Культура и образование русского зарубежья. Художественная культура русского зарубежья. Высшее и среднее образование

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Терехова Яна Николаевна
магистрант факультета «Государственное, муниципальное управление
и экономика народного хозяйства»
Орловский филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС
E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена проблемам занятости молодежи. Проблема имеет особую специфику, связанную, прежде всего, с особенностями данной социально-демографической группы: возрастом, отсутствием опыта работы, нехваткой дополнительных навыков, особыми интересами и ценностями и др.

Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства.

Важность проблемы занятости молодежи сложно переоценить. Молодежь - самая динамичная часть трудовых ресурсов. Данная возрастная категория обладает повышенной мобильностью, потенциальными способностями к быстрому обучению, нестандартным мышлением . Одновременно молодежь является и одной из самых уязвимых групп, что связано с довольно низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

К основным причинам сложностей в трудоустройстве молодежи можно отнести множество факторов. В первую очередь - отсутствие необходимого опыта. Работодатель не заинтересован в привлечении на работу неопытного специалиста, поскольку хочет получить от рабочей силы моментальную отдачу при минимуме затрат. Кроме того, зачастую останавливает работодателя то, что молодой специалист, параллельно с работой планирует обучение, что неизбежно связано с отрывом от рабочего процесса.

Другая причина сложностей трудоустройства молодежи – несоответствие полученной специальности реальной ситуации на рынке труда, в результате чего выпускник, получивший диплом остается не востребованным. Большую трудность составляют и психологические барьеры, часто не позволяющие обращаться за помощью в государственные учреждения служб занятости.

Нельзя не сказать и о ситуации на рынках труда во многих субъектах РФ, сталкивающихся с такой проблемой, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, другими словами, число свободных вакансий в разы меньше числа потенциальных работников. В этих условиях шансы трудоустроиться у молодого специалиста без опыта работы существенно снижаются.

Нельзя забывать о части молодежи, не имеющей профессионального образования. В отдельную группу можно выделить лиц, не достигших совершеннолетия – они не имеют специальности, не ориентируются в ситуации на рынке труда, не знакомы с трудовым законодательством.

По данным в конце 2015 г. – начале 2016 г. уровень безработицы лиц в возрасте 15-19 лет составил в среднем 35% от экономически активного населения (что выше по сравнению с сентябрем 2015 года на 4,9%). Среди возрастной категории 20-24 года был зарегистрирован уровень безработицы 15 % (что выше по сравнению с сентябрем 2015 на 0,7%), среди лиц в возрасте 25-29 лет – 6,9 % .

Последствиями безработицы среди молодежи становятся ухудшение социального положения молодых семей, снижение рождаемости, увеличение количества беспризорных детей, падение патриотизма, психологические проблемы, снижение мотивации к дальнейшему поиску работы, потеря квалификации, расширение теневого сектора экономики, отток молодых специалистов, усугубление криминальной обстановки.

Все это свидетельствует о том, что необходим комплексный подход, сочетающий в себе меры по детальному изучению теоретических и методологических вопросов трудоустройства молодежи .

Способствовать правильному выбору будущей специальности должно профессиональное ориентирование школьников, определение склонностей к изучениям тех или иных дисциплин.

Одна из эффективнейших мер - стажировки в организациях для выпускников. За счет этого молодой специалист сможет получить необходимые практические навыки. Обязательным условием должно стать содействие со стороны государства. Возможно, эффективным средством может стать введение мер квотирования, обязывающих работодателя иметь в составе своих кадров некоторый процент молодых специалистов. Поддержка предпринимателей и организаций, оказывающих содействие трудоустройству молодых специалистов, может дать неплохие результаты.

Необходимое условие стабилизации ситуации на молодежном рынке труда - формирование государственного заказа на обучение профессиям, востребованным в данный момент.

Государственная поддержка, в том числе должна быть направлена на создание гибких графиков и режимов работы для лиц, совмещающих трудовую деятельность с обучением в образовательных организациях.

Одним из вариантов трудоустройства молодежи может быть обращение в службы занятости населения. Необходимыми мерами являются налаживание связей между центрами занятости и работодателями, помощь в поддержании диалога между потенциальным работодателем и работником. В содействии такого рода крайне нуждаются молодые специалисты, плохо ориентирующиеся в трудовом законодательстве, не имеющие ни опыта работы, ни опыта общения с работодателем.

Должна проводиться корректировка политики в сфере занятости, пересматриваться законодательная база, внедряться меры по введению дополнительных льгот для регионов с высоким уровнем безработицы среди молодежи.

Обязательным условием должно быть функционирование центров социальной и психологической помощи для молодежи, сотрудничество органов власти, центров занятости с молодежными организациями и движениями.

Для повышения уровня занятости молодежи необходима политическая и экономическая стабильность, комплексный подход к решению проблемы. Только совместные действия всех уровней власти могут дать ощутимые результаты.

