Кто такие старообрядцы какой они веры. Разница между староверами и православными христианами. Чем отличаются староверы от православных христиан

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие проживают за границей: в странах Южной Европы, в англоговорящих государствах и на южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».

и зарождение «раскольничества»

Различные религиозные течения, которые можно объединить термином «старообрядство», имеют древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы - это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.

Что конкретно было сделано в рамках реформы?

Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю - «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций и иконописи.

«Раскольники», «старообрядцы» и «староверы»: разница

На самом деле всеми этими терминами в разное время обозначались одни и те же люди. Однако эти названия неравнозначны: каждое имеет специфический смысловой оттенок.

Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы». «Старообрядцы» - это компромиссный термин, введенный в употребление в 19-м веке светскими авторами. Сами верующие не считали его исчерпывающим: как известно, вера не ограничивается одними обрядами. Но так сложилось, что именно он получил наибольшее распространение.

Надо отметить, что в некоторых источниках «староверами» называют людей, исповедующих дохристианскую религию неправильно. Староверы - это, вне всякого сомнения, христиане.

Старообрядцы России: судьба движения

Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.

Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север, а также в Польшу и Литву. При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.

Быт и культура

Большевики не видели разницы между ново- и старообрядцами. Верующим вновь пришлось эмигрировать, на этот раз преимущественно в Новый Свет. Но даже там они сумели сохранить национальную идентичность. Культура старообрядцев довольно архаична. Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.

Несмотря на отрицание прогресса, староверы нередко добиваются успеха в предпринимательстве и сельском хозяйстве. Их мышление нельзя назвать инертным. Старообрядцы - этоочень упрямые, стойкие и целеустремленные люди. Преследования властей только укрепили их веру и закалили дух.

Старообрядцы и староверы — как часто эти понятия путают. Их путали раньше во время бесед, путают и сегодня, даже в средствах массовой информации. Каждый образованный, и уважающий культуру своего народа человек просто обязан понимать, в чем отличие двух эти разных категорий людей.

К старообрядцам относятся люди, придерживающиеся старых христианских обрядов. Во времена правления А.М. Романова под руководством патриарха Никона была проведена религиозная реформа. Те кто отказался подчиняться новым правилам объединялись и их сразу же стали называть раскольниками, так как они как бы раскололи христианскую веру на старую и новую. В 1905 году их стали называть старообрядцами. Широкое распространение старообрядчество получило в Сибири.


К основным отличиям новых и старых обрядов относятся:

  • Имя Иисуса старообрядцы пишут, как и прежде с маленькой буквой и одной «и» (исус).
  • Введенное Никоном троеперстное знамение не признается ими и потому они по-прежнему крестятся двуперстно.
  • Крещение происходит по традиции старой Церкви – погружательно, ведь именно так и крестили на Руси.
  • Во время прочтения молитвы по старым обрядам используется специально предназначенная для этого одежда.

Староверы люди не христианской веры, они те, кто придерживаются той, что была на Руси до нее. Они являются настоящими хранителями веры предков.


Их мировоззрение это Родноверие . Славянская Родная Вера существует с тех самых пор, когда начали появляться первые племена славян. Именно ее и хранят старообрядцы. Староверы считают, что никто не обладает монополией на истину, а именно на нее претендуют все религии. У каждого народа своя вера и каждый волен общаться с богом, так как считает нужным и на том языке, который посчитает правильным.

По Родной Вере человек через свое мироощущение сам создает свое собственное понимание мира. Человек не обязан принимать как веру чье-то представление о мире. К примеру, скажи кто: все мы грешны, имя бога именно такое и обращаться к нему нужно вот так вот.

Отличия

Староверам и старообрядцам действительно часто пытаются приписать одно мировоззрение, при том, что между ними есть огромные отличия. Путаницы эти создают люди, не владеющие русской терминологией и трактующие определения на свой лад.

Староверы исконно верят в свой собственный Род, и при этом не относятся ни к какой религии. Старообрядцы же придерживаются христианской религии, но той что была до реформы. С какой-то стороны их даже можно назвать разновидностью христиан.

