Подписание декларации объединенных наций. Образование оон Декларация объединенных наций 5 января 1943

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В связи со вступлением США во вторую мировую войну встал вопрос об укреплении сотрудничества СССР, Великобритании и США в борьбе против общего врага. Советское правительство со своей стороны считало необходимым сделать для этого все возможное.

В результате перехода Красной Армии под Москвой в успешное контрнаступление в Лондоне и Вашингтоне стали гораздо выше оценивать роль СССР в войне против блока агрессоров. Тем более что США и Великобритания терпели на Дальнем Востоке одно крупное поражение за другим. Но действительно принципиальных изменений в их позиции по отношению к СССР все же не произошло. Решать мировые проблемы они по-прежнему намеревались только сами, без участия Советского Союза. А. Идену, отбывшему в Москву как раз в день нападения Японии на США, никаких новых, дополнительных указаний дано не было.

Совсем по-другому относились в Лондоне к сотрудничеству с США. Черчилль решил самолично отправиться в Вашингтон, где с 22 декабря 1941 г. по 14 января 1942 г. вел переговоры с политическими и военными деятелями США. О серьезности намерений Черчилля свидетельствовал также тот факт, что вместе с ним в Вашингтон прибыли английские начальники штабов. Хотя даже из документов, подготовленных в связи с поездкой, видно, какое значение в Лондоне придавали роли Советского Союза в достижении победы, он намеревался согласовывать свои военно-стратегические планы лишь с США.

В документе о будущей англо-американской стратегии, подготовленном 16 декабря британскими военными органами, отмечалось значительное изменение положения в мире за последнее время, а именно:

«а) Провал германской военной кампании против России. Сохранение русского фронта является одновременно огромнейшим вкладом в процесс ослабления боеспособности войск противника и подрыва его морали. Открываются новые возможности. Если русские армии будут в состоянии продолжать сражаться, то союзники впервые будут иметь на континенте фронт, с которого можно совершить прямое вторжение на территорию Германии при первых признаках деморализации врага. По этим соображениям мы рассматриваем продолжение сопротивления со стороны России как имеющее первостепенное значение для объединившихся держав в их стратегии разгрома Германии.

б) Вступление в войну Японии и недавняя потеря объединившимися державами ряда линейных кораблей уже заставила нас перейти к обороне на Дальнем Востоке, во всяком случае временно...»

Таким образом, британские военные органы признавали, что пока единственным обнадеживающим моментом были победы героической Красной Армии. В документе признавалось и то значение, которое СССР впоследствии мог сыграть в разгроме японских агрессоров: «Вступление России, располагающей бомбардировщиками, которые со своих баз могут покрывать расстояние до Токио, и значительным подводным флотом во Владивостоке, в войну против Японии имело бы громадное значение».

Британские военные руководители считали необходимым сначала одержать победу над Германией, а лишь затем над Японией.

Принципиально менять свои средства и методы ведения войны с Германией военные круги Англии не собирались. По-прежнему это были блокада, бомбардировки и подрывные действия, но добавлялся еще один пункт - «поддержка России». Под этим пунктом имелись в виду поставки Советскому Союзу военных материалов, а по существу - старый британский принцип ведения войны чужими руками.

Сама Великобритания и далее собиралась заниматься прежде всего сохранением своих имперских позиций на Ближнем и Среднем Востоке. При этом отмечалось «по крайней мере временное облегчение положения» в данном районе в результате отпора германским войскам на всем русском фронте, «особенно успеха русских у Ростова». В Лондоне начали разрабатываться планы высадки англо-американских войск во Французской Северной Африке .

Ни на 1942 г., ни даже на 1943 г. наступательных действий английских и американских войск непосредственно против Германии не предусматривалось. В Лондоне исходили из того, что в течение предстоящих двух лет Советский Союз по-прежнему должен будет воевать с Германией в одиночку.

США лишь недавно оказались в состоянии войны, и их военные органы были подготовлены к англо-американской встрече менее обстоятельно, чем британские. Но по ряду вопросов у них уже сложилось определенное мнение. В Вашингтоне разделяли взгляды британского правительства, что, несмотря на опасную обстановку на Тихом океане, основой стратегии должен быть разгром в первую очередь Германии. С этой целью американские военные органы считали необходимым осуществить решительное большое наступление «с сосредоточением главных сил в Западной Европе». Это наступление должно было проводиться «во взаимодействии с возможно более сильным русским наступлением на Восточном фронте» .

Возможная высадка войск западных союзников во Французской Северной Африке, где никаких немецких войск не было, рассматривалась американскими военными органами не только как второстепенное мероприятие, но и как нежелательное отклонение от основной цели .

Однако Рузвельт придавал большое значение высадке в Северной Африке. В результате визита Черчилля в Вашингтон было согласовано, что для высадки будут подготовлены экспедиционные войска в составе примерно 90 тыс. американских и 90 тыс. британских солдат. Предполагалось, что подготовка потребует около шести месяцев .

В Вашингтоне был составлен документ, содержавший согласованные англо-американские планы военной стратегии. За основу были приняты британские предложения.

Учитывая опыт первой мировой войны, государственный секретарь США К. Хэлл подготовил предложение о создании Верховного военного совета в составе глав правительств или представителей правительств США, Великобритании, Китая и СССР. Задача его заключалась в общем руководстве войной. Это предложение было рассмотрено Рузвельтом и Черчиллем, но не встретило их поддержки . Поскольку онй не Собирались согласовывать свои стратегические планы и действия ни с Советским Союзом, ни с Китаем, то создание такого органа не соответствовало их намерениям. Они решили учредить двусторонний англо-американский Объединенный комитет начальников штабов, ставший руководящим органом империалистического блока США и Англии в войне.

Таким образом, после вступления США в войну началось согласование британских и американских стратегических планов. У Великобритании, США и СССР были общие враги - Германия и ее союзники, но в результате позиции Лондона и Вашингтона получалось, что англо-американский блок воевал как бы сам по себе, а Советский Союз сам по себе. Американский историк официального направления У. Макнейлл констатировал, что во время вашингтонских переговоров был определен характер военных отношений США и Великобритании с Россией, заключавшийся в том, что таких отношений не было. «В результате этого, - писал он, - велись две отдельные друг от друга войны » . Г. Колко констатирует, что против агрессивного блока воевали как бы две коалиции: во-первых, «действительная коалиция» между Великобританией и США, которые были связаны общими коренными интересами, хотя между ними иногда и возникали серьезные конфликты; во-вторых, коалиция англо-американского блока с СССР .

Что касается принятого во время встречи в Вашингтоне решения о необходимости разгромить в первую очередь Германию, то это соответствовало также и интересам Советского Союза. Но откладывание Великобританией и США начала активных действий на европейском континенте на неопределенный срок резко снижало фактическое значение этого решения.

Англо-американские планы, сводившиеся к тому, чтобы затянуть на несколько лет начало военных действий непосредственно против Германии и заняться пока захватом французских и итальянских колониальных владений в Северной Африке, то есть воевать не на европейском, а на африканском континенте, резко осложняли положение СССР. Эти планы означали, что вся тяжесть вооруженной борьбы с Германией и впредь будет падать почти исключительно на Советский Союз, а США и Англия будут отсиживаться за морями и океанами. Британская и американская дипломатия с готовностью оказывала Советскому Союзу «моральную поддержку», скрывая от него эти свои сугубо империалистические планы.

Рузвельт и Черчилль считали необходимым юридическое оформление военно-политического союза всех государств, находившихся в состоянии войны с Германией, Италией, Японией и их сателлитами. Сразу же после нападения со стороны Японии правительство США начало разрабатывать проект совместной декларации всех этих государств. При этом в Вашингтоне исходили из того, что первую скрипку в этом союзе должны будут играть именно Соединенные Штаты. В отличие от первой мировой войны, когда США принадлежали не к основным «союзным» государствам, то есть державам Антанты, а только к «присоединившимся» к ним странам, правительство Соединенных Штатов на этот раз, как пишет в своих мемуарах К. Хэлл, «хотело объединиться в полный союз с другими государствами, воевавшими со странами оси». «Декларация, которую мы теперь подготовили, - писал он, - имела характер союза . Она содержала два главных положения, обычно имеющихся в военном союзе, а именно обязательство о полной поддержке и сотрудничестве в ведении войны против общего врага и обязательство не прекращать военных действий против общего врага иначе как с общего согласия» .

