Малоподвижные игры для старшей группы детского сада. Картотека. Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Описание : данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Цель : развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование : легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры : Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Цель : развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование : шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование : искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Цель : развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование : коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

6."Горячий чай"

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование : стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!

7. "Снег кружится, летает, летает"

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры : Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры : Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

Горелки

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

Другой из этой пары становится водящим.

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

Весёлые ребята

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку - несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три - лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок - дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

Космонавты

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.

Совушка

Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.

По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков.

Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

Рыбак и рыбки

Воспитатель стоит в центре круга, держит скакалку за один конец - это удочка, дети - рыбки. Проводя скакалкой по полу, кружась, - «ловит» рыбку. Чтобы не быть пойманными, рыбки подпрыгивают, когда приближается скакалка. Кто не успел подпрыгнуть, тот пойман и выходит из игры.

Найди своё место

Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д.

Летает- не летает

Дети свободно передвигаются по комнате: бегом, вприпрыжку, кружась. Ведущий называет любые слова (рыба, самолёт, дерево …). Если то, что названо, может летать, дети имитируют полёт; если то, что названо, может плавать - имитируют плавание; если не плавает, не летает - то дети останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

Чьё звено скорее соберётся

У детей разноцветные и разные по величине геометрические фигуры. В разных местах группы размещены символы. Дети должны определить своё место (по цвету и размеру).

Западня

Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний - в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подаёт следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.

Стоп

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце, спиной к играющим, становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» пока водящий произносит эти слова, все играющие становятся как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успел оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

Карась и щука

На одной стороне площадки находятся «караси», на середине - «щука». По сигналу «караси» перебегают на другую сторону. «Щука» ловит их. Пойманные «караси» (четыре, пять) берутся за руки и. встав поперёк площадки, образуют сеть. Теперь «караси» должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). «Щука» стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных «карасей» будет 8-10, они образуют «корзины» - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. «Щука» занимает место перед корзиной и ловит «карасей».

Когда пойманных «карасей» станет больше, чем не пойманных, играющие образуют коридор из пойманных «карасей», через который пробегают не пойманные. «Щука», находящаяся у выхода ловит их. Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и вручают роль новой «щуки».

Змейка

Эй-ка, эй-ка,

Голубая змейка!

Объявись, покажись,

Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды(кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

Хороводная игра Зайка

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот морковку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Хороводная игра Огуречик

Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:

Огуречик, огуречик,

Ты совсем как человечек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.

Курица и цыплята

Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники - её дети-цыплятки.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:

Вышла курица-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Смелые мышки

Выбирается водящий. Он будет котом. Мышки становятся на противоположной стороне комнаты от кота, который сидит на стульчике. Дети-мыши медленно передвигаются по направлению к коту во время следующих слов:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)

Вдруг раздался странный звон …

Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот.

Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры: «Я бу­ду называть предметы и спрашивать «летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете ру­ки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант». Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» - и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Краски

Цель игры. Развивать у детей слуховое внимание, I быстроту мышления.

Ход игры. Для этой игры надо выбрать хозяина красок и отгадчика Сеньку Попова. Все остальные будут красками.

Сенька Попов отходит в сторону, а хозяин и краски тихонько сговариваются, кто будет какой краской. Назва­ние краскам дает хозяин, или они сами себе выбирают название. Нельзя, чтобы были две одинаковые краски. Хозяин должен хорошо запомнить, кто из играющих ка­кая краска. Когда цвета распределены, краски и хозяин присаживаются на корточки и делают вид, что засыпают. Тут приходит Сенька Попов. Подходит, стучит несколько раз в дверь и говорит:

Тук, тук!

Хозяин просыпается, встает и спрашивает:

Кто там?

Сенька Попов!

За чем пришел?

За краской!

За какой?

За синей!

Если такого цвета среди красок нет, хозяин говорит:

Такой у нас нет!

А все краски хлопают в ладоши и приговаривают:

Пойди по синенькой дорожке,

Найдешь синие сапожки,

Поноси, поноси,

И нам принеси!

Сенька уходит в сторону, потом снова возвращается и ведет с хозяином прежний разговор.

Если краска, которую просит Сенька, есть, он уво­дит ее в дом, а потом снова возвращается к хозяину за другой краской. Когда Сенька уведет от хозяина все краски, игра кончается.

Семья

Цель игры. Развивать слуховое внимание детей, быстроту реакции на слово.

Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каж­дый играющий получает в этом рассказе роль. Если рас­сказывается, например, о поездке семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка, по­езд, чемодан, билет и т. д.


Как только роль в рассказе названа, ребенок встает, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовре­мя, то должен стать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа еще раз. Услышав, ребенок должен кивнуть, потом он может сесть.

Вначале нужно рассказывать медленно, в определен­ных местах делать небольшие паузы. Игру можно услож­нить, если рассказывать быстрее и одну и ту же роль на­зывать чаще. В этом случае ребенок должен быть особен­но внимательным.

Примечание. По типу этой игры можно проводить и другие игры, например: детям даются названия различ­ных цветов, фруктов. В свой рассказ воспитатель вклю­чает их названия, а дети, выполняющие роли цветов, фруктов, встают, как только их роль будет названа, мо­гут покружиться и т. д.

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, воспитывать выдержку, чувство юмора.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во время рассказа, вы скажете слова «и я», если эти слова подходят по смыслу. Если же они н е подходят по смыслу, произносить их не надо. Кто про­изнесет, тот заплатит фант».

Воспитатель начинает: «Иду я однажды к реке...» Дети: «И я».

Рву цветы, ягоды...

По дороге попадается мне наседка с цыплятами. (Дети молчат.)

Они клюют зернышки... (Дети молчат.)

Гуляют на зеленой полянке.

Вдруг налетел коршун. (Дети молчат,)

Цыплята и наседка испугались... (Дети молчат.)

И убежали.

Если кто-нибудь не вовремя произнесет слова «и я», это вызовет смех у детей, а ребенок, поспешивший с отве­том, заплатит фант.

Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие рассказы и выполнять роль веду­щего.

Игра «Летает - не летает»

Описание: Дети должны отвечать и выполнять движе­ния в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, спо­собного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как она это делает, - разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воро­бей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…

Эта игра проводиться на выбывание. Кто ошибается садиться за стол. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.

    Упражнение «Найди предмет по заданным признакам» (развитие пространственных представлений и восприятие цвета и формы)

Оборудование:

Описание:

    Работа в тетрадях

Оборудование:

Описание:

(Приложение 13)

    Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики)

«Птицы»

Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Это птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это дятел, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

Описание: дети, по-очереди загибают пальцы в кулачек. В конце быстро разжимают пальцы.

    Упражнение «Найди недостающий предмет»

Оборудование: карточки (Приложение 11)

Описание: психолог показывает серию картинок. Дети должны назвать, какого предмета там не достает, и объяснить почему.

    Рефлексия.

Описание:

Занятие 10

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, развитие слуховой памяти, расширение словарного запаса.

    Игра – разминка «Птицы» (развитие слуховой памяти)

Оборудование: мяч.

Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какую-нибудь птицу и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала называет птицу, которую назвал психолог, затем сам называет любую птицу, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.

    Игра «Назови как можно больше слов на букву П» (расширение словарного запаса)

Оборудование: мяч.

Описание: П

    Корректурная проба (развитие концентрации внимания)

Оборудование: Бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 2), цветные карандаши.

Описание: Дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают какую-то картинку. Время выполнения задания 5 минут.

Примечание: Необходимо перед выполнением задания договориться с детьми, какую картинку на этом занятии они будут раскрашивать. (Например, сегодня мы будем искать и зачеркивать красным карандашом всех хрюшек которые улыбаются. На следующем занятии можно зачеркивать всех грустных хрюшек синим карандашом и т.д.).

    Пальчиковая гимнастика

«Птицы»

Пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек стайка

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Это птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это дятел, это стриж,

Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам!

Описание: дети, по-очереди загибают пальцы в кулачек. В конце быстро разжимают пальцы.

    Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

(Приложение 13)

    Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) (см. занятие 6)

7. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование:

Описание:

Примечание:

8. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 11

1. Игра – разминка «Цветы»

Оборудование: мяч.

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какой-то цветок и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям цветы не будут названы.

2.Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (см. занятие 10)

3. Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания) (см.занятие 6)

4. Игра «Какое что бывает»

Описание: Психолог задает детям вопросы. Дети должны найти как можно больше ответов на каждый вопрос.

Вопросы:

Что бывает высоким?

Что бывает длинный (коротким)?

Что бывает широким (узким)?

Что бывает круглым (квадратным)?

5. Пальчиковая гимнастика (см. занятие 1)

Мальчик-пальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

6. Игра «Бывает - не бывает» (развитие воображения, внимания).

