Частный гид и экскурсовод Израиля. Индивидуальные экскурсии и туры, отдых. Лицензия Министерства туризма. Израиль, святые места христианства: обзор, история и отзывы

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Три основные великие религии мира – христианство, иудаизм и мусульманство неразрывно связаны с Израилем. Израиль очень часто называют колыбелью этих религий, городом мира. Для многих тысяч людей, верующих всего мира Израиль – святая земля. По этой причине, в Израиле святые места практически везде, можно даже сказать, что Израиль – это и есть все святое место. Здесь сосредоточены все сооружения, вещественные памятники и отдельные местности, рассматриваемые приверженцами мировых религий как святые места, и именно в Израиле их больше чем где-либо еще.

В Израиле святые места иудаизма – это, прежде всего Храмовая гора, имеющая название Мория. Особенность в том, что до сего дня не обнаружено и не установлено, где в Храме на горе находилась святая святых евреев – Ковчег Завета, а потому многие ортодоксальные раввины запрещают верующим подниматься на нее.

Спустя много веков после разрушения воздвигнутого ранее Второго храма, наиболее почитаемое святое место в сегодняшнем Израиле признается и остается Западная стена Храма, имеющая название – Стена Плача . С конца 16 века, Стена Плача приобрела для верующих иудеев религиозное исключительное значение.

И не смотря на то, что в иудаизме во времена еще Первого Храма предписывалось не превращать могилы предков в святыни, а в паломничестве к этим могилам не видеть никакого благочестия, то скорее всего, под влиянием христианства и мусульманства, в обычай все таки вошло почитание святых мест, а также захоронений религиозных патриархов и захоронений пророков.

Наибольшее религиозное значение, и поклонение придается евреями пещере, которая расположена в Хевроне. Согласно древнему преданию, именно в этой пещере находятся захоронения таких праотцев еврейского народа как Авраам, Исаак, Иаков, а также их жен – Сары, Ревеки и Лии. Согласно преданию, здесь же в пещере захоронения и сыновей Иакова, а во многих источниках говорится о том, что и захоронения самих Адама и Евы.

На почитаемость святых мест никак не влияет достоверность того или иного факта или его историческая сомнительность. Верующие глубоко верят в то, во что хотят верить. Это в частности может быть отнесено и к большому надгробию, которое расположено в 4 километрах от Иерусалима на дороге Бет-Лехем. По преданию, это надгробие связано с именем Рахили, второй жены Иакова и могилой царя Давида. И даже не смотря на то, что отсутствуют достаточные исторические основания, могилы по-прежнему считаются в Израиле святыми местами, объектами паломничества иудаизма.

Много святых мест иудаизма в Израиле расположено в Галилее, Твери, Цфате и их окрестностях.

После провозглашения независимого государства в Израиле было создано при Министерстве по делам религий управление, которое стало заниматься охраной святых мест и организацией свободного доступа к ним. Сегодня в ведении этого специального управления находятся все святые места Израиля, как христианские, иудейские так и мусульманские.

В Израиле святые места христианства известны всем людям мира – верующим и неверующим. Святые места христианства в Израиле в первую очередь связаны с земной жизнью Иисуса Христа. Именно на этой земле, согласно Нового завета, прошла его жизнь, и совершались его деяния. В соответствии с новозаветными рассказами о жизненных вехах Иисуса, так же расположены в Израиле и самые важные христианские святыни в Израиле. Почти в каждом городе Израиля или месте, где согласно Новому завету проходила жизнь Иисуса, стали строиться церкви и монастыри, а также другие религиозные сооружения, сюда стали стекаться огромные массы паломников христиан, а особенно много верующих паломников посещает эти места в религиозные праздники – Пасху, Рождество.

Одно из христианских святых мест в Израиля – церковь Рождества, возведенная в Вифлееме, связана с рождением Иисуса. По преданию, она воздвигнута на том месте, где предположительно был рожден Иисус. И самое главное святое место всех христиан мира – Церковь Гроба Господня в Иерусалиме, на горе Голгофа , где согласно преданию Иисус Христос был распят. Крестовые походы, которые совершались с 11 по 13 век рыцарями, совершались ради того, чтобы освободить эти святыни от «неверных».

