Первая родительская суббота. Родительская суббота. Поминальные дни и православный календарь

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Во 2-ю, 3-ю и 4-ю седмицы Великого поста в храмах совершается особое сугубое поминовение усопших. Эти дни именуются родительскими субботами.

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединены с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого Поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, превратив Димитриевскую поминальную субботу в один из «родительских дней».

Родительские субботы в 2017 выпадают на следующие даты:

  • Вселенская родительская суббота (мясопустная)– 18 февраля 2017 г.
  • Суббота 2 седмицы Великого поста – 11 марта 2017 г.
  • Суббота 3 седмицы Великого поста – 18 марта 2017 г.
  • Суббота 4 седмицы Великого поста – 25 марта 2017 г.
  • Поминовение усопших воинов – 8 и 9 мая 2017 г.
  • Радоница– 25 апреля 2017 г.
  • Троицкая родительская суббота в 2017 году – 3 июня 2017 г.
  • Дмитриевская родительская суббота – 4 ноября 2017 г.

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Разумеется, поминовение покойных не ограничивается несколькими днями. Панихиды служить можно, за редким исключением, круглый год, но есть такие субботние дни, в которые Церковь призывает всех своих чад объединяться в молитве о своих усопших. Чего греха таить – мы иной раз подзабываем поминать своих покойных даже на домашней молитве (родителей еще помним, но чем старше становимся, тем больше таких людей, которые оставили след в нашей жизни, да и покинули этот мир, а память наша, наоборот, слабеет), я уж не говорю о том, чтобы пойти в храм и на панихиду за них подать. Вот и нужны такие дни, когда больше некогда откладывать.

Есть и другой аспект заупокойного поминовения, отразившийся в наименовании этих суббот «родительскими»: родовая традиция, родовая связь поколений, связь живых и усопших, связь между собой живых, объединенных общими усопшими предками, общезначимыми для рода личностями, событиями, памятными местами. Это аспект общечеловеческий, дохристианский, находивший в древности мифологическое и ритуальное оформление в различных языческих культах, реминисценции которых поныне проглядывают в «народном православии».

И тут очень важно с одной стороны не путать христианскую традицию с вплетенным в нее языческим наследием, аккуратно выявляя и удаляя последнее, с другой же – бережно относиться к родительским субботам как средству единения людей именно потому, что христианская традиция поминовения усопших помогает осмыслить единство человеческого рода в Отце Небесном, к усыновлению Которому мы все призваны.

Люди осознают, «чьих они будут» в ограниченном плане близких и дальних родственников, задумываются (во всяком случае, получают повод задуматься) о том, что было в их роду достойного принятия и передачи, а что стоит помнить лишь для того, чтобы по наследственной предрасположенности не повторить.

Однако это – лишь начало, отправная точка осознания единства человеческого рода, произошедшего от прародителей, сотворенных Богом по Своему образу и подобию. Осмысление всечеловеческого родства по плоти должно возводить к осмыслению родства в Боге; ограниченное единство по плоти – опорная точка для стремления обрести всечеловеческое единство во Христе. И если этого не происходит, нет речи о единстве христианском. Это единство языческое, даже если осуществляется оно между людьми, принадлежащими к Церкви Христовой. Оно языческое по духу.

Кровь, родственные узы, национальная идентичность, геополитическое единство – все это прекрасно, пока не становятся приоритетной ценностью, а то и самоцелью. А вера православная, религия, Церковь как институт низводятся тогда на уровень «главной государственной скрепы», которую защищают, да, но защищают в соответствующем духе – языческом, кощунственно используя православную атрибутику, подстраивая ее постулаты под абсолютизированные ценности преходящего мира.

Родительские субботы, посвященные нашим покойным – людям, опередившим нас в преставлении от мира суетного к жизни вечной, напоминают нам о главном: род наш – Божий (во-первых, по происхождению человека, по сущности его богоподобной природы, во-вторых, по родству во Христе, в Которого мы крестились и в Которого облекаемся жизнью по Его заповедям, освящаясь в Таинствах), и отечество наше – на небесах (Флп. 3; 20), а все земное ценно настолько, насколько оно способствует исцелению души, ее преображению по образу Создавшего (Кол. 3; 10).