Отличить их друг от друга просто:

  1. У староверов нет молитв. Они считают что молитва унижает и того к кому она обращена и того кто ее совершает. Существуют свои собственные обряды среди рода, но они известно только конкретному роду. Старообрядцы молятся, молитвы их похожи на те, что можно услышать в православных церквях, но совершаются они в специальном одеянии и завершаются тем, что они крестятся по старым обрядам двумя пальцами.
  2. Обряды староверов и их представления о добре, зле, укладе жизни нигде не писаны. Они передаются по наследству из уст в уста. Могут быть записаны, но записи эти каждый род держит в тайне. Старообрядческие религиозные писания составляют первые христианские книги. 10 заповедей, библия, старый завет. Они находятся в общем доступе и знания передаются свободно, не основываясь на родовых связях.
  3. У староверов нет икон. Вместо них дом их полон фотографий предков, писем их, наград. Они почитают свой род, помнят его и гордятся им. У старообрядцев тоже нет икон. Хотя они придерживаются христианской веры, церкви их не заполнены внушительными иконостасами, икон нет даже в традиционном «красном углу». Вместо этого в церквях они делают отверстия в виде дырок, так как считают что бог не в иконах, а на небе.
  4. У староверов нет идолопоклонничества. Традиционно в религии есть главный живой элемент, которому покланяются и которого называют Богом, сыном его или пророком. К примеру, Иисус Христос, пророк Мухаммед. Родноверие восхваляет только окружающую природу, но не считая ее божеством, а считая себя ее частью. Старообрядцы возносят исуса, библейского героя.
  5. В Родной Вере староверов нет определенных правил, которым нужно придерживаться. Каждый человек волен сам жить в ладу со своей совестью. Не обязательно участвовать в каких-то обрядах, носить одеяния и следовать одному единому мнению. Иначе дела обстоят у старообрядцев, ведь у них есть четко определенная иерархия, свод правил и одежда.

А есть ли общее?

Старообрядцы и староверы, несмотря на различную Веру свою имеют и кое-что общее. Во-первых, их соединила сама история. Когда на старообрядцев, или как тогда говорили раскольников русской православной церкви, начались гонения, а было это как раз во времена Никона, те направились на Сибирское Беловодье и Поморье. Там жили староверы, давшие им приют. Безусловно, вер у них была разная, но тем не менее, по крови все они были русичи и старались не дать отнять у них это.

Сначала хочу объяснить, почему меня заинтересовали староверы или, как их ещё называют, старообрядцы или раскольники. Дела, как говорится, давно минувших дней, которые слабо связаны с бурной современностью. Староверов в России осталось мало. Википедия говорит — около 2 миллионов из 143 миллионов с лишним россиян. Большинство из них живёт в глухих сибирских уголках. Энное количество — за пределами России: в Румынии, Болгарии, Америке, Канаде, Латинской Америке и даже Австралии. Живут замкнутыми общинами, с внешним миром общаются по минимуму. Для обычного россиянина староверы представляют такой же интерес как амиши для среднестатистического американца: почитать статью, поудивляться, поохать и забыть. Сами староверы участвовать в яростных политических и общественных дискуссиях не желают, и, кажется, предпочитают, чтобы их оставили в покое.


Но чем больше я читала про раскольников, тем больше понимала — староверы совсем не то, что амиши. Интерес к ним не только зоологический — поглазеть как на диковинное животное в клетке и продолжить жить как обычно. О староверах пишут с чувством ностальгии и сожаления. Для многих старообрядцы — чудом сохранившийся тип русского крестьянина, хозяйственного, трезвого, рассудительного, крепкого и семейственного. Старовер — это воплощение настоящего мужика , как его описывают ностальгирующие по Царской России авторы, хозяина земли и своей судьбы. Это носитель тех самых традиционных ценностей, о которых кричат СМИ и которые всеми силами стремится насадить и защитить власть.
В современной России этот тип вымер как мамонт, был выбит властями из-за идеологических расхождений. И вообще староверы были чересчур самостоятельными и упёртыми для любой, как мы увидим позже, власти. Я заметила ещё одну любопытную вещь, которая делает историю староверов актуальной. Староверы до последнего сопротивлялись насаждению западных идей и западного образа жизни. Они как бы законсервировались и в практически неизменном виде донесли до нас культурный код русских 17 века. В нынешние времена, когда на каждом углу стоит по Макдональдсу, по телевизору крутят передачи о происках Госдепа вперемешку с американскими блокбастерами, принимают закон об иностранных агентах и хвастаются новыми айфонами, история староверов может оказаться поучительной.

