Должностная инструкция и обязанности директора школы. Кто он директор современной российской школы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Пост директора школы является достаточно ответственным и серьёзным, и руководить такой системой может лишь настоящий профессионал, имеющий соответствующий опыт в педагогической сфере. В сегодняшней статье мы расскажем о должностной инструкции и основных обязанностях директора, невыполнение которых может привести к дисциплинарной ответственности.

Общие положения

Раздел должностной инструкции под названием «общие положения» содержит в себе такие пункты:

  • во время отпуска или при наличии серьёзных проблем со здоровьем все обязанности директора по учебной и воспитательной работе автоматически переходят к его заместителю;
  • директор школы не может занимать свою должность без диплома о высшем профессиональном образовании и 5-летнего опыта работы на учительских должностях. Также ему необходимо пройти соответствующую аттестацию;
  • ему не разрешено совмещать другие управляющие должности;
  • все заместители директора подчиняются непосредственно ему. Директор вправе дать обязательное для исполнения задание любому работнику школы или ученику. Он также может отменять распоряжения своих заместителей и других сотрудников;
  • в своей работе руководитель школы соблюдает законы РФ, указы Президента РФ и Правительства страны, а также Устав учебного заведения и его локально-правовые акты.

Функции

Директор школы выполняет следующие функции:

  • координирует учебную и воспитательную работу учебного заведения, обеспечивает административно-хозяйственную деятельность;
  • создаёт условия для корректного исполнения норм и правил техники безопасности в школе.

Обязанности руководителя учебного заведения

К должностным обязанностям главы школы относят:

Права

Компетенция директора позволяет ему:


Ответственность


Связи по должности

Управляющий школой:

  • исполняет свои обязанности в режиме ненормированного рабочего дня по графику, закреплённому Советом школы и составляющему 40-часовую рабочую неделю;
  • глава школы поддерживает связь с:
  1. С Советом образовательного учреждения
  2. С Педагогическим советом
  3. С некоторыми органами местного самоуправления
  • ежегодно он самостоятельно составляет график своей работы на каждую учебную четверть;
  • в назначенные сроки и в установленной форме он ведёт отчётность, которую предоставляет муниципальным (или другим) органам или учредителю;
  • принимает от муниципальных (или других) органов должную информацию о нормативно-правовых, организационно-методических делах, знакомится с данными документами и даёт расписку.

Таким образом, должностная инструкция содержит в себе все основные функции, права и обязанности директора школы. Каждое учебное заведение вправе изменять или добавлять некоторые положения, однако всё это должно делаться согласно Уставу школы.

Директор – это ключевая фигура в школе. А успешность в школе зависит от того, кто в ней руководит. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений - от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования. Возникает вопрос - кто он, эффективный руководитель современной школы?

Современные требования к образованию меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами и школьной экономики. Для этого необходимо обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс.

Хороший директор обязательно добьется самостоятельной бухгалтерии и полного нормативного финансирования для своего образовательного учреждения. Он обязательно разработает систему оплаты труда, но со своими индивидуальными школьными особенностями. Он обязательно создаст или проинициирует возникновение некоего общественного органа управления (например, хорошего родительского комитета), найдет спонсоров.

Для развития инновационной деятельности в школе необходимо грамотное, умелое владение директора новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения в освоении данных технологий коллективом.

Эффективный руководитель современной школы должен идти в ногу со временем: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Современный директор умеет работать и с ребенком и с родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть педагогом и организатором, владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и учениками.

Директор школы должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Это – толерантность, тактичность, воспитанность, внутренняя гармония, оптимизм.

Одной из обязательных личностных черт руководителя является уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Такой директор обязательно станет авторитетом для своих подчиненных.

Обязательным для руководителя является его эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоции независимо от настроения и быть всегда на позитиве.

Современный директор должен заботиться о престиже школы. Это – различные районные, областные конкурсы, конференции, семинары, мастер-классы, связи с социумом. По возможности дать возможность школе быть экспериментальной площадкой в определенных областях, устраивать международные обмены учащихся. От того, насколько школа наслуху зависит ее будущее.

Немаловажную роль играет психологический климат в школе. Директор следит за межличностными отношениями учитель-ученик. Учащиеся должны считать школу «вторым домом», а учителей – своими наставниками-друзьями. Руководителю следует организовать специальную комнату отдыха для учителей и для детей.

Конечно, быть современным директором непросто. Только сильный, цельный, креативный, талантливый, честный, умный человек может занимать такую должность.

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

в Рос. Федерации главное адм. лицо школы. Должность зав. школой, председательствующего в шк. совете и несущего персональную за всю работу школы, впервые введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918-23 школой управлял совет; его исполнит, органом был президиум). С 1934 по пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре нач. и ср. школы в СССР» должность зав. неполной ср. и ср. школой стала именоваться - «директор». Зав. нач. школой стал называться директором по Уставу ср. школы 1970. Д. ш. обычно назначался местным органом управления образованием. Закон Рос. Федерации об образовании (1992) допускает возможность такого назначения директора в случае, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде уч. заведения.

