Сколько детей было у менделеева. Дети дмитрия ивановича. Хроника творческой жизни учёного

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я - химик, закончила Московский химико - технологический институт (сейчас, конечно, Университет), Инженерный химико - технологический факультет, коротко - ИХТ. Мы - выпускники Менделеевского института разных выпусков чувствовали какое-то братство, потому что учились под эгидой Дмитрия Ивановича Менделеева. В школе мы встретились с Периодической системой химических элементов, проще, с таблицей Менделеева, мы знали, что Менделеев помимо химии занимался физхимией, геологией, физикой, экономикой, решал технологические задачи, т.е. был замечательным, гениальным ученым. Но каким он был в жизни, мы тогда об этом не задумывались.


Увлекшись стихами Александра Блока, я узнала, что маленький Саша Блок, внук химика Бекетова, и Любочка Менделеева, дочка Менделеева, росли вместе, потом выросли, и, встретившись уже в более взрослом возрасте, почувствовали интерес друг к другу, поженились. Брак был не очень удачным. сложным, но это уже другая история. И вот совсем недавно я прочитала, что у Дмитрия Ивановича Менделеева было две семьи: первая жена с удивительным именем Феозва родила ему троих детей: Марию, Владимира и Ольгу. Мария умерла в младенчестве, а вот Володя рос и радовал отца своими успехами в учебе.

Володя Менделеев (1865 - 1898) и его мать Феозва (Физа) Никитична, урожд. Лещева.

Мальчик гуляет по саду и читает книги, занимается с отцом фотографией; он мечтает о море и готовится к поступлению в Морское училище. Отец настраивает его на серьезную учебу; он знает, что из Морского училища выходят не только во флот, но и в науку, а привыкать к серьезной научной литературе нужно смолоду.
http://www.library.spbu.ru/bbk/bookcoll/priormat/p15.php .

Володя связал свою жизнь с морем. он закончил Мореходное училище и служил офицером на флоте. В 1890 он был определен на фрегат "Память Азова", на котором цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) должен был отправиться в Грецию, Египет, Индию. Цейлон, Гонконг и в конце путешествия в Японию. Высочайший визит закончился скандалом: один из полицейских на почве самурайских комплексов поранил цесаревича мечом. Во время расследования этого инцидента Владимир работал в следственной группе фотографом, т.к. отец цчил его принципам фотографирования. В это время Владимир, живя в Нагасаки, заключил временный брачный контакт с японкой. Это была обычная процедура для европейских моряков. В 1893 у Владимира и его жены Таки Хидесимы родилась дочка Офудзи, которую Владимир так и не увидел, т.к. "Память Азова" вернулась в Россию. Владимир в России вышел в отставку. стал инспектором по мореходному образованию и женился на дочери живописца К. Лемоха, Варваре. В 1898 году он заболел инфлюэнцей и умер. Д.И. Менделеев всегда помнил об "японской внучке", он получал от Таки письмо, и после смерти любимого сына Менделеев посылал деньги в Японию. Кстати, он тоже находился на палубе фрегата "Память Азова" в числе лиц, сопровождавших цесаревича Николая.

Владимир Менделеев (1865 - 1898). Японская жена Владимира с дочкой Офудзи.

Владимир скоропостижно скончался 19 декабря 1898 г. "Погиб мой умница, любящий, мягкий добродушнейший сын-первенец, на которого я рассчитывал часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины, которыми он был проникнут". - писал Д.И. Менделеев.
в 1899 г. он подготовил к публикации незаконченный труд Владимира «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива».

Ольга Менделеева (1868 - 1950), Трирогова.

