Сценарий внеклассного мероприятия по экологии с презентацией. Внеклассное мероприятие по экологии "спасем природу". Оргмомент. Психологический настрой учащихся

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Экологическое занятие: «Мы – друзья природы!»

Цель занятия: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за окружающий человека мир природы; показать детям, что человек – работник в царстве природы; учить детей выполнять законы природы; воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром; развивать активность, самостоятельность, мышление, воображение, творческие способности учащихся.

Ход занятия:

1-й ведущий. Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Мы рады видеть вас! Сегодняшний праздник посвящён природе. Природа – это истинное богатство человечества, её необходимо беречь!

Звучит песня группы «Земляне» - « Прости, Земля», идёт показ слайдов о природе и экологии (слайды №1 - 17)

Чтец. Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

2-й ведущий. Мы живём с вами на одной большой планете земля, и нам надо научиться беречь её, жить в мире и согласии.

А какие пословицы о земле вы знаете?

Без хозяина земля круглая сирота.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Земля заботу любит.

Землю уважай – она даёт урожай.

Нет земли краше, чем страна наша.

1-й ведущий. ( показ слайдов) Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы( слайд №18), и голубые реки ( сл.№19), и ледяные моря ( сл.№20), и жаркие пустыни ( сл.№21) . Но, пожалуй, самое большое чудо это лес . ( сл.№22)

1 Чтец : Чудесное творение природы - лес! Совсем немногое может сравниться с ним красотой. Красивы наши леса, величественны и самобытны в любое время года.

Показ слайдов русского леса по временам года

2 чтец: Русский лес - это первые проталины и первый туман. (слайд №23)

3чтец: Русский лес - это крик грачей и пение соловья.(сл.№24)

4 чтец: Русский лес - это медовый запах травы и цветов .(сл.№25)

4 чтец: Русский лес - это прощальный крик журавлей осенью.(сл.№26)

5 чтец: Русский лес - это кружева инея на деревьях и негромкий голос синицы.(сл.№27)

(на фоне слайда №28 и пения птиц дети читают стихи)

Здравствуй лес!
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.


Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!

Лес - не только для нашей забавы,
Он богатство страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.

В лесу, где так много ботаники
Друзья, соберите с полянки
Окурки, дырявые чайники
Пустые консервные банки.

Хочу я над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Нор звериных, птичьи гнёзда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

Люди! Оглянитесь вокруг.
Как природа истинно прекрасна.
Ей нужна забота ваших рук
Чтобы красота её не гасла!

2-й ведущий. Давайте отправимся в путешествие по лесу. Нас ждут необыкновенные

приключения и неожиданные встречи. А с собой мы возьмём хорошую, весёлую песню. (слайд №29)

(Дети поют песню «Вместе весело шагать» муз. В.Шаинского, сл. М. Матусовского)

Чтец. Мы идём лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам –

Пахнет травами и хвоей,

Белки бродят по стволам.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес! (сл.№30) (сл.№31)

1-й ведущий загадывает загадки.

- Сказочный лес для вас подготовил загадки. Давайте их отгадаем:

    Какое дерево является символом России? (берёза).

    Как называется нос у птицы? (клюв).

    Какую траву знают даже слепые? (крапива).

    Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц).

    У кого уши на ногах? (у кузнечика).

    Что теряет лось каждую зиму? (рога).

    Кто может пить ногой? (лягушка).

    Чем больше колец, тем старше жилец (дерево).

    Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поймаешь (ящерица).

    Кто спит вниз головой? (летучая мышь).

Чтец. У природы живые краски,

Пусть живёт она без опаски,

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто не боится!

Слышится шум, в зал вбегает Хулиган с магнитофоном.

Хулиган. Бом- бом-бом! Начинается погром.

Выезжаем на природу,

Мне по нраву мой характер боевой,

Темперамент мой весёлый, огневой.

А пришёл сюда я скуку разогнать,

Я пришёл повеселиться, поиграть.

2-й ведущий. Да, видно, плохо ты воспитан, если не знаешь как надо себя вести в лесу!

Хулиган. Эй, вы, малявочки-козявочки, а сами- то зачем в лес ходите?

Чтец. Свежим воздухом подышать, на природу полюбоваться, укрепить здоровье, улучшить настроение.

Хулиган. Сейчас ещё пару птичек поймаю и в клетку посажу. Вот и будет весёлое настроение! Я ещё из рогатки стрелять люблю.

Вчера я из рогатки стрелял в весёлых птиц.

Я целился украдкой в щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили, не стал щебетать,

И все они решили сюда не прилетать!

