Советская самоходная артиллерия. Изменения ветки советских пт-сау. Модули и улучшения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Самоходные артиллерийские установки

Самоходная установка ЗИС-30

Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г.Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»; там же и серийно производилась с 21 сентября по 15 октября 1941 года. Изготовлена 101 единица.

Серийная модификация: в кормовой части корпуса тягача установлена 57-мм пушка за штатным щитом. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. В остальном базовая машина осталась без изменений.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов. При всех своих недостатках (плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода и т.д.) ЗИС-30 благодаря наличию мощной артсистемы довольно успешно боролись с вражескими танками. Однако к лету 1942 года этих машин в войсках практически не осталось.

САУ ЗИС-30

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ЗИС-30

БОЕВАЯ МАССА, т: 3,96.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 3900, ширина - 1850, высота (по кабине) - 1580, клиренс - 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка ЗИС-2 обр.1941 г. калибра 57-мм, 1 пулемет ДТ обр.1929 г. калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 756 патронов к пулемету.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: 7...10.

ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ М-1, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с. (36,8 кВт) при 2800 об/мин, рабочий объем 3280 см?.

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-скоростная коробка передач, демультипликатор, главная передача, бортовые фрикционы, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, два поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения (зацепление цевочное); подвеска на полуэллиптических листовых рессорах; в каждой гусенице 79 траков шириной 200 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч; 47.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.- 3Q, ширина рва, м -1,4, высота стенки, м -0,47, глубина брода, м -0,6.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: нет.

Самоходная установка СУ-76

Легкая САУ сопровождения пехоты, созданная на базе танка Т-70 с использованием полевой дивизионной пушки ЗИС-З. Самая массовая советская САУ второй мировой войны. Серийное производство осуществлялось заводами № 38 (г.Киров), №40 (г.Мытищи) и ГАЗ. С декабря 1942 по июнь 1945 года изготовлено 14 292 единицы.

Серийные модификации:

СУ-76 (СУ-12) - над кормовой частью удлиненного по сравнению с базовым танком корпуса установлена неподвижная закрытая сверху броневая рубка. В амбразуре лобового листа рубки смонтирована пушка ЗИС-З. Силовая установка состояла из двух двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик- водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек - в рубке. Боевая масса 11,2 т. Габариты 5000x2740x2200 мм. Изготовлено 360 единиц.

СУ-76М (СУ-15) - открытая сверху и частично сзади броневая рубка. Силовая установка и трансмиссия заимствованы у танка Т-70М. Компоновка и ходовая часть остались без изменений. Изготовлено 13 932 единицы.

Первая партия САУ СУ-76 (25 единиц) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации - 1433-й и 1434-й отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года сформировали еще два полка - 1485-й и 1487-й, которые участвовали в боях на Западном фронте.

По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944 и в начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 САУ в каждом). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК (60 СУ-76М и 5 Т-70).

К концу войны в Красной Армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских полков и 7 легких самоходно-артиллерийских бригад.

САУ СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной, а потом в войне с Японией. 130 самоходных установок было передано Войску Польскому.

В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской Армии до начала 50-х годов, а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее.

САУ СУ-76М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-76М

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4966, ширина - 2715, высота -2100, клиренс -300.

ВООРУЖЕНИЕ; 1 пушка ЗИС-З обр. 1942 г. калибра 76 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 60 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки - 25...35, борт-10...15, корма - 10, крыша и днище -10.

ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ: как у танка Т-70М.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных обрезиненных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо передне

го расположения со съемным зубчатым венцом (зацепление цевочное), направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 93 трака шириной 300 мм, шаг трака 111 мм.

СКОРОСТЬ МАКС, км/ч: 45.

ЗАПАС ХОДА, км: 250.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град,- 28, ширина рва, м -1,6, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ-3 или 9Р, переговорное устройство ТПУ-3.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37

Создана на базе самоходной установки СУ-76М. Производилась на заводе № 40 (г.Мытищи) в 1945 и 1946 годах. Изготовлено 75 единиц.

Серийная модификация:

корпус, силовая установка и ходовая часть заимствованы у СУ-76М. В неподвижной открытой сверху броневой рубке в кормовой части корпуса установлена 37-мм автоматическая зенитная пушка.

В боевых действиях второй мировой войны ЗСУ-37 участия не принимала. Впервые продемонстрирована на военном параде в Москве 7 ноября 1946 года. Из-за ряда технических недостатков была быстро снята с производства и вооружения.

ЗСУ-37

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-37

БОЕВАЯ МАССА, т: 11,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 6.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 5250, ширина - 2745, высота - 2180, клиренс - 300.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г. калибра 37 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 320 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: коллиматорные - 2.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса и рубки - 25...35, борт - 15, корма - 10...15, крыша и днище - 6...10.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у СУ-76М.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.

ЗАПАС ХОДА, км: 360.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -24, ширина рва, м - 2, высота стенки, м - 0,6, глубина брода, м - 0,9. СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 12РТ-3, переговорное устройство ТПУ-ЗФ.

Самоходная установка СУ-122 (У-35)

Самоходная установка поддержки пехоты. Создана на базе среднего танка Т-34 с использованием 122-мм гаубицы М-30. Принята на вооружение постановлением ГКО от 2 декабря 1942 года. Серийно производилась на УЗТМ (г.Свердловск). С декабря 1942 по август 1943 года изготовлено 638 единиц.

Серийная модификация:

шасси и корпус базового танка. 122-мм дивизионная гаубица установлена в передней части корпуса на тумбе в низкопрофильной полностью закрытой броневой рубке. Угол горизонтального обстрела 2(У, вертикального от-У до +25°. Все члены экипажа, включая механика-водителя, располагались в рубке.

Первые САУ СУ-122 поступили вместе с СУ-76 на вооружение 1433-го и 1434-го самоходно-артиллерийских полков. Боевое крещение состоялось 14 февраля 1943 года в ходе частной операции 54-й армии Волховского фронта в районе Смердыни.

С апреля 1943 года началось формирование самоходно-артиллерийских полков однородного состава. В них имелось 16 СУ-122, которые вплоть до начала 1944 года продолжали использоваться для сопровождения пехоты и танков. Однако такое применение было недостаточно эффективным из-за малой начальной скорости снаряда - 515 м/с и, следовательно, малой настильности его траектории.

СУ-122

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-122

БОЕВАЯ МАССА, т: 30,9.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 6950, ширина - 3000, высота -2235, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица М-30 обр.1938 г. калибра 122 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма корпуса - 45, крыша и днище - 20.

ДВИГАТЕЛЬ,ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 9Р или 10РК, переговорное устройство ТПУ-З-бисФ.

