Среды жизни и места обитания животных взаимосвязи животных. Среда обитания и условия существования животных Почему меняется среда обитания животных

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Основные среды жизни животных - это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Наземно-воздушная среда. Ее освоили пауки, насекомые, пресмыкающиеся, птицы, звери (рис. 7. А). Здесь встречаются животные, быстро бегающие по открытым пространствам (степям, лугам, пустыням); обитающие в лесу и лазающие по ветвям деревьев и кустарников; живущие под пологом леса.

Рис. 7. Животные разных сред жизни: А - наземно-воздушной; Б - водной; В - почвы; Г - обитающие в других и на других животных

Пo условиям обитания наземно-воздушная среда - самая разнообразная. Поэтому животные, освоившие ее, отличаются многообразием, сложным строением и поведением.

Водная среда обитания. Условия жизни животных в ней сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды. Плотность воды почти в 1000 раз больше, чем плотность воздуха. В воде более сильные перепады давления, меньше кислорода, активнее, чем в воздухе, происходит поглощение солнечных лучей. В водной среде обитают рыбы, киты, дельфины, раки, моллюски, насекомые и др. (рис. 7, Б). Одни животные «парят» в толще воды (планктон), другие быстро плавают (нектон), некоторые держатся у дна (бентос) или у самой поверхности водоема.

Почва как среда жизни. Почва имеет очень плотную структуру, в нее не проникает свет. Здесь сглажены температурные перепады, создается особый режим влажности. Вместе с представителями других царств организмов в почве обитают такие животные, как дождевые черви, клещи, личинки насекомых, муравьи, медведки (рис. 7. В). Многие звери роют норы в почве, а крот и слепыш всю жизнь проводят под землей.

Некоторые животные освоили не одну, а сразу две среды. Так, лягушки живут и в наземно-воздушной и в водной средах, суслики и полевые мыши - в наземно-воздушной среде и в почве.

Места обитания животных. В любой среде животные заселяют ее не полностью, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания животных (рис. 8).

Рис. 8. Животные различных мест обитания в водной среде

Соловьи встречаются только в сырых затемненных участках леса у водоемов и опушек. Щуки, обитающие в реках, предпочитают места с медленным течением и водными растениями у берегов (омуты и заводи).

У крупных подвижных животных места обитания большие и просторные. Например, киты и дельфины живут в морях и океанах. Шустрые подвижные синицы обитают в смешанных лесах, дубравах и хвойных рощах. Мелкие-животные занимают небольшие места обитания. Так, тли живут на зеленых листьях и молодых побегах растений. Нередко одно и то же место обитания населяют разные виды животных. Места обитания, занимающие обширные площади, например моря, леса, степи, населяет наибольшее число видов животных.

Животные хорошо приспособлены к жизни в определенных местах обитания. У степных животных длинные ноги, способствующие быстром}- бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных - плавники или плавательные перепонки между пальцами. Многие животные успешно скрываются от врагов благодаря защитной окраске и маскирующей форме тела.

Взаимосвязи животных в природе

Взаимоотношения животных, когда одни добывают других, умерщвляют и питаются ими, называют хищничеством.

Рис. 9. Хищники и жертвы: 1 - сокол и голубь; 2 - жук и гусеница; 3 - щука и плотва

Хищники - это сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, которая ловит и поедает плотву (рис. 9). Животные, на которых охотятся хищники. - их жертвы. У хищников есть приспособления для охоты - это ловчая паутина паука, мощные зубы волков и тигров. острые когти сов. У жертв существуют приспособления, чтобы спрятаться, убежать от хищника, защититься от него. Это быстрые ноги у антилопы, большие уши у зайца, покровительственная окраска у хамелеона, иглы у ежа, ехидны.

Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения.

Рис. 10. Конкуренты в охоте на мышь: 1 - черный хорек: 2 - ласка; 3 - горностай

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей - горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полевками (рис. 10); из птиц - мухоловки и синицы, конкурирующие друг с другом за подходящие для гнездования укрытия (дупла). Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении. Между животными существуют и взаимовыгодные отношения - симбиоз (с ним вы познакомились при изучении растений) (рис. 11). Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию.

Рис. 11. Симбиоз: рак-отшельник и актиния

Она защищает его жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник. перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять места охоты и ловить больше добычи. Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного животного и безвредны для другого. Подобные взаимоотношения называют квартирант-ством. К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы (рис. 12). Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.

Рис. 12. Квартиранты: нора сурка с квартирантами

Место и роль животных в природных сообществах

Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами: бактериями, грибами.

Обитающие вместе живые организмы образуют биологические сообщества, или биоценозы. Биоценоз - это совокупность животных, растений, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоема. Таковы, например, растения и животные, грибы и бактерии, обитающие в одном пруду, болоте, лесу или на лугу. Более мелкие биоценозы входят н состав более крупных. Основные формы взаимоотношений организмов в природных сообществах - это пищевые (трофические) связи. В любом природном сообществе начальным пищевым звеном, создающим в нем запас энергии, являются зеленые растения, которые на свету из углекислого газа, воды и растворенных в ней минеральных солей создают органические вещества. Растениями питаются растительноядные животные. Их. в свою очередь, поедают животные-хищники. Так в природных сообществах возникают сложные пищевые связи - выстраиваются цепи питания (рис. 13). Конечным звеном любой цепи питания являются организмы, разлагающие органические вещества до минеральных.