Описание: Психолог говорит предложения. Если то, о чем говориться в предложении – бывает, дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

Предложения:

«Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится.

Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».

7. Работа в тетрадях

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

(Приложение 13)

8. Упр. «Геометрические фигуры» (Приложение 5)

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами (Приложение 5)

Описание: У каждого ребенка на столе лежит карточка с геометрическими фигурами. Психолог загадывает какую-то фигуру, а дети должны отгадать, где она находиться. Например, какая фигура находится в верхнем ряду, вторая слева? И т.д.

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 12

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Цветы» (развитие слуховой памяти)

Оборудование: мяч.

Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какой-нибудь цветок и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала называет цветок, который назвал психолог, затем сам называет то дикое животное, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.

2. Слова на букву «С» .

Оборудование: мяч.

Описание: Психолог бросает мяч ребенку, стоящему справа от него. Ребенок должен поймать мяч и назвать любое слово, начинающееся на букву «С » и вернуть мяч психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку и т.д. Эта игра проводиться на выбывание. Кто не может вспомнить и назвать больше слов – выбывает из игры. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.

    Упражнение «Третий лишний»

Описание: Психолог называет первые три слова. Дети должны определить лишнее слово, назвать и объяснить свой ответ.

    Молоко, сок, хлеб

    Машина, лошадь, трамвай

    Шапка, платок, сапоги

    Роза, береза, елка

    Дождь, снег, река

    Врач, турист, шофер

    Тень, солнце, планета

    Мороз, вьюга, январь

    Камень, глина, стекло

    Дверь, ковер, окно

    Море, река, бассейн

4.Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

(см. занятие 10)

    Пальчиковая гимнастика.

Описание: Психолог показывает детям, как при помощи пальцев рук можно изображать фигуры. Дети повторяют за психологом различные фигуры. «Собачка», «Голубь», «Зайчик» и др.

6. Работа в тетрадях

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

(Приложение 13)

7. Игра «Сесть - встать»

Описание: дети встают около своих стульчиков и выполняют команды, которые говорит и показывает психолог. Сесть – дети садятся, встать – дети встают. Психолог называет и выполняет все команды вместе с детьми, но при этом специально ошибается. Задача детей внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог.

8. Упр. «Геометрические фигуры» (см. занятие 11) (Приложение 5)

9.Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 13

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Транспорт» (расширение словарного запаса)

Оборудование: мяч.

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает мяч первому ребенку, который, поймав мяч должен назвать какой-то вид транспорта и бросить мяч обратно психологу. Далее психолог бросает мяч следующему ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все известные детям виды транспорта не будут названы.

2. Загадка

Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом (самолет)

3. Корректурная проба

(см. занятие 10)

4.Пальчиковая гимнастика. (см. занятие 12)

5. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

    Игра «Нос – пол - потолок» (развитие внимания)

(см. занятие 6)

    Выкладывание по образцу из бумаги (Приложение 6)

Оборудование: образец узора (Приложение 6), набор геометрических фигур, необходимый для выкладывания узора (для каждого ребенка)

Описание: дети на столе выкладывают узор из бумаги.

Примечание: Набор геометрических фигур можно сделать из плотной бумаги, размер должен соответствовать образцу.

8. Упр. «Геометрические фигуры» (Приложение 5)

Оборудование: карточка с геометрическими фигурами (Приложение 5)

Описание: У каждого ребенка на столе лежит карточка с геометрическими фигурами. Психолог загадывает какую-то фигуру, а дети должны отгадать, где она находиться. Например, какая фигура находится в верхнем ряду, вторая слева? И т.д.

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 14

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1. Игра – разминка «Транспорт» (развитие слуховой памяти)

Оборудование: мяч.

Описание: дети садятся в круг. Психолог называет какой-нибудь вид транспорта и передает мяч первому ребенку. Ребенок сначала повторяет тот транспорт, который назвал психолог, затем сам называет тот вид транспорта, которой он знает и передает мяч следующему ребенку и т.д.

2. Отгадай предмет по описанию.

Описание: психолог называет признаки предмета. Дети должны догадаться, о каком предмете идет речь, и назвать предмет.

    Четыре ноги, спинка, сиденье (стул)

    Цифры, стрелки (часы)

    Буквы, картинки, листы (книга)

    Ствол, ветки, листья (дерево)

    Корень, стебель, листья, лепестки (цветок)

    Экран, кнопки, электрический шнур, пульт (телевизор)

    Носик, ручка, крышка, электрический шнур (чайник)

    Лапы, хвост, ошейник (собака)

    Лапы, хвост, хобот (слон)

3. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

Оборудование:

Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают одной чертой какую-то букву (например, к). Время выполнения задания 5 минут.

