Методическая разработка программа по развитию речи. Программа развития речи

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.

Современные программы развития речи имеют свою историю развития. Их истоки находятся в первых программных документах детского сада. Содержание и построение программ складывались постепенно. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчеркивалась необходимость связи содержания речи с современной действительностью. Основной акцент в программах 30-х гг. делался на работе с книгой и картинкой. С развитием педагогической науки и практики в программах появлялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем речевых умений и навыков, совершенствовалась структура.

В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художественных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной к школе группе (впервые выделенной в программе) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте». Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983 – 1984) по существу является основой разработки современного содержания обучения. В связи с этим дадим характеристику именно этой программы.

В ней учитывается своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, таким образом, связана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода: требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы. Характер речевых умений определяется особенностями содержания и организации каждого вида деятельности.

Например, в разделе «Игра» указывается на необходимость обучения детей правилам и нормам речевого общения, воспитания умений пользоваться речью при согласовании темы игры, распределении ролей, развитии ролевого взаимодействия, в театрализованных играх – разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихам, совершенствования исполнительских умений. В разделе «Трудовое воспитание» обращается внимание на умение называть предметы, их признаки, качества, трудовые действия. В обучении началам математики невозможно обойтись без усвоения названий формы, величины, пространственного расположения предметов, количественных и порядковых числительных.



Требования к коммуникативным умениям, культуре речевого общения изложены в разделе «Организация жизни и воспитание детей». Аналогично можно выделить содержание речевой работы и в других главах программы.

Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготовительной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык», поскольку именно в этом возрасте сообщаются некоторые лингвистические знания и у детей углубляется осознание явлений языка и речи.

Следует отметить, что в программных документах детского сада вплоть до 1983 – 1984 гг. задачи развития речи указывались вместе с задачами ознакомления с окружающей жизнью. Впервые в «Типовой программе» они даны отдельно друг от друга, «с учетом того, что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (выбор слова из синонимического ряда, использование выразительных средств, сравнений, определений, овладение элементами словообразования и словоизменения, развитие фонематического слуха и др.) не может быть обеспечено попутно при ознакомлении детей с окружающим, что оно требует организации специальных форм обучения (словесные дидактические игры, творческие задания, инсценировки, драматизации и др.) (Типовая программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддьякова. – М.,1984. – С. 5).

Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учреждений. Требования к разным сторонам речи отражают возрастные показатели развития речи. Значительно уточнены и конкретизированы задачи развития словаря (здесь больше внимания обращено на раскрытие смысловой стороны слова); более четко сформулированы задачи формирования грамматического строя речи; впервые выделены задачи развития навыков и умений словообразования и формирования синтаксического строя речи. Уточнена программа обучения рассказыванию, определена последовательность использования разных видов рассказывания и их взаимосвязь, задача развития связной речи вводится начиная со второй младшей группы. Определено содержание художественно-речевой деятельности детей.

В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей уровень правильной речи и уровень хорошей речи. Последнее наиболее ярко проявляется в старших группах.

В программе наблюдается тесная связь с программой работ по ознакомлению с окружающим (хотя они и представлены раздельно). Особенно это касается объема словаря. В словаре отражается содержание знаний об окружающем мире. Известно, что их основу составляет чувственный опыт детей. В связи с этим в программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы – подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Устанавливается преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах. Она проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку. Так, в работе над словом задачи усложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слова, наиболее подходящего для того или иного случая. В развитии связной речи – от пересказа коротких рассказов и сказок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность. Программа базируется на учете «сквозных» тенденций развития словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, связной речи.

Преемственность проявляется также в повторении отдельных требований в смежных группах с целью выработки прочных и устойчивых навыков и умений (употребление форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.).

Наряду с преемственностью в программе прослеживается и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.

Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые моменты, лежащие в основе формирования коммуникативно-речевых умений и навыков. В развитии словаря – это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи – отбор содержания высказывания, освоение способов соединения слов, предложений; в развитии диалогической речи – умений слушать и понимать собеседника, взаимодействовать с окружающими, участвовать в общем разговоре.

Особенностью программы является краткость изложения задач и требований. Воспитатель должен уметь конкретизировать общее требование с учетом индивидуальных особенностей детей.