Неправильные православные и огненные оппозиционеры

Всё началось в 17 веке. На русском троне сидел царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим. Вместе с седьмым московским патриархом Никоном царь провёл церковную реформу 1650-1660 гг. Цель реформы была, в общем-то, благая: привести обрядовую традицию Русской Церкви в соответствие с греческой, которая считалась более продвинутой. Некоторые историки считают, что Никон таким образом хотел сделать из России «Третий Рим», возвести Алексея Михайловича на трон византийских императоров, а самому стать Вселенским Патриархом. Внешне реформа выглядела так: креститься нужно было тремя пальцами, а не двумя, имя Христа писать с двумя «И» вначале, крестный ход совершать против солнца и во время богослужения трижды, а не дважды провозглашать «алилуйя» (трегубая алилуйя вместо сугубой). Были внесены незначительные изменения в священные тексты и ритуал поклонов. На взгляд современного, далёкого от церковных ссор человека безобидная реформа была по сути попыткой насадить в России западный образец. Как говорят сами священники, попытка насильственной вестернизации России. Народ воспринял это как посягательство на традиционные, естественным путём сложившиеся ценности и отказался принять новую богослужебную традицию. Произошёл раскол. Так в России появились правильные и неправильные православные . Поскольку инакомыслие, особенно массовое, подрывает основы государства, началась борьба с раскольнической оппозицией.

(патриарх Никон)
Законы в то время были суровые, не в пример современным либеральным. Вообще, с толерантностью в России тогда были проблемы. Сначала любое отступление от правильного никонианского православия каралось смертной казнью с конфискацией имущества, в некоторых случаях вечным заточением в земляной тюрьме, а потом тюремным сроком, каторжными работами или ссылкой. В знак протеста раскольники, в отличие от современных оппозиционеров, не митинговали и не писали длинных статей в интернете. Протестовали с размахом, радикально: несмотря на суровейшее осуждение церковью самоубийства, раскольники добровольно шли на мученическую смерть и сжигали себя сами. Целыми семьями, с детьми и стариками, заметьте. Особенно досталось староверам в петровские времена, когда вестернизация проводилась суперактивно. Оппозиционерам запретили носить традиционную одежду, отращивать бороды и велели курить табак и пить кофе. До сих пор староверы поминают великого государя-преобразователя недобрым словом. В 17-18 веке добровольно сожгли себя более 20 тыс. старообрядцев. Недобровольно было сожжено гораздо больше.

Несмотря на суровые репрессии, староверы продолжали упорствовать. В 19 веке, по некоторым данным, до трети россиян были старообрядцами. Тогда же произошли существенные послабления в отношении властей и официальной церкви к староверам. Был принят по-современному либеральный закон: прямое преследование отменялось, но запрещалась любая пропаганда. Запрещалось строить церкви, издавать книги и занимать руководящие должности. Также государство не признавало брак старообрядцев, и до 1874 годы все дети староверов считались незаконнорожденными. В 1905-м правительство пошло ещё дальше в своей толерантности и выпустило Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости». Указом разрешалось организовывать общины и устраивать крестные ходы.

За время передышки староверы стали чем-то вроде русских протестантов. С последними старообрядцев роднит культ труда и скромность в быту. Это были, как я уже говорила выше, крепкие и трезвые хозяйственники. В 19 веке староверы составляли костяк состоятельного купечества и крестьянства. 60% всех банковских счетов в стране принадлежало купцам-староверам.

Большевики в тонкости веры не вникали. Староверов преследовали так же, как и обычных православных. Множество старообрядцев пострадало во время раскулачивания и коллективизации, ведь староверы были зажиточными и не желали вступать в колхозы. В сталинское время тысячи староверов получили сроки за антисоветскую агитацию. Обвинение как минимум странное, ведь староверы всегда стремились жить замкнутыми общинами, сами по себе.

Часть староверов вместо мученической смерти, царского костра и советского лагеря выбрала добровольную ссылку и эмиграцию. Бежали в Сибирь, куда длинные щупальца царской охранки и НКВД дотягивались с трудом. Бежала в Китай, а оттуда в Латинскую Америку. Так за пределами России образовались старообрядческие общины.