Примечание: На следующем занятии дети будут искать, и зачеркивать другую букву и т.д..

4. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики)

«Кулак, ладонь, ребро»

Сначала упражнение выполняется правой, потом левой, а затем двумя руками одновременно.

5. Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

(см. занятие 10)

6. Игра «Что изменилось» (развитие памяти и внимания)

Оборудование: 6-8 игрушек.

Описание: на столе лежат игрушки. Дети запоминают их расположение на столе. Затем дети отворачиваются, а психолог переставляет несколько игрушек. Задача детей отгадать, что изменилось и положить игрушки на свои места.

7. Упр. «Найди лишнее» (развитие мышления)

Оборудование: карточка (Приложение 10).

Описание: Психолог показывает карточку, на которой изображено несколько предметов. Дети должны догадаться, какой предмет лишний и объяснить свой ответ.

8. Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование:

Описание:

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 15

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, расширение словарного запаса.

1.«10 слов» (развитие слуховой памяти)

Описание: Психолог называет 10 слов, дети должны постараться запомнить как можно больше слов и затем повторить слова, которые запомнили. Затем психолог спрашивает, что общего у этих слов (все эти слова начинаются на букву «С»)

Слова: Сосна, сапоги, свисток, свекла, свитер, скатерть, снег, свеча, сосулька, сметана.

2. Слова на букву «С»

(См. занятие 12.)

3. Игра «Съедобное - несъедобное»

Оборудование: мяч.

Описание.

4. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 3), простые карандаши.

Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают одной чертой, букву А, и подчеркивают букву С). Время выполнения задания 5 минут.

    Физ. минутка. Игра «Мы охотимся на льва»

Описание. Психолог читает текст и показывает выразительные движения, а дети их повторяют.

Мы охотимся на льва,

Не боимся мы его.

У нас длинное ружье

И подзорная труба.

Ой! Что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А это что? А это – море: Буль – Буль – Буль.

Ой! А это что?

А это тропинка: Шур-шур-шур.

Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети трогают воображаемого льва.) Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой. По тропинке Шур-шур-шур. По морю: Буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу). Устали. Ух! (Произносят на выдохе).

    Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

Оборудование: тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Описание: Дети повторяют узор, заранее написанный психологом в тетрадях.

Пальчиковая гимнастика:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем,

И опять писать пойдем.

«Графический диктант» (Приложение 14)

Описание: в тетради в клетку дети выполняют задание, рисуют узор под диктовку психолога.

7. «Найди девятое» (развитие мышления)

Оборудование: карточки (Приложение 11)

Описание. Психолог показывает карточку детям. Дети должны догадаться, какой фигуры не хватает и объяснить свой ответ.

8.Выложи по образцу (развитие мелкой моторики)

Оборудование: образец узора (Приложение 7), набор счетных палочек (для каждого ребенка)

Описание: дети на столе выкладывают узор из счетных палочек.

9. Рефлексия

Описание: дети встают в круг. Психолог бросает каждому ребенку мяч и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего.

Занятие 16

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики, пространственных представлений, расширение словарного запаса.

1.«10 слов» (развитие слуховой памяти)

Описание: Психолог называет 10 слов, дети должны постараться запомнить как можно больше слов и затем повторить слова, которые запомнили. Затем психолог спрашивает, что общего у этих слов (все эти слова начинаются на букву «П».

Слова: Пароход, пенал, пух, печка, птичка, пчела, паук, почка, подъезд, паровоз.

2. Слова на букву «П» (расширение словарного запаса)

(См. занятие 12)

3. Игра «Съедобное - несъедобное» (развитие внимания, знакомство со свойствами предметов)

Оборудование: мяч.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловит или отбить мяч, брошенный ему психологом.

Примечание. Эта игра проводиться на выбывание. Кто ошибается садиться за стол. Тому ребенку, который выигрывает, остальные ребята аплодируют.

4. Корректурная проба (развитие концентрации внимания) (Приложение 3)

Оборудование: бланки для корректурной пробы (для каждого ребенка) (Приложение 3), простые карандаши.

Описание: дети на заранее подготовленных бланках ищут и зачеркивают одной чертой, букву А, и подчеркивают букву П). Время выполнения задания 5 минут.

5.Физ. минутка .