На основе типовой программы были созданы программы воспитания и обучения в союзных республиках (ныне страны СНГ). В Российской Федерации также была разработана «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), утвержденная Министерством просвещения. В ней сохранялись принципиальные подходы к речевому развитию детей, основное содержание программных задач и последовательность их усложнения, структура. Вместе с тем была учтена специфика культурно-национальных условий России. В объяснительной записке к программе обращалось внимание на то, что «в национальных дошкольных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой ясельной группы обучают устной родной речи по программе, разработанной в автономной республике, крае, области, и со старшей группы – русской разговорной речи (2 занятия в неделю). В тех дошкольных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку (2 ч в неделю) по программе, разработанной на местах» (Программа воспитания и обучения в детском саду/Отв. ред. М. А. Васильева. – М., 1985. – С.6).

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова).

В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления: 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах – обучение чтению (Программа «Развитие». (Основные положения). – М., 1994.)

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фраза ми и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории (См.: Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 1994.)

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

Рабочая учебная программа «Развитие речи» по реализации ОО «Коммуникация» в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми 3 -7 лет

Срок реализации: 4 года
Содержание
1. Пояснительная записка.....................................3
2. Учебно-тематический план..................................6
2.1. II младшая группа (2 год обучения).........................7
2.2. Средняя группа (3 год обучения) ...........................9
2.3. Старшая группа (4 год обучения) ...........................11
2.4. Подготовительная группа (5 год обучения)...................13
3. Календарно-тематический план..............................16
3.1. II младшая группа.........................................33
3.2. Средняя группа............................................59
3.3. Старшая группа............................................90
3.4. Подготовительная группа..................................119
4. Требования к уровню подготовки воспитанников.............150
5. Критерии и методы оценки знаний и умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания программы..............................................152
6. Список используемой литературы...........................166
7. Список средств обучения..................................167
7.1. II младшая группа........................................172
7.2. Средняя группа...........................................179
7.3. Старшая группа...........................................184
7.4. Подготовительная группа..................................190

1. Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа по развитию речи детей 3-7 лет разработана для условий детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников, работающего по комплексной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.

Основная цель программы : ознакомление и приобщение детей 3 – 7 лет к развитию речи в условиях детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников.

Основные задачи :
способствовать развитию познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи
пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Сроки реализации программы 4 года:
второй год обучения-2 мл.группа (3-4 года)
третий год обучения- средняя группа (4-5 лет)

Четвертый год обучения –старшая группа(5-6 лет)
пятый год обучения -подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Количество занятий со 2 младшей группе по подготовительную группу – 36.

Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с возрастом детей: 2мл.гр.-15 мин., средняя гр.-20 мин., старшая гр.-25мин., подг.гр.-30мин.
Организация детской деятельности по развитию речи осуществляется на занятиях, развлечениях, мини викторинах.
Национально- региональный компонент реализуется на занятиях, начиная со 2 младшей группы (в соответствии с тематикой занятий) через использование коми фольклора, сказок, рисование иллюстраций.
Развитее речи осуществляется через проговаривание отдельных звуков, разучивания потешек, закличек, стихов, проговаривания скороговорок, перессказывание сказок и рассказов.

По каждому возрасту, программа предусматривает свои параметры знаний умений и навыков.

Задачи воспитания и развития детей младшей группы :
1. Стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми
2. Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
3. Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
4. Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.
5. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
6. Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
7. Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
8. Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.

Задачи воспитания и развития детей средней группы:
1. 1.Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ре¬бенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснитель¬ной речи.
2. Развивать ситуативно-деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности.
3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
4. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
5. Развивать умение чистого произношения сложных звуков род¬ного языка, правильного словопроизношения.
6. Развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
7. Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой; умение использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым.

Задачи воспитания и развития детей старшей группы :
1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
2. Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
3. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
4. Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
5. Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и добро¬желательно исправлять их.
6. Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.

Задачи воспитания и развития детей подготовительной группы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
2. Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности - метафоры, образные сравнения, олицетворения.
3. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
4. Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
5. Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

Данная программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Образовательная область «Коммуникация» позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач с другими областями. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Эффективность освоения детьми программы определяется в соответствии с промежуточными и итоговыми результатами освоения детьми содержания ОО «Коммуникация» раздела «Развиваем речь и коммуникативные способности детей».

