Ключевыми элементами социальной структуры являются. Понятие социальной структуры общества. Базисные элементы социальной системы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Социальная структура - совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения в самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.



Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности . Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности :

· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

  • Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития.
  • Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности.
  • Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество.
  • В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь.

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Субкультура - понятие, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других основах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.1 Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадииреволюционного взрыва , когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, иконтрреволюции , когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теориюсоциальной стратификации , разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п. Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина - это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей.Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества.Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

Элементами структуры общества являются большие или малые группы людей, объединенных вместе по схожим параметрам, будь то социально-демографические, социально-политические, экономические, культурологические и другие характеристики. Индивид тоже является элементом социальной структуры. Согласно структурно − функциональному анализу, индивид - деятель может обладать повышенной активностью по созданию тех или иных страт, в том числе и мощных монополий власти. Индивид находится в центре «общественной системы социального действия», он вовлечен в беспрерывный процесс метаболизма – обновления и замещения в социальной системе. В то же время не индивид, а страта, малая группа, является первичным элементом, атомом социальной стратификации.

М. Вебер, в своей программной статье «Основные понятия стратификации» выступил зачинателем самостоятельного теоретико-методологического направления в изучении социального неравенства - концепции социальной стратификации. Он считал, что люди могут объединиться в страты, малые группы, исходя из любой жизненной ситуации – по религиозному признаку, образовательному, исходя из престижа и популярности профессии, национальной принадлежности, культурных образцов поведения и др. Могут быть элитарные касты, к которым люди принадлежат по рождению - касты наследуемой харизмы.

Одним из первых стал прорабатывать тему социальной стратификации известный русско-американский ученый П. Сорокин. Он дал не только относительно полное теоретическое объяснение явления расслоения общества, но что особенно важно - объем эмпирических материалов, доказал, что стратификация - не выдумки ученых, а реальность. Сорокин считал, что социум можно представить себе в форме социального пространства, дискретные точки в нем являются социальными статусами, расстояние между ними по вертикали не равно. Скажем, расстояние между шофером и фрезеровщиком одно, а между шофером и профессором - иное, в социальном пространстве они значительно удалены друг от друга.

Сорокин дал следующее определение понятию «класс», который рассматривал в узком значении, т.е. как страту. Класс (страта) − это кумулятивная социальная группа, под которой понимается совокупная социальная группа, совокупность взаимодействующих сил, связанных в одно взаимодействующее целое рядом сходных элементарных признаков. Иными словами, это нормальная, полузакрытая, но с приближением к открытой, типичная для нашего времени группа, состоящая из кумуляции трех основных группировок:

1) профессиональная, 2) имущественная, 3) объемно-правовая.

Отметим, что Сорокин в стиле многих социологов начала ХХ в. стремится к использованию естественно-научных терминологий, дабы подчеркнуть, что к изучению человеческого сообщества можно применить биологические, физические законы, математические аксиомы − все они обогащают социологический метод. В тексте определения встречается слово «кумуляция» − от средневекового латинского термина cumulatio, что означает «скопление». Под кумулятивным эффектом понималась концентрация действия взрыва в одном направлении. Почему Сорокин называет страту кумулятивной социальной группой? По всей видимости, социолог использует здесь переносное значение термина «кумуляция»: страта − это не любая группа, случайным образом образованная, а только та, в которую ассоциируются похожие люди с ярко выраженными, «сильными» социальными свойствами. В страте происходит накопление, суммирование, концентрация этих свойств, и люди начинают действовать одинаковым образом, их реакция на жизненные процессы становится идентичной и даже предсказуемой. Единство кумулятивных свойств порождает единство мировоззрения. Вот почему социологи-эмпирики используют стратификационный метод выборки: достаточно опросить пропорциональное количество представителей тех или иных страт, важных для исследователя. Несколько агентов от каждой страты − и принцип репрезентации будет соблюден, потому что человек в данном случае защищает целое.



