поведал о своей беде: он обратился к знакомому ему состоятельному человеку и попросил одолжить зерна для посевов с тем, что после урожая он вернет ему это зерно с лихвой. Но тот потребовал от него залог, которого у бедняка не было.

И тогда святитель Спиридон дал ему для залога дивное украшение — золотую змею. Перед такой ценностью владелец амбаров не смог устоять и наделил крестьянина зерном. Тот посеял его и вскоре получил небывалый урожай. Выручив за него немалые деньги, крестьянин на радостях поспешил к богатому землепашцу, чтобы вернуть долг. Но богачу уже так не хотелось расставаться с драгоценностью, что он слукавил: мол, не получал он никогда никакой золотой змеи, в глаза ее не видывал и потому возвращать ничего крестьянину не будет.

Фреска в храме свт. Спиридона на Корфу.Фото: spyridon-trumituntsky.narod.ru

Крестьянин поведал эту историю святителю Спиридону, и святой уверил его, что плут вскоре будет наказан. Богач же тем временем решил полюбоваться столь ловко присвоенной драгоценностью и полез в сундук, где она хранилась. Каков же был его ужас, когда он обнаружил вместо золотого изваяния живую змею! Он захлопнул крышку сундука, отыскал крестьянина и, ссылаясь на то, что он только что вспомнил всю эту историю с залогом, предложил вернуть драгоценность в обмен на уплату долга.

Крестьянин принес деньги, а богач подвел его к сундуку и предложил забрать из него то, что там хранилось. Крестьянин отвалил крышку и вытащил оттуда сверкающую золотом литую змею.

Когда крестьянин вернул драгоценность святителю Спиридону, тот пригласил его пойти с ним на огород, где и положил на землю сокровище. После этого он воззвал к Господу с молитвой благодарения, и змея, сослужив свою службу в качестве золотого изделия, превратилась в живую скользкую тварь и тут же уползла по своим змеиным делам. И потрясенный крестьянин понял, что святитель Спиридон, который так хотел ему помочь и сам не имел ничего, что бы можно было отдать в качестве залога, умолил Господа превратить это пресмыкающееся в драгоценный предмет. Ибо — «Господь творит все, что хочет, на небесех и на земли, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6). Но каково же дерзновение святого, какова сила его молитвы!

Это ведь еще и притча об эфемерности стоимости земных вещей…


Просить о благах, связанных с кошельком, в христианстве не принято, но заступник у тех, кому нужна работа и помощь в деньгах, есть – святой Спиридон. К нему и идут в московский Данилов монастырь, где хранится его… башмачок.

«Деловые» на службе

В Покровском храме монастыря почти всегда очень тихо и спокойно – люди подходят к иконам, ставят свечи и молятся. У одного из ликов долго стоит молодой мужчина лет тридцати с сумкой для ноутбука – читает в записной книжке молитву, потом истово крестится, целует икону и прикладывается к стеклу ящичка, в котором лежит главная реликвия этого храма – шитый золотом бархатный башмачок.

На первый взгляд башмачок как новенький, но при более пристальном рассмотрении на ткани видны белые потертости.

Существует поверье, что Спиридон до сих пор ходит по миру и помогает нуждающимся, поэтому и обувь с его мощей постоянно снашивается. Раз в полгода мощи святого, хранящиеся на острове Корфу, переобувают, а «сношенные» башмачки дарят. Данилов монастырь получил свой в дар от греческого митрополита пять лет назад.

– Чаще всего к нам подходят с вопросом: «А где же у вас башмачок и икона Спиридона?» – рассказывает служительница, убирая огарки с подсвечника. – На иконе верующие оставляют записочки с просьбами, через некоторое время мы их сжигаем. Как-то женщина приносила с собой тапочки, видимо, их обладатель сам в храм прийти не смог, и прикладывала через стекло к башмачку. Сказала, что это тоже помогает.

Многие узнают о Спиридоне непосредственно в храме – рядом с его иконой есть информационная табличка, но много и таких, кто приезжает специально и кто бывает у Спиридона регулярно. У иконы святого часто видят молодого американца – в Москве у него свое дело, открыть которое предложил отец-бизнесмен, но помогать сыну из принципа не стал, вот и просит парень помощи у Спиридона. Говорят, прибыль у американца в этом году заметно выросла.

Мужчины в строгих костюмах и в окружении телохранителей на службах здесь совсем не редкость. Их трудно не заметить, вернее, не услышать, потому что прямо во время богослужения они ведут по телефону переговоры. Для «деловых» повесили объявление, но запрет не очень-то действует.