Игра «Мы охотимся на льва» (см. занятие 15)

    Работа в тетрадях (мелкая моторика) (Приложение 13)

(см. занятие 13)

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем,

И опять писать пойдем.

Найди свой цвет
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.

Ход игры: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета.

Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Солнышко и дождик
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.

Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Воробушки и автомобиль
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль» , дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Поезд
Цель: формировать умение ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать начинать движение и останавливаться по сигналу.

Ход игры: сначала к игре привлекается небольшая группа детей. первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.

Огуречик… огуречик…
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Наседка и цыплята
Цель: совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развивать ловкость, внимание; действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезая под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее.

Пробеги тихо
Цель: воспитывать выдержку, терпение, умение передвигаться бесшумно.

Ход игры: дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Самолеты
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.

Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Найди свой домик
Цель: формировать умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость, внимание, умение двигаться в разных направлениях.

Ход игры: с помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Кролики
Цель: формировать умение прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развивать ловкость, смекалку, уверенность.

Ход игры: в одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов. На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Пузырь
Цель: научить детей образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формировать умение согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.

Играющие в соответствии с текстом отходят назад держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш». затем снова становятся в круг.

Где звенит колокольчик?
Цель: развивать глазомер, слуховую ориентацию, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый спрятавшись звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук.

Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.

Цветные автомобили
Цель: закреплять знание цвета, совершенствовать ориентировку в пространстве, развивать реакцию

Ход игры: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Где постучали?
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Ход игры: дети стоят в кругу. Водящий встает в середину и закрывает глаза. Воспитатель бесшумно обходит круг сзади, останавливается возле кого-нибудь, стучит палочкой и кладет ее так, что бы не было видно. Отходит в сторону и говорит «Пора!». Стоящий в кругу должен отгадать, где постучали и подойти к тому у кого спрятана палочка. Отгадав он становится на место ребенка за которым была спрятана палочка, а тот становится водящим.

Кот и мыши
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, избегать столкновений; двигаться в общей игровой ситуации.

Ход игры: с одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.). на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит:

Кот мышей сторожит, притворился будто спит!
Дети проползают под рейками и бегают.

Воспитатель приговаривает:

Тише, мыши, не шумите.
И кота не разбудите!

Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок изображающий кота бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.

У медведя во бору
Цель: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Мышеловка
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают

Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.

По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

У кого мяч?
Цель: развивать внимательность; закреплять умение выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Ход игры: играющие образуют круг. Выбирается водящий, который стоит в центре. Остальные игроки плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-нибудь мяч, и дети за спинами передают его друг другу. Водящий старается угадать, у кого находится мяч. Он говорит «Руки!» и тот к кому обращаются должен выставить обе руки. Если водящий угадал, он берет в руки мяч и становится в круг. Игрок у которого забрали мяч становится водящим.

Лохматый пес
Цель: совершенствовать умение двигаться врассыпную, двигаться в соответствии с текстом, развивать ориентировку в пространстве, ловкость.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим что-то будет!

После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.

Береги предмет
Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.

Ход игры: дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одно то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.

Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

Автомобили
Цель: развивать ловкость и быстроту; закреплять умение передвигаться по площадке врассыпную.

Ход игры: каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

Мы веселые ребята
Цель: развивать ловкость, увертливость; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры: дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать
Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Найди себе пару
Цель: развивать ловкость, умение избегать столкновений, действовать по сигналу быстро.

Ход игры: для игры необходимы платочки по количеству детей. половина платочков одного цвета, половина другого. По сигналу воспитателя дети разбегаются. На слова «Найди пару!» дети имеющие одинаковые платочки встают парой. В случае если ребенок остался без пары, играющие говорят «Ваня, Ваня не зевай, быстро пару выбирай».

Слова воспитателя можно заменить звуковым сигналом. Игра эмоциональней проходит с музыкальным сопровождением.

Удочка
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры: играющие стоят по кругу, в центре воспитатель, он держит в руках веревку к которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их. Описав мешочком два три круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывают количество попавшихся.

Не попадись
Цель: развивать ловкость, быстроту; играть, соблюдая правила; совершенствовать прыжки на двух ногах.

Ход игры: играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим.

