Что нужно делать на петров день. Петров День – традиции, обряды, приметы. Щи зеленые из крапивы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Петров день

Статья - о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью

И. М. Тонков. Сельский праздник. 1790-е гг.
Тип христианский и народный
иначе Петры и Павлы, Мирская свеча
также День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (христ.)
Значение проводы пролетья
Отмечается восточными и южными славянами, христианами
Дата 29 июня (12 июля)
Празднование гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»
Традиции братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии .

Народные обычаи

Петров день - проводы весны (пролетья). Вероятно в этот день заканчивался летний свадебный сезон: «Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры» (белорус.) - До Петра девка хитра, а на Петры - хоть лицо ей подотри (от слёз, что не вышла замуж). Кое-где в Белоруссии на Петра и на Семик (который зачастую приходился на июнь по пасхальному циклу) справляли свадьбы. Праздник Петра-ключника - хранителя ключей от небесного царства.

На Петров день солнышко играет (на Петра-поворота?). С Петрова дня - красное лето, зелёный покос. В Воронежской области начинается уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая. В Заонежье лето отсчитывалось с Петрова дня до Ильина дня .

Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век

На Всесвятской неделе, перед Петром или в первое воскресенье после Петрова дня были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы . Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губ. совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Петров день завершает комплекс летних купальских празднеств. В этот день устраивались братчины , где «всем миром» варили пиво, закалывали быка (на севере - оленя). Древнерусские братчины - общесельские пиры у часовни или около церкви или даже в церковной трапезной, являются наследницами древних обрядовых трапез. В этот день также ходят в гости, принимают у себя гостей, приезжают родственники из других деревень. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.

Кукушка кукует до Петрова дня. На Петра «давится сыром » и не кукует. В Белоруссии, когда варили на праздничный стол вареники - приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)».

В этот день тёщи зятьёв угощали, кумовья крестников, сватья друг друга. В Вельской округе тёщи приносят в Петров день на второй год брака «сыр в почесть зятьям». А зять угощает тёщу при сборе всех родных.

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми весёлыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья . Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего - Ярилы) языческого бога.

Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Деревенская молодёжь накануне ещё с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, «карауля солнце»: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла то покажется, то спрячется, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. Девушки приносили в поле горшок смолы, соломы, огонь, лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди».

По болгарским народным поверьям, Петра принято считать ключником Рая - он охраняет райский сад. А его старший брат Павел управляет громами и посылает на землю град. Он способен вызвать пожары и наводнения.

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой , на реке Ваге , выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах - на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом - пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать своё праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, - начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

В Орловской области праздник сохранился до наших дней как обычай «караулить солнце». В ночь с 11 на 12 июля молодёжь устраивает ночные гульбища с позднего вечера и до восхода солнца с весёлыми хулиганскими выходками, шумом и жжением костров. Взрослое же население охраняет свои дома и хозяйство. Считается, что если не спать в эту ночь и дождаться рассвета, то можно увидеть как солнце «играет».

Поговорки и приметы

Петровка (Петровский пост) - голодовка, Спасовка (Успенский пост) - лакомка. Петровка - на хлеб голодовка (укр.). Утешили бабу петровские жары голодухой. «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.). Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет.

Петро-Павел жару прибавил. На Петров день солнышко играет. Пётр и Павел день убавил. Петр и Павел два прибавил. «Петро святкуют два дни: Петро и Полупетро» (полесье). «Проти десятой пятницы ў Петровку не работали: гроза бывае большая [если нарушить запрет]» (полесье). «Кажный год святили криницу у девятую пятницу на Петровку» (полесье).

«Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры - хоць твар ёй падатры» (белорус.) - До Петра девка хитра, а на Петра - хоть лицо ей подотри (от слёз). Петровские качели - на Летопроводца обрученье.

В Петров день барашка в лоб (на стол). Всякий, кто дорос, спеши на сенокос ! С Петрова дня в поле пожня (покос). Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик. Ладь косы и серпы к Петрову дню! Женское лето - до Петра, с Петрова дни - страдная пора. Не хвались бабка, что зелено, а смотри, каков Петров. Далеко кулику до Петрова дня! С Петрова дня зарница хлеб зарит. В Петра зарница хлеб зорит. До Петрова взорать, до Ильина заборонить, до Спаса засеять (озимые). Пётр - с колоском, Илья - с колобком.

С Петра соловей затихает. Когда ячмень колосится, соловей замолкает. Коли дождь на Петра - сенокос мокрый. На Петров день дождь - сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато - урожай не худой; два дождя - хороший, три дождя - богатый. Если просо на Петров день в ложку - будет и на ложку. Прошли Петровки - опало (с деревьев) по листу, пройдёт Илья - опадёт и два. На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь). Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой; южн.). «На Пятрок - кинуў лёду градок» (белорус.) - На Петра град кинул льда. С Петрова дня разрешается есть клубнику, землянику и другую ягоду (в иных местах после Купалы - см. «Давид-земляничник»). С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего - рябину. Петровка навозница. Межипарье, междупарье.