Месяца три назад в Покровском храме видели Стаса Михайлова, одного из самых богатых российских артистов по версии Forbеs. О чем певец просил Спиридона, никому не ведомо, но по стечению обстоятельств примерно в это время Стас купил для семьи квартиру за 120 млн рублей.

– Певцов и актеров тут много бывает, – рассказывает усатый казак в папахе. Вот уже больше 20 лет Данилов монастырь охраняется казаками. – У меня целая коллекция с автографами Ольги Аросевой, Евгения Стеблова, Лёни Голубкова. Уж не знаю, к Спиридону ли, но в Покровский храм они заходили.

«Отдашь, когда сможешь»

Несмотря на то, что жил Спиридон семнадцать веков назад, известно о нем много. Родился святой на острове Кипр в обеспеченной семье, в наследство ему достались дом и земли. Спиридона избрали епископом города Тримифунты. К статусному, но доброму земляку киприоты обращались без стеснения, просили у него взаймы. Спиридон не отказывал, обязательств не требовал и говорил: «Отдашь, когда сможешь».

Жизнь епископа перевернула смерть горячо любимой жены, которую он воспринял как знак. Спиридон распродал имущество, раздал бедным вырученные деньги, простил долги заемщикам и, оставив себе лишь одежду с посохом, пошел скитаться.

Скиталец и пастух Спиридон совершил немало чудес, которые передавались из уст в уста. По легенде, однажды к святому пришла женщина и принесла тело утонувшей дочери. Мать так сильно горевала, что Спиридон решил ей помочь и оживил девочку. Пожилая женщина не выдержала и от потрясения скончалась. Спиридон воскресил и ее. Как-то обратил змею в золотой слиток и отдал его крестьянину, чтобы тот взял под залог у богача семена для посева. Со временем за Спиридоном закрепилась слава заступника нуждающихся.

После смерти его мощи оказались в храме Софии в Константинополе, а после захвата Византии были перевезены на греческий остров Корфу, где и по сей день хранятся в одном из храмов. За 17 веков, свидетельствуют паломники, тело Спиридона практически не изменилось, у него постоянная температура – 36,6 градуса. Периодически святому меняют одежду, потому что она чудесным образом снашивается. Башмачки Спиридона вместе с благодатью расходятся по миру.

О миллионе не проси

В православии святых, которые считаются покровителями брака или помогают при болезнях, немало, а вот решать материальные проблемы идут лишь к Спиридону – и это своего рода уникальный случай.

– Во-первых, в христианстве не принято заботиться о материальном, думать надо о спасении души, – объясняет Александр Блохин, заведующий экскурсионным бюро Данилова монастыря. – Во-вторых, было действительно замечено, что Спиридон ходатайствует перед Господом в материальных вопросах.

Служители Покровского храма рассказывают, что полтора года назад, когда десницу Спиридона привозили для поклонения в Данилов монастырь, случилось несколько чудес. Так, две женщины, которым нужно было отдать долг за квартиру в 51 тысячу рублей, на обратном пути нашли конверт, в котором лежала именно эта сумма. Необычный случай произошел недавно и с певчей храма Валентиной Дмитриевой, худенькой подвижной старушкой:

– Подходит ко мне после вечерней службы молодой мужчина и сует что-то в карман со словами «Помолись за меня, бабушка, меня Артемом зовут». Пришла я домой, руку в карман засунула, а там доллары. Я на эти деньги в Иерусалим съездила.

Говорят, заступничеством Спиридона люди удачно разменивают жилплощадь, неожиданно получают квартиры, после долгих мытарств устраиваются на хорошую работу. Но в Даниловом монастыре предостерегают: хоть Спиридон и помогает решить сложные финансовые вопросы, просить его надо разумно. Особняк на Рублевке или миллион долларов он вряд ли даст, а вот если человек и правда в чем-то сильно нуждается и молится от души, обязательно заступится.

Уж не знаю, почему, но в помощь Спиридона верится больше, чем в государственную программу поддержки молодых семей. Для нас, мучимых квартирным вопросом, греческий пастух, может быть, единственный шанс. Пока, во всяком случае.

Чудесное

Даже башмачки-сувениры помогают!

Протоиерей Игорь Фомин , клирик Казанского собора на Красной площади:

– Легенда о башмачках Спиридона кажется невероятной для человека невоцерковленного. В сознании же христианина мир небесный тесно пересекается с земным. Я своими глазами видел стертые башмачки-сувениры у знакомого дьякона, купленные им на Корфу. После поездки он их поставил за икону Спиридона, а когда год спустя достал, они оказались сношенными. В это же время у него подошла очередь на жилье.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»