Проект 617 подводная лодка. Дизельная подводная лодка пр.617 (ссср). Другие проекты с пгту

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
СССР Порт приписки Ломоносов Спуск на воду 5 февраля Выведен из состава флота Современный статус разрезана на металл после аварии Основные характеристики Тип корабля Средняя подводная лодка Обозначение проекта 617 Кодификация НАТО «Whale» Скорость (надводная) 11 узлов Скорость (подводная) 20 узлов Рабочая глубина погружения 170 м Предельная глубина погружения 200 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 51 человек Размеры Водоизмещение надводное 950 т Водоизмещение подводное 1 215 т Длина наибольшая
(по КВЛ) 62,2 м Ширина корпуса наиб. 6,1 м Средняя осадка
(по КВЛ) 5,1 м Силовая установка Дизель-электрическая + ПГТУ . 1 дизель 8Ч 23/30 x 600 л. с. , 1 гребной электродвигатель ПГ-100 x 540 л. с., 1 электродвигатель экономического хода ПГ-105 x 200 л. с., ПГТУ мощностью 7 250 л.с. Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6 носовых ТА калибра 533 мм, 12 торпед

Вооружение

Лодка была вооружена шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм с боезапасом в 12 торпед. От установки на лодке артиллерийского вооружения по аналогии с другими проектами того времени отказались с целью минимизации сопротивления при движении подводным ходом.

Радиоэлектронное оборудование лодки, её средства навигации, наблюдения и связи были аналогичным типовому оборудованию серийных ДПЛ проекта 611 :

  • радиолокационная станция «Флаг»,
  • гидролокационная станция «Тамир-5 ЛС»,
  • шумопеленгаторная станция «Марс - 24 КИГ»,
  • радиоприёмники и передатчики различных диапазонов,
  • стандартный перископ и перископ с неподвижным окуляром для наблюдения за горизонтом.

Сравнительная оценка и значение проекта

В акте приёмки корабля были отмечены высокая скорость корабля и большая дальность плавания полным ходом. При ходовых испытаниях подводная долговременная скорость лодки достигла 20 узлов, что сделало лодку самой быстроходной в СССР . Однако при больших скоростях возникал сильный шум, демаскирующий лодку и препятствующий работе штатных гидроакустических средств. Решение впервые появившегося противоречия между скоростью и скрытностью было найдено гораздо позднее, при создании атомоходов второго и третьего поколений, а окончательно эта проблема не решена до сих пор.

Доктор технических наук, вице-адмирал В. Н. Буров писал:

Другие проекты с ПГТУ

Параллельно с разработкой проекта 617 велись работы по более совершенным проектам лодок с ПГТУ: 617М, 635, 643, 647. Из них только проект 643 был доведён до конца, и даже получил хорошую реакцию от ВМФ, однако в производство проект не был отдан, в связи с началом активного строительства АПЛ первого поколения проекта 627 .

Проект Описание
проект был признан нереализуемым, работы были прекращены
проект был одобрен ВМФ, в строительство не пошёл из-за начала эры атомоходов
проект не был завершён

Эксплуатация

После входа С-99 в состав флота, она, тем не менее, осталась опытовой лодкой и была включена в состав Отдельной бригады учебных и ремонтирующихся ПЛ, базирующейся в Ломоносове . В период с по 1959 годы С-99 совершила 98 выходов в море, пройдя более 6 000 миль в надводном положении и около 800 миль под водой, в том числе 315 миль на тяге ПГТУ. 17 мая 1959 года лодка вышла на полигон вблизи Лиепаи для учебно-тренировочных запусков ПГТУ. 19 мая 1959 года были проведены успешные запуски ПГТУ на глубинах 40 и 60 м. При запуске ПГТУ на глубине 80 м произошёл мощный взрыв, лодка начала погружаться с

Опытная средняя ПЛ с парогазотурбинной силовой установкой (построен один экземпляр - С-99). При создании энергетической установки ПЛ пр.617 использовался опыт создания аналогичной ДУ на перекиси водорода немецкого конструктора Г.Вальтера (ПЛ XXVI серии) и работы немецких специалистов в интересах ВМФ СССР (начаты в 1946 г.) над ПЛ пр.616. НИОКР ПЛ пр.617 велись ЦКБ-18 (главный конструктор А.А.Антипин), разработка ДУ - СКБ-143. Предэскизный проект завершен в конце 1947 г. В мае 1948 г. работы исходя из специфики и опытного характера проекта переданы в СКБ-143 в полном объеме (главный конструктор А.А.Антипин, помощник - С.Н.Ковалев). Строительство ПЛ велось на заводе "Судомех". Предполагалось, что после окончания испытаний опытной ПЛ, будет построена серия в 100 шт. ПЛ заложена 5 февраля 1951 г., спущена на воду 5 февраля 1952 г. и принята в опытную эксплуатацию и для испытаний в ВМФ 20 марта 1956 г.