См. также

Примечания

Литература

  1. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. - 3000 экз. - ISBN 978-985-471-335-9

Ссылки

  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла // Pravoslavie.ru
  • Петров день // Российский этнографический музей
  • Петров день // Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Халилович, Мирсад
  • Мирский, Марк Борисович

Смотреть что такое "Петров день" в других словарях:

    ПЕТРОВ ДЕНЬ - ПЕТРОВ ДЕНЬ, Петра рыболова, праздник св. апостолов Петра и Павла, 29 июня. На Петров день солнышко играет (тул.). Второй, поздний покос (южн.; первый 24). С Петрова дня красное лето, зеленый покос. Женское лето по Петров день. Петров день… … Толковый словарь Даля

По окончании Петровского поста наступает праздник - День Петра и Павла , который еще называют Петров день . Праздник отмечается в день памяти святых апостолов Петра и Павла .

Когда отмечается День Петра и Павла

Русская православная церковь отмечает День Петра и Павла по «старому стилю» 29 июня, что по григорианскому календарю соответствует 12-му июля . Католическая и протестантская церкви, а также все конфессии, живущие по григорианскому календарю, отмечают праздник 29 июня.

День апостолов Петра и Павла завершает Петров пост, при этом сам праздник не входит в число постных дней.

История праздника

Святой Петр, сын простого рыбака, был одним из двенадцати апостолов - учеников Иисуса Христа . При рождении будущему апостолу дали имя Симо н, но потом от Христа он получил прозвище Кифа , что на арамейском означало «камень», то есть, твердый в вере. Позже имя было переведено на греческий, по-гречески Петр - это также «камень».

Петр был участником и свидетелем многих евангельских событий, именно он трижды предал своего учителя, но потом искупил свою слабость и стал оплотом веры и создателем христианской церкви. Апостола Петра принято считать первым Папой Римским.

Святой Павел , которого православные христиане также поминают 12 июля, не входил в число двенадцати апостолов, он вообще был сначала одним из гонителей иудеев, но потом, когда встретил воскресшего Иисуса Христа, уверовал в единого Бога. Павел проповедовал христианское учение на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Его послания входят в Новый завет.

Согласно церковному преданию, апостолы Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день - 29 июня по юлианскому календарю (то есть 12 июля по григорианскому летоисчислению). По легенде апостол Петр пришел проповедовать в Рим, где был арестован и распят вниз головой. Апостол Павел также был казнен в Риме, но поскольку он был римским гражданином, то к нему считавшаяся постыдной казнь на кресте не могла быть применена. Павлу отсекли голову.

В российской христианской традиции имена этих двух святых тесно связаны - поэтому на Руси этот праздник иногда называли «Петры-Павлы». Также связь этих апостолов отражена в некоторых названиях, например: Петропавловская крепость, Петропавловск-Камчатский и т.д.

Петры-Павлы или Петров день в народной традиции

Петры-Павлы или Петров день - это народно-христианский праздник, также отмечаемый 12 июля. В народном календаре Петры-Павлы - это время окончания купальских игрищ и летних свадеб, «макушка» лета, первая прополка и начало сенокоса. В старину праздник иногда называли Петрово говение, или Петровки, поскольку этим днем завершался Петров пост.

В народном календаре Петров день вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы составляет единый летний цикл, знаменующий расцвет природных сил. Праздник отмечается в течение несколько дней.

Петру и Павлу принято было молиться об исцелении от горячки, лихорадки и сумасшествия.

Также, поскольку Петр был рыбаком, ему принято молиться для удачи в рыбной ловле.

Петров день - это встреча «красного лета». На Петры-Павлы в деревнях устраивали «гулянки Петровы», водили хороводы, качались на качелях. Девушки гадали на суженых: вокруг них ходили парни, закрыв лицо платками. Если девушка угадывала своего избранника, то считалось, что пара скоро поженится.

Умывание из трех ключей

Также на Петров день существовал обычай умываться «петровой водицей» из трех родников (ключей). (Напомним, одним из атрибутов апостола Петра являются ключи, знак того, что именно он открывает праведникам ворота в рай).

Обрядовая часть праздника сопровождалась угощением друг друга сладким вином, песнями, плясками и играми. На берегах и на пригорках жгли костры, сельчане с достатком накрывали богатые столы с обетными угощениями для бедных. За стол приглашали бедных соседей и родственников, нищих и странников. Зятья угощали лакомствами тещ, и те тоже не оставались в долгу. Крестные дарили крестникам пшеничные пироги. Гуляния продолжались всю ночь, принято было всем вместе встречать рассвет.

