Определение святейший синод. История святейшего синода в российской империи. Предпосылки учреждения Синода

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Учреждение Святейшего Синода являлось существенным преобразованием церкви и означало решительный разрыв с предыдущей системой церковного правления.

Предпосылки учреждения Синода

Существует несколько версий первопричины устранения церковного патриаршества в России. Первую выдвинул историк С.М. Соловьев. Он полагал, что на рубеже XVII — XVIII веков, в непростой для страны и кризисный для церкви период, царь делал все возможное, чтобы выдернуть государство из «болота». и частые бунты, с которыми не в силах был справиться патриарх, подвигли Петра I взять управление в свои руки и учредить Святейший Синод, духовную коллегию.


Ученый А.П. Богданов выдвинул версию противоположную, детально изучив деятельность патриарха Адриана. Он указывает на то, что во время смутицы и борьбы за власть между Софьей и молодым Петром, казна страны заметно опустела, в то время как Церковь находилась в стабильном состоянии и постоянно имела доход.

Петр I после своего восшествия на трон активно искал средства на проведение реформ и увидел их именно в Церкви. Однако патриарх не собирался мириться с вмешательством в автономное управление и писал царю множество посланий, не желая вступать в открытую конфронтацию с властью. В 1700 году патриарх Адриан умер, а на его место был приглашен архимандрит Феофан Прокопович, в котором обрел поддержку.

Учреждение Святейшего Синода

В феврале 1720 года Феофаном Прокоповичем был составлен «Духовный регламент», в котором описывались:

  • система нового церковного правления;
  • круг полномочий;
  • должности.

Таким образом, «Регламент» провозглашал создание духовной коллегии вместо единоличного правления патриарха. Документ был отдан на рассмотрение в Сенат, а уже после этого его изучили члены Священного Собора. Подписи согласия они ставили под давлением светской власти. Также в течение следующего года было собрано 87 подписей, которых хватило для принятия документа.

Зимой 1721 года Петр I издал манифест об учреждении Синода. Президентом стал митрополит Стефан, но после его смерти эта должность была упразднена. Был назначен обер-прокурор Синода, которому надлежало быть «глазами и ушами» императора. Через 2 года Святейший Синод обрел признание константинопольского патриарха Иеремии III. С согласия государя осуществлял Синод законодательную, исполнительную и судебную власти в Церкви.

Значение Святейшего Синода

Совершенно новую эпоху в жизни Церкви открыло учреждение Синода.

  • Церковь утратила свою независимость от власти почти на 200 лет
  • Коллегия могла быстро и беспрепятственно решать все дела, имея больший авторитет, нежели патриарх
  • Коллегия не была опасна государю, в отличие от патриарха
  • Прирост Православной Церкви увеличился за 2 столетия почти в 15 раз за счет деятельности миссионеров и действия церковной реформы
  • Подъем духовного образования привел к учреждению 46 семинарий, 4 духовных академий. Начался взлет церковной науки
  • Обширная административная деятельность велась по всем направлениям. Открывались новые церкви, приходы, издавались богослужебные книги и пр.

Священный Синод — это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На Поместном соборе РПЦ 1917 — 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

РПЦ была основана в 988 году. Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по 1589 год практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод — это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I), указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод — это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский — митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти Стефана Яворского должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год — 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части — духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала — закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 — 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа. Синод — это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. Митрополита Питирима большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию. Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в здании Двенадцати коллегий. В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию. Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на Архиерейском соборе был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

Святейший Синод Российской православной церкви в переводе с греческого языка дословно значит “собрание”. Его ввел в 1701 году правитель Петр, и он просуществовал в собственном постоянном виде до революционного 1917 года. Сначало создание Синода подразумевало ввести в его состав 11 членов, а конкретно, он был должен включать президента, 2 вице-президентов, 4 советников и, не считая того, 4 ассессоров. Сюда также входили настоятели монастырей, архиереи и высшие лица духовенства. Президент Синода именовался первенствующим членом, а другие лица числились просто присутствующими. До Октябрьской революции каждый член этой организации получал свое звание на всю жизнь.

