Гиперзвуковая ракета Циркон: как новое российское оружие заставило Америку переписать военную доктрину. Русский удар: Путин показал новейшие ракеты Русская сверхзвуковая ракета

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Новая российская гиперзвуковая ракета может сделать бессмысленной американскую систему ПРО и дать нам преимущество на 30 лет вперед.Сообщение об успешных испытаниях новейшей российской гиперзвуковой крылатой противокорабельной ракеты «Циркон» стало настоящей сенсацией. Шутка ли, этот девайс достиг восьми скоростей звука, то есть 2,5 км/сек. Это достижение уверенно выводит Россию вперед в одной из самых перспективных областей. Ведь разработки гиперзвуковых аппаратов, кроме нас, ведут США и Китай, однако им пока не удалось явить миру что-либо подобное.Бег с препятствиями Рекорд скорости для современных противокорабельных ракет - 2,5 Маха (М), или две с половиной скорости звука. Такие ракеты запускаются в предполагаемом направлении движения цели. Однако даже при такой скорости полета ракеты цель может изменить направление и уйти за пределы сектора обнаружения головки самонаведения.Преградой дальнейшему повышению скорости является тепловой барьер. Полеты прототипов на 3 М сопровождались нагревом кромок воздухозаборников и передней кромки крыла до 300 °С, а остальной части обшивки - до 250. При 230 °С снижается прочность дюралюминия, при 520 °С теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. А при температурах выше 650 °С плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. И это при полетах в стратосфере на высоте 20 км в сильно разреженном воздухе.Достижение скорости 3 М на меньших высотах не представляется возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений. Но на высотной траектории противник уже через секунды после старта заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки. А что произойдет, если его радар ракету потеряет? Ну, скажем, ее окутает облако плазмы, как происходит на скоростях более 4 - 5 М, то есть на гиперзвуке? Скорее всего, решит, что сигнал был ложным, и махнет рукой. Но как добиться такой скорости, если конструкция нагревается и топливо закипает?Для достижения гиперзвука ракете требуется водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. Но газообразный водород имеет малую плотность, а хранение жидкого водорода создает непреодолимые технические сложности. Кроме того, плазменное облако сожжет радиоантенны, что приведет к потере управляемости аппаратом.
Вспомнить все На советской еще гиперзвуковой ракете Х-90 ГЭЛА эти недостатки превратили в достоинства. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили таким образом, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. После нагрева она подавалась в мини-реактор, где проходила реакция, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс одновременно приводил и к сильному охлаждению корпуса машины.Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако. При этом оно позволяло аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 М, но и резко менять направление полета. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект шапки-невидимки для радаров. ГЭЛА летала на 3000 км и, предположительно, могла нести два ядерных боеприпаса. К сожалению, программу закрыли в 1992 году, потом в стране кончились деньги, и казалось, что о полетах на гиперзвуке забыли.
Рождение ракеты В 2011 году НПО машиностроения создало группу конструкторов для разработки гиперзвукового корабельного ракетного комплекса ЗК22 «Циркон». Первые испытания и первые неудачи пришлись на 2012 и 2013 годы. На устранение недоработок ушло три года, и только в 2016-м, после испытаний с наземного стенда, разработчики заявили о создании нового гиперзвукового ракетного оружия. При этом было сказано, что в серию оно может пойти с 2017 года.Конечно, результаты испытаний подобного оружия - тайна за семью печатями, но кое-какие предположения о характеристиках «Циркона» первой модификации сделать можно.Уже первая модификация этой ракеты будет иметь дальность около 500 км при скорости 2,5 км/сек, а с увеличением скорости до 3,5 км/сек дальность возрастет втрое. Ничего подобного «Циркону» у США нет и в ближайшее время не предвидится. Надо понимать, что при скоростях этой ракеты, в восемь-десять раз превышающих скорость звука, никакими ракетами противовоздушной обороны ее не сбить. Так, время реакции ракетного комплекса ПВО США системы Aegis составляет порядка 8- 10 сек. «Циркон» при скорости 2 км/сек за это время пролетит до 25 км, система ПВО физически не успеет отработать такую цель.Ракеты-перехватчики наземного базирования также не успевают догнать «Циркон» и могут быть применены только на встречных курсах. То есть «Цирконы» специально предназначены для преодоления ПВО противника.
Новая эра Похоже, первым кораблем, который будет вооружен ЗК22 «Циркон», станет проходящий сейчас модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Вернуться в боевой состав флота корабль должен в 2018 году. Кроме того, после завершения модернизации в 2022 году другой атомный крейсер, «Петр Великий», также будет вооружен этими ракетами.Сейчас каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», и в каждой может разместиться по три «Циркона». Итого 60 ракет на каждом крейсере вместо 20. А когда у нас появится подлодка пятого поколения «Хаски», на которой будет стоять «Циркон», то можно будет уверенно сказать, что мы добились превосходства над США.
Не случайно конгрессмен Тренд Френкс так прокомментировал ситуацию: «Приближается гиперзвуковая эра. Вражеские разработки коренным образом меняют фундаментальные законы войны». И это действительно так. Появление у нас крылатых гиперзвуковых ракет большой дальности с ядерными боеголовками сделает бессмысленной любую систему ПРО как минимум на 30 лет вперед.Другие материалы свежего номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты .

Ракета «Циркон» достигла 8 скоростей звука

Гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука. Сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе.

«В ходе испытаний ракеты было подтверждено, что ее скорость на марше достигает 8 Махов», — сказал собеседник агентства.

Также источник агентства отметил, что ракеты «Циркон» могут запускаться из универсальных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс». При этом собеседник агентства не уточнил, когда и с какой платформы был проведен запуск.

По данным источников ТАСС в этом году «Циркон» проходит государственные испытания. Принятие на вооружение ожидается в 2018 году.

Этот же собеседник отметил, что ракетами «Циркон» будут вооружены новейшие российские многоцелевые атомные подводные лодки (АПЛ) пятого поколения класса «Хаски», а также российский тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».

Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой «Циркон» морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Испытания ракеты «Циркон» начались в марте 2016 года. Они проходили с наземного стартового комплекса, так как по всей видимости морские носители не были готовы.

Ракету «Циркон» разрабатывает «НПО машиностроения» (Реутов, Московская область) для ВМФ России. В ней будет реализован принцип так называемого моторного гиперзвука.
Гиперзвук — это скорость выше пяти чисел Маха. 1 Мах соответствует скорости звука — примерно 300 метров в секунду или 1 тыс. 224 км/ч.

Гиперзвуковая ракета «Циркон»

Циркон (3M22) – российская гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета, которая входит в состав комплекса 3K22 «Циркон». Принципиальным отличием данной ракеты является значительно большая (8 Мах) скорость полёта как по сравнению с другими российскими противокорабельными ракетами, так и с противокорабельными ракетами стоящими на вооружении других стран. На начало 2017 года в мире не существует зенитных ракет, способных сбивать гиперзвуковые цели. Данной ракетой планируется заменить тяжёлую противокорабельную ракету П-700 «Гранит». Циркон также будет дополнять новейшие российские ПКР П-800 «Оникс», Калибр (3М54), Х-35 «Уран».

Приблизительные тактико-технические характеристики:
— дальность 350-500 км.
— длина 8-10 м.
— скорость 8 Махов
— наведение: ИНС+АРЛГЛС

Возможные носители: ТАРКР «Адмирал Нахимов»; ТАРКР «Петр Великий» (в ходе модернизации 2019-2022 годов); атомные эсминцы проекта 23560 «Лидер»; АПЛ проекта 885М «Ясень-М»; АПЛ пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп.

В 2015 году стало известно, что для гиперзвуковых крылатых ракет в России уже создано принципиально новое топливо - «Децилин-М», которое позволяет увеличить дальность применения стратегических крылатых ракет на 250–300 км.

По словам Дмитрия Булгакова заместителя министра обороны РФ, «рецептура уже создана, и та энергетика, которая аккумулирована в этом топливе, позволит нашим изделиям превысить скорость 5 Махов». Представитель Минобороны добавил, что специалисты разработали с применением наночастиц алюминия ряд компонентов ракетного топлива с плотностью и энергоемкостью, увеличенной почти на 20%. Это позволяет увеличивать полезную нагрузку.