Похорон Костромы и Ярилы

Перед Петровым днем или в первое воскресенье после него в некоторых областях существовал народный обычай, который назывался похороны Костромы и Ярилы . Кострому представляла соломенная кукла, наряженная в женское платье, которую клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера. Там толпа разделялась и начинала соперничать за куклу: половина пыталась ее утопить, другие защищали. Действо заканчивалось не в пользу Костромы: беднягу раздевали и топили в воде. После этого защитники Костромы ее притворно оплакивали, а победители - торжествовали, а затем и «победители», и «проигравшие» дружно отмечали окончание действа едой и выпивкой.

Поверья на Петров день

Существовало поверье, что в этот день до следующей весны в глубине водоемов засыпают русалки, бродящие по земле с Троицы.

Считалось, что кукушка кукует только до Петрова дня, а в этот день она «ячменным колосом давится» - то есть умолкает, когда заколосится ячмень. Есть даже апокрифический рассказ, как апостол Петр украл лошадь, а Иисус Христос его за это судил. Иисус позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил или украл Петр лошадь. Кукушка ответила «ку-пил-ку-пил», а ворона: «Крал! Крал!». За честность вороне было разрешено каркать круглый год, а лживой кукушке Христос позволил куковать только до Петрова дня.

Поговорки на Петров день

  • Петр лето зачинает, Илья лето кончает.
  • Петров день - верхушка лета, наступает 40 жарких дней.
  • На Петров день солнышко играет.
  • С Петрова дня - красное лето, зеленый покос.
  • Худое порося и в Петровки зябнет - дворянская кровь и в Петров день мерзнет.
  • Петровки холодные - год голодный.
  • Петро-Павел жару прибавил.
  • О ненужных вещах говорили: «Нужен, как на Петров день варежка!»

Поздравления на День Петра и Павла

***
Если вас зовут Петром
Или даже Павлом,
Сообщаю вам о том,
Говорю о главном:
Вас назвали неспроста
Именем достойным.
Павла день и день Петра -
День благопристойный.
Да, сегодня он настал!
Так что именины
Павла там или Петра
Празднуем всем миром!

***
Праздник Павла и Петра
К нам пришел, мой друг. Ура!
В этот день желаю я,
Чтобы вся твоя семья
Очень счастлива была,
Чтоб отлично шли дела,
Получалось всё легко,
Беды скрылись далеко!

***
День великий и святой настал,
Петра и Павла почитают,
Желаю благ тебе, удачи и добра,
Пусть святость дом всегда твой охраняет.

Пусть горе и беда пройдет,
А свет всю жизнь твою лишь наполняет,
Мечта твоя пусть оживет,
Сомненья душу не терзают!

***
С Днем Петра и Павла,
Помните о главном,
Чтоб хорошему случится
Нужно честно жить, молится.

Пусть святые небеса
Принесут вам чудеса
И наполнится ваш дом
Святым воздухом, добром.

***
Сегодня в этот летний день погожий
Мы вспоминаем Павла и Петра,
Апостолов святых первоверховных,
Что принесли нам света и добра,
Желаем людям всем мы счастья, мира,
Давайте вместе встретим мы восход,
Пора нам жить в гармонии с собою,
Пусть озариться светом небосвод!

Православные верующие отмечают в среду, 12 июля, день святых апостолов Петра и Павла, который знаменует окончание Петрова поста. Согласно церковному учению, именно в этот день апостолы приняли мученическую смерть в Риме. По преданию, Петр был распят на перевернутом кресте, а Павел, как римский гражданин - обезглавлен.

Петров пост начался через неделю после праздника Троицы – 12 июня. В связи с тем, что ежегодно дата Троицы меняется (в зависимости от праздника Пасхи), продолжительность поста варьируется от восьми дней до шести недель. В этом году пост длился четыре недели.

Этот праздник известен со времен раннего христианства и праздновался в Римской империи, как на Востоке, так и на Западе. Он назван в честь апостолов, проповедовавших христианство по всему миру. Оба они приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год.

Вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы праздник составляет единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил.

По православному учению, общий праздник Петра и Павла - напоминание о единстве и разнообразии в жизни Церкви. В то же время, Церковь напоминает верующим, что каждый человек не безгрешен. Тот же Петр трижды отрекся от Христа перед его распятием, но потом раскаялся в содеянном.

«Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем о их величии; они нам представляются как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь», - так объяснял духовный смысл праздника известный церковный миссионер XX века митрополит Сурожский Антоний (Блум).

Православная традиция делает особый акцент на том, что они равно угодили Богу, хотя были совершенно разными людьми - неграмотный простой рыбак Петр и ученый книжник Павел, знавший несколько языков. Петр был женат, Павел - девственник, Петр был самым приближенным учеником Христа, а Павел никогда при жизни Его не видел и даже вначале считал лжепророком и разоблачал «лжеучение» христиан. Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел - символом «свободного» христианства, живущего по духу Евангелия, а не по букве.

Среди народа прижились множество традиций и обрядов на Петров день.

Так 12 июля пастухи обязательно привязывали красную ленту к рогам коров и баранов. Считалось, что такой оберег защитит стада от болезней на весь следующий год.