Дауншифтеры

Старообрядческие общины — это консервные банки, которые в практически неизменном виде сохранили традиции, уклад и мышление русского крестьянства 16 века. Эти люди сознательно отвергают современную цивилизацию. Староверы живут по домострою, отношения в общине строятся по традиционной вертикали: дети, женщины, потом мужчины, а над всеми — Бог. Мужчина — бесспорный глава и кормилец семьи. Женщина — мать и хранительница домашнего очага, или, как сказали бы феминистки, дело женщин — киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь). Выходить замуж можно с 13 лет. Аборты и контрацепция запрещены. В старообрядческих семьях как правило 6-10 детей. Безоговорочное почитание и подчинение старшим. Староверы старой закалки не бреют бороды, женщины не носят брюк и обязательно покрывают голову платком, даже ночью. Спиртное и табак либо запрещены совсем, либо разрешена домашняя брага. Спорные достижения цивилизации, вроде телевизора и интернета, у староверов не приветствуются. Однако строгого запрета нет: многие имеют автомобили, поля обрабатывают на тракторах, девушки скачивают из интернета шаблоны для вышивки и кулинарные рецепты. Кормятся, в основном, своим хозяйством, многие староверы в США стали преуспевающими фермерами. С официальной медициной староверы предпочитают сталкиваться как можно реже, разве что в серьёзных случаях; лечатся травами, молитвами и гельштатом. Считают, что большинство болезней происходят от дурных мыслей и информационного мусора в голове.
Одним словом, староверы ведут здоровый образ жизни: вместо работы в душном офисе и отдыха с бутылочкой пива перед телевизором — физический труд на свежем воздухе, вместо полуфабрикатов с консервантами и импортных бананов — выращенные собственными руками экологически чистые продукты, вместо американских блокбастеров и просмотра новостей с убийствами и политическими ссорами — душеспасительные молитвы. Поэтому староверы — люди преимущественно очень здоровые, старики за 90 выглядят максимум на 60. А вот женщины от частых родов увядают рано. Можно сказать, что староверы — это эдакие дауншифтеры по религиозным причинам. В этом смысле старообрядцы в тренде: спасаясь от сомнительных благ цивилизации, топ-менеджеры поселяются в заброшенных деревнях, а хипстеры массово гнездятся на Гоа. И тем, и другим было бы чему поучиться у старообрядцев.

Альтернативные русские

На протяжении веков староверы невольно оказывались неудобными любой власти — и царской, и советской. Современная власть и современная церковь решили, наконец, со староверами помириться. В 1971 году РПЦ отменила суровые законы в отношении староверов и постановила клятвы от 1667 года считать «яко не бывшие». В 2000 году Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами. Сейчас в России наряду с всем известной РПЦ существует РПСЦ (Русская Православная Старообрядческая Церковь) и ДПЦ (Древнеправославная Поморская Церковь). Вообще, старообрядчество делится на несколько рукавов, но я не буду углубляться в эти тонкости. Отношения с официальной церковью до сих пор остаются напряжёнными, в основном, из-за нежелания староверов вливаться в коллектив.

(глава РПСЦ митрополит Корнилий дарит патриарху Кириллу староверческие чётки — лестовку)

В 2006 году начала действовать государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В 2012 году Путин сделал её бессрочной. Приоритетными для заселения районами были объявлены Магадан, Сахалин, Камчатка, Бурятия. И потянулись из тёплой Латинской Америки и Австралии в суровые и слабо освоенные Сибирь и Дальний Восток староверы — бородатые мужчины в джинсах и рубахах навыпуск и женщины в сарафанах и платках, говорящие по-русски с иностранным акцентом. Российское правительство пообещало оплатить переезд, обеспечить жильём, дать подъёмные (до 120 тыс. рублей на каждого члена семьи) и первые 6 месяцев выплачивать пособие по безработице. Правда, с условием: уезжать нельзя, пока не отработают выделенные на переселение деньги. Такое вот крепостное право на современный лад.

Благостного возвращения бывших оппозиционеров не получилось.

Во-первых, староверы столкнулись с неповоротливой бюрократической машиной. Благие намерения благими намерениями, а бумажки нужно оформлять по всем правилам. Носители русских традиций оказались приравнены к мигрантам . Конечно, староверы, в отличие от обычных гастарбайтеров, получили поблажки, но всё равно процедура натурализации потомков исконно русских оказалась сложной и долгой. Некоторые невольно превратились в нелегалов и снова, как столетия назад, бежали глубже в тайгу, в леса, скрываясь от властей. Опять староверы не по своей воле оказались в оппозиции, опять в конфронтации с государством. История повторяется.

Во-вторых , Россия оказалась совсем не той тихой страной берёз и церквей, о которой рассказывали современным староверам бабушки и дедушки. Русская деревня на грани гибели: в сёлах остались лишь старики да алкоголики, колхозы развалились, на полях работают наёмные рабочие. Нравы современных россиян разительно отличаются от принятых у староверов. Чтобы избежать «помешки» с мирянами и сохранить себя, староверы опять-таки стремятся спрятаться, уйти подальше от людей и цивилизации. Надежды властей на то, что староверы помогут духовному возрождению России, не оправдались. Многие россияне сами не желают духовно возрождаться , а староверы оказались не готовы взять на себя эту сложнейшую задачу. Современная Россия староверам не нужна.

