Надо говорить на поминках 40 дней. Можно ли поминать раньше даты смерти: как поминать и что делать

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Спрашивает: Инна

Отвечает: Редакция сайта

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно поминать 40 дней - день в день или можно раньше/позже?. Большое спасибо!


Уважаемая Инна!

Домашние молитвы и поминовения должны быть совершены на 40-ой день, а поминальный стол можно перенести.

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву “Отче наш”. Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что “пьяные” поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так как после смерти человек уже не может за себя молиться, и мы должны это делать за него. Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших очень полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание — милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им — это поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. Именно поэтому в Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

“Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим”.

Особенно хорошо говорит о том, что мы можем сделать для умерших, Архиепископ Иоанн (Максимович): «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба».

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

Дни поминок после смерти: в день похорон, 9 и 40 дни, через 1 год. Суть поминок. Что говорить на поминках? Поминальные слова и траурная речь. Постное меню.

Что говорить поминках

Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи . В дальнейшем обязанность следить за общей беседой и мягко направлять её течение возлагается на одного из достаточно близких или родных людей, но всё же не на ближайшего родственника. Жестоко ожидать от матери, оплакивающей ребёнка, или супруга, безвременно потерявшего жену, что он/она будут в состоянии поддерживать порядок речей и одновременно справляться с собственными чувствами. На такую роль выбирается человек, достаточно хорошо знавший покойного и способный в напряжённую минуту вспомнить какую-то черту его характера, милую привычку или событие из жизни, про которое можно рассказать собравшимся.

Нужно заметить, что к поминкам не применимы обычные правила «светской вечеринки» : не надо стараться заполнить возникшую в разговоре паузу или прервать молчание незначительными замечаниями — тем более на отвлечённую тему. Молчание на поминках — это не только нормально, но даже правильно: в молчании каждый вспоминает умершего и полнее ощущает свою связь с ним.

Траурная речь на поминках

Если же вы хотите высказаться — встаньте, обрисуйте вкратце, каким вам запомнился покойный (естественно, речь только о положительных чертах ), что делало его особенным человеком в ваших глазах. Если вы припоминаете какой-нибудь случай, когда усопший сделал для вас лично или для кого-то отвлечённого, малознакомого, доброе дело — расскажите про него, но не рассказывайте историй, в которых фигурирует кто-то из присутствующих. Высказаться на поминках может каждый, но постарайтесь всё же не слишком затягивать свою речь : ведь многим из собравшихся и так тяжело.

Вы можете не знать абсолютно точно, как «правильно» провести поминки — не стоит слишком сильно волноваться из-за этого. Главное в данном случае — искреннее намерение и чистые помыслы в отношении усопшего. Делая что-то в память о покойном с открытым сердцем, вы не можете ошибиться. Важно помнить только одно: поминки в светском смысле нужны в большей степени живым, нежели усопшему: как и любое ритуальное действие в нашей жизни, призванное облегчить переживания и принять новую реальность жизни. Поэтому при организации поминок не забывайте о чувствах тех, кто придёт почтить память покойного.

Что же касается строго православных поминок , то здесь, конечно, лучше делать всё в соответствии с каноном, дабы не совершить по незнанию чего-либо неприемлемого с точки зрения РПЦ. Об этих правилах лучше узнать заранее в церкви — например, когда вы будете заказывать отпевание.

Материал по теме

Все мы обязательно умрем, раньше или позже. Это, пожалуй, единственное, что уравнивает абсолютно всех людей, живущих на Земле, независимо от их национальности, социального положения и материального достатка. Но что же происходит после смерти с душой человека? Рассказать о православном понимании этого непростого и важного вопроса мы попросили профессора Московской духовной академии А. И. Осипова

Подскажите, пожалуйста, в какие сроки православная церковь разрешает проводить поминальный обед на 40-ой день? Дело в том, что сорочины приходятся на середину рабочей недели. Ближайшие выходные перед датой – это Троица и затем Духов день, в которые, как нам объяснил батюшка в храме такие обеды не проводятся. Можно ли собрать родственников в субботу, 30 мая? Не будет ли это слишком рано? Моей маме сказали, что поминки проводят не раньше, чем за три дня до даты.

Дорогая Татьяна, Троицкая родительская суббота вполне подходит для поминального обеда. На неделе, конечно, людей не соберешь.

Нет никаких строгих правил, чтобы не совершить поминание новопреставленного ранее 40 дней. 3 дня, о которых Вам сказали, не более, чем практика, придерживаться ее категорически строго нет смысла, тем более в связи с предстоящими праздниками.