Диагностический инструментарий освоения детьми ОО «Коммуникация» разработан на основе методических рекомендаций Н.Б. Вершинина «Комплексная диагностика уровней усвоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой». Диагностика проводится со 2 младшей группы (в конце учебного года) по подготовительную группу (в начале и в конце учебного года).

Список литературы:
1. Г.Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи. Первая младшая группа. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 160с.
2. Г. Я. Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа. Москва: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
3. Г. Я. Затулина Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Старшая группа». Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2007 – 167с.
4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Кн. для воспитателя дет. сада. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 111с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 144с.
6. Конспекты занятий по обучению пересказу Л. Лебедева (подготовительная группа)
7. Лебедева Л.В. - Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. М., Центр педагогического образования, 2009.
8. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Младшая и средняя группы. М.: Школьная Пресса, 2004. – 128с.
9. Развитее речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 144с.
10. Развитие речи. Тематическое планирование занятий. Авт. сост. В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007 – 238с. (подготовительная группа)
11. Т. М. Бондаренко - Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2005 – 666с.
12. Удивительные истории Л.Б. Белоусова. Детство-пресс. Год выпуска: 2003
13. ДМ № 3.1 «Детские забавы»
14. ДМ № 19

МБДОУ Детский сад № 3г. Бийск

«Рабочая программа по развитию речи в подготовительной группе»

В материале представлена рабочая программа для подготовительной группе детского сада по развитию речи.

Образовательная область «Речевое развитие»

Рабочая программа по дисциплине «Развитие речи» подготовительная к школе группа (6-7 лет) на 2016-2017 гг.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по дисциплине «Развитие речи» (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ Детский сад № 3», разработана с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой и охватывает следующие образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Содержание Программы включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Работа с воспитанниками направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирова­ние словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В подготовительной к школе группе Программой предусматривается психолого-педагогическая работа:

Развивающая речевая среда. Приучать детей - будущих школьни­ков - проявлять инициативу с целью получения новых знаний.

Совершенствовать речь как средство общения.

Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы на­учиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т. п.

Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать на­глядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим об­суждением с воспитателем и сверстниками.

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характе­ризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и де­лать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружа­ющих.

Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Помогать осваивать формы речевого этикета.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об ин­тересных фактах и событиях.

Приучать детей к самостоятельности суждений.

Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытово­го, природоведческого, обществоведческого словаря детей.

Побуждать детей интересоваться смыслом слова.

Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

Помогать детям осваивать выразительные средства языка.

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с ес­тественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с опре­деленным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, опреде­лять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласо­вании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилага­тельные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, ис­пользовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.).

Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и моно­логическую формы речи.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседни­ками, воспитывать культуру речевого общения.

Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать лите­ратурные тексты, драматизировать их.

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содер­жании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими образовательными областями:

  1. Познавательное развитие . Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  3. Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного).
  4. Физическое развитие. Развитие мелкой моторики обеих рук. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Тип программы: программа дошкольного образования.

Статус программы: рабочая программа по дисциплине «Развитие речи».

Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее – ООД).

Режим ООД:

Таблица ООД

Методы педагогической диагностики (мониторинг): наблюдение, беседа.

Характеристика возможных достижений ребенка:

  • Участвует в коллективном разговоре: задает вопросы, отвечает на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывает о факте, событии, явлении. Является доброжелательным собеседником, говорит спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользуется формулами словесной вежливости.
  • Употребляет синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Пересказывает и драматизировать небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Раздел 2. Календарно-тематическое планирование

Блок Месяц Тема недели Тема ООД Дата проведения Кол-во часов Программные задачи Учебно-методический комплекс
День знаний Сентябрь 1. День знаний. Мы будущие первоклассники. 1
2.Любимый детский сад. Что нас окружает? 1
3.Детский сад. Кто встречает нас в детском саду? Труд взрослых. Подготовишки 1 Побеседовать с детьми, о том как теперь называется их группа и почему, выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания. 1,14
Осень

Октябрь

4.Осенняя пора. Лес осенью. Сегодня так светло кругом! 1 Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. 1, 31
1.Что нам осень подарила? Труд людей осенью. Пересказ рассказа В. Сухомлинского

«Яблоко и рассвет»

1 Совершенствовать умение пересказывать и составлять план рассказа. 1, 34
2.Домашние животные и птицы. Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» 1 Познакомить детей со сказкой К. Ушинского « Слепая лошадь». 1, 45
Мой город. Моя страна. Моя планета. 3.Мой родной край. Город Бийск. Составление рассказа по картине «В школу» 1 У чить детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка,

кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

2, 135
4.Транспорт. Безопасность на улице. Беседа о А. Пушкине 1 Рассказать о великом русском поэте, вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта. 1, 21
День народного единства. Ноябрь 1.Я человек. Мои права. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 1 Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования.

