Анна кашинская. Святая благоверная великая княгиня анна кашинская

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В каждом святом есть своя степень христианской добродетели, которую каждый в себе индивидуально воспитывал. Анна Кашинская — святая благоверная княгиня, ставшая воплощением одной из самых важных в жизни любого человека христианских добродетелей — терпения. Только через него можно прийти к смирению и кротости, которые дают ключи к дверям спасения, что предполагает начало духовного подвига.

Терпение во спасение души

Апостол и евангелист Лука писал совсем не зря такие в которых определяются понятия того, что терпением спасаются души человеческие. В Священном Писании есть еще очень важные и пророческие тексты, гласящие о том, что от умножения беззаконий во многих людях оскудеет любовь, или претерпевший до конца сам спасен будет. Это говорит о том, что именно в терпении можно найти зрелость христианского характера и его готовность принять монашество, проповедничество или мученическую смерт за свою веру. Такой и была Кашинская. В чем помогает княгиня? Чтобы ответить на этот вопрос надо окунуться в историю того времени, в котором она жила.

Испытания святости жизнью

Житие Анны Кашинской рассказывает о том, как много скорбей ей пришлось пережить, под тяготами испытаний в конце жизни она выбрала для себя монашеское служение Богу.

Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Она являлась правнучкой святого Василия Ростовского, замученного врагами за то, что он не предал свою православную веру. В ту пору Святая Русь находилась под игом языческой татаро-монгольской Орды, и поэтому любой верующий в Иисуса Христа мог претерпеть за исповедь своей веры мученические страдания.

Еще в юности Анна Кашинская очень быстро поняла всю скоротечность и непрочность мирских благ и земного счастья. Удары посыпались не нее со всех сторон. Сначала скончался ее отец (в 1294 году). Через два года полностью сгорел их великокняжеский терем, затем тяжело заболел ее супруг князь и умерла новорожденная дочь Феодора.

В 1318 году супруга Анны князя Михаила за отказ поклониться язычеким идолам Орды до смерти замучили татары. Сначала они отрезали ему голову, а потом расчленили.

В истории православной церкви есть примеры супругов, принявших мученическую смерть, ими стали Андриан и Наталия, сохранившая свое вдовство после исповеднического подвига мужа.

Вдовство

Потом пришло время, когда Анна Кашинская начала терять своих любимых людей одного за другим. В 1325 году ее старший сын Дмитрий Грозные Очи узрел в Орде Юрия Московского, который был причастен к смерти его родного отца, и убил его, а потом и самого Димитрия казнил хан. В 1339 году жестоко казнили монголо-татарские воины и второго сына Анны Александра и ее внука —Феодора. Так мстила вражеская Орда за восстание в Твери.

В итоге все эти трагические события приводят княжну Анну к тому, что она решается идти иноческим путем и принимает постриг с именем Ефросинья.

Сначала она жила в Тверском Софийском соборе, но потом младший сын выстроил для нее специальный монастырь. Главным делом ее жизни стала усердная молитва Господу Иисусу за безвременно умерших своих родственников и за мирную жизнь на Руси.

Забвение и чудеса

В 1368 году 2 октября душа ее упокоилась. Перед своей кончиною княгиня Анна приняла схиму. Ее похоронили в города Кашино (Тверской области), где она жила. К ее гробнице сначала относились неподобающим образом, а ее имя со временем было просто забыто за древностью лет. Но в 1611 году произошли чудеса при гробе ее. Во время осады города Кашина литовскими восками она явилась одному благочестивому пономарю, вылечила его и сказала, что она молит Господа Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу, чтобы они избавили город от захватчиков. И тогда у жителей города пробудилось благоговейное отношение к своей небесной защитнице, которая и потом не раз спасала город от разорения.

Тогда в честь святой благоверной Анны стали назвать новорожденных детей, ее закрытый гроб стали украшать.