Д. ш. несёт ответственность за организацию и качество уч.-воспитат. процесса в школе, за охрану здоровья и физич. развития учащихся, а также за хоз.-финанс. состояние школы. Распоряжения Д. ш. обязательны для каждого работающего в школе. В обязанности Д. ш. входят планирование и организация деятельности школы, обеспечение внутришк. контроля, подбор и расстановка кадров, создание оптимальных условий для осуществления эффективного уч.-воспитат. процесса, организация питания школьников. В школе-интернате или при наличии в школе групп продлённого дня Д. ш. несёт также ответственность за состояние помещений, где живут, учатся, отдыхают учащиеся.

Д. ш. является председателем пед. совета, организует его работу. Непосредственно и через своих заместителей руководит пед. коллективом, методической работой и содействует внедрению в учительскую практику нового пед. опыта. Обеспечивая внутришк. контроль, привлекая к участию в нём квалифицир. педагогов, Д. ш. призван систематически анализировать многогранную жизнь школы, доходя до каждого класса, до системы работы каждого учителя.

Д. ш. оказывает помощь и содействие обществ. ученич. орг-циям, заботится об укреплении трудовой и уч. дисциплины, обеспечивает правильное ведение делопроизводства школы, отчётности и т. п. По поручению совета школы Д. ш. может быть распорядителем финанс. средств школы.

Как гл. ответственное лицо Д. ш. представляет школу в отношениях с органами управления образованием, местными органами власти и обществ. орг-циями.

Лит.: Захаров М. Г., Организация труда директора школы, М., 1971; Стре-з и к о з и и В. П., Руководство уч. процессом в школе, Ми972; Сунцов Н. С., Управление общеобразоват. школой. Вопросы теории и практики, М., 1982; Березняк Е. С., Руководство совр. школой, М., 1983; Конаржевский Ю. А., Пед. уч.-воспитат. процесса и управление школой, М., 1986; Внутришкольное управление. Вопросы теории и практики. Под ред. Т. И. Шамовой, М., 1991.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ДИРЕКТОР ШКОЛЫ" в других словарях:

    Директор школы - в Рос. Федерации главное административное лицо школы. Должность заведующего школой, председательствующего в школьном совете и несущего персональную ответственность за всю работу школы введена Уставом единой трудовой школы в 1923 (в 1918 23… … Педагогический терминологический словарь

    директор - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? директора, кому? директору, (вижу) кого? директора, кем? директором, о ком? о директоре; мн. кто? директора, (нет) кого? директоров, кому? директорам, (вижу) кого? директоров, кем? директорами, о… … Толковый словарь Дмитриева

    ДИРЕКТОР - Видеть во сне директора – к тому, что ваше желание исполнится. Приснившийся директор школы, естественно, предвещает неприятный вызов классного руководителя вашего ребенка. Говорить с директором фирмы – сможете занять руководящий пост. … … Сонник Мельникова

    Директор ("Обрыв") - Смотри также Уп. л. Директор школы, где учился Райский, с злыми и холодными глазами. Подслушав однажды рассказ Райского, как дикие ловят и едят людей, какие у них леса, жилища, оружие и проч., Д. сказал: Пустяки молоть мастер, а на экзамене не… … Словарь литературных типов

    Директор (фильм - Директор (фильм, 1987) Директор The Principal Жанр драма … Википедия

    Директор (фильм, 1987) - У этого термина существуют и другие значения, см. Директор (значения). Директор The Principal Жанр … Википедия

    Директор Скиннер - Персонаж мультсериала «Симпсоны» Сеймур Скиннер Пол: Мужской Волосы: Серые Возраст: 44 … Википедия

    Директор, Аарон - У этого термина существуют и другие значения, см. Директор (значения). Директор, Аарон Aaron Director Дата рождения: 21 сентября 1901(1901 09 21) Место рождения: Старый … Википедия

    Директор Аарон

    Директор А. - Аарон Директор (англ. Aaron Director; 21 сентября 1901, Чарторийск, Волынской губернии, ныне Украина 11 сентября 2004, Лос Альтос Хиллс, шт.Калифорния) американский экономист, представитель Чикагской школы в экономической науке. Шурин известного… … Википедия

Книги

  • Как исчез директор школы , Гиваргизов Артур Александрович. Вашему вниманию предлагается сборник рассказов Артура Гиваргизова. Для детей среднего школьного возраста…

Программа работает в столице в полную силу, в ней задействованы практически все директора образовательных учреждений. Её особенность заключается в том, что наиболее опытные руководители (в рамках программы они называются «менторы») помогают своим коллегам (в данном случае выступающим в роли стажёров) разрабатывать и реализовывать новые образовательные проекты. Мало того, после достижения намеченных результатов каждый проект ожидает публичная защита.

На сегодняшний день директора московских школ уже разработали 462 управленческих проекта и приступили к их реализации, а некоторые даже успели их защитить. Но работы впереди предстоит много, первый этап - это только начало.

Что же такое современный руководитель образовательного учреждения, по мнению самих директоров? Как они формулируют свои задачи?