По прибытии Черчилля в Вашингтон Рузвельт согласовал с ним проект этой декларации. Затем, 27 декабря, они информировали об этом проекте М.М. Литвинова, подчеркнув важность декларации «в качестве демонстрации солидарности и решимости воевать до победы» . Советскому послу был передан проект декларации в целях согласования его с Советским правительством. Через два дня он сообщил о согласии правительства СССР подписать декларацию. Правда, поскольку Советский Союз не находился в состоянии войны с Японией, встал вопрос о том, опубликует ли СССР самостоятельную декларацию или же в текст общей декларации будут внесены соответствующие уточнения. Было решено, что предпочтительнее участие СССР в общей декларации. В связи с этим в текст внесли некоторые поправки, предложенные Советским правительством .

По инициативе Рузвельта первоначальное название документа - «Декларация объединившихся держав » было изменено на «Декларация Объединенных наций ». Английское слово «nation» имеет два значения: «государство» и «народ». Речь шла о декларации государств, а не народов, но Рузвельт всегда придавал немалое значение пропагандистской стороне вопросов. Видимо, поэтому он и предложил слово «нации».

1 января 1942 г. в Вашингтоне эту декларацию первыми подписали Рузвельт, Черчилль, Литвинов и представитель Китая Сун Цзывень. Затем на ней поставили свои подписи представители еще 22 государств. Во вступительной части декларации указывалось, что для защиты жизни, свободы, независимости и для сохранения человеческих прав и справедливости необходима «полная победа» над врагом. Подчеркивалась также связь этой декларации с Атлантической хартией. В декларации содержались следующие важнейшие обязательства:

«1) Каждое правительство обязуется употребить все его ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находится в войне.

2) Каждое правительство обязуется сотрудничать с правительствами, подписавшими настоящую декларацию, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами».

Декларация была открыта для присоединения других государств .

26 государств, подписавших Декларацию Объединенных наций, официально стали союзниками в войне . Была создана мощная коалиция государств, воевавших против блока фашистских агрессоров, которая получила название «Объединенные нации». Во всех подписавших ее странах декларации придавалось огромное значение. Общая оценка в большинстве из них сводилась к тому, что силы коалиции настолько мощнее сил блока агрессоров, что можно твердо рассчитывать на ее победу в войне.

Декларация Объединенных наций имела принципиальное значение и для Советского Союза. Если в 1941 г. СССР заключил соглашения о союзе и сотрудничестве в войне только с Великобританией, Польшей и Чехословакией, то теперь его союзниками стали 25 капиталистических государств. Особенно следует отметить тот факт, что в результате подписания этой декларации США стали союзниками СССР и Великобритании.

Однако судьбы войны решались все же не путем подписания деклараций, а на полях сражений. Участники декларации обязались употребить в войне все свои военные и экономические ресурсы. Советский Союз действовал именно так. Но о других государствах, подписавших декларацию, как показали дальнейшие события, этого нельзя было сказать. Они участвовали в войне далеко не всеми своими силами. Переговоры между Рузвельтом и Черчиллем в Вашингтоне свидетельствовали о том, что на ближайшее время они никаких крупномасштабных действий даже не намечали.

Логическим продолжением Атлантической хартии была Декларация Объединенных Наций, подписанная 1 января 1942 г. во время визита Черчилля в США. Находясь в самом начале борьбы с державами оси, США и Великобритания уже пытались предвидеть контуры послевоенного мироустройства. Проект был выработан на основе британско-американских предложений. Декларация была подписана в кабинете американского президента Рузвельтом, Черчиллем, послом СССР Литвиновым и министром иностранных дел Китая Суном.

Госдепартамент США должен был собрать подписи еще 22 наций, так или иначе сотрудничавших в антифашистской коалиции. Декларация говорила о приверженности подписавших ее стран Атлантической хартии. Полная победа над противником объявлялась необходимым условием защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Правительства, подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы на борьбу против Германии, Италии, Японии и их союзников, будут сотрудничать друг с другом и не будут заключать сепаратного перемирия или мира с противником.

Оставшийся на дипломатической службе после своей отставки с поста наркома иностранных дел М.М.Литвинов возражал против упоминания "религиозной свободы", однако Сталин, считавший, что январь 1942 г. был не лучшим временем для дискуссий о существе демократии, принял западную трактовку.

Визит Черчилля в Москву

К этому времени США согласились на высадку в Северной Африке. Это было не то, чего хотел Сталин, и все понимали это. Но это было значительной активизацией военных действий в районе Средиземноморья.

12-16 августа Черчилль провел со Сталиным. Переговоры не сняли принципиальных требований Сталина, но, как и надеялся Черчилль, установили личный контакт и ослабили взаимную подозрительность. Вместе с тем, Сталин укрепился в мысли, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе. Собственно говоря, так оно и было.

Черчилль пообещал второй фронт в 1943 г. и разрушительные бомбардировки Германии уже в 1942 г. Сталин оживился и, как доносил Рузвельту присутствовавший на встрече Гарриман, "скоро они вдвоем уничтожили почти все крупные промышленные центры Германии". Черчилль перешел к планируемой экспедиции в Северной Африке, которая, по его словам, должна была представлять серьезную угрозу Германии. Вся Северная Африка должна была оказаться под британско-американским контролем к концу 1942 г., что в сочетании с высадкой во Франции в 1943 г. обещало нанести тяжелый удар по рейху. Британский премьер назвал Северную Африку мягким подбрюшьем гитлеровской Европы. Черчилль заявил, что Великобритания, самостоятельно или вместе с США, может послать военно-воздушные силы на южную оконечность советско-германского фронта. Сталин принял разъяснения Черчилля с воодушевлением.

Однако на другой день Сталин, следуя своей излюбленной тактике контрастных переговоров, когда он сбивал с толку партнеров, переходя от любезностей к оскорблениям, резко атаковал союзников за отказ открыть второй фронт немедленно. Сталин отказался рассматривать высадку в Северной Африке как открытие второго фронта. Сталин не замедлил также посетовать на то, что поставки из США и Великобритании зачастую бывали сорваны, и СССР так и не получил того, в чем так нуждался и что ему было обещано. Черчилль отвечал, что никто не гарантировал Сталину доставку грузов, гарантировалось лишь их поступление в британские порты. Северные конвои, циркулировавшие между Великобританией и СССР, подвергались жестоким атакам германских подлодок и авиации; из последнего, 17-го, конвоя, напомнил Черчилль, только треть кораблей дошла до советских берегов. Сталин этого объяснения не принял и намекнул, что союзники, вероятно, недостаточно ценят значимость советских военных усилий и слишком боятся потерь.

Тем не менее, встреча закончилась на дружественной ноте. Разговор зашел о необходимости встречи Рузвельта и Сталина или всей Большой Тройки. Однако ни к какому окончательному решению Сталин и Черчилль не пришли.

3)й о Понимание опасности фашистского порабощения отодвинуло традиционные противоречия и подвигло ведущих политиков времени к объединению усилий в борьбе против фашизма. Сразу после начала агрессии правительства Англии и США выступили с заявлениями о поддержке СССР. У.Черчилль выступил с речью, в которой гарантировал поддержку СССР правительством и народом Великобритании. В заявлении правительства США 23 июня 1941 г. говорилось, что фашизм является главной опасностью для американского континента.

Формирование антигитлеровской коалиции было положено началом переговоров между СССР, Великобританией и США. которые завершились подписанием 12 июля 1941 г. советско-английского соглашения о сотрудничестве. Соглашение сформировало два основных принципа коалиции: помощь и поддержка всякого рода в войне против Германии, а также отказ от ведения переговоров или заключения перемирия и сепаратного мира.