Самоходная установка СУ-85

Первая советская полноценная противотанковая САУ, предназначавшаяся для борьбы с новыми немецкими тяжелыми танками. Создана на базе танка Т-34 и САУ СУ-122. Принята на вооружение Красной Армии постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года. За время серийного производства с августа 1943 по октябрь 1944 года на УЗТМ изготовлено 2644 единицы.

Серийные модификации:

СУ-85 (СУ-85-11)-по конструкции, компоновке и бронированию идентична СУ-122. Основное отличие в вооружении - вместо 122-мм гаубицы установлена 85-мм пушка с баллистикой зенитной пушки 52К обр.1939 г. Изменена конструкция и расположение командирской башенки. Изготовлено 2329 единиц.

СУ-85М-СУ-85 с корпусом СУ-100. Изготовлено 315 единиц.

Боевое крещение СУ-85 состоялось осенью 1943 года во время боев на Левобережной Украине и за освобождение Киева. В основном СУ-85 применялись для сопровождения танков Т-34. Кроме того, ими вооружались самоходно-артиллерийские полки, вошедшие в состав некоторых истребительно-противотанковых бригад. СУ-85 была способна бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанции 600 - 800 м.

СУ-85 принимали участие в боевых действиях вплоть до конца войны.

Помимо Красной Армии машины этого типа поступили на вооружение Войска Польского (70 шт.) и Чехословацкого корпуса (2 шт.). В Польше СУ-85 эксплуатировались до конца 50-х годов, часть из них переоборудовали в БРЭМ.

СУ-85М

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-85

БОЕВАЯ МАССА, т: 29,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 8130, ширина - 3000, высота -2300, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-5-С85 или Д-5-С85А обр.1943 г. калибра 85 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 48 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10Т-15 или ТШ-15, панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борти корма корпуса - 45, крыша, днище - 20,

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.

ЗАПАС ХОДА, км: 300.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град.-35, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 0,73, глубина брода, м - 1,3.

Самоходная установка СУ-100 (объект 138)

Наиболее сильно вооруженная средняя противотанковая САУ второй мировой войны. Разработана на базе танка Т-34-85 и САУ СУ-85. Принята на вооружение постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года. С сентября 1944 по III квартал 1945 года УЗТМ изготовил 2495 единиц.

Серийная модификация:

по конструкции и компоновке в целом идентична СУ-85. Установлена 100-мм пушка с баллистикой морской пушки Б- 34. Введена новая командирская башенка, увеличена толщина лобовой брони, улучшена вентиляция боевого отделения, усилена подвеска передних опорных катков.

СУ-100 применялись Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 года и на завершающем этапе войны в 1945 году. По огневой мощи СУ-100 превосходила лучшую противотанковую САУ вермахта «Ягдпантера» и была способна поражать тяжелые танки противника на дистанции до 2000 м.

Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 года. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

Производство СУ-100 в СССР продолжалось до 1947 года

(всего выпущено 2693 единицы). В 50-х годах по советской лицензии эти САУ производились в ЧССР.

В послевоенный период СУ-100 состояли на вооружении Советской Армии (до конца 70-х годов), армий стран - участниц Варшавского Договора, а также многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Они использовались в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и др.

СУ-100

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

БОЕВАЯ МАССА, т: 31,6.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9450, ширина - 3000, высота -2245, клиренс -400.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10С обр.1944 г. калибра 100 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 33 выстрела.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ- 19, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 75, борт и корма - 45, крыша и днище - 20.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 48,3.

ЗАПАС ХОДА км: 310.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 35, ширина рва, м-2,5, высота стенки-0,73, глубина брода, м -1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЭРМ или 9РС, переговорное устройство ТПУ-З-бисФ.

Самоходная установка СУ-152 (КВ-14, объект 236)

Первая тяжелая САУ Красной Армии. Создана на базе тяжелого танка КВ-1с с использованием качающейся части 152-мм корпусной гаубицы-пушки. Разработана на заводе № 100 (г.Челябинск). Принята на вооружение постановлением ГКО от 14 февраля 1943 года. Серийное производство осуществлялось на ЧКЗ. С февраля по декабрь 1943 года изготовлена 671 единица.

Серийная модификация: ходовая часть и корпус базового танка остались без изменений. В передней части корпуса смонтирована закрытая неподвижная рубка коробчатой формы, в лобовом листе которой установлено орудие.

В июле 1943 года тяжелые САУ принимали участие в боях на Курской дуге и стали неприятным сюрпризом для немцев. Попадание бронебойного снаряда массой 48,8 кг с начальной скоростью 600 м/с и даже осколочного массой 43,5 кг с начальной скоростью 655 м/с в башню немецкого танка «Тигр» срывало ее с корпуса танка. В результате эти САУ, создававшиеся как «истребители дотов», часто использовались в качестве противотанковых.

В 1943 году в тяжелом самоходно-артиллерийском полку РВГК имелось 12 установок СУ-152.

СУ-152

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т: 45,5.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина -8950, ширина -3250, высота - 2450, клиренс - 440.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937 г. калибра 152 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорамный прицел.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 60...70, борт и корма - 60, крыша и днище - 30.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 43.

ЗАПАС ХОДА, км: 330

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. -36, ширина рва, м -2,5, высота стенки, м -1,2, глубина брода, м -0,9.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЮР или 10РК, переговорное устройство ТПУ-ЗР.

Самоходная установка ИСУ-

Разработана для замены СУ-152 в связи со снятием с производства танка КВ-1с. В целом аналогична ей по конструкции и вооружению, но использована база тяжелого танка ИС. Серийно производилась на ЧКЗ и ЛКЗ. С ноября 1943 по III квартал 1945 года изготовлено 4635 единиц.

Серийные модификации:

ИСУ-152 (объект 241) - шасси базового танка практически не претерпело изменений. В передней части корпуса смонтирована броневая рубка, в лобовом листе которой установлена гаубица-пушка МЛ-20С. По сравнению с СУ-152 усовершенствованы прицел, поворотный механизм и некоторые другие детали. Усилена бронезащита.

ИСУ-122 (объект 242) - аналогична по конструкции ИСУ-152. Вооружена 122-мм корпусной пушкой А-19 обр. 1931/37 г. с поршневым затвором. Люлька и противооткатные устройства пушки А-19 такие же, как и у гаубицы- пушки МЛ-20, что позволяло заводу-изготовителю использовать ствол любого из этих калибров. Габариты 9850x3070x2480 мм. Боекомплект 30 выстрелов.

ИСУ-122С (ИСУ-122-2, объект 249) - 122-мм пушка Д-25С обр. 1943 г. с клиновым затвором. Габариты 9950x3070x2480 мм.

ИСУ-152

САУ ИСУ поступали на вооружение тяжелых самоходно-артиллерийских полков РВГК (21 установка 8 каждом) и использовались для борьбы с танками и уничтожения фортификационных сооружений противника. До конца войны сформировали 53 таких полка. В марте 1945 года была сформирована тяжелая самоходно-артиллерийская бригада (65 ИСУ-122).