Суббота – последний день седмицы. Это день, завершающий седмичный цикл, который начинается не понедельником, как это принято считать в быту, а воскресеньем, или «неделей», по-славянски – днем, когда ничего не делают. По первому дню – название всей седмицы: «неделя». Понедельник, соответственно, – первый день по неделе, вторник – второй и т.д., а суббота (слово, сохраняющее схожесть с еврейским «шаббат») – заключительный день седмицы, как это и было в ветхозаветную эпоху, с той лишь разницей, что «неделание» перенесено на «неделю», т.е. на День Господень – на воскресенье. Но в память о субботнем покое именно в этот последний, завершающий, заключительный день седмицы принято по Уставу поминать усопших.

Субботой заключается седмичный цикл, но за этим днем – воскресный день – восьмой (число, символизирующее вечность) по отношению к предыдущему воскресенью – первому дню. Вот так: от Воскресения Христова к всеобщему Воскресению всех от века почивших – всех: праведных и грешных, верующих и неверующих… для разной участи в вечности в зависимости от того, кто кем оказался Христу по жизни (как сказал когда-то прот. Владимир Цветков: «Мы на Страшном суде будем не ужасаться, а удивляться» ).

Смерть по плоти – лишь «промежуточная станция» на пути к всеобщему воскресению из мертвых. Главный смысл заупокойных текстов – преодоление во Христе смерти вечной в устремленности к всеобщему Воскресению.

Этот смысл подчеркнут самим установлением Дмитриевской субботы, изначальное предназначение которой – в заботе о душах воинов, которые пали в сражении за достоинство жизни, понимаемое в свете Откровения – того достоинства, которое человек обретает по мере осознания себя образом Божиим, посильно уподобляясь Первообразу.

Хорошо бы не забывать изначальный смысл установления этой поминальной субботы и хоть сколько-нибудь оправдывать принесенную за нас жертву, прилагая усилия в становлении христианами, помня, что христианство, согласно свт. Василию Великому, это «уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой».

В церковном календаре отмечено множество праздников, почитаемых православными христианами. К ним относятся и родительские субботы. Большинство их них зависят от календарного празднования Пасхи, поэтому меняют даты из года в год.

— время, в которое во всех церквях и храмах служат литургии, поминая усопших. К таким праздникам православные пишут записочки с именами своих почивших родственников, чтобы священники упомянули их во время службы. Также в эти дни принято посещать кладбища, чтобы отдать дань памяти своим близким.

Кроме обычных, существуют еще и Вселенские родительские субботы. В это время поминают всех усопших, в том числе пропавших без вести, не захороненных должным образом, а также святых, погибших за православную веру.

Родительские субботы в 2017 году

18 февраля — Вселенская мясопустная родительская суббота. Она так названа из-за запрета на употребление мясной продукции. Начинается праздник за 7 дней до начала Великого поста перед Пасхой. В народе суббота получила название Малая Масленица, потому что проходит за неделю до Масленицы. В этот день все православные верующие служат панихиду за всех усопших начиная со времен сотворения мира. По традиции готовят особое блюдо — кутью. Оно представляет собой кашу с орехами, цукатами или сухофруктами, смазанную медом. Особый смысл этого блюда в том, что зерно, для того, чтобы дать хлеб, сначала должно истлеть, а потом возродиться. Так и человеческое тело должно быть предано земле, чтобы бессмертная душа продолжила свой путь в Царствии Небесном. В этот день посещают церковь, освещают кутью, а поход на кладбище нежелателен. В храме или дома стоит помолиться за всех усопших, чтобы помочь им вознестись к Господу:

«Господи Иисусе! Молятся Тебе рабы твои за упокой всех почивших ныне и обитающих в Царствии Небесном. Упокой души не погребенных, и даруй им вечный покой под взором Твоим. От начала мира сотворенного и по сей день. За всех молимся, за каждого почившего на земле и в воде, в воздухе и полыме. Аминь».