Сорокин считал главными признаками объединения в страты сходство профессии, уровня обеспеченности и гражданских прав. Эти сходства делают класс (страту) социальным типом и порождает сходство вкусов, убеждений, симпатий и антипатий и всего образа жизни одноклассовых лиц. Приведем примеры страт исходя из сорокинского определения.

1)Ученые–физики, получающие высокие доходы и пользующиеся рядом социальных привилегий;

2)Офицеры полиции, получающие относительно высокие и средние доходы, имеющие ряд социальных ограничений и живущие по законам закрытого корпоративного общества (неразглашение профессиональных тайн, назначений в иерархии и др);

3)Рабочие-сантехники, имеющие низкие доходы и ограниченный объем прав (вряд ли сантехник будет рассматриваться как потенциальный кандидат на пост президента страны и др).

Класс также может рассматриваться как элемент структуры. Если говорить о классе в широком плане как о большой группе людей, которых объединяет прежде всего экономические интересы – владение или невладение той или иной формой собственности, вовлечение в определенный тип производства и другое, то мы должны обратиться к марксистской трактовке класса. Как известно, Маркс не дал определение классу, именно на рассуждениях о том, как сложно дать это определение и обрываются его рукописи. Однако Маркс подчеркнул, что экономический критерий является ключевым при структуризации общества, и существование классов связано с определенными фазами развития производства. Законченное в своей логичности определение класса дал В.И. Ленин, которое до сих пор по праву считается классическим. «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присвоить труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Вычленим из данного определения те классообразующие признаки, на которых концентрирует внимание Ленин:

1)место в системе производства

2)отношение к средствам производства

3)роль в организации труда

4)способы получения богатства

5)размеры богатства.

Маркс, Энгельс и Ленин считали основными классами общества капиталистов и промышленных рабочих, эксплуататоров и эксплуатируемых, владеющих огромной долей общественного богатства и нищих. К слову говоря, традиция рассматривать «богатых» и «бедных» в качестве основных классовых сил общества идет еще с Древней Греции и сохранилась до сих пор. Однако с социологической точки зрения такой подход можно расценивать как упрощенный, так как в качестве признака классообразования здесь избран один - материально-имущественный, подчеркнута крайняя поляризация общества, антагонизм классов. На деле во многих странах богатые насчитывают всего 3,8% социального состава населения (в том числе и в России) и не могут в силу своей малочисленности трактоваться как класс, скорее это - высшая экономическая страта общества, а остальные 95% также далеко не однородны по фактору дохода и не представляют собой монолитность «класса».

Классы как таковые, как социальный феномен появились на горизонте истории как продукт промышленной революции ХVIII-XIX вв., которая разрушила инертную и закостенелую федеральную систему сословий и вызвала к жизни новые социальные силы, которые и привели к формированию классового строя. Развитие торговли, промышленности, рынка привело к образованию новых профессий: предпринимателей, коммерсантов, банкиров, купцов. Появилась новая экономическая страта, которой не знало феодальное общество, - наемных индустриальных рабочих.

В работе «Классовая борьба во Франции» Маркс открывает такой социологический закон: развитие промышленного пролетариата обусловлено развитием промышленной буржуазии, лишь при господстве буржуазии пролетариат приобретает широкое национальное существование. Таким образом, как эксплуататоры, так и эксплуатируемые одинаково участвуют в формировании нового типа социальной стратификации.

В наше время иногда раздаются такие суждения: капитализм трансформировался, антагонизм между классами ослаблен, значение собственности на средства производства снижается, акциями одного предприятия могут владеть сотни тысяч людей – след

овательно, «классы исчезают». В этих рассуждениях есть, действительно, доля истины, потому что эпоха индивидуального и семейного капитализма канула в лету, в развитых странах средние обеспеченные слои составляют до 2)3 общества. Но классы - это не идеологическая выдумка марксистов, а реальность социальной жизни, ибо и сегодня, как и сто лет назад продолжает иметь место существенное различие в характере, содержании и оплате труда между специалистами умственного и физического труда, людьми, проживающими в городе и деревне, между начальниками и наемными работниками. Разница в экономических интересах, в доступе к ресурсам, власти, управлению предприятием или обществом в целом продолжает раскалывать общество на отдельные классы, и этот процесс объективен, так как неравенство присуще и современному типу общества.