Святые мощи

Слух о ее чудотворных мощах дошел и до Святейшего и до царя Алексея Михайловича. Московским собором, проведенным по этому случаю, было решено открыть гроб с ее мощами. Это событие произошло в 1649 году 21 июня.

Тело угодницы Божией Анны оказалось практически нетленным, при освидетельствовании небольшие следы тления были лишь на ступнях ног и на лице. Было также замечено, что ее правая рука находится на груди, она как бы благославляла древним двоеперстным перстосложением.

Святая благоверная Анна Кашинская (в иночестве Ефросиния) в ряду занимает особое место, и с ней связано много событий, повлиявших на раскол православной церкви на Руси, об этом сейчас и пойдет разговор.

Раскол между старообрядцами и новообрядцами

И тут наступает самая драматическая развязка. В 1677 году благоверная княгиня Анна Кашинская становится символом раскольнического брожения неразумных ревнителей веры православной.

Споры между новообрядцами и старообрядцами продолжались достаточно долго. На Московском соборе 1656 года старообрядцев, которые крестились двумя перстами, назвали подражателями арменов и еретиками.

Старообрядцы, в свою очередь, стали указывать на факт открытого и всеобщего обозрения мощей святой княгини Анны, персты которой были сложены двоеперстно, а не троеперстно, как засталяли делать это новообрядцы. И вот люди шли в собор города Кашина, где стояли мощи, и видели ее персты. Это послужило серьезным и убедительным аргументом в пользу двоеперстия.

Царь

В 1677 году в Кашин поклониться святым мощам святой схимонахини Анны захотел приехать сам царь Феодор Алексеевич, но в последний момент он отказался от этой поездки, по примеру отца своего Алексея Михайловича. Вместо этого проводилось заседание, датированное 12-21 февраля этого же года, по распоряжению патриарха Иоакима была создана комиссия из митрополита Иосифа, архиепископа Симеона, игумена Варсонофия, протопопа Иоанна Лазарева, которые, осмотрев мощи святой, выявили свои «несогласия» и пришли к выводу, что правая рука княжны Анны сложена двуперстно.

И тогда ее светлая память опять пострадала, канонизация имени святой была отменена. Это был единственный такой очень необычный случай на Руси в православной церкви.

Икона: Анна Кашинская

Однако народ оставался верным своей святой, хоть и длилась эта «развенчанность» святой Анны около 230 лет. К ее гробу все равно шли молиться и искать утешения православные люди. Она помогала им в различных бедах и искушениях. У нее просили благословения на брак, на доброе дело и даже на принятие монашества.

В 1908 году почитание святой было восстановлено. А в 1910 году в Петербурге был освящен первый храм Анны Кашинской. И 12 июня было принято ее святое почитание в Русской православной церкви.

В годы войн и революций образ святой княгини стал еще ближе для людей. Она претерпела на земле и поэтому была удостоенная награды от Господа. Она имеет дерзновение быть великой молитвенницей тысяч страждущих и просящих заступничества душ человечеких.

Святая Анна Кашинская и сегодня остается верной помощницей сирот и вдов. И всякому скорбящему христианскому сердцу в своих обращениях стоит обратиться именно к ней.

Жившей в XIV веке Преподобной Анне Кашинской выпала тяжкая судьба. Потеряв мужа и сыновей, княгиня сохранила кротость и смирение, свойственное ей от природы. Святая решила посвятить жизнь служению Господу, уйдя в монахини под именем София. Только перед смертью в схиме она вновь стала Анной. Последний год жизни праведница провела в городе Кашине, который и стал местом ее почитания. В 1649 году сам царь присутствовал на открытии мощей, которые оказались нетленными. С тех пор началось почитание святой. Икона Анна Кашинская о чем молятся люди исполняла, чудотворно исцеляя обращавшихся к ней страдальцев. Преподобная также покровительствовала тем, кто потерял родственников.