Конструкция ПЛ двухкорпусная. Корпус максимально оптимизирован под высокую скорость движения под водой.

Двигатели :

1 х ПГТУ (парогазотурбинная установка) Вальтера мощностью 7250 л.с.. Расположена в герметичном 5-м отсеке, управление дистанционное из 4-го отсека. ПГТУ предназначена для скоростного подводного хода. ПГТУ работает в комплексе с камерой разложения перекиси водорода, камерой горения, конденсатором смешения и компрессором высокого давления. Основное топливо - "тип 30" - маловодная перекесь водорода в концентрации 80%. Второе топливо - углеводородное.

1 х дизель 8Ч 23/30 мощностью 600 л.с. при 1000 об/мин. Дизель оснащен системой РДП. Предназначен для надводного хода и хода под РДП.

1 х электродвигатель гребной

1 х электродвигатель гребной подводного хода ПГ100 мощностью 540 л.с. при 7675 об/мин

1 х электродвигатель

1 х электродвигатель экономического над и подводного хода ПГ105 мощностью 200 л.с. при 160 обмин

Принцип работы ПГТУ :

1) перекись водорода поступает в камеру разложения с катализотором, где разлагается на кислород (37%) и водяной пар (63%) с температурой 485 град.С.

2) полученная парокислородная смесь поступает в камеру сгорания, где сгорает вместе с углеводородным топливом с температурой около 2000 град.С. Для снижения температуры продуктов горения до 550 град.С в камеру подается так же вода.

3) Полученная парогазовая смесь с температурой 550 град.С подается на турбину через тепловой аккумулятор-сепаратор. Давление парогазовой смеси в турбине (меняется в зависимости от нагрузки) в норме 21 кг/кв.см. Максимальное давление - 30 кг/кв.см.

4) Из турбины отработанная смесь подавалась в конденсатор, где перемешивалась с водой и охлаждалась. Выделяющийся в конденсаторе углекислый газ отводился за борт. Конденсат охлаждался в забортных радиаторах и подавался обратно в конденсатор и для снижения температуры горения в камеру сгорания. Излишки воды выводились так же за борт.

5) Для компенсации большого расхода перекиси и углеводородного топлива забортная вода принималась в цистерну замещения. Подача перекиси, воды и топлива регулировалась автоматически в зависимости от режима работы ПГТУ.

Механика - один вал и один винт.

Винто-рулевая группа опытной ПЛ пр.617 WHALE С-99

(Адмиралтейские верфи подводному флоту России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.)

Энергетика - аккумуляторы 26СУ. Количество - 1 группа 112 шт. Дизель-генератор 6Ч 23/30 мощностью 450 л.с. при 1000 об/мин.

Экипаж - 51 чел

Длина - 62.2 м

Ширина - 6.08 м

Осадка - 5.08 м

Водоизмещение надводное - 950 тонн

Водоизмещение подводное - 1216 тонн (1500 тонн по др.данным)

Запас плавучести - 28%

Масса перекиси водорода - 103.4 тонны (в 32 герметичных мешках из искусственного материала)

Масса топлива для турбины - 13.9 тонны (хранился в двух цистернах вне прочного корпуса)

Масса дизельного топлива - 88.5 тонны

Скорость надводного хода максимальная - 11 уз

Скорость надводного хода экономическая - 8,5 уз

Скорость подводного хода максимальная - 20 уз (глубина 40 м, на ПГТУ)

Скорость подводного хода - 18 уз (глубина 80 м, на ПГТУ)

Скорость подводного хода - 17 уз (глубина 120 м, на ПГТУ)

Скорость подводного хода на электродвигателях максимальная - 9.3 уз

Скорость подводного хода на электродвигателях экономическая - 2 уз

Дальность хода надводная (скорость 8.5 уз) - 8500 миль

Дальность хода подводная (скорость 14,2 уз) - 198 миль

Дальность хода подводная (скорость более 14,2 уз) - 120 миль

Глубина работы ПГТУ рабочая - 30-120 м (длительная работа)

Глубина работы ПГТУ максимальная - 160 м (до 5 минут)

Глубина погружения рабочая - 170 м

Глубина погружения предельная - 200 м

Время подготовки ПГТУ к пуску - 2 часа 10 мин

Время форсированного старта ПГТУ из "холодного" положения - 9 мин 30 сек

Время работы ПГТУ - 6-8 часов

Вооружение

Лодка была вооружена шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм с боезапасом в 12 торпед. От установки на лодке артиллерийского вооружения по аналогии с другими проектами того времени отказались с целью минимизации сопротивления при движении подводным ходом.