Здорово, правда?

Чтец. Деревья, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защищаться.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни!

1-й ведущий. Птиц обижать нельзя. Они ведь приносят пользу людям.

Хулиган. Подумаешь! Ну, не мешайте мне веселиться! Я сегодня так трудился, что даже устал.

1-й ведущий. И, что ты такого полезного сделал?

Хулиган. – Берёзку сломал.

Муравьёв разогнал, муравейник разорил

Цветы редкие из Красной книги нарвал целую охапку

Воды намутил, рыбу разогнал

Людей на болоте напугал

Лягушонка палкой гонял

Мусора всякого в реку накидал

(включает магнитофон и начинает танцевать)

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Э – э – э, ишь ты, радиоприёмник выискался! Нельзя так громко магнитофон врубать! Сейчас ты у меня не так заскачешь, вундеркиндер невоспитанный. Покажу-ка свой фокус-покус-парадокус. Околдую окаянного. Мы хоть и в лесу живём, а правила приличия знаем, у нас своя культура имеется!

Ёлки-палки, лес густой,

Превращайся в пень лесной!

(Хулиган замирает на месте)

Хулиган. Не хочу, не буду! Отпусти меня, бабка ты неотёсанная! Я предкам пожалуюсь, они вам дадут прикурить!

Баба Яга. Не дадут, голубчик! И будешь ты стоять пнём до тех пор, пока не узнаешь, что в лесу всё надо беречь и охранять.

Хулиган. (плачет) А – а – а! Помогите!

1-й ведущий. Ты очень сильно обидел природу, а Баба – Яга – лесной житель, вот и обиделась она на тебя.

Баба Яга. Сколько же таких, как он, беды Земле причиняют. Деревья ломают. Муравейники разоряют… Если все будут уничтожать, рвать, ломать, так ведь и жизни на Земле не будет. И нас не будет. И тебя не будет.

Хулиган. (плачет) Меня не будет! А – а – а! А что же мне теперь делать?

Баба Яга. Дела добрые делать. Землю беречь и любить надо. График добрых дел заводить надо. Вы со мной согласны? (ответы детей)

2-й ведущий. Если только захотите

Вы природе помогать,

Лучше правила учите,

Чтобы их не забывать!

Хулиган. Какие правила?

Дети по очереди рассказывают правила:

1.Дети запомнить должны

И понять:

Гнезда у птичек

Нельзя разорять! (сл.№ 32)

2. Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны! (сл.№33)

3. Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать… (сл.№ 34)

4. В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой,

И одинокий, и пустой… (сл.№ 35)

5. Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты! (сл.№ 36)

6.

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают… (сл.№ 37)

7. Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать! (с л.№38)

8. Без взрослых с огнём развлекаться опасно!

Закончиться может забава ужасно!

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда! (сл.№39)

9. Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой! (сл.№ 40)

10. Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны… (сл.№41)

11.

Стоят деревья – великаны

Их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве – «на память!»

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут-

Добро и красоту несут… (сл.№42)

12 . Раз ты собрался по грибы –

С собою острый нож бери;

Им аккуратно гриб срезай –

В земле грибницу оставляй.

А если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги. (сл.№ 43 – 44)

Чтец. Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица - с небом, как поле – с плугом.

Как ветер – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Хулиган. Умных правил не забуду,

Уважать природу буду.

Только расколдуйте меня!

Баба Яга. Вот расскажешь, какую пользу приносят людям леса, тогда …ещё посмотрю. Может и расколдую.

Хулиган. Не знаю. (плачет)

1-й ведущий. Ребята, давайте поможем Хулигану ответить на вопрос Бабы Яги.

Дети по очереди рассказывают. (показ слайдов этих животных)

(сл.№45) Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает клювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.

(сл.№46) Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.

(сл.№47) Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество насекомых - вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

(сл.№48) Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 170 комаров.

(сл.№49) Ласточка – за лето ловит до миллиона комаров, мошек, тлей.

(сл.№50) Жаба – уничтожает не только вредных насекомых, но и слизней, а это опаснейшие враги садов и огородов.

Баба Яга. Хвалит детей и расколдовывает Хулигана.

Хулиган. Дорогие мои, любимые, самые близкие и внимательные друзья! Я бесконечно благодарен Вам за помощь, которую вы мне оказали. Обещаю больше никогда не проказничать, не грубить и не обижать других. Обещаю беречь деревья, цветы, животных, птиц – короче всю природу. (сл.№51)

Баба Яга. Ну, прямо не узнать этого Хулигана! Ишь, как заклятие-то подействовало! Думаете, почему я так хлопочу о лесе? (сл.№52)

Потому что лес – мой дом,

Лес – богатство и краса,

Береги свои леса!

