Семинар для педагогов ДОУ
Тема: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий.
Цель: систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Ход занятия:
Понятие «Занятие» - Что такое занятие?
Занятие – форма организации обучения в детском саду.
Структура занятия - Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.
Организация детей:
Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия:
Организация детского внимания
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание занятия:
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
Переключение детей на другой вид деятельности
^ Классификация занятий
Основание классификации | Название |
1. Дидактическая задача | Занятия усвоения новых знаний и умений Занятия закрепления ранее приобретённых знаний Занятия творческого применения знаний и умений Комбинированные занятия (одновременно решаются несколько дидактических задач) |
Однотемные (Классические занятия по разделам обучения) Комплексные Интегрированные |
|
3. Форма организации | Традиционные Нетрадиционные (занятия - соревнования, занятия - театрализованные, занятия – консультации, занятия – сюжетно-ролевые игры, занятия –взаимообучения, занятия – аукционы, занятия – сомнения, занятия – путешествия, занятия – концерты, занятия – игры: следствие ведут знатоки, поле чудес, Что? Где? Когда?, КВН и т.д.) |
Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.
(Рассматривание и обсуждение таблицы «Сравнительный анализ занятий» пр-ние )
4. Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например : прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:
Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
Выполнение творческого задания: покажи, как двигается лебедь под музыку.
Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.
5. Практическое задание
Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий (Приложение 2 ). Необходимо определить, к какому типу занятий они относятся, какие виды деятельности объединяют.
Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые занятия.
6. Подготовка воспитателя к занятиям
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
Составить план – конспект, который включает в себя:
Программное содержание (образовательные задачи)
-оборудование
-предварительную работу с детьми (если необходимо)
-логика НОД и методические приёмы
Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям
Создавать интерес к предстоящей работе
Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
7. Подведение итога
Кроссворд «Виды занятий в ДОУ»
Приложение
Вопросы к кроссворду:
Форма организации обучения в детском саду. (Занятия)
Одна из разновидностей занятий по форме организации. (Традиционные)
Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные)
Занятия – соревнования, занятия – аукционы, занятия – игры, занятия – концерты и т.д. (Нетрадиционные)
Занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач (Комбинированные)
Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные)
Сравнительный анализ занятий
Тип занятия | Вид деятельности | Обучающие
| Структура основной части занятий |
||
Усвоения новых знаний | Познавательно – исследовательская деятельность Двигательная деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность Игровая деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора | Формировать…. Развивать….. | Мотивация Подача нового материала Закрепление |
||
Закрепления ранее приобретённых знаний | Обобщать... | Мотивация. |
|||
Творческого применения знаний и умений | Развивать… | Мотивация Повторение Применение имеющихся знаний в новой ситуации |
|||
Комбинированное | Повторять... | Мотивация. |
|||
Комплексное | 1Коммуникативная деятельность /Изобразительная деятельность 2. Коммуникативная деятельность / Познавательно – исследовательская деятельность 3. Элементарные трудовые навыки // Конструктивная деятельность 4. Познавательно – исследовательская деятельность / Изобразительная деятельность | На каждом из занятий решаются задачи каждого вида деятельности | Мотивация Введение в новую тему по определяющему виду деятельности. Практическая деятельность с решением задач данных видов деятельности |
||
Интегрированное | познавательно – исследовательская деятельность Двигательная деятельность Музыкальная деятельность Изобразительная деятельность Коммуникативная деятельность Конструктивная деятельность Игровая деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Задачи определяются конкретным видом деятельности, а средствами для их решения являются другие виды деятельности | Мотивация Повторение (может и не быть). Введение в новую тему. Закрепление в других видах Дзагоева Ирина Юрьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Одинцовская средняя
общеобразовательная школа №3 (дошкольное отделение)
деятельность»
деятельность»
Цель ООД
Интеграция образовательных областей
конспекта будет следующим образом:
Надежда Анатольевна Волкова
Для чего проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС ДО Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС ? Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС , заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей , которые растут в век глобальной информационной атаки. Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Для этого и проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Педагог – профессия творческая и в то же время требующая высокого профессионализма. Поэтому большинство учителей и работников ДОУ повышают квалификацию, совершенствуют деятельность, важным фактором эффективности которой является грамотное проведение самоанализа занятия с детьми . Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС Такая работа помогает педагогу определить, все ли задачи достигнуты, выявить положительные стороны, решить, над чем еще необходимо поработать и на что обратить внимание. Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например : Понимают ли дети, для чего проводится занятие ; Готовы ли они к нему; Какова форма проведения занятие ; Насколько доступен материал; Заинтересованы ли дети; Как подготовлен материал; Способствует ли занятие творческой активности. После определения вопросов педагогу необходимо действовать в соответствии с этим перечнем. Этапы проведения работы Образец самоанализа занятия воспитателя ДОУ по ФГОС поможет правильно провести работу. План включает в себя следующие аспекты : 1. Характеристика детской группы. 2. Сопоставление материала и программы. 4. Задача. 5. Использование наглядных пособий. 6. Этапы и последовательность занятия . 7. Атмосфера на занятии . 8. Детское поведение. 9. Результат. Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования занятия . Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы. Далее дается характеристика атмосферы на занятии : насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных. Определяется форма работы : групповая, коллективная, индивидуальная. Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи. Подводится итог : была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации. Что поможет в работе Одним из наиболее эффективных методов повышения компетентности кадров является самоанализ открытого занятия воспитателя ДОУ по ФГОС . В данном случае большую роль играет психологический фактор. На открытом занятии присутствуют коллеги и руководство, что заставляет специалиста волноваться. Именно в такой ситуации и проявляются все недоработки, сильные стороны, на которые укажут присутствующие по окончании занятия . Требования ФГОС к будущим ученикам В соответствии со стандартами, дети, выходя из дошкольного учреждения, должны иметь коммуникативные навыки, воображение, быть инициативными, культурными, с доброжелательным отношением к окружающим, с умением радоваться чужим успехам, сочувствовать, сопереживать, не конфликтовать, выражать свои мысли посредством связной речи. Все это педагоги дошкольных учреждений начинают закладывать уже в раннем возрасте. Чтобы привить такие навыки, необходимо повышение квалификации специалиста, одним из важнейших методов достижения которого, является самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС . Публикации по теме: Самоанализ деятельности воспитателя подготовительной группы №1, Пашиной Олеси Александровны 2 смена (12.00-19.15) Присутствовало: 24 ребенка. На основании перспективного плана работы и режима дня мною организована и проведена. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя «Органы чувств» Самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя Каргаполовой Ларисы Владимировны МБДОУ д/с общеразвивающего вида «Радуга». Самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ Самоанализ педагогической деятельности воспитателя МДОУ «Детский сад № 93» корпус 2 Мартыновой Татьяны Николаевны МДОУ «Детский сад № 93». Самоанализ педагогической деятельности воспитателя средней группы №5 за 2015–2016 учебный год В течение 2015-2016 учебного года весь воспитательно-образовательный процесс с детьми мною строился на основе примерной общеобразовательной. Самоанализ педагогической деятельности воспитателя средней группы за 2015–2016 учебный год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 «Малышка» в г. Ессентуки Самоанализ профессиональной. Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Клементьева Н. В., 1967 года рождения, образование средне-педагогическое, окончила АПУ в 1986 году. Квалификация – учитель начальных классов. Дубовикова Наталья Вячеславовна МБДОУ № 170, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, город Ижевск Памятка в оформлении написания конспекта непосредственной образовательной деятельности в ДОУ В ходе написания конспекта педагогу необходимо: *сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов, *раскрыть структуру и предметное содержание НОД, *продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся, *проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД. Конспект предполагает отражение основных этапов НОД: 1. тема НОД; 2. организационный момент; 3. постановка цели и задач; 4. опрос воспитанников по пройденному материалу; 5. объяснение нового материала; 6. закрепление нового материала; 7. подведение итогов. Этапы работы: Вводная часть: Организационный момент , включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог). Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений. Затруднение в игровой ситуации . В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Открытие нового знания или умения . Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия). Заключительная часть : Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового. Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя. Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится). Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил(а): ФИО, город. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие и речевое развитие; Тип: интегрированное Возраст детей: Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность. Формы организации: группа, подгруппа. Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся. Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные Словарь новых слов: (если есть) Предварительная работа: (если проводилась) Оборудование и материалы: (атрибуты, материал) Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД) Представляется развернутый конспект, в котором описывается деятельность педагога и детей с прямой речью педагога и предполагаемыми ответами детей. Самоанализ НОД Тема: «Сказка в гости к нам приходит» в старшей группе детского сада№1 «Тополёк», воспитатель Акинина Н.А. На занятии «Сказка в гости к нам приходит» была поставлена следующая цель: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка». Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам. Структура НОД Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) Проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет. Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочную страну. Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, спасение героев сказок от Змея Горыныча. В заключительной части НОД использовала так же игровую проблемную ситуацию- возвращение в группу с помощью счёта на ковре самолёте, были сюрпризные моменты, это персонажи из сказок-Баба Яга и Золушка, памятные сувениры (книги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная. На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую. Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов антонимов) ; 2. Наглядно-демонстрационный (изображение персонажей сказок, предметов, с которыми они ассоциируются) ; 3. Практический (пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», пазлы героев сказок, физкультминутка по сказке, раскладывание зёрнышек, психогимнастика «Колобок») 4. Игровой (путешествие в сказочную страну, помощь героям сказок) 5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью памятных сувениров (книг)) ; Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуальное развитие каждого ребенка. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены! НОД своей цели достигло! ×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
|