Младшая сестра Владимира - Ольга Дмитриевна Менделеева, в замужестве Трирогова (1868 - 1950) до революции разводила охотничьих собак, а после революции занималась служебными собаками. Она написала книгу о своей семье, которая увидела свет в 1947 году. Это дети Д.И. Менделеева от первого брака. Но в возрасте 43 лет Дмитрий Иванович страстно влюбился в молодую девушку восемнадцати лет, Анну Попову из Урюпинска (дочь казака). В этом браке было четверо детей: Любовь (1881г.р.), Иван (1883 г.р.), близнецы Мария и Василий (1886 г.р.).
Любовь Дмитриевна закончила Высшие женские курсы, занималась в драматических кружках, имела незаурядные актерские способности. В 1907 - 1908 она играла в труппе В.Э. Мейерхольда и в Театре В.Ф. Комиссаржевской. В 1903 году Любовь вышла замуж за поэта Александра Блока. Это она была героиней его стихов, посвященных Прекрасной Даме. Умерла Любовь Дмитриевна в 1939: шла по комнате и упала уже мертвая.
Иван Дмитриевич (1883-1936) был, пожалуй, наиболее творчески одаренной личностью. Стареющему отцу он много помогал, например, выполнял сложные расчеты для его экономических работ. Благодаря Ивану вышло в свет посмертное издание труда ученого "Дополнение к познанию России". С 1924 г. и до кончины Иван работал в Главной Палате мер и весов, продолжая, таким образом, дело отца. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы . Между отцом и сыном было полное взаимопонимание доверие. Умер Иван Дмитриевич в 1936 году.

Анна Менделеева - вторая жена Любовь Менделеева (1881 - 1939)
Д.И. Менделеева.

Иван Менделеев (1883-1936) Василий Менделеев (1886 - 1922).

Про младшего сына Дмитрия Ивановича, Василия (1886 - 1922) мало что известно: он поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте, но не закончил его. Он тоже был творческим человеком, работал конструктором на петербургских судостроительных заводах, разрабатывая проекты подводных лодок и минных заградителей. Известно, что Василий Менделеев разрабатывал модель сверхтяжелого танка. Однако, вопреки воле матери Василий женился на простой девушке Фене. Со временем он бросил работу, и они с Феней поехали к её родственникам на Кубань, там он и скончался от сыпного тифа в 1922 году. Его сестра - близнец Мария закончила Высшие женские сельскохозяйственные курсы, долго работала преподавателем в различных техникумах. Она считалась крупным специалистом по разведению легавых собак, после войны заведовала музеем своего отца при Ленинградском Университете. У нее была дочь - Екатерина Каменская, в 1983 году она еще была жива. Она долго искала свое призвание. пыталась стать художницей, актрисой, потом поступила на исторический факультет Ленинградского Университета и стала специалистом по истории и культуре народов Полинезии. Одно время работала в Кунсткамере. В начале XXI века еще был жив ее сын Александр - правнук Дмитрия Ивановича Менделеева. Сейчас ему могло быть около 73 лет.

Внучка Д.И. Менделеева - Екатерина Она с сыном Александром.
Каменская.
http://scandaly.ru/2013/10/25/himiya-sudbyi/
К сожалению, судьба Екатерины Менделеевой - Каменской очень печальна. Сначала все было прекрасно: учеба, мужья, сын. Мама работает в музее Д.И.Менделеева. Это для Екатерины - дом родной. Она отнесла туда все ценные вещи Д.И. Менделеева. Они стали музейными ценностями. А в старости она оказалась без средств к существованию, а вещи деда принадлежали государству. Оно про внучку ученого и не вспоминало. Судьба Саши - правнука Менделеева, еще печальнее: сидел в тюрьме за драку, потом не мог устроиться на работу, пил. Дальнейшая судьба неизвестна.

Менделеевская викторина

1. Когда и где родился Д. И. Менделеев?

2. Сколько детей было в семье Менделеевых?

17 человек

3. Как звали отца Д.И. Менделеева?

Иван Павлович

4. Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев?

Последним

5. Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп?

Директором Тобольской гимназии

6. Как звали мать ученого?

Марья Дмитриевна

7. Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию?
8. Сколько лет он обучался в первом классе?
9. Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года?

До исполнения 8 лет

10. Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке?

Наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева

11. Где Менделеев получил высшее образование?

Высшее образование Д. И. Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в городе Петербурге, курс которого окончил в 1855 году с золотой медалью.

12. В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).

13. Членом каких академий и научных обществ был Д. И. Менделеев?

Д. И. Менделеев (будучи забаллотирован при избрании академиков Российской академии) был почетным членом Американской, Ирландской, Югославской академий наук, Дублинского королевского общества; действительным членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ, Римской, Бельгийской, Чешской, Датской, Краковской и других академий наук; почетным доктором Кембриджского, Оксфордского, Геттинского и других университетов; почетным членом многих иностранных научных обществ.