На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем, взрослые и дети,

Дружбой с лесом дорожить!

Игра с залом:

Ведущий : И в конце нашего праздника предлагаю вам игру. Перед вами на рисунке дерево. На нём нет ни одного листочка. Страшная картина. Я бы не хотела, чтобы у нас был такой лес. Но мы можем всё изменить. Подумайте и скажите, какие добрые дела можно сделать, чтобы лес и природа ожили? (Каждый правильный ответ зелёным листком прикрепляется к дереву.)

Все дети исполняют песню «Солнечный круг»

Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне верблюд!

Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть всегда будут звери,
А у дома цветы!

Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!

  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии
  • ;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой
  • ;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся
  • ;
  • воспитание бережного отношения к природе
  • ;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.
  • Планируемые достижения учащихся:

    • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру
    .
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди
  • .
  • Учиться защищать природные ресурсы
  • .
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий
  • .

    Оборудование:

    • аудиозапись голов птиц;
    • выставка книг “Природа – твой дом”
    ;
  • оформление стенда “Охрана окружающей среды
  • ;
  • индивидуальные творческие задания
  • ;
  • анкеты
  • ; ;
  • цветные карандаши
  • ;
  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”
  • ;
  • карточки – знаки отличия индивидуальных достижений
  • .

    Ход мероприятия

    – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

    Кадр 1 Лес

    – Жил был лес.

    Кадр 2 Птицы

    – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

    Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.

    (На скрипке исполняется музыкальное произведение “ Соловушка”)

    Кадр 3 Звери

    – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

    Кадр 4 Человек

    – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Кадр 5 Вырубка леса

    – Стал человек тогда вырубать лес.

    Кадр 6 Пожар в лесу

    – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Кадр 7 Загрязнение водоемов.

    – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Кадр 8 Воздух

    – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Кадр 9 Засорение отходами

    – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Кадр 10 Просьба леса

    – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

    Кадр 11

    – Почему в лесу никто не живет?

    – Человек разрушил жизнь леса.

    – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    – Экология.

    Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    – У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Группы готовят краткое сообщение о породе своего дерева, используя школьный гербарий.

    Кадр 12. Деревья

    – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    – Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    – Не хватает птиц и зверей

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

    Задание 3

    Игры с жителями леса.

    Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

    Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

    Кадр 13 Звери в лесу

    – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

    Задание 4

    Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

    Кадр 14 Кроссворд

    Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

    Вопросы к кроссворду

    1. Как называется верхний плодородный слой земли?
    2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
    3. Синоним слова звери.
    4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
    5. Житель планеты, наделенный разумом.
    6. Назови синоним слова атмосфера.
    7. Как называется солнце на языке астрономов?

    – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

    Кадр 15 Охрана природы

    – Нужно ли охранять природу?

    – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

    Задание 5

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    Кадр 17 Итог урока

    Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

    (Музыкальный клип).

    Задание 6

    Заполни анкету.

    Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

    Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

    1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

    – Природу;
    – Сказки разных народов.

    2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

    – самолётам;
    – всем живым существам.

    3. Какую книгу называют “Красной?”

    – атлас мира;
    – книгу редких животных и растений.

    4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

    – в заповеднике;
    – в цирке.

    5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

    – в берлогу медведя;
    – в мусорный бак или забирать с собой.

    Завершение путешествия

    Чтение стихотворения Любови Сироты

    Скворечник

    Он сказал с неподдельной любовью:
    "Мне природа – родная сестра.
    Про охоту и рыбную ловлю
    Я могу говорить до утра.
    Разве что-то сравнится с азартом
    Следопыта, восторгом стрелка
    Или, скажем, с дрожаньем внезапным
    Пробудившегося поплавка?
    Если надобно выдумать слово –
    Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
    И блаженную тяжесть улова,
    И ухи ароматный дымок...”
    Дай вам Бог и погоды, и пищи,
    Только я не за вас – за мальца,
    Что заботливо ладит жилище
    Для простого рябого скворца.
    Есть ли дело светлей и безгрешней,
    Чем сколачивать, шкурить бока
    Золотистой фанерной скворечни –
    Деревянного особнячка?
    И, пристроив к доверчивой кроне,
    День за днем, запрокинув лицо,
    Все-то взглядывать из-под ладони:
    Не явился ли гость на крыльцо?
    И – мелькнули на фоне проема,
    На кургузой площадке крыльца
    У дверей обретенного дома
    Долгожданные крылья жильца!
    Вот он вышел на краешек кровли,
    Шевельнув молодые листы...
    ...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
    Есть природа – но нет доброты.
    И стоишь, затаивши дыханье,
    И вбираешь, и ловишь, и ждешь
    Посвист, щелканье и трепыханье,
    Пестрых перьев счастливую дрожь.

    – Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

    Администрация Бутурлинского муниципального района

    Нижегородской области

    МБОУ Каменищенская ООШ имени А.Д.Герасименко

    «Тропа загадок»

    Экологическая игра для учащихся 6 классов

    Составитель:

    Тихонова Марина Алексеевна

    учитель биологии

    первой квалификационной категории

    Каменищи 2014год

    Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические зна ния учащихся, полученные на уроках экологии, биологии.

    Задачи:

    учебно-образовательные: мотивировать школьников к само образованию, изучению естественнонаучных дисциплин, спо собствовать формированию знаний о природе, ее закономерно стях;

    учебно-воспитательные: продолжать формирование у уча щихся чувства ответственности за состояние окружающей сре ды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;

    учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчи танные на сообразительность.

    Структура занятия:

    1.Организационный момент (5 минут).

    2.Вступление (5 минут).

    3.Театрализованное представление (15 минут).

    4.Основная часть (20 минут).

    5.Подведение итогов, награждение победителей и участни ков конкурса (10 минут).

    Оборудование: компьютер, плакаты на экологическую тема тику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), карточки с изображением следов животных, названиями витаминов и продуктов; коллекции моллюсков, комнатные растения и т. д.

    Форма проведения: экологическая игра-конкурс с эле ментами инсценировки.

    Ход игры

    В игре-конкурсе принимают участие 2команды в составе пя ти человек из числа учащихся 5класса.

    Команды заранее готовят рисунки и стенгазеты на эколо гическую тематику. Задания для каждого этапа готовятся преподавателем. Ребята заранее знакомятся с правилами уча стия в игре-конкурсе. Игра проводится в актовом зале, кото рый украшен плакатами, приветствующими участников, воздушными шарами, газетами и рисунками от каждой команды. В зале в углу сцены установлены интерактивная доска и ком пьютер.

    Перед началом праздника звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т. д.

    Команды занимают в зале места, заранее закрепленные за ними.

    В течение торжественной части на сцене работают педа гог. Педагог определяет цель мероприятия, объясняет название занятия и условия проведения конкурсов. Логическое построе ние задания базируется на эколого-биологических знаниях, при обретенных на занятиях в школе.

    I Вступительная часть .

    Педагог(Слайд1)Посмотрите вокруг - какой прекрасный удиви тельный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раз дольные луга, зеленые леса, величественные горы, лазурные во ды, неповторимый мир растений и животных. Все создано ра зумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает человеку для жизни все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой. Но так ли все хорошо в этом мире? Давайте спросим об этом у самой Природы.

    II Театрализованное представление.

    Выход Природы сопровождается под музыку «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

    Природа (Слайд2). Человек меня огорчает, он стал эгоистичным, расточительным потребителем, а мои богатства не вечны. Вы рубаются леса, осушаются болота, загрязняются водоемы и ат мосфера. Многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Горы промышленных отходов губят Землю. Да и с человеком тоже не все благополучно: его одолевают болезни, процветают наркомания и преступность, не прекращаются вой ны, человечеству угрожает голод. Человек забыл об ответствен ности за жизнь на Земле. Что он оставит потомкам? Пустую, безжизненную планету? Со мной пришли мои подданные, они хотят высказать свое отношение к деятельности человека.

    Воздушная нимфа .(Слайд3) Нашу планету окружает самый большой из океанов, и мы каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. Речь идет о голубом воздуш ном океане. Воздухом дышат и звери, и птицы, и растения, и че ловек - все живое на Земле не может обойтись без него! Вот только с каждым годом он становится все грязней и грязней. Из многих городов приходят тревожные вести: «Не хватает свежего воздуха, нечем дышать!». Полчища автомобилей заполнили ули цы, проспекты, площади и обрушили на все живое свои выхлоп ные газы. А еще дымят бесконечные заводы и заводики, фабри ки и фабрички. Все живое задыхается от ужасного дыма,едкой гари, ядовитой копоти.