16 августа 1941 г. было заключено экономическое соглашение о торговле и кредитах. Союзники СССР обязались поставлять в нашу страну вооружение и продовольствие (поставки по ленд-лизу). Совместными усилиями было оказано давление на Турцию и Афганистан с целью добиться от этих стран нейтралитета. Проведена оккупация Ирана.

Одним из основных шагов в создании антигитлеровской коалиции стало подписание 1 января 1942 г. (по инициативе США), Декларации Объединенных наций о борьбе против агрессора.

В основу соглашения легла Атлантическая хартия. Декларацию поддержали 20 стран.

Основной проблемой антигитлеровской коалиции явились разногласия между союзниками о сроках открытия второго фронта. Впервые этот вопрос обсуждался во время визита Молотова в Лондон и Вашингтон. Однако союзники ограничились боевыми действиями в Северной Африке и высадке войск на Сицилии. Окончательно этот вопрос был решен в ходе встречи глав союзных держав в Тегеране в ноябре-декабре 1943 г.

В договоренности между Сталиным, президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем был определен срок открытия второго фронта, а также обсуждались проблемы послевоенного обустройства Европы.

Одним из важнейших этапов в укреплении антигитлеровской коалиции стала Крымская конференция глав союзных государств, которая прошла в Ялте в феврале 1945 г.

Перед началом этой конференции по приказу Сталина было развернуто мощное наступление на фронтах.

Используя этот фактор и сыграв на противоречиях между союзниками, Сталину удалось добиться подтверждения границ Польши по «линии Керзона», принятия решения о передаче СССР Восточной Пруссии и Кенигсберга.

Было принято решение о полном разоружении Германии и определены размеры репарации. Союзники решили взять под контроль военную промышленность Германии, запретили нацистскую партию.

Германия была разделена на четыре оккупационные зоны между США, СССР, Англией и Францией. На конференции было принято секретное соглашение, по которому СССР обязался объявить войну Японии.

17 июля 1945 г. состоялась конференция глав государств антигитлеровской коалиции в Потсдаме. Решались вопросы послевоенного устройства. Во главе делегации СССР был Сталин, американской - Трумэн, английской - Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах и его сменил Клемент Эттли).

СССР потребовал увеличения репараций и переноса границ Польши по линии Одер-Нейсе, на что получил согласие. Участники конференции приняли решение предать Международному суду нацистских преступников.

Выполняя взятые на себя союзнические обязательства, 8 августа 1945 г. СССР денонсировал договор о нейтралитете с Японией и объявил ей войну.

5) Ялтинская (Крымская) конференция

"Большая тройка" собралась в Ялте 4-11 февраля 1945 г. Перед Ялтой британская и американская делегации встретились на Мальте; это, однако, не сняло ряда противоречий. Рузвельт был твердо намерен вести сотрудничество с СССР. По его мнению, СССР, в отличие от Великобритании, не был империалистической державой, а Рузвельт считал ликвидацию колониальной системы одним из приоритетов послевоенного урегулирования. Рузвельт вел сложную дипломатическую игру: с одной стороны, Великобритания продолжала оставаться его ближайшим союзником, и атомный проект осуществлялся с ведома Лондона, но в тайне от Москвы; с другой стороны, советско-американское сотрудничество, на взгляд президента, позволяло осуществлять глобальное регулирование системы международных отношений.

"Большая тройка" вернулась к вопросу о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, конференция не установила процедуру расчленения или хотя бы его примерные территориальные контуры.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Однако Сталин не хотел включать Францию в Контрольную Комиссию, и Рузвельт поначалу с готовностью с ним согласился. Ни Рузвельт, ни Сталин включать Францию в число великих держав не хотели. Однако в конце концов Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, то это заставит де Голля быть более уступчивым. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях, предлагая две формы их: вывоз оборудования и ежегодные платежи. Она также предложила создать комиссию по репарациям в Москве. Однако конечная сумма репараций установлена не была. На последнем настаивала британская сторона; Рузвельт же благожелательно воспринял советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены Советскому Союзу.

Усеченное советское предложение о членстве советских республик в ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три - Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле. Советская сторона согласилась с американским предложением, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог голосовать, если вопрос касался его. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ в Ялте, Черчилль вознегодовал. Он заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона, отступая, заявила, что в виду имелись территории, отвоеванные у врага, - например, острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с малыми европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои.

В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 г. в Москве, - рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, на период, предшествовавший Ялте, соблюдали паритет в Югославии, где руководитель югославских партизан Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. В Ялте паритет был, в общем, подтвержден, хотя практическое урегулирование ситуации в Югославии было предусмотрено не так, как его хотел видеть Черчилль. Черчилля беспокоило также территориальное урегулирование между Югославией и Австрией и Югославией и Италией. В Ялте было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении политических проблем Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона опять-таки исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

В общем, в Ялте де-факто подразумевалось, что вся Восточная Европа остается в советской сфере влияния. Это было отходом от "процентной дипломатии", однако Великобритания могла надеяться на некоторую корректировку советской позиции в ходе послевоенного урегулирования.

Американская сторона представила в Ялте документ, названный "Декларация об освобожденной Европе". Она основывалась на тех же демократических принципах, что и предшествующие документы того же порядка. Главы союзных правительств, в частности, обязались согласовывать друг с другом свою политику по разрешению демократическими методами политических и экономических проблем освобожденных стран в период "временной" нестабильности. Союзники обязались создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Декларация была принята. Однако она оставалась голословным документом, не имеющим практической ценности.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени просоветское правительство уже перебралось в Варшаву из Люблина, но по-прежнему именовалось западными державами "люблинским".

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако и Рузвельта, и Черчилля вопрос о польских границах занимал не слишком; польская независимость - вот что стояло на повестке дня. Сталин повторил свою позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная - проходить по линии Керзона, варшавское правительство с польским лондонским дела иметь не будет. Черчилль заявил, что, по его сведениям, люблинское правительство представляет взгляды не больше трети поляков, и ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин согласился на включение в польское временное правительство некоторых "демократических" лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предлагал создание президентского совета в Польше, состоящего из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В конечном счете было решено реорганизовать временное польское правительство на "широкой демократической основе" и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по "линии Керзона"; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до мирной конференции.

Было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем была достигнута договоренность об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), восстановление военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступки принадлежала Рузвельту.

Сан-Францисская конференция

Несмотря на растущие противоречия между союзниками, которые обозначились со сменой политического руководства в США и ужесточением позиции СССР по Восточной Европе, идея создания ООН должна была найти свое практическое завершение. 25 апреля 1945 г. открылась учредительная конференция в Сан-Франциско. Ей предшествовали сложности.

Сталин отказался посылать Молотова на конференцию, если варшавское правительство (еще не обновленное и не признанное Западом) не будет приглашено в качестве представителя Польши. Однако в конечном счете Сталину пришлось уступить.

Конференция должна была принять Устав ООН. Политические принципы, заложенные в основу новой международной организации, казались бесспорными. Вопрос состоял в политических механизмах действия этого форума.

Конференция приняла решение об ответственности Совета Безопасности за поддержание мира, ограничив полномочия Ассамблеи дискуссией и рекомендациями. Малые державы пытались протестовать против предложенной формулы "скрытого вето". Согласно ялтинской договоренности, великая держава, интересы которой затрагивались голосованием, права голоса не имела, но остальные четыре великие державы должны были голосовать единодушно. Стоило одной из них проголосовать против, как действия Совета Безопасности были заблокированы. С учетом того, что великие державы находились в непрестанном взаимодействии, их поддержка друг друга казалась малым странам неизбежной. Однако великие державы именно в силу этого обстоятельства менять устав не пожелали.

Британская делегация добилась поправки, касающейся выборов в Совет Безопасности. Теперь требовалось равномерное географическое представительство держав, а также учет их вклада в обеспечение международной безопасности.

США и СССР были недовольны предполагавшейся подчиненностью региональных организаций и договоров решениям Совета: Вашингтон опасался за сферу своего влияния в Западном полушарии, а Москва - за систему договоров в Европе. Новая статья предусматривала право на индивидуальную или коллективную самозащиту в случае агрессии - до принятия Советом Безопасности соответствующих мер.