Особенно эффективно тяжелые самоходки использовались при штурме Кенигсберга и Берлина.

Войско Польское получило от СССР 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122.

После второй мировой войны тяжелые САУ, главным образом ИСУ-152, неоднократно модернизировались и эксплуатировались в Советской Армии вплоть до середины 60-х годов. Помимо СССР и Польши они состояли на вооружении армии Египта и принимали участие в арабо-израильских войнах 1967 и 1973 годов.

В послевоенный период на базе снятых с вооружения САУ было построено значительное количество тягачей, БРЭМ и пусковых установок тактических и оперативно-тактических ракет.

ИСУ-122

ИСУ-122С

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ ИСУ-152

БОЕВАЯ МАССА, т: 46.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9050, ширина -3070, высота - 2480, клиренс- 470.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 гаубица-пушка МЛ-20С обр.1937 г. калибра 122 мм, 1 пулемет ДШК обр.1938 г. калибра 12,7 мм (на зенитном станке на части машин),

БОЕКОМПЛЕКТ: 20 выстрелов, 250 патронов.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел СТ-10, панорама Герца.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб и борт корпуса - 90, корма - 60, крыша и днище - 20...30.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ и ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: как у базового танка.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 35.

ЗАПАС ХОДА, км: 220.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 36, ширина рва, м - 2,5, высота стенки, м - 1, глубина брода, м - 1,3.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ЮР или 10РК, переговорное устройство ТПХ-4-бисФ.

Из книги Техника и оружие 1996 06 автора

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ Александр Широкорад Чертежи Валерия Лобачевского Как на поле русском, Меж Орлом и Курском, За Днепром могучим, У Карпат седых И «Пантер», и «Тигров» Всех мастей, калибров Били самоходки В схватках боевых. Я. Шведов В этом

Из книги Техника и вооружение 2000 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ. Идея сделать артиллерийское орудие самодвижущимся была реализована еще в кайзеровской Германии в Первую мировую войну. Тогдашние германские самоходные установки (СУ) представляли собой не что иное, как штатные 4,7- и 5,7-см полевые орудия, а также 7,7-см

Из книги Техника и вооружение 1998 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Тяжёлый танк Т-35 автора Коломиец Максим Викторович

РАКЕТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Вышеупомянутая машина этого типа имела десятиствольный пакет NbW42 для стрельбы 15.8-см ракетами. Подобные (только шестиствольные) буксируемые 15cm NbW40 (41) немцы использовали с первого дня войны против СССР. Только в четырех танковых группах 22

Из книги Тяжёлый танк «Пантера» автора Барятинский Михаил

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Самоходные артиллерийские установки СУ-14 В 1933 году на Опытном заводе Спецмаштреста под руководством П.И. Сячентова началось проектирование самоходной установки для Тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В июле 1934 года опытный образец, получивший индекс СУ-14, был

Из книги Боевые машины мира № 6 Автомобиль MA3-535 автора

САМОХОДНЫЕ АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ УСТАНОВКИ Шасси танка «Пантера» предполагалось также использовать для создания самоходных орудий, вооружённых пушками и гаубицами крупного калибра.В сентябре 1942 года была разработана САУ, вооружённая 105-мм лёгкой полевой гаубицей leFH 43. К

Из книги Танк «Шерман» автора Форд Роджер

ЗЕНИТНЫЕ САМОХОДНЫЕ УСТАНОВКИ Шасси «Пантеры» Ausf D с установленным на нём деревянным макетом башни ЗСУ «Коелиан».В конце 1942 года фирма Krupp начала работы над машиной Flakpanzer 42, вооружённой 88-мм зенитной пушкой FlaK 41 во вращающейся на 360° башне. Однако после нескольких

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

Самоходные установки с 75-мм пушками Рак 40 Первым истребителем танков, вооруженным пушкой Рак 40, стала самоходка на шасси трофейного французского тягача «Лоррэн». Конструктивно оно весьма походило на САУ на шасси такого же тягача, вооруженные 105-мм и 150-мм гаубицами. Орудие

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

Самоходные артиллерийские установки Механизация армий привела к необходимости создания мобильных средств огневой поддержки. В связи с этим появились артиллерийские орудия, которые устанавливались на самоходные шасси и были способны сопровождать танки и преодолевать

Из книги Средний танк «Чи-ха» автора Федосеев Семён Леонидович

Самоходные артиллерийские установки Следует помнить, что, когда в сентябре 1939 года в Европе разразилась Вторая мировая война, американская тактическая доктрина применения танковых войск еще не была разработана, и лишь в 1941 году начала формироваться четкая система

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки (САУ) В 1938-1942 годах в Японии отрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные гаубицы и мортиры (75-, 105-, 150- и 300-мм); самоходные 75- и 77-мм противотанковые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ создавались на базе легких и

Из книги автора

Самоходные установки «ХО-НИ» И «ХО-РО» «ХО-РО»С 1941 года на базе среднего танка «Чи-ха» начали выпускаться САУ «Хони» («артиллерийский четвертый») и «Хо-ро» («артиллерийский второй») для оснащения танковых дивизий. Орудия устанавливались в открытой сверху и сзади

Из книги автора

Зенитные самоходные установки (ЗСУ) На базе легкого танка «Ке-ни» в 1942 году были выпущены опытные ЗСУ «Та-ха», вооруженные 20-мм автоматическими пушками системы «Эрликон», в двух вариантах:- одна пушка в открытой сверху поворотной башне;- спаренная установка в

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки Самоходная установка ЗИС-30Легкая противотанковая САУ открытого типа. Создана в экстренном порядке на заводе № 92 (г.Горький) с использованием вращающейся части 57-мм пушки и полубронированного артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец»;

Из книги автора

Самоходные артиллерийские установки В 1938 - 1942 годах в Японии разрабатывались САУ трех типов: полевые самоходные гаубицы и мортиры калибра 75, 105, 150 и 300 мм; самоходные 75- и 77-мм противотанковые пушки; 20- и 37-мм зенитные самоходные установки. САУ создавались на базе легких и

Самоходное орудие «Конденсатор-2П»

Самоходное орудие «Конденсатор-2П», индекс ГРАУ 2А3 – тяжелая самоходная установка весом в 64 тонны, способная отправить 570 килограммовый снаряд на дальность в 25,6 километра. Серийно не выпускалась, всего было изготовлено 4 орудия. Впервые самоходное орудие было показано на параде на Красной площади в 1957 году. Показанная САУ произвела фурор среди отечественных зрителей и иностранных журналистов. Некоторые иностранные специалисты высказывали предположение о том, что показанные во время парада машины были бутафорскими, рассчитанными на эффект устрашения, на самом же деле это была реальная артсистема калибра 406-мм, отстрелянная на полигоне.

