Слова на ча ща примеры существительных. Сочетания букв ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

На уроке мы познакомимся с правилом правописания сочетаний ча - ща, чу - щу. Если вы произнесете эти буквосочетания и сравните звуки с буквами, то возникнет вопрос, а в чём ловушка, зачем понадобилось правило, ведь нет расхождения между произношением и написанием. На занятии мы раскроем этот секрет, узнаем историю возникновения правила, а также потренируемся в применении правила на практике.

А теперь отправимся в город шипящих звуков. Впереди вас ждут разные задания. Вот первое. Расшифруйте предложения, вставьте недостающие буквы:

«С добрым утром!» я крич…

Кузнецу, ткач…, врач….

«Добрый вечер!» - так встреч…ю

Всех, домой спешащих к ч…ю.

Проверьте себя.

«С добрым утром!» я кри ЧУ

Кузнецу, тка ЧУ , вра ЧУ .

«Добрый вечер!» - так встреЧАю

Всех, домой спешащих к ЧАю.

Рис. 2. Город звуков ()

В этом городе (рис. 2) живут очень воспитанные жители. А ещё они и гостеприимные. Приглашают к чаю (рис. 3). Какие ещё слова с ЧА - ЩА вы можете назвать?

Рис. 3. Чаепитие ()

Конечно, для чаепития понадобятся чашка, чайник, чай для заваривания, он состоит из чаинок. Угощать гостей будем за чайным столиком. Наш стол украсит свеча. Торт разрежем на части. Вкусная пища!

Сосчитайте, сколько слов с ЧА - ЩА я назвала?

Целых 10. Не верите?

Проверьте ещё раз:

чаепитие, чашка, чайник, чай, чаинки, угощать, чайный, свеча, части, пища,

Ну и, конечно, в этом городе дети тоже ходят в школу.

Соберите из разбросанных слов предложение

Я, хочу, учу, грамотно, писать, слова на ЧУ и ЩУ

Проверьте себя.

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу.

Какие слова с ЧУ и ЩУ вы знаете? Назовите.

Запишите слова в два столбика: в первый - с сочетанием чу, во второй - щу.

Чудак, щука, чудо, чулок, щупальце, щурок, чужой, кричу, щуплый, тащу.

Проверьте себя.

Вот как много слов в нашем языке подчиняются правилам: ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У.

А вот слова, которые пришли в русский язык из других языков, могут не соответствовать нашим правилам, и вы прочитаете в орфографическом словаре, что слова «жюри» и «парашют» написаны с буквой ю (рис. 4). Но таких слов-исключений очень мало, написание их запоминают, как словарные слова.

Рис. 4. Слова-исключения ()

Сегодня на уроке мы узнали, что в русском языке существуют исторические правила, которые не объясняют написание слов, а требуют лишь запоминания и неукоснительного выполнения. К таким правилам относятся написание буквосочетаний ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ и ЖИ - ШИ. Старайтесь быть внимательными и находить эти сочетания в словах, чтобы не делать в них ошибок.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Festival.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Vlivkor.com ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали на уроке по теме «сочетания ча - ща, чу - щу».

2. Прочитайте скороговорки. Найдите в них слова на правила ЧА - ЩА и ЧУ - ЩУ:

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Волки рыщут, пищу ищут.

Тащу - не дотащу, боюсь, что выпущу.

3. Подберите к названиям животных названия детёнышей:

волк - ?

заяц - ?

белка - ?

сорока - ?

галка - ?

4. Выберите нужную букву. Запишите слова без ошибок.

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, прищ(у/ю)рился, ч(а/я)стушка, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, параш(у/ю)т.

5. Замените слово противоположным по значению словом, чтобы в нём были орфограммы «жи - ши, ча - ща, чу - щу»

Узко - ш…… , маленькие - б……, свои - ч….., редко - ч……, радость - п……, много - ч……ссорились - д……, болтали - м…….

6. Соедините подходящие по смыслу слова, найдите в них сочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ША, ЧУ - ЩУ.

машина жизнь

большие спешит

хорошие чаща

дремучая рыжики

чудесная животные

3класс.

Тема : Упражнения в правописании слов со слогами ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ- ЩУ.

Цель: Совершенствовать умение определять и писать орфограммы ча-ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи: Корректировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.