25 марта — родительская суббота четвертой седмицы (или недели) поста. В период Великого поста православные продолжают молиться за души своих умерших родственников, посещают кладбище, где также просят у Господа смилостивиться над всеми усопшими. В период поста, если родительские субботы не выпадают на значимые церковные праздники, службы короткие. Церковью установлено 3 дня молитв, соответственно каждой родительской субботе. Православные несут записки с именами всех, кого хотят помянуть, а также приносят на канон продукты. Эта древняя традиция поминовения усопших через предложенное угощение.

25 апреля — Радоница. Название происходит от слова «радоваться», ведь светлый праздник Пасхи продолжается. Этот день выпадает на вторник, и после панихиды и пасхальных песнопений православные христиане посещают могилы своих умерших родственников, чтобы помянуть память и помолиться за их души:

«Господь наш Всемогущий. Веруем в Тебя и уповаем на Царствие Небесное. Прими к себе души наших родственников (имена), а нас наставь на путь истинный, да избавь нас от лукавого, мыслей нечистых, злобы и скорби неуместной. Возрадуемся вместе, дабы души близких вознеслись к Тебе. Аминь».

9 мая происходит поминовение всех усопших воинов. Этот великий день отмечается по всей стране. Отмечая главный праздник Победы в Великой Отечественной войне, все православные христиане молятся о душах защитников, павших в бою. Также в литургии упоминаются все военнослужащие, отдавшие жизнь за человеческий род, за его процветание и благополучие.

3 июня — Троицкая родительская суббота. Она так же, как и мясопустная, празднуется накануне поста. В этот день проходит панихида (ночное бдение), где молятся о душах всех усопших православных христиан со времен сотворения мира. Упоминаются великомученики, которые приняли смерть от неверующих, не отступившись от своей веры в Иисуса Христа. Этот день также предшествует празднику Троицы, или, как его еще называют, Пятидесятницы.

28 октября — Дмитриевская родительская суббота. Праздник назван в честь Дмитрия Солунского, святого великомученика. Этот день был изначально отведен под поминовение усопших воинов, сражавшихся на Куликовской битве. Сейчас Дмитриевская родительская суббота — это день поминовения всех умерших православных христиан.

Каждый православный христианин свято чтит церковные праздники и проводит время в молитвах. Они открывают душу Господу, очищают сознание и помогают вступить на праведный путь. Слова, исходящие из сердца, всегда находят отклик на Небесах, поэтому место для молитвенных слов не играет огромной роли. Молиться можно и дома перед святыми образами, при свечах или просто в момент слабости и сомнений. Мы желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы, в том числе Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов.

Дмитровская Родительская суббота в ноябре 2017 года в России

У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря. В обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём. В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами. У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота.

Родительская суббота, что это такое

Родительская суббота - в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан, и прежде всего своих почивших родителях. Канонические дни посещения могил предков и других родственников, где совершаются панихиды. Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот: Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста); Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи); родительская 2-я суббота Великого Поста; родительская 3-я суббота Великого Поста; родительская 4-я суббота Великого Поста.

Православные традиции Дмитриевской родительской субботы

Те верующие христиане, кто четко придерживается церковных канонов, приходят на богослужение в церковь вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу в церквях совершают заупокойную Божественную литургию, после чего проводится служба общей панихиды.

Чтобы помянуть в церкви своих умерших родственников нужно приготовить заранее записки с именами усопших. В записке крупными печатными буквами необходимо написать имена тех кого следует поминать. Все имена должны быть в церковном написании и в родительном падеже. В качестве пожертвования в храм принято приносить постные продукты - хлеб, сладости, фрукты, овощи. А вот мясные изделия или алкоголь (кроме Кагора) жертвовать не положено.