Развивать творческое воображение.

2, 165
2.Родная страна. Символы России. Заучивание стихотворения З. Александровой « Родина» 1 Помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить поизведение. 1, 74
3.Родная страна. Москва – столица нашей Родины. Чтение сказки А. Ремизова « хлебный голос» 1 Познакомить детей со сказкой, выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствование умений детей воспроизводить последовательность слов в предложении. 1, 28
4.Моя семья. День матери. Работа с сюжетной картиной 1 Выяснить, как дети освоили умение озаглавливать картину и составлять план рассказа. 1, 20
Новый год Декабрь 1.Зима. Зимушка-зима. Здравствуй, гостья – зима! 1 Познакомить детей со стихотворениями о зиме. 1, 52
2.Зима. Зимующие птицы, животные зимой. Лохматые и крылатые 1 Продолжать учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных и птицах. 1,67
3.Электроприборы. Пожарная безопасность. Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» 1 Познакомить детей со сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». 1, 37
4.Новогодний праздник. Новогодние встречи 1 Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников. 1, 50
Зима Январь

Февраль

1.Неделя здоровья. Составление рассказа по картинам «Не боимся мы мороза» 1 Учить рассказывать по картине,не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Знакомить с многозначностью слов. 2, 163
2.Зимние забавы. Спорт Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 1 Учить отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности. Активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Развивать творческие способности, фантазию, память.

Воспитывать доброе отношение друг к другу.

2, 175
3.Одежда, головные уборы, обувь. Произведения Н. Носова 1 Вспомнить с детьми рассказы Н.Носова, любимые эпизоды из книги « Приключения Незнайки и его друзей». 1, 50
1.Животные и птицы Севера и жарких стран. Пересказ сказки «Лиса и козёл» 1 Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах». 1, 72
День защитника Отечества 2.Профессии пап. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 1 Учить составлять коллективный рассказ-описание. Учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательным наклонении.

Развивать творчество, воображение, память.

Воспитывать умение слушать, не перебивая товарищей.

2, 203
3.Родная страна. Наша Армия. Вот такая история. 1 Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта. 1, 27
Международный женский день

Март

4.Предметы ближайшего

окружения. Мебель, посуда.

Тяпа и Топ сварили компот. 1 Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. 1, 44
1.Международный женский Составление текста- поздравления 1 Учить составлять текст-поздравление.

Закрепить правильное произношение звуков «с», «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес детей к слову.

2, 196
2.Профессии мам. Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок» 1 Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные рассказы и познакомить с новым. 1, 43
Народная культура и традиции 3.Народная культура и традиции. Небылицы – перевертыши 1 Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желания сочинять свои. 1, 29
4.Мой край. Культура и традиции. Русские народные сказки 1 Выяснить, знают ли дети русские народные сказки. 1, 26
5.Неделя детской книги. Международный день театра. Сочинение сказки на заданную тему 1 Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра.

Давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование.

Учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Развивать память, наблюдательность.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

2, 196
Весна Апрель 1.Весна. Пробуждение природы. Весна идет, весне дорогу! 1 Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. 1, 65
2.Весна. Прилет птиц, животные весной. Описание пейзажной картины 1 Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом.

Тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.

Учить придумывать предложения и поизносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.

Развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного.

Воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.

2, 201
День Победы 3.Планета. Космос. День космонавтики. На лесной поляне 1 Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь. 1, 29
4.Подводный мир. Мир растений. Красная книга. Подводный мир 1 Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему. 1, 37
1.Родная страна. День победы. Для чего нужны стихи 1 Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят. 1, 18
До свидания, детский сад. Здравствуй школа. 2.Насекомые. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 1 Донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.

Учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

Давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса.

Развивать логическое мышление, сообразительность.