Пожарные на учении
Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Ход игры: дети становятся в 3-4 колонны лицом к гимнастическим стенкам - это пожарные. Первые в колоннах стоят перед чертой на расстоянии 4-5 метров от стены. На каждом пролете на одинаковой высоте привязаны колокольчики. По сигналу дети стоящие первыми, бегут к гимнастической стенке, взбираются по ней и звонят в колокольчик. Спускаются вниз, возвращаются к своей колонне и встают в ее конец воспитатель отмечает того кто быстрее выполнил задание. Потом дается сигнал и бежит следующая пара детей.

Не оставайся на полу
Цель: развивать ловкость, быстроту, увертливость; играть, соблюдая правила.

Ход игры: выбирается ловишка, который вместе со всеми детьми бегает по залу. Как только воспитатель произносит слово «Лови1», все убегают от ловишки и взбираются на предметы. Ловишка старается осалить убегающих. Дети до которых он дотронулся, отходят в сторону. По окончании игры подсчитывается количество пойманных и выбирается новый ловишка.

Ловишки с ленточками
Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер; совершенствовать ориентировку в пространстве, бег врассыпную.

Ход игры: дети стоят в кругу, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит ловишка. По сигналу дети разбегаются в разные стороны, а ловишка старается вытянуть у них ленточки. На сигнал остановки дети собираются в круг, водящий подсчитывает ленточки.

Игру можно проводить с усложнением:

В кругу стоят двое ловишек.
- ловишки нет, мальчики собирают ленточки у девочек, а девочки у мальчиков.

Лиса и куры
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: на одной стороне зала находится курятник (можно использовать скамейки). На насесте сидят куры. На другой стороне – нора лисы. По сигналу куры спрыгивают с насестов и свободно передвигаются по свободному пространству. Со словами «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу. Не успевшую спастись она уводит в сою нору. Когда водящий поймает 2-3 кур, выбирается другой ловишка.

Ловишки
Развивать увертливость, ловкость, быстроту.

Ход игры: дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противоположной стороны так, чтобы ловишка, стоящий посередине, их не поймал. Кого осалят, считается пойменным. После 2-3 пробежек пойманные подсчитываются. Выбирают нового ловишку.

Два мороза
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из них. Водящие - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос встают посередине, лицом к играющим и произносят текст

Я – Мороз Красный нос. Я – Мороз Синий нос.
Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"

После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их поймать и заморозить. «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись и до окончания пробежки стоят не двигаясь.

Сети
Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры.

Ход игры: одни дети встают по кругу и держат обручи. Другие - «рыбки» - снуют туда-сюда через обручи. Далее возможны варианты:

1. Щука гоняется за рыбками.
2. Дети с обручами медленно двигаются, по сигналу бегут по кругу, и тогда из него не возможно выбраться
3. Дети с обручами стоят неподвижно и только по сигналу начинают двигаться.

Ведется подсчет улова.

Гуси-лебеди
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры: на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Воздушный футбол
Цель: совершенствовать ловкость, силу, смекалку; развивать координацию движений.

Ход игры: дети из положения сидя, зажимая ногами брусок, перекатываются на спину и бросают брусок через сетку, в ворота или вдаль. Вместо бруска можно использовать мяч.

Летает, не летает
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Возможен вариант с мячом.

Море волнуется
Цель: дать знания о различных пароходах, старинных парусниках, предметах такелажа.

Ход игры: играющие сидят на стульях, каждому присваивается определенное название. Затем капитан начинает двигаться по внешнему кругу, называя предметы, необходимые для плавания. Все названные предметы встают. На слова «Море волнуется1» дети начинают двигаться под музыку, изображая движения волн. Команда капитана «Море утихни!» служит сигналом к тому, что нужно как можно скорее занять места на стульях. Оставшийся без стула становится капитаном.

Почта
Цель: развивать игровую фантазию, умение соблюдать правила игры.

Ход игры: игра начинается с переклички игроков и водящего:

Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города…
- А что в том городе делают?

Водящий может сказать, что танцуют, поют, рисуют и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот кто плохо выполняет задание,
отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Потом фанты выкупаются, выполняя различные задания.

У Мазаля
Цель: совершенствовать согласованность движений.

Ход игры: участники сидят на стульях, выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят:

«Здравствуй, дедушка Мазаль с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами»

Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?
- Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем.

Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит.

Птицелов
Цель: учить различать и имитировать крики различных птиц; развивать умение ориентироваться с закрытыми глазами.

Ход игры: играющие выбирают себе названия птиц. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы водят хоровод

Во лесу в лесочке,
На зеленом дубочке
Птички весело поют.
Ах, птицелов идет,
Он в неволю нас возьмет.
Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши и начинает искать птиц. Кого поймали, кричит подражая какой-либо птице.