В Петров день собирали с деревьев последние вишни и обязательно угощали ими нищих у церкви — чтобы в следующем году урожай был богатый.

Пчеловоды на Петра и Павла брали несколько пчел и подрезали им крылья — чтобы улья не украли.

Самые сильные парни с соседних деревень в Петров день устраивали на перекрестке дорог борьбу — чтобы ссор между соседями не было.

Пастухи в этот праздник привязывали к палкам колокольчики и ходили с ними вокруг овчарен — это делалось, чтобы волки к овцам не приближались.

В день Петра и Павла каждый православный обязательно с самого утра приходил в церковь — поздравить апостолов с их праздником и попросить себе крепкого здоровья. После службы все шли на перекресток дорог, на которых обязательно стоял крест, и клали туда что-нибудь из еды, чаще всего пироги с вишнями. А нищие потом разбирали эту еду, восхваляя верховных апостолов.

В Петров день девушки дарили своим возлюбленным вышитые собственноручно платочки — этим они показывали, что готовы выйти за парня замуж. Также в некоторых деревнях очень интересный обычай: девушку, которая «засиделась в девках» отец садил в повозку, надевал ей на голову венок из васильков и вез к дому парня, который ей нравился. Плечи девушки украшал вышитый «рушнык» которым раньше на свадьбах покрывали голову невесте. Привезя свою дочь к дому парня отец становился у крыльца и выкрикивал: «Моя Маруся (называл имя свой дочери) была бы хорошей хозяйкой в вашем доме. Даю за нее корову, 5 овец и сто пудов хлеба!» (каждый называл то, что собирался отдать в качестве приданого). На окрик выходила мать жениха, подходила к девушке, снимала с ее головы васильковый венок и надевала вместо него «рушнык». Девушка выходила из повозки и проговаривала: «спасибо, что не спрятали». После этого она шла к себе домой, а отца приглашали во двор, где он договаривался о свадьбе с родителями жениха.

Вообще на Руси Петров день считался мужским праздником. Поэтому, наверное, в этот день и делалась сильному полу такая честь — девушка сама ходила к ним свататься.

В этот день традиционно принято устраивать праздничные семейные обеды и проводить время, общаясь с близкими на природе.

В этот праздник было принято устраивать гулянки, водить хороводы. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свадьбу.

Нельзя и выходить в поле, то есть заниматься сельскохозяйственными работами. Говорят, что именно 12 июля колосья набирают свою силу и наполняются, поэтому потревожить их — значит лишить себя щедрого урожая.

На Петра и Павла нельзя ругаться, сквернословить, ссориться, спорить, или конфликтовать.

В День Петра и Павла рукодельницам нельзя шить, вязать и вышивать.

Несмотря на то, что в День Петра и Павла заканчивается Петров пост, все равно запрещено принимать алкоголь.

В древности после ужина на Петра и Павла не убирали еду со стола. Ее оставляли для умерших родственников.

В День Петра и Павла нельзя принимать в пищу фрукты и ягоды нового урожая. Считается, что человек, нарушивший этот запрет, может сломать свою судьбу и много лет оставаться одиноким.

К приметам в день Петра и Павла люди относились с особым вниманием, ведь после этого дня начиналась пора сенокоса и предугодать дождливые или пасмурные дни было очень важно.

Готовь серпы на Петров день — после этого дня начинался покос трав.

На Петров день кукушки замолкают. Если кукушка перестает куковать за неделю до Петрова дня, то зима будет ранняя, если же кукушка кукует неделю или две после Петрова дня, то и зима наступит поздно.

Если на Петров день дождь, сено будет жестким, но урожай обильным.

Если на Петра и Павла дождь — жито уродится.

На Петров день дождь — урожай не худой, два дождя - хороший, а три - богатый.

Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут.

На Петров день - колос, на Ильин - колоб.

Если натерто просо с ложку, то будет и в ложке.

Петр и Павел день убавил, говорили в народе, потому что продолжительность дня к этому времени заметно уменьшалась.

Петр и Павел жару прибавил — начинались самые жаркие летние дни.

День убывает, жара прибывает.

Как придет Петро, так и будет тепло.

Придет Петрок — сорвет листок. С Петра и Павла начинали падать листья с деревьев.

Многие слышали о празднике Петров день, что неудивительно, издревле на Руси он имел огромное значение, да и имеет до сих пор. Ведь в этот день, помимо всего прочего, почитают память сразу двух апостолов - Петра и Павла.

В народном календаре июля Петров день тоже имеет особое значение, его даже отмечали раньше целых три дня, что о многом говорит. В этой статье мы рассмотрим традиции и обряды праздника, некоторые приметы, вспомним, кто такие Петр и Павел, и узнаем дату празднования.

Дата празднования Петрова дня

На Руси Петров день отмечается 12 июля по новому стилю и 29 июня по старому. Дата эта выбрана не случайно, по древнему преданию, апостолы Петр и Павел в этот день были казнены в Риме: первого распяли на кресте, второго – по причине того, что он был римлянином, казнили посредством отсекания головы.

