Картотека дидактических игр по обж в старшей группе. Дидактические игры по обж для детей старшего возраста. « Мой выбор»

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Дидактические и развивающие игры на формирование и развитие у детей знаний безопасного поведения

Игры для детей средней группы

Раздел: «Ребенок дома»

«Давайте познакомимся»

Цель: Развивать умение называть свое имя и фамилию, возраст. Развивать умение называть имена своих родителей. Прививать любовь к близким.

Ход игры : воспитатель говорит о том, что в группу в гости к детям пришел «интересный персонаж» (какая-либо игрушка) и хочет лучше узнать ребят. Дети садятся в круг, а интересный персонаж передается по очереди. Когда предмет в руках ребенок должен назвать свое имя, фамилию, возраст, как зовут его родителей.

Тема: «В мире опасных вещей»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для жизни и здоровья, но которые необходимы человеку. Предостеречь от возможных несчастных случаев в быту.

Ход игры: воспитатель демонстрирует бытовые предметы. Дети хлопают на безопасные и топают, если предмет может причинить вред.

Тема: «Не шали с огнем».

Цель: Знакомить с опасностью, исходящей от огня.

Ход игры : воспитатель сообщает детям, что к ним в гости пришла «Искорка» и она хочет с ними поиграть. Воспитатель показывает карточки, где искорка будет «хорошей» (плита, печка, факел и т.д) или «плохой»(пожар, костер без наблюдения, непотушенная сигарета) . Дети должны определить назначение «Искорки».

Раздел: «Ребенок и природа»

Тема: «Кошка и собака – наши соседи»

Цель: учить детей, что необходимо помнить при общении с домашними животными.

Материал: Картины, на которых нарисованы разные породы собак и кошек, корм для собак и кошек, рабочая тетрадь, игрушки: кошка и собака.

Ход игры: Беседа по картинкам с использованием загадок. Инсценировка стихотворения «Бездомная кошка», используя игрушку.

Бездомная кошка

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели?

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

- Вы слышите, кошка, пойдемте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой!

Спешил я. Она отставать не хотела.

И рядом со мною тихонечко пела: о чем она пела? Наверно, о том, что каждому нужен свой собственный дом.

Тема: «Природа – наш дом»

Цель: учить детей бережному отношению к природе, к животному и растительному миру.

Материал: карточки с изображением сломанного дерева, костра, мусора в лесу,

Ход игры: воспитатель демонстрирует картинки по теме, задача детей разделить на 2 группы, что можно делать, а что нельзя.

Раздел: «правила дорожного движения»

Тема: «Знакомство с транспортом»

Цель: дать детям представление о видах транспорта.

Материал: картинки с различным видом транспорта(наземный, подземный, водный, воздушный).

Ход игры: Из всего представленного транспорта детям необходимо выбрать транспорт, который они встречают на улицах города. Постараться объяснить назначение.

Тема: «Грамотный пешеход»

Цель: Закреплять представления об улице, проезжей части и тротуаре.

Материал: загадки про ПДД, декорация улицы (зебра, светофор), фишки, как в настольной игре.

Ход игры: имитация проезжей части, выполняется индивидуально или командами. Дети отгадывая загадки, переходят на следующий «уровень» - по зебре, на зеленый свет светофора и т.д.

Тема: «Светофор»

Цель: познакомить детей со светофором, объяснить значение каждого цвета; учить детей правилам поведения при переходе улицы.

Материал: карточки желтого, красного и зеленого цвета.

Ход игры : дети делятся на пешеходов и «светофор». Светофор загорается по очереди, задача детей сымитировать переход пешеходов назеленый светофора.

Раздел: «Ребенок и другие люди»

Тема: «Поможем девочке найти бабушку»

Цель: подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

Ход игры: Из группы детей выбирается 4 ребенка на роль 2 бабушек и 2 внучек. Остальные дети разбегаются, они не должны знать не знаю кто из действующих лиц с кем в паре. Задача «внучек» объяснить остальным детям как выглядит их «бабушка».

Раздел «Ребенок и здоровье»

Тема «Мое тело»

Цель: - дать детям элементарные представления о себе как о человеке;

Познакомить с внешним строением тела и его возможностями;

Прививать интерес к познанию себя;

Приучать различать человеческие эмоции.

Материал: картинки частей тела и эмоций.

Ход игры: 1часть. Собираем из частей человечка; 2 часть. Рассматриваем картинки с эмоциями и пытаемся их повторить.

Тема «Фрукты – полезные продукты».

Цель: Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения.

Материал: картинки с полезными и вредными продуктами питания.

Ход игры: дети рассматривают картинки и пытаются разделить на 2 соответствующие группы, можно усложнить – пытаются объяснить свой выбор.

Тема «Как надо одеваться, чтобы не заболеть».

Цель: Закрепит названия одежды и порядок одевания.

Материал : кукла и одежда для куклы.

Ход игры: необходимо одеть куклу Машу по погоде, погодные особенности выбирает – ведущий или воспитатель.

Дидактические игры к разделу «Ребенок дома»

Слушай внимательно

Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать слуховое внимание, память

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы, а они должны отвечать хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из Вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

Кто из Вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Ответь правильно

Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать зрительное внимание, память

Материал: карточки-картинки с изображением ситуаций

Ход игры: Воспитатель озвучивает ситуацию, дети должны подобрать соответствующую картинку и объяснить свой выбор

Ситуации: Ответы:

Возник пожар - Звони по телефону «01»

В комнате много дыма - Пробирайся ползком к выходу

На тебе горит одежда -Падай на пол и катайся

Задымился телевизор -Отключи, накрой одеялом

Горит старая трава -Забросай землей, залей водой

Почувствовал запах газа -Открой окно, позвони «04»

Трудно дышать от дыма -Дыши через мокрую тряпку

Разложи по порядку

Цель: закрепит порядок действий при возникновении пожара, формировать навыки правильного поведения

Материал: карточки-картинки

Ход игры: на столе разложены карточки-картинки, воспитатель предлагает детям разложить их в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях:

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

Встреча пожарных;

Работа пожарных.

Электроприборы

Цель: закрепит представления детей об электроприборах, правилах пользования ими

Материал: карточки с изображением электроприборов, загадки, карандаши

Ход игры: Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают о правилах пользования электроприборами.

Варианты игры: а/ дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом электроприборе, остальные отгадывают

В мире опасных предметов

Цель: закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, о правилах пользования ими, развивать логическое мышление, внимание, память

Материал: загадки, карточки-картинки, знаки: ! - «внимание» (осторожно пользоваться), Х- « запрещено» (нельзя брать детям), карандаши

Ход игры: Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают об это предмете, правилах пользования, ставят нужный знак

Варианты игры: а/ дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом предмете, остальные отгадывают, выбирают нужный знак

Четвертый лишний

Задача: выделите лишнее слово и объясните свой выбор.