В Израиле святые места, связанные с христианством находятся в Назарете – городе Христа. В этом городе особенное почитание у паломников вызывают церковь Благовещения и церковь Святого Иосифа, а также церковь Архангела Гавриила. Эти религиозные здания были сооружены в честь тех событий, которые произошли накануне непорочного зачатия Иисуса.

В районе реки Иордан святые места связаны с крещением Христа. Много святых мест христианства находится в окрестностях Галилейского моря – озера Кинерет, именно в этих местах Иисус стал проповедовать свое учение.

Множество церквей, монастырей, базилик, часовен и капелл находятся в Иерусалиме, этой святом вечном городе. Наиболее почитаемые места в Иерусалиме после Храма Гроба Господня – место, где проходила Тайная вечеря, Гефсиманские сады, Дорога Скорби – Виа Долороза, холм, откуда после смерти Иисус вознесся на небеса, а также все святые места, связанные с Иоанном Крестителем, Богоматерью, учениками и последователями Иисуса Христа. Большая часть всех церковных зданий сооружены на месте прежних разрушенных, возведенных еще в византийский период.

Церкви и монастыри, часовни и капеллы имеют свою четкую принадлежность по конфессии – католическая, православная, лютеранская, по национально-церковной принадлежности – русская, греческая, французская, немецкая, армянская и так далее, и по орденской принадлежности – францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы.

Исключение являются только церковь Рождества и Храм Гроба Господня. На эти святыни претендуют все конфессии – католическая и православная и так далее. В 18 веке власти Османской империи установили определенный статус-кво для всех конфессий по поводу этих святынь, дабы избежать раздоров. Этот статус-кво сохраняется до сегодняшнего времени.

В Израиле святые места мусульманства связаны, прежде всего, с городом Иерусалим, с мечетью Аль-Акса. Именно в эту мечеть Аллах чудесным образом перенес пророка Муххамада и уже оттуда он вознесся на небо.

Словом, Израиль – это святая земля для многих религий и верующих людей.

Израиль – колыбель 3-х мировых монорелигий: христианства, ислама и иудаизма. Страна является поистине уникальным местом, где сосредоточено самое крупное в мире собранием святых мест, ежегодно привлекающих множество паломников со всей Планеты. Израильской столицей является город Иерусалим – один из старейших населенных пунктов мира.
Все святые места в Израиле классифицируются по своей принадлежности к религиям: христианству, исламу и иудаизму. К святым местам страны можно отнести культовые сооружения, природные объекты и религиозные памятники.

Святые места для христиан

Святые места для иудеев

  • Мория или Храмовая гора, расположенная в Иерусалиме. Согласно преданию, Мессия возвел на данной горе Третий храм, ставший впоследствии важным религиозным центром для евреев всего мира. Считается, что именно на Храмовой горе состоится Страшный суд над человечеством.
  • Стена Плача, известная также как Западная стена. Это святое место Иерусалима, представляющее собой фрагмент стены, когда-то окружающей Храмовую гору и частично уцелевшей после полного разрушения Второго храма.
  • Пещера Махпела, расположенная на горе Хеврон. Согласно преданию в пещере были похоронены Иаков, Исаак, Авраам и их жены – Лия, Ревекка и Сарра.
  • Дом Иоакима и Анны, где родилась Богородица. Дом расположен в Старом городе Иерусалима.

Святые места для мусульман

  • Мечеть Аль-Акса, расположенная в Иерусалиме – одна из важнейших мусульманских святынь. Мечеть находится на Храмовой горе. Она обладает способностью вместить одновременно 5 тыс. верующих.
  • Мечеть Куббат Ас-Сахра в священном Иерусалиме, украшенная внушительным куполом, покрытым золотом.