Радиоэлектронное оборудование лодки, её средства навигации, наблюдения и связи были аналогичным типовому оборудованию серийных ДПЛ проекта 611 :

  • радиолокационная станция «Флаг»,
  • гидролокационная станция «Тамир-5 ЛС»,
  • шумопеленгаторная станция «Марс - 24 КИГ»,
  • радиоприёмники и передатчики различных диапазонов,
  • стандартный перископ и перископ с неподвижным окуляром для наблюдения за горизонтом.

Сравнительная оценка и значение проекта

В акте приёмки корабля были отмечены высокая скорость корабля и большая дальность плавания полным ходом. При ходовых испытаниях подводная долговременная скорость лодки достигла 20 узлов, что сделало лодку самой быстроходной лодкой в СССР . Однако при больших скоростях возникал сильный шум, демаскирующий лодку и препятствующий работе штатных гидроакустических средств. Решение впервые появившегося противоречия между скоростью и скрытностью было найдено гораздо позднее, при создании атомоходов второго и третьего поколений, а окончательно эта проблема не решена до сих пор.

Доктор технических наук, вице-адмирал В. Н. Буров писал:

Другие проекты с ПГТУ

Параллельно с разработкой проекта 617 велись работы по более совершенным проектам лодок с ПГТУ: 617М, 635, 643, 647. Из них только проект 643 был доведён до конца, и даже получил хорошую реакцию от ВМФ, однако в производство проект не был отдан, в связи с началом активного строительства атомарин первого поколения проекта 627 .

Эксплуатация

После входа С-99 в состав флота, она, тем не менее, осталась опытовой лодкой и была включена в состав Отдельной бригады учебных и ремонтирующихся ПЛ, базирующейся в городе Ломоносове . В период с по 1959 годы С-99 совершила 98 выходов в море, пройдя более 6 000 миль в надводном положении и около 800 миль под водой, в том числе 315 миль на тяге ПГТУ. 17 мая 1959 года лодка вышла на полигон вблизи Лиепаи для учебно-тренировочных запусков ПГТУ. 19 мая 1959 года были проведены успешные запуски ПГТУ на глубинах 40 и 60 м. При запуске ПГТУ на глубине 80 м произошёл мощный взрыв, лодка начала погружаться с дифферентом на корму . Командир, капитан 3 ранга В. П. Рябов, отдал приказ об экстренной продувке цистерн главного балласта. Погрузившись к тому времени до глубины 115 м, лодка начала всплытие. Во время аварии большой вклад в спасение корабля внёс командир БЧ-5 В. П. Карпов. В результате взрыва в корпусе лодки образовалась пробоина диаметром около 80 мм, С-99 без происшествий вернулась на базу. После расследования причиной аварии было признано взрывное разложение перекиси водорода, инициированное загрязнением внешнего клапана погрузочного трубопровода окалиной и примесями. При анализе аварии подтвердились заложенные при проектировании конструкционные принципы плавучести. По оценкам специалистов подводную лодку немецкого проекта XXVI, который являлся прототипом С-99 , при аналогичной аварии ждала бы неминуемая гибель.

45 суток Экипаж 51 человек Размеры Водоизмещение надводное 950 т Водоизмещение подводное 1 215 т Длина наибольшая (по КВЛ) 62,2 м Ширина корпуса наиб. 6,1 м Средняя осадка (по КВЛ) 5,1 м Силовая установка Дизель-электрическая + ПГТУ . 1 дизель 8Ч 23/30 x 600 л. с. , 1 гребной электродвигатель ПГ-100 x 540 л. с., 1 электродвигатель экономического хода ПГ-105 x 200 л. с., ПГТУ мощностью 7 250 л.с. Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6 носовых ТА калибра 533 мм, 12 торпед 15px [{{fullurl:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |uselang=ru}} Категория на Викискладе ]

Вооружение

Лодка была вооружена шестью носовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм с боезапасом в 12 торпед. От установки на лодке артиллерийского вооружения по аналогии с другими проектами того времени отказались с целью минимизации сопротивления при движении подводным ходом.

Радиоэлектронное оборудование лодки, её средства навигации, наблюдения и связи были аналогичным типовому оборудованию серийных ДПЛ проекта 611 :

  • радиолокационная станция «Флаг»,
  • гидролокационная станция «Тамир-5 ЛС»,
  • шумопеленгаторная станция «Марс - 24 КИГ»,
  • радиоприёмники и передатчики различных диапазонов,
  • стандартный перископ и перископ с неподвижным окуляром для наблюдения за горизонтом.

Сравнительная оценка и значение проекта

В акте приёмки корабля были отмечены высокая скорость корабля и большая дальность плавания полным ходом. При ходовых испытаниях подводная долговременная скорость лодки достигла 20 узлов, что сделало лодку самой быстроходной в СССР . Однако при больших скоростях возникал сильный шум, демаскирующий лодку и препятствующий работе штатных гидроакустических средств. Решение впервые появившегося противоречия между скоростью и скрытностью было найдено гораздо позднее, при создании атомоходов второго и третьего поколений, а окончательно эта проблема не решена до сих пор.

Доктор технических наук, вице-адмирал В. Н. Буров писал:

Другие проекты с ПГТУ

Параллельно с разработкой проекта 617 велись работы по более совершенным проектам лодок с ПГТУ: 617М, 635, 643, 647. Из них только проект 643 был доведён до конца, и даже получил хорошую реакцию от ВМФ, однако в производство проект не был отдан, в связи с началом активного строительства АПЛ первого поколения проекта 627 .

Проект Описание
проект был признан нереализуемым, работы были прекращены
проект был одобрен ВМФ, в строительство не пошёл из-за начала эры атомоходов
проект не был завершён

Эксплуатация

После входа С-99 в состав флота, она, тем не менее, осталась опытовой лодкой и была включена в состав Отдельной бригады учебных и ремонтирующихся ПЛ, базирующейся в Ломоносове . В период с по 1959 годы С-99 совершила 98 выходов в море, пройдя более 6 000 миль в надводном положении и около 800 миль под водой, в том числе 315 миль на тяге ПГТУ. 17 мая 1959 года лодка вышла на полигон вблизи Лиепаи для учебно-тренировочных запусков ПГТУ. 19 мая 1959 года были проведены успешные запуски ПГТУ на глубинах 40 и 60 м. При запуске ПГТУ на глубине 80 м произошёл мощный взрыв, лодка начала погружаться с дифферентом на корму . Командир, капитан 3 ранга В. П. Рябов, отдал приказ об экстренной продувке цистерн главного балласта. Погрузившись к тому времени до глубины 115 м, лодка начала всплытие. Во время аварии большой вклад в спасение корабля внёс командир БЧ-5 В. П. Карпов. В результате взрыва в корпусе лодки образовалась пробоина диаметром около 80 мм, С-99 без происшествий вернулась на базу. После расследования причиной аварии было признано взрывное разложение пероксида водорода, инициированное загрязнением внешнего клапана погрузочного трубопровода окалиной и примесями. При анализе аварии подтвердились заложенные при проектировании конструкционные принципы плавучести. По оценкам специалистов, подводную лодку немецкого проекта XXVI, который являлся прототипом С-99 , при аналогичной аварии ждала бы неминуемая гибель.

Для устранения последствий аварии потребовался дорогостоящий ремонт с заменой ПГТУ, который был признан нецелесообразным .

Сноски и источники

Напишите отзыв о статье "С-99"

Ссылки

  • на сайте «Русский Подплав»

Литература

  • В. П. Кузин, В. И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996 г.
  • И. Боечин «Советские и Британские Вальтеры» Техника-Молодежи № 5 1996 г.
  • В. А. Баданин «Подводные лодки с единым двигателем», Гангут, Санкт-Петербург, 1998 г.

Отрывок, характеризующий С-99

– А разве я могу сама туда пойти?!.. – ошарашено спросила я.
– Ну, конечно же! Это самое простое из того, что ты можешь делать. Ты просто не веришь в себя, потому и не пробуешь...
– Это я не пробую?!.. – аж задохнулась от такой жуткой несправедливости я... – Я только и делаю, что пробую! Только может не то...
Вдруг я вспомнила, как Стелла много, много раз повторяла, что я могу намного больше... Но могу – что?!.. Я понятия не имела, о чём они все говорили, но теперь уже чувствовала, что начинаю понемножку успокаиваться и думать, что в любых трудных обстоятельствах мне всегда помогало. Жизнь вдруг показалась совсем не такой уж несправедливой, и я понемногу стала оживать...
Окрылённая положительными новостями, все последующие дни я, конечно же, «пробовала»... Совершенно себя не жалея, и вдребезги истязая своё, и так уже измождённое, физическое тело, я десятки раз шла на «этажи», пока ещё не показываясь Стелле, так как желала сделать ей приятный сюрприз, но при этом не ударить лицом в грязь, сделав какую-нибудь глупую ошибку.
Но вот, наконец-то, решила – хватит прятаться и решила навестить свою маленькую подружку.
– Ой, это ты?!.. – сразу же зазвучал счастливыми колокольчиками знакомый голосок. – Неужели это правда ты?! А как же ты сюда пришла?.. Ты что – сама пришла?
Вопросы, как всегда, сыпались из неё градом, весёлая мордашка сияла, и для меня было искренним удовольствием видеть эту её светлую, бьющую фонтаном, радость.
– Ну что, пойдём гулять? – улыбаясь, спросила я.
А Стелла всё никак не могла успокоиться от счастья, что я сумела придти сама, и что теперь мы уже сможем встречаться, когда пожелаем и даже без посторонней помощи!
– Вот видишь, я же тебе говорила, что ты можешь больше!.. – счастливо щебетала малышка. – Ну, теперь всё хорошо, теперь уже нам никто не нужен! Ой, а это как раз-то очень хорошо, что ты пришла, я тебе хотела что-то показать и очень тебя ждала. Но для этого нам придётся прогуляться туда, где не очень приятно...
– Ты имеешь в виду «нижний этаж»? – поняв, о чём она говорит, тут же спросила я.
Стелла кивнула.
– А что ты там потеряла?
– О, я не потеряла, я нашла!.. – победоносно воскликнула малышка. – Помнишь, я говорила тебе, что там бывают и хорошие сущности, а ты мне тогда не поверила?
Откровенно говоря, я не очень-то верила и сейчас, но, не желая обижать свою счастливую подружку, согласно кивнула.
– Ну вот, теперь ты поверишь!.. – довольно сказала Стелла. – Пошли?
На этот раз, видимо уже приобретя кое-какой опыт, мы легко «проскользнули» вниз по «этажам», и я снова увидела, очень похожую на виденные раньше, гнетущую картину...
Под ногами чавкала какая-то чёрная, вонючая жижа, а из неё струились ручейки мутной, красноватой воды... Алое небо темнело, полыхая кровавыми бликами зарева, и, нависая по-прежнему очень низко, гнало куда-то багровую громаду неподъёмных туч... А те, не поддаваясь, висели тяжёлые, набухшие, беременные, грозясь разродиться жутким, всё сметающим водопадом... Время от времени из них с гулким рёвом прорывалась стена буро-красной, непрозрачной воды, ударяя о землю так сильно, что казалось – рушится небо...
Деревья стояли голые и безликие, лениво шевеля обвисшими, шипастыми ветвями. Дальше за ними простиралась безрадостная, выгоревшая степь, теряясь вдали за стеной грязного, серого тумана... Множество хмурых, поникших людских сущностей неприкаянно бродили туда-сюда, бессмысленно ища чего-то, не обращая никакого внимания на окружающий их мир, который, и правда, не вызывал ни малейшего удовольствия, чтобы на него хотелось смотреть... Весь пейзаж навевал жуть и тоску, приправленную безысходностью...
– Ой, как же здесь страшно... – ёжась, прошептала Стелла. – Сколько бы раз сюда не приходила – никак не могу привыкнуть... Как же эти бедняжки здесь живут?!.
– Ну, наверное, эти «бедняжки» слишком сильно провинились когда-то, если оказались здесь. Их ведь никто сюда не посылал – они всего лишь получили то, чего заслуживали, правда же? – всё ещё не сдаваясь, сказала я.
– А вот сейчас посмотришь... – загадочно прошептала Стелла.
Перед нами неожиданно появилась заросшая сероватой зеленью пещера. А из неё, щурясь, вышел высокий, статный человек, который никоим образом не вписывался в этот убогий, леденящий душу пейзаж...
– Здравствуй, Печальный! – ласково приветствовала незнакомца Стелла. – Вот я подругу привела! Она не верит, что здесь можно найти хороших людей. А я хотела ей тебя показать... Ты ведь не против?
– Здравствуй милая... – грустно ответил человек, – Да не такой я хороший, чтобы меня кому-то показывать. Напрасно ты это...
Как ни странно, но этот печальный человек мне и в правду сразу чем-то понравился. От него веяло силой и теплом, и было очень приятно рядом с ним находиться. Уж, во всяком случае, он никак не был похож на тех безвольных, убитых горем, сдавшихся на милость судьбы людей, которыми был битком набит этот «этаж».
– Расскажи нам свою историю, печальный человек... – светло улыбнувшись, попросила Стелла.
– Да нечего там рассказывать, и гордиться особо нечем... – покачал головой незнакомец. – И на что вам это?
Мне почему-то стало его очень жаль... Ещё ничего о нём не зная, я уже была почти что уверенна, что этот человек никак не мог сделать что-то по-настоящему плохое. Ну, просто не мог!.. Стела, улыбаясь, следила за моими мыслями, которые ей видимо очень нравились...
– Ну, хорошо, согласна – ты права!.. – видя её довольную мордашку, наконец-то честно признала я.
– Но ты ведь ещё ничего о нём не знаешь, а ведь с ним всё не так просто, – лукаво улыбаясь, довольно произнесла Стелла. – Ну, пожалуйста, расскажи ей, Печальный...
Человек грустно нам улыбнулся, и тихо произнёс:
– Я здесь потому, что убивал... Многих убивал. Но не по желанию, а по нужде это было...
Я тут же жутко расстроилась – убивал!.. А я, глупая, поверила!.. Но почему-то у меня упорно не появлялось ни малейшего чувства отторжения или неприязни. Человек явно мне нравился, и, как бы я не старалась, я ничего с этим поделать не могла...
– А разве это одинаковая вина – убивать по желанию или по необходимости? – спросила я. – Иногда люди не имеют выбора, не так ли? Например: когда им приходится защищаться или защищать других. Я всегда восхищалась героями – воинами, рыцарями. Последних я вообще всегда обожала... Разве можно сравнивать с ними простых убийц?