Феномен староверов в том, что они представляют собой как бы альтернативную версию россиян. Россиян, которых не изменила революция 17-го года, годы советской идеологической обработки, апокалипсис 90-х и капитализм 2000-х. Которых не касаются наши споры о судьбах России и национальной русской идее. Они нашли свою идею ещё в 16 веке и пронесли её почти нетронутой до нашего времени. С одной стороны, пример завидной духовной стойкости, знаменитый русский характер. «Тлетворное» влияние Запада на староверов почти не подействовало. Традиционные ценности, как показывает пример семей староверов, работают. Кто знает, был бы ли сейчас в России демографический кризис, сохранись до наших дней семья по старообрядческому образцу. С государственной точки зрения наши политики, рьяно насаждающие традиционные ценности, возможно, правы.

С другой стороны, такой упёртый консерватизм и отказ от цивилизации мешает развитию. Староверы, бесспорно, фанатики. Прогресс — это всегда выход за пределы устоявшейся системы, ломка традиций. И я с трудом представляю себе, как втиснуть современного человека в тесные рамки патриархальной семьи.

С третьей стороны , пока мы тут рассуждаем о судьбах России, староверы молча работают. Не тратя время на сомнения и размышления. Ответы у них уже есть.

Видео: Вся правда про жизнь Староверов:

Видео: Староверы — Уйти легко, вернуться трудно:

Что вы думаете о староверах? Нужны или они России?

Обсудить

Многие задаются вопросом: "Староверы и старообрядцы - в чем разница терминологий и есть ли она вообще?" История возникновения этих необычных групп людей напрямую связана с одной известной личностью. Его имя - Никон, и именно этому человеку было предсказано судьбой возглавлять Русскую православную церковь и стать рычагом, который привел к образованию странной, самобытной культуры староверов.

Человек как теория раскола

Родился будущий патриарх в бедной крестьянской семье в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Мать мальчика умерла сразу после его появления на свет, и отец женился во второй раз. Мачеха недолюбливала ребенка. Она морила его голодом и всячески издевалась.

Есть свидетельства, что женщина неоднократно пыталась лишить названного сына жизни. Но каждый раз Никиту (такое имя Никон получил при рождении) спасала счастливая случайность. Позже воспоминания об удивительных, фантастических ситуациях, где он одолевал смерть, давали ему уверенность в своей божественной миссии.

Именно большие амбиции привели к образованию такого течения, как староверы. Кто они и какую роль в их формировании играет патриарх, материал расскажет далее.

Часто заступалась за внука и бабушка. С детства мальчик был благосклонен к религиозной литературе. Священник, который учил грамоте, был для ребенка идеалом. Иногда Никита не мог заснуть. Его постоянно тревожили кошмары, что он может забыть церковные тексты. Набожный мальчик убежал без разрешения родителей в монастырь.

В 1624 году под предлогом смертельного состояния любимой бабушки юношу вернули домой. Там его женили на незнакомке. Тем не менее религию мужчина не покинул. Молодой муж устроился священником в местную церковь. Тогда он даже не догадывался о том, что древнерусская церковь староверов, в которой Никон начал править, впоследствии возненавидит его.

Начитанность, глубокая вера и чрезвычайное усердие сделали ему хорошую репутацию. Купцы, которые приезжали в город, заметили таланты молодого попа и предложили ему переехать работать в Москву.

Первые шаги к трагедии

Смерть всех его детей была тяжелым ударом. Тем не менее в этом событии он увидел божественный символ. Никон отправил жену в монастырь и сам посвятил свою жизнь служению Всевышнему.

Очень быстро он добивался успеха и вскоре вошел в высшие круги духовенства. Тогда возникла мысль освежить церковь и улучшить нравственность народа. Идеи, что зародились в этот период, позже привели к движению, которое окрестили "староверы". Кто они, до XVII не знали. Это слово появилось после выхода Никона на патриарший престол в 1652 году.

Как только он освоил новый титул, не замедлили реформы. На протяжении всей христианской истории русских земель духовенство держало ориентир на Византийскую церковь. В середине 1600 годов каноны русского православия очень сильно отличались от греческих. Это привело к различным методам проведений церемоний и обычаев в ритуалах. Никон всеми возможными способами пытался исправить отличия.

Сначала традиции русских и византийских храмов были идентичными, но через определенный период времени обряды вторых изменились. Большинство особенностей были приобретены после падения Константинополя.