Вопреки этому в 1677 году церковные разногласия привели к невероятному прецеденту: Святая Анна была деканонизирована вплоть до 1909 года, когда Блаженная была реабилитирована с разрешения царя Николая II, и вновь началось почитание ее мощей.

Анна Кашинская святая: о чем молиться

Трудная судьба праведной женщины и ее образа не повлияли на милосердие и смирение. Преподобная всегда и доносит просьбы страждущих до Господа.

  • Просите Святую Анну перед иконой об исцелении и облегчении болей. Она посылает душевную стойкость и крепкую веру.
  • Благоверная покровительствует семье и способствует благополучию в доме. Молите ее о счастливом браке, здоровых детях.
  • Перед принятием сложных решений рекомендуется обратиться к Святой Анне Кашинской за советом и указанием верного пути. Собираетесь ли вы стать солдатом, монахом или студентом, Блаженная подскажет правильные и угодные Богу решения.
  • Выходите замуж или женитесь, но у вас есть сомнения? Вознесите молитву Анне Кашинской. Она успокоит душу и откроет истину.
  • Если вы оказались в ситуации, из которой нет выхода, а единственным вариантом кажется самоубийство – обратитесь к Блаженной Анне. Смиренная Святая отгонит искушающих бесов, которые хотят заполучить еще одну душу для Сатаны.

Как правильно возносить мольбу Благоверной Анне Кашинской

Просить Блаженную о помощи необходимо перед ее изображением, освещенным зажженными свечами. к Святой Анне. Перед этим следует очистить разум от дурных мыслей и зависти. Откройте душу Господу и доверьте судьбу свою и близких людей божественной Воле. Икона Анна Кашинская о чем молятся несчастные не оставляет без внимания. Во время двухсотлетней деканонизации, когда образ княгини преследовался как старообрядческий, люди не переставали почитать Блаженную, получать исцеление и благословения.

Русская благоверная княгиня Анна Кашинская при жизни отличалась огромным терпением, которое по своей силе было сопоставимо с мужеством воина. Она испытала боль потерь самых близких людей, сумев сохранить доброе сердце и оставалась опорой для своего народа во всех невзгодах. Канонизированной после смерти, ей была уготована противоречивая доля. Анна Кашинская дважды утверждалась в святости, и только она имеет шесть дней памяти в году.

Юные годы

Анна Кашинская родилась в семье Ростовского князя Дмитрия в городе Кашине ориентировочно в 1279 году. Имя при крещении дали в честь праведной святой Анны, матери Богородицы. В семье были еще дети. Близким человеком в семье был Ордынский царевич - святой Петр, крещенный в православное христианство татарин, отличившийся большой верой и видевший при земной жизни апостолов Петра и Павла.

О детских и юношеских годах святой Анны известно мало, летописные источники рассказывают, что ее жизнь пришлась на времена лихолетья. В Ростове было много бед, которое приносило татарское иго. Наконец терпение ростовчан лопнуло, не было больше сил выносить поборы и притеснения от населивших землю татар и постоянно приезжающих боевых отрядов. Грянул набатный колокол и начался русский бунт, снесший все татарские дома, горожане выгнали оставшихся в живых нахлебников за городские стены.

Ростовские князья отправились к хану с повинной и уговорами не наносить большого ущерба народу и княжеству. Анна Кашинская с сестрами оставалась дома под опекой бояр и никто не знал, оставит ли хан делегацию в живых или все будут убиты. В тот раз обошлось без кровопролития и мести. Через несколько лет, в 1293 году, началась борьба за власть между Андреем и Дмитрием Невскими, что привело к междоусобной войне, опустошившей Северо-Восточные земли Руси, нанесенный урон был сравним с разорением, устроенным Батыйским нашествием.

Замужество

Благоверная Анна Кашинская рано прославилась своей добротой, обширной благотворительной деятельностью и красотой. В 1294 году княжеские дети осиротели, умер отец Анны, попечителем стал дядя Константин. Беды не оставляли ростовское владение, много людей утратило кров, нужда преследовала целые семьи, заставляя людей скитаться и просить милостыню.