Воспитывать чувство прекрасного.

2, 206
3.Лето. 1
4.До свидания, детский сад. Здравствуй школа! 1

Раздел 3. Учебно-методический комплекс

3.1. Методические пособия

  1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа.

3.2. Электронные образовательные ресурсы

  1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

3.3. Рабочие тетради

Дарья Денисова, Юрий Дорожин. Развитие речи у дошколь­ников. Подготовительная к школе группа.

3.4. Наглядно-дидактические пособия

Плакаты: «Алфавит»

Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы. Глаголы»; «Антони­мы. Прилагательные»; «Говори правильно»; «Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один - много»; «Словообразование»; «Уда­рение».

Современные программы развития речи


Введение

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.

Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов.


История развития современных программ

речевой ребенок творческий способность

Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в центре внимания философов и психологов (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.). Такие крупнейшие психологи ХХ века, как Л.С. Выготский и Ж. Пиаже, посвятили свои самые важные исследования именно проблеме взаимосвязи детской речи и мышления. Их дискуссия о речи и мышлении ребенка остается в психологии до сих пор актуальной.

Бельгийский ученый, Ж. Пиаже, считал, что речь и мышление ребенка идентичны и развиваются параллельно друг другу. А Л.С. Выготский доказывал, что речь и мышление не могут быть идентичными, поскольку имеют разные генетические корни и по-разному развиваются, а их слияние происходит только на четвертом году жизни. Эти полярные взгляды до сих пор находят своих приверженцев и критиков.

Благодаря широкому диапазону выполняемых функций, язык и речь выступают предметом изучения разных наук. Язык и процесс развития речи детей изучаются на философском (методологическом) уровне, анатомо-физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом, лингвистическом, социальном и, конечно, на педагогическом уровнях.

К настоящему времени наработана достаточная теоретическая база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека, для понимания особенностей развития речи в онтогенезе. На основе исследований работ целой плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и многие др.) сформулированы закономерности развития речи детей и обучения их родному языку.

Одно из важнейших положений касается того, что ни одна из ведущих психических функций не развивается без связи с языком. А с другой стороны, без опоры на высшие психические функции не развивается и речь. Все они питают друг друга, поддерживают и обогащают. А язык и речь, как уже было сказано, находится в центре всех этих линий психического развития. Наибольшая связь речи обнаруживается с мышлением.

Важнейшим для методики развития речи является утверждение Л.С. Выготского о том, что сущность развития ребенка – это процесс его постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение "орудиями ума", т.е. словами-понятиями, формирующими человеческое сознание. Ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь "очки" человеческой культуры, через понятия, слова. Речь, таким образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления, полученные чувственным путем.

Для педагогов и психологов речь является своеобразным "рентгеновским аппаратом", высвечивающим своеобразие становления не только детского мышления, сознания и самосознания. Единство интеллектуальной деятельности (мышления) и речи подчеркивалось в работах и других психологов и лингвистов. Взаимосвязь процессов развития речи и мышления – важнейшее методологическое положение теории речевого образования. Язык – это орудие мышления и познания, средство выражения мысли. Речь – способ формулирования мысли посредством языка. И хотя мышление и речь не являются тождественными понятиями, оба они образуют сложное диалектическое единство, лежащее в основе интеллектуального развития ребенка.

Я, психики, но и адаптированности к социуму. Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только психическое развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. Особенно ярко эта особенность речи проявляется в речевом общении, в диалогической речи.

До недавнего времени в традиционной методике сохранялось положение о том, что в дошкольном детстве родной язык осваивается только путем подражания. Но уже в работах К.Д. Ушинского отмечалось, что речевые навыки усваиваются детьми благодаря наблюдению за языком и собственной практике в языке. И в современных концепциях речевого развития детей подчеркивается, что усвоение родного языка ребенком предполагает не только заимствование готовых форм, но и их творческую переработку, поиск связей, обобщение отношений между наблюдаемыми элементами языка и создание собственных речевых конструкций.

Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.