Экскурсии по святым местам Израиля

Совершить экскурсии по святым местам Израиля можно, заказав специальный тур или организовав самостоятельную поездку. Ниже представлены наиболее популярные и интересные экскурсии по святым местам.

  • Экскурсии в Иерусалим – священный город для иудеев, христиан и мусульман. Экскурсии охватывают достаточно широкий спектр мест, в основном связанных с последними днями жизни Иисуса Христа на Земле. Это Елеонский и Гефсиманский женские монастыри, Место Вознесения Иисуса, храм Марии Магдалины, гробница Царя Давида, старинный Гефсиманский сад и легендарная гора Сион. Кроме того, можно посетить достопримечательности Старого города: Стену Плача, Преторию, Храмовую гору и дом Иоакима и Анны. На этом священные места израильской столицы не заканчиваются. Чтобы осмотреть все интересные места Иерусалима необходимо потратить не один день.
  • Экскурсии в Назарет – священный для христиан город, где прошло детство и юношеские годы Христа. Кроме того, именно в этом городе произошло знаменитое чудо Благовещения.
  • Экскурсии в Вифлеем – небольшой городок, который на сегодня входит в состав Палестинской автономии. Город является местом рождения Христа и легендарного князя Давида. Главная достопримечательность города: пещера Рождества, где был рожден Христос.
  • Экскурсии в Тверию – священный для евреев город, где расположены такие иудейские святыни как гробницы рабби Акивы, Рамбама и Иоханана Бен-Закая. Кроме того, в Тверии можно посетить Сорокадневный монастырь, Гору Искушений и город Иерихон, расположенный в ее окрестностях.
  • Экскурсии по христианским церквям, расположенным в Вифлееме, Назарете, районе реки Иордан.
  • Экскурсии по мусульманским святыням, большинство из которых сосредоточено в Иерусалиме.
  • Экскурсии по иудейским святыням, рассредоточенным по всей территории Израиля.

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания - место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа - место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место "Не прикасайся ко Мне" - место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: "Не прикасайся ко Мне " (Иоанн. 20: 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.

Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, "... об одежде Моей бросали жребий "(Иоанн. 19: 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале - крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как "status quo".


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина


Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.


Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат . Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.


Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев - ровесники времён Христа.

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.


Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.


Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, - лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.


Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до.н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).


Овечий Источник Вефесды


Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.


Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, - так начался Крестный Путь Страстей Господних.


Тюремные камеры Римского Преториума


Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19: 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием "Се Человек" (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре - Греческом Претории - сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.


Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.


Крестный путь в Великую Пятницу

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь - в городе, и остальные - на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27: 32. Марк. 15: 21, Лук. 23: 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19: 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19: 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19: 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19: 41-42).


Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей," ... Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ... "(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.


Гора Сион с христианскими местами паломничества


Патриархальная школа Сиона


Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери, двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.


Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная - гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь - часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения , паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.


Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.


Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.


Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен, около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику - Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании - это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.


Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая - посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.


Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, ...» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса - это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества - не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.


Стена Плача во время молитвы


Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2:13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.


Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль - Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа ("Новая" по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение - мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.


Интерьер мечети Эль-Акса

Святые места Израиля привлекают мой логотип туристов в первую очередь Святыми не только для христиан, но и для мусульман, для иудеев. Поэтому, находясь в Израиле, легко выбрать подходящий тематический тур. Также здесь на месте всегда можно найти туристическую фирму, которая предложит вам русскоязычного гида. Такую поездку предложили и мне: экскурсия по святым местам в Иерусалим с отдельным посещением Вифлеема.

Хочу сказать, что достопримечательностей и в Иерусалиме,и в Вифлиеме огромное количество, но я пишу только о том, что видела сама.