Рис. 13. Пищевые связи в биоценозе (цепь питания)

Положение вида и его роль в биоценозе, определяемые его связями с другими видами и отношением к факторам живой и неживой природы (свету, влажности, температуре и т. п.), называется экологической нишей.

Экосистема - совокупность различных организмов, населяющих определенную территорию и живущих в конкретных условиях: при определенных температуре, давлении, влажности, солености. В экосистеме живые организмы и компоненты неживой природы объединены круговоротами веществ и потоками энергии. Крупные наземные экосистемы часто называют биогеоценозами.

Организмы взаимодействуют не только между собой, формируя сообщества, но и с абиотической (неживой) средой обитания (почвой, атмосферой. гидросферой) и таким образом существуют в составе экосистем, в том числе биогеоценозов.


Жизненная форма - морфологический тип приспособления животного к основным факторам местообитания и определённому образу жизни.

Водная среда обитания. Все пресноводные водоёмы можно разделить на три большие группы: реки, стоячие водоёмы (озёра, пруды и т. д.) и временные - пересыхающие водоёмы.

Животных, обитающих в водоёмах, подразделяют на крупные категории жизненных форм по приспособлениям к обитанию в разных ярусах и биоценозах (рис. 1): нейстон - обитатели поверхности воды; планктон - пассивно передвигающиеся, или «парящие», в толще воды; нектон - свободно перемещающиеся в толще воды, активно плавающие животные; бентос - обитатели дна водоёмов; перифитон - животные, прикрепляющиеся к подводным предметам. На быстром течении обитают реофильные формы, имеющие приспособления, препятствующие их сносу водой (уплощённое тело, цепкие конечности, прикрепительные приспособления). Реофильные формы живут в условиях хорошего обеспечения кислородом, поэтому многие из них обладают кожным дыханием. К этим формам относятся, например, личинки веснянок, подёнок, ручейников. Стагнофильные животные населяют стоячие или медленно текучие водоёмы. Это личинки стрекоз, комаров-звонцов, плавунцы и их личинки.

Рис. 1. Экологические группировки обитателей водоёмов

Наземно-воздушная среда обитания. Сюда относятся воздушное пространство, растительность и поверхность почвы.

Беспозвоночных, обитающих на более или менее открытых участках поверхности почвы, относят к группе эпигеобионтов (жужелицы, некоторые виды саранчовых). Среди них выделяют псаммобионтов - обитателей песчаного субстрата, петробионтов - обитателей каменистых россыпей и галобионтов - жителей засоленных участков почвы.

Беспозвоночных, обитающих в травянистом ярусе и объединённых сходными адаптациями к жизни на тонких стеблях и листьях растений, относят к хортобионтам (улитки, жуки-листоеды, гусеницы бабочек, пауки).

К тамнобионтам и дендробионтам относят животных, обитающих на кустарниках и деревьях.

Обитатели коры и древесины - это ксилобионты (личинки жуков короедов, лубоедов, заболонников, усачей, златок, некоторых двукрылых).

Почва. Поверхностнообитающие животные называются эпибиос , обитатели подстилки - стратобиос , толщи почвы - геобиос.

Существуют четыре размерные группы животных почвы:

Нанофауна - простейшие, коловратки и нематоды - физиологически водные животные, обитающие в тончайших плёночках воды, окружающей почвенные частицы, и в почвенных капиллярах. Их размеры не превышают 0,1 мм.

Микрофауна - к этой группе относятся микроартроподы и некоторые нематоды - обитатели мельчайших почвенных полостей, по которым они передвигаются как по системе пещер и тоннелей (рис. 2). Это клещи, нематоды, пауки, мелкие жуки.

Рис. 2. Микрофауна почвы:

1–4 - жгутиковые; 5–8 - голые амёбы; 9–10 - раковинные амёбы; 11–13 - инфузории; 14–16 - круглые черви; 17–18 - коловратки; 19–20 - тихоходки

Мезофауна - крупные беспозвоночные величиной до нескольких сантиметров. К этой группе относятся дождевые черви, мокрецы, многоножки, личинки многих насекомых (рис. 3).

Макрофауна - млекопитающие - землерои (кроты), жабы, змеи, грызуны, дождевые черви (рис. 4).

Рис. 3. Мезофауна почв:

1 - лжескорпион; 2 - гамазовый клещ; 3–4 - панцирные клещи; 5 - многоножка пауропода; 6 - личинка комара-хирономиды; 7 - жук семейства Ptiliidae; 8–9 коллемболы

Рис. 4. Макрофауна почв:

1- дождевой червь; 2 - мокрица; 3 - губоногая многоножка; 4 - двупарнононогая многоножка; 5 - личинка жужелицы; 6 - личинка щелкуна; 7 - медведка; 8 - личинка хруща

Рис. 5. Наездник, заражающий тлю

Климат Африки, расположенной в зоне повышенной освещённости и обласканной щедрыми лучами солнца, весьма благоприятствует обитанию на его территории самых разнообразных форм жизни.