Архив всех вопросов можно найти

Смерть неизбежное, безусловно печальное событие, доставляющее большое горе близким, друзьям умершего. В христианстве существует ряд специальных обычаев, помогающих душе умершего легче, быстрее перейти грань. Некоторые проводятся уже после похорон. Например, как пройдут 40 дней после смерти, и как поминать необходимо?

Почему именно 40 дней?

В христианстве смерть не является концом, завершением жизни. Она - грань, перейдя которую, человек оставит тело, душа его продолжает путь. Бессмертие души, возможность перерождаться, сохранить суть личности, возможно, некоторые воспоминания, собранные из разных прошлых жизней. Но душе нужна помощь живых, их молитвы, добрые слова.

Для христианства важнейший период - 40 дней. Ведь после смерти душа посещает любые места, людей, ей нужно попрощаться, подготовиться для перехода. И к 40 дню она готова проститься с прежней, земной жизнью, покинуть ее. - возможность родным попрощаться, проводить душу. Но как они собственно проводятся?


Разные семьи видят поминки по-своему. Кому-то важен богатый стол или количество гостей, другие считают, можно собраться скромно, зато больше вспоминать умершего. Священники же отвечают: душа уходит голой, босой, все материальные, денежные блага оставляет.

Как человек рождается, так потом и уходит. И богатый стол или список гостей уже неважны. Единственное, в чем реально нуждается душа каждого умершего - молитвы живых. Они подскажут дорогу, ободрят, напомнят о задаче. Ведь считается, души стремятся вернуться домой, к Богу, как некогда сделал это Иисус, когда вознесся спустя 40 дней после своего чудесного Воскрешения.

Христианские традиции, как следует поминать

Порядок проведения для поминок уже давно известен, ему уже тысячи лет, ведь умерших поминали еще с момента зарождения, развития христианства. Цель - помочь душе легче проститься, оставить прежнюю жизнь, найти покой, заодно познать небесное Царство.

Внешне поминки похожи на дружеские посиделки, когда близкие, друзья покойного собираются. Им нужно больше молиться, вспоминать какие-нибудь истории, где участвовал умерший. Ведь для христиан мертвые равны живым, после смерти они все равно остаются близкими. Важное правило, ставшее традицией: вспоминать только хорошее, подчеркивать добродетели покойного, совершенные им хорошие поступки. Пусть душе будет приятно, ведь она слышит обращения, молитвы.


Раньше поминки организовывались только дома, сейчас можно спокойно посидеть в ресторане или кафе. Конечно, течение поминального вечера не празднование юбилея или дружеские посиделки. Не будет танцев или смеха, обилия спиртного. Считается, сорок дней - последняя возможность родственникам, друзьям или коллегам попрощаться, пожелать умершему удачи, вспомнить его. Поэтому людей к 40 дням собирается обычно больше, чем на ранние, 9-ти дневные поминки. Организаторы заранее извещают всех желающих, если им умерший близок, важен, люди приходят.

На кладбище

Кроме поминального стола, нужно тем днем или позже посетить кладбище. Это неотъемлемая, обязательная часть у поминальных ритуалов. С собой каждый посетитель берет свечу, цветы. Только цветы обязательно парные, в букетах только четные числа. Считается, это символы жизни, смерти, которые теперь вместе. Жизнь передала умершего смерти. Принести свежих цветов, возложить их, поставить свечу - лучшая возможность поддержать, показать уважение перед умершим.

Посетители зажигают свои свечи, затем молятся. Специальные , посвященные умершим. Или постоять, молча, вспоминая товарища, родственника добрым словом. Кладбище требует тишины, уважения, нельзя устраивать шумные разговоры, спорить или ругаться, даже когда собрались не слишком ладящие между собой люди.


Ухаживать за свежей могилой - обязанности близких, друзей. Прибрать листья, траву, убрать лишний мусор. Оставить свечи. Известен обычай поминок уже на кладбище, когда достают водку, разливают, оставляя последний стакан с кусочком хлеба. Мол как знак поминания. Церковь решительно против таких «спиртовых поминок». Погибшему важны лишь молитвы, теплые воспоминания, хорошие слова.

Нельзя превращать кладбище в бар, а стаканы с хлебом наверху это недавний искусственный обычай. Его придумали люди с СССР, когда не поощрялась вера. Требовалось чем-то заменить христианские обычаи, вот придумали «людские проводы», когда поминки сопровождаются спиртным и иногда под конец застолья люди уже толком не помнят причину собрания.