Автобус для туристов – очень комфортабельный, с обязательным кондиционером, поэтому палящее солнце туристам, пока они в автобусе, не страшно. Обязательны остановки в пути для отдыха, хотя по времени поездки по Израилю не такие продолжительные. По пути экскурсовод рассказывает много интересного про страну и встречаемые объекты; так, я узнала, что представляют собой израильские кибуцы: поселения, население которых сообща кибуцы1 занимается сельским хозяйством, (их еще сравнивают с колхозами по принципу устройства и владения, только они добровольные) Очень привлекательные, утопающие в зелени дома (по крайней мере, нам по пути встретились именно такие), небольшие, по сравнению с нашими угодьями, участки земли. Практически круглогодично они заняты какими-либо сельскохозяйственными культурами. Безусловно, земледелие в пустыне – непростое дело, и его развитию уделяется большое внимание.

Но перейдем к святому городу. Осмотр Иерусалима начинается с обзорной площадки (в том случае, если вы путешествуете с экскурсией). Открывающийся с нее вид просто впечатляет. Город поражает своей архитектурой. Старый Иерусалим сохранил в себе историю войн, побед, мирных лет, его улочки кажутся пришельцами из прошлого. Современный город – это высотные здания, парки, скверы. Надо сказать, сюда приезжают на работу практически со всего Израиля. Скоростные автострады позволяют добираться без особых потерь времени, хотя проблемы с пробками актуальны и здесь. К сожалению, я не смогла увидеть многого, т.к. экскурсия предусматривала посещение Вифлеема,и времени для знакомства с Иерусалимом было оставлено не так много.

Вифлеем

Вифлеем знают, как место рождения Иисуса и это территория Палестины. Вообще, туристам трудно определить, где чье. Справа – Израиль, слева – Палестина. Пограничные посты чисто символические и проблем с их пересечением не было. С другой стороны, турфирма не берет в поездку в Вифлеем людей без российского загранпаспорта или паспорта другой страны, кроме Израиля. Так что имейте ввиду и захватите паспорт, если собрались в Вифлием. Из нашей группы туда поехали только два человека. Предварительно было заказано такси, и от Иерусалима в Вифлеем мы отправились на нем. Здесь, надо сказать, с одним русским языком трудновато, если учесть, что водитель нас не понимал, точно так же, как мы его. Но все обошлось хорошо, и мы благополучно добрались до места. Да, еще, ехали мы по пустыне,и я впервые увидела песчаные просторы, только изредка встречались поселения, даже трудно сказать, что поселения, так несколько построек посреди пустыни.

Базилика Рождества Христова

Русскоязычный гид в Вифлееме нас встретил доброжелательно и провел экскурсию очень интересно. Основная достопримечательность города, собственно ради которой большинство туристов и едут туда – Пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос Над пещерой построена Базилика Рождества Христова, которая находится на площади Яслей и снаружи больше похожа на небольшую крепость чем на храм.

Базилику окружают:

С юго-востока –православный греческий монастырь;

С севера – французский монастырь с церковью Святой Елены,главный католический храм города;

С Юго-запада армянский монастырь.

Несмотря на массу туристов, посещение пещеры впечатляет какой-то особой атмосферой,я бы сказала, волнует душу. Полумрак, горящие свечи, звезда Вифлиема кажутся нереальными, как будто находишься не в современном мире. Конечно, хотелось бы побыть там в тишине, спокойно, но сейчас вряд ли это возможно. Туризм прочно занял позиции, все происходит быстро, без расслаблений. Поэтому,показав саму пещеру, мозаичный пол (ему уделяют особое внимание, т.к. он сохранился почти в первозданном виде), по ходу рассказав об истории строительства,гид закончил свою экскурсию.