Для теории и практики дошкольного образования одной из важнейших задач является разработка эффективных технологий речевого развития детей, адекватных их возрасту и отвечающих основным требованиям, имеющих непосредственное отношение к данной проблеме. Многочисленные исследования посвящены изучению вопросов, связанных с развитием разных сторон речи детей. Упорядочить обзор этих исследований помогут направления в изучении психолого-педагогических проблем речевого развития, выделенные сотрудниками лаборатории развития речи. И хотя выделенные направления классифицировали, в первую очередь, исследования сотрудников, аспирантов и соискателей данной лаборатории, их в полной мере можно использовать для систематизации всех исследований, посвященных проблемам речевого развития дошкольников.

Первое направление, структурное, рассматривает и изучает вопросы фонетического, лексического и грамматического аспектов речи детей. В рамках данного направления могут быть включены исследования, посвященные поиску теоретического обоснования различных систем и технологий, а именно:

Технологий словарной работы с детьми дошкольного возраста (Г.Н. Бавыкина, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, А.И. Лаврентьева, В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, Г.М. Лямина, Л.А. Пеньевская, А.А. Смага, Е.М. Струнина, В.И. Яшина и др.);

Технологий развития грамматических умений детей: синтаксических, морфологических, словообразовательных (Ф.А. Сохин, А.Г. Арушанова, Н.А. Костандян, Г.И. Николчайчук, Л.А. Колунова, Э.А. Федеравичене, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович, В.И. Ядэшко и др.);

Технологий воспитания звуковой культуры речи детей (М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Н.С. Карпинская, Е.И. Радина М.Е. Хватцев, Н.Х. Швачкин, М.Ф. Фомичева и др.).

Второе направление, функциональное, посвящено исследованию вопросов, связанных с формированием навыков использования языка в его коммуникативной функции: развитие связной речи. В данную группу исследований относятся работы, изучающие:

Вопросы обучения детей монологической речи (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, Л.В. Ворошнина, Н.В. Гавриш, Т.И. Гризик, А.А. Зрожевская, Э.П. Короткова, А.В. Колосовская, Н.И. Кузина, Н.А. Орланова, Н.Г. Смольникова, Н.В. Смирнова, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина и многие др.);

Вопросы, связанные с развитием диалогической речи детей (А.Г. Арушанова, Л.Ф. Артеменкова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванова, Е.С. Рычагова, А.А. Соколова, Н.К. Усольцева, И.С. Назметдинова, А.К. Чулкова).

Третье направление, когнитивное, включает исследования, связанные с развитием у детей способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи. Костяк исследований данного направления составили работы, проведенные в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина в 70-80 годы ХХ века и под руководством О.С. Ушаковой в последующие десятилетия. Эти исследования доказали, что элементарное осознание языковых явлений являются основой для речевого развития детей, а в основе обучения родному языку лежит формирование у детей способности ориентироваться в языковой действительности. Это позволяет переводить речевые навыки из непроизвольного плана в план произвольный, что обеспечивает творческий характер речи и тенденцию к ее саморазвитию.

В связи с вышесказанным представляется необходимым уточнить термины "развитие речи" и "обучение родному языку". Ф.А. Сохин замечал, что формулировка "обучение родному языку" часто вызывает протест как школьных, так и дошкольных педагогов, которые под этим обучением понимают только обучение теории языка. Но в данном случае, по мнению ученого, следует говорить не об учебном предмете, а о предмете усвоения. В таком случае можно и нужно говорить как о развитии речи дошкольников, так и об обучении их языку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи. Развитие речи – это формирование речевых навыков и умений, а обучение языку – это развитие элементарного осознания языковых и речевых явлений.

Задачи развития речи реализуются в программе, кото­рая определяет объем речевых навыков и умений, требова­ния к речи детей в разных возрастных группах.

Современные программы развития речи имеют свою ис­торию развития. Их истоки находятся в первых программ­ных документах детского сада. Содержание и построение программ складывались постепенно. В первых программах задачи развития речи носили общий характер, подчерки­валась необходимость связи содержания речи с современ­ной действительностью. Основной акцент в программах 30-х гг. делался на работе с книгой и картинкой. С развити­ем педагогической науки и практики в программах появ­лялись новые задачи, уточнялся и дополнялся объем рече­вых умений и навыков, совершенствовалась структура.

