Равноапостольная нина, просветительница грузии. Чем известна святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

, 19 мая (Груз; Память вступления равноап. Нины в Грузию)

Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сосанна была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня , а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре . Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание .

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 -24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Елеазаром в Иверию (Грузию). Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия еще не просвещена светом Христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице , да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.

Однажды Пречистая Дева явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, сказала:

"Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею ".

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест , возрадовалась духом и перевязала крест своими косами. Затем, придя к своему дяде, патриарху Иерусалимскому, она рассказала о видении. Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата III , которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия , ее наставница Гаиания и 35 дев, обращенные святой Ниной и бежавшие из Рима в Армению из от гонений императора Диоклетиана (284-305). Господь готовил святой Нино другую участь, поэтому Он внушил ей спрятаться в розовом кусте. Когда опасность миновала и каратели разошлись, святая Нино продолжила свой путь.

У озера Паравани она встретилась с пастухами из Мцхета , которые рассказали ей о своём крае и сообщили, что вскоре возвращаются домой. Вновь получив от Господа благословение проповедовать язычникам, Нино попросила разрешения у пастухов сопутствовать им. Укрепленная видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, претерпев большие трудности в пути, святая Нина наконец достигла Грузии в году. Она прибыла в город Урбниси и некоторое время оставалась там. Вскоре она вместе с язычниками-Урбнисцами, шедшими на поклонение к Армазскому идолу, прибыла во Мцхету, столицу Грузии.

Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день Преображения Господня , по молитве святой Нины, во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы - Армаз , Гаци и Гаим . Это явление сопровождалось сильной бурей и градом. Перепуганная толпа в страхе разбежалась в разные стороны.

Святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства. Тогда супруги восславили Христа и стали учениками святой девы. К святой Нино потянулись последователи христианской веры, а вскоре она так прославилась, что многие язычники стали обращаться к ней за помощью и, получив её, уверовали в Христа. Святая перешла в уединенное место у северной черты города, где поселилась в шалаше в кустах ежевики (и где затем возникла обитель Самтавро), и оттуда продолжала свою проповедь.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану , которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Но, несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265-342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. Однажды, во время царской охоты на Тхотской горе, в то время, как он замышлял казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Мириан внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. "Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило все своими лучами ". Это событие совершилось 6 мая года.

Царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, принял святое крещение вместе со своей свитой. По прошествии нескольких лет в году Христианство окончательно утвердилось в Грузии.

Летописи повествуют, что святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень , и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм - вначале деревянный, а ныне каменный собор во имя 12-ти святых Апостолов, Светицховели . К тому времени, с помощью византийского императора Константина (306-337), приславшего по просьбе царя Мириана в Грузию Антиохийского епископа Евстафия , двух священников и трех диаконов, христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещенными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию и поселилась в селении Бодбе , в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный

27 января по новому стилю Русская Православная Церковь отмечает память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Отдавая честь этой удивительной христианке, мы решили поговорить о ее имени, вспомнить знаменитых и не очень знаменитых тезок великой грузинской святой.

“Умей нести свой крест и веруй”

Литературные образы

Еще в XIX веке, в дореволюционной России новорожденных девочек нарекали Нинами очень часто. Не исключено, что и вы, уважаемый читатель, обратившись к семейному архиву, вспомните о своей прабабушке, носившей это красивое старинное имя. Возможно она, как и героиня повестей Лидии Чарской, училась в женской гимназии Москвы или Санкт-Петербурга, и среди старых бумаг вашей семьи хранится ее аттестат или пожелтевшая фотокарточка ее выпуска.

Не исключено, что именно книги Чарской внесли свой вклад в рост популярности этого имени, долгое время считавшегося типично русским. Хотя как притягательно от него веет загадкой и тайной! Такой же таинственной, озорной и неприступно гордой является в повести «Княжна Джаваха» юная грузинская княжна Нина , чьи предки – «герои, сражавшиеся и павшие за честь и свободу своей родины».

Образ рано угасшей под суровым петербургским небом южной девочки так впечатлил поэтессу Марину Цветаеву, что она посвятила ей четырнадцатое стихотворение в разделе «Детство» «Вечернего альбома», которое так и называется – «Памяти Нины Джаваха».

Всему внимая чутким ухом,

Так недоступна! Так нежна! -

Она была лицом и духом

Во всем джигитка и княжна.

Ах, не растет маслины ветка
Вдали от склона, где цвела!
И вот весной раскрылась клетка,
Метнулись в небо два крыла.

Умолкло сердце, что боролось…
Вокруг лампады, образа…
А был красив гортанный голос!
А были пламенны глаза!

Смерть окончанье - лишь рассказа,
За гробом радость глубока.
Да будет девочке с Кавказа
Земля холодная легка!

В этих строках отразилась признательность и любовь целого поколения, выросшего на книгах Лидии Чарской – одного из самых читаемых авторов времен цветаевского отрочества. После забвения и гонений советской эпохи, сентиментальные повести русской писательницы вновь вернулись к читателям в 1990-е, позволив частично заполнить лакуну в сегменте православного детского чтения. Однако это немного другая история.

К 1950-м годам имя Нина потеряло лидирующие позиции в отечественном ономастиконе. Сегодня в детском саду или школе редко познакомишься с девочкой по имени Нина, зато с матушкой Ниной все чаще можно встретиться за монастырской оградой, словно это имя плавно перекочевало из светской в церковную среду.

Чтобы завершить литературную тему, спрошу, догадался ли читатель, кому принадлежит фраза, вынесенная в заголовок этой статьи? А ведь это действительно цитата из очень знаменитого произведения, входящего в школьную программу.

Ну что же, не отлагая дела в долгий ящик, раскрою секрет. Это слова еще одной «литературной» Нины – Нины Заречной – героини пьесы Антона Павловича Чехова «Чайка».

Драма Нины Заречной до банальности проста. Такие истории и сегодня случаются со многими нашими юными современницами. «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил… Сюжет для небольшого рассказа», – говорит, словно о подстреленной чайке, а на самом деле о себе Нина Заречная.

Романтически настроенная девушка сбегает из дома, мечтая стать прославленной актрисой, но терпит крах во всем: и в любви, и в карьере. Вернуться домой, подобно блудному сыну, она не может – дома она нежеланный гость. Появляясь в конце пьесы в родных краях, она встречается с влюбленным в нее Константином Треплевым, и в разговоре с ним произносит удивительные слова: «Я теперь знаю, понимаю, Костя, что в нашем деле – все равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни».

Конечно, вслед за распространившейся еще с первой постановки пьесы интерпретацией этой реплики, слова чеховской Чайки можно толковать как веру в свое предназначение, в спасающую силу искусства. Но так ли это на самом деле? «Умей нести свой крест и веруй» – неужели это сказано только о театральных подмостках? Или это слова женщины, сумевшей через страдание понять иные, высшие истины?

История большая и малая

Поразительно, но именно в самых драматических и трагических обстоятельствах проявляется особый, удивительный дар Нин совмещать женскую хрупкость и очарование с настоящим жертвенным героизмом.

Трагически сложилась судьба супруги выдающегося русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова Нины Александровны Чавчавадзе . Юная грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра шла под венец 15-ти лет от роду. Александр Сергеевич был более чем вдвое старше своей супруги. Их счастливый брак продлился всего несколько месяцев: Грибоедова, как русского дипломата, растерзали персидские фанатики при разгроме русской миссии в Тегеране.

Остаток своей жизни Нина Чавчавадзе-Грибоедова прожила на родине в трауре, отвергая все ухаживания и предложения повторного брака. Ее стойкая верность погибшему мужу стала настоящей легендой.

Святая равноапостольная Нина: житие

Святой покровительницей Нины Александровны Чавчавадзе, конечно же, была равноапостольная просветительница Грузии , происходившая из рода еще более высокого, чем княжеский – из рода святых.

Согласно житиям, хранимым Православной Церковью, святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии и была единственной дочерью своих знатных и благочестивых родителей. Ее отец Завулон находился на военной службе у императора Максимиана (284–305) и пользовался его расположением. По отцу святая Нина приходилась двоюродной сестрой великомученику Георгию Победоносцу, а ее мать Сусанна – родной сестрой Иерусалимскому Патриарху.

В 12 лет святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями. Там они, по обоюдному согласию и благословению Патриарха Иерусалимского, посвятили свою жизнь служению Богу: Завулон – в пустынях Иорданских, Сусанна – в качестве диаконисы при Храме Гроба Господня. Благочестивой старице Нианфоре поручили воспитание святой Нины. Отроковица отличалась усердием в учебе и набожностью. Однажды она задумалась о судьбе Хитона Господня , и вскоре узнала, что он, по преданию, находится в Иверии (Грузии), отданной Господом в удел Божией Матери. По молитвам святой Нины к Богородице, Царица Небесная явилась ей во сне и, вручив крест, сплетенный из виноградной лозы, благословила ее идти в страну Иверскую, благовествуя Евангелие.

Проснувшись, святая Нина наяву увидела в своих руках крест и, обрадовавшись, отправилась к своему дяде, чтобы рассказать о видении. Так Патриарх Иерусалимский благословил девушку на подвиг апостольского служения. «Крест святой Нино», с немного опущенными боковыми сторонами, ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе и является символом Грузинской Православной Церкви.

Путь и апостольство святой Нины были сложными и опасными, да и могло ли быть легким путешествие в столь дальний край в те времена? Какой силой воли должна была обладать юная дева, решившая говорить с царями и властителями земли об истинах веры?

Кроме святой равноапостольной Нины Грузинской, Православная Церковь чтит в лике святых еще двух мучениц с тем же именем, пострадавших за веру в ХХ веке. Это мученица Нина (Кузнецова) и преподобномученица Нина (Шувалова).

Святые наших дней

Память мученицы Нины (Кузнецовой) празднуется 1 мая по старому стилю, в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в Соборе Вятских святых.

Нина Алексеевна Кузнецова родилась 28 декабря 1887 года в селении Лальске Архангельской губернии (ныне это город в Вятской области) в семье урядника Алексея Кузнецова и его жены Анны. Как и святая просветительница Грузии, мученица Нина была единственным, любимым ребенком благочестивых родителей.

Нина с детства любила молитву, монастыри, духовные книги, отвергая разговоры родителей о замужестве. Вскоре они смирились и перестали препятствовать ее духовной жизни. Отец помог дочери устроить библиотеку в амбаре, смастерил там книжные полки, покупал духовные книги, потому что для Нины чтение было самым большим утешением. Девушка на память читала Псалтирь, много молилась, принимала странников и обездоленных.

Наступило время гонений. В 1932 году Кузнецовых арестовали. Старики не выдержали тягот заключения и вскоре скончались. Во время ареста родителей Нину от переживаний разбил паралич. Впоследствии она с трудом передвигалась и почти не владела правой рукой. Зло обернулось добром: болезнь помогла Нине на первых порах – ее освободили из тюрьмы и даже сохранили за ней большой отцовский дом и все имущество.

Нина стала давать кров людям, в основном женам арестованных, у которых отобрали не только кормильцев, но и имущество. Все они шли к Нине, у которой никто не встречал отказа.

Нашла приют у Нины и часть братии разоренного Коряжемского монастыря, в том числе настоятель игумен Павел (Хотемов) и казначей игумен Нифонт.

Нина стала строго соблюдать монастырский устав: спала четыре часа в сутки, в два часа ночи становилась вместе с монахами на молитву, ходила на все службы и богослужение знала наизусть. Подвижница не садилась за стол со своими постояльцами и гостями, не пила чай, молоко, не ела сахара и ничего вкусного. Ее каждодневной едой были лишь размоченные в воде сухари, зато в доме ее гости находили все, что им было нужно, и крышу над головой, и горячий самовар с чаем, и пропитание. У кого был излишек хлеба, муки или крупы, те, уезжая, оставляли его другим.

Когда отец Павел остался один и был уже не в силах вести службы в соборе Лальска, прихожане пригласили протоиерея Леонида Истомина, служившего в селе Опарине. Отец Леонид принял сан священнослужителя в самый разгар гонений на Церковь.

Власти неоднократно пытались закрыть собор, но блаженная Нина, пишет игумен Дамаскин (Орловский), «стала писать в Москву решительные письма, собрала и отправила ходоков и действовала столь твердо и неотступно, что властям пришлось уступить и вернуть собор православным».

В 1937 году сотрудники НКВД арестовали отца Леонида Истомина, старосту храма, певчих, многих прихожан, последних еще остававшихся на свободе священников. Вскоре в тюрьму попала и блаженная Нина. Обвинений против нее выдвинуто не было, лжесвидетельствовать против нее не стал никто, кроме заместителя председателя Лальского сельсовета. Он дал показания о том, что Нина Алексеевна Кузнецова является активной церковницей.

Хотя виновной перед властью блаженная Нина себя не признала, ее приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь, где исповедница через короткое время, 14 мая 1938 года, скончалась.

Преподобномученица Нина (Шувалова Неонилла Андреевна), согласно материалам Базы данных ПСТГУ , родилась 28 октября 1866 года в селе Балка Барановского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье.

Приняв постриг с именем Нины, до 1917 года она подвизалась в монастыре, после разорения которого проживала в городе Чимкенте (Южно-Казахстанская область).

Семидесятилетнюю инокиню арестовали 10 октября 1937 года вместе с другими людьми, проходившими по «делу иеромонаха Гавриила (Владимирова)». Матушку обвинили в том, что она является членом «контрреволюционной организации церковников», «связисткой» между этой организацией и ее ячейками.

Следствие закончилось очень быстро. Монахиню Нину приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в полночь с 19 на 20 ноября близ Чимкента, в местности, называемой Лисья балка. Здесь, в огромном овраге, где проходили массовые расстрелы, похоронены многие мученики за веру. Точное место погребения преподобномученицы неизвестно. В лике святых монахиню Нину (Шувалову) прославил Юбилейный Архиерейский Собор в 2000 году.

Память преподобномученицы Нины празднуется в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских и в день ее мученической кончины 6/19 ноября.

«Умей нести свой крест и веруй». Этими чеховскими словами можно описать и подвиг святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой сегодня совершает Православная Церковь, и святой мученицы, исповедницы Нины (Кузнецовой), и преподобномученицы матушки Нины (Шуваловой). Обращаясь к их примеру, будем просить у Господа помощи, чтобы наша душа не черствела, чтобы у нас всегда хватало и времени на помощь другим, и вера наша приносила плоды и в сто, и в шестьдесят крат, и в тридцать.

Святая равноапостольная Нина: молитва

Молитва святой равноапостольной Нине

Тропарь святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 4

Слова Божия служительнице, во апостольстей проповеди первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, просветительнице Иверии и Духа Святаго цевнице, святая равноапостольная Нино, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, глас 2

Приидите днесь вси, воспоим избранную от Христа равноапостольную проповедницу Божия слова, мудрую благовестницу, люди Карталинии приведшу на путь живота и истины, Богоматере ученицу, усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии

О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

27 января по старому стилю преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.

Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси. По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу. Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…

Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии. До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.

Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.

Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года. Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором. Последний за его воинские заслуги помиловал галлов. А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).

Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа. Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой. Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.

Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.

Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).

По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией. Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа. Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась. Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.

Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу. Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней. Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.

По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом. Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.

Крест святой Нины

В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года. Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки. Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.

Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.

Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.

По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.

Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.

Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.

Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.

Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе. Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца. Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.

Мцхета

Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры. И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать. Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…

Иерей Андрей Чиженко

Примечание:

1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру. В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.

Самая почитаемая святая в Грузии – это святая равноапостольная Нина или Нино по-грузински. Ее роль в принятии христианства в Грузии неоспорима, а имя овеяно легендой. С ее именем напрямую связаны Бодбийский монастырь в Сигнаги. А косвенно связаны собор Светицховели и монастырь Самтавро в Мцхете.

С Мцхетой можно познакомиться во время тура в окрестностях Тбилиси или в рамках других экскурсионных маршрутов, подробнее о маршрутах .

Святая Нино

Эти события произошли в далеком 319 году.

Причисленная впоследствии к лику святых, девушка по имени Нино добралась из Каппадокии до города Мцхеты, который тогда являлся столицей предшественницы Грузии — Иберии.

Она происходила из знатной семьи, но была отдана в женский монастырь.

Святая Нино отправилась в дальний путь на поиски Хитона Господня, узнав, что находится он в далекой стране язычников на задворках Византии.

Нино нашла приют в семье царского садовника и жила в небольшой палатке на окраине царского сада, а затем под ежевичным кустом, где ныне находится женский монастырь Самтавро.

Случаи чудесного исцеления

Семья садовника была бездетной, но, благодаря молитвам Святой Нины, его жена забеременела и родила малыша. Об этом чудесном случае и о многих других чудесах стало известно всему городу и за его пределами.

Однажды к Нино была доставлена супруга самого царя Нана, страдающая настолько серьезным недугом, что не могла ходить. Молитвы Нино и сила крест из виноградной лозы, которая Нино принесла с собой в эту страну, помогли царице выздороветь и уверовать Иисуса Христа.

Ее муж царь Мириан был приверженцем языческих верований и менять веру не желал, но и к христианству относился толерантно, потому не мешал своей супруге царице веровать в Иисуса Христа, как то было на всей территории Византии.

Наблюдая за тем, как в христианство в Грузии переходит все больше людей, забеспокоились языческие жрецы, которые стали оказывать на царя Мириана давление.

Неизвестно, чем закончилось бы это влияние, если бы однажды царь со свитой во время охоты не попал в солнечное затмение. Конечно, он не знал, что это было редкое явление и принял его за кару небесную.

Никакие обращения к языческим богам не помогали, и тогда вспомнил он молитву Нины и раздвинулись тучи и наступило просветление и обрел вновь царь зрение .

Случившееся чудо, убедило его в силе христианской веры, и крестился он сам в водах реки Мтквари (Куры) и вся его свита сделала это, и все жители Мцхеты.

В 326 году христианская религия была признана в Грузии официально. Правитель Византии Константин откликнулся на прошение грузинского царя и прислал двух священнослужителей, епископа и большое количество реликвий: гвоздь, коим было приковано тело Господа и предметы для богослужений.

Хитон Господень в Мцхете

У святой Нино была в Грузии еще одна миссия, она должна была найти Хитон Господа, в котором он был одет в день распятия.

Первый еврейский священнослужитель по имени Авиавир, принявший христианство, поведал Нино историю, услышанную от матери с отцом, согласно которой его прадедушка, находясь в Иерусалиме, выкупил Хитон Иисуса у воина, получившего его по жребию (существовал обычай делить имущество, принадлежащее казненным, между воинами).

Прадеда попросила сестра по имени Седония, верившая в то, что Иисус Христос есть мессия, принести что-то, принадлежавшее ему. Взяв в руки Хитон Господень, Седония прижала ее к своей груди и умерла, зажав его в руках. Похоронили ее, а чуть позже вырос на том месте кедр.

Первая христианская церковь Грузии

Первый христианский царь Мириан повелел построить в Мцхете первую христианскую церковь. Кедр срубили и заготовили из него 7 столпов для строительных конструкций.

Однако во время установки столпов одна из колонн внезапно зависла в воздухе (согласно другой версии, ее нельзя было сдвинуть).

Царица Тамара − еще одна легендарная личность.

Еще много интересного можно узнать во время наших экскурсий. [email protected]

Нина, равноапостольная, просветительница Грузии

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию († 303; память 23 апреля/6 мая). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284–305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины Сусанна была сестрой Иерусалимского патриарха.

Двенадцати лет от роду святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению патриарха Иерусалимского Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре.

Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правило веры и с усердием читала Священное Писание.

Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описавшему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе хитона Господня (Ин. 19, 23–24). На вопрос святой Нины, где пребывает хитон Господень, старица Нианфора пояснила, что нетленный хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую уделом Божией Матери.

Святой Нине часто приходилось слышать об этой стране от иудеев, поселившихся там и приезжавших в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице: да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу и да поможет ей обрести хитон Господень.

Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы. Однажды, когда святая Нина почивала после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».

Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест (ныне хранится в особом кивоте в Тбилисском Сионском кафедральном соборе) и возрадовалась духом.

В другой раз Нине явился Спаситель и дал ей свиток, в котором было написано: Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

С восторгом поспешила Нина объявить своему дяде, патриарху Иерусалимскому, об этих снах и полученных ею повелениях. Патриарх и мать ее благословили святую на тот подвиг, к которому вдохновенно и неудержимо стремилась она, и действительно Господь привел Нину совершить его.

По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избегла мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 35 дев (IV в.; память 30 сентября/13 октября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана (284–305). Укрепленная видениями Ангела Господня, святая Нина продолжала свой путь и явилась в Грузию около 319 года. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями. В день преславного Преображения Господня по молитве святой Нины во время языческого жертвоприношения, совершаемого жрецами в присутствии царя Мириана и многочисленного народа, были низвергнуты с высокой горы идолы Армаз, Гаци и Гаим. Это явление сопровождалось сильной бурей.

Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого Анастасия по молитвам святой разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. В скором времени она сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала чудесную помощь страждущим. Больные во множестве стали приходить к ней, и святая Нина молитвой исцеляла их недуги и проповедовала о Христе. Слова ее, чудеса, совершаемые ею, добродетельная жизнь сильно действовали на окрестных жителей, и многие из них уверовали в истинного Бога. Авиафар, бывший прежде первосвященником, и его дочь Сидония по принятии христианской веры стали сотрудниками в распространении евангельского учения.

Святая Нина любила проводить дни и ночи в молитве под величественным кедром, под которым, по грузинскому преданию, был сокрыт в земле хитон Спасителя. На этом месте впоследствии воздвигли первый в Грузии христианский храм (вначале деревянный, ныне каменный собор в честь Двенадцати святых апостолов, именуемый Светицховели, что означает «Животворящий Столп»).

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царевну Нану, которая, приняв святое крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой (память 1/14 октября). Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан (265–342), внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь. Царь внезапно ослеп, а пораженная ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света, но они были глухи и мрак умножался. Тогда устрашенные единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце все осветило своими лучами. Это событие совершилось 6 мая 319 года.

И царь Мириан, исцеленный святой Ниной от слепоты, вскоре обратился к истинному Богу. По совету Нины царь послал просить византийского императора Константина (306–337) прислать епископа и священников для совершения таинства крещения над народом. Прибывшего в столицу епископа с иереями и диаконами царь и весь народ встретили с великим почетом и радостью, и вскоре началось совершение святого крещения (324 г.; по другим источникам, 326 г.). Прежде всех принял святое крещение царь, за ним царица с детьми. После этого, приготовив крещальню у моста на реке Куре, епископ совершил водоосвящение и крестил всю знать царскую. Место это до сих пор носит название «Купели вельмож», а несколько ниже «Купели вельмож» два иерея и диаконы крестили в то время весь народ, который принимал святое крещение так усердно и стремился к этому с такой поспешностью, что в исполнении таинственного обряда было немало замешательств. Такое усердие происходило от того, что народ хорошо помнил наставления святой Нины, говорившей им, что кто не примет крещение, тот не может найти вечного света. Таким образом, почти вся Карталиния приняла святое крещение, за исключением кавказских горцев, оставшихся во тьме язычества.

Вслед за тем царь отправил послов в Константинополь с просьбой к императору прислать в Иверию архитекторов для постройки храмов. Император хорошо принял послов, исполнил их просьбу и вместе с ними отправил в новопросвещенный край много архитекторов и иереев, вручив в распоряжение епископа большую сумму денег для постройки церквей.