Анна Кашинская дала распоряжение кормить обездоленных в княжеских палатах, никому не отказывать в куске хлеба. Она была очень деятельной в помощи - к тем, кто не мог прийти за едой, она являлась сама к месту проживания, лечила больных и раненых, ухаживала за искалеченными и стариками. Особое внимание уделяла вдовам и сиротам. Люди относились к ней как к солнцу, она смягчала самые жестокие сердца добрым нравом, терпением и огромным желанием помощь всем страждущим.

Слава о ее делах и красоте достигла пределов Тверского княжества и княгиня Ксения, мать Михаила, князя Тверского, пожелала видеть ее супругой своего сына, о чем и просила попечителя сироты: «Есть бо у него дщерь едина, зело добродетельна премудра же и прекрасна, сию желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбив бо ю добронравия ея ради», что было зафиксировано в Воскресенской летописи. Венчание состоялась в 1294 году в Спасо-Преображенском соборе Твери.

Дети и княжество

Анна Кашинская, святая благоверная княгиня, жила в трудное время, когда Русь была раздроблена, а русские князья в стремлении упрочить власть искали поддержку у монгольских захватчиков. Через некоторое время после заключения брака сгорел весь город Тверь, еще через три года пожар полностью поглотил весь княжий двор, но обитателям удалось спастись. В этот же год, летом, случилась засуха, отчего погорели все посевы и корма для скота, что снова привело к опустошению.

Первый ребенок, дочь Федора, у молодой четы родилась в 1299 году, но девочка прожила совсем недолго. В 1300 на свет появился первый сын - Дмитрий, через год родился Александр. В 1306 году семью пополнил Константин, а в 1309 году Василий. Анна Кашинская была хорошей матерью и сама участвовала в воспитании детей, занималась их образованием, давала личный пример добродетельной жизни. Дети принимали участие во всех благотворительных делах, посещали церковь и переняли у матери любовь к ближнему.

Потеря мужа

В 1304 году Михаил Тверской принял княжение. Чтобы утвердиться на троне в те времена, нужно было получить особое одобрение хана - ярлык, Михаил съездил в ставку, но притязания высказал Юрий, сын почившего Московского князя Даниила. Началось противостояние, накрывшее два княжества на полтора века.

В 1313 году Орда хана Узбека приняла ислам, что завершило эпоху терпимости в вероисповедании. Положение Михаила Тверского и его вотчины ухудшилось, дополнительную шаткость положению придала женитьба Юрия, Московского князя, на сестре хана. Через четыре года Михаил Тверской решил поступиться княжеством в пользу Юрия, но тому было мало факта правления, он пожелал уничтожить противника. Вторгшись с хорошо вооруженной многочисленной дружиной в Тверское княжество, он уничтожал поселения, вытаптывал и выжигал поля, угонял людей в рабство. Михаил возглавил компанию по противодействию и вступил в бой в сорока верстах перед Тверью, Юрий, бросив дружину, бежал.

Михаил взял в плен боярство, князей и жену Юрия - татарку Кончаку, начались переговоры с ханом. Пока велись дипломатические встречи, в Твери скончалась Кончака. С этой вестью Юрий отправился к хану, рассказав в доносе, что ее отравили люди Михаила. Хан впал в гнев и выбирал способ мести. Михаил, решив не подвергать свой народ еще одному разорению, сам отправился в Орду. Анна Кашинская, святая благоверная княгиня понимала, что муж идет на мученическую гибель, но благословила его в путь. Расставание супругов произошло на берегу реки Нерли, теперь там стоит часовня, в ней ранее было изображение сцены прощания князя с княгиней.

В ставке хана Михаил принял мученическую казнь, которую можно было избежать ценой поклонения идолам, от чего князь отказался. О его смерти известили князя Московского и туда же отправили тело. Анна Кашинская и дети долго не знали, что с ним стало. Когда ситуация прояснилась, она долго умоляла Юрия отдать тело мужа для погребения, он потребовал унизительных условий для договора и добился своего.