Водящий должен угадать имя игрока и птицу.

Четыре стихии
Цель: развивать внимание, память, ловкость.

Ход игры: играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом какое либо из слов стихии (например - воздух). Тот кто поймал мяч должен назвать обитателя воздуха. Если названа земля – животное, если вода – рыбы. При слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками.

Черный, белый не берите, «Да» и «Нет» не говорите
Цель: развивать внимательность, умение следить за своими ответами в ходе игры, закреплять знания об окружающем.

Ход игры: игра начинается так:

Вам прислали сто рублей,
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
«Да», «Нет» не говорите.

После этого водящий ведет разговор, задавая вопросы. Тот кто сбился в ответе, отдает водящему фант. После игры, проштрафившиеся выкупают свои фанты, выполняя различные задания.

Краски
Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.

Ход игры: выбирают хозяина и двух продавцов. Все остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета. Покупатель стучится:

Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
– За краской.
- За какой?
- За голубой.

Если данной краски нет, хозяин говорит: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Выигрывает тот покупатель, который угадал больше красок.

Цветы
Цель: закреплять знания о цветах (или каких либо других предметах, например спортивный инвентарь), совершенствовать реакцию, скоростные качества.

Ход игры: каждый играющий выбирает себе цветок. По жребию выбранный цветок начинает игру. Он вызывает любой другой цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Потом мак может назвать любой другой цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Подбери пару
Цель: развивать логическое мышление, учить играть коллективом.

Ход игры: детям предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи. Например: причина-следствие, род-вид. Необходимо к указанному третьему слову подобрать из рада уже имеющихся, то слово, которое находится с ним в той же логической связи.

Например: школа – обучение, больница – доктор, ворота – футбол и т.д.

И третьи слова: ученик, лечение, больной, мяч, футболка.

Снежный ком
Цель: учить формировать последовательность в словах, запоминать предыдущие слова, согласовывать движения со словами.

Ход игры: групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранение их последовательности, добавив к ним свое слово. Игра проводится с передачей мяча.

Запретный номер
Цель: способствовать развитию внимания.

Ход игры: играющие встают в круг. Нужно выбрать цифру, которую нельзя говорить, вместо нее надо хлопнуть в ладоши, молча нужное количество раз.

Слушай команду
Цель: способствовать развитию внимания, совершенствовать умение самостоятельно организовываться, успокаиваться.

Ход игры: дети идут под музыку. Когда музыка замолкает все останавливаются и слушают произнесенную шопотом команду и тот час ее выполняют.

Противоположное слово
Цель: учить детей обосновывать свое решение, подбирать слова, противоположные указанному.

Ход игры: предложить детям подобрать слова противоположные по смыслу к данным.

Для слов допускающих неоднозначное значение (например - сырой), предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.

Угадай слово
Цель: совершенствовать умение соблюдать правила игры, развивать навык классификации, выделение наиболее значимых признаков.

Ход игры: детям предлагается угадать названия произвольно выбранных предметов, задавая при этом уточняющие вопросы, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет».

Птицы
Цель: закрепить знания детей о различных птицах; совершенствовать умение соблюдать правила игры.

Ход игры: играющие выбирают хозяйку и ястреба. Остальные - птицы. Прилетает ястреб. Хозяйка говорит

Зачем пришел?
- За птицей!
- За какой?

Ястреб называет. Если названной птицы нет, хозяйка прогоняет его. Игра продолжается до тех пор, пока ястреб не переловит всех птиц.

Ловля рыб
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.

Ход игры: игроки делятся на две группы. Одни становятся напротив других на расстоянии нескольких шагов. Одна группа – рыболовы, вторая – рыбы. В начале игры у них происходит разговор:

Что вы вяжете? (рыбы)
- Невод. (рыбаки имитируют движения)
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите.

Рыбы поворачиваются и бегут до черты. Рыбаки стараются выловить как можно больше рыбы.

Винт
Цель: развивать творческую фантазию, воображение, пластику движения.

Выполнение: И.П. Основная сойка. Корпус поворачивается вправо и влево. Руки свободно следуют за корпусом.

Раз, два, три, четыре, пять –
Тебе в космос улетать!

Шалтай–болтай
Цель: развивать творческую фантазию, умение вживаться в образ, передовая характерные движения, выполнять движения одновременно с текстом

Выполнение: педагог проговаривает слова:

Шалтай-болтай сидел на стене
Шалтай-болтай свалился во сне…

Ребенок поворачивает туловище вправо – влево. На слова «Свалился во сне» резко наклоняет корпус вниз.