Главный Святейший Синод обладал в российской православной церкви всей властью, также вел дела по вопросам, возникающим в зарубежных православных церквях. Ему подчинялись другие имеющиеся в то время патриархаты. Известны и такие достойные внимания сведения: члены Правительствующего Синода назначались самим царем, который имел собственного представителя, занимающего должность Обер-прокурора. Как оценивают историки, учреждение Синода в Русской империи было принципиальным политическим шагом, так как эта организация являлась высшим муниципальным органом в административной власти церкви.

Памятная дата в истории церковной жизни произошла 25 января 1721, ведь вот тогда был образован Святейший Синод. Как развивались в то время действия? После погибели патриарха Адриана правитель Петр не отдал собственного монаршего разрешения, чтоб созвать, как это было принято ранее, Священный собор и выбрать по правилам нового главу православной церкви. Петр сам решил управлять кадровыми, также административными вопросами церкви. Псковскому епископу Феофану Прокоповичу он дает принципиальное поручение – составить новый утомившись, который получил заглавие Духовный Регламент. Конкретно на этот документ опиралась в предстоящем в собственной работе вся правоверная церковь страны. Царем проводится откровенная политика полного подчинения церкви своим интересам, о чем свидетельствует история.

Самодержец всея Руси решил вернуть с 1701 г. Монастырский приказ и управление церковными землями передать светскому человеку и вельможе И. А. Мусину-Пушкину. Конкретно он начал вести имущественные дела бессчетных церквей, также монастырей, все сборы и прибыль от которых направлялась в королевскую казну. Петром высказывается идея о том, что ранее существовавшее патриаршество было вредоносно для страны, а коллективное управление церковными делами пойдет на пользу всем, при всем этом Святейший Синод должен на сто процентов подчиниться его власти. Без помощи других принять данное решение было нереально, потому за признанием собственных преобразований Петр I обращается в Константинополь и просит признать восточным патриархом Святейший Синод. В 1723 году это было одобрено особенной грамотой, что очень верно соответствовало поставленным сударем целям.

Создание Синода перестроило на новый лад существовавшую церковную систему, но не по библейской, а по гос бюрократической иерархии. Церковь при помощи Петра становилась надежным орудием пропаганды и даже сыска. По личному указу царя с 1722 года священников обязали говорить тайну исповеди, которую они получили от прихожан, в особенности, если это относилось к муниципальным злодеяниям. Учреждение Синода содействовало переименованию старенькых наименований приказов и возникновению новых: типографской конторы, приказа церковных дел, приказа инквизиторских дел и канцелярии раскольнических дел.

В 20 веке в 1943 году в период 2-ой мировой войны был избран неизменный Священный Синод. Он находился в Чистом переулке, в доме номер дом 5. Это здание было выделено по личному распоряжению И.Сталина. С 2011 года после серьезной реконструкции Синодальная резиденция Патриарха Столичного и Всея Руси находится в Свято-Даниловом монастыре.

Священный Синод - это в прошлом высший орган управления делами православной церкви. Действовал с 1721 по 1918 год. На РПЦ 1917 - 1918 г. было принято патриаршество. На настоящий момент данный орган играет в делах церкви лишь второстепенную роль.

Церковь раннего периода

РПЦ была основана в 988 году.

Первоначальное иерархическое устройство священнослужители переняли в Константинополе. На протяжении 9-ти последующих веков Русская церковь была во многом зависима от Византии. В период с 988 по практиковалось митрополитское устройство. Далее с 1589 по 1720 год главой РПЦ был патриарх. И с 1721 по 1918 Церковь управлялась Синодом. В настоящее время единоличным правителем РПЦ является патриарх Кирилл. Сегодня Синод - это всего лишь совещательный орган.

Правила Вселенской церкви

По общим правилам мирового православия Синод может обладать судебной, законодательной, административной, надзирающей и распорядительной властью. Взаимодействие с государством производится через назначенное светским правительством лицо. Для эффективной работы Синода создаются следующие органы:

  1. Синодальная канцелярия.
  2. Духовно-учебный комитет.
  3. Управление Синодальных типографий.
  4. Канцелярия обер-прокурора.
  5. Духовно-училищный совет.
  6. Хозяйственное управление.