Вода, чай, кофе, бензин.

Бензин, керосин, нефть, вода.

Лак, вода, краска, спирт.

Песок, вата, сено, промасленная тряпка.

Лед, нефть, краска, лак.

Какой жидкостью можно погасить огонь:

Водой, бензином, спиртом, ацетоном?

С помощью чего можно потушить огонь:

Воды, специального порошка, керосина, пены из огнетушителя, спирта?

Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».

Дидактические игры к разделу

«Ребенок и другие люди»

Знакомый, свой, чужой

Цель: учить различать близких и незнакомых людей, вырабатывать тактику правильного поведения для предотвращения неприятностей

Материал: мячик

Ход игры: дети стоят в кругу, водящий – в центре. Водящий поочередно бросает мяч каждому ребенку, говоря: «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему. После того, как все дети ответят, проводится беседа на закрепление правил поведения с незнакомыми людьми с объяснением, чем грозит нарушение этих правил.

Усложнения: мяч бросается, убыстряя темп

Если в дом пришла беда

Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; вырабатывать навыки общения с людьми, умения разговаривать по телефону; закрепление знания имени, фамилии, домашнего адреса, номеров служб спасения

Материал: карточки с изображением номеров телефона «01», «02», «03», «04»; игрушка-телефон; карточки-картинки с изображением различных бытовых ситуаций

Ход игры: взрослый предлагает детям картинки с различными ситуациями, при которых нужна помощь и предлагает вызвать по телефону соответствующую службу. После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли ребенок «набрал» номер и вел разговор (назвал адрес, имя, фамилию; объяснил, что произошло».

Похитители и находчивые ребята

Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; развивать находчивость, ловкость

Ход игры: группа детей делится на 2 команды: похитители и находчивые ребята (в каждой команде поровну). Правила игры: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать тащить себя любым способом; драться и кусаться в игре не разрешается.

Игра проигрывается несколько раз, дети все время меняются ролями

Куда бежать, если за тобой гонятся

Цель: вырабатывать навык правильного поведения в экстремальной ситуации, развивать логическое мышление

Материал: рабочая тетрадь или картинки

Ход игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации и высказать свое мнение, куда бежать от преследователя: в парк, который рядом, и спрятаться под елкой; домой по безлюдной дороге; к остановке автобуса, где много людей; к посту ГАИ. Пусть дети объяснят свой выбор.

Фоторобот

Цель: закрепит представления о том, что не всегда приятная внешность человека соответствует добрым намерениям и наоборот; учить составлять фоторобот доброго, злого, опасного человека

Материал: рисунки разнообразных деталей лица: рот, нос, губы; открытки, фотографии с изображением людей

Ход игры: предложить детям рассмотреть фотографии и ответить, кто, по их мнению, может представлять опасность, а кто – нет. Затем предложить составить фоторобот опасного, злого и доброго человека. Вспомнить сказки, где говорится, что не всегда приятная внешность говорит о добрых намерениях и наоборот, примеры из опыта детей, случаи из своей жизни. В конце сделать вывод: чтобы научиться разбираться в людях, надо быть очень внимательными и осторожными

Игра по мотивам сказки «Коза и семеро козлят»

Содержание игры: семеро козлят закрылись в домике (дети сидят за занавеской или накрыты покрывалом), предварительно получив наказ от мамы-козы. К ним по очереди подходят самые различные персонажи (волк, лиса и др.), которые должны быть похожи на маму и говорить похожими голосами. Козлята по голосу должны узнать среди них свою маму и только ей открыть дверь. Задача козлят – узнать маму и сказать, чем другие голоса не похожи на голос мамы. Задача волка и других обманщиков – говорить голосами, максимально похожими на голос мамы-козы. Воспитатель берет на себя роль волшебника, который узнает мнения козлят о действиях волка и мнение волка о козлятах и причинах неудачных попыток их обмануть. С этой целью воспитатель в течение всей игры ведет диалог с противоборствующими сторонами, в ходе которого тайные намерения каждой из сторон становятся очевидными. Например, воспитатель спрашивает козлят, почему они не доверяют тому или иному голосу. Затем он спрашивает у волка, почему козлята не открыли дверь, каким должен быть голос у мамы-козы.

Дидактические игры на закрепление знаний

По разделу «Здоровье ребенка»

Умею – не умею

Цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать чувство достоинства

Атрибуты: мячик

Ход игры: Ведущий бросает мячик ребенку и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему. Например: Я умею бегать, потому что у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев.

Определи, что это такое

Цель: активизировать работу органов чувств по распознанию разных предметов; определение ведущей роли зрения

Материалы: повязка на глаза, предметы (например: кукла, зубная щетка, погремушка, яблоко), фишки

Ход игры: Ребенку завязывают глаза. На стол перед ним кладут какой-либо предмет и просят определить, что это такое. Игроку нужно не просто назвать предъявленный предмет, но и объяснить, по каким признакам он узнал это, и какие «помощники» (органы чувств) ему помогли справиться с заданием. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Найди пару

Цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности, благодаря тактильным ощущениям

Атрибуты: повязка на глаза, набор пластин «Тактильная память» (обклеенные фольгой, мехом, бархатной бумагой, фланелью, шелком, деревянные и металлические пластины)

Ход игры: Дети с завязанными глазами выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник)

Материалы: большие карточки с изображением людей определенных профессий, маленькие карточки с изображением органов чувств (их количество должно быть больше необходимого)

Ход игры: Каждый игрок получает большую карточку, на столе лежат маленькие карточки с изображением органов чувств. Игроки по очереди берут маленькие карточки со стола и либо оставляют ее у себя, либо возвращают обратно. Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Какие предметы тебя окружают?

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти, зрительное внимание и память

Материалы: повязка на глаза

Ход игры: Ребенку предлагается осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Если дети успешно справляются с заданием, упражнение можно усложнить: привести его в спальню (раздевалку, умывальную комнату) и, не говоря, где он находится, предложить рассказать, что его окружает. В заключение можно спросить ребенка, почему в игровой комнате он назвал большее количество окружающих его предметов. (Такая практически-игровая деятельность позволяет ребенку сделать вывод о роли и взаимосвязи зрения и памяти в жизни человека. Ребенок на собственном опыте испытывает неудобства слепых и плоховидящих людей, начинает сопереживать им).

Определи растение по листочкам

Цель: развивать у детей тактильную чувствительность, закрепить знания о растениях

Материалы: разнообразные растения: фикус, мать-и-мачеха, веточка ели и другие; повязка на глаза

Ход игры: Воспитатель предварительно показывает ребенку разные растения, обращая внимание на их листья. Затем ребенку завязывают глаза и предлагают определить, от какого растения каждый листок. Ребенок должен сам догадаться, что это можно сделать на ощупь.