Прогнозы и комментарии

В сентябре 2016 года гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России «в начале следующего десятилетия». «Ведется ряд проектов и с Фондом перспективных исследований при Военно-промышленной комиссии. Поверьте, у нас уже есть интересные результаты по этому направлению», — сообщил глава КТРВ и отметил, что при работе над гиперзвуковыми проектами российские ученые используют наработки СССР - НИР «Холод» и «Холод-2».

Он подчеркнул, что «сделать с нуля гиперзвуковое оружие было бы просто невозможно», но сегодня «технологии достигли необходимого уровня».

Трудность, по словам Обносова, заключается в том, что никто не знал, как будет влиять на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», - сказал он.

Сравнение

В своей статье военный аналитик, доктор военных наук Константин Сивков пишет: «Сопоставление ТТХ «Циркона» и «Стандарта-6» показывает, что наша ракета попадает на границу зоны действия американской ЗУР по высоте и почти вдвое превосходит допустимую для нее максимальную скорость аэродинамических целей - 1 500 против 800 метров в секунду. Вывод: поразить нашу «ласточку» американский «Стандарт-6» не может. В целом можно констатировать, что у «Стандарта-6» - самой эффективной ЗУР западного мира, мизерные возможности поражения «Циркона»».

Исследователь подчеркивает, что «и в США интенсивно разрабатывают гиперзвуковые СВН. Но основные усилия американцы направили на создание гиперзвуковых ракет стратегического назначения. Данных о разработке в США противокорабельных гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону», пока нет, по крайней мере, в открытом доступе. Поэтому можно предполагать, что превосходство РФ в этой сфере продержится довольно долго - до 10 и более лет».

Испытания МБР, оснащенной отделяемым от носителя планирующим гиперзвуковым боевым блоком, Китай произвел еще в 2014 году. В настоящее время высокотехнологичное гиперзвуковое стратегическое оружие помимо США, России и Китая разрабатывает еще и Индия.

Советская Х-90

X-90 (по классификации МО США: AS-X-21) – гиперзвуковая крылатая ракета
Основные тактико-технические характеристики:
— Масса = 15 т
— Скорость, крейсерская = 4-5М
— Размах крыла = 6,8-7 м
— Длина = 8-9 м
— Дальность пуска = 3000-3500 км (РМД-2)
— Число/мощность ББ, шт/кт = 2/200

По мнению конструкторов, машина быстро нагревалась от сопротивления воздуха, что разрушало аппарат или приводило в нерабочее состояние механизмы внутри корпуса. Для достижения гиперзвука для прямоточного реактивного ракетного двигателя требовался водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. А это трудно осуществить технически, так как газообразный водород имеет малую плотность. Хранение жидкого водорода создавало другие непреодолимые технические сложности. Также во время гиперзвукового полета вокруг Х-90 возникало плазменное облако, которое сжигало радиоантенны, что приводило к потере управляемости аппаратом.

Эти недостатки были исправлены. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили тем, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. Она после нагрева подавалась в специальный каталитический мини-реактор, в котором проходила эндотермическая реакция каталитической конверсии, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс приводил к сильному охлаждению корпуса аппарата. Также была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако.

При этом плазменное облако позволило аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 км в секунду, но и делать это «ломаными» траекториями. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект невидимости аппарата для радаров. Х-90 не поступила на вооружение, работа над ракетой была приостановлена еще в 1992 году.

В послании Федеральному собранию президент удивил россиян новейшим оружием

Владимир Путин в послании Федеральному собранию рассказал о новейшем оружии страны: стратегическом ракетном комплексе «Сармат», крылатой ракете неограниченной дальности, подводном беспилотнике, авиационном ракетном комплексе «Кинжал», гиперзвуковом ракетном комплексе с планирующим крылатым блоком и боевой лазерной установке.

В России проводятся испытания ракетного комплекса «Сармат»

Фактически Путин официально подтвердил информацию о том, что в России уже проводятся испытания новейшей межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат». Впервые об этом в декабре 2017-го сообщил «Московский комсомолец», косвенно об испытаниях в январе 2018-го Минобороны.