Именно поэтому фауна континента чрезвычайно богата, а про животных Африки ходит множество замечательных легенд и удивительных историй. И только деятельность человека, влияющая не самым наилучшим образом на изменение экосистемы, способствует вымиранию многих видов биологических существ и снижению численности их популяций, при этом нанося непоправимый вред природе.

Однако, чтобы сохранить в своём неповторимом виде животный мир Африки в последнее время создаются заповедник, заказники, природные и национальные парки, неизменно притягивающие внимания множества туристов возможностью познакомиться с богатейшей фауной материка и всерьёз заняться изучением неповторимого мира тропической и субтропической природы.

Учёных всей планеты уже давно увлекает это удивительное многообразие форм жизни, которое явилось темой для множества научных исследований и полных фантастических фактов увлекательнейших докладов о животных Африки .

Начиная рассказ о фауне данного континента, следует заметить, что тепло и влага на этой огромной территории, близкой к экватору, распределены далеко неравномерно.

Это явилось причиной формирования различных климатических зон. Среди них:

  • вечнозелёные, богатые влагой экваториальные леса;
  • непроходимые безграничные джунгли;
  • обширные саванны и редколесья, занимающие почти половину от общей площади всего материка.

Подобные природные особенности, несомненно откладывают свой отпечаток на многообразие и уникальные особенности природы континента.

А все перечисленные климатические зоны, и даже дышавшие нещадным зноем пустыне и полупустыни, наполнены и кишат живыми организмами. Вот лишь некоторые, наиболее распространённые представители фауны благодатного жаркого материка, дикие животные Африки .

Лев

Царь зверей по праву причисляется к самым крупным хищникам континента. Благоприятной и излюбленной зоной обитания этого наземного животного с характерной густой гривой, чья масса тела достигает подчас 227 кг, являются саваны, привлекающие этих неистовых существ открытым ландшафтом, необходимым для свободы передвижений, наличием водопоев и огромными возможностями для удачной охоты.

Здесь во множестве обитают разнообразные копытные животные Африки – частые жертвы этого жестокого хищника. Но следует заметить, что из-за чрезмерного истребления в ЮАР, Ливии и Египте, такие дикие свободолюбивые и сильные создания сами стали жертвами необузданных страстей и жестокого обращения, и на сегодняшний день встречаются в основном лишь в Центральной Африке.

Гиена

Млекопитающее длиной до полутора метров, являющееся обитателем саваны и редколесья. По виду эти животные похожи на угловатых растрёпанный собак.

Буйвол

Огромные стада этих внушительных животных с крупными рогами бродят по саванам, проживая преимущественно южнее пустыни Сахара. Это грозные противники для своих врагов, группой способные даже нападать на , но питаются травой и листьями растений.

На фото лемуры

Бабуин

Примат из рода павианов, обладающий длиной тела около 75 см и огромным по величине хвостом. Чаще всего такие животные имеют желтоватую окраску, встречаются в лесах юга и востока Африки, также распространены и в открытых районах указанных территорий.

Павиан

Обитает в Южной Африке. Обладает длинной мордой, похожей на собачью, покрыт густым мехом, имеет внушительные клыки, мощные челюсти, изогнутый и заострённый хвост.

Облик особей мужского пола украшает большая белая грива. Их основными врагами являются крокодилы, гиены, леопарды и львы, которым вполне способны дать отпор своими острыми клыками.

На фото павиан

Горилла

Примат, обитающий в дебрях лесов жаркого континента. Гориллы считаются крупнейшими антропоидами. Длина тела особей мужского пола соответствует росту высокого человека, в отдельных случаясь приближаясь к двухметровым размерам, а вес их огромного тела исчисляется 250 кг.

Но самки меньше по размерам и значительно легче. Плечи широкие, голова массивная, руки огромные по величине с могучими кистями, лицо чёрного цвета.

Шимпанзе

Обезьяна, распространённая в экваториальной части континента, встречающаяся в горных и дождевых лесах тропиков. Длина тела около полутора метров. Их руки гораздо длиннее ног, ушные раковины почти как человеческие, шерсть чёрного цвета, кожа морщинистая.

Обезьяна шимпанзе

Мартышка

Относится учёными к высшим приматам и обладает небольшими размерами. Некоторые виды мартышек имеют хвост, но он может и отсутствовать. Их шерсть длинная и густая. Окрас меха различный: от бело-жёлтого и зеленоватого, до тёмного. Мартышки могут обитать в джунглях, на болотах, а также в горных и каменистых местностях.

Окапи

Достаточно крупные парнокопытные животные, имеющие массу около 250 кг. являются родственниками жирафов, относятся к животным леса Африки и питаются плодами, листьями и побегами различных растений, произрастающих на лоне тропической природы.

Впервые они были открыты более ста лет тому назад знаменитым путешественником Стенли в девственных лесах близ реки Конго. Шея этих животных, в отличие от жирафов, вполне пропорциональной длины. Кроме того, они имеют большие уши, замечательные по своей выразительности глаза и хвост кисточкой.

Животное окапи

Дукер

Животное относится к подсемейству антилоп. Это существа совсем небольших размеров, чаще всего обитающие в труднодоступных лесистых местностях. обладают осторожным и пугливым характером.