14. Когда был открыт периодический закон Д. И. Менделеева?

Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 г.

15. Что вы знаете о предсказании Менделеевым существования неоткрытых к тому времени химических элементов?

Д. И. Менделеев предсказал существование более 10 неизвестных до этого элементов; свойства трех из них он описал наиболее подробно и с удивительной точностью. Все химические элементы, предсказанные великим ученым, были впоследствии открыты.

16. Что вы знаете об исправлении Д. И. Менделеевым атомных масс химических элементов?

Д. И. Менделеев на основе открытого им закона исправил атомные массы для девяти химических элементов (бериллия, лантана, урана и др.)

17. Свойства каких неоткрытых элементов были наиболее полно предсказаны Д. И. Менделеевым, и кто открыл эти элементы?

Наиболее полно Д. И. Менделеев предсказал свойства галлия, германия, скандия. Эти химические элементы были открыты позже, соответственно, Лекоком де Буабодраном, К. Винклером, Л. Нильсоном.

18. Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

19. Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев?

23 года


20. В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию?
21. По словам Д. И. Менделеева, четыре предмета составили его имя. Что имел в виду ученый?

Д. И. Менделеев писал: «По существу четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследование газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство».

22. Каково научное наследие Д. И. Менделеева?

Д. И. Менделеев опубликовал 431 научную работу, в том числе 146 - по различным вопросам химии, 99 - по физике, 99 работ посвящены различным областям техники, 36 - по экономике и социологии, 22 - по географии, 29 - по другим вопросам.

23. Как увековечено имя Д. И. Менделеева?

Имя великого русского ученого Д. И. Менделеева носят химический элемент № 101 (менделевий), вулкан Менделеева на Курилах, хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане, город Менделеевск (на Каме), Всесоюзное химическое общество имени Д. И. Менделеева, Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева и т. д. Имя великого ученого носят также открытый им периодический закон и составленная им периодическая система химических элементов, которые изучают школьники всего мира.

24. Что такое менделеевские среды?

По средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые

25.Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)

26. В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).

27. Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).

28. За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)

29.Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).

30. В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)

31.В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)

32. Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)

33.Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Интеллектуальная игра

Я, Кнышева Людмила Николаевна, учитель химии высшей квалификационной категории, работаю в школе с 1986 года.

Я являюсь постоянным подписчиком газеты “Химия” с 1992 года. Подписку оформляю сразу на год. Выписывая данное издание, разочарования не получила, так как благодаря ему имею исчерпывающий материал для повседневной работы на уроках. Свой дебют в печати хочу начать с Вашего издания.

В Калининском районе Новосибирска с 2001 г. проходят тематические интеллектуальные игры среди учащихся школ района. В играх принимают участие ребята разных возрастов, с 8-го по 11-й классы. Игры проходят в два этапа: две кустовые игры (по 12 команд) и финальная – среди, как правило, 6–7 сильнейших команд школ района.

В 2009 г. мы не могли пропустить такое событие, как 140-летие открытия периодического закона и 175-летие со дня рождения великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Цели игры. Общеобразовательные: обобщение и систематизация знаний по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева” с использованием элементов игры; знакомство с основными вехами жизни Д.И.Менделеева, периодическим законом и его следствиями.

Развивающие: активизация интереса учащихся к истории России; развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед отечеством; развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками.

Воспитательные: формирование адекватной самооценки учащихся, способности работать в коллективе; воспитание познавательных интересов, потребности в знаниях; привитие интереса к химии.

Оборудование. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры, периодическая таблица.

Оформление. Портрет Д.И.Менделеева (с датами жизни); высказывание Менделеева о периодическом законе: “…Периодическому закону – будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает…”; высказывание С.Я.Надсона (представлено в центральной части экрана):

“Не говорите мне: “он умер”, – он живет,
Пусть жертвенник разбит, – огонь еще пылает.
Пусть роза сорвана, – она еще цветет,
Пусть арфа сломана, – аккорд еще рыдает!..”

В игре принимают участие команды из 24 школ района, которые разбиты на две группы по 12. Командам заранее дается тема игры, учащиеся готовятся к ней – это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой.

Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (три тура) и торжественно-поздравительной.

Первый тур посвящен биографии великого ученого.

Второй тур включает вопросы, связанные с открытием самого закона и созданием системы элементов.

Третий тур направлен на выявление познавательного интереса и эрудиции участников игры. Каждый из туров включает по 15–17 вопросов.

Ответы оцениваются жюри от 1 до 16 баллов в зависимости от сложности вопроса (см. приложение ).

В состав жюри входят учителя географии, экологии, истории, педагог-психолог. Ведут игру учащиеся 10-х классов.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Команды, занявшие первые три места в каждой кустовой игре, принимают участие в финальной игре района.

ХОД ИГРЫ

Ведущие по очереди зачитывают вопросы, которые одновременно появляются на экране, спроецированные через мультимедийный проектор. На обсуждение дается в первом и втором туре по одной минуте. По истечении времени на экран подается Ответ и зачитывается ведущими. На вопросы, предложенные в третьем туре, дается до 3-х мин., в зависимости от объема и сложности.

I тур

Дмитрий Иванович Менделеев
(детство, юность, университетские годы)

1. Назовите дату (число, месяц и год) рождения великого ученого по старому и новому стилю.

2. В каком российском городе родился и жил в детстве Д.И.Менделеев?

Ответ . Город Тобольск.

3. Мало кто знает, что фамилия “Менделеев” является не настоящей, а придуманной. Назовите настоящую фамилию ученого, и от кого он ее унаследовал.

Ответ . Соколов; унаследовал от деда –
священника.

4. Что означает фамилия “Менделеев”?

Ответ . “Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял… – вспоминает
Дмитрий Иванович. – Учитель по созвучию
“ме?ну делать” вписал отца
под фамилией Менделеев”.

5. Каким ребенком по счету был Д.И.Менделеев в семье?

Ответ . Семнадцатым, младшим.

6. Назовите фамилии, имена и отчества родителей великого ученого.

Ответ . Отец – Иван Павлович Менделеев;
мать – Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева).

7. Назовите увлечение Д.И.Менделеева.

Ответ . Любил делать чемоданы, и среди питерских извозчиков
был известен как чемоданных дел мастер.

8. Назовите учебные заведения и города, в которых обучался Д.И.Менделеев в детские и юношеские годы.

Ответ . Тобольская гимназия;
Главный педагогический институт в Петербурге.

9. Какие должности занимали при жизни родители Д.И.Менделеева?

Ответ . Отец – директор Тобольской гимназии;
мать – управляющая небольшим стекольным заводом.

10. В какое учебное заведение Менделеев не смог выдержать испытания? Назовите город и учебное заведение.

Ответ . Петербург. Медико-хирургическая академия.

11. Какие известные люди оставили след в жизни будущего ученого в годы учебы?

Ответ . П.П.Ершов (писатель и поэт, автор “Конька-Горбунка”),
И.К.Руммель (учитель физики и математики в Тобольской гимназии),
Н.В.Гоголь (писатель, драматург, критик).

12. По каким предметам Менделеев имел всего лишь удовлетворительные оценки?

Ответ . Закон божий (не любил этот предмет),
русская словесность (не любил церковнославянский язык).

13. Назовите имена братьев и сестер Д.И.Менделеева, с которыми он общался.

Ответ . Екатерина, Ольга, Аполлинария, Елизавета, Иван, Мария, Павел.

14. Кто был любимым институтским преподавателем Д.И.Менделеева? Как его называли ученики?

Ответ . А.А.Воскресенский.
“Дедушка русских химиков”.

15. Насколько успешно Менделеев окончил Главный педагогический университет?

Ответ . С золотой медалью.

16. В каком населенном пункте под Тобольском проживал Менделеев в детские годы?

Ответ. Деревня Аремзянка.

Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги первого тура, предлагаем вашему вниманию композицию “Восток” в исполнении танцевальной группы.

II тур

Периодический закон.
Вклад Д.И.Менделеева в открытие периодического закона и периодической системы

1. Когда (по старому и новому стилю) Менделеев сделал первоначальный набросок периодической системы химических элементов?

Ответ . 17 февраля (1 марта) 1869 г. Менделеев составил таблицу
“Опыт системы элементов, основанной
на их атомном весе
и химическом сходстве”.

2. Что смог сделать Д.И.Менделеев на основе открытой им периодической зависимости?

Ответ . Исправил атомные массы и изменил
взаиморасположение некоторых элементов.

3. Сколько элементов было открыто химическими методами за 38 лет, прошедших со дня открытия периодического закона до смерти Д.И.Менделеева?

Ответ . 21.

4. Учебник “Основы химии” выходил отдельными частями. Работая над какой из них Д.И.Менделеев открыл закон периодичности химических свойств?

Ответ . Над второй.

5. Назовите, в чем заключался научный подвиг Менделеева?

Ответ. Открытие периодического закона; изменение атомных масс элементов,
определенных ошибочно, а также предсказание свойств еще не открытых элементов.

6. Сколько элементов предсказал и подробно описал Менделеев? Назовите эти химические элементы в современном и историческом стиле.

Ответ . Предсказал существование нескольких элементов,
подробно описал три: экаалюминий (галлий), экасилиций (германий), экабор (скандий).

Учебник “Основы химии”. Часть вторая

7. Считается, что Менделеев открыл периодический закон во сне. Это правда или легенда?

Ответ. Легенда.

8. В каком году Менделеев ввел термин “периодическая система”?

Ответ. В 1871 г.

9. У каких химических элементов Менделеев исправил атомные массы?

Ответ . Бериллий (№ 4), индий (№ 49).

10. Назовите четыре пары химических элементов, расположенных в периодической таблице не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс.

Ответ . Аргон – калий, кобальт – никель, теллур – йод, торий – протактиний .

11. На какие вопросы не мог ответить Менделеев в силу состояния науки его времени?

Ответ. Таких вопросов три.

1) Почему свойства химических элементов
повторяются периодически?

2) Почему в периодической таблице в четырех
местах элементы расположены
в порядке уменьшения атомной массы?

3) Сколько всего лантаноидов
в периодической системе?

12. Кого из ученых Менделеев называл “укрепителями периодического закона”?

Ответ. П.Лекок де Буабодран,
К.Винклер, Л.Нильсон, У.Рамзай.

13. В какую группу поместил Менделеев инертные газы? До какого года она просуществовала?

Ответ . Нулевая группа.
Она просуществовала до 1962 г.

14. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона?

Ответ. 63 элемента.

15. Этому ученому Менделеев предложил проверить удельный вес открытого им химического элемента. Элемент был открыт с помощью спектрального анализа, предсказан Менделеевым. Назовите химический элемент и ученого-спектроскописта.

Ответ . Элемент галлий (экаалюминий).
Ученый – П.Лекок де Буабодран.

Ведущий 2. И вновь перед вами танцевальная группа с композицией “Современные ритмы”.

Жюри в это время подводит итоги.

III тур

Занимательный тур по периодической системе (о химических элементах)

1. В каком году группой американских ученых был синтезирован элемент № 101, который назван в честь Д.И.Менделеева?

Ответ. В 1955 г.

2. Сколько раз фамилия “Менделеев” встречается в Периодической системе?

Ответ. Дважды: в названии системы
и в названии элемента № 101.

3. Какой химический элемент назван в честь России? Назовите его порядковый номер.

Ответ. Рутений, № 44.

4. Побывав в лаборатории А.Беккереля и супругов Кюри, Д.И.Менделеев рекомендовал “тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься этим элементом”. О каком элементе идет речь?

Ответ. Уран.

Лаборатория Пьера и Марии Кюри

5. Используя таблицу Д.И.Менделеева, составьте из букв слова “протактиний” названия химических элементов, укажите их порядковый номер. На выполнение данного задания вам предоставляется три минуты.

Ответ. Шесть элементов: натрий (№ 11), титан (№ 22),
криптон (№ 36), иттрий (№ 39), актиний (№ 89),
торий (№ 90).

6. Вставьте вместо пропусков названия растений или животных так, чтобы полученные слова обозначали химические элементы:

а) - - л о - - й;

б) - - б а л ь -;

в) - е л л - -;

г) - р - п - о н;

д) - - - н и й;

е) к у р - - т о в и -.

Назовите живой организм и элемент. Вам дается две минуты.

Ответ. а) пони – полоний; б) кот – кобальт; в) тур – теллур;
г) кит – криптон; д) дуб – дубний; е) чай – курчатовий.

7. Используя периодическую таблицу, назовите химические элементы, связанные с именами великих ученых. Для работы вы получаете три минуты.