* Есть версия, что первым смерть принял Петр, а уже ровно через год и Павел.



По второй версии, христианские празднования 12 июля назначены в связи с перенесением в 258 году мощей Петра и Павла в подземные катакомбы Сан. Себастьяна, что находится в южном Риме.

Как бы там ни было, на сегодняшний день все религиозные люди (и католики, и православные) чтят память Святых апостолов Петра и Павла.

По церковному учению праздник Петра и Павла - напоминание о том, что каждый не без греха. Тот же Петр трижды отрекся от Христа перед его распятием, но потом раскаялся в содеянном.

О Петре и Павле

В народных традициях Петр и Павле парные персонажи, иногда их представляли даже как братьев близнецов. Петр - старший брат, более суровый и почитаемый в народе, а Павел младший, не такой строгий.

Иногда Петра называли «ключарем». Это связано с верой в то, что именно он стоит у ворот рая с ключами и пропускает за ворота праведников.

Однако, биографии двух апостолов имеют мало общего. Так, Павел изначально не входил в число 12 учеников Христа, а в юности и совсем участвовал в гонениях на иудеев. Лишь после воскресения Иисуса он уверовал в Бога, это привело к тому, что свою жизнь Павел посвятил служению Всевышнему, создавая христианские общины.

Петр же, напротив, с Христом был с самого начала, являлся первым и самым любимым его учеником. Являлся свидетелем многих чудес, и именно его принято считать первым Папой Римским и основателем христианской церкви.

Возможно, вас заинтересует статья про День рождения церкви - Духов день .

Названия праздника

День почтения Св. Петра и Павла имеет огромное множество названий:

  • Мирская свеча;
  • Петр-Павел;
  • Красное лето;
  • Петры и Павлы;
  • Играние солнца;
  • Петрок;
  • Рыболов;
  • Праздник Петра;
  • Зеленый покос;
  • Петровки и т.д.

Многие из них отражают значение праздника в народе, в особенности «зеленый покос» и «красное лето». Ведь на Руси, Петров день являлся началом сенокоса и концом купальских гуляний.

Петров день: традиции праздника

Прежде всего стоит отметить, что в этот день в православной традиции обычно завершается Петров пост. Поэтому, после 12 июля уже можно венчаться. А вообще, именно в этот день лучше не играть свадьбы и не заниматься подобными делами, это не сулит молодоженам счастливой жизни.

К празднику наши предки начинали готовиться заранее, иногда за несколько суток. Нужно было убрать и украсить дом (для украшения чаще всего использовали полевые цветы).

В Киевской Руси 12 июля всегда было днем рыболовов: в это время начинался летный сезон рыбалки, а весенний, соответственно, заканчивался. Широко распространен был обычай жертвовать на «мирскую свечу для Петра-Рыболова», которая и ставилась в церкви перед его образом.

Помимо этого, у праздника много иных традиций:

  1. По обычаю, 12 июля было принято проводить время с семьей, навещать родственников. Люди собирались за семейным столом, на котором обязательно присутствовала рыба. Так как Святой Петр являлся покровителем рыболовов, ну а еще, рыба на праздничный стол ставилась, чтобы в семье царили вера и любовь. Следуя старинному обычаю, еду со стола сразу не убирали.
  2. Православный люд обязательно ходил в церковь, чтобы поставить свечку и помолиться. У Святых можно было попросить:

      помощи в разрешении жизненных проблем;

      удачи в начинаниях;

      веры и надежды для тех, кто сомневается в собственных силах.

  3. По возвращении из церкви, было принято готовить лепешки. Считается, что именно их чаще всего употребляли в пищу апостолы в своих странствиях.
  4. Существовал обычай, после завершения церковной службы следовать на распутье. Причем именно то, где установлен крест. Там необходимо было положить что-нибудь из еды. Считалось, что люди забравшие пищу, станут восхвалять апостолов Петра и Павла.
  5. Как и в любой другой церковный праздник нельзя:

      ссорится, спорить или заводить иные конфликтные ситуации;

      шить, вышивать, вязать, одним словом, рукодельничать;

      принимать алкоголь.

  6. Работать в поле тоже запрещалось. Наши предки верили, что колосья набирают свою наибольшую силу, поэтому тревожить их не нужно.
  7. 12 июля было принято «караулить солнышко» это сулило благополучие в жизни.
  8. Также рекомендовалось святить воду и умываться в родниках. Существовало поверье, что если помыться в 3-х родниках, то можно было освободиться от болезней, смыть с себя грехи и отвести нечистую силу.
  9. Не полагалось употреблять в пищу что-то из свежего урожая. Нарушение данного запрета могло обернуться поломанной судьбой и годами одиночества.
  10. Народная легенда гласит, что в этот день сам Петр наблюдает за полями, и подмечает кто и как работает. А затем, в зависимости от трудолюбия и лени подбирает пары для молодых.