Оборудование: Учебник «Русский язык» , сюжетные картинки, ИКТ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Психологический настрой

Добрый день, дорогие ребята!

Я рада видеть вас на уроке письма и развития речи.

Улыбнитесь друг другу.

Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

Желаю всем вам успехов.

Сядет тот, кто назовёт слово с мягким шипящим согласным.

О каком правиле написания мы должны помнить, чтобы верно записать это слово?

Сядет тот, кто назовёт слово с твёрдым шипящим согласным.

На какое правило эти слова?

II. Минута чистописания.

щу_______щука______щурится

чу________лечу______чужой

жи__ши____ча____ща____чу____щу

Самоконтроль:

Буквы вы писать старались,

Но не все они красиво получались.

Лучшие буквы определите,

Синим карандашом их подчеркните.

III. Работа по карточкам.

Что любят малыши? Допиши ЖИ или ШИ:

Малы… любят лу… .

Малы… любят грызть каранда… .

Малы… не любят рано ло…ться спать.

Вставь нужные гласные после шипящих:

1.С кем ты друж…шь?

2.Ты ч…сто ходишь в кино?

3.У тебя есть ч…сы?

4.Ты ч…сто моешь уш… ?

5.Ты любишь кататься на маш…не? Спиши слова. Выдели ЖИ-ШИ:

Ш…шки, лыж…, уж…н, ж…дкий, ворош…ть, маш…на, ж…лка, ш…п, кувш…н, ш…ть.

Составь и запиши с одним из слов предложение.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а.

Для начала мы с тобой покачаем головой.

Оборот и оборот, а потом наоборот.

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх.

Ну, дружочек, не ленись!

IV.Работа с учебником.

Щ…ка, ч…чело, нож…,

ш..шка, ландыш.., еж…,

пищ…, ч..йник, ч..шка, ч..й.

Как напишешь? Отвечай!

Спиши слова. Вставь пропущенные гласные после шипящих.

V.Закрепление.

1.Запиши слова в два столбика:

Встреч…, нач…ло, ч…сто, ш…рокий, калош…, пуш…нка, прич…л.

2.Подбери подходящее по смыслу слово-действие: что делают?

Подчеркни ЧА-ЩА:

Коровы … ; сороки … ; мыши … ; медведи … ; петухи …; дятлы … . С л о в а д л я с п р а в о к: пищат, трещат, мычат, кричат, стучат, рычат.

6. Итог урока.

Правописание каких буквосочетаний повторяли сегодня?

В сочетании жи, ши

Всегда пишу я букву и.

В сочетании чу, щу

Всегда ставлю букву у.

Все слова на ча и ща

Пишу с буквой а всегда.

Приведите примеры слов на данные правила.

7.Выставление оценок.

8.домашнее задание.

Урок-игра по русскому языку

«Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Учитель : Фасгиева Галина Тагировна

УМК : «Перспектива»

Тема урока : «Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Тип урока : обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма проведения : урок-игра.

Цель : закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Задачи урока:

    закрепить навыки правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, обобщить знания учащихся по данной теме;

    способствовать развитию речи учащихся, умению чётко выражать свои мысли, развитию мыслительных процессов и познавательной активности;

    развивать орфографическую зоркость учащихся;

    воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Метапредметные

Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям.

Наблюдать, характеризовать, анализировать, сравнивать.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные

Различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения.

Грамотно писать слова с орфограммой «Гласные после шипящих»

Личностные

Осознание собственных достижений при освоении учебной темы; позитивное отношение к результатам обучения.

Оборудование : Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык», интерактивная доска, интерактивная энциклопедия по русскому языку, листы с заданиями, листы для рисунков, М.Ю. Полникова «Дидактическая тетрадь по русскому языку», цветные карандаши, фломастеры, фишки.

Ход урока

    Этап мотивации к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.

2. Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня наш урок мы начнём со стихов.

Учащиеся читают стихи.

    В сочетаниях жи, ши

Только и всегда пиши!

Мыши, ёжики, ужи,

Лыжи, лужи, крыши.

Жирафы, шины и моржи,

Шиповник и карандаши

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить, шипеть и шить.

Запомни слоги жи и ши

И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

Пишем только букву а.