К созданию 460-мм самоходной пушки особой мощности в СССР приступили в 1954 году. Данная САУ предназначалась для поражения обычными и ядерными снарядами крупных промышленных и военных объектов противника, находящихся на удалении более 25 километров. На всякий случай в СССР приступили к разработке 3-х ядерных суперорудий: пушки, миномета и безоткатного орудия, калибрами существенно превышавшими существующие атомные пушки. Выбранный огромный калибр возник в результате неспособности советских ядерщиков произвести компактный боеприпас. В процессе разработки в целях обеспечения секретности артсистеме было присвоено обозначение «Конденсатор-2П» (объект 271), уже позднее орудие получило свой настоящий индекс 2А3. САУ разрабатывалась параллельно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока» (объект 273), согласно постановлению Совета Министров от 18.04.1955 года.

Артиллерийская часть САУ (механизм наведения и заряжания, качающаяся часть) проектировалась ЦКБ-34 под управлением И. И. Иванова, здесь ей был присвоен индекс СМ-54. Горизонтальная наводка пушки осуществлялась с помощью поворота всей САУ, при этом точная наводка осуществлялась при помощи специального электромотора через механизм поворота. Наведение орудия по вертикали осуществлялось при помощи гидравлических подъемников, вес снаряда составлял 570 кг., дальность стрельбы составляла 25,6 км.

По причине того, что подходящего шасси для монтажа столь крупного орудия в СССР не было, в ОКБТ ленинградского завода им. Кирова для САУ 2А3 «Конденсатор-2П» на базе узлов, деталей, технических решений ходовой части тяжелого танка Т-10М (объект 272) была создана новая восьмикатковая ходовая часть, получившая обозначение «объект 271». При разработке данного шасси разработчики основное внимание уделили необходимости восприятия больших сил отдачи при произведении выстрела. Разработанное ими шасси имело опускающиеся ленивцы и гидроамортизаторы, которые должны были частично гасить энергию отдачи. Моторно-силовая установка для данной САУ была позаимствована у тяжелого танка Т-10, практически не претерпев каких-либо изменений.

В 1955 году на заводе №221 были закончены работы по созданию 406-мм экспериментального баллистического ствола СМ-Э124, на котором была проведена отработка выстрелов к орудию СМ-54. В августе этого же года на заводе была готова первая полностью укомплектованная артиллерийская часть орудия СМ-54. Ее монтаж на шасси Кировского завода был завершен 26 декабря 1956 года. Испытания САУ «Конденсатор-2П» проходили с 1957 по 1959 год на Центральном артиллерийском полигоне под Ленинградом, также известном, как «Ржевский полигон». Испытания проходили совместно с 420-мм самоходным минометом 2Б1 «Ока». До проведения данных испытаний многие специалисты скептически относились к тому, что данная самоходная артустановка сможет пережить выстрел без разрушения. Однако, 406-мм САУ 2А3 «Конденсатор-2П» вполне успешно прошла испытания пробегом и стрельбой.

На первом этапе испытания САУ сопровождались многочисленными поломками. Так при выстреле сила отдачи пушки СМ-54, установленной на САУ, была такой, что самоходная пушка на гусеничном ходу откатывалась на несколько метров назад. При проведении первых стрельб с использованием имитаторов ядерных снарядов у САУ были повреждены ленивцы, которые не выдержали огромных сил отдачи данного орудия. В ряде других случаев были отмечены случаи с разваливанием аппаратуры установки, срывом с креплений коробки передач.

После проведения каждого выстрела инженеры внимательно изучали состояние материальной части, определяли слабые детали и узлы конструкции, придумывали новые технические решения для их ликвидации. В результате таких действий конструкция САУ непрерывно совершенствовалась, надежность установки повышалась. На испытаниях также была выявлена низкая маневренность и проходимость САУ. При этом победить все обнаруженные недостатки не удавалось. Не удавалось целиком погасить отдачу орудия, при выстреле пушка отъезжала назад на несколько метров. Также был недостаточен угол горизонтального наведения. Из-за своих значительных массогабаритных характеристик (вес около 64 тонн, длина вместе с пушкой – 20 метров) для подготовки позиций САУ 2А3 «Конденсатор-2П» требовалось значительное количество времени. Заданная точность стрельбы орудия требовала не только точной наводки, но и тщательной подготовки артиллерийской позиции. Для заряжания пушки использовалось специальное оборудование, при этом заряжание осуществлялось только в горизонтальном положении.

Всего было изготовлено 4 экземпляра 406-мм САУ «Конденсатор-2П», все они были показаны в 1957 году во время парада на Красной площади. Не смотря на скептицизм ряда иностранных военных и журналистов, установка была боевой, хотя и обладала рядом существенных недостатков. Мобильность артиллерийской системы оставляла желать лучшего, она не могла проходить по улицам малых городов, под мостами, по проселочным мостам, под линиями электропередач. По данным параметрам и по своей дальности стрельбы она не могла конкурировать с дивизионной тактической ракетой «Луна», поэтому на вооружении войск САУ 2А3 «Конденсатор-2П» так и не поступила.

САМОХОДНЫЙ МИНОМЕТ 2Б1 ОКА

Холодная война подтолкнула советскую оборонную промышленность к разработке уникальных образцов вооружений, которые даже спустя 50 лет способны будоражить воображение обывателя. Все, кто бы в артиллерийском музее в Санкт-Петербурге, наверняка удивлялись размерам самоходного миномета 2Б1 «Ока», который является одним наиболее интересных экспонатов экспозиции. Этот 420-мм самоходный миномет, спроектированный в СССР в середине 50-х годов прошлого века, является самым большим минометом в истории человечества. Более того, концепция его использования предполагала применение ядерных боеприпасов. Всего было изготовлено 4 опытных образца данного миномета, серийно он никогда не выпускался.

Работы по созданию мощного 420-мм миномета велись параллельно с разработкой 406-мм САУ 2А3 (шифр «Конденсатор-2П»). Главным конструктором уникального самоходного миномета являлся Б. И. Шавырин. Разработка миномета началась в 1955 году и велась известными советскими оборонными предприятиями. Разработкой его артиллерийской части занималось коломенское СКБ машиностроения. За создание гусеничного самоходного шасси для миномета (объект 273) отвечало КБ Кировского завода в Ленинграде. Разработкой 420-мм ствола миномета занимался завод «Баррикады». Длина ствола миномета составляла без малого 20 метров. Первый опытный образец миномета 2Б1 «Ока» (шифр «Трансформатор») был готов в 1957 году. Работы над разработкой самоходного миномета «Ока» продолжались до 1960 года, после чего, согласно постановлению Совмина СССР, они были остановлены. Обозначения «Конденсатор-2П» и «Трансформатор» использовались в том числе и в целях дезинформации вероятного противника по поводу истинной цели разработок.