Согласно данным газеты, первое бросковое испытание «Сармата», состоявшееся на космодроме Плесецк в Архангельской области, прошло успешно. Отмечалось, что шахтная пусковая установка и ракета отработали штатно, а ракета пролетела несколько десятков километров и упала в пределах полигона. Президент отметил, что «никакие, даже перспективные системы ПРО, не помеха для российского ракетного комплекса». Согласно заявлениям разработчиков, «Сармат», несущий полезную нагрузку порядка десяти тонн, имеет дальность полета около 16 тысяч километров, то есть способен достигать противника по баллистической траектории, проходящей через Южный полюс, а также способен перемещаться на сверхмалой высоте.

В России создана малогабаритная сверхмощная ядерная энергоустановка для крылатой ракеты глобальной дальности

В России создана «малогабаритная сверхмощная ядерная энергетическая установка, которая размещается в корпусе крылатой ракеты» и обеспечивает по сравнению с другими ракетами в десятки раз большую дальность полета. «Низколетящая малозаметная крылатая ракета, несущая ядерную боевую часть, с практически неограниченной дальностью, непредсказуемой траекторией полета и возможностью обхода рубежей перехвата является неуязвимой для всех существующих и перспективных систем как ПРО, так и ПВО», - сказал Путин.

Фактически здесь идет речь об аппаратах, летящих на высокой скорости и низкой высоте, - небаллистических видах стратегического оружия, против которых традиционные системы ПРО не эффективны. О ведущихся в стране разработках подобного рода было известно и ранее, например, только в феврале 2018-го уже о работах по созданию маловысотного сверхзвукового беспилотного комплекса большой дальности, который сможет летать подобно крылатой ракете. Однако тогда речь шла о самолете-беспилотнике, и ничего не говорилось о его энергоустановке.

Кадр: Россия 24 / YouTube

Россия приступила к созданию беспилотного подводного аппарата «Статус-6»

Кроме воздушных крылатых ракет, инновационную ядерную энергоустановку получит новый подводный беспилотник, способный двигаться на сверхбольшой глубине с неограниченной дальностью. «Я бы сказал, на очень большой глубине и на межконтинентальной дальности со скоростью кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов даже самых скоростных надводных кораблей», - сказал Путин. Глава государства добавил, что такие беспилотники обладают низкой шумностью и высокой маневренностью, а «средств, которые могут им противостоять, на сегодняшний день в мире просто не существует».

Путин заявил, что «результаты проведенных испытаний дали нам возможность приступить к созданию принципиально нового вида стратегического оружия, оснащенного ядерными боеприпасами большой мощности». Фактически здесь идет речь о подводном плавательном аппарате «Статус-6» - оружии массового поражения, для уничтожения объектов экономики противника. О ведущихся в России в условиях высокой секретности разработках такого оружия впервые стало известно в ноябре 2015 года. Эксперты предполагают, что в своей самой летальной версии «Статус-6» будет представлять собой кобальтовую бомбу мощностью порядка ста мегатонн, подрыв которой у берегов США приведет к возникновению мощных цунами, разрушающих крупные города (Нью-Йорк и Лос-Анджелес) и последующему радиационному поражению занимаемой ими территории, делающему их непригодными для жизни человека.

Кадр: Первый канал

У России есть «Кинжал»

«В декабре прошлого года комплекс приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа. Уникальные летно-технические характеристики высокоскоростного самолета-носителя позволяют доставлять ракету в точку сброса за считанные минуты, при этом ракета, летящая с гиперзвуковой скоростью, превышающей скорость звука в десять раз, еще и осуществляет маневрирование на всех участках траектории полета. Это позволяет ей также гарантированно преодолевать все существующие и, я думаю, перспективные системы противовоздушной и противоракетной обороны, доставляя к цели на дальность до двух тысяч километров ядерные и обычные боезаряды», - сказал Путин о новом комплексе «Кинжал», включающем самолет, переносящий гиперзвуковую ракету.

У России есть гиперзвуковой ракетный комплекс с планирующим крылатым блоком

Также президент заявил о проведенных в стране испытаниях «Авангарда» - гиперзвукового ракетного комплекса с планирующим крылатым блоком, который «отличается способностью совершать полеты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность, на гиперзвуковой скорости, превышающей число Маха более чем в 20 раз». По словам Путина, «он идет к цели, как метеорит, как огненный шар, температура на поверхности изделия - 1600-2000 градусов по Цельсию», а «крылатый блок при этом надежно управляется». Подобные характеристики комплексу, отмечает глава государства, обеспечило использование композитных материалов.