Советская сторона настаивала, чтобы великая держава имела право вето на обсуждение (не голосование!) вопроса, который ее не касается. Обсуждение, настаивала советская сторона, это важный политический акт с серьезными последствиями. Советский демарш вызвал противодействие Запада. Конфликт удалось погасить через Гопкинса, который в это время был в Москве. Сталин согласился снять свое предложение.

Американская делегация представила конференции предложения о системе опеки. Всеобъемлющей концепции, которую желал видеть Рузвельт, не получилось; американский проект основывался на предложениях для островов Тихого океана. Американцы предложили две категории мандатных территорий. Первая определялась как стратегические районы; здесь опеку обеспечивал Совет Безопасности. В остальных районах, зачисленных во вторую категорию, опеку обеспечивала Ассамблея через Совет по опеке.

Потсдамская конференция

Пока конференция в Сан-Франциско учреждала ООН, призванную предотвратить новые конфликты, война в Европе кончилась. Германия капитулировала. 2 мая 1945 г. прекратились боевые действия на южном направлении в Италии, 4 мая в штабе генерала Бернарда Монтгомери, командовавшего британскими силами, был подписан документ о капитуляции германских войск в Северо-Западной Европе, 7 мая в штабе Эйзенхауэра в Реймсе была подписана капитуляция всех германских вооруженных сил. Аналогичный документ подписали маршал Г.К.Жуков и германский фельдмаршал Вильгельм Кейтель в ночь с 8 на 9 мая.

Однако перед политиками открывались далеко не радужные перспективы. Германия и Италия были разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Большинство стран Европы были ослаблены войной: материальные разрушения и временная ликвидация государственности во многих из них делали послевоенное восстановление многотрудной задачей. Наконец, после Второй мировой войны обозначились два глобальных центра силы - США и СССР, последний из которых был вовлечен в мировые дела на основе партнерства только последние четыре года. Кремля боялись.

Но и Кремль был далек от эйфории. Война была выиграна, огромная сфера влияния завоевана, статус глобальной державы получен, но цена за это была заплачена невероятная. В Кремле разрывались между желанием закрепить за собой новые сферы влияния и осознанием собственной слабости. Новой войны никто не хотел. Однако сотрудничество в "Большой тройке" кардинальным образом поменялось со смертью Рузвельта. Партнерство по регулированию международных отношений сменилось спорадическими попытками найти взаимопонимание.

17 июля 1945 г. Потсдамская конференция открылась. Трумэн предложил создать Совет министров иностранных дел пяти великих держав (хотя ни Франция, ни Китай в конференции не участвовали), который бы занимался мирными переговорами и территориальным урегулированием. Предложение было принято, и заседание Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне. Однако остальные вопросы решались отнюдь не так легко.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса выживания немцев без посторонней помощи. Продовольствие же в Германию поступало в большой степени из тех восточных районов, которые Москва уже передала под польскую администрацию. Советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала распространение того же принципа на бывших сателлитов Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызывало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР "Декларации об освобожденной Европе". Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в их независимости и выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.

Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий кроме фашистских. Черчилль вернулся к "процентной" дипломатии и пожаловался, что вместо 50% СССР получил в Югославии 99. На Сталина это впечатления не произвело.

На первом же пленарном заседании всплыл вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по Одеру-Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал под польскую администрацию эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократические выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно переварить такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним вопросом, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля он вместе с Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку после объявленных результатов выборов: консервативная партия проиграла. Новый премьер-министр Клемент Эттли с новым министром иностранных дел Эрнестом Бевином прибыли в Потсдам. Теперь Сталин со всех сторон был окружен незнакомцами.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши были отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. В польском вопросе победителем вышел Сталин. Конференция согласилась на передачу СССР Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения и демилитаризации Германии. Все военные и полувоенные формирования, включая даже клубы и ассоциации, которые поддерживали милитаристские традиции, должны были быть ликвидированы. Ликвидировались также национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты. Отменялись нацистские законы, служившие основой режима Гитлера. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии должны были быть удалены со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль, с тем чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика должна была быть децентрализована, производство поставлено под контроль, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

По вопросу о репарациях был все же достигнут компромисс. Советский Союз (обязуясь при этом передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за минусом судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.

Был также достигнут ряд более мелких соглашений. Италию, как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН было отказано. Было решено "улучшить" работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии должно было осуществляться "упорядоченным и гуманным" образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел должен быть решить вопрос о дальнейшем выводе войск.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турецкими. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантии всех великих держав. Наконец, было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенной ситуации. Однако одновременно с этим стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах: все, что касалось Восточной Европы, вызывало конфликты. Формально рамки для послевоенного сотрудничества были созданы до Потсдама: ООН с ее клубом великих держав. Однако уже в Потсдаме стало ясно, что регулирование международных отношений в послевоенном мире будет осуществляться не в ООН и не в согласованном порядке.

На Потсдамской конференции же впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. Трумэн специально подгадывал первое испытание атомной бомбы под Потсдам. 16 июля испытание успешно состоялось. По мнению Черчилля, получив в ходе конференции долгожданную новость, Трумэн стал другим человеком. 24 июля в разговоре со Сталиным он походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин сказал, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в их разработках.

К 1945 году в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при некотором британском участии), советский и немецкий. США первыми вышли на атомный рубеж. Тот факт, что даже Рузвельт, при всем своем желании продолжить послевоенный диалог с Москвой, не проинформировал Сталина о чудо-оружии, равно как и Сталин не проинформировал его, позволяет делать достаточно пессимистический вывод о потенциале послевоенного сотрудничества между СССР и США, кто бы ни стоял у руля американской политики.

Из Потсдама Трумэн, Черчилль и Эттли уезжали с осознанием предстоящих серьезных проблем, связанных с советской гегемонией в Восточной Европе и вообще с советским военным колоссом. Сталин уезжал, встретившись с достаточно серьезным противодействием западных союзников, которые уже сильно жалели о своей уступчивости в отношении сфер влияния в годы войны с Германией. Сталину предстояло теперь перебросить свои войска на тихоокеанский фронт и вступить в войну с Японией. Но он уже был готов к тому, что вместе с американской ядерной монополией начинается новый дипломатический этап.

Межрегиональная Академия управления персоналом

Украинско-Арабский институт международных отношений и лингвистики им. Аверроэса

кафедра международных отношений и международной информации


Курсовая робота

по дисциплине "История международных отношений"

Образование ООН



Введение

Создания ООН

Декларации и конвенции

Миротворческая миссия

Права человека

Гуманитарная помощь

Государства члены ООН

Заключение

Список литературы

Введение


Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и сохранения мира занимала умы человечества с давних пор. Первой подобной организацией стала Лига Наций. В 1919 году она вошла в Версальскую послевоенную систему как попытка создать инструмент политического и международного сотрудничества. В 1939 году мир был втянут в новую беспрецедентную по масштабам и потерям войну, над миром нависла серьезная угроза. И это дало мощный толчок правительственной и общественной инициативе объединиться и противостоять агрессии сообща. Странами антигитлеровской коалиции было решено создать мира. И 24 октября 1945 года была основана Организация Объединение всемирную организацию коллективной безопасности, как комплексный международный инструмент пресечения военных действий и поддержания Наций аббревиатура ООН, при создании которой был учтен опыт ее предшественницы Лиги Наций. Важнейшими этапами в истории ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе 1944 г на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Конференция в Сан-Франциско завершилась принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинству других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Этот день отмечается как день ООН. А в нынешнем году приближается юбилейная дата 68 лет со дня основания ООН. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Создания ООН


25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций - крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Еще гремела война, советские войска штурмовали Берлин, но человечество стояло на пороге мира. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-францисская конференция была заключительным шагом в создании Организации Объединённых Наций. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы, отразившей коренные перемены на мировой арене за годы второй мировой войны.

Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были великие державы антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритания. Советский Союз первым высказался за необходимость объединения в послевоенный период миролюбивых государств на новых, подлинно демократических началах.

Основы новой международной организации закладывались в ходе войны. Уже в заявлении Советского правительства 3 июля 1947 году были определены цели войны - не только ликвидация опасности, нависшей над Советской страной, но и помощь народам Европы, стонущим под игом фашизма. Ясное заявление СССР о целях войны побудило воевавшую Англию и ещё не воевавшие США также высказаться по этому поводу.

В августе 1941 года президент США Рузвельт и премьер-министр Великобритании Черчель, учитывая размах антифашистских настроений, сформулировали в Атлантической хартии некоторые принципы послевоенного устройства мира: уважение государственного суверенитета и территориальной целостности всех стран, освобождение порабощенных народов и восстановление их суверенных прав, право каждой нации избегать свой общественный строй, равноправное экономическое сотрудничество. Советское правительство в Декларации от 24 сентября 1941 года на межсоюзной конференции в Лондоне заявило о присоединении к основным принципам Атлантической хартии, внеся в нёё существенное дополнение о праве каждого народа не только выбирать, но и устанавливать общественный строй по своему усмотрению. В том же документе Советский Союз постановил "определить путь и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира"". Развивая эту программу, СССР предложил создать всеобщую международную организацию. В советско-польской Декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 года, где была выдвинута эта идея, говорилось: " Обеспечение прочного и справедливого мира. может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный союз".

Декларация Объединенных Наций (так по предложению Ф. Рузвельта были названы, объявившие войну фашистской "оси"), подписанная 26 странами 1 января 1942 года, подтвердила принципы Атлантической хартии и организационно оформила антифашистскую коалицию - ядро будущей организации.

На Московской конференции министров иностранных дел 30 октября 1943 года впервые была принята совместная Декларация трех держав (к которым присоединился и Китай) о необходимости создания международной организации безопасности. Пункт 4. Декларации четырёх государств по вопросу о всеобщей безопасности гласил, что они "признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности, основной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые".

организация объединенная нация международная

Решения Московской конференции стали отправным пунктом в образовании ООН, а Москва - фактическим местом её рождения." После этого, - подчеркивал в своих мемуарах тогдашний государственный секретарь США К. Жэлл, - не осталось никаких сомнений в том, что международная организация для поддержания мира. будет создана после войны".

Первое обсуждение планов будущей организации на высшем уровне состоялось во время Тегеранской конференции руководителей трех держав в декабре 1943 года. После Тегерана союзники приступили к активной практической разработке основ будущей организации. Для осуждения и выработки общего проекта постановили создать конференцию представителей трех держав в Думбартон-Оксе - старинном имении в районе Вашингтона. Думбартон-Онская встреча, проходившая с 21 августа по 7 октября 1944 года, стала решающим шагом в определении структуры будущей организации. Здесь был выбран проект устава новой организации, определяющей её структуру, цели и принципы, членство, функции главных органов. Ряд вопросов, однако, остался нерешёнными. Главный из них - о порядке голосования в Совете Безопасности - имел огромное значение. Решение этого вопроса и ряд других вопросов было отложено до ялтинской встречи.

На встрече в Ялте в феврале 1945 года руководители трех союзных держав одобрили проект устава, выработанный в Думбартон-Онсе. Был, наконец, развязан узел проблемы голосования в Совете Безопасности. США, уступая требованиям Советского Союза, предложили компромиссный вариант, согласно которому все важнейшие решения в Совете могли приниматься только при полном единогласии всех его постоянных членов. В Ялте же был решен вопрос о вступлении в ООН в качестве самостоятельных членов двух советских республик - Украины и Белоруссии, внёсших огромный вклад в разгром фашизма. Руководители СССР, США и Англии заявили: "Мы решили в ближайшее время учредить совместно с нашими союзниками всеобщее международную организацию для поддержания мира и безопасности ". ** Созыв учредительной конференции был назначен на 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско, и принять в ней участие имели право все члены Объединенных Наций плюс те государства, которые объявили войну странам " оси " до 1 марта 1945 года.

После торжественной церемонии открытия Сан-францисской конференции в различных комитетах начались долгие и сложные прения по проекту устава. Страны - участники были ознакомлены с проектом предварительно, и к моменту открытия 36 из них успели предложить в общей сложности около 1200 поправок. На последнем этапе Советский Союз не прекращал борьбы за демократические принципы Устава ООН.

июня делегаты конференции собрались на заключительное заседание для утверждения окончательного проекта Устава. Ввиду большой исторической важности происходящего председатель конференции отступил от обычной процедуры голосования и выразил свое согласие вставанием. В ответе все делегаты как один поднялись со своих мест. Объявление о единодушном принятии документа было встречено громом рукоплесканий.

Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 года, когда его ратифицировало большинство стран - участниц. Эта дата и считается официальным днем создания организации, отмечается повсюду как день ООН.


Подписание Союзнической Декларации 12 июня и Атлантической хартии 14 Августа 1941 года


Расширение гитлеровской агрессии вызвало необходимость совместных действий антифашисткой коалиции. Подписанная в Лондоне 12 июня 1941 года Союзническая декларация, которая обязала подписавшие стороны работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире стала первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций. В научной литературе существовали разногласия о том, кто и в каком документе первым выдвинул идею создать новую организацию. Западный мир таким документом называл Атлантическую хартию. 14 августа 1941 г. президент Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Англо-американская декларация, подписанная во время встречи где-то на море, известна как Атлантическая хартия. Президент США и премьер-министр Англии заявили от имени своих государств, что они не стремятся к территориальным или другим приобретениям уважают право всех народов избирать для себя форму правления стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем признают право всех стран иметь на разных основаниях доступ к торговле и мировым сырьевым источникам поощряют экономическое сотрудничество выражают надежду на установление после войны такого мира, который дает возможность всем странам жить в безопасности считают необходимым отказ от применения силы и избавления народов от бремени вооружения. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию. Советское правительство заявило о присоединении к основным принципам Атлантической хартии, внеся в н существенное дополнение о праве каждого народа не только выбирать, но и устанавливать общественный строй по своему усмотрению. В том же документе Советский Союз постановил определить путь и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира. Развивая эту программу, СССР предложил создать всеобщую международную организацию. В советско-польской Декларации о дружбе и взаимной помощи от 4 декабря 1941 года, где была выдвинута эта идея, говорилось Обеспечение прочного и справедливого мира может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной на объединении демократических стран в прочный с


Декларация Объединенных Наций


1 января 1942 года, вскоре после вступления в войну США 7 декабря 1941 года, представители 26 государств, участвовавших в войне против блока фашистских агрессоров СССР, США, Великобритания, Китай, Австралия, Бельгия, Гватемала, Гаити, Греция, Гондурас, Доминиканская Республика, Индия, Канада, Коста-Рика, Куба, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Никарагуа, Панама, Польша, Сальвадор, Чехословакия, ЮАС, Югославия подписали в Вашингтоне декларацию, вошедшую в историю под названием Декларация Объединенных наций. В ее вступительной части содержалось положение о том, что для защиты жизни, свободы, независимости и сохранения человеческих прав и справедливости нужна полная победа над врагом. Каждое Правительство обязуется употребить все свои ресурсы, военные и экономические, против тех членов тройственного пакта и присоединившихся к нему, с которыми это правительство находилось в войне. Каждое Правительство обязуется сотрудничать с другими правительствами, подписавшими сие, и не заключать сепаратного перемирия или мира с врагами. Опубликование Декларации Объединенных наций означало создание коалиции 26 государств во главе с СССР, США и Великобританией. Важнейшую роль для согласованных действий этих стран имели встречи их руководителей на высшем уровне. Они производили глубокое впечатление на весь мир. Созыв и работа конференции глав правительств трех великих держав имели широкий международный резонанс.

Соглашение Московской Конференции 1943г.