В 1962 г. впервые была создана «Программа воспитания в детском саду», в которой определены задачи речевого развития детей от двух месяцев до семи лет. В отличие от ранее издаваемых «Руководств для воспитателя детского сада» программные требования отделены от методических указаний, значительно пересмотрен репертуар художествен­ных произведений для чтения и рассказывания детям. В подготовительной к школе группе (впервые выделенной в программе) предусмотрена подготовка детей к обучению грамоте.«Типовая программа воспитания и обу­чения в детском саду» (1983 - 1984) по существу является основой разработки современного содержания обучения. В связи с этим дадим характеристику именно этой программы.

В ней учитывается своеобразие природы речевой деятель­ности, которая «обслуживает» все виды деятельности и, та­ким образом, связана со всей жизнедеятельностью ребенка. В связи с этим программа развития речи построена на основе деятельностного подхода : требования к речевым навыкам и умениям отражаются во всех разделах и главах программы. Характер речевых умений определяется особенностями со­держания и организации каждого вида деятельности.

Например, и разделе «Игра» указывается на необходимость обучения детей правилам и нормам речевого общения, воспитании умений пользо­ваться речью при согласовании темы игры, распределении ролей, раз­витии ролевого взаимодействия, в театрализованных играх - разыгры­вать сценки по знакомым сказкам, стихам, совершенствования испол­нительских умений. В разделе «Трудовое воспитание» обращается внима­ние на умение называть предметы, их признаки, качества, трудовые дей­ствия. В обучении началам математики невозможно обойтись без усвое­ния названий формы, величины, пространственного расположения пред­метов, количественных и порядковых числительных.

Требования к коммуникативным умениям, культуре речевого обще­ния изложены в разделе «Организация жизни и воспитание детей». Ана­логично можно выделить содержание речевой работы и в других главах программы.

Самостоятельная глава «Развитие речи» выделяется в разделе «Обучение на занятиях», а в старшей и подготови­тельной к школе группах и в разделе «Организация жизни и воспитание детей». В подготовительной к школе группе требования к речевому развитию детей отражены в главе «Родной язык», поскольку именно в этом возрасте сооб­щаются некоторые лингвистические знания и у детей уг­лубляется осознание явлений языка и речи.

Следует отметить, что в программных документах детс­кого сада вплоть до 1983 - 1984 гг. задачи развития речи указывались вместе с задачами ознакомления с окружаю­щей жизнью. Впервые в «Типовой программе» они даны отдельно друг от друга, «с учетом того, что формирование большинства собственно языковых навыков и умений (вы­бор слова из синонимического ряда, использование выра­зительных средств, сравнений, определений, овладение элементами словообразования и словоизменения, разви­тие фонематического слуха и др.) не может быть обеспече­но попутно при ознакомлении детей с окружающим, что оно требует организации специальных форм обучения (сло­весные дидактические игры, творческие задания, инсце­нировки, драматизации и др.)» 1 .

Программа детского сада разработана с учетом научных данных о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста и опыта работы дошкольных учрежде­ний. Требования к разным сторонам речи отражают возра­стные показатели развития речи. Значительно уточнены и конкретизированы задачи развития словаря (здесь больше внимания обращено на раскрытие смысловой стороны сло­ва); более четко сформулированы задачи формирования грамматического строя речи; впервые выделены задачи раз­вития навыков и умений словообразования и формирова­ния синтаксического строя речи. Уточнена программа обу­чения рассказыванию, определена последовательность ис­пользования разных видов рассказывания и их взаимосвязь, задача развития связной речи вводится начиная со второй младшей группы. Определено содержание художественно-речевой деятельности детей.

В целом можно сказать, что в этой программе сделана попытка отразить в требованиях к речи детей уровень пра­вильной речи и уровень хорошей речи. Последнее наиболее ярко проявляется в старших группах.

В программе наблюдается тесная связь с программой работ по ознакомлению с окружающим (хотя они и представлены раздельно). Особенно это касается объема словаря. В словаре отражается содержание знаний об окружающем мире. Из­вестно, что их основу составляет чувственный опыт детей. В связи с этим в программе отчетливо прослеживается идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.

Большинство задач развития речи ставится во всех воз­растных группах, однако их содержание имеет свою спе­цифику, которая определяется возрастными особен­ностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произноси­тельной стороны речи. Начиная со средней группы веду­щими становятся задачи развития связной речи и воспита­ния всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных выс­казываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вво­дится новый раздел работы - подготовка к обучению гра­моте и обучение грамоте.

