Жзл (николай струнников. от казаков к большевикам.). Струнников Николай. Спортивная биография Климов Николай Васильевич

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Яркий представитель русского конькобежного спорта на мировой арене. Родился в крестьянской семье, в Москве. Николай самозабвенно был влюблен в коньки, тренировался ежедневно. Летом ездил на велосипеде и мотоцикле, зимой бегал на коньках и играл в хоккей. Рано вставал, быстро делал зарядку и убегал на работу. После работы шел на каток. На льду появлялся всегда в одно и то же время. Пробегал по 25 кругов в любую погоду. Однажды провел тренировку в 40-градусный мороз.


Бегал Николай в низкой посадке, движения его были изящны и пластичны, темп бега 100 шагов в минуту. До 1906г. выполнил II разряд, действовавшей в то время классификации. В 1906г. добился своего большого успеха. На московском чемпионате, на катке Патриарших прудов, и на первенстве России Струнников занял вторые места после конькобежца России Николая Седова. А в 1907г. победил его на знаменитом катке Зоологического сада.

С 1908г. Струнников побеждает во всех крупных состязаниях. На чемпионате Москвы (1908г.) выиграл у всех конкурентов на 5000м, показав время 9.41,0. На первенстве России Николай Струнников показывает результаты еще выше: 500м - 50,0; 1500м - 2.40,0; 5000м - 9.26,8.

В следующем году установил новые рекорды России, выступив в Петербурге "Кубок национального первенства России" 5000м - 9.05,0; 1500м - 2.33,6 и 10000м - 18.27,2. Эти старты были первыми соревнованиями в нашей стране, в программе которых было классическое многоборье и Николай набрал наибольшую сумму очков 211,813.

В 1910г. Николай Струнников принял участие в зарубежных состязаниях. И впервые в Выборге, на первенстве Европы, мало известный скороход из России стал чемпионом Европы, выиграв у известного норвежца О.Матисена. В своих воспоминаниях Струнников писал: "В Выборге шел дождь. Дорожка превратилась в кисель. Вставая на старт 1500 метров в паре с Матисеном, я про себя решил: "Всем проиграю, а тебе, голубчик, ни за что". На решающей дистанции (10000м) Матисен занял только 7 место. Вот, что вспоминал Матисен: "Маленький, в черном, обтягивающем мускулистое тело свитере, русский из Москвы справился с покрытым водой льдом лучше, чем кто-либо из нас, и стал чемпионом Европы.

Вновь они встретились на первенстве мира в Гельсингдорсе (Хельсинки). На этот раз борьба была намного упорней. Матисен заявил, что обязательно побьет "черного черта", так он называл Струнникова, за то, что он выступал в черном костюме. И снова победу решила борьба на дистанции 10000 метров. Сильно пройдя "марафонскую" дистанцию Струнников обошел лидера и стал первым признанным чемпионом мира.

Отдавая дань мастерству русского скорохода, норвежец Матисен потом вспоминал: ":Его я не мог упрекнуть и должен был утешить себя тем, что в спорте сегодня - я, а завтра - ты."

В следующем сезоне Струнников установил рекорд России на 1000м - 1.38,0. Через неделю новый рекорд на дистанции - 7500м - 2.29,4.

Победив на чемпионате мира 1910г., Николай Струнников и на следующий год в Тронхейли сумел отстоять звание первого конькобежца мира. Он легко опередил всех конкурентов на четырех дистанциях и установил два мировых достижения для равнинных катков. Первым он был и на всех четырех дистанциях в Хамаре на первенстве Европы.

За два дня до открытия чемпионата мира выступил на первенстве Норвегии, где установил выдающийся рекорд в беге на 5000м (8.37,2сек.), побив мировой рекорд первого чемпиона мира с 1894г. голландца Ж.Эдена (8.37,6сек.).

"Славянское чудо", так называли в Норвегии Струнникова. В 1911г. стартовал за границей 12 раз на различных дистанциях и одержал все победы.

В сезоне 1911-12 г.г. на катке Патриарших прудов установил рекорд России на 500м - 46,0 (прежний продержался 13 лет).

С большим интересом ожидали выступление Струнникова на чемпионате мира 1912г.

Николай Струнников принадлежал к Московскому первому русскому гимнастическому обществу "Сокол". Администрация "Первого русского гимнастического общества" не нашло средств на командирование за границу вместе со Струнниковым своего представителя. Посылать нашего спортсмена на международное первенство без представителя было непростительной ошибкой. Струнников категорически отказался ехать на первенство мира один и прекратил свои выступления на льду.