Приметы на день Петра и Павла

Большая часть примет собрана в статье про народные праздники июля , где рассказывается о Петровом дне. Тут приведем лишь парочку:

    В Петров день кукушки молкнут. Если это случается за неделю до праздника, то зима будет ранняя, если на неделю-две позже - поздняя.

    Ливень - к хорошему урожаю жита.

    Хороший улов на Петров день предвещал хороший урожай на протяжении всего сезона.

Ночные гуляния молодежи

Праздновали Петров день не только за домашним столом, но и на природе. Это был (в некоторых регионах таковым и остается) один из любимых праздников молодежи.

Раньше, во время подобных ночных увеселений было принято водить хороводы, петь песни, коротать время за играми. Распространенной игрой было угадывать парня. Для этого парни закрывали лицо платками и ходили среди девушек. А девушки должны были угадать, кто именно прячется под платком.

Веселились как правило до рассвета. Ведь важно было встретить солнце, а заодно и полюбоваться, как оно «играет». По преданию, рассветное солнце в Петров день играет разными цветами, что представляет необыкновенное зрелище.

Городушки

В наши дни ночные гуляния молодежи приобрели несколько иной оттенок. В больших городах эта традиция сейчас уже совсем забыта, а вот в маленьких городках и деревнях, кое-где, еще жива. Смысл в том, что в ночь на 12 июля, подростки устраивают так называемые «городушки», или «шухарилки» - всячески шалят.

Важно: такой вид развлечения очень не приветствуется церковью и законом. За некоторые, совсем недетские шалости можно и поплатиться: штрафом или даже реальным сроком до 5 лет.

Чем же занимаются на городушки? Традиционно, шалят, но не переходя определенных рамок разумного. То есть, если вытоптать клубнику в соседском огороде, то за это можно и перед законом ответить. Да и с морально этической точки зрения, сами понимаете, как выглядит такой поступок.

Самое главное, чтобы такие шалости не наносили никакого материально ущерба. Поэтому чаще всего:

    перегораживали дороги;

    крепили над дверью ведро воды;

    клали на порог коровью «лепешку»;

    замазывали окна в доме;

    привязывали камушек к веревочке и стучали в окно.

Отметим, что не возбранялось гонять кнутом тех, кто попадался за этим занятием. А потому, те, кто участвовать в подобном веселье не хотел - сидели дома и стерегли свои участки.

Эта традиция наиболее популярна в Тульской, Калужской, Рязанской и Орловской областях.

Гадания и ритуалы на Петров день

День Петра и Павла издревле считался мужским праздником, но девушки его тоже очень ждали. Одни из основных причин - любовная магия и гадания. Гадали по-разному, вот лишь некоторые способы.

На образ суженого

Чтобы увидеть во сне жениха, девушке следовало с 12 полей собрать 12 трав, а затем спрятать их под подушку со словами:

Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди.

На исполнение желания

Ходили к березке и заплетали три ее веточки в косу, перевязывали все дело алой лентой или травой. Загадывали желание и произносили:

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Затем уходили. А через три дня возвращались обратно и смотрели. Если березовая коса не увяла и не расплелась - желание исполнится.

Широко распространены были привороты. Заговоры и ритуалы на то, чтобы муж не гулял.

По церковному календарю, последний июньский праздник (29 июня по старому стилю) посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — . Представляем описание, как отмечали этот день на Руси, по историко-этнографическим очеркам из книги «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа » А.А. Коринфского .

***

Последний июньский праздник посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых — Петра и Павла. Св. Петр — апостол и ближайший ученик Христа, родом из Галилеи, бывший рыбарь. В 50-м году по Р. Хр. он присутствовал на апостольском соборе в Иерусалиме, в 69-м был распят в Риме. Ему принадлежат два окружных соборных послания, в которых он поучал новорожденную Церковь Христову обрядовой стороне христианского благочестия. Апокрифическая литература приписывает, кроме того, ему еще «Евангелие» и «Откровение»: первое — во II-м веке — даже было принято в Богослужении. Св. Павел — первоначально именовавшийся Савлом, сначала гонитель, а затем ревностный апостол Христа, величайший христианский проповедник в 1-м веке. Он был сыном богатых иудеев, строгих ревнителей фарисейства, получил образование в знаменитой школе Гамалиила. После чудесного обращения его ко Христу (Деян. Апост.: IX, XX, XXVI) и до самой мученической кончины своей в Риме (во времена Нерона, в один день с апостолом Петром) не смолкало его вдохновенное слово о Распятом Сыне Божием, раздаваясь от сердца Азии до Рима и отсюда до берегов Атлантического океана — Испании и Британии, куда заходил он в своих миссионерских трудах. Перу его принадлежат 14 посланий апостольских, в которых он учил о внутреннем (духовном) строении веры Христовой. Он слывет в народе за «Петров день», и в этом названии сливается в народном представлении память об обоих чествуемых святых. Есть местности, где этот предпоследний день июня-розанцвета зовется «Петры-рыболовы».