Даже ученые, далекие от марксизма, признают важность выводов, сделанных Марксом. Так, например, датский социолог Томас Хойруп, автор книги «Модели жизни», пишет, что понятия «общественно-экономическая формация» и «способ производства» являются основополагающими в социологии. Т.Хойруп предлагает заменить термин «класс» более современным – «модель жизни», но содержание явления от этого не изменится. Класс, по Хойрупу, это не такая социальная группа индивидов, которой присущи общие черты, а своеобразная форма практики, способ существования, базирующийся на строго определенном способе производства. И в современном датском обществе ученый выделяет 3 главных класса:

1) работающие по самозанятости (фермеры, крестьяне, члены семейных предприятий);

2) наемные работники;

3) менеджеры и эксперты, ориентированные на успех.

О классах и классовых отношениях писали такие ученые, как Л. Гумплович, Г. Шмоллер, В. Зомбарт, Р. Кантильон, К. Маркс, В. Ленин, М. Ковалевский и другие, концепцию социальной стратификации разработали М. Вебер, Т. Парсонс, У.Л. Уорнер, П. Сорокин, Г. Ленски, Б. Барбер и др.

Раздел III Социальная сфера общественной жизни

Тема 1. Социальная структура общества

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое.

Основными элементами социальной структуры общества являются,

во-первых, индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли),

во-вторых, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы или иные общности.

В состав социальной структуры общества входят :

Социальные общности;

Социальные группы;

Социальные слои;

Социальные институты.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. Она указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой критерий выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни - политиче­ской, профессиональной, культурной.



Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия . Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое сословие и второе сословие) ко второй - ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая система . Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную . Горизонтальная мобильность - это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

Перемещение людей из одной социальной группы в другую происходит при помощи социальных институтов«социальных лифтов». Это прежде всего армия, церковь, школа.

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект - группа или от­дельный человек - находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью. К маргиналам относятся группы, которые занимают промежуточное положение м/у устойчивыми общностями. Один из основаниях каналов маргинализации – массовая миграция населения из сельской местности в города. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживаются в городскую среду. На какое-то время они становятся людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Ещё одна группа, которая как бы выпадает из устойчивой социальной структуры общества – это ЛЮМПЕНЫ. К ним относятся люди, опустившиеся на дно общественной жизни, - бродяги, нищие, бомжи. Это выходцы из различных слоёв и классов.

Такие слои населения, неукоренённые, с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима. Это отрицательное последствие увеличения маргинальных групп. В тоже время, нельзя не признавать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство . Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство - характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

Тема 2 Социальная роль

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Современный американский антрополог Джулиан Стюард в своей книге «Теория культурных изменений» отошел от классического социального эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. Каждое общество, по Стюарду, состоит из нескольких культурных полей:

  • технико-экономического;
  • социально-политического;
  • законодательного;
  • художественного и т. д.

Каждое культурное поле имеет свои законы эволюции, а все общество в целом находится в уникальных природных и общественных условиях. В результате развитие каждого общества уникально и не подчиняется никакой экономико-формационной линейности. Но чаще всего ведущей причиной развития локальных обществ является технико-экономическая сфера.

Марш (1967), в частности, указал признаки, при которых социальная общность может считаться обществом:

  • постоянная территория, имеющая государственную границу;
  • пополнение численности сообщества в результате деторождения и иммиграции;
  • развитая культура (понятия опыта, понятия о связи элементов опыта, ценности-верования, нормы поведения отвечающие ценностям и т. д.);
  • политическая (государственная) независимость.

Как можно видеть, экономика среди перечисленных признаков отсутствует.

Строение общества в социологии Парсонса

Самое известное, сложное и используемое в современной социологии — понимание общества, предложенное . Он рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

  • система действия;
  • социальная система;
  • общество как форма социальной системы.

Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:

  • социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
  • культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
  • личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
  • поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа. Социальные системы — это открытые системы, находящиеся в постоянном обмене с внешней средой, «образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами ».

Общество — это «тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношении со своим окружением». Оно состоит из четырех подсистем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

  • социетальная подсистема — субъект социального действия, она состоит из совокупности норм поведения, служащих интеграции людей и коллективов в общество;
  • культурная подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства людьми образца типичного социального поведения;
  • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей социетальной подсистемой;
  • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей, взаимодействия с материальным миром (табл. 1).

Ядром общества выступает социетальное сообщество — своеобразный народ, а остальные подсистемы выступают инструментами сохранения (стабилизации) этого сообщества. Оно представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов(семей, предприятий, церквей, государственных учреждений и т. д.), в рамках которых люди обладают общими ценностями и нормами и распределены между статусам и-ролям и. «Общество, — пишет Парсонс, — есть такой тип социальной системы во всей совокупности социальных систем, которая достигла высшей степени самодостаточности в отношениях со своим окружением». Самодостаточность включает в себя способность общества контролировать как взаимодействие входящих в него подсистем, так и внешние процессы взаимодействия.

Таблица 1. Структура общества по Т. Парсону

Главная общественная проблема, по мнению Парсонса, — проблема порядка, стабильности и адаптации общества к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Он уделяет особое внимание понятию «нормы» как важнейшего элемента социальной связи, института, организации. В реальности ни одна социальная система (и общество в том числе) не находится в состоянии полной интеграции и корреляции с другими системами, потому что постоянно действуют деструктивные факторы, вследствие чего необходим постоянный социальный контроль и другие корректирующие механизмы.

Парсонсовская концепция социального действия, социальной системы, общества была подвергнута критике с разных социологических точек зрения. Во-первых, общество у него оказалось втиснутым между культурной и антропологической (личность и поведенческий организм) подсистемами, при этом культурная подсистема осталась вне общества. Во-вторых, социетальное сообщество не входит в состав политической, экономической, культурной подсистем, поэтому социетальные статусы, ценности, нормы оказываются функционально недифференцированными по отношению к социальным системам. В-третьих, главным элементом общества оказывается социетальное сообщество, которое образовано ценностями и нормами, а не процесс деятельности, ведущий к определенному результату.

На мой взгляд, структуру общества, предлагаемую Парсонсом, можно существенно изменить. Имеет смысл добавить к подсистемам общества демосоциальную, связанную с воспроизводством и социализацией людей. Она не покрывается личностной и поведенческой подсистемами, играя фундаментальную роль в обществе. Нужно разделить культурную подсистему на духовную и психическую , так как их смешение в культурной подсистеме мешает самому Парсонсу при анализе отдельных культурных подсистем — например, церкви и религиозного мировоззрения. Следует включить в состав всех социальных систем общества социетальные части (функциональные социетальные сообщества).

Современные представления о строении общества

С моей точки зрения, общество состоит из следующих основных систем-сфер :

  • географическая (естественная основа существования и предмет производства);
  • демосоциальная (демографическая и социальная) — воспроизводство и социализация людей;
  • экономическая (производство, распределение, обмен, потребление материальных благ);
  • политическая (производство, распределение, обмен, потребление власти-порядка, обеспечение интеграции);
  • духовная (художественная, правовая, образовательная, научная, религиозная и т. п.) — производство, распределение, обмен, потребление духовных ценностей (знаний, художественных образов, моральных норм и т. п.), духовная интеграция;
  • психическая, сознательная, субъективная (совокупность инстинктов, чувств, взглядов, ценностей, норм, убеждений, присущих данному обществу).

Каждая из перечисленных систем включает в себя подсистемы, которые можно рассматривать в качестве относительно самостоятельных частей общества. Данные представления схематически можно показать следующим образом (схема 1).