Условия изменения обычаев на русских землях были жесткие. Книги с укоренившимися ритуалами публично жгли, а тех, кто придерживался старых законов, назвали еретиками.

Последствия миссии жизни

Сейчас историки твердо заявляют, что если бы патриарх вводил изменения постепенно, то не существовало бы такого понятия, как староверы. Кто они и каковы их принципы, человечеству сегодня было бы не известно.

Церковная реформа патриарха 1650-1660 годов была направлена ​​на введение новых и уничтожение старых канонов. Это стало причиной возникновения сторонников Никона. С другой стороны были приверженцы его врага - Аввакума. Последний считал, что записи в русских книгах лучше отражают православие, а греческие работы были неправильно изменены временем.

Относительно дальнейшей судьбы человека, который расколол русскую церковь, то она была неутешительной. Долгое время царь Алексей Михайлович уважал патриарха. Но в связи с агрессивными настроениями в сторону Никона большой группы духовенства их отношения охладели.

В 1666 году его разжаловали в должности и отправили в заточение в монастырь. Частично это было по инициативе государя. Здесь стоит заметить, что хотя эта персона потеряла свое уважение, церковь староверов не поддержала, и законы, которые поп так яро защищал, были приняты на официальном уровне.

В ссылке бывший патриарх пробыл 15 лет. Перед своей смертью Алексей Михайлович попросил у священника прощения. Сын царя, Федор, также чувствовал привязанность к священнику. Он позволил вернуться ему из ссылки. Но по дороге старик скончался. Несмотря на значительные протесты нового главы церкви, Никона-реформатора отпели как патриарха. Был погребен в соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Федор Алексеевич сам читал над ним Апостол со слезами на глазах.

Дорога длиной в 700 лет

Еще со времен Киевской Руси ведут свою историю староверы. "Кто они?" - вопрос, который требует глубокого анализа.

Зародилась теория их религии сразу после принятия христианства князем Владимиром. Тогда правитель взял за основу православие греков. С 988 года жители великой державы начали жить по новым законам, что во многом противоречило язычеству.

В ходе исторических событий, с 1439 года Русская церковь выпала из-под власти Константинополя и начала развиваться самостоятельно. Так происходило до прихода на патриарший престол Никона, который в 1653 году снова взял курс на греческие каноны. Конечно, решительные изменения правил вызвали значительное сопротивление со стороны народных масс, которые считали нововведения недопустимыми и неправомерными. Происходило публичное осуждение всех тех, кто игнорировал греческие законы и продолжал придерживаться обрядов предков, которые были известны еще со времен князя Владимира. Манера молитвы, возглас «аллилуйя», количество просфор и крест староверов были изменены.

Наибольшим ударом для них стало принятие новаций официально. Некоторое время страна была на пороге религиозной войны. Начались репрессии и погони за всеми теми, кто был против новинок церкви. Отныне несогласных не просто называли еретиками, отлучали от святой троицы и забрасывали проклятиями, а и физически истребляли. Причем делалось все это на общегосударственном уровне и при содействии царской власти.

Религиозная община как политическая угроза

Во времена правления Петра Великого на старообрядцев был наложен двойной налог. В 1722 году издан указ о смертной казни для тех, кто будет способствовать расколу церкви, то есть продолжать молиться по старым традициям.

Уже к тому времени часть представителей начала скрываться. Многие семьи покинули места, на которых их предки веками жили, работали. Они ушли на дальние, дикие земли вглубь России. Тысячи людей покинули империю и искали счастья за рубежом.

Во время правления Екатерины II пропагандировалась политика религиозной терпимости. Именно тогда возникла терминология "староверы" и "старообрядцы". В чем разница этих двух понятий?

Ни в чем, они абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, что характеризовало людей, которые оставались верны своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним "старообрядцы" ввела в употребление Екатерина II. Царица внедряла свежие реформы в религиозную сферу своей страны. Так, на некоторое время прекратилось преследование этих групп.

Целые семьи возвращались из-за границы. Но такие изменения продолжались недолго. Несмотря на то что представители этого течения были социально активны и благодаря своей упорной работе приносили прибыль государству, они также представляли для царского режима большую угрозу.

В ритме времени

Православные староверы воспринимались властью как политическое движение, игравшее роль оппозиции для императорского двора. И действительно, как только Екатерина II дала им официальное разрешение на строительство храмов, этим течением за короткий период времени был основан и устроен собственный город. Сегодня он находится на территории Белоруссии. В XVIII веке там насчитывалось около 5000 старообрядцев.