Российские военные получают боевые лазерные комплексы

«Так, существенные результаты достигнуты в создании лазерного оружия, и это уже не просто теория или проекты, и даже не просто начало производства. С прошлого года в войска уже поступают боевые лазерные комплексы. Не хочу в этой части вдаваться в детали, просто пока не время. Но специалисты поймут, что наличие таких боевых комплексов кратно расширяет возможности России в сфере своей безопасности», - сказал Путин. Таким образом президент фактически подтвердил недавнее о том, что страна завершила создание лазерного комплекса, предназначенного для подавления с самолета воздушных и космических разведывательных аппаратов.

Тема «военного» гиперзвука не сходит с первых страниц ведущих мировых изданий вот уже несколько десятилетий. Причём затрагивают этот вопрос не только профильные СМИ, а и таблоиды, посвящённые международным отношениям, экономике, финансам…

Причина столь пристального внимания - вероятная смена «планетарного гегемона», ведь страна, которая сможет поставить на поток производство гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЗЛА) раньше потенциальных противников, обретёт настоящую свободу во внешней политике. Новое наступательное оружие окажется недосягаемым для современных систем защиты, а значит, останется в прошлом и привычная риторика «исторического паритета» в соперничестве Запада и Востока.

Как отмечают эксперты, Москва и Вашингтон в очередной раз стали участниками необъявленной дуэли: ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что гиперзвуковые ракеты России и США будут иметь диаметрально противоположные цели - загадка лишь в том, кто кого «возьмёт на прицел»…

Оружие под грифом «Совершенно секретно»

Сегодня об «абсолютном оружии» говорят буквально на каждом углу. Газеты, журналы, телевизионные передачи - везде трубят о скором приближении «устрашающей перспективы». И в то же время поток по-настоящему полезной информации столь скуден, что порой создаётся впечатление, будто гиперзвуковые крылатые ракеты - это не что иное, как плод воображения фантастов.

Почему так происходит? Да потому, что, придав огласке результаты отдельных наработок, военные не спешат раскрывать все карты, ведь на кону - будущее страны, её способность адекватно реагировать на мировые угрозы и вызовы потенциальных противников. К тому же многие проекты имеют статус государственной тайны, и это не только усложняет профессиональную деятельность журналистов, но и "склоняет к молчанию" тех, кто мог бы что-то поведать о сдвигах и прорывах в указанном направлении. Тем не менее собранные по крупицам данные наводят на мысль о том, что российские ракетные войска стоят на пороге качественного перерождения, что ещё год-два - и секретные системы заступят на боевое дежурство…

Акцент на гиперзвук не случаен - цель, движущаяся со скоростью три-четыре километра в секунду, перестаёт быть уязвимой для подавляющего большинства систем ПРО. Сейчас подобными тактико-техническими показателями могут похвастаться разве что баллистические ракеты межконтинентального действия. Однако их «крейсерский разгон» реализуем исключительно в безвоздушном пространстве (на огромных высотах). Как известно, материальное тело, находящееся в космосе, лишается аэродинамического маневрирования, то есть неуязвимости.

Гиперзвуковая крылатая ракета (России ещё предстоит провести ряд испытаний, прежде чем модернизированный образец «Коалы», а именно так называют отечественную Х-90 в армиях НАТО, станет серьёзным фактором сдерживания в отношениях с «зарвавшимся гегемоном») - это сверхточное оружие с радиусом поражения в несколько десятков тысяч километров. По сути, такая боевая единица - воплощение мечты военных, ибо, помимо скорости и «избирательности», она будет обладать абсолютной неуязвимостью.

Не так давно в прессу просочились откровения Бориса Обносова - руководителя «ТРО». Директор корпорации заявил, что в 2013 году на полигоне в Ахтубинске уже была опробована одна «мечта», способная развивать скорость в 5 тыс. км/час. И хотя в воздухе ракета смогла продержаться всего несколько десятков секунд, конструктор недвусмысленно намекнул, что окончательный успех близок, и что американский продукт - пресловутая X-51A - по многим техническим параметрам значительно уступает российскому.