Изувеченное тело князя Михаила проделало долгий путь, но не подверглось разложению, что было расценено, как Божье чудо. Михаил был канонизирован церковью в 1549 году, а народ стал почитать его за святого сразу после погребения.

Сыновья

Анна Кашинская пережила многие беды, произошедшие, как в семье, так и государстве. В 1325 году ее сын Дмитрий зарубил в Орде Юрия, князя Московского, по чьему доносу был замучен отец. Дмитрия тут же казнили. Через год в Тверском княжестве обосновался татарский посол и занял для своей резиденции княжеские палаты, почти выгнав Анну и детей на улицу. В народе копились обиды, вспыхнул бунт, и полилась кровь захватчиков. Сутки длилась битва, ханский посол и его свита были заживо сожжены в палатах, к рассвету следующего дня не осталось в живых ни одного татарина.

Семье Анны и ей самой удалось бежать из города. Осенью на Тверь выдвинулись войска хана, московского князя Ивана Калиты и еще нескольких князей. Погром был тотальным, выжженная земля ни до, ни после не знала такого погрома. Князья Константин и Василий вернулись на свои земли в 1327 году и застали там опустошение, безлюдность, скорбь и начали возрождение княжества.

Старший сын Александр оставался в изгнании, где обзавелся семьей и сыном Федором. Угрозой разорения хан потребовал от русских князей выдать ему Александра Тверского. Через десять лет, в 1339 году, он прибыл из Литвы и вместе с сыном отправился в Орду. Княгиня еще раз прощалась с родными, провожая их на верную смерть. После этих событий наступило некоторое затишье, на княжение был поставлен Константин, но и он закончил свои дни в Орде в 1346 году.

Монашество

Пройдя через много скорбей, потерь, мук, Анна Кашинская сохранила великое терпение, не впала в отчаяние, что помогло ей выстоять и сохранить доброе любящее сердце. В период правления Константина она приняла монашеский сан в Софийском монастыре Твери, приняв имя Ефросиния. В бытность монашеской жизни она не оставляла без внимания нуждающихся и помогала чем могла, кому словом, а кому делом, ведя при этом строгий образ жизни. Большую часть времени она посвящала молитвам, постам, бдениям и размышлениям.

Ориентировочно в 1364 году ее последний сын, князь Василий, построил в Кашине Успенский монастырь и уговорил мать переселиться в него. Здесь она приняла схиму под именем Анны и скончалась в 1368 году в самом начале октября. Ее тело было погребено в соборе.

Первая канонизация

Святую правоверную Анну Кашинскую забыли на долгие годы. В память потомков она вернулась в период осады Кашина литовцами и поляками в 1611 году. Несмотря на длительность и усиленные военные действия, город не был захвачен, и горожане склонились к мысли о чьем-то святом заступничестве. Анна явилась в схимническом образе пономарю Успенского собора, переживавшему тяжелую болезнь. От нее он получил исцеление и наказ рассказать протопопу Василию и жителям Кашина о ее молитвах и заступничестве, при этом повелела почитать ее гроб, читать над ним молитвы и зажигать свечи над ним перед образом Спаса. Так кашинцы уверовали в свою покровительницу и стали трепетно оберегать ее могилу.

Молва о святой заступнице дошла до царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона, они инициировали ее канонизацию перед Московским собором. В 1649 году Анна Кашинская была церковью причислена к лику святых. Вскрытие могилы и осмотр мощей состоялся в 1649 году, а в 1650 царь приехал для участия в торжественном перенесении мощей в Воскресенский собор. В этот же день случилось чудесное исцеление тяжело болевшей женщины.