Ходовая часть машины, сконструированная КБ Кировского завода, согласно классификации ГБТУ получила обозначение «Объект 273». Данное шасси было максимально унифицировано с САУ 2А3 и отвечало повышенным требованиям, предъявляемым к прочности конструкции. На данном шасси использовалась силовая установка с советского тяжелого танка Т-10. Шасси самоходного миномета «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее - ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Однако и этого было недостаточно. Сказывалось также отсутствие на миномете противооткатных устройств. По этой причине при выстреле 420-мм миномет отъезжал на гусеницах назад на расстояние до 5 метров.

Во время похода самоходным минометом управлял лишь механик-водитель, в то время как весь остальной расчет (7 человек) перевозился отдельно на бронетранспортере или грузовике. В передней части корпуса машины размещалось МТО - моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.

В качестве основного вооружения на миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг), что негативно влияло на его скорострельность. Скорострельность миномета составляла всего 1 выстрел в 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя всего одну мину с ядерной боеголовкой, что гарантировало как минимум одно нанесение тактического ядерного удара при любых обстоятельствах. Угол вертикального наведения миномета лежал в диапазоне от +50 до +75 градусов. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода.

Всего на Кировском заводе в Ленинграде было собрано 4 самоходных миномета 2Б1 «Ока». В 1957 году их показали во время традиционного военного парада, который состоялся на Красной площади. Здесь же на параде миномет смогли увидеть и иностранцы. Демонстрация этого по-настоящему огромного орудия произвела настоящий фурор среди иностранных журналистов, а также советских обозревателей. При этом некоторые иностранные журналисты даже выступили с предположением о том, что показанная на параде артиллерийская установка является только бутафорией, которая рассчитана на то, чтобы произвести устрашающий эффект.

Стоит отметить, что это утверждение не так далеко от истины. Машина была больше показательной, чем боевой. В ходе проведения испытаний было отмечено, что при стрельбе обычными минами не выдерживают ленивцы, коробку передач срывало со своего места, происходили разрушения конструкции шасси, а также отмечались и другие поломки и недостатки. Доработка самоходного миномета 2Б1 «Ока» шла до 1960 года, когда было принято решение об окончательной остановке работ по данному проекту и самоходному орудию 2А3.

Главной причиной сворачивания работ по проекту стало появление новых тактических неуправляемых ракет, которые можно было установить на более легкие гусеничные шасси, обладающие лучшей проходимостью, которые были дешевле и гораздо проще в эксплуатации. Примером может служить тактический ракетный комплекс 2К6 «Луна». Несмотря на неудачу с минометом «Ока», советские конструкторы смогли использовать весь накопленный опыт, в том числе и отрицательный, при проектировании подобных артиллерийских систем в дальнейшем. Что, в свою очередь, позволило им выйти на качественно новый уровень проектирования различных самоходных артиллерийских установок.

Технические характеристики 2Б1 «Ока»:
Габариты: длина (вместе с пушкой) - 27,85 м., ширина - 3,08 м., высота - 5,73 м.
Масса - 55,3 т.
Бронирование - противопульное.
Силовая установка - дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, мощностью 552 кВт (750 л.с.).
Удельная мощность - 13,6 л.с./т.
Максимальная скорость по шоссе - 30 км/ч.
Запас хода по шоссе - 220 км.
Вооружение - 420-мм миномет 2Б2, длина ствола 47,5 калибров (около 20 м).
Скорострельность - 1 выстр./5 мин.
Дальность стрельбы - до 45 км, с использованием активно-реактивных боеприпасов.
Экипаж - 7 чел.

Самоходная артиллерия стала массово использоваться Красной Армией сравнительно поздно - только в конце 1942 года. Однако выпущенные советскими конструкторами машины внесли большой вклад в общую победу. Все без исключения советские САУ периода войны можно отнести к грозным машинам, которые были по-разному полезны на поле боя. От небольшой, но от этого не менее эффективной СУ-76, до такого монстра, как ИСУ-152, который легко мог поразить ДОТ или разрушить дом, в котором засели гитлеровцы.

Легкая САУ СУ-76


Данная САУ была разработана в 1942 году конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове, машина создавалась на базе хорошо освоенного промышленностью легкого танка Т-70. Всего с 1942 и до конца войны было изготовлено более 14 тысяч машин данного типа. Благодаря этому СУ-76 является самой массовой советской самоходной артиллерийской установкой времен Великой Отечественной войны, а объем ее выпуска уступил лишь выпуску танка Т-34. Популярность и распространенность машины объясняется ее простотой и универсальностью.

Огромную роль сыграло то, что в качестве орудия для вооружения данной САУ была выбрана очень хорошая дивизионная пушка ЗИС-3 калибра 76,2 мм. Пушка отлично показала себя в годы войны и отличалась высокой универсальностью использования. Лучшего орудия для поддержки пехоты трудно было придумать. При использовании подкалиберных снарядов орудие раскрывало и свои противотанковые свойства, правда, такие танки как «Тигр» и «Пантера», всё равно рекомендовалось уничтожать, ведя огонь по их бортам. Против большинства образцов немецкой бронетехники бронепробиваемость орудия ЗИС-3 оставалась адекватной вплоть до конца войны, хотя 100-мм броня так и осталась для пушки непреодолимым препятствием.

Достоинством, а в некоторых случаях недостатком машины, была ее открытая рубка. С одной стороны она помогала экипажу САУ теснее взаимодействовать со своей пехотой, особенно в условиях уличного боя, а также обеспечивала лучший обзор на поле боя. С другой стороны экипаж САУ оказывался уязвим для огня противника, мог быть поражен осколками. В целом САУ отличал минимальный уровень бронирования, которое было противопульным. Однако СУ-76 все равно была очень популярная в частях. Обладая подвижностью легкого танка, самохода имела куда более серьезное орудие.

Не самое мощное вооружение, тонкая броня, открытое сверху боевое отделение - все это парадоксальным образом не сделало самоходку неудачной. Со своей непосредственной задачей на поле боя СУ-76 справлялась прекрасно. Она использовалась для огневой поддержки пехоты, выступая в роли легкого штурмового орудия и противотанковой САУ. Она смогла во многом заменить легкие танки непосредственной поддержки пехоты. Почти через 25 лет после Победы в Великой Отечественной войне маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский отмечал: «Особенно полюбилась нашим солдатам самоходка СУ-76. Эти подвижные, легкие машины успевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами выручить и поддержать пехотные части, а пехотинцы в свою очередь делали все, чтобы защитить эти машины».