Ответ . Гадолиний (Ю.Гадолин), кюрий (супруги Пьер и Мария Кюри),
лоуренсий (Э.Лоуренс), менделевий (Д.И.Менделеев), нобелий (А.Нобель), резерфордий (Э.Резерфорд), фермий (Э.Ферми), эйнштейний (А.Эйнштейн).

8. Назовите химические элементы, названные в честь планет. Вы работаете в течение двух минут.

Ответ . Нептуний (Нептун), плутоний (Плутон), уран (Уран),
церий (Церера – самый большой из астероидов).

9. Что обозначают буквы, составляющие символ знака кюрий?

Ответ. С – фамилия супругов Кюри (Curi);
m – имя первой женщины дважды лауреата Нобелевской премии Марии Кюри-Склодовской.

10. Какой элемент назван по имени дочери древнегреческого бога Тантала? Назовите этот элемент и имя дочери.

Ответ. Ниобий (№ 41), Ниоба.

11. Элемент имеет название от древнегреческого героя, похитившего огонь с божественного Олимпа и передавшего эту драгоценность людям.

Ответ. Прометий (№ 61).

12. Названия каких химических элементов связаны с географией?

Ответ. Америций, европий, калифорний, скандий, галлий, германий, иттрий,
рутений, тербий, эрбий, иттербий,
лютеций, полоний, франций, дубний.

13. Спутником этого элемента является европий. Используя периодическую таблицу, определите этот элемент и происхождение его названия.

Ответ. Самарий (№ 62), обнаружен спектральным способом в уральском минерале,
открытом в Ильменских горах горным инженером Василием Евграфовичем Самарским-Буховцевым.

14. Этот элемент назван в честь скандинавского бога войны, грома и молнии, открыт в 1828 г. Й.Я.Берцелиусом. Назовите элемент и бога войны Скандинавии.

Ответ. Торий. Скандинавский бог войны, грома и молнии – Тор.

15. Какие элементы 7-го периода изменили свои названия? Как они назывались раньше и как именуются сейчас?

Ответ. Элемент № 104 был назван курчатовий и переименован в резерфордий;
элемент № 105, названный нильсборием, переименован в дубний.

16. При нагревании он превращается в фиолетовый пар, минуя жидкое состояние.

Ответ. Йод.

17. В организме взрослого человека не меньше килограмма этого элемента, который находится во II группе 4-го периода.

Ответ. Кальций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шкала оценок
(максимальное количество баллов)

Л и т е р а т у р а

Макареня А.А., Рысев Ю.В . Д.И.Менделеев. М.: Просвещение, 1983; Макареня А.А, Трифонов Д.Н . Периодический закон Д.И.Менделеева. М.: Просвещение, 1969; Тищенко В.Е., Младенцев В.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность: Университетский период, 1861–1890 гг. М.: Наука, 1993; Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001; Волков В.А., Вонский В.Е., Кузнецова Г.И . Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991; Крицман В.А . Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 1. М.: Просвещение, 1992; Комкова Е.Г. Группа химических астероидов. М.: Просвещение, 1984; Я познаю мир. Химия. Авт.-сост. Л.А.Савина. М.: АСТ, 2001.

Фото из книг: Добротин Р.Б., Карпило Н.Г., Керова Л.С., Трифонов Д.Н. Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984; Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.

Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

"На чадах гениев Природа отдыхает" - сей расхожий слоган к детям Менделеева никоим образом не относится. Их было семеро - трое сыновей и четверо дочерей. Первенец, Маша, не прожила и полугода (скончалась в сентябре 1863 г.). Дети Менделеева получили более или менее хорошее образование и оставили пусть и маленький, но все же вполне различимый след в истории российской.

Дмитрий Иванович был женат дважды. В 1862 г. сочетался браком с Феозвой Никитичной Лещевой, уроженкой Тобольска (стало быть, землячкой). Падчерица знаменитого автора "Конька-Горбунка" Петра Петровича Ершова, Физа (так ее звали в семье), была на шесть лет старше. По характеру, склонностям, привычкам, интересам она не составила своему супругу гармоничной пары. Но кто вправе осуждать выбор Дмитрия Ивановича, тем более что поступок сей был обусловлен конкретными жизненными обстоятельствами начинающего ученого.