Апостол Петр — один из наиболее чтимых на Руси святых угодников Божиих. Имя его зачастую встречается в простонародных сказаниях, вплетается в пестроцветную вязь пословиц-поговорок, раздается и из вещих уст боголюбивых калик перехожих, хранителей-сказателей духовных народных стихов. На «ключаря-апостола», которому, по стародавнему преданию, передан Господом Сил ключ от Царства Небесного, перешли, по прихоти суеверного воображения, многие черты древнеславянского Перуна-громовника, низводителя дождей, растителя злаков и творца урожаев. Он считается одним из самых надежных — после «Николы-Милосливаго» — покровителей засеянных хлебом («даром Божиим») полей. В одном из «Памятников отреченной русской литературы» рассказывается, например, что шел апостол Петр путем-дорогою. Притомился-устал, проголодался святой путник. Пришлось проходить ему мимо нивы. И увидели пресветлые очи его человека, пашущего на волах; и обратился к нему апостол, «и просиша хлеба». Вскинул глазами на просившего пахарь-оратаюшко, остановил волов и побежал за хлебом к своему селенью. Умилился душою святой путник и «без него взоравше ниву и насеявше, и прииде с хлебы и обрете пшеницу зрелу».

По народному сказанию, в конце красной весны и начале лета знойного — в грозовую пору — идет на небесах постройка «чертога новорайскаго». Топоры (молнии) сами — без плотников — рубят стены здания нерукотворного, ударяя по тучам, громоздящимся каменными горами толкучими; расступается под огненными топорами «облачен-горюч камень», отверзаются окна двери рубленые. «3-за той ми горы, з-за высокой, слышны ми тонойкий голос, тонойкий голос, топоры дзвенят, топоры дзвенят, каменья тешут, каменья тешут, церковь муруют, церковь муруют, во трои двери, во трои двери — во три облаки», — поется в старинной червонорусской песне:

«У иединых дверех иде сам Господь,
У других дверех Матенка Божя,
У третих дверех святый Петро.
Перед милым Богом органы грают,
Перед святым Петром свечи гореют,
Перед Матенков Божов ружа проквитат,
А з той ружи (розы) пташок выникат:
Не ие то пташок, сам милый Господь»…

«Милый Господь» олицетворяет в этой песне прикарпатских братьев — солнце. Пречистая Дева заступает здесь место древнеязыческой Лады, Петр-апостол поставлен взамен громовника-Перуна. Горящие свечи — молнии, гудящие органы — громовые раскаты: расцветающая роза — утренняя зорька ясная, из златоогненного цвета которой и вылетает на беспредельный небесный простор жар-птица — солнце.

В другом песенном сказании св. Петр является спутником Господа, шествующим за золотым плугом «в поле, поле, в чистейком поле». Ходит за Богом пахарей ключарь-апостол, походя — коня погоняет. А «Матенка Божия» обок с ними поспешает, семена носит, семена носит, своего Сына просит:

«Зароди, Божейку, яру пшеничейку,
Яру пшеничейку и ярейке житце!
Буде там стебевце саме тростове,
Будут колосойки — як былинойки,
Будут копойки — як звездойки,
Будут стогойки — як горойки,
Зберутся возойки — як чорны хмаройки!»

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах — на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом — пошел по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать свое праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям… Пришлось им понапрасну ждать-поджидать, и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли, проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

Красно-солнышко играет, по народному слову крылатому, и на Петров день — как на Светло-Христово-Воскресенье. Ходит, во многих местах, поутру — раным-ранехонько, «караулить солнце» заигравшаяся далеко заполночь в хороводах деревенская молодежь — девки да парни, да ребята малые. Всплывает из-за гор-горы пресветлый лик светила небесного и многие уверяют — принимается играть, разными цветами переливать лучи свои горячие: то красным, то впросинь-впроголубь, а то и впразелень. Радуются собравшиеся караульщики веселые, с песнями по дворам-домам расходятся, Ладу вспоминают, Петров день величают. Этими песнями починаются «гулянки-Петровки», петровские хороводы, вплоть до первого Спаса идущие, в страдную пору молодому народу отдых, и без того короткий, укорачивающие.