Кто быстрей наденет шапку

Цель: активизировать внимание детей на функциональной значимости рук, развивать ловкость

Материалы: шапки по количеству играющих детей

Ход игры: Воспитатель предлагает двоим детям принять участие в соревновании. Причем один из них должен выполнять задание одной рукой, а другой – двумя. После первого тура соревнований меняют условия: тот, кто надевал шапку двумя руками, теперь будет делать это одной рукой и наоборот. После выполнения задания дать детям возможность посмотреть на себя в зеркало. В конце игры побеседовать с детьми о том, почему они побеждали по очереди.

Кто быстрей сосчитает пуговицы

Цель: активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчает выполнение любой работы; закрепить навыки счета предметов на ощупь

Ход игры: Ребенку предлагают сосчитать пуговицы на своей рубашке (кофте, платье) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них. Побеседовать с детьми о том, в каком случае получается считать быстрее и почему.

Поговорим без слов

Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.) Затем детям дается задание: привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Определи по звуку

Цель: упражнять органы слуха в определении и различении звуков, развивать слуховое внимание, память

Материалы: музыкальные инструменты, бумага, фольга, стеклянные и металлические предметы, резиновая игрушка-пищалка и пр., фишки

Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Не пропусти свой звук

Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, память

Материалы: карточки с изображение любых звуков (буквы)

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку стать домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Дети берут букву, соответствующую своему звуку. Воспитатель медленно читает стихотворение или короткий рассказ, дети в процессе чтения определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со своим звуком, ребенку нужно быстро встать и снова сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Отгадай, где путешествовал Мишка

Цель: с помощью магнитофонной записи упражнять детей в восприятии различных звуков, развивать слуховое внимание, память

Материалы: магнитофонная запись различных звуков, игрушка Мишка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Мишка приготовил для них звуковую загадку: послушав магнитофонную запись, дети должны угадать, где путешествовал Мишка. Детям предлагается запись шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом, автомобилем, шум морского прибоя и другие. Дети должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.

Дидактические игры к разделу «Ребенок и природа»

Что где растет

Цель: закрепить название некоторых растений и мест их произрастания; развивать зрительное и слуховое внимание, память

Материал: картинки с изображением растений, мест произрастания (луг, лес, поле и т.д.)

Ход игры: 1. Детям раздаются картинки с изображением растений (подорожник, ромашка, василек и др.) и предлагается подобрать к ним картинку, изображающую место, где чаще всего можно встретить это растение (подорожник – дорога, ромашка – луг, василек – поле)

2. Ведущий называет растение, ребенок – место произрастания (словесная игра)

Распутай путаницу

Цель игры: закрепить знания детей о растениях, частях растений (корень, стебель, лист, цветок); закрепить знания о ядовитых растениях, их вреде для здоровья человека

Материал: картинки с изображением частей растений

Ход игры: На столе лежат картинки с изображением отдельных частей растений. Детям предлагается соединить их так, чтобы получилось правильное изображение.

Вопросы : «Какие растения вы знаете?» «Какая опасность для человека может быть при соприкосновении с такими растениями?»

Съедобный грибок положи в кузовок

Цель: закрепить знания о внешнем виде съедобных и ядовитых грибов; учить узнавать и называть их

Материал: картинки с изображением грибов (муляжи), корзинка-кузовок

Ход игры: Картинки с изображением грибов (или муляжи) разложены в разных местах группы. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы, назвать их и объяснить, почему не взяли остальные (ядовитые)

Вариант игры: детям предлагается вылепить из пластилина настоящий и ложный гриб (например: опенок и ложный опенок, лисичку и ложную лисичку), объяснить и показать отличия во внешнем виде этих грибов.


Игра «Собери опасный предмет»

Цель: Совершенствовать умение детей собирать из частей - целое. Закреплять знания об опасных предметах и правила обращения с ними.

Материал: разрезные картинки опасных предметов.

Игровые действия: собрать из частей опасный предмет, рассказать правила безопасного обращения с ним.

Игра «Цепочка безопасности»

Цель: Повторить правила безопасности.

Материал: фишки на каждого ребенка.

Игровые действия: В игре принимают участие любое количество детей, им необходимо дать ответы на вопрос, например: Какие вы, знаете причины пожаров? Каждый ребенок по очереди должен назвать свою причину. За правильный ответ ребенку дается фишка, побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Примерные вопросы: Как можно предотвратить пожар? Что нужно делать, если в квартире возник пожар? Назови правила обращения с электроприборами. Назови опасный предмет и объясни, почему он опасен. И т. д.

Игра «Кубик безопасности»

Цель: закрепления знаний, полученных на занятиях по ОБЖ.

Материал: картонные кубики с изображением различных опасных предметов и объектов природы.

Игровые действия: Ребенок бросает кубик и рассказывает, чем опасен выпавший предмет или объект природы и правила обращения с ним.

Игра » Четвертый лишний«

Цель: Учить находить среди предметов - опасные, объяснять правила безопасного обращения с ними. Развивать внимание, логическое мышление.

Материал: набор карточек с изображением различных предметов.

Игровые действия: выбрать среди изображенных предметов - опасный и объяснить свой выбор.

Игра «Дом, в котором я живу»

Цель: закреплять знания домашнего адреса и телефона.

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок должен поймать и четко назвать домашний адрес, домашний телефон.

Игра » Подбери игрушку Танюшке«

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание.

Материал: картинки с изображением различных предметов быта.

Игровые действия: ребёнок выбирает из предложенных картинок, только те на которых изображены предметы, которыми можно (нельзя) играть.

Игра «Раз, два три, что может быть опасного - найди»

Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с изображением предметов домашнего обихода.

Игровые действия: выбрать из предложенных картинок, те на которых изображены источники опасности, объяснить свой выбор.

Игра «Внимание: природа!»

Цель: знакомить детей с опасностями, которые могут случиться с людьми на природе, что может нанести вред здоровью человека.

Материал: картинки с изображением объектов и явлений природы.

Игровые действия: выбрать явления или объект и рассказать о том, какие опасности он таит в себе.

Игра «Съедобное - несъедобное» .

Цель: закрепить представление о съедобных и несъедобных грибах (ягодах)

Материал: мяч.

Игровые действия: педагог бросает мяч, ребенок ловит, если гриб (ягода) съедобный, если нет, ребёнок отбивает мяч.

Игра «Пригласи Мишку в гости».

Цель: закрепить знание домашнего адреса, учить правилам приглашения гостей.

Материал: дома построенные детьми из строительного материала или конструктора, игрушка медвежонка.

Игровые действия: каждый ребенок выбирает себе дом, вежливо приглашает к себе в гости Медвежонка, называя ему свой домашний адрес.

Игра «Напиши телефон спасения».

Цель: активизировать в памяти детей номера телефонов служб спасения.

Материал: карточки с цифрами «0», «1», «2», «3», картинка с изображением «скорой», «пожарной», «милиции». Счетные палочки, пластилин (для усложнения).