Еще раз хочется сказать, как удивительно гармонично вписывается все вокруг. На площади напротив христианского храма великолепная Вифлеем мечеть, а внутри храма выделены и костел для католиков, и место службы для православных. И великолепный вид открывается с площади: виден весь город, пустыня, и пространство кажется принадлежащим одинаково всем, но как сказал гид, указав рукой в это пространство:” Это мы, а это Израиль”. Вифлеем

Храм Гроба Господня

Возвращались мы обратно на этом же такси и приехав в Иерусалим, побывали с группой еще в нескольких местах: Храм Гроба Господня, Стена плача,Голгофа. Храм безусловно впечатляет. Но снова хочется сказать о массе туристов: чтобы попасть туда мы простояли не менее двух часов. Храм действующий, пока не прошла Иерусалим служба пришлось ждать. Конечно, в этом есть свои положительные моменты: увидели как проводят службу поочередно католики, православные, только жара и духота отвлекают от главного. Поэтому, если выбирать время посещения Израиля, лучше сделать это или осенью или ранней весной. Не буду описывать историю храма, просто это все стоит посмотреть.

Стена плача

Стена плача находится недалеко от храма, идти к ней приходится через сплошной торговый ряд: купить можно все и сувениры, и одежду, и посуду. Вы наверное знаете,что суббота-святой для евреев день, так вот у Стены плача, мы были в шабат, даже писать было нельзя (хотя многие стремятся оставить в стене свои записки), фотографировать тоже нельзя, так что остались только зрительные впечатления. Первоначально стена представляла из себя опорную стену, предназначенную для поддержания насыпи вокруг Храмовой горы. Сооружена она была без закрепляющего раствора из гладко обтесанных камней, которые укладывались рядами,и каждый последующий ряд несколько углублялся от нижележащего. Этим достигалась прочность стены. Название связано с историей еврейского народа, с верой и надеждой многих поколений евреев на лучшую жизнь. Это самое святое для евреев место, где они могут помолиться о возрождении народа Израиля. О значении Стены говорит следующее изречение:” Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.” Более точно нельзя сказать о Стене Плача. Стеной Плача и закончилась моя экскурсии. Уставшая, но довольная, с массой впечатлений я вернулась домой.

Я постаралась рассказать о самых основных моментах этой поездки. Путешествуем вместе,делимся впечатлениями и жизнь становится еще интереснее.

Израиль может быть родина евреев, но христианская вера связана со Святой Землей уже более 2000 лет, благодаря истории Иисуса из Назарета. Независимо от вашей веры, в Израиле есть впечатляющие христианские места, которые нужно обязательно увидеть. Здесь вы найдете список мест которые нельзя не посетить.Если вы не успеете увидеть все за один визит, это будет поводом посетить Святую землю еще раз.

  • Вифлеем , где родился Иисус из Назарета и, который особенно интересно посетить во время праздников Пасхи и Рождества.
  • Иерусалим , обязательно посетите священный город в том числе множество достопримечательностей и звуков старого города.
  • Каср-эль-Яхуд , место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса, глубоко в пустыне.
  • Назарет , город детства Иисуса, который и сегодня является домом для крупнейшей христианской церкви на Ближнем Востоке и в других больших мест.
  • По следам Иисуса , недавно созданный маршрут, которая следует по стопам Иисуса в Галилее, работает из Назарета в Капернаум.
  • Капернаум , «город Иисуса», где несколько церквей и музей жизни и учения Иисуса.
  • Гора Блаженств , где Иисус произнес свою Нагорную проповедь и спокойный оазис с видом на озеро Кинерет.
  • Табха , легендарное место насыщении пяти тысяч (с пятью хлебами и двумя рыбами).
  • Георгиевский монастырь , потрясающе расположенный на утесе (один из старейших в мире) в самом сердце Иудейской пустыне.
  • Вифсаида , домом для трех апостолов:, Петра, Андрея и Филиппа, и ряда чудес Иисуса.

Вифлеем, место рождения Иисуса из Назарета


Вифлеем, известен, христианам во всем мире как родина Иисуса из Назарета. Вифлеем, на самом деле является домом для одной из старейших христианских общин в мире, даже если его численность сокращается. Обязательным местом для посещения, чтобы увидеть в Вифлееме является храм Рождества Христова , вероятно самое значительный христианский объект в мире и один из старейших в мире действующих храмов. И, безусловно, место, куда пойти, если вы хотите провести Рождество на Святой Земле.
Точное местонахождение рождения Иисуса находится в подземном гроте Церкви, отмеченном серебряной 14 лучевой звездой.Экскурсия в Вифлеем особенно привлекает верующих христиан, как возможность приобщиться к истокам веры и увидеть своими глазами и прикоснуться к святому месту рождения Иисуса Христа – Вифлеемской Звезде в Гроте Рождества. Если вы попали в пик туристического сезона, вы можете наблюдать страсть некоторых христианских паломников, когда они становятся на колени, чтобы быть немного ближе к этой магической звезде …

Малоизвестный факт о Вифлееме: он имеет большое значение для всех трех основных религий – а также самый важный христианский сайт в Израиле. Мусульмане верят что, Вифлеем был главной остановкой для молитвы на пути пророка Мухаммада в Иерусалим, в то время для евреев важна гробница праматери Рахели в Вифлееме.Сюда молиться приходит немало женщин, обделенных счастьем материнства.

В Вифлеем легче добраться с организованной автобусной экскурсией.См . .

Иерусалим

Невозможно представить визит в Израиль без посещения Иерусалима, содержащего святые места всех трех основных религий: христианства, ислама и иудаизма. Мы рекомендуем, чтобы любой визит в Израиль включал в себя Старый город в Иерусалиме, там так много интереснейших мест которые стоит увидеть! Основными христианскими объектами как в Иерусалиме, так и за пределами Старого города являются церковь Святого Гроба Господня, церковь Святого Иоанна Крестителя, и Церковь Всех Наций.


Церковь Гроба Господня считается местом распятия Иисуса и, следовательно, рассматривается как один из важнейших христианских сайтов в Израиле. Она более впечатляет изнутри, чем снаружи. Это одно из самых эмоциональных мест для посещения. Вход бесплатный, открытый для всех конфессий с утра до вечера большинство дней.

Церковь Всех Наций , наряду с Гефсиманским садом находится в нижней части Масличной горы. Здесь Иисус, как полагают, провел свои последние молитвы перед тем как был предан Иудой, а затем захвачен римлянами. Гефсиманский сад, который находится рядом с церковью Всех Наций, как полагают, существовал даже во времена Иисуса и является прекрасным, спокойным местом. Именно сюда Иисус и его ученики пришли после Тайной Вечери, и здесь Иисус дал свою последнюю проповедь.Церковь Святого Иоанна Крестителя находится на великолепном склоне в окрестности Эйн Керем, в нескольких минутах езды из центра Иерусалима. Эта церковь известна местом рождения Иоанна Крестителя. Сама церковь находится в живописном, тихом месте и заслуживает поездки из оживленного центра города.

Каср-эль-Яхуд

Легендарное место, где Иисус был крещен Иоанном Крестителем, от Матфея, 3: 13-17, Это также считается местом, где израильтяне перешли Иордан в землю Ханаан.

Ежегодно тысячи верующих собираются в Каср эль-Яхуд , чтобы принять участие в праздновании Крещения Господня на берегу реки Иордан.

Открыт ежедневно для публики после обширных ремонтных работ, это место должно быть в вашем списке обязательно, если вы заинтересованы в проверке христианских корней. Оно находится на дороге в Иерихон

Назарет, детство Иисуса


Назарет является крупнейшим арабским городом в Израиле с населением более 60 тысяч, из которых около 31 процентов являются христианами.

Поскольку Иисус провел большую часть своего детства здесь, Назарет тех пор был тесно связан с христианством и привлекает многих паломников на протяжении последних двух тысяч лет. Особо выдающимся в Назарете является базилика Благовещения, самое большое христианское здание церкви на Ближнем Востоке.

Имеется ряд дополнительных христианских мест в Назарете,которые стоит посетить, в том числе греческая православная церковь Архангела Гавриила, греко-католическая “Синагога Церковь” (месте синагоги где молодой Иисус учился, и где он впоследствии проповедовал), и церковь Святого Иосифа (построенная над пещерой, указанной в качестве “мастерской” отца Иисуса Иосифа). вы найдете 10 мест которые надо увидеть в Назарете.