Разделяется РПЦ на епархии, пределы которых совпадают с границами областей государства. Постановления синода обязательны для священнослужителей и рекомендованы для прихожан. Для их принятия проводится специальное заседание Синода РПЦ (2 раза в год).

Создание Духовного регламента

Духовный регламент был создан по приказу Петра I митрополитом Феофаном Прокоповичем. В этом документе нашли отражение все древние церковные правила. Встретив сопротивление проводимым реформам со стороны духовенства, этот русский Император и стал инициатором упразднения патриаршей власти и создания Синода. Несомненным является тот факт, что именно после этого, а также после введения должности обер-прокурора, РПЦ лишилась своей независимости от государства.

Официальные причины принятия церковью синодального управления

Предпосылки, по которым в Российской православной церковью была когда-то принята именно данная форма управления (повелением Петра I),

указаны в Духовном Регламенте и состояли в следующем:

  1. Несколько духовных лиц могут установить истину гораздо быстрее и лучше, чем одно.
  2. Решения соборной власти будут иметь гораздо больший вес и авторитет, чем решения одного человека.
  3. В случае болезни или смерти единственного правителя дела не будут остановлены.
  4. Несколько лиц могут принять гораздо более беспристрастное решение, чем одно.
  5. Властям намного сложнее повлиять на большое количество священнослужителей, чем на единоличного правителя церкви.
  6. В одном человеке подобная власть может возбудить гордыню. Простому народу же при этом будет сложно отделить церковь от монаршества.
  7. Священный Синод всегда может осудить неправомерные действия одного из своих членов. Для разбора же неправильных решений патриарха нужно вызывать восточных священнослужителей. А это дорого и долго.
  8. Синод - это прежде всего некая школа, в которой более опытные члены могут обучать новичков делу управления церковью. Таким образом, увеличивается эффективность работы.

Основная особенность русского Синода

Характерной особенностью вновь созданного русского Синода было то, что он признавался иерархически равными восточными патриархами. Подобные органы в других православных государствах играли лишь второстепенную роль при единоличном главенствующем человеке. Лишь греческий Синод имел такую же власть внутри церкви своей страны, как русский. Божьи Дома этих двух государств всегда имели в своем устройстве много общего. Восточные патриархи именовали Священный Синод РПЦ «возлюбленным о Господе братом», то есть признавали его власть равной собственной.

Исторический состав Синода

Первоначально этот орган управления состоял из:

  1. Президента (Стефан Яворский - митрополит Рязанский);
  2. Вице-президентов в количестве двух человек;
  3. Советников и асессоров (по 4 человека).

Члены Синода избирались из числа архимандритов, архиереев, городских протоиереев и игуменов. Церковью были приняты правила, оберегающие свободу в подаче мнений. Так в работе Синода не должны были принимать участие одновременно игумены и протоиереи со стоящими над ними архиереями. После смерти должность председателя была упразднена. С этого момента все члены Синода уравнивались в правах. С течением времени состав этого органа периодически изменялся. Так, в 1763 г. в нем состояло 6 человек (3 архиерея, 2 архимандрита и 1 протоиерей). На 1819 год - 7 человек.

Практически сразу же после принятия решения о создании Синода последовало распоряжение монарха о членстве в этом органе наблюдающего светского лица. Избирался этот представитель государства из добропорядочных офицеров. Называлась предоставленная ему должность «обер-прокурор Синода». По утвержденной монархом инструкции этот человек был «оком Государя и стряпчим по делам государственным». В 1726 году Синод разделился на две части - духовную и светскую экономическую.

Краткая история синодального управления с 1721 по 1918 гг.

В первые годы правления большое влияние на решения Синода имел архиерей Феофан. Ни одна церковная книга не могла быть издана без его одобрения.

Этот человек дружил с Бисмарком и Остерманом и все архиереи, так или иначе, находились от него в зависимости. Подобной власти Феофан достиг после падения великорусской партии в Синоде. В это время советская власть переживала не лучшие времена. Противостояние между Анной Иоанновной и дочерями Петра Великого вызвало гонения на сочувствующих последним. Однажды все члены Синода кроме Феофана по доносу были просто уволены, а на их место назначены другие, намного более лояльные к нему. Разумеется, после этого он достиг небывалой власти. Умер Феофан в 1736 г.