Факиры
Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать умение передавать характерные признаки образа.

Ход игры: дети сидят, ноги скрестно, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены. Голова опущена, подбородок касается груди. Глаза закрыты.

Под соответствующую музыку у детей «оживают» сначала кисти, затем поднимаются руки и голова, корпус вытягивается вперед-вверх.

Психогимнастика без фиксации внимания на дыхание (4-5 лет)

Медвежата в берлоге
Дети по одному идут домой точно придерживаясь следа медведицы. Садятся и ждут игры.

Игра с шишками
Бросают шишки. Они ловят и снапря?ением с?имают их лапками. Откладывают шишки в сторону и роняют лапки вдол? тела – отдыхают. Выполняется 2-3 раз

Игры с пчелкой
Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Летит и медве?ата дру?но поднимают ноги.

Холодно – жарко
Сжать в комок и расслабить туловище.

Игры с шарфиком
Не открывая глаз завязать шарфики. Покрутить головой из стороны в сторону. Хорошо, тепло. Показать мимикой.

Пчелка мешает спать
Игра лицевых мускулов. Пчелка решила сесть на язычек – дети быстро стиснули губы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими из стороны в сторону.

Расслабление
От яркого солнца медвежата зажмурились и сморщили нос. Снова прилетела пчелка села на лоб(двпгаем бровями вверх-вниз).

Отдых
Медвежата спят. Мама в лесу.

В уши попала вода
В положении лежа на спине ритмично покачать головой вытряхивая воду из одно уха и из другого.

Лицо загорает
Подбородок загорает – подставить солнцу подбородок, слегка разжать губы и зубы (вдох). Летит жучок крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка раскрыть рот, олегченно выдохнуть вохдух.

Нос загорает – подставить нос солнцу. Рот полуоткрыт. Летит бабчка. Выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять вверх губку, рот полуоткрыт (задержка дыхания). Бабочка улетела, расслабиться. Вдох.

Брови – качели. Двигать бровями вверх-вниз.

Отдых
Сон на берегу.

Психогимнастика с фиксацией внимания на дыхание (6-7 лет)

На берегу моря
Дети «играют в воде, выходят и ложатся на песок, раскинув руки и ноги.

Игра с песком
Набрать в руки песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак удержать песок (задержка дыхания). Посыпать песком колени, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Стряхнуть песок с рук, уронить их бессильно вдоль тела.

Игра с муравьем
На пальцы ног залез муравей – силой носки на себя, ноги напряжены (вдох). Ослабить ноги в этом положении. Прислушаться на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев (выдох). Носки опускаем вниз, в стороны.

Солнышко и тучка
Солнце зашло за тучку – сжались в комок (задержка дыхания). Солнышко вышло – жарко, расслабились (выдох).
Каждый спит.

Цель: тренировать отдельные группы мышц, совершенствовать выдержку, умение передавать пантомимой движения.

Выполнение: дети располагаются свободно, изображая спящих в разных позах. В зал входит ведущий и видит:

На дворе втречает он тьму людей.
Каждый спит.
Тот как вкопанный сидит.
Тот не двигаясь идет.
Тот стоит раскрывши рот.

Подходит к фигурам детей, пытается разбудить, берет за руки, но руки безвольно опускаются.

Штанга
Цель: тренировать отдельные группы мышц, развивать выносливость, силу воли.

Выполнение: подтягиваем и поднимаем рывком штангу, потом бросаем ее. Отдых.

Оленьи упражки
Дети делятся на две команды. В командах разбиваются на пары, впереди – олень. Сзади каюр. Можно одеть вожжи или обруч. Чья команда быстрее закончит дистанцию.

Анальык
Игра с мячом похожая на баскетбол, только без кольца с сеткой. Члены одной команды перебрасывают мяч друг другу, а в это время члены другой команды стараются его отобрать. (один участник игры не должен слишком долго удерживать у себя мяч, он должен быстро передавать его игрокам своей команды).

Молодой оленевод
На расстоянии 3-4 метров лежат оленьи рога (можно использовать кольцебросы0. капитаны набрасывают кольца на рога по 5 штук. Это соревнование капитанов.

Ловкие оленеводы
На расстоянии 3-4 метров от детей ставится фигура оленя. Поочередно дети бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. Затем становятся в конец колонны. Победитель определяется по количеству попаданий в командах.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»