В Дмитриевскую родительскую субботу все верующие христиане посещают могилы усопших родных, в храмах, церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

Утро Дмитриевской субботы необходимо начинать с посещения церкви и молитвы об упокоении душ почивших христиан. В отличии от других родительских дней, Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру. Если нет возможности посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Торжество Радуницы или родительский день — духовное празднество поминок покойников, уходящий своими истоками в первобытные языческие времена. Православная религия поддержала эту традицию и занесла ее в перечень православных христианских праздничных дней. В соответствии церковным статутом данное празднество справляется на девятые сутки после Воскресения Христова во второй день Фоминой седмицы. Это 1-ый рабочий день после Ясной Пасхальной седмицы. В случае если на этот день случается то или иное торжество, то празднование Радуницы переносится на последующий день. Таким образом, подобным способом возможно установить дату празднования Радуницы в 2017 году. Воскресение Христово в России в 2017 году празднуется 16 апреля. Отсчитываем девять суток и получаем, что празднование родительского дня будет происходить 25 апреля 2017 года .

ИСТОРИЯ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ДНЯ.

Эти торжества совершались у славян еще в давние времена. Сначала само название Радоницы (радоницы, тризны) относилось к божествам, воплощавших почитание мертвых, охранительницам душ скончавшихся пращуров. Радоницам приносились жертвоприношения, в их честь устраивались изобильные торжества и возлияния на погребальных холмах, чтобы умерший мог оценить то почтение, с которым к нему относились оставшиеся в живых. С течением времени термин “тризна” стал означать помины, а “радоница” — весеннее поминовение умерших. Данный обычай был воспринят Русской Православной Церковью. Слово «радоница» исходит от сочетания слов «радость» и «род». Торжество это занимает заметное место сразу после празднования Светлой пасхальной недели и обязывает православных верующих не очень предаваться печали по ушедшим в мир иной, а возрадоваться их вечной жизни вместе с Господом Богом. Весь христианский мир празднует Христово Воскресение, его торжество над земной смертью, а затем, через девять суток, верующие отмечают возрождение к новой жизни своих предков, родных и близких, поминая их в особый день – Радуницу. Смерть в христианстве связана с вечностью, души не имеют срока, они живут вечно на небесах и радуются за живых людей. Возрождение Христа, как символ победы жизни над смертью, вытесняет грусть о расставании с близкими.

“На радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут”, то есть занимаются различными видами работ, навещают места захоронения и развлекаются вечером. Это торжество давно стало светским днем памяти, в отличие от церковных родительских суббот.

Кладбища – это освященная церковью территория, где находятся покойники в ожидании предстоящего воскресения. По обычаям и законам языческих государств и народов места захоронения считали священными и неприкосновенными, за надругательством над которыми полагались различные виды наказания. Из давних языческих времен сохранилась традиция отмечать место захоронения насыпанием над ним холма. В развитие этого обычая, христианская Церковь украшает могильный холмик победным знамением нашего спасения – крестом, изображенным на намогильной плите или установленным над надгробием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.

Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

В году всего восемь родительских дней и семь из них приходятся на субботы и называются родительскими субботами. Радуница 2017 — самый важный из них для каждого православного христианина. Он напоминает нам о необходимости заботиться о душах наших предков. Считается, что это день радости, потому что умершие уходят в новую вечную жизнь. Обычай поминать усопших не отмечен особым последованием в Уставе. Основывается он на том, что в Фомину неделю вспоминается сошествие Христа в ад и с понедельника Фоминой недели Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об умерших — живые радуются благой вести о Воскрешении с мертвыми. Нужно обязательно знать дату родительского дня, чтобы воспользоваться возможностью вспомнить своих умерших родных, близких и знакомых, помянуть их, посетить кладбища, на которых они похоронены и прибраться на могилках.

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ 2017?