Часть этих людей по приказу царицы убиты. Все, кто остались живы, были принудительно переселены на восток России. Там их потомки проживают и сейчас. Сегодня они известны под именем Семейские.

Следует отметить, что другие религиозные меньшинства, от протестантов до буддистов, получали государственную поддержку.

По официальным источникам, в XIX веке треть населения Российской империи еще жила по правилам предков, которые были крещены в Киевской Руси.

Позже власти начали лояльнее относиться к этому течению. Все чаще возникал вопрос: "Староверы - кто они?" Их обычаи и каноны не рассматривали как те, которые могут повредить целостности государству. Но им запрещалось строить храмы, печатать книги, распространять учение и даже занимать высокие должности. Даже брак для пар был незаконен.

В начале 1900 годов права этой конфессии приравнивались к другим религиозным меньшинствам.

Каноны - фундамент для разногласий

До прихода Никона российский народ на протяжении почти 700 лет жил по правилам, что сформировались еще во времена крещения Руси. Патриарх же ввел реформу, следствием которой стал раскол религии на два сильных направления. Первое течение было сторонниками нововведений. Другие несогласные оказались за бортом общества, поскольку не воспринимали предложенных теорий. Так кто такие староверы, в чем разница этой части народа от другой?

Первое и главное отличие - перевод и редактирование священных писаний. Процесс вошел в историю под названием «книжное дело». Изменениям подлежал и Символ Веры, где указаны фундаментальные догматы религии. Из текста были удалены или заменены несколько важных слов. Например, Святой Дух отныне употреблялся без характеристики «истинный», а в строках, где говорилось о будущем, фразу «несть конца» заменили на «не будет конца».

Кроме этого, приобрела другой вид богослужебная литература. Русское слово «Ісус» Никон написал в новом стиле «Іисус».

Остался в прошлом и крест староверов. Молитвенный жест раньше выполняли с помощью двуперстия (особое сложение пальцев правой руки), а после реформы церковь перешла на троеперстие. Поклонники древнего православья утверждали, что два перста - это крест, что символизирует божественное и человеческое начало. А три сложенных пальца (троеперстие) - знак Троицы, которая не имеет отношения к распятью.

По-другому делали поклоны. Хождения вокруг церкви отныне совершались против солнца. Трижды пелась «аллилуйя» вместо двух раз. Изменилось количество просфор.

Культура древности в настоящем

Традиции предков старообрядцы сохранили. По сей день их можно увидеть. Кроме вышеперечисленных канонов, они руководствуются и другими законами. Процесс крещения происходит только через полное трехразовое погружение. Эти люди не признают четырехконечных распятий, но такой крест (без Иисуса) присутствует в их домах.

Иконы староверов до сих пор оформляются в том стиле, который был принят и утвержден духовенством еще 1000 лет назад. Служба проходит по книгам, что были напечатаны еще в период до реформ Никона.

Эти общины ведут скромный образ жизни. Они мало развлекаются и очень набожные. Но их религиозные праздники не менее веселые и колоритные, нежели в других религиях. Семейный устав - патриархальный. Женщина повинуется приказам мужа и родни с его стороны (даже тем, кто младше ее самой). Так как часто маленькое село состоит из одной семьи, парням приходилось искать себе девушек на самом деле за тридевять земель. Они едут за тысячи километров в другую общину, чтобы посвататься и жениться.

Мораль в теории жизни

Все эти знания постоянно возили с собой старообрядцы, староверы. Кто они, особенности их веры, суть их принципов понимала Екатерина II. Именно по инициативе царицы эти люди покидали обработанные земли и ехали семьями в неизвестную сторону на край России. Там они начинали новую жизнь, пусть тяжелую, но свободную и безопасную.

Их характерной особенностью является безграничная любовь к труду и Богу. Такими правилами они и руководствуются по жизни. По их теории, Всевышний сотворил человека похожим на себя, поэтому считается большим грехом менять что-то в своей внешности. Не практикуются стрижки и бритье.

Особое место в жизни занимают молитвы староверов. Разговаривать с Господом обязательно нужно утром и вечером. Если в начале дня время выделить тяжело, то произнести святые слова можно в свободную от работы минуту в течение светлой части суток.

Уникальным является и одежда этой общины. Празднично одеваются в церковь. Мужчины носят кафтаны, барышни - сарафаны и платки. Головные уборы для замужней женщины обязательны, поскольку открытые волосы и обнаженное тело считается большой непристойностью.

Искусству пошива одежды девочки учились с детства. Обычно до замужества они не выполняли тяжелой домашней работы, а только наблюдали. Мальчиков с детства приучали к труду в поле и к хозяйствованию.