Устанавливается преемственность в содержании ре­чевого воспитания в возрастных группах. Она проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обуче­ния родному языку. Так, в работе над словом задачи ус­ложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слома, наиболее под­ходящего для того или иного случая. В развитии связной речи - от пересказа коротких рассказом и сказок до со­ставления связных высказываний разных ТИПОВсначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность. Программа базируется на учете «сквозных» тенденций раз­вития словаря, грамматического строя, фонетической сто­роны речи, связной речи.

Преемственность проявляется также и повторении от­дельных требований в смежных группах с целью выработ­ки прочных и устойчивых навыков и умений (употребле­ние форм речевого этикета, последовательное и логичное построение связных высказываний и др.).

Наряду с преемственностью в программе прослежива­ется перспективность развития речи детей. Это озна­чает, что на каждом этапе обучения закладываются осно­вы того, что будет развито на последующем этапе.

Программа детского сада создает перспективы для раз­вития детей в школе..Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах." В детском саду формируются такие качества уст­ной речи, которые получают дальнейшее развитие в пер­вом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользо­ваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

Внутри каждой задачи выделяются стержневые момен­ты, лежащие в основе формирования коммуникативно-ре­чевых умений и навыков. В развитии словаря - это работа над смысловой стороной слова, в монологической речи - отбор содержания высказывания, освоение способов со­единения слов, предложений; в развитии диалогической речи - умений слушать и понимать собеседника, взаимо­действовать с окружающими, участвовать в общем разго­воре.

Особенностью программы является краткость изложе­ния задач и требований. Воспитатель должен уметь конкре­тизировать общее требование с учетом индивидуальных особенностей детей.

На основе типовой программы были созданы програм­мы воспитания и обучения в союзных республиках (ныне страны СНГ). В Российской Федерации также была разработана «Программа воспитания и обучения в детском саду» (1985), утвержденная Министерством просвещения. В ней сохранялись принципиальные подходы к речевому разви­тию детей, основное содержание программных задач и последовательность их усложнения, структура. Вместе с тем была учтена специфика культурно-национальных условий России. В объяснительной записке к программе обращалось внимание на то, что «в национальных дошкольных учреж­дениях, где работа ведется на родном языке, детей с пер­вой ясельной группы обучают устной родной речи по про­грамме, разработанной в автономной республике, крае, области, и со старшей группы - русской разговорной речи (2 занятия в неделю). В тех дошкольных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на рус­ском языке, со старшей группы вводится обучение родно­му языку (2 ч в неделю) по программе, разработанной на местах» 1 .

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные програм­мы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Про­грамма развития речи детей дошкольного возраста в детс­ком саду» (О. С. Ушакова).

В программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требова­ния к речевому развитию детей, выделяются общеприня­тые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связ­ная речь, художественная литература.» Одним из важней­ших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды. Большое место отводится раз­витию диалогической речи посредством общения воспита­теля с детьми, детей друг с другом во всех сферах совмест­ной деятельности и на специальных занятиях. Тщательно подобран литературный репертуар для чтения, рассказы­вания детям и заучивания наизусть.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие ум­ственных способностей и творчества детей. Занятия по раз­витию речи и ознакомлению с художественной литературой включают » себя три основных направления: 1) озна­комление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые имп­ровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой дея­тельности (средства художественной выразительности, раз­витие звуковой стороны речи); 3) развитие познаватель­ных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторона­ми речи происходит в контексте ознакомления с художе­ственными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого раз­вития. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и под­готовительной группах - обучение чтению 1 .

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развива­ем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделя­ющихся задач: развитие связной речи, словаря, граммати­ческого строя, воспитание звуковой культуры речи. Про­грамму отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных гла­вок) и содержательно определены речевые умения в раз­ных видах деятельности.

«Программа развития речи детей дошкольного возра­ста в детском саду» подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, В ней раскрываются теорети­ческие основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Программа базируется на комп­лексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаи­мосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Внутри каждой задачи выделяются приори­тетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на фор­мировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по воз­растным группам. Этому материалу предшествует характе­ристика речевого развития детей. Программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, раз­работанную ранее в той же лаборатории 1 .

В условиях возможности выбора разных программ клю­чевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей. Особое вни­мание следует обращать на то, как обеспечивается разви­тие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспи­тания личности.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»