Довольно значительное количество людей посещает родных и близких на кладбище именно в праздник Пасхи . Многие, к сожалению, придерживаются традиции сопровождать посещения умерших неумеренным потреблением алкогольных напитков. А те, кто не делает так, очень часто даже не знают, когда в Пасхальные дни можно (и нужно) поминать покойников. Первое после Пасхи поминовение почивших совершается на второй пасхальной седмице (неделе), после Фомина воскресенье, во вторничный день. А распространившаяся традиция ходить на кладбище в сам праздник Пасхи, входит в противоречие с богослужебным уставом Церкви на том основании, что нельзя допускать смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного: до девятого дня от Пасхи поминовение умерших совершать нельзя. Если же человек уходит в мир иной на Пасху, тогда его хоронят по особому пасхальному чину.

В тоже время на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах умерших, куда приносят пасхальные куличи, крашеные яйца и другие пасхальные яства. Количество блюд по традиции должно быть нечетным. Там совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищим в виде подаяния на помин души. На кладбище происходит реальное, живое бытовое общение с умершими. С ними делятся радостями и горестями происшедшими с момента последнего посещения кладбища. Кроме того, придя на кладбище в родительский день, нужно зажечь свечку и усиленно помолиться. Для совершения литии во время поминовения умерших, следует пригласить священника. Также можно прочесть Акафист об упокоении усопших. Затем надо прибрать могилу, немного помолчать, вспоминая почившего. Церковь осуждает некоторые народные обычаи, происходящие в этот день. Не нужно пить и есть на кладбище, недопустимо лить спиртное на могильный холм – эти действия оскорбляют память мертвого. Традиция оставлять на могилке рюмку водки с хлебом является пережитком языческой культуры и не должна соблюдаться в христианских православных семьях. Еду лучше отдать нищим или голодным. Пусть они помолятся за наших усопших, и тогда Господь, возможно, пошлёт какое-нибудь утешение нашим родным. Но несмотря на это многие люди, как и их предки, приходят на кладбище, чтобы самому пригубить и покойнику налить.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После литургии нужно отслужить панихиду.

В некоторых регионах Российской Федерации Радоница была днем домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбищах было не принято. Так на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии готовили баню для мертвых, оставляя для них воду с веником, чистое белье, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню. А на утро на золе, рассыпанной на полу искали следы умерших.

Также в этот день сложилась традиция “окликания дождя”. Дети несложными заклинаниями вызывали первый весенний дождь..Народные приметы утверждают, что не было ни одного радоницкого вторника, в который не капнуло бы несколько капель дождя. Если после заклинаний начинался дождь, то все начинали умываться “небесной водицей”, которая должна принести счастье. Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки должны умыться дождевой водой через золотые и серебряные кольца. По народным верованиям это надолго сохраняло красоту и молодость.

ТРАДИЦИИ НА РАДОНИЦУ.

Изначально этот замечательный праздник отмечался на каком-либо возвышении, оттого и название Красная горка. Для гулянья жители еще до рассвета собирались всей деревней, чтобы почтить главное божество - Ярило. На этом же месте и устраивали веселые праздництва с богатым столом и множеством различных развлечений и игр. А как только появлялось солнце, то всей деревней кричали: «Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!»

Также было принято раньше зазывать весну. В разных деревнях то и дело можно было услышать: «Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …». Многие верили, что если этого не сделать, то урожай будет скудным и небогатым.

Находили время и для того, чтобы сходить на кладбище к усопшим родственникам. Как и сегодня, народ нес много яст и вареные куриные яйца. Однако наши предки не просто подкладывали их под могилу. Для начала они его били о могилку, после чего очищали и скорлупу закапывали в землю, а само яйцо отдавали бедным.

Стоит отметить, что раньше Радоницу отмечали не один день, посему гуляли всем селом, приглашая в гости к себе и другие деревни. Обязательно всех угощали традиционными для этого дня блюдами - яичницей, блинами, караваями, различными пирогами, в общем всем, что было в форме круга. Обязательным развлечением в этот день было катание яйца с горы. У кого дольше всех прокатится яйцо и не разобьется, тот и будет всех счастливей на все село.