Игровые действия: выбрать картинку спасательной службы, «написать» телефон спасения с помощью цифр, счетных палочек, пластилина.

Игра «Хорошо - плохо».

Цель: Учить видеть объект в различных его проявлениях, развивать логическое мышление.

Игровые действия: Педагог предлагает любой объект (огонь, ножницы, топор, вода и т. д.) ребёнок должен найти его хорошие и плохие стороны.

Название: Дидактические игры по ОБЖ для старших дошкольников.
Номинация: Детский сад — Развивающие игры — Дидактические


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 66
Месторасположение: Томская область, Г. Томск

Ирина Петровна Попова
Картотека игр по ОБЖ

«Вызываем службу спасения »

Цель: развивать умение детей составлять небольшой рассказ, придерживаясь предложенного плана.

Условия игры: участники игры четко называют свое имя и фамилию, придумывают небольшой рассказ по слайдам о возникшей ситуации.

На экране появляются слайды, дети по телефону (игрушка) «докладывают» о происходящем.

«Юные спасатели»»

Цель: учить детей запоминать, а затем находить и выбирать из нескольких картинок нужную; развивать зрительное восприятие.

Условия игры: участники игры запоминают изображенный на картинке предмет (игрушку, животное и т. д.). После этого сквозь «задымление» (занавеску) выбирают из предложенных картинок ту, на которой имеется такое же изображение (спасают).

«Спасатели»

Цель: учить детей соотносить схему предмета с натуральным предметом; развивать зрительное восприятие.

Условия игры: «спасатели» сначала рассматривают схему, а затем отыскивают среди игрушек ту, которая соответствует данной схеме.

«Пожароопасные предметы»

Цель: способствовать развитию у детей быстроты реакции и внимания.

Условия игры: водящий называет различные предметы; дети, услышав слова, обозначающие пожароопасные предметы, хлопают в ладоши.

(Утюг, телевизор, часы, конфета, хлопушка, гармошка, котлета, суп, нож, розетка, спички, зажигалка и другие).

«Тушим пожар»

Цель: развивать ловкость и быстроту движений, воспитывать умение действовать согласованно.

Условия игры: участники делятся на две команды и строятся в шеренги. По сигналу последний игрок передает членам своей команды ведра с «водой» (4-5 ведер). Игрок, стоящий в начале шеренги, имитирует тушение пожара. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.

«Спасатели спешат на помощь»

Цель: развивать навыки основных видов движений (ходьба по наклонной доске, перепрыгивание из обруча в обруч, ползание по гимнастической скамейке, ходьба по ограниченной поверхности – между лежащими недалеко друг от друга канатами); воспитывать смелость, желание выручить из беды.

Условия игры: участники делятся на две команды и по очереди, преодолевая препятствия, бегут к игрушкам (несколько игрушек) , берут по одной (спасают от пожара) и возвращаются назад, стараясь никого не уронить.

«Встреча с незнакомцем»

Условия игры: упражнять детей в правильном поведении при встрече с незнакомым человеком.

Игровые действия: дети рассказывают Незнайке, как вести себя при встрече с незнакомыми людьми.

Незнакомый гость: Здравствуйте, дети! Я очень рад встрече с вами и поэтому хочу угостить вас конфетами.

Незнайка сначала угощается сам, а потом дает конфеты детям. Они берут (не берут) угощение. Если кто-нибудь возьмёт конфеты (или другие сладости) , воспитатель спрашивает, правильно ли они поступили.

Незнакомый гость: А в моей машине ещё есть и шоколадки, и киндер сюрпризы! А сколько разных игрушек! Пойдёмте со мной – на всех хватит!

Незнайка собирается идти с незнакомцем.

Воспитатель: Правильно ли поступает Незнайка? (обращаясь к незнакомцу) А кто вы такой? Зачем пришли?

Незнакомец хватает Незнайку за руку и тянет за собой. Не слушай их! Я отвезу тебя к родителям, они попросили тебя забрать!

Незнайка плачет и идёт за Незнакомцем.

Воспитатель: Ребята, что нужно делать, если незнакомый человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь) Оставьте Незнайку в покое! (Отталкивает Незнакомца, уводит с собой Незнайку)

«Чтобы не было беды»

Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ об опасных и безопасных ситуациях, изображённых на иллюстрациях.

Условия игры: быстро составить небольшой рассказ по картинке об опасной или безопасной ситуации.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр Кто летает Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь.

Картотека грамматических игр Классификация игр по развитию различных сторон грамматического строя речи Грамматические конструкции Игры Падежи: именительный «Живое -.

Картотека хороводных игр Картотека Хороводных Игр Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 10 Губа И. И. 2014г. «Подарки» Текст Движения Принесли мы вам.

«Ракета» На асфальте изображена ракета, на которой вперемешку написаны цифры от 0 до 20. «Классики» В игре участвуют 3-4 игрока. Для.

Картотека игр по конструированию «Выкладывание картинок» (мл. гр.) Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной.

Личность формируется у человека с самого раннего возраста. Очень важно донести до детей главные правила безопасного поведения в любых возможных ситуациях. В ДОУ выделяется достаточно много времени ознакомлению с ОБЖ. Различные игры на эту тему являются неотъемлемой частью занятий.

Значение игр по основам безопасности в ДОУ

Опасность может подстерегать любого человека где угодно. У взрослых людей уже сформировалась определённая модель поведения в угрожающих жизни ситуациях. Маленькие же дети наиболее уязвимы в подобных моментах. Задача взрослых - максимально подробно и доступно рассказать малышам о существующих в мире опасностях, как их избежать и как лучше поступить, если всё же они наступили. Дома от родителей ребёнок получает первые знания о возможных угрожающих безопасности ситуациях. Работники детского сада должны расширять эти знания и прививать навыки правильного поведения в непредвиденных ситуациях. К дошкольникам нужен особый подход. Им необходимо донести очень сложные вопросы, показать всю важность знаний правил по безопасности и способствовать их запоминанию. Основная деятельность детей - игровая. Информацию, преподнесённую в игре, легче донести до ребёнка, а также удобно наглядно показать и разыграть действия по предотвращению или облегчению небезопасных явлений в жизни.

Опасность может подстерегать ребёнка где угодно

Целями игр будут расширение понятий о возможных предостерегающих опасностях дома, на природе, в общении с людьми, на улице, в том числе на дороге, привитие образца безопасного поведения и получение навыков правильного действия в случае появления неблагоприятного случая.

Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:

  • природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т.п.);
  • неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
  • угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
  • пожарная опасность;
  • опасности на улице (дорожное движение);
  • угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).