Противотанковые САУ СУ-85 и СУ-100

Отдельное место среди всех советских самоходок занимали СУ-85 и СУ-100, которые были созданы на базе самого массового танка времен войны - среднего танка Т-34. Как легко можно догадаться, отличались они в первую очередь калибром орудия и, соответственно, своими противотанковыми возможностями. Примечательно, что обе самоходки оставались на вооружении различных стран уже после завершения Второй мировой войны.

СУ-85 была средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой, относящейся к классу истребителей танков. Основной ее задачей на поле боя была борьба с бронетехникой противника. Боевая машина была разработана в КБ УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения, «Уралмаша») в мае-июле 1943 года. Серийный выпуск новых противотанковых самоходок был развернут в июле-августе 1943 года. В качестве основного орудия для новой самоходки была выбрана 85-мм пушка Д-5С-85, которая обладала хорошими противотанковыми возможностями. По сути, именно СУ-85 стала первой советской САУ, которая на равных могла сражаться с немецкими танками. С расстояния более километра экипаж СУ-85 мог легко вывести из строя любой средний танк противника. Лобовую броню «Тигра» при использовании бронебойных снарядов можно было пробить с дистанции до 500 метров, использование подкалиберных боеприпасов делало эту задачу еще более легкой.

Наряду с хорошей огневой мощью СУ-85 смогла сохранить скорость и маневренность своего «прародителя» - среднего танка Т-34 и эти хорошие характеристики подвижности не раз спасали экипажи этой противотанковой самоходки в бою. Да и под огнем противника САУ СУ-85 чувствовала себя не в пример уверенней, чем СУ-76 с ее открытой рубкой. К тому же ее лобовая броня, расположенная под рациональными углами наклона, была уже не противопульной и могла держать удар.

Всего в 1943-1944 годах было выпущено 2329 таких машин. Несмотря на сравнительную малочисленность, именно САУ СУ-85, начиная с 1943 года и до окончания боевых действий в Европе, была основой советских частей самоходной артиллерии, вооруженных средними по массе машинами. СУ-100, которая пришла ей на смену, смогла отметиться в боях лишь в январе 1945 года. Поэтому именно самоходки СУ-85 и их экипажи вынесли на своих плечах практически всю тяжесть противотанковой и штурмовой работы средней самоходной артиллерии времен войны.

С появлением у немцев новых видов бронетанковой техники, таких как тяжелый танк «Королевский тигр» и САУ «Фердинанд» остро стал вопрос об увеличении противотанковых возможностей советских САУ. Конструкторы «Уралмаша» откликнулись на новый вызов и в середине 1944 года представили лучший истребитель танков Второй мировой войны - САУ СУ-100. Самоходка использовала базу танка Т-34-85 и пошла в серийное производство в августе 1944 года. Всего за период с 1944 по 1956 годы было выпущено 4976 таких самоходных артиллерийских установок, при этом в СССР производство было остановлено в 1948 году, но по лицензии продолжено в Чехословакии.

Главным отличием и основной изюминкой САУ была ее пушка - 100-мм орудие Д-10С, которое могло уверено бороться даже с самыми тяжелыми и хорошо бронированными немецкими танками. Неслучайно звездный час СУ-100 пробил во время Балатонской оборонительной операции, когда немецкое масштабное танковое наступление под кодовым названием «Зимнее пробуждение» закончилось огромными потерями бронетехники и стало фактически кладбищем Панцерваффе. Также самоходка отличалась лучшим бронированием. Толщина ее наклонной лобовой брони достигла 75-мм. Самоходка уверенно себя чувствовала не только в борьбе с танками противника, но и в городских боях. Зачастую одного выстрела фугасным снарядом из 100-мм орудия было достаточно, чтобы буквально «сдунуть» обнаруженную огневую точку противника.

Уникальность и исключительные боевые возможности СУ-100 подтверждаются тем, что она находилась на вооружение Советской Армии еще на протяжении нескольких десятилетий после войны, периодически модернизируясь. Помимо этого, САУ поставлялась союзникам Советского Союза, активно участвовала в послевоенных локальных конфликтах, в том числе и в арабо-израильских войнах. Самоходка оставалась на вооружении армий некоторых стран вплоть до конца XX века, а в некоторых странах, таких как Алжир, Марокко и Куба они оставались на вооружении и по состоянию на 2012 год.

Тяжелые САУ СУ-152 и ИСУ-152

Тяжелые советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152 также внесли свой весомый вклад в победу. Об эффективности этих машин лучше всего говорят их прозвища - «Зверобой» и «Консервный нож», которые были даны этим могучим близнецам в войсках. СУ-152 была создана на базе тяжелого танка КВ-1С и вооружена 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С. Самоходка была разработана конструкторами ЧКЗ (Челябинского Кировского завода), постройка первого прототипа была завершена 24 января 1943 года, а со следующего месяца началось серийное производство машины. Стоит отметить, что собрано было лишь 670 таких самоходок, так как с производства был снят танк КВ-1С, на базе которого она строилась. В декабре 1943 года данная машина была заменена на конвейере на ИСУ-152 равноценную по вооружению, но лучше бронированную самоходку на базе тяжелого танка ИС.

Боевой дебют самоходка СУ-152 получила в знаменитом сражении на Курской дуге, где сразу же смогла показать себя, как достойный противник новых немецких танков. Возможностей самоходки хватало для борьбы с новым выводком немецких «кошачьих». Использование 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20С предполагало применение всех разработанных для нее снарядов. Но на деле экипажи машин обходились лишь двумя - осколочно-фугасным и бетонобойным снарядами. Прямого попадания во вражеский танк бетонобойных снарядов было достаточно, чтобы нанести ему тяжелые повреждения и вывести из строя. В некоторых случаях снаряды просто проламывали броню танков, срывали с погона башню, убивали экипаж. А иногда прямое попадание 152-мм снаряда приводило к детонации боекомплекта, что превращало танки противника в горящие факелы.

Осколочно-фугасные снаряды также были эффективны против немецкой бронетехники. Даже, не пробив броню, они повреждали прицелы и приборы наблюдения, орудие, ходовую часть машины. Причем, для того чтобы вывести вражеский танк из строя иногда было достаточно просто близкого разрыва осколочно-фугасного снаряда. Экипаж майора Санковского, командующего одной из батарей СУ-152 в Курской битве, за один день вывел из строя 10 танков противника (по другим данным это был успех всей батареи), за это майор был удостоен звания Героя Советского Союза.

Конечно, в роли истребителей танков СУ-152 использовались не от хорошей жизни, но и в этом качестве самоходка показала себя замечательной машиной. В целом же СУ-152 была отличным примером универсальности применения. Она могла использоваться, как штурмовое орудие, истребитель танков и самоходная гаубица. Правда, использование машины в качестве истребителя танков осложняла низкая скорострельность, но эффект от попадания по цели мог запросто перечеркнуть этот недостаток. Чудовищная мощь 152-мм гаубицы-пушки была незаменимой при подавлении ДОТов и огневых точек немцев. Даже если бетонная стена или перекрытия выдерживали попадание снаряд, то люди, находящиеся внутри, получили серьезную контузию, у них рвались барабанные перепонки.

Тяжелая самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 пришла на смену СУ-152, она была создана конструкторским бюро опытного завода №100 в июне-октябре 1943 года и 6 ноября того же года принята на вооружении. Выпуск новой САУ был налажен на ЧКЗ, где она просто заменила собой СУ-152. Выпуск самоходки продолжался до 1946 года, всего за это время было построено 3242 машины данного типа. Самохода широко применялась на заключительном этапе войны и также, как ее предшественница СУ-152, могла использоваться во всех аспектах применения самоходной артиллерии. С вооружения Советской Армии данные машины были сняты лишь в 1970-х годах, что также свидетельствует об их большом боевом потенциале.

Незаменимой САУ ИСУ-152 стала во время городских боев, буквально ровняя здания и огневые точки противника с землей. Она очень хорошо показала себя при штурмах Будапешта, Кенигсберга и Берлина. Хорошее бронирование позволяло САУ выдвигаться на дистанцию прямого выстрела и прямой наводкой поражать немецкие огневые точки. Для обычной буксируемой артиллерии это представляло смертельную опасность из-за массированного пулеметного и прицельного снайперского огня.

Источники информации:
http://rg.ru/2015/04/24/samohodka-site.html
http://armor.kiev.ua
http://pro-tank.ru
http://www.opoccuu.com

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

Зенитная самоходная установка создана на базе САУ СУ-76М и принята на вооружение в 1944 г. Она имела отрытую башню с круговым вращением, оснащалась дальномером и радиостанцией. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,9 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 10,5 — 12,2 т; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя – два 6 цилиндровых, карбюраторных «ГАЗ-202»; мощность двигателя – 140 л.с; удельная мощность – 11,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 37-мм пушка 61-К обр.1939 г; боезапас – 320 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Зенитная самоходная установка была создана в 1941 г. на базе трактора «СТЗ-3», обшитого бронелистами с установленным пушечным и пулеметным вооружением. Пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. Всего было выпущено около 100 машин. ТТХ ЗСУ: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,4 т; масса – 7 т; бронирование – 5-25 мм; тип двигателя — четырехцилиндровый, керосиновый; мощность двигателя – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 20 км; запас хода – 120 км; основное вооружение — 45-мм танковая пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДП; экипаж – 2 — 4 человека.

САУ открытого типа была создана путем установки противотанковой пушки «ЗИС-2» на артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» и принята на вооружение в конце 1941г. Для большей устойчивости при стрельбе машина оборудовалась откидными сошниками. На крыше кабины устанавливался кронштейн крепления пушки по-походному. Всего было выпущено 101 машину. ТТХ САУ: длина – 3,5 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,2 м; масса – 4 т; бронирование – 7-10 мм; тип двигателя — 6 цилиндровый карбюраторный; мощность – 50 л.с; удельная мощность – 12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 250 км; основное вооружение – 57-мм пушка ЗиС-2; дополнительное – 7,62-мм пулемет ДТ; экипаж – 4 — 5 человек.

Опытная установка разработана в 1941 г. на шасси танка КВ-1 с двумя вариантами артиллерийского вооружения. Самоходная установка разрабатывалась как артиллерийская машина сопровождения танков с большой скорострельностью основного оружия. Она относилась к типу полностью за крытых самоходных установок и представляла собой модификацию танка КВ-1, отличаясь от него в основном отсутствием вращающейся башни, установленным вооружением, боекомплектом, броневой защитой, численностью экипажа и меньшей высотой машины. Первый вариант имел сразу три пушки: одну 76,2-мм Ф-34 и двух 45-мм орудий 20-К. Второй вариант установки был оснащен двумя одинаковыми пушками ЗиС-5. Всего было выпущено по одному экземпляру. ТТХ САУ: длина – 6,7 м; ширина – 3,2 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 47,5 т; ширина гусениц – 700 мм; бронирование – 30-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность – 600 л.с; удельная мощность – 13 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 34 км/ч; запас хода – 225 км; экипаж – 6 человек. Вооружение первого варианта: основное вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, две 45-мм пушки 20-К; боезапас – 93 выстрела для 76-мм пушки и 200 выстрелов для 45-мм пушек; скорострельность строенных пушек – 12 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – два основных и один запасной 7,62-мм пулемет ДТ; боекомплект – 3 591 патрон. Вооружение второго варианта: 2 пушки 76,2-мм ЗИС-5; скорострельность – 15 выстрелов залпом; боекомплект – 150 выстрелов в минуту; дополнительное вооружение – три 7,62-мм пулемета ДТ; боекомплект – 2 646 патрон; 30 гранат Ф-1.

САУ выпускались в 1933-1935 гг. путем монтажа на тумбовой установке 76,2-мм пушки образца 1927 г. на шасси грузовых автомобилей с колесной формулой 6х4 «Морланд» (СУ-12) и ГАЗ-ААА (СУ-12-1). Из выпущенных 99 машин к началу войны на вооружении находилось 3 установки. ТТХ САУ: длина — 5,6 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,3 м; масса – 3,7 т; толщина щита – 4 мм; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 370 км; скорострельность – 10 — 12 выстрелов в минуту; боекомплект – 36 выстрелов; экипаж – 4 человека.

САУ выпускалась в 1935-1937 гг. на базе шасси трехосного грузовика ЯГ-10 (6х4) и 76-мм зенитной пушки 3-К образца 1931 г. Для устойчивости по бортам платформы были смонтированы четыре сошника «домкратного типа». Кузов был защищен бронированными бортами изогнутой формы, которые в боевом положении откидывались наружу. Всего было выпущено 61 установку. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,6 м; клиренс – 420 мм; масса – 10,6 т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 275 км; тип двигателя – карбюраторный «Hercules-YXC», мощность – 94 л.с; боекомплект – 48 выстрелов; скорострельность – 20 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,3 км; бронепробиваемость – 85 мм; экипаж – 5 человек.

Установка являлась максимально облегченной и упрощенной версией САУ СУ-76. Она была разработана в 1944 г. Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 3 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,6 м; клиренс – 290 мм; масса – 4,2 т; бронирование – 6-10 мм; тип двигателя -рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 50 л.с; удельная мощность – 11,9 л.с/т; скорость движения по шоссе – 41 км/ч; запас хода – 220 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 30 выстрелов; экипаж – 3 человека.