Сквозь века

Сегодня науку особенно интересует феномен под названием «староверы». Кто они? Фото в материале показывает общины из разных уголков мира, но всех их объединяют глубокие семейные ценности.

Эти люди ведут закрытый образ жизни, редко дают интервью и считают, что сниматься на камеру является делом недобрым. Они считают, что фотографии отбирают божественную энергию, которая хранится в теле человека. Зато без чужой, необычной аппаратуры они добродушные, приветливые и приятные.

Многие семьи до сих пор живут без электроэнергии, интернета, их не интересуют кризис и дефолты. Раньше старообрядцы не пользовались деньгами, не покупали одежду, продукты, медикаменты и даже не кушали заморскую картошку. Они не посещают больниц, очень редко пользуются благами цивилизации.

Община живет по своим правилам. Первым садится за стол отец семейства. Все молятся. Покидают кухню все вместе. Мужчина не должен видеть, как готовится еда, поэтому дверь в комнату, где ее делают, завешивают тканью.

Ненужные ни церкви, ни государству, они сумели сохранить самобытность и духовность, которую им по наследству передали первые христиане Киевской Руси. Это люди, которые не знали таких пороков, как спиртное, табак и развлечения. Зато берегли науку старины. В их душах таится секрет прошлого.

На самом деле, , их обычаи и традиции далеки от ложных представлений о том, что “староверы – это те, кто до сих пор приносит жертвы Зевсу и Перуну”. Причиной раскола в свое время послужила реформа, которую решили провести царь Алексей Романов и патриарх Никон (Минин). Староверы и их отличие от православных началось с разницы в осенении крестным знамением. Реформа предлагала изменить двуперстие на трехперстие, упразднить земные поклоны, позднее реформа затронула все формы устава Церкви и порядка богослужения. Вплоть до эпохи правления Петра I в церковной жизни происходили изменения, которые староверы, ценившие старые обычаи и традиции восприняли как посягательство на традиционный и правильный, с их точки, зрения религиозный уклад.

Протопоп Аввакум призывал сохранить старую веру, в том числе, старообрядческий крест, и пострадать за “старую веру”, если потребуется. Не принимали реформу патриарха Никона и в Соловецком монастыре, насельники монастыря обратились к царю Алексею Романову с челобитной в защиту старой веры. Староверы в России сегодня – это последователи тех, кто в XVII веке не принял реформу.

Кто же такие староверы и, в чем их отличие от православных, в чем разница между двумя традициями?

Староверы сохранили позицию древней Церкви по поводу исповедания святой Троицы, воплощения Бога Слова, а также двух ипостасей Иисуса Христа. Старообрядческий крест представляет собой восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такие кресты встречаются и в Русской Православной Церкви, наряду с Сербской Церковью, поэтому считать старообрядческий крест исключительно старообрядческим все же нельзя. При этом на старообрядческом кресте нет изображения Распятия.

Староверы, их обычаи и традиции во многом пересекаются с традициями тех, кто отнесся к реформе благосклонно и принял ее. Староверы – это те, кто признает крещение погружением, каноническую иконопись… При этом для Богослужения используются лишь церковные книги, изданные до 1652 года, при патриархе Иосифе или ранее. Имя Христа в этих книгах пишется, как Исус, а не Иисус.

Образ жизни

Считается, что в быту староверы очень скромны и даже аскетичны, а их культура полна архаики. Многие староверы носят бороды, не употребляют спиртных напитков, учат старославянский язык, а некоторые носят в повседневной жизни традиционную одежду.

“Поповцы” и “Безпоповцы”

Чтобы узнать о староверах больше и понять, кто они надо знать также и то, что сами староверы делят себя на “поповцев” и “безпоповцев”. И, если “поповцы” признают трехчинную старообрядческую иерархию и таинства древней Церкви, то “безпоповцы” уверены – после реформы благочестивая церковная иерархия была утеряна, а потому многие таинства упразднились. Староверы-“безпоповцы” признают только два таинства и их главное отличие от православных заключается в том, что таинствами для них являются только Крещение и Исповедь, а разница между староверами-“безпоповцами” и староверами часовенного согласия заключается в том, что вторые также признают таинствами Евхаристию и Большое освящение воды.

В конце XX века “староверами” стали называть себя неоязычники, поэтому староверы в России сегодня – это не только противники реформы, но и сторонники различных религиозных объединений и сект. Тем не менее, неправильно полагать, что настоящие староверы, их обычаи и традиции каким-то образом связаны с язычеством.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»