Гиперзвуковые крылатые ракеты: «холодная» война, которая никогда не заканчивалась

Роль, которую США отводят «гиперзвуку», безусловно, колоссальна. По сведениям разведки, практическая реализация идеи - это часть общей стратегии, направленной на «принуждение» Москвы к геополитической капитуляции. Другими словами, Пентагон вновь взял курс на выстраивание диалога с позиции силы.

До 2025 года - момента, когда, согласно официальной доктрине, новые гиперзвуковые ракеты России должны будут «стать в строй», Вашингтон обязательно попытается «ликвидировать русскую угрозу». Тем более что политико-экономических возможностей для влияния на внутригосударственные процессы у него предостаточно. Однако нельзя исключать и вероятность прямого противостояния. Не случайно же численность КРБД (крылатых ракет большой дальности) в армии США доводится до 7 тыс. единиц - невиданного показателя со времён активной фазы «холодной» войны.

Скрытые угрозы, или Что стоит за космическими программами НАСА?

Программа мирного освоения космоса под эгидой НАСА на самом деле не столь дружелюбна. В числе прочего она подразумевает, что к 2020 году агентство должно получить в своё распоряжение гиперзвуковой носитель (якобы для вывода на орбиту тоннажных грузов). Испытания же, проведённые прошлым летом - речь идёт о запуске Х-43А с полигона Кодьяк, штат Аляска, - показали, что истинные намерения «астронавтов» совершенно иные (перед пуском была поставлена задача: поразить цель, находящуюся на тихоокеанском атолле, на скорости не менее 6,5 тыс. км/сек.). По сути, имело место быть «показательное выступление» с участием боевого прототипа. Итогом же «мирных» исследований наверняка станет гиперзвуковая ракета с кинетической боеголовкой.

Схожие проекты воплощаются в жизнь сухопутными и военно-морскими силами США. В ВВС же Америки параллельно ведётся работа по изучению потенциала Falcon HTV-2: в ходе последнего «калифорнийского эксперимента» аппарат превзошёл все ожидания и развил скорость в 20 Мах (около 23 000 км/ч). Впрочем, об удачном старте говорить не приходится - образец потерял управляемость и рухнул, так и не долетев до пункта назначения. Причины потери связи с ракетой остаются невыясненными.

Каким будет ответ России?

Надо понимать, что «военный» гиперзвук для России - тема не новая. Первые попытки создать «нечто маневренное и сверхбыстрое» были предприняты в СССР ещё в 70-х годах прошлого века (имеется в виду опытная модель с раздвоенным зарядом и дальностью полёта до 3000 км; впоследствии она «вошла в серию» и получила название «Холод»), а их результаты легли в основу технологии производства «неуловимых» боеголовок. «Тополь-М», «Булава», «Лайнер» - для этих модификаций межконтинентальных баллистических ракет свойственно менять курсовую направленность и высоту полёта на финальном отрезке пути. И это не секрет. Но вот что касается наличия «воздушно-космических самолётов» - здесь всё окутано пеленой таинственности.

Американцы, к примеру, делают ставку на «Фалкон» и Х-51А. Как предполагают, летательный аппарат нового класса сможет постоянно «висеть» на орбите, а при необходимости запускать смертоносные ракеты, способные поразить цель за считанные минуты. О российских аналогах информации почти не поступает. Однако спокойствие, демонстрируемое руководством страны, указывает на то, что у Кремля ещё есть пара-тройка козырей в рукаве.

"Ю-71" как инструмент ограничения эффективности заокеанской противоракетной обороны

До февраля текущего года достоверные сведения об Объекте 4202 отсутствовали. Нигде не всплывала и информация о боезаряде "Ю-71" (Yu-71). Но после запуска прототипа с Домбаровского полигона, что под Оренбургом, все точки над «и» были окончательно расставлены. Судя по официальному докладу, к 2025 году местный полк РВСН получит более 20 специальных установок, каждая из которых сможет работать с «неуязвимыми зарядами». За этой формулировкой скрывается то, о чём так давно говорят - гиперзвуковые ракеты России новейшего образца.