Неудивительно, что напряженность в их отношениях с годами нарастала. Все чаще испытывал неудовлетворенность Менделеев; постоянными упреками донимала мужа Феозва Никитична. Слишком разные это были люди. В конце концов в 1881 г. брак был расторгнут. Но всю оставшуюся жизнь они сохраняли добрые отношения.

В конце 1870 гг. Менделеев страстно влюбился в Анну Ивановну Попову, дочь донского казака из Урюпинска. Она поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано. Занятия ей вскоре наскучили. Тогда Анна стала посещать школу рисования при Академии художеств. Надо отдать должное: в живописи проявился у нее определенный талант. Когда она познакомилась с Менделеевым, ей едва минуло 16. Поженились они в 1881 г. По возрасту Анна Ивановна годилась Менделееву в дочери (была моложе на 26 лет).

И подобные браки нередко бывают счастливыми. Менделеев создавал вторую семью, завершая пятый десяток. Те научные достижения, которые составили ему особую славу, или уже состоялись, или достигали завершающей стадии. Но "покой ему только снился". Имя Менделеева пользовалось всемирной известностью, а в России едва ли кто более него интересовался нуждами, положением и судьбами страны. Менделеев, увы, не нашел гармонии в семейной жизни и с Анной Ивановной.

И именно поэтому дети всегда оставались в центре его внимания и забот.

У Дмитрия Ивановича и Феозвы Никитичны воспитывались Владимир (1865-1898) и Ольга (1868-1950). Сын избрал флотскую карьеру. С отличием окончил Морской кадетский корпус, совершил плавание на фрегате "Память Азова" вокруг Азии и вдоль дальневосточных берегов Тихого океана (1890-1893 гг.). Принял участие в визите русской эскадры во Францию. В 1898 г. вышел в отставку, чтобы разработать "Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива". В нем проявился его талант инженера-гидролога. Владимир скоропостижно скончался 19 декабря 1898 г. В следующем году отец опубликовал "Проект┘". С глубокой горечью писал Дмитрий Иванович в предисловии: "Погиб мой умница, любящий, мягкий добродушнейший сын-первенец, на которого я рассчитывал часть своих заветов, так как знал неизвестные окружающим высокие и правдивые, скромные и в то же время глубокие мысли на пользу родины, которыми он был проникнут". Кончину Владимира ученый глубоко переживал, тяжелое потрясение заметно сказалось на его здоровье.

Ольга (1868-1950) сумела лишь закончить гимназию. Вышла замуж за Алексея Владимировича Трирогова, обучавшегося вместе с Владимиром в Морском кадетском корпусе. И практически всю свою долгую жизнь отдала семье. Ольга написала книгу воспоминаний "Менделеев и его семья", увидевшую свет в 1947 г.

Из всех потомков Дмитрия Ивановича Любовь оказалась личностью, ставшей известной достаточно широкому кругу людей. В первую очередь не как дочь великого ученого, а как жена Александра Блока - знаменитого русского поэта Серебряного века, как героиня цикла его "Стихов к Прекрасной даме". Бурный роман Менделеева с Анютой Поповой достиг crescendo весной 1881 г., когда они вместе путешествовали по Италии и Франции. Люба появилась на свет 29 декабря 1881 г., но, по существу, оказалась незаконнорожденной. Только 2 апреля 1882 г. свершилось венчание родителей в Адмиралтейской церкви Санкт-Петербурга.

Люба закончила Высшие женские курсы и занималась в драматических кружках. Артистических способностей ей было не занимать. В 1907-1908 гг. она играла в труппе В.Э. Мейерхольда и в Театре В.Ф. Комиссаржевской. Супружеская жизнь Блоков протекала сумбурно и не гладко - и в этом, пожалуй, Александр и Любовь были в равной доле повинны. Однако в последние годы жизни поэта жена всегда оставалась рядом с ним. Между прочим, она стала первой публичной исполнительницей поэмы "Двенадцать". После смерти Блока Любовь занималась историей и теорией балетного искусства, изучала школу преподавания Агриппины Вагановой и давала уроки актерского мастерства знаменитым балеринам Галине Кирилловой и Наталье Дудинской. Скончалась Любовь Дмитриевна в 1939 г.