А название их в переводе означает «водолаз». Такое прозвище животные заслужили за свою способность, спасаясь, молниеносно скрываться в лоне различных водоёмов, также быстро они исчезают в чаще леса или зарослях кустарников.

Антилопа дукер

Крокодил

Хищное опасное пресмыкающиеся, часто встречающееся во многих реках африканского континента. Это настолько древние животные, что считаются родственниками динозавров, давно вымерших с лица нашей планеты. Эволюция подобных рептилий, приспособленных к жизни водоёмов тропиков и субтропиков, исчисляется миллионами столетий.

В настоящем такие существа мало чем изменились внешне, что объясняется их обитанием на территориях, где климат и условия внешней среды подверглись минимальным изменением за прошедших огромный отрезок времени. обладают ящерицеобразной формой тела и славятся крепостью своих зубов.

Бегемот

Этих животных также называют , что является тоже весьма распространённым названием. На сегодняшний день представители семейства парнокопытных, ввиду значительного истребления, обитают только в восточных и центральных районах африканского континента., причём преимущественно их можно наблюдать в национальных парках. Их внешность характеризуется массивным туловищем и толстыми короткими конечностями.

Карликовый бегемот

От обычного отличается в основном размером и имеет величину полтора метра или чуть больше. Шея животных длинная, ноги непропорциональные с маленькой головой.

Кожа достаточно толстая и имеет коричневый или тёмно-зелёный цвет. Обитает карликовый бегемот в водоёмах с медленным течением, также подобных существ можно встретить в зарослях тропических лесов.

На фото карликовый бегемот

Марабу

Из сухопутных пернатых считается самой крупной, достигая в высоту полутора метров. Голова лишена перьев, впечатляющих размеров мощный клюв, в спокойном состоянии покоящийся на мясистом выступе шеи, покрытом перьями и представляющем из себя своеобразную подушку. Общий фон оперения белый, тёмными являются лишь спина, хвост и крылья.

Птица марабу

Страус

Птица является крупнейшей среди пернатого царства огромной планеты. Высота впечатляющего пернатого достигает 270 см. Ранее эти существа водились на территории Аравии и Сирии, теперь же встречаются лишь на просторах африканского континента.

Они славятся своей длиной шеей и способны в случае опасности развивать огромную скорость. Рассерженный может быть неистов в своей защите и в состоянии возбуждения опасен даже для человека.

Африканский страус самый крупный представитель пернатых

Фламинго

Эта красивейшая птица является родственницей . Подобных прекрасных существ можно встретить у вод мелких солёных озёр и в лагунах. Ещё пол века назад были чрезвычайно многочисленны, но со временем популяция этих обладателей уникальных ярко-розовых перьев понесла значительный урон.

Ибис

– родственники аистов, а также эти птицы известны тем, что были чрезвычайно почитаемы в древние времена в Египте. Они имеют небольших размеров туловище, тонкие, стройны и длинные ноги с плавательными перепонками, чрезвычайно полезными для пернатых, большую часть жизни проводящих в воде. Их шея изящная и длинная, а цвет оперения может быть белоснежным, ярко-алым или серо-коричневым.

На фото птица ибис

Стервятник

Эти хищные птицы предпочитают питаться падалью. Стервятники небольших размеров, обладают слабым и тонким клювом, с похожим на пинцет, длинным крючком на конце.

Не отличаясь большой физической силой, пернатые прославились своей невероятной смекалкой, одним из примеров которой явилась их невероятная способность раскалывать яйца страусов острыми предметами.

Птица стервятник

Черепаха

На африканском континенте водится множество видов самых разнообразных размеров и расцветок. Они в основном заселяют озёра, реки и болота, питаясь водными беспозвоночными и рыбой.

Некоторые из этих рептилий достигают просто невероятных, гигантских размеров, обладая длиной панциря до полутора метров и весом около 250 кг. – известные долгожители, многие из них проживают более 200 лет.

Питон

Входит в число самых огромных рептилий в мире и состоит в родстве с удавами и . Длина некоторых достигает 6 метров. Окрас их может быть самых различных оттенив, однотонным и с причудливыми узорами.

Интересно, что такие впечатляющие по размерам и внешним данным змеи не являются ядовитыми, но способны задушить жертву силой мышц.

Питона считают одной из самых крупных рептилий

Гюрза

В отличие от питона, является смертельно ядовитой. На африканском континенте обитает в основном на северном побережье. Рептилии достаточно крупные, обычно более, чем метровой длины. Голова их треугольной формы и имеет однотонный окрас, спина светло-коричневого или серого цвета, возможен рисунок в виде пятен и линий.


От понятия «среда обитания» следует отличать понятие «условия существования» -- совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва). В отличие от них другие факторы среды хотя и оказывают существенное влияние на организмы, но не являются для них жизненно необходимыми (например, ветер, естественное и искусственное ионизирующее излучение, атмосферное электричество и др.).

Экологические факторы

Экологические факторы. Элементы окружающей среды, которые вызывают у живых организмов и их сообществ приспособительные реакции (адаптации), называются экологическими факторами. По происхождению и характеру действия экологические факторы подразделяются на абиотические (элементы неорганической, или неживой, природы), биотические (формы воздействия живых существ друг на друга) и антропогенные (все формы деятельности человека, оказывающие влияние на живую природу). Абиотические факторы делят на физические, или климатические (свет, температура воздуха и воды, влажность воздуха и почвы, ветер), эдафические, или почвенно-грунтовые (механический состав почв, их химические и физические свойства), топографические, или орографические (особенности рельефа местности), химические (соленость воды, газовый состав воды и воздуха, рН почвы и воды и др.).