Виды игр и картотека тем для различных групп

Игры, с помощью которых дети будут усваивать основы безопасного поведения, могут быть разных видов:

  1. Дидактические, к которым относятся:
    • игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном контакте детей с предметами, развивают сенсорное восприятие;
    • настольно-печатные игры, которые разворачиваются на определённом игровом поле (лото, домино и др.);
    • словесные - предполагают речевые действия детей, это могут быть игры по заканчиванию фраз, отгадыванию загадок и т.д.
  2. Подвижные - игры, в которых нужно проявлять двигательную активность, одновременно тренируя свои физические навыки.
  3. Театрализованные, предполагающие театральную постановку на определённую тему.
  4. Игры-тренинги, позволяющие мысленно присутствовать в разбираемой ситуации.
  5. Сюжетно-ролевые (дети принимают на себя роли и участвуют и решают поставленную задачу) и др.

При подготовке к проведению игр нужно учитывать возрастной фактор. Детям раннего дошкольного возраста подойдут ознакомительные игры, способные вызвать интерес к дальнейшему изучению основ безопасности (дидактические игры с предметами или игрушками). В старших группах воспитанники способны самостоятельно делать выводы, понимать взаимосвязь событий, поэтому им рекомендованы игры с усложнёнными правилами (настольные игры).

Дети по своей натуре очень любят играть, через игру они знакомятся с окружающим миром и примеряют на себя различные роли

Таблица: возможные игры по ОБЖ в детском саду

С какого возраста рекомендуется проводить Название игры Задачи Содержание
С первой младшей группы Дидактическая игра «Опасно - огнеопасно» Учить различать предметы, которые огнеопасны Воспитатель показывает детям множество карточек, на которых изображены предметы, представляющие опасность. Задача игроков - выбрать из карточек те, на которых нарисованы пожароопасные предметы (например, утюг, спички, плита и т.п.)
«Собери автомобиль» (из 2-х частей, из 4-х частей) Закреплять названия видов транспорта и его составных частей Перед детьми картинка автомобиля (автобуса, грузовика). Выдаётся материал: кусочки-элементы, из которых нужно собрать целостное изображение предлагаемого транспорта, ориентируясь на картинку перед глазами
Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» Формировать элементарные представления о действиях на проезжей части Дети принимают роли шофёров и пешеходов. Разыгрываются различные ситуации: довезти куклу до магазина, доставить строительный материал. Везти машину нужно осторожно, не наезжая на людей
Подвижная игра «Тушим пожар» Формировать элементарные знания о пожарной безопасности По кругу выстроены стулья, на которых лежат игрушечные огнетушители. Количество стульев с огнетушителями на одну единицу меньше, чем игроков. Дети бегают вокруг стульев. По сигналу ведущего нужно взять огнетушить в руки и поднять вверх. Из игры выходит тот, кто не добрался до игрушки. Победителем будет игрок, поднявший последний огнетушитель на стуле.
Со второй младшей группы Дидактическая игра «Расскажи, что не так» Приучать к правилам ПДД Детям показаны картинки с сюжетами дорожных ситуаций. Нужно рассказать, что на ней персонаж делает неправильно (переходит дорогу на красный свет, в неположенном месте и т.д.)
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Учить безопасности в общественном транспорте Распределяются роли: водитель, пассажиры, пешеходы. Разыгрываются различные ситуации (женщина с ребёнком, бабушка, слепой и т.п.)
Подвижная игра «Костёр» Уточнять порядок действий при пожаре Игра проводится на детской площадке. Нужно брать совочком (или другой похожей небольшой ёмкостью) песок из песочницы и доносить до места, где лежит картинка с изображением костра
Подвижная игра «Переход» Развивать знания о правилах ПДД На полу группы нарисована «зебра». Светофор показывает красный свет. Игроки стоят. Загорается жёлтый свет, участники продолжают стоять. На зелёный свет нужно пройти через нарисованную «зебру», посмотрев сначала налево, потом направо
Игра-тренинг «Я потерялся…» Формировать правила поведения, если потерялся на улице В гости к детям приходит персонаж Зайка и рассказывает детям, что на прогулке потерялся с мамой. Дети вместе с воспитателем рассказывают Зайке, как нужно поступать, если вдруг оказался один в разных ситуациях (на улице, в автобусе, магазине), кого можно просить о помощи, а кого нельзя
Подвижная игра-эстафета «Спаси игрушку» Воспитывать смелость, желание помощь пострадавшему Игра проходит в спортивном зале. Дети по очереди выполняют комбинацию заданий, выражающих действия по спасению игрушки (достать игрушку с гимнастической лестницы, добежать с ней до определённого места). Во время прохождения этапов игрушку нельзя ронять
Со средней группы
«Съедобный грибок положи в кузовок»
  • Узнавать о разновидностях съедобных и ядовитых грибов;
  • учить отличать съедобные грибы от несъедобных.
Перед игроками раскладываются муляжи грибов. Нужно собрать в корзину только их съедобные виды. Затем из корзины достаётся по одному грибу, игроки должны озвучить его название
Сюжетно-ролевая «Мы - пожарные»
  • Закреплять знание правил пожарной безопасности;
  • учить согласованно работать в команде.
Дети изображают бригаду пожарных. По вызову о случившемся пожаре они спешат на помощь в разных ситуациях (на улице, в квартире, в лесу)
Дидактическая игра «В мире опасных вещей» Продолжать знакомство с опасными свойствами предметов Воспитатель показывает детям поочерёдно разные бытовые предметы. Если предмет безопасный, дети должны хлопать в ладоши. Если опасный - топать ногами
Дидактическая игра «Мы дружим с кошками и собаками» Расширять представления о правильном обращении с домашними животными Воспитатель показывает детям карточки, изображающие сюжеты, происходящие с участием кошек и собак. Дети должны прокомментировать картинку: отметить правильные и неправильные действия (например, неправильно дёргать животных за хвост, бить палкой, дразнить)
Со старшей группы
Дидактическая игра «Изобрази дорожный знак» Закреплять знания о видах дорожных знаков За выделенное время дети должны нарисовать загаданный ведущим дорожный знак
Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь» Детьми разыгрываются различные сценки, в которых они в роли доктора помогают пострадавшим: при порезе руки, ушибе ноги, колена, повышенной температуре, заболевшем горле, кровотечении из носа. Нужно последовательно оказать первую помощь
Игра-лото «Растения в помощь здоровью» Закрепить знания о том, что лекарственные растения могут быть помощниками в сохранении и заботе о здоровье У каждого игрока имеется свой набор карточек с изображениями растений. Ведущий по очереди показывает карточки из своего набора. Игрок, у которого есть карточка с таким же растением, должен рассказать, как оно называется и какую пользу приносит. Если ответ верный, картинка даётся игроку. Победит тот, кто первым соберёт свой набор
«Телефон» Закреплять навыки пользования телефонной связью в экстренных случаях На столе стоят игрушечные машин автомобилей экстренных служб. Рассматриваются иллюстрации с изображением различных опасных ситуаций. Нужно подобрать к каждой ситуации нужный вид автомобиля и назвать номер телефона, по которому его нужно вызвать
Игра-тренинг «Незнакомец» Тренировать навыки правильного поведения в ситуациях с незнакомым человеком Разбирается ситуация, которая случается с Карлсоном. Он встретился с незнакомой тётей, которая предлагает ему конфеты и зовёт поехать с ней на машине. Дети размышляют о правильных ответах и поведении, рассматривая возможные исходы ситуации
Дидактическая игра «Чтобы не случилось беды»
  • Закреплять знания о безопасном поведении на улице;
  • повторять дорожные знаки.
В игре используется макет улицы с расположенными на ней различными дорожными знаками, светофорами. С помощью игровых фишек или любых маленьких игрушек обыгрываются различные ситуации на дороге
С подготовительной группы Настольная игра «Путешествие в страну здоровья» Закрепить знания о сохранении здоровья Игроки бросают по очереди кубик и делают ход. В зависимости от того, на кружок с каким изображением попала фишка, нужно выполнить определённое задание. Например, объяснить, что нужно делать при кашле, высокой температуре, зубной боли или объяснить, чем полезны движения, витамины, плавание и т.п. Если игрок отвечает неправильно, пропускается ход. Побеждает тот, кто первым доберётся до «страны здоровья»
Подвижная игра-эстафета «Территория риска» Совершенствовать представления об опасных предметах и обращении с ними Игра проводится в спортивном зале. Дети по очереди выполняют назначенные ведущим действия на гимнастической лестнице, скамье т.п. Затем раздаётся звонок - «сигнал тревоги». В группе обнаружено множество опасных предметов. Каждый получает карточку схему с подсказками, где искать предмет (над, под, за, в). Найденные предметы раскладывают в коробки по категориям (острые, пожароопасные, ядовитые и т.д.)
Словесная игра «Служба спасения»
  • Закреплять знание своих личных данных;
  • учить правильно описывать проблему.
Воспитатель по очереди показывает на экране компьютера картинки с различными ситуациями. К каждой картинке дети должны составить короткий рассказ от имени одного из героев происходящего или стороннего наблюдателя. Всё это дети говорят в трубку игрушечного телефона
Сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения» Закреплять и систематизировать знания правил дорожной безопасности Между детьми распределяются следующие роли: сотрудник ГИБДД, водители автомобилей, пешеходы. Разыгрываются ситуации, в ходе которых игроки не должны нарушать правила дорожного движения, за этим следить сотрудник ГИБДД