В конце концов, Елизавета все же взошла на престол. После этого из ссылок были возвращены все сосланные во времена Феофана священнослужители. Период ее царствования был одним из лучших для русского православного Синода. Однако патриаршество Императрица все же не восстановила. Более того, ею был назначен особенно нетерпимый обер-прокурор Я. Шаховский, слывший рьяным ревнителем дел государственных.

Во времена Петра III Священный Синод русской православной церкви был вынужден терпеть немецкое влияние, которое, однако, закончилось с восхождением на престол Екатерины II. Никаких особых нововведений эта царица в Синод не ввела. Единственное, что она сделала - закрыла коллегию экономии. Таким образом, Синод снова стал единым.

При Александре I обер-прокурором становится князь А. Н. Голицын, в молодости слывший покровителем разного рода мистических сект. Как человек практичный, он считался даже полезным Синоду, в особенности на первых порах. Видным церковным деятелем времен Николая I стал Филарет, возведенный императором в сан митрополита в 1826 году. С 1842 года этот священнослужитель принимал активнейшее участие в работе Синода.

«Темные времена» Синода начала XX века

Основной причиной возврата к патриаршеству в 1917 - 18 гг. было вмешательство в дела управления церковью Г. Распутина и обострением политической ситуации вокруг этого органа.

Синод - это неприкосновенность иерархов. События же, связанные со смертью первенствующего члена этого органа Антония назначением на его место митрополита Владимира, а в последующем Питирима, привели к накалу недопустимых в высшем церковном управленческом звене страстей и созданию тяжелой атмосферы недоверия. большинство священнослужителей считало «распутинцем».

Если учесть, что к концу 1916 г и многие другие члены Синода являлись последователями этого царского приспешника (к примеру, обер-прокурор Раев, управляющий канцелярией Гурьев и его помощник Мудролюбов), церковь стала выглядеть чуть ли не главной оппозицией монаршему престолу. Члены управленческого органа, не принадлежащие к избранному кругу «распутинцев», боялись лишний раз выразить свое мнение, зная, что оно будет немедленно передано в Царское Село. Управлял делами уже, по сути, не Синод православной церкви, а единолично Г. Распутин.

Возврат к патриаршему правлению

После революции в феврале 1917 г. Временное правительство, для того чтобы исправить эту ситуацию, выпустило постановление об увольнении всех членов этого органа и о созыве новых на летнюю сессию.

Пятого августа 1917 года была упразднена должность обер-прокурора и учреждено Министерство вероисповеданий. Указы этот орган издавал от имени Синода вплоть до 18 января 1918 г. С 14 февраля 1918 г было опубликовано последнее постановление Собора. Согласно этому документу, полномочия Святейшего Синода переходили патриарху. Сам же этот орган становился коллегиальным.

Особенности структуры и полномочия современного Синода

Сегодня Священный Синод РПЦ является совещательным органом при патриархе. В его состав входят постоянные члены и временные. Последние вызываются на заседания из своих епархий и таким же образом увольняются без присвоения звания члена Синода. Сегодня этот орган имеет право дополнять Духовный регламент узаконениями и определениями, предварительно послав их на утверждение к Патриарху.

Председатель и постоянные члены

На сегодняшний день возглавляет Синод РПЦ (занимает должность председателя) патриарх Кирилл Гундяев.

Постоянными его членами являются митрополиты:

  1. Киевский и всея Украины Владимир.
  2. Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир.
  3. Слуцкий и Минский Филарет.
  4. Всея Молдавия и Кишиневский Владимир.
  5. Коломенский и Крутицкий Ювеналий.
  6. Казахстанский и Астанайский Александр.
  7. Среднеазиатский Викентий.
  8. Управляющий делами патриархии Москвы Мордовский и Саранский митрополит Варсонофий.
  9. Председатель отдела по внешним связям патриархата Москвы митрополит Волоколамский Илларион.

Месторасположение

Сразу после учреждения Синод находился в Санкт-Петербурге на Городском острове. Через некоторое время заседания начали проводиться в В 1835 г. Синод переехал на Сенатскую площадь. Время от времени заседания переносились в Москву. Например, во время коронации монархов. В августе 1917 г. Синод окончательно переехал в Москву. До этого здесь имелась лишь Синодальная контора.