Побуждаемая святым усердием, Нина продолжала проповедовать Евангелие. Она старалась распространять слово Божие между горцами и в сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона отправилась к верховьям рек Арагви и Иори. И многие из горцев приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

Совершив свое апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь.

Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправился в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина по просьбе своих учениц рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы ее тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам, в 347 г. на 67 году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).

Царь, духовенство и народ, скорбя о кончине святой Нины, хотели перенести ее честное тело в соборную Мцхетскую церковь, но не могли сдвинуть гроб подвижницы с избранного ею места упокоения. На этом месте в 342 году царь Мириан основал, а сын его царь Бакур (342–364) завершил и освятил храм во имя сродника святой Нины святого великомученика Георгия; позднее здесь был основан женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению ее сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь с согласия Антиохийского Патриархата наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила ее память 14/27 января, в день ее блаженной кончины.

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги История русской церкви (Введение) автора Макарий Митрополит

III. Церковь Христова в Грузии, Колхиде и Абхазии. Спустя несколько лет после обращения к христианству Армении последовало и обращение Грузии. Просветительницею последней судил Господь быть одной благочестивой жене родом из Каппадокии по имени Нонне, или Нине. Она

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Мириан, равноапостольный царь Иверский и Нина, святая царица Просвещение Грузии светом Христова Евангелия принесла святая равноапостольная Нина, пришедши туда в 319 году. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Нина, равноапостольная, просветительница Грузии Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию

Из книги Русские святые. Март-Май автора Автор неизвестен

Тамара Великая, благоверная царица Грузии Святая благоверная царица Грузии Тамара Великая родилась около 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары

Из книги Ефросиния Московская. Крестный подвиг матери Русской земли автора Афанасьев Владимир Николаевич

Нина Карташова. В одной из поездок по России Велик Господь, истинно всемогущ и всесилен. И человек, Его творение, по Его образу и подобию запечатлен в неповторимости. Бог знает каждого из нас, по имени. Мы похожи, но неодинаковы, ведь нет даже одинаковых линий на ладони, нет

Из книги Андрей Первозванный. Опыт небиографического жизнеописания автора Виноградов Андрей Юрьевич

Нина Карташова

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

МОНАСТЫРЬ БЕТАНИЯ В ГРУЗИИ Монастырь Бетания расположился примерно в 20 км к юго-западу от Тбилиси. Эта небольшая древняя обитель, устроенная во имя Рождества Пресвятой Богородицы разместилась на уступе огромной горы, на вершине которой стоит большой деревянный крест.

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

Равноапостольная Мария Магдалина, мироносица (I) 4 августа (22 июля по ст. ст.)Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – 3 Неделя (воскресенье) после ПасхиНа берегу

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Поучение 2-е. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (Должно заботиться о благе ближних) I. Св. Нина, память коей совершается сегодня, была племянница Иерусалимского патриарха и воспитывалась в Иерусалиме. От евреев, приезжавших в Иерусалим к празднику

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии Святая Нина жила в IV веке от Рождества Христова; она родилась в городе Каппадокии от воеводы Завулона и жены его Сусанны. Отец ее, человек благочестивый. захотел остаток своей жизни посвятить на службу Богу и для

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Равноапостольная Нина, просветительница Грузии По благочестивому преданию, доселе хранимому в иберийской (грузинской), равно как и всей восточной православной церкви, Грузия есть удел Пренепорочной Божьей Матери: по особой воле Божьей ей выпал жребий благовествовать

Из книги автора

Первомученица равноапостольная Фекла Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла

Из книги автора

Святая Нина, равноапостольная (+335) Святая Нина (арм. ????? ?????, груз. ?????? ????, греч. ???? ???? ???????????) - христианская просветительница Грузии. Почитается в лике равноапостольных.Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в

Из книги автора

Равноапостольная Ольга (+969) Княги?ня О?льга, в крещении Еле?на (ок. 890–11 июля 969) – княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 962 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, святая



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»