Николай Васильевич снова надел коньки в 1924 году. Он был главным наблюдателем катка на Девичьем поле, где разыгрывался I чемпионат СССР. Струнников, проехав по льду, сказал: - Как никогда и нигде!

Начиная с 1974г. сильнейшие столичные мастера скоростного бега на коньках отмечают наступление каждого нового сезона соревнованиями на приз имени Н.В.Струнникова

Это был скороход, опережавший намного свое время. Умер Струнников в 1940г.

Струнников Николай Иванович (1871-1945) - русский и советский живописец, портретист и реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Выдержки из книги "Николай Иванович Струнников".

Произведения последнего периода жизни художника дают портретируемым чисто внешнюю, поверхностную характеристику. Художественный язык живописца становится несколько суховатым, художнику не удается создавать жизненно-яркие, запоминающиеся образы.
Умер Струнников в 1945 году. До последних дней своей жизни он не расставался с палитрой и кистями.
Наследие художника Струнникова является ценным вкладом в развитие советской портретной живописи. Его "Партизан А.Г.Лунев" остается «одним из лучших портретных произведений 20-х годов».
Главной темой искусства этого несомненно талантливого мастера всегда был человек. Художник постоянно стремился увидеть его активным, действующим, сильным и одухотворенным. Именно такими мы видим на его портретах В.А.Гиляровского, Н.И.Подвойского, А.Г.Лунева, Марию Попову, партизана Вадима.
Лучшие произведения Струнникова являются той нитью, которая связывает реалистические традиции русской школы живописи с портретным искусством художников-ахрровцев. , и Н.И.Струнников в 1920-х годах раньше других художников определили направление в развитии портрета по пути революционной романтики, реализма, художественного обобщения. Они облегчили своим современникам путь к новому, и в этом их неоценимая заслуга.
В 1940 году Н.И.Струнникову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Через газету "Советское искусство" художник благодарил Советское правительство за оказанную ему высокую честь. "Мне 68 лет", - писал художник,- "я прожил большую и трудную жизнь. И только при Советской власти я получил возможность жить полнокровной творческой жизнью, жить для искусства. Обещаю все свои силы отдать делу развития искусства нашей великой Родины".
Можно с полной уверенностью сказать, что все силы этого большого мастера и необыкновенной души человека отданы служению советскому искусству.
Государственная Третьяковская галерея - святая святых русского изобразительного искусства. В одном из ее залов, там, где показано рождение советского искусства, висит портрет партизана А.Г.Лунева. Перед ним всегда стоят посетители. Часто это молодые люди. Революционная романтика им по душе, она окрыляет, зовет к подвигам. Стоят перед портретом и уже седые зрители. Кто знает, может быть, они, смотря на картину, вспоминают свою молодость, опаленную сражениями минувших войн. Но все - и старые и молодые - благодарны художнику за то, что он пробуждает в них добрые чувства.

М не кажется, успех никогда не минует спортсмена, если он искренне предан своему виду и упорно тренируется. Эта преданность и упорство должны обязательно быть вознаграждены. Может быть, это произойдет не очень скоро, но такой момент непременно наступит.

Николай Струнников был самозабвенно влюблен в коньки, и сейчас мне очень трудно припомнить хотя бы два дня подряд, когда бы он не тренировался. Летом Николай много ездил на велосипеде и мотоцикле, а с наступлением зимы, разумеется, бегал на коньках. Тогда, правда, не говорили «бегал», чаще можно было услышать такое расхожее сочетание «прошел на коньках». Что ж, за семьдесят пять лет - с момента завоевания Струнниковым титула чемпиона мира - скорости изменились.

Помню, Коля всегда вставал очень рано, быстро начинал делать самые различные физические упражнения, потом готовил себе завтрак и убегал на службу, приходил домой, брал свои коньки и шел на каток пешком. Мы жили около площади, где сейчас расположены три вокзала, а каток находился совсем рядом, около Красных ворот.

На льду Николай появлялся всегда в одно и то же время - в половине шестого. И начиналась тренировка. Сначала бегал «на технику», как он любил говорить, потом отрабатывал скорость и под занавес, на закуску, вместо ужина Николай пробегал 25 кругов. Эти заключительные десять километров он преодолевал при любой погоде - плюсовой и в сильные морозы, а они случались нередко. Как-то пришел Коля с тренировки и говорит: «Так не хотелось бежать эти 25 кругов, еле уговорил сам себя». Посмотрела я на градусник - минус сорок. На улице - ни души. Оказалось, что Николай один на катке катался. Не тренируйся Струнников так упорно и ежедневно, никогда не стать бы ему чемпионом мира, континента, России...