Куча, гуща, каланча,

Туча, роща, саранча,

Чаща, дача и печать

Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

Пишут только букву у.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувства и чулан,

Кричу, ворчу, тащу.

Я с у пишу и чу, и шу.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Правильно, о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Урок у нас сегодня необычный, а называется он «Клуб весёлых и находчивых» (КВН)

Вам необходимо разделиться на две команды, выбрать капитанов и придумать название своим командам. Далее каждая команда получает задания и выполняет их (ребята сами выбирают себе задания, а также помогают в команде друг другу)

Оценивать конкурсы и выставлять баллы будут жюри. Побеждает команда, получившая наибольшее количество баллов.

Итак, мы начинаем нашу игру, желаю всем успехов!

На доске появляется слайд.

Конкурсы.

    Конкурс «Капитанов»

Капитанам нужно правильно произнести скороговорку.

1 команда

В кустах душистого жасмина

Живёт ежиха Жозефина.

2 команда

Среди душистой травушки

Сидит пушистый заюшка.

    Конкурс «Нарисуй скороговорку»

Капитаны отдают командам свои скороговорки и ребята рисуют к ним рисунки.

Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте трубочки,
Разомните пальчики!

Чтобы нам добыть огонь,
Трём ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится,
Трубка наша загорится!

Ножки вместе, ровно спину.
Мы сидим за пианино.
Мы разучиваем гамму.
Ножки вместе, спинку прямо.

Вот за партами ребята
Расшалились, как котята:
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут.

В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

Раз огромный крокодил
Табуретку проглотил.
А теперь разинул пасть:
Как бы парте не пропасть!

    Конкурс «Ошибки Незнайки!»

Ребята получают листы с текстом и исправляют ошибки.

Жыл я рядом с лесом и гулял в лесной чяще.

Разрослись там вшырь кусты шыповника.

Укололся я о шыпы и упал как чюрбан.

Смотрю, в кустах – хижына!

Сощюрил я глаз и увидел в окне свечю.

Но на свет не пошёл – вдруг там жывёт чюдовище!

    Конкурс «Допиши слово или отгадку»

Условие - в словах должны быть орфограммы жи-ши, чу-щу или ча-ща.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _ .
***
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _ .
***
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ .
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах …
Скоро выйдут муравьи
После зимней _ _.
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это _ _ _)
***
Белые горошки
На зеленой ножке. (Это _ _)

***
Клубок, да не пуш_стый.
Колючий, да ерш_стый. (Это _)

Идут, бегут, а с места не сойдут. (Это _ _)

    Конкурс «Один - много»

Напиши слова во множественном числе.

Ухо, лыжа, малыш, нож, уж, стриж, камыш, шалаш, чиж, ландыш, корж, морж, пляж, груша, карандаш, витраж, лужа.

Музыкальная физкультминутка «Утренняя гимнастика с Серебрянкой»

    Конкурс «Допиши слова»

Напиши действия к предметам, в которых есть орфограмма "жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Коровы - м________, птецы - п__________, змея- ш__________, сычи - кр__________, кузнечики -тр__________, дятлы - ст________.

    Конкурс «Замени слова»

Замените выделенное слово близким по значению словом (синонимом) с орфограммой "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Ароматный чай - д_____________ чай,

просторные улицы - ш_____________ улицы,

толстый кот - ж____________ кот,

мохнатые ели - п_____________ ели,

огромные лужи -б ___________ лужи,

прекрасный малыш - заме____ый малыш,

    Конкурс «Кто быстрее!»

Интерактивная энциклопедия по русскому языку для начальной школы. Вставить пропущенные буквы в слова.

    Конкурс «Наша история»

Учебник с.77 упр.113, составить текст по опорным словам.

    Конкурс «Посмотри и напиши»

Дидактическая тетрадь с.21 упражнение 3

Подведение итогов. Рефлексия. Вручение медалей победившей команде.

– Что на уроке было самым интересным?
– Что на уроке показалось вам самым трудным?
– Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке.

На уроках родного языка нас обучают правильному безошибочному письму. Как только первоклассники уже могут читать и писать большую часть букв русского алфавита, они знакомятся с первыми В первую очередь узнают правила "жи-ши", "чу-щу", "ча-ща".

Из-за чего возникают проблемы?