Ни у одной святой нет такой сложной посмертной истории, какая выпала на долю преподобной Анны Кашинской. Через три десятка лет ее стали особо почитать староверы и случилось единственное в истории русской церкви событие - Патриарх своим указом, в 1677 году, запретил почитать святую. Гроб был опечатан, иконы с ее изображением изъяты и увезены в Москву, был снят покров с гроба. Запечатали даже храм, некогда освященный в ее честь, впоследствии его переименовали в собор Всех Святых.

Вторая канонизация

Как бы ни распоряжались земные властители, чудеса у гробницы продолжались, были исцеления. Жители самостоятельно вели летопись, писали иконы и переписывали житие святой Анны Кашинской. Три раза в разные годы обращалась православная община с просьбой о восстановлении почитания святой, но они отклонялись.

Добиться рассмотрения очередного прошения удалось лишь, когда был принят закон о старообрядцах, в 1905 году. В 1908 году были собраны все сведения об Анне Кашинской, они отправились в Петербург вместе с прошением на имя государя о восстановлении почитания. 10 июля колокольный звон собрал всех горожан в церковь, где было подписано коллективное прошение. Осенью царь дал разрешение Синоду на восстановление памяти и почитание святой, датой было назначено 12 июня.

Торжества по случаю канонизации состоялись в июне, они прошли при огромном стечении народа. В город прибыло более 100 тысяч гостей и паломников. У гробницы Анны Кашинской свершилось множество чудес, она стала единственной святой, чья память почитается шесть раз в году.

После революции и до наших дней

После 1917 года храмы в Кашине постепенно закрывались, гроб с мощами постоянно переносили, но заступничество святой и здесь сделало свое дело, не оставив город без действующей церкви. По словам очевидцев, некоторые видели Анну Кашинскую в первый год Великой Отечественной войны, и она говорила, что охраняет свой город от захватчиков. До 1987 года святые мощи Анны Кашинской пребывали в храме Петра и Павла.

Сейчас поклониться мощам святой можно в Вознесенском кафедральном соборе города, гробница пребывает там с 1993 года и доступна всем верующим. Собор расположен на площади Единения в городе Кашин Тверской области. Храм Анны Кашинской есть в нескольких городах и с ними тоже не все просто. Один из них расположен в Санкт-Петербурге и принадлежит православной христианской церкви. А вот храм ее имени в Кузнецах принадлежит старообрядческой концессии православного христианства, он активно восстанавливается. Еще один старообрядческий храм святой княгини Анны Кашинской заложен в Твери.

Паломники часто приходят за помощью к святой, и многим дает утешение Анна Кашинская. В чем помогает святая? Она откликается на просьбы об укреплении семейных уз, укреплении в христианской православной вере и терпении. Также она становится заступницей всех страждущих, вдов, сирот и помогает тем, кто избирает путь монашества.

С вятая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику (+1318, память 22 ноября).

Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),- которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,- отмечает летописец,- како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны - вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она... частым молением выну Богу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание-«едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество - на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание - были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606-1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

В 1677 году Патриарх Иоаким (1674-1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время войны 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.

В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.

Анна Кашинская - дочь князя из города Ростова, Дмитрия Борисовича. Жена великого князя города Твери Михаила Ярославовича.

С молодости вынесла все горести, которые могут выпасть на долю женщине. Она рано лишилась отца, через несколько лет лишилась и родного дома в результате страшного пожара, уничтожившего все имущество княжеской семьи.

Главной добродетелью православных святых – было терпение и смирение, коими в полной мере обладала Святая Анна, покровительница города Кашина.

Житие Анны Кашинской

Родилась Анна около 1280г в городе Ростове. В ноябре 1294г вышла замуж. Она лишилась и своего первого ребенка – дочери Феодоры и рано стала вдовой. Ее мужа замучили в Золотой Орде в 1318 году за выказанное непочтение к татарскому хану и за отказ отречься от своей православной веры и поклониться идолам.