Список литературы

  1. Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1. – С. 14.
  2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free (дата обращения 20.07.2016)
  3. Айдарова И.А. Проблемы трудоустройства молодежи на рынке труда. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://view-source:http://human.snauka.ru/2014/06 (дата обращения: 19.07.2016)
1

Симчук С.А. 1

1 Государственный технический университет

1 Силиванова, Н. Основные проблемы экономики на дальнем востоке / Н. Силиванов. – М.: Юнити, 2010. – 341 с.

2 Вишневская, А. Экономика на дальнем востоке/ А. Вишневская. – М.:. Экономист, 2011. - 255с.

3 Богатуров, А. Д. Восточная Азия: перспективы развития. Российский Дальний Восток в новых геопространственных измерениях Восточной Евразии / А. Д. Богатуров. – М.: Ника-центр, 2006, - 293 с.

На Дальнем Востоке одна из самых кричащих проблем — это проблема недостатка рабочих рук. Она порождает и перекосы в развитии отдельных территорий, и недостаточный уровень развития в тех или иных субъектах федерации, необходимость заниматься более тщательно регулированием миграционных потоков и массу других проблем. Отсюда уезжают люди работоспособного возраста, высокой квалификации. А приезжают мигранты совершенно не той категории. Поэтому всю молодёжную политику нужно направить на обеспечение молодых местных дальневосточников интересной работой, достойной зарплатой, доступным жильём, качественным здравоохранением и образованием, досугом. Молодёжь и постоянное население - это фундамент развития Дальнего Востока.

Проблема трудоустройства выпускников ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения - ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред-ставляет наиболее многочисленную груп-пу безработных - более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25-28 % от общей совокуп-ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста. Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

На рынке труда и образовательных услуг отмечены нерешенные проблемы, требующие активизации взаимодействия территориальных органов службы занятости и их социальных партнеров. Учреждения профессионального образования медленно перестраиваются в соответствии с новыми требованиями работодателей, недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда в отношении соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации. Продолжается подготовка кадров для отраслей, переживающих спад, где происходит значительное высвобождение работников. Выпускники 9-11 классов общеобразовательных школ попадают на рынок труда, не имея востребованных профессий и специальностей. Значительная часть выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства в небольших городах и сельских поселениях. Количество обращений выпускников вузов, имеющих профессии бухгалтера, экономиста, техника, юриста значительно превышает потребность, что практически не оставляет им шанса для трудоустройства по полученной профессии. Таким образом, заказчиками по этим профессиям являются не предприятия и организации, а родители выпускников.

Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Проблемы трудоустройства молодых специалистов и рабочих кадров, выходящих на рынок труда Хабаровского края, по-прежнему остаются весьма острыми. Основными причинами этого являются:

Несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

Несоответствие между структурами потребностей рынка труда и выпуска специалистов;

Отсутствие необходимого опыта и навыков работы, низкая квалификация выпусков;

Превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату;

Низкий уровень оплаты труда и отсутствие в больнинстве организаций и предприятий социальных гарантий (прежде всего перспектив обеспечения жильем);

Недостаточная информированность безработных граждан и выпускников учебных заведений о тенденциях и навыках поведения на рынке труда.

В заключение могу сказать, что успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстроизменяющихся обстоятельствах.

Однако основной проблемой в вопросах трудоустройства выпускников вузов, по мнению директора агентства по подбору персонала «Карьера-Форум» Галины ПОПОВОЙ, остается несовпадение ожиданий молодых специалистов и работодателей. «У многих выпускников действительно слабые представления о том, какие компании есть на рынке, какие условия они выдвигают, за что они готовы предложить хорошую зарплату, а за что нет. А работодатели часто разочарованы тем, что выпускники не обладают теми знаниями, которые нужны в первую очередь на рабочих местах», - говорит она. Если говорить об ожиданиях по заработной плате, которую хотят получать выпускники вузов, то в прошлом году, по словам Галины Поповой, в среднем они запрашивали 30 тысяч рублей. Конечно, были те, кто хотел и 60, но многие начинающие специалисты были готовы работать и за 10-15. Немаловажную роль сегодня в успешном трудоустройстве молодых специалистов играют и их личностные качества. По словам Екатерины ЧЕРНОВИЦКОЙ, заместителя руководителя департамента образования и науки администрации Приморского края, главная задача высшей школы - не только дать знания и воспитать интеллигентного и образованного человека, но и сделать его успешным. А успешным человек может стать только тогда, когда найдет себя в профессии. Сегодня востребованы не только диплом, в котором хорошие оценки, и хорошие знания, сегодня очень важны новые компетенции, которыми должен обладать выпускник, и самое важное - это человеческие качества. У многих компаний вопросы не к диплому, а к самому человеку: способен ли он работать в коллективе, способен ли взять на себя ответственность? Это очень важно».

Библиографическая ссылка

Симчук С.А. ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-3. – С. 62-63;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34517 (дата обращения: 30.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»