Еще во время войны будущие победители обсуждали вопрос о структуре международной организации. Черчилль разработал схему, согласно которой ряд местных федераций объединялись бы в рамках трех регионов под эгидой высшего всемирного совета. Власть сосредоточивалась бы в трех регионах Европейском, Американском и Тихоокеанском. Эта структура не понравилась Сталину, который относился к Черчиллю с подозрением. Его подозрения еще более усилились, когда Черчиллем и Рузвельтом было предложено создать Балканскую и Дунайскую федерацию в зоне, представлявшей особый интерес для СССР. 8, 192 В октябре 1943 г. в Москве министры иностранных дел Великобритании, США и Советского Союза к которым присоединился и Китай пришли к соглашению и одобрили принцип организации, основанный на суверенном равенстве всех государств. Подписанная декларация должна была увековечить союз демократии и коммунизма против фашизма и поручить главным представителям первых двух сил поддерживать мир путем совместного осуществления их объединенных полномочий. 8, 193 Пункт четвертый по вопросу о всеобщей безопасности гласил, что эти мировые державы признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей Международной Организации для поддержания международного мира и безопасности


Основные Этапы создания ООН Обсуждение вопроса о создании ООН на Тегеранской Конференции 1943 г.


Тегеранская конференция 1943 г. знаменательная дата в новейшей истории, так как явилась, по сути, первой встречей лидеров антигитлеровской коалиции. Тогда в самый разгар войны они договорились об открытии второго фронта и набросали контуры будущего миропорядка. Во многом это был экспромт, потому что еще на пути в Иран Рузвельт и Черчилль до конца не были уверены в том, против кого надо дружить.

Три лидера встретились в здании российского посольства, роскошной усадьбе помещика Атабека для решения важнейших проблем того времени. Чтобы сорвать планы врагов, Гитлер дал задание организовать покушение на Рузвельта, Сталина и Черчилля. 2 августа 1943 года недалеко от станции Кунцево Сталин сел в спецпоезд 501. Никто из пассажиров не знал, каков пункт назначения. Лишь перед вылетом Сталина из Баку открылась цель поездки. Тегеран был полностью блокирован. Все три дня, что шла конференция, не работали почта и телеграф, не выходили газеты.

К началу встречи покушение совершать было некому. НКВД совместно с британской разведкой провело серию арестов профашистских сторонников.

Я сидел с огромным русским медведем по одну сторону и с огромным американским бизоном - по другую написал Черчилль. Россию он не любил, то есть любил меньше, чем Рузвельт. Но все окружение Рузвельта было настроено еще хуже. Поэтому президент США совершил неслыханное он отстранил Госдепартамент от переговоров и решил вести их лично.

По совокупности причин, декларацию по итогам конференции подписали в спешке. Мятый серый листок бумаги с неаккуратными росчерками - так запомнят ее очевидцы. В этом документе зафиксирован только один результат тегеранских переговоров было принято конкретное решение о создании ООН.

Так, одна из участниц конференции, тогда молодая переводчица, поделилась своими впечатлениями На конференции не были назначены повестки дня и каждый мог поднять любой вопрос, что создавало непринужденную обстановку. Она также стала свидетельницей беседы один на один, в ходе которой Рузвельт поделился своими идеями по поводу будущей организации с главой СССР Сталиным. Он говорил, что она должна давать лишь рекомендации и будет заседать всегда в разных местах что необходимо учредить исполнительный комитет в составе 10-11 членов и что он займется экономическими и социальными вопросами также что в рамках ООН следует создать Полицейский комитет прообраз Совета Безопасности. Комитет должен следить за сохранением мира и не допустить повторной агрессии со стороны Германии. Комитет являлся уже органом принуждения. а под четырьмя полицейскими Рузвельт понимал США, СССР, Великобританию и Китай.

Таким образом, руководители пришли к выводу, что после войны необходимо создать организацию, которая смогла бы обеспечить длительный мир. В Тегеранской декларации лидеры трех держав записали Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения.


Конференция в Думбартон-Оксе, фундамент Организации


Для выполнения задачи по сохранению мира такие мировые державы как США, Соединенное Королевство, СССР и Китай созвали специальную конференцию, которая занимает особое место в истории Организации Объединенных Наций. Думбартон-Оксе - старинная вилла в Вашингтоне, встреча на которой стала, по сути, первым конкретным шагом на пути создания ООН. Место проведения встречи было предложено сотрудником Госдепартамента Алжером Хиссом в будущем генеральный секретарь конференции в Сан-Франциско ввиду ее удобного расположения и возможности обеспечить безопасность делегатов. Переговоры начались в августе 1944 года и проходили в два этапа. С 21 августа по 28 сентября в них принимали участие представители СССР, Великобритании и США, а с 29 сентября по 7 октября представители Китая, Великобритании и США. Так решено было сделать, потому что СССР официально был в союзе с Японией, а Китай воевал с ней, так что две страны не могли одновременно принимать участие в переговорах. Открытие встречи ознаменовалось скандальными публикациями газетой Нью-Йорк таймс секретных программ всех делегаций, которые раздобыл журналист Джеймс Рестон.

Руководители делегаций решили, что все должно проходить за закрытыми дверями. Советскую делегацию возглавлял Андрей Громыко, в то время молодой посол в Вашингтоне.

Американскую делегацию возглавил заместитель Госсекретаря Эдуард Р. Стеттиниус, а английскую сэр Александр Кадоган, заместитель министра иностранных дел. Первым делом был решен вопрос об официальных языках переговоров английском и русском, хотя на деле чаще использовался английский. На заседаниях Объединенный руководящий комитет в состав которого вошло 8 делегатов учредил три подкомитета по общим вопросам международной организации, по вопросам безопасности и юридический. Была создана и четвертая рабочая группа Редакционный подкомитет, а также две небольшие группы по формулировкам, которые впоследствии сыграли ключевую роль на переговорах. Они обеспечивали наиболее детальное и аналитическое рассмотрение всех положений, относящихся к создаваемой организации. Позже необходимо было учредить еще два дополнительных органа Специальную неофициальную группу, а также подкомитет по номенклатуре. Он должен был рекомендовать названия и титулы новой всемирной организации, ее различных органов и служащих. В работе конференции доминировали четыре главных вопроса структура и цели новой организации предложение СССР по международным воздушным силам членство в Организации процедура голосования в Совете Безопасности. По настоянию Андрея Громыко на открытии конференции за основу обсуждения был взят советский план, следуя которому организация должна иметь три основных цели поддержание международного мира и безопасности посредством коллективных мер по предупреждению и подавлению агрессии учреждение мирных средств для решения международных споров, которые могут вести к нарушению мира, и принятие других мер по укреплению безопасности и развитию дружественных отношений между нациями. Эти общие цели были схожи с целями, указанными в американском и британском планах. Однако США считали, что сфера интересов Организации должна быть значительно шире и что, в частности, должны быть созданы дополнительные органы. При этом в первую очередь они называли Экономический и Социальный Совет для содействия наиболее полному и эффективному использованию мировых экономических ресурсов. Великобритания поддержала эту идею, а Громыко заявил, что Лига наций потерпела поражение во многом вследствие того, что тратила 77 процентов своего времени на подобные второстепенные проблемы. Значительно меньше трудностей было при обсуждении основной структуры создаваемой организации. 23 августа было решено, что она должна состоять из четырех основных органов ассамблеи, объединяющей все государства-члены, небольшого по численности совета для рассмотрения вопросов безопасности, международного суда и секретариата, возглавляемого главным международным судом. В тот же день Громыко внес предложение о создании воздушных сил объединенных наций с целью обеспечения преимущества быстрого развертывания во время кризиса. И тут мнения делегатов разошлись. Как и в случае с первым вопросом, глава советской делегации не стал настаивать на своем предложении. Одним из самых противоречивых оказался вопрос о членстве новой организации. Сначала было обсуждено советское предложение основателями ООН должны стать только 26 государств, первоначально подписавших Декларацию Объединенных Наций. С Советской точки зрения вопросы критериев и процедур для членства в ООН были напрямую связаны с проблемой голосования в Совете Безопасности. Конституцию СССР разрешали советским республикам иметь непосредственные международные отношения с иностранными государствами. Слова Громыко само собой разумеется, что все 16 советских республик должны быть включены в состав членов инициаторов Организации прозвучали как гром среди ясного неба. Кадоган заявил, что его правительство обсудит этот вопрос непосредственно с Кремлем. Президент США Рузвельт 1 сентября лично и секретно писал И. Сталину вопрос о членстве для каждой из шестнадцати республик меня весьма беспокоит. Весь проект определенно оказался бы в опасности. На что 7 сентября премьер И.В. Сталин секретно и лично ответил президенту г-ну Ф. Рузвельту Заявление советской делегации по этому вопросу я придаю особое значение. Украина и Белоруссия должны быть отнесены к числу инициаторов создания Международной организации. После того, как шок прошел, первым делом американцам надо было проследить, чтобы не произошло утечки информации о советском предложении. Ялте в 1945 г. Украина и Белоруссия вошли в состав ООН как страны, наиболее пострадавшие от нападений фашисткой Германии.