    Золотая рыбка( Слайд 4 ) . Не хочется мне жить больше в море, хо чу в аквариум с чистою водою! Ох! Пропадают моря-океаны. Кораблей на водных путях - как автомобилей на шоссе, и с каж дого, даже с самого маленького суденышка, в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в гряз ную свалку. А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти - совсем плохо! К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер в пути аварию - вся нефть выливается в море. Вот беда так беда! От этой отравы гибнут рыбы, дельфи ны, болеют, а иногда даже гибнут чайки, другие морские живот ные. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка, не дает проникнуть в глубь моря ки-слороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать, уже от голода.

    Реченька (Слайд5 ) . Ох, ребята, это я сейчас такой стала, а раньше я прозрачной была. Вот моя история. Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой - была я речка прозрачная. Построи ли на ее берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много во ды - и проложили от завода к речке две трубы. По одной - вода на завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная, выливается грязная, отработанная. Не удивительно, что я стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака! Ниже по течению построили еще один за вод - по производству резиновых сапог. И он чистую, прозрач ную воду пьет, сбрасывая по трубе обратно грязную воду. И стала я здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера черных резиновых сапог. Еще дальше вырос на бере гу третий завод - ситцевый, отчего речка сделалась здесь серо- буро-малиновой - пестрее самого пестрого ситца. Так вот: была я чистой, прозрачной, да стала грязнулей. Была многоводной, да стала маловодной.

    Фея леса. (Слайд6)Люди не могут обойтись без леса. Лес постав ляет в атмосферу кислород, он, как пылесос, освобождает воз дух от пыли. Лес - это и наполненные чистой водой речки: кор ни деревьев скрепляют почву, предотвращают ее эрозию. Лес смягчает климат, защищает от холодных ветров зимой и от су ховеев летом, он дает пищу, лекарства от болезней. Лес напол нен жизнью - это родной дом для тысяч животных и растений. За последние 20 лет планета потеряла почти 200 млн га леса. Каждый год лесной покров сокращается на площадь, равную территории Австрии. Огромный расход древесины, горы мусо ра... А ведь деревья растут медленно, многие десятилетия.

    Эколог .(Слайд7 ) Позвольте вступиться за человека. Он осознал зна чение чистого воздуха, воды, лесов и полей нашей прекрасной планеты Земля. Люди начинают понимать, что Земля - наш об щий дом, и его надо сохранить для будущих поколений. Чтобы решить экологические проблемы, человек должен изменить се бя, свое мышление, сознание. Важно всегда помнить, что Земля одна, и другой планеты у нас не будет.

    Педагог. В нашей школе ребята понимают всю ответст венность, которую несет человек за состояние природы, и зани маются решением некоторых экологических проблем.

    Две девочки исполняют частушки

    Частушки на экологическую тему"

    Раньше, люди говорят,

    Был у нас красивый сад.

    А теперь на месте том

    Тонны мусора кругом.

    Выйду я на улицу,

    Вижу, небо хмурится:

    Тут заводы задымили,

    Посижу лучше в квартире.

    В парке нашем у реки

    Пели раньше соловьи,

    А теперь одно слыхать:

    «Мусор надо убирать!»

    Вот под кустиком пакетик,

    Он хорошенький такой.

    Только бросил тот пакетик,

    Видно, человек плохой.

    На полянке на лесной

    Слет туристов был весной.

    Целый месяц с той полянки

    Убираем банки-склянки.

    Много-много лет назад

    Был у нас прекрасный сад,

    А сегодня в том саду

    Кучу мусора найду.

    Выйду утром погулять

    Да с друзьями поиграть.

    Но некогда в саду гулять:

    Мусор надо убирать.

    Если б только все мы знали,

    Как природу защищать:

    Жить бы сразу лучше стали,

    Свежим воздухом дышать.

    Если б не было деревьев,

    Не было бы палки.

    Если б мусор не кидали,

    Не было бы свалки.

    Под горой стоит береза,

    Грустно так качается.

    Ветки ей пообломали -

    И вот она печалится.

    Были летом на рыбалке,

    Рыбы там не видели.

    В речку мусор накидали,

    Речку тем обидели.

    Педагог. Ежегодно школьники приводят в порядок ули цы наших сел, высаживают зеленые насаждения на пришкольном участке, участвуют в различных экологических акциях.

    Презентация природоохранных акций «Берегам Пьяны- за боту детских рук». (Слайд 8)

    Педагог. (Слайд9) Стали люди сильными, как боги,

    И судьба Земли у них в руках.

    Но темнеют старые ожоги

    У земного шара на боках

    Мы давно освоили планету,

    Широко шагаем в новый век.

    На Земле уж белых пятен нету –

    Черные сотрешь ли, человек?

    П1. