Разоблачаем! Что знают американцы про наши танки? Фотографию танка по названию кв 6

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

О действиях танков КВ 6-й Гв. ТБР литера "А" я ранее уже рассказывал в записи о .
Так что теперь можно продолжить историю танков КВ-1 этой танковой бригады.

Ниже в этой записи будет небольшая информация по матчасти танков КВ-1 6-й Гв. ТБР + фотоснимки других танков, которые продавались в одной подборке с вышеприведенным снимком.

Для начала небольшое отступление по истории 6-й Гв. ТБР.
По всей видимости, 6-я гвардейская танковая бригада (до марта 1942 года - 5-я танковая бригада, до середины сентября 1941 года - 12-й танковый полк 1-й МСД) была единственной танковой бригадой в Красной армии, которая после формирования по весну 1942 года, т.е. до момента формирования танковых корпусов, не была отдельной, а входила в состав 1-й Московской Краснознаменной Гвардейской мотострелковой дивизии. Только в июне 1942 года бригада была выведена из состава 1-й МКГМСД.

После боев на реке Воря в составе 43-й армии бригаду вывели в резерв на переформирование.
Согласно информации из журнала боевых действий (документ) за этот период, 5 мая 16942 года бригада получила 4 танка КВ-1. 26 мая прибыл именной танк КВ-1 "Беспощадный". Затем бригада получила один КВ 15 июля и 29 июля еще один с рембазы № 77.

Судя по всему, кроме "Беспощадного", все танки КВ-1 бригады были уже не новыми. Фотографии именного танка "Храбрый" эту версию подтверждают - этот танк был выпущен ориентировочно в ноябре 1941 года.

В августовских боях, о которых идет речь в записи ув. mordig81 , 6-я Гв. ТБР потеряла два КВ-1 из семи, а также две "Матильды", девять "Валентайнов" и восемь Т-60.

В одной подборке с вышеприведенным снимком были и вот такие фотоснимки.

"Валентайн" вполне мог принадлежать 6-й Гв. ТБР, а вот приведенный ниже снимок с танком КВ-1 пока под сомнением.

И до кучи можно рассмотреть и еще один снимок. Ранее я предполагал, что именной танк КВ-1 "Непобедимый" с башенным номером 19 принадлежал к той же танковой части, что и именной танк КВ-1 "Храбрый" с номером 21, т.к. у меня имелась только часть нижеприведенного снимка.

На этом же снимке (потырен из новой книги Максима Коломийца) более менее виден и второй танк. Его номер начинается на двойку, но её написание все-таки другое.

Всё. Исправления и дополнения приветствуются.

Еще одно малоизветное творение итальянского танкопрома - "недотридцатьчетверка" Р-40. Программа постройки нового танка среднего типа, начатая в 1940 году, подразумевала создание более совершенной боевой машины, чем недавно принятый на вооружение “танк поддержки” М.11/39. Работы на таким проектом, получившем обозначение Р26, начались в конце 1940 года и продвигались с переменным успехом. Как и в случае с М.13/40 для этого танка была выбрана стандартная ходовая часть, но корпус и башню пришлось разрабатывать заново. Согласно техническому заданию масса танка ограничивалась 25 тоннами. В качестве основного вооружения предполагалось использовать 75-мм пушку.
Дополнительную тему для размышлений подбросило ознакомление с конструкцией советского танка Т-34, с которым итальянцам удалось ознакомиться осенью 1941 года во время пребывания CSIR на территории СССР. В первую очередь основное внимание уделили наклонному бронированию “тридцатьчетверки”, чего так не хватало итальянским и немецким танкам. Кроме того, интерес вызвал дизельный двигатель В-2.
В конце 1941 года представителям генерального штаба был предъявлен макет Р26. Внешне эта машина ещё сильно напоминала серийные средние танки, отличаясь от них лобовыми листами корпуса, установленными под значительным наклоном, и более приземистой башней. Военные потребовали доработать проект, в обязательном порядке оснастив его дизельным двигателем, аналогичным Т-34. первый прототип среднего танка был готов в начале 1942 года и представлен на испытания летом, когда Италия уже потеряла все свои владения в Северной Африке. Главным противником теперь стал американский средний танк М4 “Sherman”, который по толщине бронирования превосходил все итальянские машины, не только серийные, но и опытные. Впрочем, особых вариантов у фирмы Ansaldo не оставалось, поскольку в противном случае итальянская армия рисковала остаться вообще без новой техники.

Опытный образец сохранил ходовую часть от танка M.13/40, Корпус итальянского танка отдалённо напоминал корпус Т-34. Как и на советской машине лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона, однако борта были практически вертикальными. По толщине бронирования Р26 был также почти аналогичен Т-34. А вот компоновка была явно заимствована у немев. Трансмиссия и отделение управления располагались в передней части корпуса, боевое отделение – в средней, моторное – в задней части. Из-за того, что 420-сильный дизель в намеченный срок так и не был готов на танк пришлось установить бензиновый 12-цилиндровый мотор фирмы SPA 342 максимальной мощностью 330 л.с.
Вооружение Р26 состояло из 75-мм танковой пушки, которая в итальянской армии имела обозначение Cannone da 75/18 (т.е. длиной 18 калибров). Рядом с пушкой устанавливался 8-мм пулемет Breda mod.38. По сравнению с более ранними моделями боекомплект для пушки составлял 65-66 снарядов, для пулеметов – 567-600 патронов.
Экипаж Р26 включал 4-х танкистов: командира (он же стрелок), заряжающего, радиста и механика-водителя.После испытаний первого опытного образца было принято решение оснастить второй прототип 75-мм пушкой с длиной ствола 34 калибра. Такая же артсистема устанавливалась на самоходные орудия Semovente da 75/34, которые очень хорошо проявили себя во время боёв в пустыне. Скорострельность Cannone da 75/34 составляла 6-8 выстрелов в минуту.

Серийное производство танка Р26\40 (к этому времени они обозначались просто Р40) началось весной 1943 года, но к моменту капитуляции Италии ни один танк так и не покинул стен завода. Немцы смогли захватить 5 предсерийных машин и около 200 комплектов для выпуска серийной продукции. На совещании у Гитлера проходившем 23 сентября 1943 г., на котором обсуждалась тема трофейной итальянской техники, отмечалось, что среди других танков Р40 обладает лучшим бронированием, однако его пушка будет недостаточно эффективна для борьбы с танками союзников. Двигатель также планировали заменить на немецкий Maybach. Переоборудованные танки должны были поступить на вооружение четырех полков штурмовой артиллерии по 36 танков в каждом. Сразу же был выдан заказ на 75 Р40, а 5 октября заказали ещё столько же. В вермахте итальянский танк получил обозначение Panzerkampfwagen P40 737(i).
Согласно последним данным в 1943 г. итальянская промышленность выпустили 24 танка Р40 (из них 11 без двигателя), а в течении 1944-1945 гг. по немецкому заказу собрали ещё 48 танков с двигателями и 11 – без них. Таким образом, общее количество построенных в годы войны средних танков Р40 составило 101 экземпляр, последний из которых был получена 30 марта 1945 г.

Литература

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова – № 185.

Ведущим конструктором танка СМК был А.С.Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК группа дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, разработала проект однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов»). По сути дела, КВ представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем.

В августе 1939 года танки СМК и КВ изготовили в металле. В конце сентября оба танка приняли участие в показе новых образцов бронетанковой техники на НИБТ Полигоне в подмосковной Кубинке, а 19 декабря тяжелый танк КВ был принят на вооружение Красной Армии.

Несколько ранее опытные тяжелые танки придали 20-й танковой бригаде, участвовавшей в боях на Карельском перешейке. Первый бой они приняли 17 декабря при попытке прорыва Хоттиненского укрепрайона «линии Маннергейма». При этом танк СМК подорвался на мине и был оставлен экипажем.

Танк КВ показал себя с лучшей стороны, однако очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки разработали и построили танк КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей М-10. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.

Фактически серийное производство танков КВ-1 и КВ-2 началось в феврале 1940-го на Ленинградском Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 июня к выпуску КВ должен был подключиться Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). 31 декабря произвели опытную сборку первого КВ уральского производства. Одновременно в Челябинске началось строительство специального корпуса для сборки тяжелых танков. Следует отметить, что, начиная с ноября, в танк КВ-1 вместо пушки Л-11 начали устанавливать 76-мм пушку Ф-32 производства Горьковского завода № 92.

Планом опытных работ на 1940 год предусматривалось создание новых образцов танка КВ. Так, к 1 ноября предполагалось изготовить два КВ с броней 90 мм: один с пушкой Ф-32, другой – с пушкой 85 мм. К 1 декабря – два КВ с броней 100 мм и с аналогичным вооружением. Эти танки были построены и получили обозначение КВ-З (объекты 220, 221, 222). План производства на 1941 год предусматривал выпуск 1200 таких машин. Из них на Кировском заводе – 1000 (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-З) и 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако война внесла свои коррективы, в частности к производству КВ-З так и не приступили. Что же касается выпуска КВ-1 на ЧТЗ, то до 22 июня там собрали всего несколько танков. Всего же в 1940 году было построено 243 машины, а в первом полугодии 41 -го – 393.

Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Башня изготавливалась в двух вариантах – сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две – с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых – 95 мм. В первый год войны толщину брони башни давали до 105 мм. На танках более раннего выпуска броневую защиту усиливали 25-мм экранами, которые крепились к корпусу и башне болтами (не совсем понятно, зачем это делалось – в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным). На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года-76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами – спаренным, курсовым и кормовым. На части танков ставился и зенитный пулемет ДТ.

Основное отличие танка КВ-2 состояло в установке новой башни больших размеров. Общая высота его достигла 3240 мм. В башне, в маске, закрытой снаружи броневым кожухом, располагались 152-мм танковая гаубица М-10 образца 1938/40 года и спаренный с ней пулемет ДТ. В ее задней части имелась дверца, рядом с которой в шаровой опоре размещался еще один ДТ. На танке сохранился также и курсовой пулемет в лобовом листе корпуса. Для стрельбы использовались телескопический прицел ТОД-9, перископический – ПТ-9 и командирская панорама ПТ-К. Боекомплект состоял из 36 выстрелов раздельного заряжания и 3087 патронов. Силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электро и радиооборудование – такие же, как и на КВ-1. Танк КВ-2 выпускался в ограниченном количестве и состоял в производстве в 1940 – 1941 годах. После начала Великой Отечественной войны его выпуск был прекращен.

В этот же период велись проектные разработки танков со 107-мм пушкой: КВ-4 (объект 224) и КВ-5 (объект 225), 152-мм самоходной установки (объект 212), ремонтно-эвакуационного тягача (объект 214) и танка-электротральщика (объект 218), в которых широко использовались узлы и агрегаты танков КВ-1 и КВ-2.

Во втором полугодии 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, завод «Русский дизель» и другие. Из-за отсутствия дизелей В-2 танки КВ-1, так же как и Т-34, некоторое время выпускались с бензиновыми двигателями.

Однако в условиях блокады продолжать выпуск танков было невозможно. Поэтому с июля по декабрь в несколько этапов проводилась эвакуация завода из Ленинграда в Челябинск. 6 октября Челябинский тракторный был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома – ЧКЗ, ставший единственным заводом – изготовителем тяжелых танков вплоть до конца Великой Отечественной войны.

В 1942 году танк КВ-1 сменили в производстве на модернизированный вариант – КВ-1с («с» – скоростной). Масса танка была снижена до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса, массы агрегатов силовой передачи и ходовой части (гусеница сужена до 608 мм), а также уменьшения габаритных размеров башни. Башня – литая, новой обтекаемой формы, с командирской башенкой. Вооружение осталось прежним. Боекомплект сначала состоял из 94 выстрелов, позднее его удалось довести до 114. На КВ-1с была установлена и новая коробка передач с демультипликатором, обеспечивавшая восемь передач вперед и две назад.

КВ-1с приняли на вооружение 20 августа 1942 года. С сентября 1943 года в войска начал поступать новый вариант КВ – «85».

Его появлению предшествовала неудачная попытка установить 85-мм пушку в штатную башню танка КВ-1с. Для установки пушки такого калибра потребовалось создание новой литой башни больших размеров и расширение подбашенной коробки. Боекомплект 85-мм пушки Д-5Т составлял 70 выстрелов. Экипаж сократился до 4 человек (за счет стрелка-радиста). Курсовой пулемет был жестко закреплен в лобовом листе корпуса – огонь из него вел механик-водитель. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть оставались полностью унифицированными с танком КВ-1с.

В 1942 году на базе КВ-1 построили опытные образцы самоходной артиллерийской установки КВ-7 с двумя пушками ЗИС-5 и тремя пушками – одной ЗИС-5 и двумя калибра 45 мм. По замыслу конструкторов, удвоение и утроение вооружения должно было компенсировать недостаток танков в войсках. В опытном порядке создали и танк КВ-9, вооруженный 122-мм гаубицей У-11.

В 1942- 1944 годах в серийном производстве состояла самоходная артиллерийская установка СУ-152 (КВ-14), построенная на базе танка КВ-1с и вооруженная 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. На базе танков КВ-1, а затем и КВ-1с с апреля 1942 года выпускался огнеметный танк К.В-8. Корпус остался без изменений, в башне же вместо 76-мм пушки установили 45-мм образца 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки. Боекомплект пушки состоял из 88 выстрелов. Рядом с пулеметом, спаренным с пушкой, устанавливался огнемет АТО-41. На танке КВ-8 на базе КВ-1с спаренный пулемет был изъят. За период с 1940 по 1943 год Ленинградский Кировский и Челябинский Кировский заводы выпустил 4775 танков КВ всех модификаций. Они состояли на вооружении танковых бригад смешанной организации, а затем были сведены в отдельные танковые полки прорыва. КВ принимали участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до ее завершающей этапа.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА КВ-1 образца 1941 года
БОЕВАЯ МАССА, т: 47,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина-6750,
ширина-3320,
высота-2710,
клиренс-430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Л-11 обр.1939г. (или Ф-32 обр. 1940 г.) калибра 76 мм; 4 пулемета ДТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 135 выстрелов. 2772 патрона.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТОД-6:
перископический прицел ПТ-6; командирская панорама ПТ-К.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб, борт-75,
корма – 60-75,
крыша, днище – 30-40,
башня-75.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2К. 12-цилидровый, четырехтактный, V-образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см: мощность 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиcкоростная коробка передач тракторного типа, бортовые фрикционы, ленточные тормоза, двухступенчатые планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией на борт, 3 обрезиненных поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемным зубчатым венцом, зацепление цевочное, направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 87-90 траков шириной 700 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ макс., км/ч: 34.
ЗАПАС ХОДА, км: 250.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36,
ширина рва, м – 2,7,
высота стенки, м – 0,87,
глубина брода, м – 1,6,
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 71 -ТК-З или 10Р; танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.

в Избранное в Избранном из Избранного 7


Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm». Он-же огнемётный КВ-6, производства Кировского завода в Ленинграде. Посёлок Стрельна. Зима 1941 г. 12.Pz.Div.?

КВ-6 («Объект 226») — тяжелый саперно-химический танк. Опытный.

Отличался установкой огнемёта АТО-41 в лобовом листе справа, с сохранением курсового пулемёта слева. Пушка Ф-32.

В августе 1941 года, Кировский завод в Ленинграде изготовил 8-10 танков КВ-6 из последних машинокомплектов. Причём огнемётов хватило на 4 танка, а остальные КВ-6 вышли из ворот «с заплатками», на месте должной установки огнемёта.

Из личного состава и мат. части 24 танковой дивизии и 146 танкового полка 198 мсд, 24 сентября 1941г сформирована 124-я отдельная танковая бригада. Все КВ-6 вошли в 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Всего, вместе с КВ-6, 124-й ТП насчитывал 32 шт. КВ-1, несколько , и пару бронеавтомобилей.


КВ-6 без огнемёта, «с заплаткой» на месте коробки под огнемёт, потерянный в боях под Ленинградом. 1941г.






Отремонтированный Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm». Стрельна. 1942 год.
Тот-же Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm» в белом камуфляже. По потёкам видно, что немцы испытывали огнемёт. Стрельна. 1942 год.
Другой отремонтированный, бывший КВ-6, Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «с заплаткой».


В сводках штаба 42 армии не делалось разницы между КВ-1 и КВ-6. Тактика применения, также не различалась, т.к. вооружение отличалось только наличием огнемёта и ввиду отсутствия подготовки экипажей и офицеров в применении огнемётных танков.

8 октября 1941 года командование 42-й армии, спасая истекающий кровью Стрельнинский морской десант (стрелковый батальон численностью в 431 штык под командованием старшего лейтенанта А. Челидзе из 20-й стрелковой дивизии оперативных войск НКВД СССР), бросило в рейд по Приморскому шоссе 124-й танковый полк 124-й отдельной танковой бригады. Выбор в пользу озвученного выше полка не был случаен: во-первых, данная в/ч имела на своем вооружении только что сошедшие с конвейера тридцать два тяжелых танка марки «КВ-1», а во-вторых, во главе нее стоял такой опытный и умелый офицер, как майор И.Р. Лукашик – участник боев на Халхин-Голе и советско-финляндской войны.
На броню этих грозных машин вдобавок был посажен десант, состоящий из направленных воевать в пехоте моряков Балтфлота.

На протяжении трех дней боев 42 армия так и не смогла связаться с десантом.

8 октября 1941 года:

7-00:
124 танковый полк 124ТБр взял на броню 300 человек десанта пехоты и начал наступление по Петергофскому шоссе из района развилки с Красносельским шоссе.
15-00:
124ТП выдвинул 8 танков направлении пос Ленина, танки ведут бой, связь с десантом («Ласточка») не установлена. Главные силы полка находятся севернее совхоза «Пролетарский Труд» (западный).
От полка выдвинуты танки для ликвидации противника в районе «Пишмаш».
Пехотное прикрытие танков занимает круговую оборону в районе железнодорожного переезда на завод «Пишмаш».
Одновременно от «Охотничий домик» продвигается на запад саперная рота и стрелковая рота мотобатальона (124 СПБ) 124 ТБр.
Бригада Петрова (6 морская стрелковая бригада) застряла севернее Ивановки и Урицка: 2 батальон имевший приказ двигаться за танками - никуда не двинулся, 3 батальон севернее отметки 8.7 медленно продвигается на запад. 1 батальон вместе с танками 51 отдельного танкового батальона прошел северо-западную окраину Урицка и обтекает высоту 8.7 с востока. Но и он отстает от танков 51 ОТБ, которые борются на западной окраине Урицка.
2 танка и 2 бронемашины были брошены на связь с танками 124 танкового полка в район пос.Ленина, но не прорвались.
5 танков у развилки Петергоф-Лигово заправляются.
3 подбиты севернее Ивановки, 1 сгорел, 1 в кювете севернее Ивановки.

Оставшиеся без прикрытия пехоты танки, не останавливаясь пошли вперёд. Сразу за передним краем немецкой обороны, один КВ отделился от колонны и свернул налево, в улицы посёлка Урицк. Подавлял огневые средства противника, отсекающие пехоту. Свой бой он вёл не долго, и будучи подбитым на поселковой улице, стал первой потерей 51 ОТБ.

К сожалению, рейд не заладился с самого начала: при прорыве вражеской обороны встречным свинцовым смерчем с брони был сметен десант. Уцелевшие морпехи попытались было двигаться за танками в пешем порядке, но экипажи КВ, не видя этого, взвинтили скорость до предела стремясь тем самым как можно быстрее миновать простреливаемый участок. В результате в тыл врага, в том числе вскоре и в район Стрельны, они, танкисты, прорвались уже не имея при себе пехотного сопровождения.
8 октября 1941 года
19-00:
124 ТП находится 1 км севернее совхоза «Пролетарский Труд», 5 танков боеспособных, 8 танков требут ремонта, 6 послано к полку после мелкого ремонта, 7 танков загружены снарядами на КП 124 ТБр для доставки в район сосредоточения полка, 2 танка отправлены на завод, 3 танка сгорели, 2 бронемашины сгорели.
Пехотный десант на броне 124 ТП из-за сильного огня противника высадился около «Охотничьего домика» и занял оборону.
23-30:
Саперная и стрелковая роты 124 СПБ находятся 300-400м западнее «Охотничий домик», 30 человек пехоты держат оборону южнее завода «Пишмаш».
Стрелковые части продвигаются по болоту на запад к «Охотничий домик» под огнем противника со стороны Ивановки и Урицка.



На доклад майора И.Лукашика, что в заданном квадрате морской десант не обнаружен («васильковые фуражки» к тому времени почти все полегли в неравном бою), от комбрига-124 полковника А. Родина после его доклада в вышестоящие штабы последовал приказ оставаться на месте с целью продолжения поисков. Это, увы, и стало роковым обстоятельством: воспользовавшись моментом, немцы подтянули к Стрельне резервы, в том числе танки, самоходки и крупнокалиберные зенитные орудия, которые тут же были изготовлены для стрельбы прямой наводкой. Одновременно, отрезая советским танкистам пути отхода, гитлеровские саперы принялись минировать противотанковыми фугасами окрестные дороги.



Утром 9 октября 1941 года майор И.Лукашик, детально согласовав с командованием 42-й армии место и время прорыва к своим, повел уцелевшие танки в направлении Старо-Панов и Лигов.
Для командования 42-й армии потянулись тревожные часы ожидания. Но наши КВ в назначенном районе так и не появились. На запросы доложить обстановку рация танка майора И.Лукашика, как и рации других машин его полка, не отвечала.

9 октября 1941 года

2-45
124 танковый полк обстреливается из района совхоза «Пролетарский Труд» и Володарский крупнокалиберной артиллерией противника.
Имеется телефонная связь (!) с командиром полка, но радио-команды подаваемые танкам и танковым группам на КП бригады не известны.
Задача, поставленная командиру полка: продвигаться в район пос.Ленина и Стрельны для связи с десантом «Ласточка».
В полк отправлены 7 танков с продовольствием и боеприпасами.
51 ОТБ вел бой на северной окраине Урицка, противотанковой обороны не встречал, только пулеметный и минометный огонь противника, без поддержки пехоты углублялся на 200-300 метров вглубь поселка. Подбито 2 танка, отправлены на завод. Батальон действовал хорошо, но без пехоты.
Запрос от Федюнинского:
в бою было 32 танка 124 ТБр и 8 танков 51 ОТБ, что с ними?
Ответ:
3 танка сгорели, 1 КВ — на сев. Окраине Урицка, 2 КВ — на шоссе юго-восточнее «Охотничий домик», 1 КВ засел там в болоте, 2 КВ отправлено на завод, 5 КВ — боеспособны, 8 КВ — требуют ремонта, 6 КВ — отправлено в расположение полка после ремонта, 7 КВ (из которых 5 после ремонта) — отправлены с боеприпасами в расположение полка.
16-50
Докладывает заместитель командира 124 ТБр подполковник Родин: пехота вышла на рубеж 1км восточнее «Охотничий домик»,
танки: 5 КВ — боеготовых, 11 КВ — требуют инж.эвакуации,
7 танков, посланных с КП, не достигли: 4 — подорвались на фугасах 200м восточнее охотничий домик, 1 — выведен из строя тяжелым снарядом, 1 - возвращен, 3 из них (?) эвакуированы.
Движение назад невозможно, противник заложил фугасы, нужны саперы.
У майора Лукашика — 4 танка и в резерве 17 танков.

Вечером поступил приказ Лен.фронта:

«Все коробки Луны вывезти на свою территорию.»
21-30
Информация от Родина, Петрова (6 МСБР?), Артюшенко (44 СД?):
4 исправные коробки
8 и 4 неисправных
2 роты десанта у охотничьего домика.
Просим для эвакуации резерв, т.к. сами можем вывезти только 4 танка за раз.

Лишь поздним вечером 10 октября в расположение командного пункта 124-й отдельной танковой бригады, находившегося в районе больницы имени Фореля, были доставлены трое раненых танкистов в прогоревших во многих местах комбинезонах: это командир роты И.П. Машков, заряжающий И.П. Рожнов и неизвестный радист. Из окружения они вышли пешком, без машин, по прибрежным камышам и тонкому льду Финского залива. Это были единственные воины из сто двадцать четвертого танкового, которым посчастливилось вырваться из вражеского капкана из-под Стрельны…

Танка КВ-5 начинается с неожиданного решения СНК Советского союза и центрального комитета ВКП (б) под номером 827-345 сс, согласно которому необходимо развернуть работы по созданию новейшего сверхтяжелого танка. Танк получает имя КВ-5. Данное решение родилось из непонятно как полученной недостоверной информации о создании в Германии сверхтяжелого танка с очень мощным бронированием, который начал поступать в танковые подразделения Вермахта.

В приказе, полученном конструкторами Кировского завода, были конкретные цифры касательно проектирования «КВ-5»:
- 10 ноября 1941 года проект должен быть создан и готов к испытаниям опытный образец;
- КВ-5 должен иметь параметры брони не меньше: бортовая – 15 см, башенная – 17 см, лобовая – 17 см;
- иметь на вооружении мощное орудие (ЗиС-6 калибра 107 мм);
- дизельный двигатель повышенной мощности (1.2 тысячи л.с.);
- ширина просвета 42 см.

Обеспечить возможность транспортирования танкового изделия в любое место с помощью железнодорожных решений.
15 июля – готовность предоставить готовые чертежи корпуса и башни сверхтяжелого танка Ижорскому заводу.
1 августа – быть готовыми утвердить техпроект и макетный образец, с учетом выполнения Ижорским заводом корпуса и башни до 1 октября и дальнейшей подачи на Кировский завод для сборки готового изделия.

Заводской номер проекта сверхтяжелого танка - «объект 255». Основные проектные работы развернулись в июне 1941 года.
Возглавлял работы по КВ-5 конструктор Н.Цейц. Команда конструкторов под его руководством сумела спроектировать уникальный для того времени танк. Мощь и броня танка позволяет предположить, что на то время КВ-5, пойди он в серийное производство, стал бы самым мощным и защищенным танком в мире. Аналогов на то время не имела ни одна страна в мире.

Корпус танка получился довольно низким – в проекте указана высота в 92 сантиметра. Из-за малых размеров, водителя и пулеметчика поместили в специальные башни, которые обеспечивали данным членам экипажа приличный обзор.

Башенная часть КВ-5 получилась уникальной ромбовидной формы. Габариты башни для того времени были очень большие. В башне размещались остальные члены экипажа – командир, заряжающий и наводчик. Кстати, командир данного танка также получил отдельную башню – командирскую, которая позволяла получать достаточно большой угол обзора. У практически всех танков времен Второй мировой обзорность никогда не числилась в плюсах технических характеристик.
Погон башни диаметром 185 сантиметров давал широкие возможности для дальнейшей модернизации сверхтяжелого танка. Внутри башня создавала хорошие условия для выполнения задач любого члена экипажа. Исполнение башни устраняло еще один из крупных недостатков отечественных танков, когда конструктивные решения преобладали над созданием нормальных условий для выполнения функциональных задач экипажа военной техники.
Бронирование как корпуса, так и башни по проекту – 15-17 сантиметров. Сравните, ИС-2 имел броню лобовой части всего 12 сантиметров.

В ходе работ над проектом в изделие вносили все новые изменения. Конструкторы отказываются от штампованных башен. Башни согласно проекту должны были изготавливаться путем традиционной сварки.
Готового дизельного мотора повышенной мощности у отечественных производителей не оказалось, поэтому в проект внесено еще одно изменение. КВ-5 проектируется с двумя обычными двигателями «В-2К» суммарной мощностью в 1.2 тысячи л.с. Размещались они в танке параллельным способом.
Орудие, устанавливаемое на проектируемый танк, также было еще одним уникальным проектом. Грабина придавало КВ-5 огромную боевую мощь. Пушка калибра 107 мм способна была пробить любую на то время бронированную машину с расстояния в полтора километра.

1 августа конструкторы завершили проектные работы танка КВ-5 полностью.
Однако воплотить чертежи в металл помешали немецкие войска, которые ускоренными темпами продвигались к Ленинграду.
Завод приостанавливает все работы над созданием опытных образцов техники и вооружения и бросает все усилия на выпуск серийного танка КВ-1.
Последняя дата, указанная на проектных работах сверхтяжелого танка, – 15 августа.

О КВ-5

Кроме явных проектных преимуществ КВ-5, мы не поговорили о недостатках сверхтяжелого танка. Основной недостаток сверхтяжелого танка – весовые характеристики. Ну а данный проект, с наимощнейшей на то время броней, должен был весить более 80 тонн. Цифры, указанные в википедии, могли соответствовать действительности. КВ-5 невозможно было бы переправить через небольшие реки, он увяз бы в осенних и весенних хлябях, транспортировка КВ-5 на позиции также бы имела много трудностей.

Мог ли танк появиться на театре боевых действий? Однозначно мог бы. Создание танка было завершено, первый образец, если бы не приближение линии фронта, появился уже в конце 41 года. Все для фронта, все для победы – это не просто слова, а действительно существовавшая идеология советских людей. Если вспомнить, какими темпами создавались другие образцы военной техники в годы Второй мировой войны, то получим однозначный ответ на данный вопрос.
А заложенные в проекте танка возможности модернизации дают основание предположить, что дальнейшая модификация танка, брони и вооружения через несколько лет создали бы из КВ-5 наисовременнейшую технику, с которой бороться противнику было бы нечем.

Довольно известная в военных кругах пушка танка ИС-2 – Д-25Т - без проблем и дополнительных переработок могла бы быть использована на КВ-5. А довольно просторная башня КВ-5 могла бы существенно увеличить скорострельность танка.
Габаритные характеристики КВ-5 позволяют установить на нем орудие калибром 152-155 мм, причем башня осталась бы подвижной, что на то время с такими пушками не делал никто.

Осуществив это, советские конструкторы обогнали время строительства подобных САУ и сверхтяжелых танков на многие годы.

Модификация КВ-5, которой никогда не было, – проект КВ-5 бис

В некоторых документах мелькают упоминания о невероятном проекте танка КВ-5 бис под названием «Бегемот». Некоторые источники упоминают его под названием «Сталинский проект».

Однако, как рассмотрим ниже, проект явно вымышленный, возможно, с целью дезинформации врага или по другим неизвестным причинам.
Исходя из имеющихся описаний и рисунков, танк выполнен как некий танковый гусеничный поезд с тремя полноценными башнями с орудиями разных калибров. Данное композитное решение встречается у А.Афанасьева, в его описаниях военной техники, и у В.Шпаковского в написанной им книге «Танки. Уникальные и парадоксальные».

Согласно имеющимся данным, КВ-5 бис – личная просьба Сталина, разработкой которой занялись в 1942 году.
В 1944 году девять танков «Бегемот» были поставлены в строй. Из них сформировали тяжелое танковое подразделение, которому добавляют имя Сталина. По тем же данным, 9 экземпляров танка «Бегемот» принимали участие как минимум в четырех военных операциях.
Собственно, танк КВ-5 бис – наземный крейсер на гусеничном шасси. Весь «крейсер» имел один мощнейший дизель. Башни танка «Бегемот» - башни от танков КВ, средняя башня вообще имеет два орудия 152 мм. Сверху башен от танков КВ устанавливались башни от БТ-5. «Сталинский оркестр» предусматривал установку «Катюши» и огнемета.

Только представив себе это в железе, понимаешь, что данный «крейсер» с места сдвинет только очень мощный дизель, которого в СССР не существовало на то время. Предполагаемая масса «Бегемота» неизвестна. Даже предположив о наличии хода данного «монстра», он просто не смог бы совершить поворот на месте. А использование в боевых действиях, да и где еще – на Кольском полуострове, где обычные танки застревали, представляется маловероятным.
К тому же нет никаких исторических документов, подтверждающих существование этого проекта и использование его в боевых действиях.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»