Иван Дмитриевич (1883-1936) был, пожалуй, наиболее творчески одаренной личностью, и только годы российского лихолетья помешали ему по-настоящему раскрыть творческий потенциал. Окончив гимназию в 1901 г. с золотой медалью, поступил в Петербургский политехнический институт, но вскоре перевелся на физико-математический факультет университета. Стареющему отцу он много помогал, например, выполнял сложные расчеты для его экономических работ. Благодаря Ивану вышло в свет посмертное издание труда ученого "Дополнение к познанию России". После кончины Дмитрия Ивановича жизнь сына круто изменилась, о ней сохранилось немного сведений. Несколько лет жил во Франции, затем поселился в менделеевском имении Боблово, организовав там школу для крестьянских детей. При нем сгорела бобловская усадьба - дом, построенный по собственному проекту Дмитрия Ивановича Менделеева. Обстоятельства этого печального события до сих пор не выяснены.

С 1924 г. и до кончины Иван работал в Главной Палате мер и весов, продолжая, таким образом, дело отца. Здесь он проводил исследования по теории весов и конструкциям термостатов. Одним из первых в СССР изучал свойства тяжелой воды. С юных лет не чужды были Ивану философские проблемы: "Мысли о познании", "Оправдание истины" - вот названия книг, опубликованных им в 1909-1910 гг.

Иван написал воспоминания об отце. Таковых появлялось немало после кончины ученого. Они принадлежали родным и близким, друзьям и коллегам, сотрудникам, да и просто людям, которым доводилось знать и встречать Дмитрия Ивановича (см. например, сб. "Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников". Изд. 2-е. М.: Атомиздат. 1973. 272 с.). Написанное Иваном, несомненно, представляет особый интерес. Именно ему удалось, пожалуй, дать наиболее точную и проникновенную характеристику отца - каким он его знал и каким помнил. По стечению обстоятельств в полном виде воспоминания Ивана были опубликованы только в 1993 г. Один из биографов ученого, Михаил Николаевич Младенцев, писал, что между сыном и отцом "существовало редкое дружеское взаимоотношение. Дмитрий Иванович отмечал природные дарования сына и в лице его имел друга, советника, с которым делился идеями и мыслями".

Мало сведений сохранилось о Василии. Кстати, он и Мария были близнецами (родились в 1886 г.). Известно, что Василий закончил Морское техническое училище в Кронштадте. Имел способности к техническому творчеству. Так, разработал модель сверхтяжелого танка. После революции судьба забросила его на Кубань, в Екатеринодар, где он скончался от сыпного тифа в 1922 г.

Мария обучалась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Петербурге, долгое время вела преподавательскую деятельность в техникумах. После Великой Отечественной войны стала заведовать Музеем-архивом Д.И. Менделеева при Ленинградском университете. Вместе с сотрудницей Тамарой Сергеевной Кудрявцевой провела гигантскую работу по разборке и систематизации архивных документов Дмитрия Ивановича. Именно благодаря им архив ученого стал удобным для пользования и подлинной "Меккой" исследователей жизни и творчества Менделеева. За год до кончины Марии Дмитриевны был издан первый сборник "Архив Д.И. Менделеева" (1951).

Иван вспоминал: "В известном стихе Ювенал говорит, что надо относиться с величайшим уважением к ребенку. Таково было отношение к нам, детям. Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово. Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью - и это действовало сильнее уговоров и приказаний".

Один эпизод особенно ярко характеризует силу отеческой любви Менделеева. В мае 1889 г. он был приглашен Британским химическим обществом выступить с годичным Фарадеевским чтением. Такой чести удостаивались наиболее выдающиеся химики. Менделеев рассчитывал посвятить свой доклад учению о периодичности, которое уже завоевывало всеобщее признание. Подобное выступление было бы для него поистине "звездным часом". Но за два дня до события он получает из Петербурга телеграмму о болезни Василия. Ни минуты не раздумывая, ученый принимает решение о немедленном возвращении домой. Текст доклада "Периодическая законность химических элементов" прочел за него Джеймс Дьюар.

И нельзя без волнения читать дневниковую запись Менделеева от 10 июля 1905 г.: "Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и "Основы химии". Тут все мое богатство. Оно не отнято у кого-нибудь, а произведено мною, это мои дети, и ими, увы, дорожу сильно, столь же, как детками".



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»