Итог думбартон-окской конференции


Конференция в Думбартон-Оксе завершила свою работу 7 октября 1944 года. В день закрытия конференции было опубликовано совместное заявление четырех государств, озаглавленное Предложения по созданию всеобщей международной организации, в котором упоминалось, что должна быть создана международная организация под названием Объединенные Нации. Предложенное Рузвельтом название Объединенные нации было принято после долгих споров и дискуссий в Подкомитете по номенклатуре. Американцы верили, что это название, родившиеся в процессе объединения военных усилий антигитлеровской коалиции, послужит поднятию престижа международной организации в мирное время. Советские делегаты предпочитали название Международная организация по безопасности, которое подчеркивало ее прямое предназначение. Чтобы поддержать эту идею, было принято решение назвать главный орган по поддержанию мира Советом Безопасности. Названию Генеральная Ассамблея было отдано предпочтение по сравнению с Всемирной Ассамблеей. Титул главного административного должностного лица Генеральный секретарь был принят по советскому предложению вместо Генеральный директор. Название Международный Суд было принято единогласно. Достигнутые соглашения в ходе переговоров в Думбартон-Оксе стали основой для Устава Организации Объединенных Наций, принятого в Сан-Франциско в июне 1945 года.

Встреча в Сан-Франциско весной 1945 года результат роботы нескольких лет.

В соответствии с решениями Крымской конференции правительство США от своего имени и от имени правительств СССР, Великобритании и Китая направило правительствам 42 государств приглашение на конференцию в Сан-Франциско по подготовке устава всеобщей международной организации. 1,9 И 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско начала свою работу конференция Объединенных Наций крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Принять участие имели право все члены Объединенных Наций, а также те государства, которые объявили войну страна мосидо 1 марта 1945 года. Сан-францисская конференция была заключительным шагом в создании Организации Объединенных Наций. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы. Главным результатом этой борьбы стало принятие Устава 25 июня 1945 года. На следующий день делегаты подписали его в здании Мемориала ветеранов войны. К сожалению, Франклин Рузвельт не дожил двух месяцев до дня подписания Устава, который он считал своим детищем. Американский писатель Стивен Шлесингер рассказал в интервью радио ООН о своей книге Акт творения, которая как раз таки посвящена конференции в американском городе Сан-Франциско. В ней он пишет, что Рузвельт санкционировал перехват дипломатических телеграмм. Единственное рациональное объяснение он находит в стремлении Рузвельта обеспечить успех конференции. Он хотел не допустить провала Организации, как это случилось с Лигой Наций. В ходе прослушивания выяснилось, что процесс творения сопровождался невидимым противоборством. Оказывается, малые страны, особенно страны Латинской Америки были больше всего огорчены наличием права вето. Но Великие державы дали понять без этого права они просто покинут зал заседаний а значит, не будет вообще никакой организации. Вторым откровением для Шлесингера стало категорическое настаивание многих стран на создании региональных организаций. Сами авторы Устава стали на сторону централизма. В результате, в Устав ООН включена 51 статья с правом на индивидуальную самооборону. В другом репортаже, который называется Сколько авторов у Устава ООН, по мнению журналиста Евгения Менкеса и некоторых американских историков, первоначально автору устава один. Это иммигрант с Украины Лео Пасвольский, с конца 30-х годов специальный помощник Госсекретаря США. По его идеям писался весь Устав ООН.

Структура Организации Объединенных Наций:

Согласно уставу ООН, основополагающих подразделений всего шесть. Однако ООН является очень разветвленной организацией, затрагивающей различные проблемы человечества. Поэтому существует еще много организаций, либо непосредственно отчитывающихся в ООН, либо, так или иначе, связанных с деятельностью ООН.

Главные учреждения:

Генеральная Ассамблея. Утверждена в 1945 году. Это основной директивный, представительный и совещательный орган ООН. Ежегодно с сентября по декабрь проходят плановые сессии. В другое время собирается по мере необходимости.

Совет Безопасности Основное подразделение ООН, занимающееся вопросами сохранения мирных международных отношений и безопасности. Функционирует непрерывно.

Экономический и Социальный Совет (ЭКСОС). <#"center">Декларации и конвенции


В отличие от Устава ООН, конвенции ООН не являются обязательными для принятия участниками организации. Та или иная страна может как ратифицировать тот или иной договор, так и не делать этого.

Наиболее известные конвенции и декларации ООН:

·Всеобщая декларация прав человека <#"justify">Декларации ООН оформляются в форме призывов и рекомендаций и не являются по сути договорами.

сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день "декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН". Декларацию подписали Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун.


Миротворческая миссия


Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи <#"justify">·Расследовании инцидентов и проведении переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

·Проверке соблюдения договоренности о прекращении огня;

·Содействии поддержанию законности и правопорядка;

·Предоставлении гуманитарной помощи;

·Наблюдении за ситуацией.

Первой миротворческой миссией ООН был контроль за перемирием, достигнутым в арабо-израильском конфликте <#"center">Права человека


10 декабря 1948 года. Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, после чего рекомендовала всем государствам-членам обнародовать текст Декларации путем "распространения, оглашения и разъяснения главным образом в школах и других учебных заведениях, без какого бы то ни было различия, основанного на политическом статусе стран или территорий".


Гуманитарная помощь


Гуманитарные катастрофы могут произойти в любом месте и в любое время. Какой бы ни была их причина - наводнение, засуха, землетрясение или конфликт, - они всегда ведут к гибели людей, перемещению населения, потере общинами способности своими силами обеспечивать свое существование и приносят огромные страдания.

В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с помощью в области развития, политической и финансовой помощью.

Пожалуй, самым драматическим стихийным бедствием в последние годы стало вызвавшее цунами землетрясение в Индийском океане <#"center">Государства члены ООН


К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июля 1945 года, а также Польша <#"center">Основные положения устава ООН


Преамбула Устава Организации Объединенных Наций гласит Народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, которые смогут содействовать социальному прогрессу, решили объединить усилия для достижения этих целей. Кроме пояснения четырех основных целей и принципов организации, Устав ООН включает сто одиннадцать статей. Авторы Устава стремились не изобретать новый вид организации, а сохранить уже привычную структуру Лиги Наций. Только уже надо было включить более эффективные механизмы предотвращения войны. Устав ООН не запрещал войну как таковую, но внес большой вклад в запрещение войны, не направленной на выполнение закрепленных в нем законодательств. Как было сказано выше, он прямо санкционировал применение не только международных, но и национальных сил государством или союзом государств в целях самообороны. Право вето, предоставленное постоянным членам Совета Безопасности, составляло отличительную черту ООН. По уставу, решения Совета Безопасности считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета из пятнадцати, включая и постоянных, и непостоянных членов. В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждались Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. В случае необходимости могут создаваться дополнительные органы.