В 1922 году патриарх был арестован. Первое заседание Синода было проведено лишь спустя пять лет, в 1927 году. Тогда легализации РПЦ удалось добиться митрополиту Нижегородскому Сергию.

Он организовал при себе временный Патриарший Синод. Однако весной 1935 года этот орган опять был распущен по инициативе властей.

Постоянный Синод

В 1943 г на был избран постоянный Синод, заседания которого начали проводиться в предоставленном И. Сталиным доме №5 в Чистом переулке. Время от времени они переносились в Патриаршие покои в Троице-Сергиеву Лавру. С 2009 г. заседания проводились в разных местах по выбору главы Церкви. В 2011 году, в декабре была открыта и освящена Синодальная резиденция патриарха в реконструированном Свято-Даниловом монастыре. Именно здесь прошло и последнее на данный момент заседание, открывшееся 2 октября 2013 года.

Последнее заседание

На последнем заседании (проведенном в октябре 2013 года) большое внимание было уделено празднованию 1025-летия крещения Руси. Достаточно важным для церкви является постановление Синода о необходимости продолжения традиции проведения торжественных мероприятий на каждую годовщину во взаимодействии с органами гос. власти. Также на заседании были рассмотрены вопросы об учреждении новых епархий в разных регионах страны и о назначениях духовных лиц на новые должности. Кроме того, священнослужители приняли Положение о программах, связанных с обучением молодежи, а также о миссионерской и социальной деятельности.

Современный Синод РПЦ, хотя и не является управляющим органом, все же играет в жизни церкви далеко не последнюю роль. Его постановления и решения обязательны для исполнения во всех епархиях. Должности обер-прокурора на данный момент не существует. Как всем известно, церковь от государства у нас отделена. А поэтому особого влияния на политику как внутреннюю, так и внешнюю, несмотря на патриаршее правление и современную независимость, не имеет. То есть органом государственной власти она не является.

Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения.
Дата постановки - 18 марта 2015.
Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон

Сюда перенаправляется запрос «Духовная коллегия». На эту тему нужна отдельная статья. Эта статья - об органе церковно-государственного управления Русской церковью в 1721-1917 годах. О современном органе управления Русской православной церковью см. Священный синод Русской православной церкви.

(Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ (рус. дореф.)) - высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721-1917).

  • 1 Правовой статус
  • 2 Функции
  • 3 История
    • 3.1 Последние годы (1912-1918)
  • 4 Состав
  • 5 Обер-прокурор Синода
  • 6 Первенствующие члены
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Правовой статус

Согласно Основным законам Российской империи, Синод определялся как «соборное, обладающее в русской православной церкви всеми видами высшей власти и состоящее в сношениях с заграничными православными церквами правительство, чрез которое действует в церковном управлении верховная самодержавная власть, его учредившая».

В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего Правительствующего Синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего Синода.

По упразднении Петром I (1701 год) патриаршего управления церковью, с 1721 года вплоть до августа 1917 года (номинально существовал до 1 (14) февраля 1918 года) учреждённый им был высшим государственным органом церковно-административной власти в Российской империи, заменявшим собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений, а также соборы всех епископов поместной церкви, то есть Поместный Собор:236.

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге

Правительствующий Синод действовал от имени Императора, распоряжения которого по церковным делам были окончательны и обязательны для Синода:237.

Функции

Правительствующий Синод являлся высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Ему принадлежало право (с согласия верховной власти) открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о придании мирян анафеме; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода:238.

История

16 октября 1700 года скончался патриарх Адриан. Царь Петр I назначил образованного малороссийского митрополита Рязанского Стефана (Яворского) экзархом, то есть блюстителем патриаршего престола. Из его компетенции Петр изъял кадровые и административные вопросы. 1701 г. был восстановлен упраздненный в 1667 г. Монастырский приказ, в ведение которого перешло управление всеми церковными вотчинами.

В 1718 году Петр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Петр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.

В течение 1720 года проходило подписание Регламента архиереями и архимандритами степенных монастырей; последним, нехотя, поставил подпись экзарх митрополит Стефан (Яворский).

25 января 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии. Президентом Синода стал Стефан Яворский. том же году Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. сентябре 1723 году Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.

14 февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.

При Екатерине I Синод на некоторое время перестал именоваться «Правительственным», а получил название «Духовного»:239.

До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:

Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.

До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.

В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве - духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.

Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.

Последние годы (1912-1918)

По смерти первенствующего члена Синода Антония (Вадковского) в 1912 году и назначения на Санкт-Петербургскую кафедру митрополита Владимира (Богоявленского) политическая ситуация вокруг Синода значительно обострилась, что было связано с вторжением Г. Распутина в дела церковного управления. ноябре 1915 года Высочайшим рескриптом митрополит Владимир был переведён в Киев, хотя и с сохранением за ним звания первенствующего члена. Перемещение Владимира и назначение на его место митрополита Питирима (Окнова) было болезненно воспринято в церковной иерархии и в обществе, которое рассматривало митрополита Питирима как «распутинца». результате, как писал князь Николай Жевахов, «нарушался принцип неприкосновенности иерархов, и этого было достаточно для того, чтобы Синод очутился чуть ли не в авангарде той оппозиции к престолу, какая использовала означенный акт для общих революционных целей, в результате чего оба иерарха, митрополиты Питирим и Макарий, были объявлены „распутинцами“».

Бывший членом Синода в предреволюционные годы протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, так оценивал старейших членов Синода того времени и общую обстановку в нём: «Беспримерно убогий по своему составу митрополитет <…> в известном отношении характеризовал состояние нашей иерархии предреволюционного времени. <…> Синоде царила тяжёлая атмосфера недоверия. Члены Синода боялись друг друга, и не без оснований: каждое слово, открыто сказанное в стенах Синода противниками Распутина, немедленно передавалось в Царское Село.»

В конце 1915 года скандальный характер приобрело обсуждение в Синоде «варнавинского дела» (см. Иоанн Тобольский#Тобольский скандал), вследствие которого в отставку с поста обер-прокурора был вынужден подать А. Д. Самарин. О ситуации в церковном управлении к концу царствования Николая II протопресвитер Шавельский писал: «В конце 1916 г. ставленники Распутина уже фактически держали в своих руках управление. Обер-прокурор Св. Синода Раев, его товарищ Жевахов, управляющий канцелярией Св. Синода Гурьев и его помощник Мудролюбов были распутинцами. Эту же веру исповедовали митрополиты Питирим и Макарий. Целый ряд епископов епархиальных и викарных были клиентами Распутина.»

1 марта 1916 года, по докладу обер-прокурора Синода Волжина, императору «благоугодно было всемилостивейше повелеть, дабы на будущее время доклады обер-прокурора Его Императорскому Величеству по делам, касающимся внутреннего строя церковной жизни и существа церковного управления, совершались в присутствии первенствующего члена Св. Синода, в целях всестороннего канонического их освещения». Консервативная газета «Московскія Вѣдомости», называя Высочайшее повеление 1 марта «великим актом доверия», писала: «Из Петрограда сообщают, что в церковных кругах и в Синоде великий акт царского доверия переживается как светлый праздник, что А. Н. Волжин и митрополит Владимир получают отовсюду приветствия и выражения благодарности.»

В апреле 1917 года, член Государственного совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II: «<…> Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. <…> И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. <…>»

После падения монархии, 14 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление, освобождающее всех членов Синода за исключением архиепископа Сергия (Страгородского), и о вызове новых членов на летнюю сессию. Смысл роспуска состоял в удалении из Синода лиц, которые воспринимались тогда обществом как ставленники Распутина: московского митрополита Макария (Невского) и петроградского Питирима (Окнова). Указ был зачитан Синоду обер-прокурором В. Н. Львовым 15 апреля (ст. ст.); архиепископ Сергий (Страгородский) согласился войти в новый состав Синода, «хотя обещал братьям-епископам, что в новый состав Синода, образованного Львовым, не пойдёт.»

Определением Святейшего Синода от 29 апреля 1917 года за № 2579 из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию - при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора.

25 июля 1917 года В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв - последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.

5 августа 1917 года было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.