Возрастные границы игр, обозначенные в таблице, весьма условны. Использовать ту или иную игру следует, опираясь на особенности развития детей, успешное усвоение материала, их интересы. Например, игра «Нарисуй дорожный знак» которая рекомендована к проведению со старшего дошкольного возраста, может быть использована и в младшей группе. Но потребуется более тщательная подготовка к занятию, а также постоянная помощь воспитателя в корректировке рисунков. Критерии выбора во многом зависят от чутья преподавателя, ведь кто кроме него лучше определит, что сейчас будет нужнее и понятнее ребятам, какой вид игры их заинтересует больше всего.

Структура и временной план игр

Каждая игра имеет несколько этапов:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, объяснение правил. Это может быть показ картинок или предметов, краткая беседа, в которой выявляется готовность детей к игре (1–2 минуты).
  2. Игровые действия с обязательным перерывом на физ. минутку.
  3. Подведение итогов (1–2 минуты).

Следует отметить, что время проведение самой игры отличается в зависимости от возраста детей. Время игры в младших группах не должно превышать 10–15 минут, в таком возрасте ещё тяжело концентрировать внимание на одном виде деятельности продолжительное время. В старших группах игра в среднем занимает 20–25 минут. Это условные временные рамки. Нужно помнить, что всё зависит от особенностей игры, интереса, который дети проявили к ней, степени их усталости. Перерыв на двигательную разминку обычно занимает 2–3 минуты.

Фотогалерея: материалы для вводного этапа игры

Рисунок, демонстрирующий проблемную ситуацию общения с незнакомыми людьми может демонстрироваться в предварительной к игре беседе
На игрушечной пожарной машине легко показать её детали, это будет удачно использоваться на вводном этапе дидактической игры по сбору рисунка машины из разных частей Игрушечные приборы помогут наглядно продемонстрировать их безопасное использование Демонстрационная картинка расскажет о том, как нужно правильно использовать утюг Картинка, изображающая опасность при обращении с плитой, поможет детям лучше представить ситуацию Рисунок игры со спичками поможет помочь, чо может случиться, если их использовать неосторожно Рисунок продемонстрирует ребятам, что с таблетками нельзя играть Рисунок наглядно продемонстрирует ребятам, что играть с острыми предметами опасно Наглядный материал поможет лучше понять детям, что может случиться в случае небезопасной игры Увидев изображённую опасную ситуацию, дети лучше усвоят, как поступать, например, в предстоящей игре, а также и в реальности Можно разобрать по рисунку ситуацию и отменить все опасности Наглядный материал поможет вспомнить уже то, что разбиралось и раньше С помощью игрушек-животных можно легко рассказать об особенностях каждого из них, тем самым подготовив ребёнка к игре про животных

Игры по ОБЖ в первой младшей группе

Самые маленькие дошкольники знакомы с наиболее часто встречаемыми предметами. В ДОУ нужно продолжать развитие представлений о ближайшем предметном, социальном и природном окружении, а также давать элементарные представления о безопасном использовании предметов и правилах поведения. Необходимо при помощи игр сформировать интерес к проблемам собственной безопасности, познакомить с первоначальными знаниями об опасных ситуациях, решая образовательные задачи:

  • дать начальные знания о мире природы и возможных угрозах в нём (может укусить животное, бывают ядовитые растения);
  • осваивать представления о различном транспорте: автомобилях, общественном, водном, воздушном, их составляющих частях, дать понятие красного и зелёного сигналах светофора;
  • изучать предметы и их свойства;
  • учить воспринимать слова «можно», «нельзя», «опасно»;
  • давать начальные знания о правильном питании, образе жизни, приучать к правилам гигиены;
  • знакомить с помещением группы, как вести себя в группе, в раздевалке, как вести себя на улице (брать папу или маму за руку).

В раннем возрасте у детей очень развито сенсорное восприятие мира, им важно изучать предмет тактильно. Для этого как нельзя лучше подойдут дидактические игры с использованием различных предметов, игрушек. В раннем возрасте часто знакомятся с окружающим миром с помощью игр в куклы.

У ребёнка 2–3 лет запоминание материала основано на эмоциональном к нему отношении. Поэтому в процессе игры дети легко запомнят всё, что вызывает у них интерес, они должны быть участниками происходящего. В этом помогут игры, где ребёнок сможет перевоплотиться в определённые роли. Малыши с радостью и интересом возьмут на себя роли докторов, и шофёров, и пожарных, тем самым усваивая элементарные представления об этих профессиях. Сюжетно-ролевые игры на тему «Семья» подчеркнут значение родителей в жизни ребёнка и помогут понять свою роль в семье.