Схема 1. Основные системы общества

Системы общества, во-первых, расположены такой «лесенкой» прежде всего в зависимости от соотношения в них материального (объективного) и психического (субъективного). Если в географической сфере субъективная составляющая (мировоззрение, ментальность, мотивация) отсутствует, то в сознательной — присутствует в полной мерс. При движении от географической (бессознательной) к психической (сознательной) системе роль конструирующих социум значений, т. е. сознательной составляющей жизнедеятельности людей, возрастает. Одновременно происходит усиление рассогласования обыденных (эмпирических) и научных (теоретических) знаний и убеждений. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная системы ориентированы на удовлетворение функциональных потребностей (демосоциальных, экономических и т. п.). Поэтому понятие социальной связи (социальности) выступает методологической основой анализа этих систем общества. В-третьих, эти системы комплементарны, дополняют одна другую и надстраиваются одна над другой. Между ними возникают разнообразные причинно-следственные, сущностно-явленческие и функционально-структурные связи, так что «конец» одной общественной сферы является одновременно «началом» другой. Они образуют иерархию, где результат функционирования одной системы является началом другой. Например, демосоциальная система является исходной для экономической системы, а последняя — для политической и т. д.

Один и тот же человек выступает субъектом разных общественных систем, а значит — и социетальных сообществ, реализует в них разные мотивационные механизмы (потребности, ценности, нормы, убеждения, опыт, знания), выполняет разные роли (мужа, рабочего, гражданина, верующего и т. п.), образует разные социальные связи, институты, организации. Это, с одной стороны, обогащает статусно-роле вой набор людей, а с другой стороны сохраняет единство общественных систем и обществ. Индивид, его деятельность, мотивация являются в конечном счете одним из основных интеграторов народонаселения в общество-народ. В понимающей социологии, социологии Парсонса и
феноменологической социологии индивидуальное социальное действие выступает главным элементом социального.

Общественное, социальное, социетальное бытие - это совокупность демосоциальной, экономической, политической, духовной систем и связей между ними. Перечисленные термины выражают, в сущности, одно и то же. Системы социальной связи, общественного бытия, социальные системы представляют собой процессы производства, распределения, обмена и потребления каких-то социальных благ (товаров, порядка, истин и т. д.).

Социум - это совокупность общественных систем за исключением географической. В учебниках по социологии, как правило, выделяют раздел культуры общества , под которым в узком смысле слова понимается характерный для данного общества строй ценностей, норм, мыслей, действий. В широком смысле слова социум и культура общества - тождественные понятия, поэтому в настоящем учебном пособии я исключил раздел «культура»: она рассматривается в разных темах вследствие большой расплывчатости самого понятия «культура». Культура человека была рассмотрена раньше.

Общество - это совокупность всех общественных систем и связей между ними, его основные метасистемы — народ, формация и цивилизация. В социальных системах (общественном бытии) можно выделить три основные части, чтобы упростить их понимание и роль в обществе. Во-первых, это исходная, субъектная, социетальная часть социальных систем включает в себя функциональные общности (демосоциальные, экономические и т. п.), обладающие функциональной субъективностью (потребностями, ценности, знаниями), способностями к действиям, а также ролями.

Во-вторых, это базисная, деятельностная часть — процесс производства каких-то общественных благ — представляющая собой согласованные действия индивидов с разными ролями, их взаимное общение, использование предметов и орудий (ситуация деятельности). Примером могут служить менеджеры, инженеры и рабочие вместе со средствами производства в деятельности промышленного предприятия. Эта часть является базисной, потому что от нее зависит данная социальная система.

В-третьих, это результативная, вспомогательная часть, включающая в себя произведенные социальные блага: например, автомобили, их распределение, обмен и потребление (использование) другими социальными системами. К результативной части социальной системы нужно отнести и подкрепление исходных и базисных частей, подтверждение их адекватности своему назначению. Такая, реалистическая , точка зрения смягчает крайности субъективистской, понимающей, позитивистской и марксистской социологии.

В отличие от Парсонса, функциональное социетальное сообщество в такой трактовке является исходным элементом каждой социальной системы, а не выступает в качестве отдельной системы. В него входит также статус но-ролевая структура, характеризующая данную социальную систему. Оно, а не культурная подсистема, выступает конкретной функциональной культурной частью социальной системы.