Отдельные аналитики утверждают, что февральские испытания прошли не совсем гладко - мол, носителем выступала «осовремененная» УР-100Н (УТТХ), и она не справилась с поставленной задачей. Однако достигнутый показатель ускорения - порядка 5,2 Мах - это уже огромный прорыв. Осталось «подтянуть гайки» да «закрутить болты».

Данные, поступающие из открытых источников, свидетельствуют: за реализацией проекта «4202» стоят конструкторы «НПО Машиностроения» (г. Реутов), причём работают они в указанном направлении начиная с 2009 года. То есть с соблюдением режима секретности в военном ведомстве дела обстоят хорошо.

Независимые эксперты полагают, что новая гиперзвуковая крылатая ракета России - это некий «гибрид», способный действовать как самостоятельно, так и в составе системы межконтинентального баллистического запуска. Вероятно, речь идёт о нескольких модификациях, которые будут обладать совместимостью и с лёгкими «Тополями», и с более тяжёлыми «Сарматами» (дебют последних ожидается на рубеже 2019-2020 гг.).

Коридор 25-140 км - не единственное актуальное направление для исследований. Москва ударными темпами осваивает технологию, позволяющую выводить объекты на немыслимые траектории на сверхмалых высотах при ускорении в 3-4 Мах. Являясь аэродинамическими целями для систем ПРО, такие крылатые ракеты смогут опережать заряды-перехватчики и поражать цели вне зависимости от насыщенности оборонительного щита.

Готов ли Пентагон к встрече с «Цирконом»?

Гиперзвуковые ракеты России - тема «закрытая». То, что попадает в печать - это, как правило, «намеренный слив». Поэтому точных сведений о «Цирконе» нет даже сейчас - спустя три года после того, как должны были состояться официальные «смотрины». Но если взять во внимание тот факт, что прошлым летом военные чины утвердили программу развития гиперзвуковых технологий сразу на 6 лет вперёд, то напрашивается вывод: ракета-фантом достойно выступила в ходе очередных учений, её появление в составе ВС - вопрос решённый.

Высказывается предположение, что «Циркон» станет элементом оперативного назначения на дистанции от 300 до 400 км. Но как будет в действительности, пока неизвестно. И эта неопределённость сильно настораживает Пентагон - там привыкли считать, что гиперзвуковые ракеты России и США по своим тактико-техническим характеристикам очень похожи. Рождение же «восточного Феникса», обладающего незаурядными способностями - серьёзный повод для беспокойства натовских генералов.

Опять же, неясен механизм доставки «Циркона» к цели. И американцы уже сегодня вынуждены ломать голову над тем, какие именно изменения им следует внести в их «многострадальную» ПРО, дабы минимизировать потенциальный ущерб от «посылки».

Гиперзвуковая ракета и борт дальней авиации: гремучая смесь

Руководитель «ТРО» допускает, что первые гиперзвуковые ракеты России всё же будут базироваться не на наземных станциях с МБН, а в воздухе - на бортах судов дальней и средней авиации. Причиной таких изменений может послужить необходимость придания боевым элементам начальной скорости (практические испытания показали, что при «стационарном пуске» прямоточный двигатель не активизируется вплоть до момента старта снаряжённого боезаряда, а это негативно отражается на динамике ускорения).

При дополнительном «толчке» со стороны воздушного судна российская гиперзвуковая крылатая ракета сможет запросто перешагнуть порог в 6 Мах. По словам Обносова, в перспективе (не ранее 2030 года) на вооружении появятся «профильные ракетоносители» - пилотируемые аппараты, разгоняющиеся до 4-8 Мах.

Американская Х-51А Waverider и отечечственный «Москит»: от неудач никто не застрахован

Заокеанские «партнёры» воспринимают гиперзвуковые ракеты России как страшный сон. Поэтому ежегодно из федерального бюджета США выделяются огромные суммы на развитие военно-воздушных сил. Один из таких полусекретных проектов известен под кодовым названием X-51A Waverider.