Разыгрывая различные ситуации дорожного движения, дети одновременно усваивают важный материал

При проведении игры «Красный - зелёный», дети вместе с запоминанием цветом приучаются к навыкам перехода через дорогу по сигналам светофора: если воспитатель поднимает кружок красного цвета, нужно стоять на месте, если зелёного - нужно посмотреть сначала направо, а затем налево и идти вперёд.

Не стоит перегружать малышей в процессе игр излишней информацией, которую они не смогут усвоить. На этом этапе развития главным будет усвоить начальные представления о процессах окружающего мира и том, что в нём есть опасность.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Кукла заболела» (Екатерина Ашаева)

Отвозим куклу в больницу

  • Ребёнок в роли врача принимает пациента-куклу и начинает обследование. Смотрит ей горло.

    Осматривает кукле горлышко

  • Горло у куклы красное и доктор даёт ей витамины.

    Даём кукле витаминки

  • Затем ребёнок-врач измеряет температуру тела игрушечным градусником. Температура повышена и врач приглашает своего коллегу для консультации. Второй ребёнок-врач прослушивает куклу, чтобы дать свои советы о лечении куклы Маши.

    Приглашаем второго доктора и прослушиваем куклу

  • Один врач решает сделать кукле укол, а другой - дать ей микстуру.

    Даём кукле микстуру и делаем укол

  • Затем к кукле приходит санитар и делает ей горячий чай.

    Даёт кукле горячий чай

  • Вся группа поёт кукле песенку для поднятия настроения.

    Поём кукле песенку для поднятия настроения

  • Кукла очень обрадовалась и практически поправилась. Она просит отвезти водителя её обратно домой.

    Отвозим куклу обратно домой

  • Дома кукла просит положить ей в кроватку отдыхать.

    Кладём куклу под одеяло

  • Игры по ОБЖ во второй младшей группе

    У детей второй младшей группы сохраняется изучение предметов, основанное на ощущениях, сенсорном восприятии. Поэтому так же важен тактильный контакт с изучаемым материалом. Помимо этого большой интерес у детей вызывает взаимодействие с людьми, особенно со своими сверстниками. Происходит освоение совместной игры. В этом плане очень будут полезны сюжетно-ролевые игры. Основные задачи на период второй младшей группы:

    • продолжать осваивать представления о природном мире и взаимодействиях в нём: не срывать цветы и травы, не мусорить в лесу, не трогать чужих животных;
    • изучать устройство проезжей части, ввести понятие тротуара, зебры, приучать к необходимому поведению около дороги, держать за руку взрослых, вводить понятия предупреждающего сигнала светофора жёлтого цвета и дорожных знаков;
    • расширять знания о домашних опасностях;
    • расширять знания о правилах безопасного поведения в помещении: открывать дверь с помощью дверной ручки, спускаться по лестнице, держась за перила);
    • учить правильному поведению во время игр: не бросаться песком, не глотать предметы, не пробовать игрушки на вкус и т.д.;
    • учить просить помощи у взрослых при возникновении экстремальных ситуаций.

    Малыши 3–4 лет очень активны и им сложно надолго остановить своё внимание на чём-то одном. Актуально проведение подвижных игр, увлекательных сюжетно-ролевых ситуаций, а также простых дидактических игр. При разборе разных ситуаций с помощью игровых действий дети получают первоначальные навыки поведения в незнакомом месте (игра-тренинг «Я потерялся»), в общественном транспорте (игра «Автобус») и т.д.

    Во второй младшей группе детей знакомят с жёлтым сигналом светофора

    Проведение дидактической игры «Добрый и злой огонь» во второй младшей группе

    Задачами игры буду:

    • учить детей различать «плохой» и «хороший» огонь;
    • приучать к правилам безопасного поведения в домашнем быту;
    • развивать внимательность.

    Для проведения игры понадобится игровое поле, разделённое на 2 половины («добрый» и «злой» огонь) и набор картинок с изображением различных ситуаций с наличием огня.

    В игре участвуют от 2 до 6 детей. Карточки нужно разложить лицом вниз на столе. Дети по очереди подходят к столу и берут одну карточку. Нужно положить её на нужную половину игрового поля.

    Фотогалерея: материалы к игре «Добрый и злой огонь»

    Игровое поле может быть разделено на 2 части с изображениями зелёного и красного кружков В карточках присутствуют изображения различных ситуациях, где огонь опасен или не опасен Карточки могут изображать ситуацию, где уже присутствует пожар

    Игры по ОБЖ в средней группе

    В возрасте 4–5 лет дети во всём стремятся подражать действиям взрослых, часто переоценивая свои возможности. В средней группе следует:

    • продолжать знакомиться с разновидностями животных и растений, расширять знания о возможных угрозах в природе: опасных насекомых, ядовитых грибах и ягодах, а также о том, что есть и лекарственные, полезные растения, которые не причинят вреда;
    • продолжать изучение правил поведения на проезжей части, знакомить с новыми дорожными знаками и разметкой, изучать служебные виды транспорта (машина скорой помощи, милиции, пожарная, МЧС);
    • приучать следить за состоянием своего здоровья (знакомить с предметами личной гигиены);
    • продолжать знакомство с предметами и правилами их безопасного использования (вентилятор, стиральная машина, вилка, нож, электрический чайник);
    • учить бдительности при встрече с незнакомыми людьми;
    • развивать представления о причинах пожара и правилах поведения при его возникновении.

    У детей средней группы активно совершенствуются двигательные навыки. Поэтому важно создать условия, которые будут обеспечивать малышей физической активностью. Например, в помещении группы смоделировать проезжую часть, обозначить тротуар, пешеходный переход, светофор. Дети по очереди должны дождаться разрешающего сигнала светофора (это может быть кружок зелёного цвета, поднятый вверх воспитателем или любая другая конструкция), подойти к краю тротуара посмотреть сначала налево, потом направо, убедиться, что машины не едут и тогда переходить дорогу. Такие действия в игре должны создавать у детей привычку правильного поведения. Также в этом возрасте устанавливаются первые социальные контакты. Дети любят играть группами по 2–4 человека.

    Таблица: фрагмент конспекта дидактической игры в средней группе

    Автор и название Задачи Предварительная работа Содержание
    Уланова О.Н.,
    «Познакомим Незнайку с правилами дорожного движения»
    • Закреплять правила ПДД;
    • развивать социально-коммуникативные навыки;
    • формировать положительное отношение к правилам безопасности на дороге и осознание необходимости их соблюдения.
    • Рассматривание иллюстраций на тему ПДД;
    • разгадывание загадок.
    1. Воспитатель: «Дети, давайте поприветствуем Незнайку! Он спешил встретиться с нами, но по дороге с ним произошла неприятная ситуация. Незнайка, расскажи нам, что с тобой случилоьс?».
    2. Незнайка: «Шёл я по тропинке около дороги и играл с мячём, а он взял и укатился на дорогу. Я сразу побежал за ним. И меня чуть не задавила машина, водить стал ругать меня».
    3. Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке и повторить вместе с ним правила дорожного движения.
    4. Дети объясняют Незнайке, что играть с мячём около дороги нельзя, а делать это нужно во дворе или на детской площадке.
    5. Затем воспитатель предлагает Незнайке рассказать о том, как правильно переходить дорогу.
    6. Дети отвечают, что дорогу нужно переходить по «зебре» и на зелёный сигнал светофора.
    7. Незнайка благоарит ребят, что они ему очень помогли и обещает не нарушать больше правила ПДД. Дети вместе с Незнайкой танцуют под музыку.

    Игры по ОБЖ в старшей группе

    В старшей группе дети способны осознанно подходить к изучению правил безопасности

    В этом возрасте у детей совершенствуются все навыки: движения становятся более точными и координированными, развитие психических процессов обеспечивает самоконтроль над своими действиями, однако по-прежнему необходимо и руководство взрослого. Ребёнок 5–6 лет способен давать оценку обстоятельствам, поступкам героев сказок или своих сверстников. У него достаточно чётко сформированы предпочтения в общении с определёнными людьми, в связи с этим развито стремление играть в небольших группах по 2–5 человек.

    Старшие дошкольники очень любознательны, у них хорошо развита познавательная активность. Виды игр могут не отличаться от уже проводимых в предыдущие годы, однако они значительно усложняется их содержание, так как у детей гораздо больше возможностей. В старшей группе проявляется большой интерес к настольным, творческим играм.

    Игровая деятельность способствует решению следующих образовательных задач:

    • прививать основы экологической культуры, усваивать, что не только природа может причинить вред человеку, но и человек ей, повышать знания о различный природных явлениях (гроза, смерч, землетрясение) и необходимых действиях в случае их наступления;
    • совершенствовать и закреплять основы ПДД, изучать новые знаки, рассматривать возможные сложные и опасные дорожные ситуации;
    • развивать представления о пространственном окружении: запоминать названия ближайших улиц, знать дорогу к детскому саду;
    • расширять знания о правилах поведения во время игровых действий (горка, санки, коньки);
    • закреплять и увеличивать представления об опасностях в быту и мерах предосторожности;
    • повторять знание правил поведения с огнём, совершенствовать навыки действий в случае пожара, напоминать телефон пожарной службы;
    • тренировать умения осторожного поведения с незнакомыми людьми, без промедления звать на помощь.

    Игры будут служить хорошим закреплением полученных знаний из книг, бесед, просмотренных видеоматериалов.

    Детям понравится участвовать в процессе создания настольной игры

    Детям понравится участовать в создании игры. Правила можно придумывать в процессе. Приведём описание игры «Будь с огнём ты осторожен, от огня пожар возможен» Елены Шишкиной. Цель игры: закрепление правил пожарной безопасности.

    1. Нужно нарисовать игровое поле, приготовить фишки, а также карточки с заданиями. Игровое поле будет состоять из кружочков, обозначающих ходы. На некоторых из них нужно сделать обозначения: значок огня, значок вопроса и стрелочку, ведро воды.

      Нужно подготовить карточки со знаком вопроса, стрелки и картинки огня

    2. Первый игрок бросает кубик и делает свой ход.
    3. Если остановка произошла на знаке вопроса, нужно ответить о правилах пожарной безопасности. На секторе с изображением огня нужно отгадать загадку о противопожарной безопасности. Если ответ неправильный, вернуться на несколько ходов назад, к ведру воды и ждать следующего хода. Если остановка произошла на кружке с изображением стрелки, нужно достать карточку с цифрой с закрытыми глазами и пройти столько шагов вперёд, сколько указано на ней.

      Дети разделяются на 2 команды, выбирается капитан, можно придумать девиз каждой команде.

      1. Воспитатель: «Ребята! Вот уже совсем скоро вы пойдёте в школу. И вам предстоит самостоятельно предотварщать возможные опасности. А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете правила безопасности, которые мы изучали, и проведём игру-викторину». Дети делятся на 2 команды, придумывают девиз.
      2. Воспитатель объясняет детям правила игры: ведущий по очереди задаёт вопросы командам. Прежде чем дать ответ, команда должна посовещаться и прийти к общему мнению. За правильный ответ команда получается один балл. Если ответ неверный, баллы не начисляются, а на этот же вопрос предлагается ответить команде соперников.
      3. Проводится разминка «Светофор». По сигналам ведущего дет выполняют действия: красный - садиться, жёлтый - вставать, зелёный - идти.
      4. Далее проходит первый конкурс «Кто внимательнее?». Перед каждой командами находится набор карточек с номерами телефонов. После слов ведущего команды должны поднять нужную карточку. Вопросы: По какому телефону нужно вызывать пожарных (101)? Если нужна помощь милиции, то звоним…(102)? Когда человеку стало плохо, он сильно поранился, то как вызвать скорую помощь (103)? А как вызвать службу газа (104)?
      5. Следующий конкурс заключается в том, что по названной ведущим сказке нужно объяснить какие правила нарушили её герои («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.д.).
      6. Проводится физминутка.
      7. Далее командам предлагается отгадать загадки. Например: «Под ногами у Серёжи полосатая дорожка. Смело он по ней пойдёт, а за ним и весь народ («зебра»)». «Всех на свете обшивает, что сошьёт - не надевает (иголка)».
      8. В следующем конкурсе ребятам показаны картинки с изображением различных предметов. Одна команда должна показать все опасные предметы, вторая - безопасные. Капитаны по очереди называют по одному предмету.
      9. Следующее задание проверяет навыки детей по оказанию первой медицинской помощи. Нужно перевязать руку «пострадавшему».
      10. Зрительная гимнастика.
      11. Затем конкурс по обсуждению ситуаций на дороге. На экране ведущий показывает картинки. Команды отвечают поочерёдно.
      12. Подводятся итоги, объявляются результаты. Вручаются награды (медали).

      Подборка видеоматериалов на тему игр по ОБЖ, проводимых в ДОУ

      Видео, демонстрирующие игры, проведённые по теме ОБЖ, могут быть полезными при подготовке занятиям.

      Видео: сюжетно-ролевые игры в рамках проекта «Моя семья»

      Видео: театрализованная игра в средней группе о пожарной безопасности

      Видео: сюжетно-ролевая игра «Больница» в первой младшей группе

      Видео: игра по ПДД в детском саду

      В игровой форме детям можно легко и доступно объяснить важные способы безопасности, которые необходимо знать каждому. Для этого используются различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Нужно помнить, что опасность легче предотвратить, чем бороться с ней. Важно донести это до малышей.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»