Рыдать, стенать не стоит, в христианстве считается, слезы близких, их причитания мешают душе, отвлекают ее. Умерший возвращается, волнуясь за состояние родных. Пытается помочь. Почему известны истории об явлении погибшего кому-то во сне. Конечно, первые дни очень тяжелые для близких именно морально. Трудно осознавать факт потери, тяжело пережить это. Можно чаще собираться, не обязательно только к поминкам. Вместе легче переживается горе. Заодно поддержать семью. Умершему наоборот будет легче и приятнее видеть, как друзья рядом, поддерживают его родных.

Поминовение, сороковины, как проходят внутри церкви

Церковное поминовение - необходимая процедура, когда упоминается имя недавно умершего. Священники просят душе покоя, быстрее отыскать дорогу, спастись. Обряд проведут, как только родственники отдадут специальную записку с заголовком: «Об упокоении». Важно: упоминать там можно всех, кто проходил когда-то крещение.

Пожертвования не обязательны, это добрая воля. Лучшим пожертвованием станет специальная свеча, поставленная за покойника. Нужно в день установления такой свечи заодно помолиться, чтобы Всевышний услышал, простил все свершенные грехи, ошибки покойного, был милостив.


Важно: нельзя как-то «переносить» поминки, делая их раньше, чем пройдет установленные 40 дней. Притом, это все дни, ведь покойник не прощается по банковскому графику, когда считаются только рабочие дни.

Можно для крайнего, непредвиденного случая сделать позже, но раньше нельзя. Обязательно высчитать 40 полных, прошедших дней. Кроме церковного поминовения, поминального стола нужно еще раздать милостыню.

Организация для поминального стола

Целью такого поминального обеда - умерший. Собираются лишь близкие, родные ему люди, кто любил его, ценил и хочет искренне попрощаться, заодно поддержать родных, поблагодарить организаторов. Поэтому незачем устраивать роскошные обеды, желая удивить гостей обилием блюд или изысканностью деликатесов. Главное тут - не количество, качество пищи, а возможность собраться, посидеть вместе, объединиться.


Важно: не увлекаться спиртными напитками, из блюд лишь простые, без больших, неоправданных финансовых вложений. Лучше излишек денег отдать близким умершего как безвозмездную помощь, ведь похороны сейчас обходятся прилично. Или раздать нищим.

За столом стараться сохранить доброжелательную, мирную обстановку. Иногда смерть сближает людей, кто ранее не слишком хорошо ладили между собой и неожиданная встреча вполне может спровоцировать конфликты. Главное помнить задачу поминального собрания. Забыть, хотя бы временно, все ссоры, конфликты, не выполненные обещания.

Иногда организовывать именно поминальный стол нет возможности. Церковь напоминает: как пройдет полных 40 дней с момента похорон, обязательна молитва, церковное поминовение. А поминальный стол можно переносить на более приемлемое, удобное время. Заодно больше людей, желающих посетить поминки соберутся. Важно не пропустить день для специальных молитв, чтобы проводить покойника.

Основные блюда у поминального стола

Что готовить? Хороший вопрос. Основной приоритет будет за постными, простыми блюдами, а во главе у стола поставить кутью. Это зерновая каша, куда добавляют мед, орехи, также изюм. Блюдо - символ для последующего возрождения души, символ всех ожидаемых умершего благ его вечной жизни. Кутью готовят уже тысячелетия.

Состав остального меню будет конечно зависеть от вкусов, предпочтений семьи, принятых обычаев. В традициях: , пирожки, разные каши, щи с киселем. Можно и закуски: салаты, также овощная или мясная нарезки. Первые блюда: любимый борщ или лапша, можно свекольник. Гарниры: гречневая каша или плов, можно пюре. Церковь советует вовсе исключить спиртное, или хотя бы ограничить.


Когда поминки совпадают с каким-нибудь постом, мясо легко меняется на рыбу. Салат - винегрет. К ним хорошо пойдут грибы с овощами, фрукты. Главное для поминального стола - накормить присутствующих, подкрепить силы, чтобы больше молиться потом за покойника, делаться воспоминаниями.

Конечно, поминки не обойдутся и без отдельной, поминальной речи. Можно пригласить профессионального ведущего, он подскажет, поможет нормально распределить выступления. Когда ведущего нет, роль организатора берет кто-то из родни.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»