По следам Иисуса Христа

Этот недавно созданный маршрут быстро стал одним из обязательным для христианских туристов. Он начинается в Назарете и заканчивается на озере Кинерет. Большинство из них может закончить его в течение 3-4 дней, как это относительно легкая экскурсия. Это идеальный экскурсия для тех, кто чувствует себя в форме и здоровым, и заинтересованы в том, чтобы увидеть потрясающий пейзаж Галилеи. Существует и однодневная автобусная экскурсия по следам Христа в Галилее.Вы можете найти ее .

“Город Иисуса”, Капернаум


Расположен на северном берегу озера Кинерет (море Галилейское), в маленьком городке Капернауме (или кфар Нахум на иврите) и является еще одним из важных христианских мест в Израиле, которые вы должны посетить. Он несколько раз упоминается в Библии и получил почетное звание города Христа, поскольку Иисус Христос, посещая Галилею, чаще всего останавливался именно там. В Капернауме имеется несколько церквей, посвященных жизни Иисуса, в том числе церковь Святого Петра, большой дом из нескольких комнат и внутреннего двора, который избрал Иисус, как и его дома, и синагоги, где Иисус часто проповедовал и совершал чудеса. Эти места были восстановлены и превращены в музей. Также монастырь 12-ти Апостолов.

В Капернаум можно легко добраться из других туристических объектов, таких как Назарета и Тверии на автобусе или на машине.

Гора Блаженств

Если вы хорошо знаете Библию, вам знакома Нагорная проповедь, одна из самых известных из всех проповедей, и возможно, одна из самых известных речей всех времен. Остаются некоторые вопросы о подлинности фактического места, где Иисус произнес свою проповедь, но с 1600 года им считается небольшой холм, известный как Гора Блаженств (Хар HaOsher на иврите), любимое стоп-место туристов благодаря великолепному виду на озеро Кинерет.

Табха

Долина Табха (Эйн Шева на иврите), расположена на северо-западном берегу озера Кинерет. Именно здесь произошло несколько важнейших для христианства евангелических событий.Самое известное из них - чудо умножения хлебов и рыб. Иисус накормил 5 тысяч человек Самое известное из них - чудо умножения хлебов и рыб. Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. “Он взял пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, он дал и благодарив, преломил хлебы. Тогда он дал их своим ученикам, чтобы раздать народу. Он также разделил две рыбы среди них всех.”.

Здесь же было совершено чудо хождения по воде. В этих же краях были совершены чудеса успокоения шторма и наполнения сетей. Здесь же Иисус появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения.

Табха находится в около 2,5 км к югу от Капернаума, и всего в 12 километрах к северу от Тверии.

Монастырь Святого Георгия

Удивительный, словно висящий на утесе монастырь Святого Георгия в Иудейской пустыне является одним из старейших и, безусловно, одна из самых вдохновляющих церквей в Святой Земле и должен быть увиден!

И сегодня вы найдете греческих православных монахов, населяющих монастырь,которые, как правило, приветствуют посетителей (но учитывая что это церковь и местом поклонения – никаких коротких шорт). Поэтому вы, вероятно, увидите развевающийся греческий флаг на монастырской территории.

Вифсаида

Расположенная к северу от Кинерета, около городов Капернаума и Коразина. где река Иордан впадает в море Галилейское, Вифсаида, пожалуй, один из менее известных христианских сайтов в Израиле, но стоит посмотреть, если вы заинтересованы в посещении сайтов чудес: это здесь Иисус, как полагают, исцелил слепого. Вифсаида также известен как родина трех из апостолов, Петра, Андрея и Филиппа. Существует некоторый спор относительно его точного местоположения, но сайт, известный как Вифсаида, или э-Тел, предлагает много интересного для поклонникам археологии поклонников на своих 21 акров: есть даже старый мощеные улицы от дней Иисуса.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»