Познакомилась я с Николаем Васильевичем Струнниковым совершенно случайно. Отец Коли Василиск Ермилович (впоследствии почему-то журналисты стали называть его Василием, но это ошибка) шел на свадьбу к сыну приятеля. И отец жениха предложил: «Василиск Ермилович, ты своего Кольку-то возьми с собой, чего ему дома сидеть». А я была лучшей подругой невесты и, как принято сейчас говорить, свидетельницей.

Невысокого роста молодой человек мне сразу понравился. Он как-то выделялся среди остальных. А как танцевал - ему равных не было. Помню, Коля хотел меня на танец пригласить, но его все опережали мои братья и их приятели. Мы тогда, наверное, только раз и станцевали. Потом он признался, что очень смущался. Он вообще был очень скромный.

На том празднестве нам толком познакомиться не удалось, и Коля потом стал искать возможность для новой встречи. Время было тогда другое, просто так прийти в гости к малознакомым людям было нельзя. Коля приложил немало усилий, чтобы его отец через своих знакомых сумел представить нас друг другу по бытовавшему тогда этикету. Затем Коля за мной ухаживал три года и только после этого сделал предложение. Свадьбу сыграли в 1908 году.

У многих впоследствии создалось впечатление, что именно Коля привил мне любовь к катанию на коньках. Совсем не так было: и до нашего знакомства я часто ходила на каток и даже на велосипеде каталась. В начале века конькобежный спорт пользовался большой популярностью среди молодежи. Причем на каток приходили даже без коньков. Считалось хорошим тоном просто посещение катка. Его хозяева кроме массового катания устраивали различные представления, карнавалы.

После свадьбы я очень часто сопровождала Колю на каток. Он обычно оставлял меня на попечение своих друзей, а сам начинал тренироваться. Со мной он почти никогда не катался. «Оленька, - оправдывался он, - ты мои конечки можешь попортить, что я тогда буду делать. Ты уж лучше с кем-нибудь другим походи».

За своими знаменитыми «гагами» он следил, всегда вытирал, когда уходил со льда, клал их в специальный мешок. Правда, его «бегаши» резко отличались от всех остальных, какие я видела и держала в руках. Были они необычайно легкие, кожа на ботинках очень мягкая. Другие коньки возьмешь в руки - они точно гири, а Колины, как пушинка. Коля рассказывал, что их подарил ему знаменитый норвежский конькобежных дел мастер - Хаген. Фамилию я его помню, а имя, к сожалению, забыла.

Конькобежный спорт в начале своего развития в России многим был обязан арендаторам катков, которые не только представлениями, но и различными соревнованиями старались привлечь на лед публику. В целях поднятия интереса со стороны зрителей к старту допускалась сразу группа в 10-12, а иногда и более человек. Поэтому соревнований на короткие дистанции не устраивали, так как судьи легко могли ошибиться при определении победителя. Бег проводился обычно на 20 кругов, что с учетом меньшей длины многих тогдашних дорожек составляло приблизительно 5000 метров.

Долго Коля бегал по второму разряду действующей тогда классификации, и только в 1906 году ему дали возможность состязаться со скороходами первого разряда. С бывшим тогда лучшим конькобежцем России Николаем Седовым Струнников встречался неоднократно в групповых забегах, но всегда, будучи намного сильнее всех, Седов уходил вперед на два-три круга. Но в 1906 году Струнников заметно улучшил свои достижения, и в его лице Седов приобрел сильного соперника, способного бороться с ним на равных.


В 1907 году на знаменитом катке зоологического сада, недалеко от которого жил сам Седов, были в очередной раз устроены состязания не парами, а с общего старта. Интерес подогревался еще тем, что Седов решил принять участие в соревнованиях, хотя обычно он стартовал вне конкурса. Среди зрителей разгорелись горячие дебаты: сумеет ли Седов обойти Струнникова на круг или не сумеет. В победе Седова, конечно, никто не сомневался.

Дали старт. Именитый скороход легко оторвался от всех конкурентов, лишь Струнников держался за ним. Круг за кругом они идут конек в конек, Седов пытается увеличить темп после половины дистанции, но Струнников на этот раз не отстает. На последнем круге произошло непредвиденное: Струнников сделал решительный рывок и на финишной прямой оторвался от своего маститого соперника.