Красная горка еще была праздником любви, а все потому, что это тот праздник, когда собиралось много молодежи и не только с одной деревни, иногда даже с нескольких сел. Молодые люди присматривались друг другу, знакомились, а некоторые в игровой и шутливой форме признавались в любви или симпатии. Поэтому Радоница всегда была праздником зарождения любви и крепкой семьи. Девушки же к этому празднику готовились особенно - наряжались в новую красивую одежду, плели косы и вплетали в них цветы или даже венки с лентами. А вот оставаться дома в Радоницу считалось плохой приметой, кроме того, молодежь в таком случае не упускала возможности поглумиться над таким человеком и придумать различные смешные прозвища. Многие верили, что тот, кто останется в этот день дома, обязательно в грядущем году будет несчастен.

Замужние и взрослые женщины старались в этот день приготовить как можно больше еды, чтобы часть отложить для храмов, а другую часть отдать нищим. Многие верили, что это может принести удачу в грядущем году.

Еще Красная горка всегда считалась самым удачным днем для свадьбы и совсем не из-за приметы или суеверий, а потому, что свадьбы зависели от посевного сезона. Поэтому отмечали их или ранней весной или поздней осенью до сбора урожая. Возможно из-за этого часто можно услышать, что Радоница - Девичий день.

А для тех, кто в этот праздник посватался, был отдельный обычай. Для этого всей молодежью в селе собирались и отправлялись толпой к дому, где отмечали сватанье. Под домом они пели песни, а иногда даже показывали представления, за что их угощали вкусными блюдами со стола. А девушку и парня, которые были сосватаны, называли «вьюница» и «вьюнец».

Так как дождь на Радоницу была хорошей приметой, то его старались вызвать. Для этого дети на улице его окликали: «Поливай, дождь, на бабью рожь, на дедову пшеницу, на девичий лён поливай ведром». Или: «Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!».

Если все же начинался дождь, то весь народ выходил на улицу и умывался этой водой на счастье, а девица обязательно брала с собой серебряные кольца и через них также умывалась.

ПРИМЕТЫ НА РАДОНИЦУ 2017.

Плохой приметой полагалось, если в этот день не прийти на могилку к родным. Считали, что и этого человека никто не помянет и не вспомнит после смерти.

Ни в коем случае нельзя было раньше начинать какие-либо работы на огороде. Считалось, что это может привести к засухе, неурожаю и смерти одного из близких.

Нехорошей приметой был и дождь до обеда, после которого вечером дует ветер. В таком случае считалось, что предки не довольны тем, что о них забыли и не приходят на могилки. А вот если в Радоницу просто идет дождь, а ветра нет, то это к счастью в доме и к богатому урожаю.

Та хозяйка, которая первая приготовит праздничную трапезу, первая будет и собирать жатву, при чем урожай у неё будет богаче, чем у остальных.

Также наши предки верили, что та семья, которая первая придет на кладбище будет самой счастливой в году, а даже возможно, получит особенную мудрость, которая поможет в решении многих проблем.

ГАДАНИЯ НА РАДОНИЦУ 2017.

Гадания на Радоницу 2017. На Радоницу незамужние девушки собирались вместе и гадали. При этом необходимо отметить, что на Радоницу не было четко установленных ритуалов, как правило девушки применяли те гадания, которые использовались на все святки. Например, девушки пытались узнать судьбу с помощью книги.

Весной женщины плели венки из березовых веток, а потом шли к реке, чтобы пустить его на воду. Полагали, что куда поплывет венок, оттуда жених и придет. В случае, если он задерживался у берега, то в этом году замужества не будет, если же венок тонул, то предполагали что быть беде. Многие девицы верили, что в таком случае в скором времени она умрет.

Одним из самых распространенных гаданий было гадание на березовой ветке. Незамужние девушки отправлялись в рощу и срывали одну веточку. Затем перед сном клали её под подушку. Кто в эту ночь придет во сне, тот и будет её жених.