Он долго и грустно на меня смотрел, а потом также тихо ответил:
– Не знаю, милая... То, что я нахожусь здесь, говорит, что вина одинаковая... Но по тому, как я эту вину чувствую в моём сердце, то – нет... Я никогда не желал убивать, я просто защищал свою землю, я был там героем... А здесь оказалось, что я просто убивал... Разве это правильно? Думаю – нет...
– Значит, вы были воином? – с надеждой спросила я. – Но тогда, это ведь большая разница – вы защищали свой дом, свою семью, своих детей! Да и не похожи вы на убийцу!..
– Ну, мы все не похожи на тех, какими нас видят другие... Потому, что они видят лишь то, что хотят видеть... или лишь то, что мы хотим им показать... А насчёт войны – я тоже сперва так же, как ты думал, гордился даже... А здесь оказалось, что гордиться-то нечем было. Убийство – оно убийство и есть, и совсем не важно, как оно совершилось.
– Но это не правильно!.. – возмутилась я. – Что же тогда получается – маньяк-убийца получается таким же, как герой?!.. Этого просто не может быть, такого быть не должно!
Во мне всё бушевало от возмущения! А человек грустно смотрел на меня своими печальными, серыми глазами, в которых читалось понимание...
– Герой и убийца точно так же отнимают жизнь. Только, наверное, существуют «смягчающие вину обстоятельства», так как защищающий кого-то человек, даже если и отнимает жизнь, то по светлой и праведной причине. Но, так или иначе, им обоим приходится за это платить... И платить очень горько, ты уж поверь мне...
– А можно вас спросить – как давно вы жили? – немного смутившись, спросила я.
– О, достаточно давно... Это уже второй раз я здесь... Почему-то две мои жизни были похожими – в обоих я за кого-то воевал... Ну, а потом платил... И всегда так же горько... – незнакомец надолго умолк, как будто не желая больше об этом говорить, но потом всё же тихо продолжил. – Есть люди, которые любят воевать. Я же всегда это ненавидел. Но почему-то жизнь второй уже раз возвращает меня на тот же самый круг, как будто меня замкнули на этом, не позволяя освободиться... Когда я жил, все народы у нас воевали между собой... Одни захватывали чужие земли – другие те же земли защищали. Сыновья свергали отцов, братья убивали братьев... Всякое было. Кто-то свершал немыслимые подвиги, кто-то кого-то предавал, а кто-то оказывался просто трусом. Но никто из них даже не подозревал, какой горькой окажется плата за всё содеянное ими в той жизни...
– А у вас там была семья? – чтобы изменить тему, спросила я. – Были дети?
– Конечно! Но это уже было так давно!.. Они когда-то стали прадедами, потом умерли... А некоторые уже опять живут. Давно это было...
– И вы всё ещё здесь?!.. – в ужасе оглядываясь вокруг, прошептала я.
Я даже представить себе не могла, что вот так он существует здесь уже много, много лет, страдая и «выплачивая» свою вину, без какой-либо надежды уйти с этого ужасающего «этажа» ещё до того, как придёт его час возвращения на физическую Землю!.. И там он опять должен будет начать всё сначала, чтобы после, когда закончится его очередная «физическая» жизнь, вернуться (возможно сюда же!) с целым новым «багажом», плохим или хорошим, в зависимости от того, как он проживёт свою «очередную» земную жизнь... И освободиться из этого замкнутого круга (будь он хорошим или плохим) никакой надежды у него быть не могло, так как, начав свою земную жизнь, каждый человек «обрекает» себя на это нескончаемое, вечное круговое «путешествие»... И, в зависимости от его действий, возвращение на «этажи» может быть очень приятным, или же – очень страшным...
– А если вы не будете убивать в своей новой жизни, вы ведь не вернётесь больше на этот «этаж», правда же?– с надеждой спросила я.
– Так я ведь не помню ничего, милая, когда возвращаюсь туда... Это после смерти мы помним свои жизни и свои ошибки. А, как только возвращаемся жить обратно – то память сразу же закрывается. Потому, видно, и повторяются все старые «деяния», что мы не помним своих старых ошибок... Но, говоря по-честному, даже если бы я знал, что буду снова за это «наказан», я всё равно никогда бы не оставался в стороне, если б страдала моя семья... или моя страна. Странно всё это... Если вдуматься, то тот, кто «распределяет» нашу вину и плату, как будто желает, чтобы на земле росли одни трусы и предатели... Иначе, не наказывал бы одинаково мерзавцев и героев. Или всё-таки есть какая-то разница в наказании?.. По справедливости – должна была бы быть. Ведь есть герои, совершившие нечеловеческие подвиги... О них потом столетиями слагают песни, о них живут легенды... Уж их-то точно нельзя «поселять» среди простых убийц!.. Жаль, не у кого спросить...
– Я тоже думаю, не может такого быть! Ведь есть люди, которые совершали чудеса человеческой смелости, и они, даже после смерти, как солнца, столетиями освещают путь всем оставшимся в живых. Я очень люблю про них читать, и стараюсь найти как можно больше книг, в которых рассказывается о человеческих подвигах. Они помогают мне жить, помогают справляться с одиночеством, когда уже становится слишком тяжело... Единственное, что я не могу понять, это: почему на Земле герои всегда должны погибнуть, чтобы люди могли увидеть их правоту?.. И когда того же самого героя уже нельзя воскресить, тут уж все, наконец, возмущаются, поднимается долго спавшая человеческая гордость, и, горящая праведным гневом толпа, сносит «врагов», как пылинки, попавшиеся на их «верном» пути... – во мне бушевало искреннее возмущение, и я говорила наверняка слишком быстро и слишком много, но у меня редко появлялась возможность выговориться о том, что «болит»... и я продолжала.
– Ведь даже своего бедного Бога люди сперва убили, а только потом уже стали ему молиться. Неужели нельзя настоящую правду увидеть ещё до того, когда уже бывает поздно?.. Неужели не лучше сберечь тех же самых героев, равняться на них и учиться у них?.. Неужели людям всегда нужен шоковый пример чужого мужества, чтобы они могли поверить в своё?.. Почему надо обязательно убить, чтобы потом можно было поставить памятник и славить? Честное слово, я бы предпочитала ставить памятники живым, если они этого стоят...

Опытная подводная лодка «С-99» проекта 617 — единственная советская субмарина, на которой классическая дизель-электрическая схема была дополнена парогазотурбинной установкой для подводного хода.

После того, как закончилась Великая Отечественная война, все немецкие наработки по созданию подводных лодок с парогазотурбинными установками (ПГТУ) были разделены между странами-союзниками. Советский Союз получил большое количество материалов из конструкторского бюро «Глюкауф», которое разрабатывало подводные лодки.

В 1946 году в ЦКБ-18 была выполнена проработка проекта 616, основанного на немецком проекте серии XXVI. Скорость хода (19 узлов) и запас плавучести (10%) были признаны недостаточными, однако в целом проект оценивался специалистами очень высоко. В 1947 году было принято решение о создании на территории Германии особого конструкторского бюро с целью восстановления проекта ПГТУ системы Гельмута Вальтера. Одновременно в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ «Рубин») началась разработка проекта 617 с ПГТУ, собранной из трофейных механизмов. Недостающие части планировалось создать силами советской промышленности. Для глубокой разработки проекта было создано специальное КБ СКБ-143 (ныне ЦКБ «Малахит») под руководством А.А.Антипина. Экспериментальные исследования проходили в специально переоборудованных цехах завода № 196 «Судомех». В одном из приказов министра судостроительной промышленности в марте 1949 года говорилось: «Совет Министров СССР признал необходимым и считает важнейшей задачей Министерства судостроительной промышленности и Министерства Вооруженных Сил создание скоростных ПЛ на основе использования новых энергетических установок

В 1949 году коллективом СКБ-143 были разработаны эскизный и технический проекты подлодки проекта 617, а в 1950 году — рабочие чертежи. Одновременно с проектированием ПЛ велись большие работы по созданию, монтажу, наладке стенда для отработки ЭУ на корабле. Особое внимание уделялось условиям и средствам, связанным с безопасностью использования и хранения окислителя топлива — маловодной перекиси водорода, условно названной «продуктом 030».

По результатам проектирования сформировался двухкорпусный корабль водоизмещением около 1000 тонн. В межбортном пространстве были расположены восемь цистерн главного балласта, топливные цистерны и проницаемые выгородки с запасом перекиси водорода.

Энергетическое оборудование включало в себя дизель-электрическую установку по схеме, типичной для дизельных ПЛ, и ПГТУ, работающую на одну линию гребного вала. Впервые на отечественной ПЛ мощность установки подводной лодки достигала 7250 л. с. на один вал. ПГТУ предназначалась для обеспечения подводного хода с большими скоростями (10−20 узлов), а ДЭУ — для ходовых режимов.

По разработанной Бюро проектной документации началось строительство подводной лодки на заводе № 196 (Ново-Адмиралтейский завод, ныне «Адмиралтейские верфи»). Закладка состоялась 5 февраля 1951-го, спуск на воду — 5 февраля 1952-го, с 16 июня 1951 года начались швартовные, а затем и ходовые испытания.

В соответствии с приказом МСП № 00133 от 18 февраля 1953 года, в связи с необходимостью организации работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки, все работы по проекту 617, а также научные исследования, связанные с этим проектом, вместе со стендом были переданы в ЦКБ-18 . Занимавшиеся данным проектом специалисты были также переведены в ЦКБ-18 , после чего все дальнейшие работы по обеспечению ходовых и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации ПЛ проекта 617 выполнялись там же.

После завершения ходовых испытаний 21 апреля 1955 года лодка была предъявлена к государственным испытаниям, которые закончились 20 марта 1956 года, и в этот же день она была передана в опытную эксплуатацию в составе ВМФ. В приемном акте Государственной комиссии отмечено: «По широкому диапазону больших подводных скоростей и дальностям хода с этими скоростями подводная лодка не имеет себе равных в составе отечественного флота, что значительно расширяет тактические возможности боевого использования подводных лодок такого типа».

Создание скоростной подводной лодки проекта 617 с паротурбинной установкой, работающей в подводном положении с использованием перекиси водорода, позволило по-новому взглянуть на проблемы длительного подводного плавания и оказало определенное влияние на все последующие работы в стране по созданию .

Конструкция:

Корпус лодки создавался максимально обтекаемым для улучшения ходовых качеств. Обводы кормовой части спроектированы аналогично немецкому проекту XXVI, количество выступающих частей было минимизировано. Лодка имела двухкорпусную конструкцию, запас плавучести составлял 28%. С учетом разделения прочного корпуса на 6 отсеков была обеспечена плавучесть лодки при затоплении любого отсека прочного корпуса. От немецкого проекта были позаимствованы: устройство шноркеля, система продувки цистерн главного балласта в позиционном положении выхлопными газами дизеля, развитая система гидравлического оборудования вместо пневматики, были установлены дизель-компрессоры для пополнения запасов воздуха высокого давления.

Силовая установка:

Принцип работы парогазотурбинной установки был основан на цикле турбины Г. Вальтера: высококонцентрированный пероксид водорода разлагался на воду и кислород. Кислород поступал в камеру сгорания, затем туда впрыскивались специальное топливо и пресная вода. Образовавшаяся парогазовая смесь под высокими давлением и температурой вращала турбину. В завершение цикла продукты сгорания охлаждались, ненужную углекислоту удаляли за борт, а вода направлялась на очередной рабочий цикл.

Вооружение:

6 носовых торпедных аппаратов и 12 торпед 533 мм.

Тактико-технические характеристики:

  • Водоизмещение нормальное — 950 т,
  • Глубина погружения — 200 м,
  • Скорость подводная под ПГТУ — 20 уз.,
  • Скорость подводная под ГЭД — 9,5 уз.,
  • Автономность — 45 суток,
  • Дальность плавания (подводная) полной скоростью под ПГТУ — 120 миль, скоростью 14,2 уз под ПГТУ — 198 миль, под РДП со скоростью 5−8 уз — 8000 миль.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»