«Директор школы в общепринятом понимании и руководитель московской школы - это разные профессии, - уверен директор школы № 2095 «Покровский квартал» Илья Новокрещенов . - На нас возложены задачи гораздо более сложные. Мы занимаемся не просто управлением в обычном понимании этого слова - мы управляем процессами, ресурсами, результатами и даже ценностями, вместе с коллективом обсуждая, что является главным в нашей системе образования. Директор московской школы - это человек, умеющий одновременно генерировать цели и планировать работу коллектива, обращаться с финансами и разбираться в вопросах права. И при этом он открыт как для всего мира, так и для каждого ребёнка».

Вечные студенты

«Программа «Эффективный руководитель» даёт нам возможность выработать новые управленческие компетенции современного директора, - считает директор школы № 2114 Анд-рей Зинин . - И главное здесь слово «новые», то есть соответствующие реалиям XXI в. Эти компетенции - способность работать в условиях многозадачности, высокая адаптированность к постоянным изменениям, навыки командной работы и даже скромность как новая форма лидерства. На последнем качестве стоит остановиться подробнее. Речь идёт о том, что лидер должен быть не центральной фигурой в коллективе, а человеком, сумевшим создать такую структуру, что даже после его ухода организация останется успешной и будет работать как часы. Лидер должен ориентироваться не на свою значимость, а на успех учреждения, которое он возглавляет».

«Главная цель проекта «Эффективный руководитель» - модернизация системы подготовки руководителей, - объясняет заместитель руководителя Департамента образования Москвы Виктор -Фертман . - Мы не учим директоров менеджменту - они без того достаточно опытные руководители. Но мы даём им в руки инструменты, с помощью которых можно совершенствовать работу как отдельно взятой школы, так и системы столичного образования в целом. Всё происходит максимально открыто: подбор менторов и стажёров, защита проектов, отчёт руководителя перед учителями и родителями - вот это сделал, а то ещё предстоит. На самом деле наш проект бесконечный, мы будем идти от одного достижения к другому, ведь нет предела совершенству. Одновременно директора будут многому учиться сами. Нельзя быть эффективным руководителем, не обучаясь постоянно, поэтому лучший руководитель - это вечный студент, то есть человек, который никогда не останавливается в своём развитии».

Его заместителем и научным руководителем станет бывший проректор Российской экономической школы Андрей Бремзен. По всей видимости, в 2017 году он займет пост директора школы.

Как сообщается на официальной странице учреждения в Facebook, накануне новых руководителей представили Управляющему совету «Пятьдесят седьмой школы».

Александр Тверской - выпускник Московского Городского педагогического университета, вплоть до настоящего назначения директор ГБОУ города Москвы «Лицей № 1581». В его ведении будут находиться все операционные административные и финансовые вопросы в 57-й школе. «Его основная задача - обновить и обеспечить прозрачность школьного администрирования, обеспечить устойчивость функционирования всех подразделений школы, включая взаимодействие между всеми ее зданиями», – говорится в сообщении.

Андрей Бремзен - профессор экономики, до настоящего назначения проректор Российской экономической школы (РЭШ) по академическим вопросам. В 1992-м году он закончил 57-ю школу, затем с красным дипломом закончил механико-математический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, а затем магистратуру РЭШ. Защитил докторскую диссертацию по экономике в Массачусетском технологическом институте. В 57-й школе много лет преподавал математический анализ, помогая своему учителю Л.Д.Альтшулеру. «В его ведении будут находиться все вопросы, касающиеся преподавания, взаимодействия со всеми школьными сообществами, а также вопросы сохранения и обновления ценностных и научных компетенций школы». В течение этого учебного года Андрей Сергеевич должен будет пройти аттестацию, необходимую для занятия должности директора школы.

Сам Александр Бремзен уже опубликовал свое обращение к выпускникам школы, в котором объяснил, почему директором станет он, а не Вячеслав Лещинер, победивший в голосовании выпускников: «Мы встречались и общались лично с Вячеславом Роальдовичем. Он сказал, что не хочет/не готов быть директором, но ему будет интересно получить от меня предложение на позицию завуча или заместителя директора. Будем это обсуждать с ним в ближайшее время».

По его словам, первым делом он намерен заполнить вакансии, образовавшиеся в результате скандала. Кроме того, Александр Бремзен будет встречаться с каждым из учителей, разбираться с внутренней ситуацией.

Скандал в 57 школе вспыхнул в конце августа после того, как журналистка Екатерина Кронгауз опубликовала пост об учителе истории, который, по ее словам, годами состоял в близкой связи со своими ученицами. По словам выпускников, администрация, чтобы предупредить любые жалобы, разработала меморандум против «диффамации педагогов». Правоохранители сейчас проводят проверку этой информации.

Глава школы № 57 Сергей Менделевич, в свою очередь, об уходе со своего поста. Кроме того, в школе управляющий совет, который призван заняться решением кризиса. В состав совета вошли: ректор РАНХиГС Владимир Мау, искусствовед Михаил Каменский, известный общественный деятель Анна Федермессер, ресторатор Дмитрий Ямпольский и другие известные люди.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»