С 1 (14) февраля 1918 года, согласно постановлению Собора от 31 января, полномочия Святейшего Синода перешли патриарху и коллегиальным органам - священному Синоду и Высшему церковному совету. Определения от имени Святейшего Синода публиковались вплоть до 18 января (ст. ст.) 1918 года.

Ликвидирован де-юре, как государственный орган, декретом Совета Народных Комиссаров от 20 января (по ст. ст.) 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (Об отделении церкви от государства и школы от церкви).

Состав

Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из 11-и членов: президента, 2-х вице-президентов, 4-х советников и 4 ассессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.

С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а прочие - членами Святейшего Синода и просто присутствующими.

В позднейшее время номенклатурный состав Синода многократно изменялся. начале XX века член Синода было жалованным званием, удерживавшимся пожизненно даже в случае, если лицо не призывалось никогда для заседания в Синоде. При этом митрополиты Петербургский, Киевский, Московский, экзарх Грузии являлись, как правило, постоянными членами Синода, а митрополит Петербургский из них почти всегда был первенствующим членом Синода:239.

Обер-прокурор Синода

Основная статья: Обер-прокурор

Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода - светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды, но в целом в XVIII-XIX века имелась тенденция к усилению роли обер-прокурора.

Первенствующие члены

  • Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 - 27 ноября 1722), митрополит Рязанский
    • Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 - 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
    • Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 - 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
  • Феофан (Прокопович) (15 июля 1726 - 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский
    • К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы
  • Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 - 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
  • Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 - 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
  • Платон (Малиновский) (1753 - 14 июня 1754), архиепископ Московский
  • Сильвестр (Кулябка) (1754-1757), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 - 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 - митрополит)
  • Гавриил (Кременецкий) (1767-1770), архиепископ Санкт-Петербургский
  • Гавриил (Петров) (1775 - 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 - митрополит)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 - 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 - архиепископ Новгородский)
  • Михаил (Десницкий) (1818 - 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 - митрополит Новгородский)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 - 17 января 1843), митрополит Новгородский
  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 - 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 - 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 - 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 - 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 - 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
  • Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 - 7 июня 1900), митрополит Киевский
  • Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 - 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
  • Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 - 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 - митрополит Киевский)
  • Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 - 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 - митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)

См. также

  • Церковная реформа Петра I
  • Синодальный период
  • Священный Синод Русской православной церкви

Примечания

  1. Св. Зак. Основн. т. 1, ч. 1, ст. 43
  2. 1 2 3 4 5 Цыпин В.А. Церковное право. - Изд. 2-е. - М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 442 с.
  3. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова, Т.2, Глава 51 Отношение русских царей к церкви. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  4. Г. И. Шавельский Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 78, 87.
  5. XIX. Церковные дела. Тобольский скандал.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. Глава из книги «Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота» Геогрия Шавельского.
  6. Шавельский Г. И. Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005, стр. 486 (орфография источника).
  7. Цит. по: «Правительственный Вѣстникъ». 5 (18) марта 1916, № 52, стр. 2.
  8. Великій актъ довѣрія. // «Московскія Вѣдомости». 6 (19) марта 1916, № 54, стр. 1.
  9. Православная церковь и государственный переворотъ. // «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтом при Святѣйшем Сѵноде». 1917, апрель - 14 мая, № 9-17, стб. 181-182.
  10. «Церковныя Вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ». 22 апреля 1917, № 16-17, стр. 83 (общая годовая пагинация).
  11. Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007, Т. II, стр. 220 (Примечание).
  12. «Вѣстникъ Временнаго Правительства». 3 (16 мая) 1917, № 46 (92), стр. 1.
  13. «Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3-4 (31 января), стр. 22.
  14. «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1918, № 3, стр. 1.
  15. Государственность России. М., 2001, кн. 4, стр. 108.
  16. Об отделении церкви от государства и школы от церкви (Декрет Совета Народных Комиссаров). Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  17. Культура Ленинградской области

Ссылки

  • Синод правительствующий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • С. Л. Фирсов Святейший Правительствующий Синод
  • А. Г. Закржевский. Святейший Синод и русские архиереи в первые десятилетия существования «церковного правительства» в России.. Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. - Пг., 1915. - 316+142 с.
  • Указ об учреждении Синода. 09.02.1721. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».

Святейший Правительствующий Синод Информацию О



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»