Времена были тогда суровые. Как только закончился забег, ко мне подбежал Коля и быстро проговорил: «Оля, бери мои коньки под мышку и направляйся ко мне домой, а я потом приду». Я очень разволновалась, захотела узнать, в чем дело. К нам подошел его приятель и все объяснил: «Струнников выиграл у Седова, чьи дружки с Пресни собираются теперь побить Колю, тикать надо быстрее». Вот как иногда доставались победы. А на Седова это поражение так сильно подействовало, что он больше не пожелал встречаться в сериях со Струнниковым.

Главными состязаниями в Москве были, конечно, чемпионаты столицы, которые разыгрывались на дистанции 5000 метров (стартовали парами), и первенства России, которые проводились на дистанциях 500, 1500 и 5000 метров (дистанция 10 000 метров в нашей стране тогда не включалась в программу состязаний).

С 1904 по 1907 год включительно Седов не отдавал никому первого места ни в чемпионатах Москвы, ни в первенствах России, но с 1908 года во всех самых крупных состязаниях побеждал Струнников.

В 1908 году, несмотря на тщательную подготовку к нашей свадьбе, Коля успевал интенсивно тренироваться и на чемпионате города выиграл у всех конкурентов, показав на 5000 метров 9.41.0. А затем, через несколько недель, на катке зоологического сада уверенно победил на состязаниях сильнейших скороходов России, пробежав 500 метров за 50,0, 1500 - за 2.40,0 и 5000 метров за 9.26,8

На следующий год Коля в первенстве Москвы не стартовал: он был приглашен в Петербург. Чемпионаты России в то время проводились, как правило, в Москве, и спортивные клубы Петербурга решили провести свои соревнования и пригласили всех сильнейших конькобежцев. Устроители назвали эти старты очень громко - Кубок национального первенства России.

Конечно, организаторы мечтали видеть победителем своего земляка, но Григорию Блювасу удалось выиграть у Струнникова лишь на самой короткой дистанции. На остальных трех Николай легко обошел всех конкурентов, установил новые рекорды России (5000 м - 9.05,0; 1500 м - 2.33,6 и 10 000 м - 18.27,2) и завоевал главный приз.

Интересно, что эти старты явились первыми, в ходе которых был проведен подсчет очков в классическом многоборье. Струнников набрал прекрасную для того времени сумму очков - 211,813.

И все же нашлись тогда злые языки, утверждавшие, что Струнникову повезло и что уж на первенстве России ему первого места не видать. Считалось, что Блювас возьмет убедительный реванш, к тому же ожидался приезд из Норвегии Евгения Бурнова. Тот выступал за рубежом на чемпионате мира и выиграл там обе стайерские дистанции, но из-за слабых результатов на 500 и 1500 метров не попал даже в тройку призеров. Однако ни Блювас, ни Бурнов Струнникову в 1909 году конкуренции не оказали.


В 1910 году Николай победил с высокими результатами на первенстве Москвы, а еще через несколько дней на катке гимнастического общества «Сокол» завоевал титул чемпиона России, установив рекорд страны на 500 метров - 47,2. Было решено послать Струнникова и Бурнова на первенство Европы в Выборг.

Уехал Коля в середине февраля: чемпионат должен был состояться 26-27 февраля (даты даны по новому стилю). Но закончился февраль, начался март, а Коли нет, нет и никаких вестей от него. Радио тогда только делало первые шаги, а в газетах спортивные новости печатались обычно со значительным опозданием. Вдруг неожиданно пришла телеграмма: «Выиграл первенство мира. Николай».

Получила я эту телеграмму и страшно удивилась: почему чемпионат мира, когда он на чемпионат Европы поехал. Решила, что это почта что-то перепутала. Но через несколько часов прибежал кто-то из клуба и сказал, что Коля выиграл действительно чемпионат мира. Правда, почему мира, никто не мог понять.

Наконец приехал сам Николай. Вот что он рассказал: «Первенство Европы я выиграл довольно легко. Даже неожиданно легко. В первый день на пятисотке проиграл только норвежцу Оскару Матисену, на 5000 обыграл всех. Но особенно памятны мне 1500 метров. Дорожка была очень тяжелая, просто каша. Бежали мы с моим главным соперником Матисеном в одной паре. Нога в ногу, никто не хотел выходить вперед. Но затем мы резко взвинтили темп. Когда входил в последний поворот (заканчивал я бег по большой дорожке), был уверен, что Матисен, вошедший в поворот вместе со мной, выйдет на прямую метров на десять впереди. Тем более что ноги у меня подгибались, а в глазах появились предательские фиолетовые круги. Велико же было мое удивление, когда я вышел из виража метров на десять впереди Матисена, а на прямой, энергично финишируя, еще больше увеличил просвет.