На Петров день и до сих пор гуляет-отдыхает сельский рабочий, от трудового поту не просыхающий, люд. В старину бывали «обетныя угощенья», принашивали приносы петровские зятьям тещи, на угощенье напрашивались: кумовья крестников спроведывали, с пирогами со пшеничными прихаживали; сватья друг друга угощали, «отводные столы» правили. Девушки красные с парнями на качелях и теперь, что в старопрежнюю пору, утешаются на Петра-Павла с самых после-обеден до глубокой ночи. Так и говорят в народе: «Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!»; «Петровы качели — девичье веселье!»; «На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили!» и т. д. На этот обычай ополчались составители «Стоглава», говоря, что: «о празднице св. верховных апостол Петра и Павла своею сетию диавол запинает чрез колыски и качели; на них же бо колыщушеся, приключается внезапу упустити на землю, убавитися и зле, без покаяния, душу свою испущати»…

Олеарий — посланец голштинский, оставивший описание своего путешествия в Московию XVI-гo столетия, распространяется о петровском гулянье в следующих словах: «У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там оне качаются на круглых качелях, поют особенныя песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами»…

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться «петровой водицею» и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми веселыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего — Ярилы) языческого бога. Собравшиеся парни гуляли посреди девушек, закрыв себе лица платками. Девушки должны были угадывать парней; угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

С XVI-гo столетия вошло в обычай заводить по богатым селам петровские торги. А еще гораздо раньше велось в Петров день «ставиться на суд по зазывным граматам». Был этот праздник не только судов, но и взносов дани-пошлины. «Тянули» об эту урочную пору свою Петровскую дань с люда православного и попы. В деревенском захолустье и теперь еще разъезжают поповские телеги, собирающие положенное, веками установленное подаяние.

Народные слова крылатые плетут свой пестрый узор о Петрове дне. На него — второй, поздний, покос, по замечанию сельскохозяйственного опыта, сложившегося в южной-полуденной полосе матушки Руси. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос! » — гласит опыт русака-северянина. «Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора! » — приговаривает краснослов-народ, сыплющий, как из полного короба, всяким прибаутком — то смешливым, то раздумчивым: «Далеко кулику до Петрова дня! », «Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мерзнет! », «В Петров день барашка в лоб (можно разговеться)! », «С Петрова дня зарница хлеб зарит! », «Петро-Павел жару прибавил! », «Утешили бабу петровские жары голодухой! », «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка! » и т. д.

По примете знающих всякое крылатое вещее слово старых людей, надо к Петрову дню наладить косы и серпы: с Петрова дня — пожня, покос. «Коли дождь на Петра — сенокос мокрый! », «На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато — урожай не худой; два дождя — хороший, три дождя — богатый! », «Если просо на Петров день в ложку — будет и на ложку! » — приговаривает деревенская Русь.

Рыболовство — апостольский труд, по словам православного люда, сведущего в Священном Писании. Потому-то все рыболовы и считают апостола Петра за своего покровителя и наособицу перед всеми другими праздниками чтят его память. К Петрову дню приурочивается большая часть сделок, заключаемых между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои воды мелкими участками — отдельно на каждую рыболовную пору, с обязательством ставить рыбу на исады, или на ватаги, по известным ценам. Петровым днем заканчивается весенняя, начинается летняя пора рыболовная. В этот день завершаются расчеты по весеннему лову и заключаются новые сделки на лето. На Петра-Павла устанавливается новая плата за воды (с лодки, или с сети) и производится расценка живорыбного товара, который ловцы обязаны сдать.

Ловецкий праздник в рыбных местах начинается, по благочестивому обычаю старины, крестным ходом на рыболовные угодья, куда съезжаются ловцы со всех ближних станов и ватаг. После молебна промышленники предлагают своим гостям угощенье, а потом начинают пить «могарычи» по новым сделкам.

Как ни парит после Петрова дня, как ни томит летний зной трудящихся, обливающихся в полях да в лугах потом обильным пахаря, косца и жницу, — а недаром идет из далекой дали веков народное слово: «Прошли Петровки — опало (с деревьев) по листу, пройдет Илья (20-е июля) — опадет и два! ». Замолкает к Петрову дню все птаство певучее: соловей — и тот поет только до этой заветной поры. «На Петров день и кукушка подавится ватрушкой! » — говорят бабы-хозяйки, напекая из оскребышев муки, — у кого она к этому времени дотянется, — ватрушек творожных с яйцами — ребятам со стариками на утеху. По иным местам ходят девушки красные в лес на Петров день — «крестить кукушку». Когда упадет 29-й июньский день на постную пятницу с середой-постительницей, говорит красное народное слово, что «мясоед с постом побратался».

Среди народных стихов духовных встречается следующий песенный сказ, поющийся убогими певцами и в наши дни: «Во пустыне пустынщик спасался, не владел ни руками, ни ногами. Во снах ему Пятница явилась, крестом его оградила, свещой его, света, осветила»… — начинается он. Далее «Пятница» уговаривает «пустынщика» встать-пойти «по народу — по христианам» на проповеднический подвиг, а затем — осененный дуновением таинственного стих переходит в более определенный сказ:

«Ты вставай, Петр и Павел,
Ты бери ключи золотые.
Отмыкайте райская двери,
Запущайте живых и мертвых!
Только трех душей не запущайте:
Три души тяжко согрешили: —
Первая душа в утробе младенца затушила;
Вторая душа тяжко согрешила —
Отца-матерь… бранила;
Третия душа тяжко согрешила —
Из хлеба-соли спорину вымала.
Первой душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати;
Второй душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!
Третьей душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати!»…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»