Установка выпускалась в 1943-1945 гг. в двух вариантах: СУ-76 (с двигателями ГАЗ-202) и СУ-76М (с двигателями ГАЗ-203). Крыша рубки открытая. Всего было выпущено 14 292 машины. ТТХ САУ: длина – 5 м; ширина – 2,7 м; высота – 2,2 м; клиренс – 300 мм; масса – 11,2 т; бронирование – 7 — 35 мм; тип двигателя – два спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 140/170 л.с; удельная мощность – 12,5 л.с/т; скорость движения по шоссе – 44 км/ч; запас хода – 250 км; вооружение – 76,2 мм пушка ЗИС-3; боезапас – 60 выстрелов; дальность стрельбы – 13 км; экипаж – 4 человека.

Штурмовое орудие было построено в 1943 г. на базе трофейных немецких танков «Pz Kpfw III» и САУ «StuG III». Всего было выпущено 201 машину, из них 20 командирских машин, оснащенных башенкой с входным люком и радиостанцией повышенной мощности. ТТХ САУ: длина – 6,3 м; ширина – 2,9 м; высота – 2,4 т; клиренс – 350 мм; масса – 22,5 т; бронирование – 10-60 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения; мощность двигателя – 265 л.с; удельная мощность – 11,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение – 76,2-мм пушка «С-1»; скорострельность – 5 — 6 выстрелов в минуту; боезапас – 98 выстрелов; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков выпускался на шасси Т-34 и рубки САУ СУ-122. Принят на вооружение в 1943 г. Известна модификация установки СУ-85М, по сути являвшаяся СУ-100 с 85-мм пушкой (выпущено 315 шт.). Установка предназначалась главным образом для стрельбы прямой наводкой с коротких остановок. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Всего было построено 2 652 машины. ТТХ САУ: длина – 8,2 м; ширина – 3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,2 т; бронирование – 20-60 мм; тип двигателя – дизель; мощность – 500 л.с; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 85-мм пушка – Д-5Т; боезапас – 48 выстрелов; скорострельность – 6-7 выстрелов в минуту; бронепробиваемость на дистанции 500 м – 140 мм; экипаж – 4 человека.

Истребитель танков создан на базе танка «Т-34-85» и принят на вооружение в 1944 г. САУ относилась к типу закрытых самоходных установок. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями для кругового обзора. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Всего в период войны было выпущено 2320 машин. ТТХ САУ: длина – 9,5 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 31,6 т; бронирование – 20-110 мм; тип двигателя — V-образный 12 цилиндровый дизель «В-2-34»; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность — 16,4 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 310 км; вооружение – 100-мм пушка «Д-10С»; дальность стрельбы прямой наводкой – 4,6 км, максимальная – 15,4 км; боезапас – 33 выстрела; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 135 мм; экипаж – 4 человека.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1943 гг. как максимально упрощенная конструкция танка Т-34. Орудие было установлено на тумбе, прикрепленное к днищу машины. Полностью бронированный корпус был разделён на две части. Захваченные Вермахтом установки служили под обозначением «StuG SU-122(r)». Всего выпущено 638 машин. ТТХ САУ: длина – 7 м; ширина – 3 м; высота – 2,2 м; клиренс – 400 мм; масса – 29,6 т; бронирование — 15-45 мм; тип двигателя – дизель «В-2-34», мощность двигателя – 500 л.с; удельная мощность – 16,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 55 км/ч; запас хода – 600 км; вооружение – 122-мм гаубица М-30С; боезапас – 40 выстрелов; бронепробиваемость на дистанции 1000 м – 160 мм; скорострельность – 203 выстрела в минуту; экипаж – 5 человек.

Самоходная гаубица выпускалась в 1939 г. на шасси танка Т-26 путем демонтажа башни и открытой установки на ее место 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. К началу войны на вооружении находилось 28 машин. ТТХ САУ: длина – 4,8 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,6 м; клиренс – 380 мм; масса – 10,5 т; тип двигателя – карбюраторный, мощность – 90 л.с; бронирование – 6 — 15 мм; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 170 км; боекомплект – 8 выстрелов; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка ИС и принята на вооружение в 1944 г. Известна модификация САУ – ИСУ-122С с орудием Д-25Т. САУ имела бронированный корпус, который был разделен на две части. Экипаж, орудие и боезапас размещались впереди в броневой рубке, которая совмещала боевое отделение и отделение управления. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины. С конца 1944 г. на САУ устанавливался зенитный крупнокалиберный пулемет. Всего построено 1 735 машин. ТТХ САУ: длина – 9,9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,5 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20-100 мм; тип двигателя — 12 цилиндровый дизель; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 35 км/ч; запас хода – 220 км; основное вооружение – 121,9-мм пушка А-19С; скорострельность – 2 выстрела в минуту; скорострельность Д-25Т — 3-4; высота линии огня – 1,8 м; боезапас – 30 выстрелов; дополнительное вооружение – 12,7 мм пулемет ДШК; боезапас – 250 патронов; дальность выстрела прямой наводкой – 5 км, максимальная дальность – 14,3 км; экипаж – 5 человек.

Установка создана на базе танка «ИС-1/2» и принята на вооружение в 1943 г. С начала 1945 г. на САУ устанавливался зенитный крунокалиберный пулемет. Самоходка использовалась как тяжелое штурмовое орудие, истребитель танков и как самоходная гаубица. Всего в период войны было выпущено 1 885 машин. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3,1 м; высота – 2,9 м; клиренс – 470 мм; масса – 46 т; бронирование – 20 — 100 мм; тип двигателя — 4 тактный 12 цилиндровый дизель В-2-ИС; мощность двигателя – 520 л.с; удельная мощность – 11,3 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 40 км/ч; запас хода – 350 — 500 км; основное вооружение – 152,4-мм гаубица-пушка «МЛ-20С»; боезапас – 21 выстрел; бронепробиваемость на дистанции 1000 м -123 мм; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; высота линии огня – 1,8 м; дополнительное вооружение – 12,7-мм пулемет ДШК, боезапас – 250 патронов; экипаж – 5 человек.

Самоходное штурмовое орудие выпускалось в 1942-1944 гг. на базе тяжелого танка КВ-1с. Во время ремонтов на САУ могла устанавливаться турельная установка зенитного 12,7-мм пулемета ДШК. Всего было выпущено 671 машину. ТТХ САУ: длина – 9 м; ширина – 3.3 м; высота – 2,5 м; клиренс – 440 мм; масса – 45,5 т; бронирование – 20-65 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый дизельный В-2К; мощность — 600 л. с.; удельная мощность – 13,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 43 км/ч; запас хода – 330 км; вооружение – 152,4-мм пушка-гаубица МЛ-20С; боезапас – 20 выстрелов; скорострельность – 1 — 2 выстрела в минуту; дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км; максимальная — 13 км; экипаж – 5 человек.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»