Оставшись одна после смерти возлюбленного супруга и будучи страстно верующей христианкой, Анна удалилась в Софийский монастырь города Твери и приняла постриг, получила при этом новое имя – Ефросиния. Вскоре после этого, уступив горячим просьбам сына своего князя Василия, новоизбранная монахиня перешла на жительство в Успенский монастырь, где после принятия схимы вернула свое крещеное имя – Анна.

В миру у святой Анны остались четыре взрослых сына – князь Василий, Дмитрий, Александр и Константин, все они были глубоко и истово верующие люди, готовые пострадать за свои убеждения. Святая Анна при жизни испытала все скорби, возможные для женщины и матери.

В 1325 году Дмитрий Михайлович, встретив в Орде князя Юрия Московского, которого все обвиняли в смерти князя Михаила, убил его, после чего был казнен ханом за неповиновение. В 1339 году младший сын Александр и внук Анны - Федор, так же были казнены: их четвертовали, а части тел были разбросаны по степи.

Явление Святой Анны

Не выдержав всех этих потерь, Анна скоропостижно скончалась (октябрь 1368г) и была погребена в Кашинском монастыре на кладбище при Успенской церкви. Имя ее было надолго и несправедливо забыто вплоть до 1611 года. Только после явления Святой Анны царю Алексею Михайловичу – тишайшему, благочестивому и справедливому царю, жители города Кашин вспомнили о всех благодеяниях Анны, многократно спасавшей их город от разорения и эпидемий.

Святая Анна Кашинская фото

Существует легенда, что в 1611 году Анна явилась страждущему канонику и исцелила его, а после сказала, что в год страшных испытаний (в это время Кашин осаждали литовские войска) она молит Иисуса Христа и Пречистую Деву Марию о спасении своих сограждан. Слухи о великих чудесах, совершаемых мощами Святой Анны, дошли до Патриарха Всея Руси Никона и он совместно с царем решил канонизировать святую и представить ее останки для поклонения.

Процедура эта произошла 12 июня 1650 года и ни одна святая, ни до, ни после не удостаивалась столь пышных празднеств и поклонения. При вскрытии гроба святой было обнаружено, что тела ее не коснулось тление, лишь только чуть-чуть на ступнях ног, а правая рука лежит у груди со сложенными двумя перстами, словно для благословения.

Символ Старой веры

Скорее всего, именно поэтому Святая Анна стала символом старой веры – раскольничьего движения и невольно послужила к спору между старообрядцами и новообрядцами. В 1665 году приверженцев старой веры, которые продолжали совершать крещение двумя перстами, назвали еретиками и предали анафеме.

В ответ на это приверженцы старой веры указывали на персты Святой Анны, сложенные для крещения, и многие шли в церковь, чтобы убедиться в правоте приверженцев старой церкви. Поэтому в 1677 году была отменена канонизация святой, поскольку новообрядцы не хотели усиления аргументов в пользу раскольников. Таким образом, Святая Анна вновь была забыта на долгие годы.

Обращения к святой Анне

Власти надолго забыли о благодеяниях Святой Анны, но простые христиане постоянно шли к ней на поклон с молитвами о помощи. Святая никому не отказывала в своих добрых делах. Ей молились о детях, о здоровье, о браке, в ее честь называли своих дочерей. В 1908 году о ней вспомнили, и в 1910 году был открыт первый храм, посвященный самой смиренной и долго терпеливой из всей православных святых.

Поскольку Святая Анна сама очень много вытерпела при жизни и знает, что такое- сиротская доля, и доля горькой вдовы, знает, что такое терять детей, то она продолжает помогать людям, пришедшим к ней с чистым сердцем, в их горестях. В годы войн и революций, православные продолжали обращаться к Святой Анне со своими мольбами, и она всегда слышала эти моления.

И в наши дни в ХХ1 веке Святая Анна слышит молитвы, обращенные к ней, и остается защитницей вдов и сирот, и всех недужных и страждущих телом и душой.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»