Антропогенные (антропические) факторы -- это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Познание мира 2 класс.

Тема: Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

Цель: формирование и расширение знаний о животных и их отличительных признаках.

Задачи: развивать познавательную и творческую активность, критическое мышление,

формировать понятие о среде обитания животных,

расширить и углубить знания о многообразии условий среды и местах обитания животных,

формировать представление об адаптации животных к среде обитания,

содействовать воспитанию самостоятельности, коллективизма, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Орг. момент .

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению животного мира. Я предлагаю провести наш урок в виде слёта юных любителей животных. Слайд

Как называется наука, которая занимается изучением животных? (зоология) Как называют людей, которые изучают животных?

Как называется наука, изучающая птиц? А как называют людей, изучающих птиц?

Что должны знать и уметь юные зоологи и орнитологи? Слайд

Актуализация знаний.

«Мозговая атака»

Мы знаем много разных животных. Попробуйте отгадать, какие животные спрятались в ребусах.

Ребусы о животных. Слайды

тигр медведь

гусеница корова

    На какие группы можно разделить этих животных по способу питания? Слайд

Вывод:(всеядные, хищные, насекомоядные, растительноядные)

Соотнесите данных животных по способу питания. (Работа у доски)

    Какие классы животных вы знаете? (кроссворд)

Кроссворд. Слайд

    Животные, имеющие 3 пары ножек. Тело разделено на голову, грудь и брюшко. На теле имеются насечки. (насекомые)

    Морские и пресноводные животные, тело покрыто чешуёй. (рыбы)

    Животные, выкармливающие потомство молоком. (млекопитающие)

    Животные, обитающие в воде и на суше, кожа голая, часто покрыта слизью. (земноводные- амфибии)

    Животные, ползающие по земле или плавающие, тело покрыто роговыми чешуйками или пластинками. (пресмыкающиеся - рептилии)

    Название, какого класса животных не было названо? (ПТИЦЫ) Слайд

    Назовите особенности этих животных.

(тело покрыто перьями, передние конечности – крылья, откладывают яйца)

Ключевое слово: среда.

Целевая установка.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое среда обитания. Расширим и углубим представление о среде обитания животных разных классов.

Тест: Многообразие животных

Задачи:

    Выявить уровень знаний у учащихся по данной теме;

    Формировать понятие о многообразие животного мира, о среде обитания животных, о значении животных в жизни человека и в природе.

    Основные группы животных:

а) млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые

б) окунь, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные, насекомые

в) дождевой червь, беркут, снежный барс, севрюга жук – олень, цапля

2. Насечки, 3 отдела (голова, грудь, брюшко), 6 ног у …

б) насекомые

3. к какой группе относятся бабочки, медоносная пчела, жук – олень?

а) земноводные

б) насекомые

в) пресмыкающиеся

4. Отличительные особенности представителей группы рыбы – это …

а) крылья, перья

5. Второе название пресноводных – это …

а) амфибии

б) рептилии

в) нет правильного ответа

6. Хвостатое земноводное – это …

а) лягушка

б) саламандра

7. Рептилии – это второе название …

а) насекомых

б) пресмыкающихся

в) млекопитающие

8. Отличительные особенности представителей группы птицы – это …

а) крылья, перья

б) насечки, 3 отдела (голова, жабры, брюшко), 6 ног

в) чешуя, плавники, жабры, плавательный пузырь, боковая линия

Изучение нового материала

Ассоциации.

Какие ассоциации возникают, когда слышите словосочетание «СРЕДА ОБИТАНИЯ»? Слайд

(лес, водоём, степь, пустыня, джунгли, лесостепь, тундра, горы,…)

Предположение.

Что такое «среда обитания»? Слайд

Поиск ответов.

Работа по учебнику. Чтение с пометками. Стр. 95 – 96 Слайд.

Рефлексия.

Что узнали о среде обитания животных?

Среда обитания – природная среда, где животное находит благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитает. Слайд

Физминутка. «Чунга-Чанга»

Среды обитания организмов

Давным –давно случилась приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня не знает когда это было, как это было и было ли… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел матери Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел ?
- Они дышат, размножаются, обладают раздражимостью, питаются, для них свойственно выделение, рост и развитие, процесс обмена веществ.
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на той планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той сказочной Планете, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего, канули в прошлом … Но и сегодня их немало! Маги нынешних времен ведут летопись сказочных существ, подсчет каждого существа – святая обязанность магов. И насчитали Маги таких существ около 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Столько, что не перечесть их признаков отличных. И задумались Маги:
-
Почему все разные живые организмы? Почему отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются учителем или кем-то из учеников – организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
Нашли и вы ответ Магов. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И разделили Маги всю Планету на сказочные Королевства – Среды обитания живых организмов.
Среда обитания – условия, окружающие организм. (запись в тетради)
Таких королевств Маги насчитали и описали несколько на волшебной Планете.
(От понятия «среда обитания» учащиеся рисуют стрелки и составляют схему в тетради).
Первое королевство – Водная среда обитания, второе – Почвенная среда обитания, третья – Наземно-воздушная., четвёртая – организм.

Существует 4 среды обитания: вода, наземно-воздушная, почва, организм. Слайд

Первый признак каждого королевства – это наличие света. В какой среде обитания, в каком королевстве света больше, в каком меньше?

Сообщения уч-ся

Земная жизнь зародилась в воде. Всё что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, летает над землёй и «роется» под землёй – всё это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Они облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга, горы…

1.Какие же условия характерны для водной среды?

Прежде всего водная среда обладает невысокой прозрачностью, в ней часто не хватает кислорода, мало света, а на больших глубинах - высокое давление. Но зато температура здесь колеблется в меньших интервалах, чем в наземно-воздушной.

2. В наземно-воздушной среде много кислорода, достаточно света. Но очень часто температура колеблется в больших пределах, особенно в районах с холодной зимой, и, кроме того, часто не хватает влаги. Обычно ее мало в пустынях и степях. Конечно, обитатели этой среды приспособились к таким условиям.

3. В почвенной среде мало кислорода, нет света, часто бывает слишком много воды. Зато температура более ровная, чем на поверхности. В скрытом от глаз подземном мире живут самые разнообразные животные - птицы и пчелы, барсуки и дождевые черви, черепахи и жабы. Одни, такие, как кроты, проводят в этом царстве вечной тьмы практически всю жизнь. Другие используют норы только как временные убежища - для самих себя или для своего потомства. Например, роющие осы устраивают в земле норы, в которые откладывают яйца и заготавливают корм для будущих личинок. Всех перечисленных здесь обитателей подземного мира можно увидеть. Однако самые многочисленные организмы, которыми буквально кишит почва, настолько малы, что без микроскопа их не разглядеть.

Закрепление изученного.

Работа в группах.

Вы подбирали материал о животных каждого класса. Сейчас вам нужно будет обобщить собранный материал и попытаться ответить на вопрос, как животные вашего класса приспосабливаются к среде обитания.

Среды жизни и места обитания животных

Среды жизни

Названия животных

Место обитания

Приспособления к окружающей среде

Пруд, река, озеро, море, океан

Наземно-воздушная

Стволы деревьев, леса, степи и др.

Почвенная

Норы, муравейники

Проверка групповой работы.

Социализация. Уч-ся представляют свои проекты.

Рефлексия.

Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местам обитания и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?

Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)

Какие приспособления имеются у животных?

Приспособления

Для дыхания

Для плавания

Для добывания пищи

Для тепла

Для маскировки

Плавники

Кожа и лёгкие

Перепонки на лапах

Хвост-руль

Перепонки на лапах

Подведение итога.

Вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом, каждый вид животных приспосабливается к условиям окружающей среды.

Мы все снимаем угол у матушки- природы

И крыша нам над головой – суть купол небосвода!

А весь большой и старый дом битком набит жильцами

И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами

Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее,

Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться,

Умей соседа подобрать, чтоб вовремя ужиться.

Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба

Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт

С ним есть, чем поживиться

Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми

Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"

Рефлексия:

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание . Стр. 95-98, пересказ

И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.

3 класс

ТЕМА УРОКА: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

ЦЕЛЬ УРОКА : Изучить особенности (общие признаки) каждого класса

Сравнить эти классы животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения

Организовать наблюдение за аквариумными рыбками

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : Аквариум с рыбами

Индивидуальные карточки для учащихся

Учебник, рабочая тетрадь

Энциклопедии

Презентация по данной теме

ХОД УРОКА:

Организовать выставку .

1. орг. момент . Настрой детей на работу ./

На прошлом уроке мы с вами начали изучение большого раздела, большой темы: «Разнообразие животных».

Объясните, что обозначает слово «Фауна»? (мир животных).

Верно, фауна очень разнообразна. В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Больше всего на Земле насекомых, более 1 млн. видов.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (творческая работа)

Дома вы выполняли задание, в котором нужно было нарисовать любое насекомое и от его лица рассказать все о его жизни. (2 человека), рисунки остальных учеников идут на выставку.

Спасибо, молодцы.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Итак, давайте вспомним, на какие группы делятся все животные в зависимости от количества клеток? (одноклеточные и многоклеточные). СЛАЙД 1(по щелчку). Почему животные называются одноклеточными? (организм состоит из одной клетки). Приведите пример одноклеточных животных (амеба). А в чем состоит отличие многоклеточных животных? (организм состоит из множества клеток). Вспомните, как классифицируются многоклеточные животные? (СЛАЙД 1 (по щелчку) (позвоночные и беспозвоночные). Почему животные называются беспозвоночными? (нет позвоночника). Приведите примеры беспозвоночных животных (насекомые, черви, ракообразные, паукообразные). Почему животные называются позвоночными? (есть позвоночник). Приведите примеры позвоночных животных (птицы, рыбы, ------). СЛАЙД 1(по щелчку).

4. Знакомство с новой темой, постановка целей.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с разнообразием животных и будем изучать представителей 3 классов позвоночных животных. СЛАЙД 2 (тема урока). Посмотрите на доску и скажите, с представителями какого класса вы уже знакомы? (рыбы).

Верно, одними из представителей позвоночных животных являются рыбы.

Во втором классе по теме: «Водоем и его обитатели», мы подробно знакомились с рыбами, их строением, приспособлением к водной среде обитания. Как вы думаете, исходя из темы урока, какие цели мы поставим сегодня?

(вспомнить изученный материал о рыбах, познакомиться с представителями других классов позвоночных животных).

5 Организация наблюдений за рыбами.

Работа в группах.

Сейчас вам необходимо вспомнить ранее изученный материал, еще раз понаблюдать за аквариумными рыбками «Гуппи» (аквариум с рыбками). На этом этапе работа ваша будет проходить в группах. У каждой группы будет свое задание. Вы понаблюдаете за рыбами, посовещаетесь, и, 1 группа расскажет нам об органах движения рыб, 2 группа – об органах дыхания рыб, 3 группа – об органах зрения, 4 группа – о покрове тела рыб. А также все группы вспомнят, чем питаются и как размножаются рыбы. В помощь вам дается небольшой словарик. СЛАЙД 3.

Проверка работы в группах.

Итак, проверяем, как каждая группа справилась со своим заданием, дополняем ответы.(1?2?3?4? группы рассказывают о рыбах).

СЛАЙД 4.

1группа – плавники и хвост

2 группа – жабры

3 группа – нет век, окружающая вода увлажняет их и очищает

4 группа – тело покрыто кожей, в которой располагаются чешуйки, тело рыб скользкое, так как в коже много слизистых желез. Молодцы!

Вспомним, чем питаются и как размножаются рыбы? (Самка выметывает икру в воду, из икринок впоследствии появляются мальки. Но есть и живородящие рыбы, например, акула, которая рождает акулят. Питаются рыбы растительным и животным планктоном. Но есть и хищники, которые охотятся на рыб, креветок, червей). Верно.

6. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:

Обобщение учителем пройденного материала во 2 классе.

Обратим внимание на строение скелета рыбы.

Учитель рассказывает о рыбах (Скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника, парных (грудных, брюшных) и непарных (спинных, хвостовой) плавников).

Обратите внимание на многообразие рыб, это самый многочисленный класс позвоночных животных. Он включает более 20 тысяч видов. СЛАЙД 5.

Итак, давайте вместе сделаем вывод: где обитают рыбы? Из чего состоит скелет? Каков покров тела? С помощью чего дышат рыбы? Как размножаются?

Заполнение таблицы в графе «Рыбы»: СЛАЙД 6 (по щелчку)

    Среда обитания (водная среда)

    Внешний вид (покров тела) (костная чешуя, тело обтекаемой формы, скользкое)

    Строение скелета (череп, позвоночник, парные и непарные плавники)

    Органы дыхания (жабры)

    Способ размножения (мечет икру)

7. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ, составление плана работы.

Следующими представителями позвоночных являются земноводные и пресмыкающиеся. Подумайте, какие цели мы поставим на этом этапе урока? (познакомиться с представителями данных классов). Верно. На доске вы видите план, СЛАЙД 7, по которому мы будем работать (среда обитания, внешний вид представителей земноводных и пресмыкающихся, их строение, органы дыхания, способы размножения). В конце урока у нас получится сравнительная таблица, по которой мы сравним классы по общим признакам и найдем отличительные черты каждого класса.

8. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ, самостоятельное знакомство с новым материалом.

Сейчас вы откроете учебник на странице 69 ---70

1,2 группа читает статью о земноводных, 3,4 – о пресмыкающихся. После прочтения вам необходимо в группах посовещаться, как образовались названия этих классов?

Проверка:

Итак, проверяем вашу работу, 1,2 группы:

Назовите представителей Земноводных? (__________________). Почему они так называются? (взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде).

Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 9.

3,4 группы:

Назовите представителей пресмыкающихся? Почему они так называются? Может, кто-то догадался из ребят? (при движении касаются телом земли, пресмыкаются). Перед вами некоторые представители класса. СЛАЙД 12.

9. Работа со справочными материалами.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Продолжаем работу в группах:

1,2 группа – попробуйте составить рассказ о земноводных по данному плану на доске (СЛАЙД 7)

3, 4 – попробуйте тоже составить рассказ о пресмыкающихся по плану.

В помощь вам даны энциклопедии.

ПРОВЕРКА:

1 группа отвечает, 2 - дополняет ответы, 3,4 группы внимательно слушают.

10. Работа над новым материалом, рассказ учителя .

Земноводные (амфибии) - группа наземных позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водной средой. Земноводные по сравнению с рыбами имеют более сложное строение. Познакомимся со строением земноводных на примере лягушки. СЛАЙД 10. Тело лишено хвоста. Голова плавно переходит в туловище, 2 пары конечностей, конечности пятипалые. Кожа голая, покрыта слизью кожных желез. Слизь предохраняет кожу от быстрого иссушения и играет бактерицидную роль. Глаза крупные, подвижные веки защищают от засорения глаза, слезные железы смачивают глаза и смывают пылинки. Во внешнем строении лягушки сочетаются черты водных и наземных животных. Голая кожа, богатая железами, перепончатые лапы, выпуклые глаза характерны для водных позвоночных. Пятипалые парные конечности, глаза с подвижными веками и слезными железами, барабанные перепонки – это черты наземных позвоночных. У головастиков функционируют жабры, взрослые лягушки дышат легкими. Оплодотворение наружное, оплодотворенная икра прикрепляется к водным растениям или плавает в воде. Зиму проводят в оцепенении. Питаются насекомыми, пауками, слизнями. СЛАЙД 8. СЛАЙД 11 (тритон). Это водное животное, зимующее на суше. Самка откладывает икринки на водные растения так, чтобы они были завернуты в листок. А сейчас посмотрите видеоролик о некоторых видах лягушек (лягушка 1, 2).