Наверняка у каждого из нас прочно сидят в голове строчки: "жи-ши" пиши с буквой "и", "ча-ща" пиши с буквой "а", "чу-щу" пиши с буквой "у", не так ли?

Но давайте рассмотрим подробнее, почему появилась надобность знать данное правило.

Оказывается, написание слов с "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу" тесно связано с фонетикой, то есть со звуками речи. Этот раздел языка очень не любят как дети, так и их родители, которые вынуждены учиться вместе с ребенком. И многие просто не понимают, к чему этот "фонетический разбор слов" и что он дает.

В русском языке есть твердые и мягкие согласные, которыми они становятся за счет гласных букв "е", "е", "я", "ю", "и", а также мягкого знака.

В качестве примера возьмем слова "мэр и "мел". В первом слышится звук [м], он является твердым, в другом же слове он стал мягким [м"] благодаря букве "е", которая так ласково изменила его произношение.

Но в алфавите есть такие буквы, звуки которых никак не могут стать мягкими, и они всегда обозначаются как твердые. Это [ж], [ш], [ц], никакая гласная буква не в состоянии смягчить их, они всегда произносятся одинаково твердо: жук, жюри. Попробуйте сами.

А вот звуки [ч"], [щ"] [й"], напротив, всегда мягкие и никак не смогут стать тверже: честь, час, чудо, какая бы гласная после них ни стояла.

Именно по этой причине дети (и не только) зачастую допускают ошибки в написании слов с такими сочетаниями. Но ведь сами подумайте, как можно написать слово "жираф" через "и", ведь мы четко слышим твердое [жыраф]! А взять слово "чудесный", как же мягко и нежно звучит начало слова: [чюдесный]. Не вызывает сомнений, что писаться должна здесь именно буква "ю". Почему правило "чу-щу"?

Русский язык не зря получил звание одного из самых непростых для изучения, ну никак не может тут быть все так легко.

Почему так?

Вдаваться глубоко в историю не будем, но важно знать, что раньше звуки [ж] и [ш] считались мягкими, а буква и указывала на это. И даже теперь, когда в современном русском языке буквы обрели лишь твердое обозначение своего звучания, изменять правописание не стали, и теперь приходится запоминать такие вот необычные законы языка.

Теперь нам остается только придерживаться правил "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши", которые все же являются простыми по сравнению с другими особенностями нашего родного русского языка.

Кому-то эта информация не понадобится, ему проще заучить и применять правила в дальнейшем, а вот тем, кто любит "докопаться до истины", будет проще усвоить материал, если они будут знать происхождение орфограмм.

Как не забыть правило

Любые навыки и новые знания требуют тщательного закрепления. Очень часто дети, даже изучив правило "чу -щу", "жи-ши", "ча-ща", все же совершают ошибки при написании слов, содержащих данные орфограммы.

Поэтому и были придуманы интересные рифмовки, по типу: "жи-ши пиши с буквой и". Очень важно, чтобы дети помнили и использовали эти правила каждый раз, когда им встречаются подобные слова, научились их "видеть", находить и выделять.

Чтобы учащиеся не только называли правила, но и применяли их, надежным способом будет отработка правил "ча-ща", "чу-щу", "жи-ши" на письме.

Учитель или родитель может продиктовать множество слов, содержащих данные сочетания, или дать дидактическую карточку по типу "вставь пропущенную букву". Подобная система позволит детям наверняка запомнить правила "чу-щу", "ча-ща", "жи-ши" и никогда больше не допускать ошибок.

Кстати, в казахском языке, где так же, как и в русском, алфавит основан на кириллице, нет данного правила, и в словах после "ж" и "ш" пишется "ы". От этого у детей часто возникают проблемы при письме, ведь их учитель на русском языке учил, что писать "ы" ни в коем случае нельзя, а преподаватель казахского пишет на доске с "ошибками". Но чаще всего от этого страдают дети, которые обучаются на русском языке, а большую часть жизни они пишут и разговаривают на родном казахском.

1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы. (8)

3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют. (14)

5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши утята. (9)

8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой. (17)

10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши! (29)

12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши. (32)



18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята. (19)

23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши. (30)

24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор. (27)

25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит. (28)

26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут. (26)

27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши. (31)

Слова с сочетаниями ЧА, ЩА

1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»