Видео: родительский день 2017.

Существуют определенные дни, когда принято поминать умерших. Такие дни называются Родительские субботы. В 2017 году православные отмечают Родительские субботы с 18 февраля по 4 ноября. Данные дни необязательно выпадают на субботы, а могут отмечаться в любой день недели.

Помимо Родительских суббот посещать усопших на кладбище принято в их день рождения и день смерти. Многие считают, что следует обязательно сходить на кладбище и в день святого, в честь которого был крещен погибший родственник.

Поминальные дни в 2017 году зависят от даты Пасхи, поэтому каждый год меняются. В этот день помимо похода на кладбище необходимо посетить церковь, чтобы заказать литургию за родственников и близких, которых больше нет в живых. При этом каждый верующий человек может присоединиться и принять участие в заупокойной службе. Ведь нет ничего сильнее молитвы, и именно в такие дни ваши родные вас обязательно услышат.

Если говорить про Поминальные дни 2017 года, православный календарь насчитывает их девять в году. Из них шесть дней выпадает на субботы. Одним из них является Радоница, которая отмечается на девятый день после Пасхи. Этот день припадает на вторник. А 9 и 11 сентября принято поминать только погибших воинов. Эти поминальные дни могут выпадать на любой день недели.

Дни поминовения усопших в 2017 году: календарь

Мясопустная суббота – 18 февраля. Является одним из важнейших поминальных дней. В этот день принято вспоминать всех почивших родственников. Отмечается этот день накануне Масленицы, поэтому вовсю идет подготовка и предвкушение весны. Во многих регионах России в этот день на столах можно увидеть намного больше приборов, чем гостей. Считается, что таким образом можно угостить почивших родственников. В этот день следует обязательно угостить и бедных, чтобы они помянули ваших покойных родных.

Троицкая суббота – 3 июня. Один из наиболее значимых дней, когда каждый православный человек отправляется в церковь и на кладбище, чтобы помянуть усопших. Этот день символизирует очищение души, поэтому в этот поминальный день вспоминают всех почивших, включая тех, которые пребывают в аду. Считается, что если в этот день не посетить могилы близких, то они придут в ваш дом и станут беспокоить живых. Молодым девушкам в этот день рекомендуется отказаться от выполнения любой работы по дому.

– 25 апреля. В этот праздники тесно переплелись православные верования и языческие традиции. Покойников в этот день следует поминать тихо, предварительно сходив в церковь, чтобы помолиться и заказать панихиду. На могилы обычно несут куличи и крашеные яйца, чтобы вместе с усопшими отпраздновать Пасху. Однако оставлять на могилках еду не стоит. Единственное, что должно остаться после вашего посещения кладбища – это зажженные свечи на могилках родных.

Дмитриевская суббота – 4 ноября. Основной поминальный день погибших воинов. В этот день принято ходить на кладбище, заказывать литургию и молится, а также устраивать пышные застолья, за которыми должны собраться все члены семьи. Считается, что чем пышнее будет застолье и чем больше родственников соберется за столом, тем довольнее останутся праотцы. А, значит, и у живых жизнь будет лучше.

Это далеко не все Поминальные дни после Пасхи 2017 и до нее. Существуют также Родительские субботы Великого поста. Отличительной особенностью этих поминальных дней является то, что в этот период в церкви не проводятся литургии по усопшим. Поэтому верующие должны самостоятельно ходить в церковь, чтобы молиться за усопших родных и близких. При этом молитвы следует читать не только в церкви. В эти дни следует постоянно молиться дома и посетить почивших родных на кладбище.

Молитвы не только помогают усопшим успокоиться, но и дают силу самому православному человеку. К тому же именно молитва является теми словами, которые помогают успокоиться, привести мысли в порядок. И даже неверующие люди должны относиться с почтением к тем, кто покинул нас. Поэтому посещение могилок близких в Поминальные дни обязательно для всех.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»