Релаксация (двигательная) (земля, вода, воздух).

Продолжаем работу и следующим классом позвоночных являются пресмыкающиеся. СЛАЙД 12. О них готовили свой рассказ 3, 4 группы.

3 группа отвечает, 4 - дополняет ответы

Учитель обобщает ответы учащихся:

Пресмыкающиеся – наземные животные. Они передвигаются, опираясь на грунт, дышат атмосферным воздухом, используя легкие, размножаются на суше. Оплодотворение внутреннее. К жизни на суше хорошо приспособлены. Рассмотрим строение пресмыкающихся на примере ящерицы. СЛАЙД 13.Тело разделено на отделы: голову, туловище, хвост, 2 пары конечностей. Только змеи конечностей не имеют. Движутся благодаря мощной мускулатуре тела и многочисленным ребрам, концами которых, проступающими через кожу, цепляются за неровности почвы. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа, в которой развиваются роговые чешуйки. В коже нет желез, это предохраняет организм от потери влаги в засушливой среде. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. Старый покров слезает. Кроме черепах, их тело скрыто под костным панцирем. Веки подвижны, хвост может регенерировать, обламываться и восстанавливаться,2 пары ног, когти. Дыхание легочное. Есть ребра, имеется грудная клетка, которая предохраняет органы от повреждения. Как и земноводные, пресмыкающиеся – хладнокровные животные, температура тела зависит от температуры окружающей среды. Рептилии откладывают яйца на землю или в углубления. Но бывает и детенышей вынашивают в теле матери (гадюка, живородящая ящерица). На зиму впадают в оцепенение. Вот один из представителей пресмыкающихся хамелеон. Обитает в лесах на деревьях, питается насекомыми, которых захватывает длинным языком. Окраска тела меняется в зависимости от окружающей среды. Яйцекладущие, в слое сухих листьев, но есть и живородящие. СЛАЙД 14. Видеоролики о некоторых пресмыкающихся.

Итак, фауна разнообразна. Но, к сожалению, некоторые виды животных по вине человека оказались на грани вымирания. Понимая это, люди стали охранять редкие виды, заботиться о сохранении численности животных. И в 1966 году была издана Международная Красная книга, содержащая список исчезающих животных.

Релаксация (рыбы – тишина, земноводные – 1 хлопок, пресмыкающиеся – 2 хлопка).

11. СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ классов позвоночных животных

СЛАЙД 15.

Посмотрите на итоговую таблицу, найдите отличительные черты каждого класса позвоночных животных (дети находят отличия).

Первичное закрепление, создание проблемной ситуации на уроке (работа с рисунками)

Перед вами рисунки представителей этих классов животных.

Внимательно посмотрите на рисунки животных и распределите их на 3 группы: рыбы – 1, земноводные -2, пресмыкающиеся -3

Проверка фронтальная :

Назовите представителей земноводных? пресмыкающихся? рыб? Рядом, с каким животным вы не поставили цифру? (кит). Почему?

(позвоночное животное, но млекопитающее) живорождение, вскармливание детенышей молоком. Верно.

Подведение итогов урока:

Обобщение материала, тестирование по данной теме.

Самостоятельная работа учащихся.

Итак, все вы внимательно слушали сегодня, и сейчас вам предоставляется возможность поработать самостоятельно и ответить на некоторые вопросы по теме. Возьмите карточку и галочкой отметьте только верные утверждения.

    Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде.

    У амфибий и рептилий глаза не имеют век, слезных желез.

    В процессе развития жабры у головастика заменяются на легкие.

    В период зимовки амфибии и рептилии находятся в оцепенении.

    Пресмыкающихся дышат жабрами.

    У земноводных и пресмыкающихся нет постоянной температуры тела.

ПРОВЕРКА:

Переверните карточку и проверьте себя самостоятельно. Правильные утверждения отмечены цифрами(1, 3, 4, 6).

Итог урока: Какие цели мы ставили на уроке? Как, по вашему мнению, добились мы поставленных целей?

Что нового узнали сегодня на уроке? (познакомились с 3 классами позвоночных, выяснили их отличительные черты).

Рефлексия:

А сейчас каждый сам попробует оценить свою работу сегодня на уроке. Перед вами водоем с кувшинками. Если вы усвоили хорошо материал, то возьмите белый лепесток, если остались вопросы, и вам, что- то непонятно, то возьмите желтый лепесток, если новый материал усвоен вами плохо, то возьмите оранжевый лепесток. Украсим водоем кувшинками. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание : реферат об одном из представителей классов. Урок окончен.

Вопрос непонятный от детей если есть, то им дома найти ответ и на следующий урок нам рассказать.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»