На заключительной дистанции - 10 000 метров условия были такие, что скорее это было похоже не на «ходьбу на коньках», а на плавание. Мой результат был 24.42,8. Матисен проиграл полторы минуты. В итоге я был провозглашен чемпионом Европы.

На первенство мира я попал случайно. Соревнования должны были состояться в Клагенфурте, в Австрии, но там растаял лед, и старты были перенесены в столицу Финляндии - Гельсингфорс (теперь Хельсинки). Тогда мы решили не возвращаться в Москву, а поехали сразу в Гельсингфорс. На этот раз борьба была намного упорней. Матисен заявил, что обязательно побьет «черного черта», как он называл меня за то, что я всегда выступал в черном костюме. Действительно, норвежец подготовился отлично. В первый день Матисен прекрасно пробежал обе дистанции - 500 и 5000 - и лидировал. Во второй день стартовали сначала на 10 000. Причем мне пришлось бежать по жребию раньше Матисена. Но я решил отдать этому бегу все, что могу, все силы. Когда закончил дистанцию, думал, что сердце выскочит. Матисен бежал после меня, но преодолел 25 кругов значительно слабее.

Вот где пригодилась ежедневная тренировка в беге на десять километров. Моей любимой всегда была полуторка, но благодаря настойчивости и усердию на тренировках длинные дистанции, которые вначале не давались, стали затем моим «коньком». Благодаря отличному выступлению на 10 000 метров судьба мирового первенства была решена. Я мог даже немного проиграть Матисену на заключительной дистанции. Он действительно опередил меня всего на 0,4 секунды, но я стал чемпионом мира. Ко мне подбежал единственный земляк - Женя Бурнов, мы обнялись и расцеловались от счастья».

Я все еще не верила, что мой Коля - самый сильный скороход на всей земле. Еще и еще раз требовала, чтобы он повторил свой рассказ. Отец Николая Василиск Ермилович слушал рассказ сына, повторяющийся несколько раз, очень внимательно, но ни разу ни одного вопроса не задал. И вдруг как во весь голос гаркнет: «А ну, ребята, собирайтесь, едем в ресторан гулять - в «Яр»!»


Русское гимнастическое общество «Сокол» устроило специальное заседание, на котором присутствовало более двухсот представителей разных видов спорта. Вот что написал по этому поводу один из российских журналов «К спорту»: «От имени совета выступил председатель общества господин И. И. Касаткин, было сообщено спортивной комиссией общества, что со следующего сезона будет разыгрываться переходящий приз имени Струнникова, затем Струнников рассказал о своем выступлении на чемпионатах мира и Европы. Весело и оживленно прошел затянувшийся далеко за полночь товарищеский ужин в одном из самых больших ресторанов Москвы. Как заседание, так и ужин носили чрезвычайно теплый и сердечный характер».

К следующему сезону Николай подготовился отлично.

1 января 1911 года он установил рекорд России на 1000 метров - 1.38,0, через неделю на 1500 метров - 2.29,4. 14 и 15 января впервые были разыграны переходящие призы имени Струнникова. Вне конкурса стартовал и сам Николай. Каково же было удивление зрителей, когда чемпион мира потерпел поражение от молодого Хорькова. После этого проигрыша многие журналисты обрушились с критикой на Струнникова. Настроение у Коли, когда он уезжал на чемпионаты мира и Европы, было пессимистическим. Но каково было наше удивление, когда через три недели пришла неожиданная телеграмма: «Струнников побил мировой рекорд на дистанции 5000 метров».

А потом я получила Колино письмо. Вот что там было написано: «В день приезда начались соревнования шведско-норвежского кубкового матча. Я подошел к Левину, корреспонденту «Русского слова» и представителю общества «Сокол» на соревнованиях, и сказал, что мне хотелось бы пробежать 5000 метров. Он передал это судьям, они очень обрадовались и согласились меня допустить. Мне в пару дали второразрядника Гундерсена, брата того Гундерсена, который установил мировой рекорд на 500 метров в Давосе. От своего противника я сразу оторвался и, когда закончил дистанцию, узнал, что побил мировой рекорд. Был страшно удивлен, так как бежал в тренировочном костюме и не стремился показать рекордного времени. Тем самым я побил рекорд шестнадцатилетней давности голландца Япа Эдена на 2/5 секунды. Мое время было 8.37 и 1/5 секунды. Порадовался этому и Оскар Матисен. Он был со мной в отличных отношениях вне катка. Больше всех сиял толстый Иогансон - единственный мастер по изготовлению льда. Он сказал, что в Норвегии лед можно сделать не хуже, чем в швейцарском Давосе, и рекорд блестяще подтвердил его слова».

Затем Коля стартовал на международных состязаниях в столице Норвегии, потом на чемпионате Европы в Тронхейме и еще через неделю в Тронхейме вновь выступил с триумфом на первенстве мира. В 1911 году Коля стартовал за границей на различных дистанциях тринадцать раз и ни разу не проиграл.

Блестяще начал Струнников и следующий сезон. В начале зимы 1912 года на катке на Патриарших прудах он установил рекорд России на 500 метров - 46,0. Коля любил повторять, что это счастливый случай. Действительно, на дорожке длиной всего 273 метра пришлось «повертеться» при сильном ветре и на весьма неважном льду. И вдруг такое время! Вечером на тренировке Коля попробовал свои силы на 1500 метров - и вновь время было выше официального рекорда России - 2.29,0. С большим интересом ожидали выступления Струнникова за границей на мировом и европейском форумах. Но...

Вот что писал в своей статье «Быть или не быть первенству мира за русскими?» журнал «Русский спорт»: «Дело в том, что для обеспечения победы одного Струнникова мало. Необходима еще посылка представителя, который бы мог следить за правильностью самого состязания и защищать интересы русского конькобежца. Действительно ли необходима такая посылка, станет ясно из того, что сам Струнников категорически заявляет о своем отказе ехать на первенство мира одному. Достаточно вспомнить тернии мировой славы, с которыми пришлось встретиться в первую поездку в 1910 году: звонок, возвещавший о последнем круге, почему-то не звучал вовремя, в счете кругов как-то странно сбивались, да и других помех хватало. Не говоря уже о безвыходном положении человека, незнакомого с иностранным языком!»

Но руководство клуба, тратившее огромные суммы на забавы своих руководителей, не нашло необходимых 100 рублей на посылку представителя, и Струнников решительно отказался от дальнейшего участия в состязаниях. Так в царской России наплевательски отнеслись к яркому, многогранному таланту выдающегося спортсмена.

После революции Николай продолжал служить своему любимому делу - конькам. С шести часов вечера его всегда можно было увидеть на стадионе «Буревестник» в Самарском переулке. Он делал все, что требовалось, не отказывался ни от какого дела. Обычно после работы приходила на стадион и я, помогала ему, часто судила соревнования.

Тренировал он и молодых скороходов. Лучшим его учеником был Александр Люскин, неоднократный призер чемпионатов страны, обладатель нескольких рекордов СССР.

СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

первый российский чемпион мира и Европы (1910-11) по скоростному бегу на коньках, четырехкратный чемпион России (1908-10 - коньки; 1909 - велоспорт). В 20-30-е гг. тренер.

Большой энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТРУННИКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Николай Васильевич , первый русский чемпион мира и Европы по …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • СТРУННИКОВ
    Алексей Иванович (1859—94) — писатель, магистр Московской дух. академии. Главные его труды: "Вера, как уверенность, по учению православия" (магист. диссерт., …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • СТРУННИКОВ
    СТР́УННИКОВ Ник. Вас. (1886-1940), первый рос. чемпион мира и Европы (1910-11) по скоростному бегу на коньках, четырёхкратный чемпион России (1908-10 …
  • СТРУННИКОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТР́УННИКОВ Вл. Ал-др. (р. 1914), генетик, акад. РАН (1987), Герой Соц. Труда (1990). Тр. по генетике и селекции ж-ных. Разработал …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • СТРУННИКОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Алексей Иванович (1859?94) ? писатель, магистр Московской дух. академии. Главные его труды: "Вера, как уверенность, по учению православия" (магист. диссерт., …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • СТРУННИКОВ
    Владимир Александрович (р. 1914), российский генетик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), Герой Социалистического Труда (1990). Труды по …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • ГОРЮНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горюнов Николай Васильевич (1880 - 1938), протодиакон, священномученик. Память 9 марта, …
  • БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Болотов Василий Васильевич (1853 - 1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • СТРУННИКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Струнников (Алексей Иванович, 1859 - 1894) - писатель, магистр Московской духовной академии. Главные его труды: "Вера как уверенность, по учению …
  • СКОПИН-ШУЙСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при …

Николай Иванович Струнников родился в 14 мая 1871 года в Орле. В семье было шесть детей (два сына и четыре дочери), жили в постоянной нужде в селе Богородицкое Малоархангельского уезда, где отец художника был приказчиком в сельском магазине. Иван Алексеевич был строг, но справедлив. А мать, Александра Николаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. Эти родительские черты и предопределили характер Николая.

По воспоминаниям младшей сестры художника, Марии Ивановны, много лет проработавшей учителем русского языка и литературы в Малоархангельской средней школе, их мать отличалась художественными способностями и делала великолепные вышивки бисером. Николай любовался ими и зарисовывал акварелью. «Когда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: «Ты Колечка не обижайся на папу, он больной, нервный. Помогай ему в работе, а в свободное время рисуй. У тебя хорошо получается».

После окончания трехлетнего обучения в начальной школе Николаю Струнникову пришлось пойти в «мальчики». Он служил в Орле на складе купца Конькова. Это была суровая школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били его и старшие мальчики и приказчики.

Но несмотря на невзгоды детства, Николай Иванович не расставался с мечтой о художественном образовании. Свои наблюдения ночью при свете коптилки он зарисовывал на клочках бумаги. «Он любил иллюстрировать художественные книги. В свое время ему особенно полюбились рассказы и повести Н. В. Гоголя, повесть «Тарас Бульба». Хозяину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: «Ну, мальчишка! Молодец!»

С годами увлечение рисованием стало страстью, и Струнников решил ехать в Москву. Свое образование он начал учеником в мастерской живописца С.И. Грибкова, куда попал в числе по рекомендации одного художника, заметившего его способности. Днем Николай Иванович тер краски, колол дрова - выполнял работу подмастерья, а по вечерам в числе наиболее талантливых учеников познавал азы художественного мастерства. В рассказе В. А. Гиляровского «Начинающие художники» (книга «Москва и москвичи») этот период жизни Струнникова описан очень хорошо.

Своего учителя Струнников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.

В 1892 году сбылась мечта Николая Ивановича о поступлении в училище живописи, ваяния и зодчества. Но, закончив его с двумя серебряными и одной бронзовой медалью, он принимает, что знаний, полученных в стенах училища, явно недостаточно. В 1901 году Струнников был зачислен в Высшее художественное училища Петербургской Академии художеств к прославленному И. Е. Репину.

Струнникову нелегко достались годы учебы, так как нужно было добывать средства к существованию. «Он учился и работал, часто ходил без «подошв», почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. Из своего очень маленького заработка он нам сёстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. Мне в это время было 7-8 лет, - вспоминала Мария Ивановна, - у меня не было ни одной хорошей игрушки. Вдруг однажды Коля привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги. Когда я играла с куклой, он смотрел на меня и рисовал. Позже я узнала, что он создавал иллюстрации к «Отверженным» Виктора Гюго. Ему надо было видеть выражение лица ребенка, Козетты, когда ей Жан Вальжан подарил куклу. Иллюстрации к произведениям Виктора Гюго у него не приняли. Он был очень расстроен, переживал… Эти иллюстрации брат подарил мне. Я их не могла, к большому сожалению, сохранить: во время оккупации картины забрали фашисты».

В мастерской Ильи Ефимовича Репина Струнников подружился с писателем Владимиром Алексеевичем Гиляровским, который всячески помогал молодому художнику. «Я читал его стихи, - вспоминал Николай Иванович, - заслушивался рассказами из его в некоторых частях легендарной биографии, через него увлекался героями Запорожья, поэму о которых он в то время писал… В его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героев». В 1900 году Струнников написал портрет дяди Гиляя в образе лихого запорожца на фоне южных гор. Украинскому историку Д.И. Яворницкому художник подарил портрет другого потомка запорожских казаков знаменитого борца Ивана Поддубного. Сам Николай Иванович, имеющий атлетическое сложение, служил моделью для своего учителя. Илья Ефимович Репин запечатлел его на картине «Черноморская вольница».

Живя в Петербурге, занимаясь любимым делом, он все же скучал по своему родному краю. Поэтому во время летних каникул уезжал к своим сестрам, которые жили в Малоархангельске. В один из таких приездов, в 1902 году местный священник предложил расписать Воскресенскую церковь. Струнников не только согласился, у него возникла идея: в росписях повторить интересный памятник российской монументальной живописи Владимирский собор в Киеве, с творениями выдающихся русских художников В. М. Васнецова, М.А Врубеля, М. В. Нестерова. Н.И. Струнников подает прошение в совет Академии об оказании в этом содействия. В чем ему не было отказано. В Киеве художник много работал, копируя росписи Владимирского собора. Впоследствии им был успешно завершен живописный комплекс Малоархангельской церкви. Николай Иванович вспоминал: «Трудная работа, особенно где-нибудь под куполом… Если бы не моё гимнастическое прошлое, я бы не выдержал. Однажды поскользнулся и свалился с десятисаженной высоты. Месяц пролежал и опять полез на леса…это хорошо оплачивалось, и я мог уже помогать семье». Во время работы он «боялся потерять то главное, что ценил в живописи естественность позы и движения и близость к природе». Многие малоархангельцы восхищались росписями Струнникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась: она была разрушена в 1943 году.

Художник влюбился в Киев и при первой возможности переезжает в него (1913 г.), поступив преподавателем в художественное училище по рекомендации И.Е. Репина. Здесь начинается новая жизнь художника. «Преподавательская работа была мне по сердцу», - вспоминал Струнников. Педагогический метод был им унаследован от замечательных учителей - В. Серова и особенно И. Репина.

«Вскоре после переезда он женился. Прасковья Алексеевна - жена художника стала ему большим другом с первого дня их супружества и безропотно сносила тяготы беспокойной и неустроенной жизни. Влюбленный в нее Струнников написал несколько ее портретов: «Украинка» (1914), «Портрет жены художника» (1916), «Невеста» (1917), «Горе» (1917), «Портрет жены художника в национальном костюме» (1917), «Головка» (1925). Она предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном наряде, то глубоко скорбящей женщиной». В семье родилось трое сыновей: старший, Сергей (работал впоследствии в фотокорреспондентом газеты «Правда». Погиб в 1943 г. около Полтавы), Игорь и Ростислав. Сестра художника вспоминала, что это была счастливая семья. Жену Николай Иванович глубоко любил «она была замечательная женщина: скромная, чуткая умела беречь талант брата. У меня о ней остались самые светлые воспоминания, как о близком друге, родной сестре».

На Украине Струнников много и плодотворно работал, не случайно и сейчас его картины украшают стены её музеев. Героико-романтические образы казаков позже привели его к портретам героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны.

Художник принял и поддержал революцию. Этому способствовали все обстоятельства его жизни: постоянная борьба за существование, гибель брата при Цусиме и сестры во время восстания 1905 года.

В 1921 г. по вызову Наркомпроса Струнников переехал в Москву и больше в Украину не возвращался, прожив оставшуюся жизнь, как признанный мастер советской портретной живописи. В период 1927-1930 гг. создал целую галерею портретов героев гражданской войны: К. Е. Ворошилова, А. Е. Щаденко, Пархоменко, Подвойского. За портрет партизана Лунева Струнникову присуждена Золотая медаль на международной выставке в Париже в 1937 году. А во время Великой отечественной войны, находясь в эвакуации в Свердловске, написал полотна «Зоя Космодемьянская» и «Партизан» для Свердловского дома офицеров. За выдающиеся заслуги в области искусства художнику было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Наследие художника является ценным вкладом в развитие отечественной портретной живописи. Главной темой искусства этого талантливого мастера всегда был человек. Картины Н.И. Струнникова хранятся в 13 картинных галереях, в том числе и Орловской.

Отдавая дань уважения своему земляку, малоархангельцы установили на городском кинотеатре «Колос» мемориальную доску. На сером мраморе высечены слова: «В гор. Малоархангельск с 1901-1904 жил и работал известный советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Иванович Струнников». Сейчас мемориальная доска находится на реставрации.

Скончался Николай Иванович Струнников 20 сентября 1945 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подготовила О. Егорова, библиотекарь малоархангельской ГБ

Литература:

  • Воспоминания М. И. Струнниковой о брате / В. Агошков // Малоархангельские истоки. - Орел - Малоархангельск, 1999. с.169-172.
  • Гиляровский, В. А. Начинающие художники / В. А. Гиляровский // Москва и москвичи. - М., 1985.
  • Локотков, А. Украина пленила его сердце: «запорожцы» Николая Струнникова [Электронный ресурс] / Александр Локотков // Интернет-газета От заката до рассвета. Днепропетровск. - Режим доступа: -http://zador.com.ua/print.php?id=66441


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»