Первые и, по сути, единственные «открытые» испытания носителя состоялись в 2010 году. Тогда разгонная ступень Х-51 завела по крутой траектории ракету на высоту в 19,8 км, а включившийся сверхзвуковой двигатель спровоцировал ускорение прототипа до 4,8 Мах. Но после того как опытный образец сумел подняться ещё на 1500 метров над землёй и разогнаться до 5 Мах (более 5,5 тыс. км/ч), начались перебои в телеметрии. Поскольку сигнал от объекта был неустойчивым, дело дошло до принудительной ликвидации. Кстати, по аналогичному сценарию, за месяц до описанных событий, проходили испытания FHTV-2 - летательного аппарата, сконструированного концерном Boeing. Получается, что причиной крушения Falcon стал всё тот же обрыв связи (маршрут пролегал над несудоходным районом Тихого океана, поэтому взрывать прототип не стали).

Надо сказать, что и Россия обладает гиперзвуковыми ракетами не благодаря «счастливому случаю» - этому событию предшествовали десятки неудачных запусков и отложенных стартов. Чего только стоит «эпопея» с введением в строй противокорабельного «Москита» (П-270)? А ведь там речь шла «всего лишь» о скорости в 4 Max!

Близкое знакомство с «Коалой»: гиперзвуковая ракета России «Х-90»

История создания «Х-90» своими корнями уходит в теперь уже далёкий 1971 год. Дело касалось стратегического носителя среднего класса, применимого на малых высотах. Однако руководство СССР отнеслось к инициативе конструкторов НПО «Радуга» весьма прохладно, и до 1976 года о проекте не вспоминали. В 80-е опытные образцы уже ускорялись до 4 Мах; тогда же воплотили в жизнь и идею о «раздвоенности» боеголовки (каждый заряд мог наводиться на отдельную цель, при условии, что расстояние до неё от точки «распада» не превышало 100 км). В 1992 году по понятным причинам все наработки «законсервировали».

Спустя пять лет российская гиперзвуковая ракета с индексом «Х-90» трансформировалась в «экспериментальный летательный аппарат, работающий на сверхскоростях». В НАТО проект тут же окрестили AS-19 Koala. Стоит отметить, что официально Москва настаивает на том, что «Коала» и «Х-90» сборки 70-х не имеют ничего общего, хотя специалисты, все как один, говорят об обратном.

Заявленная конструкторами скорость гиперзвуковой ракеты образца 1997 года - 5 Мах, радиус действия - 3500 км. После отсоединения от ТУ-160М (на высоте 7-20 км), происходит активизация крыльевого механизма. Далее следует пуск твёрдотопливного ускорителя, который выводит боевую единицу на сверхзвуковой рубеж, и только потом включается маршевый двигатель.

Современные «Тополя» и «Стилеты» - это новая ступень в эволюции «Х-90». Масштабные военные учения 2004 года подтвердили, что 5000 м/с - далеко не предел для гиперзвуковой боеголовки.

Москва и Дели: рождение «БраМос-2»

Безусловно, испытание гиперзвуковой ракеты России стоило дорого. И речь даже не о деньгах, коих на военные нужды за последние двадцать лет было истрачено немало. Политическое, а порой и экономическое давление Запада вынудило Кремль к «активной обороне», к поиску новых стратегических партнёров...

Не так давно завершились испытания «БраМос». Совместный российско-индийский проект ознаменовался рождением «крылатой бестии», которой под силу двигаться со скоростью 650 м/с. Но останавливаться на достигнутом никто не собирается. Следующая ступень сотрудничества - «БраМос-2» с показателями 6,5-7 Мах. Если удастся воплотить задуманное, то Москва и Дели смогут разделить лавры победителя, ведь об оружии с подобными характеристиками можно только мечтать.

Что интересно: высокопоставленный чиновник Пентагона в одном из интервью, отвечая на вопрос журналиста о том, есть ли в РФ гиперзвуковые ракеты, предпочёл сохранить молчание. Хотя каких-то 15 лет назад иностранные специалисты категорически заявляли, что ожидания Кремля в этой сфере тщетны, и что 7 Мах - недостижимый предел (по неофициальным данным, ГПВРД, созданный отечественными конструкторами, успешно «сдал тест» ещё в 1998 году).

Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.


Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров - 2,8М, на уровне моря - 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км - 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат - число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” - гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.

Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).


ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 - зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями - для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет - наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы - в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема - слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.


Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000-10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»