Заключение


В Нью-Йорке, на Манхэттене высится стеклянный небоскреб, который известен практически всему миру. Это здание ООН. Сегодня ООН - организация, без которой сложно представить современный мир. 193 страна - участниц решают судьбы мира по всем аспектам политики, экономики, культуры, экологии, здравоохранения и т.д. На основе Устава ООН строится вся международно-правовая система современного миропорядка. Создание ООН было одним из важных итогов Второй мировой войны. Организация Объединенных Наций по сути представляла собой пересмотренный вариант Лиги Наций, и создавалась прежде всего как политическая организация. Бывший Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм в своей книге Единственная в мире должность пишет Существовавшая в свое время Лига Наций не выполнила роль, которая ей отводилась.

Далее он продолжает У австрийцев было ощущение, что беспомощность Лиги наций поощряла авантюры Гитлера Вот почему создание ООН, всемирной организации, на которую возлагалась задача по охране международного порядка, было встречено моими соотечественниками с большим удовлетворением. 3,59 Создание ООН - это большая победа всех миролюбивых сил, важное событие в истории международных отношений. Оно определило дальнейший ход событий со второй половины двадцатого века. На конференции в Сан-Франциско сформировалась основа биполярной системы мира, следствием которой стала холодная война. Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, со всеми ее положительными и отрицательными чертами. И эти недостатки, по словам К. Вальдхайма, можно объяснить наличием противоречий, характеризующих международное сообщество. 3,66 Бывший глава Советского государства Никита Сергеевич Хрущев в своих мемуарах рассказал о впечатлениях от посещения штаб-квартиры ООН. В целом, он очень положительно относился к этой организации. Хрущев писал Самое главное, что ООН дает возможность обсуждать все возникающие вопросы и вести международный обмен мнениями, хотя не всегда принимаются нужные решения. Во всяком случае, на протяжении долгого времени эта организация сохраняла мир и обеспечивала безопасность. Содействие ООН не раз устраняло опасность вооруженного конфликта. Опять же, сошлемся на Никиту Сергеевича организация не разрешает противоречий, но умеряет страсти разгоряченных. Они начинают вернее ощущать сложившиеся международные условия. Представители разных стран воздействуют друг на друга. Если образно выражаться, там стираются грани. Впервые за всю историю человечества в 1945 г. за стол переговоров сели представители пятидесяти стран мира, что уже являлось достижением.

Начался диалог разных народов, культур, мировоззрений. Существовало противоборство двух разных миров, социалистического и капиталистического, которые пытались найти общий язык. Противоречия и компромиссы так можно охарактеризовать историю становления ООН.

Список литературы


1. Устав Организации Объединённых Наций.М. - 1992г

. С.42

Морозов Г.И. Международные организации. 1969г

Моравецкий В. Функции международных организаций. 1979г.

Чубарьян А.О. Мирное сосуществование: теория и практика. - М., 1976. - 374 с.

Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 2-х томах. М. 1954

Полторак Аркадий Иосифович. Нюрнбергский эпилог (Мемуары)

С. Лебедева. Подготовка Нюренбергского процесса. Издательство "Наука", М. 1975.

Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Видавництво "Юридическая литература", М., 1995.

Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. ООН: организация, цели, практика. Москва, вид. Международные отношения, 1971 г.

Крылов С.Б. ООН. Москва, Госюриздат, 1958 г.

Международные суды и международное право (сборник обзоров). Москва, изд. Академии Наук СССР, 1986 г.

Международный Суд. Нью-Йорк, издание ООН, Департамент общественной информации.

Полянский Н.Н. Международный Суд. Москва, изд. Академии Наук СССР, 1951 г.

Энтин М.Л. Международные судебные учреждения. Москва, изд. Международные отношения, 1984 г.

Основные сведения об ООН: справочник. - М.: Международные отношения, 2001.

ООН и проблемы перестройки международных экономических отношений. М.: Наука, 2002.

Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Видавництво "Юридическая литература", М., 1995. С.132

Дюрозель Ж. - Б. Історія дипломатії від 1919 до наших днів. - К.: Основи, 1995. С.63

Основные сведения об ООН: справочник. - М.: Международные отношения, 2001. С.81

Морозов Г.И. Международные организации. Некоторые вопросы теории.2-е изд. М., 1974. С.231

Организация Обьединённых Наций: справочник. (Отв. ред. В.Ф. Петровский). М.: Международные отношения, 1996. С.28

Кривлева Э.С. Основы теории права международных организаций. М., 1979. С.216

Организация Обьединённых Наций: справочник. (Отв. ред. В.Ф. Петровский). М.: Международные отношения, 1996- С.143

Внешняя политика Советского Союза в период отечественной войны. Т.1 М. 1970. С.98

Шибаева Е.А. Право международных организаций. М., 1986. С.79 ООН и проблемы перестройки международных экономических отношений. М.: Наука, 2002. С.42

Кожевников Ф.И., Шармазанашвили Г.В. ООН: организация, цели, практика. Москва, вид. Международные отношения, 1971 г. С.189

Организация Обьединённых Наций: справочник. (Отв. ред. В.Ф. Петровский). М.: Международные отношения, 1996. С.181

Интернет:

#"justify">http://www.un.org/ru/mainbodies/secretariat/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вступление США в войну

Между тем японская экспансия на Тихом океане расширялась. Преодолев соблазн напасть на Советский Союз, ослабленный войной с Германией (оккупация советского Дальнего Востока не сулила особых экономических выгод), Япония продвигалась на юг.

Американо-японские переговоры зашли в тупик. При этом Черчилль, Чан Кайши, а также голландское и австралийское правительства оказывали посильное давление на Вашингтон с тем, чтобы заставить его ужесточить свою позицию на переговорах. Рузвельт колебался, опасаясь быть втянутым в войну на Тихом океане. В конце концов, однако, он пришел к выводу, что неограниченная экспансия Японии на Тихом океане более нетерпима: она подрывала жизненные интересы Соединенных Штатов и меняла глобальную обстановку в мире в пользу держав оси.

26 ноября 1941 г. Вашингтон представил Японии документ из десяти пунктов, носивший форму ультиматума. В нем, в частности, от Японии требовалось вывести все войска из Китая и Индокитая и отказаться от поддержки в Китае любого иного правительства, кроме правительства Гоминьдана со столицей в Чунцине. Ответом Токио была массированная бомбардировка 7 декабря военно-морской базы США на Гавайях - Перл-Харбора. Американский флот, который японское нападение застало врасплох, понес тяжелые потери. США, до последнего стремившимся остаться вне войны, пришлось стать ее участником. Черчилль связался с Рузвельтом. "Теперь мы все в одной лодке", - сказал американский президент.

8 декабря Великобритания объявила войну Японии, а Гитлер еще до объявления войны США отдал приказ атаковать американские корабли. Вслед за этим последовало немедленное распространение японской агрессии на Юго-Восточную Азию. Мир окончательно раскололся на две противостоящие коалиции, и война приняла общемировой характер.

Логическим продолжением Атлантической хартии была Декларация Объединенных Наций, подписанная 1 января 1942 г. во время визита Черчилля в США. Находясь в самом начале борьбы с державами оси, США и Великобритания уже пытались предвидеть контуры послевоенного мироустройства. Проект был выработан на основе британско-американских предложений. Декларация была подписана в кабинете американского президента Рузвельтом, Черчиллем, послом СССР Литвиновым и министром иностранных дел Китая Суном.

Госдепартамент США должен был собрать подписи еще 22 наций, так или иначе сотрудничавших в антифашистской коалиции. Декларация говорила о приверженности подписавших ее стран Атлантической хартии. Полная победа над противником объявлялась необходимым условием защиты жизни, свободы, независимости и религиозной свободы, а также прав человека и справедливости. Правительства, подписавшие декларацию, заявляли о том, что употребят все свои военные и экономические ресурсы на борьбу против Германии, Италии, Японии и их союзников, будут сотрудничать друг с другом и не будут заключать сепаратного перемирия или мира с противником.

Оставшийся на дипломатической службе после своей отставки с поста наркома иностранных дел М.М.Литвинов возражал против упоминания "религиозной свободы", однако Сталин, считавший, что январь 1942 г. был не лучшим временем для дискуссий о существе демократии, принял западную трактовку.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»