Далее, не только экономическая и политическая, но также демосоциальная и духовная системы выступают социальными, т. е. обладают своими функциональными социетальными сообществами, со своими потребностями, ментальностью, способностями, а также действиями, нормами, институтами и результатами.

И, наконец, во всех социальных системах культурная, социетальная, личностная, поведенческая подсистемы находятся в единстве, а индивидуальное (элементарное) действие входит в базисную часть каждой социальной системы, включая в себя: а) ситуацию (предметы, орудия, условия); б) ориентации (потребности, цели, нормы); в) операции, результаты, блага.

Таким образом, общество можно определить как природно-социальный организм, состоящий из психической, социальной, географической систем, а также связей и отношений между ними. Общество имеет разные уровни: деревни, города, регионы, страны, системы стран. Человечество включает в себя как развитие отдельных стран, так и медленное становление общечеловеческого суперорганизма.

В настоящем учебном пособии общество изображено в виде иерархической структуры, которая включает в себя: 1) базисные элементы общества; 2) системы (подсистемы), сферы, органы; 3) метасистемы (народы , характеризующие «метаболическую» структуру общества; формации , характеризующие «социальное тело» общества; цивилизации , характеризующие его «душу»).

Сен-Симон, Конт, Гегель и другие полагали, что движущая сила изменений обществ находится в сфере сознания, в тех идеях, методах мышления и проектах, с помощью которых Человек пытается объяснить и предсказать свою практическую деятельность, управлять ей, а через нее и миром. Марксисты видели движущую силу исторических изменений в сфере борьбы бедных и богатых классов, производительных сил и экономических отношений, то есть в экономической системе. На мой взгляд, движущей силой развития обществ являются также противоречия психического, социетального, предметного внутри социальных систем, между общественными системами внутри общества, между разными обществами.

Социальная стратификация и мобильность

Социальная структура − это устойчивая связь элементов в социальной системе. Другими словами, это внутренний устрой общества, который состоит из соответственно расположенных элементов, которые взаимодействуют между собой.

Основными элементами социальной структуры общества являются,

во-первых, индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли),

во-вторых, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы или иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д. Она указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой критерий выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Со­словное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политиче­ским путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную ие­рархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратифи­кация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни - политиче­ской, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Ев­ропе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знат­ного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социаль­ной лестнице.



Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия . Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли - первое со?словие и второе сословие) ко второй - ремесленни?ков, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая . Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и верти­кальную. Горизонтальная мобильность - это переход из одной социальной группы в другую, нахо­дящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под верти­кальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним эко­номическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

Перемещение людей из одной социальной группы в другую происходит при помощи социальных институтов – «социальных лифтов». Это прежде всего армия, церковь, школа.

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект - группа или от­дельный человек - находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного со­циального статуса. Такое состояние называется маргинальностью. К маргиналам относятся группы, которые занимают промежуточное положение м/у устойчивыми общностями. Один из основнях каналов маргинализации – массовая миграция населения из сельской местности в города. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживаются в городскую среду. На какое-то время они становятся людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Ещё одна группа, которая как бы выпадает из устойчивой социальной структуры общества – это ЛЮМПЕНЫ. К ним относятся люди, опустившиеся на дно общественной жизни, - бродяги, нищие, бомжи. Это выходцы из различных слоёв и классов.

Такие слои населения, неукоренённые, с неустойчивым общественным положением, стремились к твёрдому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима. Это отрицательное последствие увеличения маргинальных групп. В тоже время, нельзя не признавать, что нередко именно эти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, име­ют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство . Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравен­ство - характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различия­ми между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В ито­ге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, мар­ксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собствен­ности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют раз­личные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве сущест­вуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Соци­альное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в про­цессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями . Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными - естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах, либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церковные нормы это правда, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обществе были ритуалы.

Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения .

Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Социальная роль

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»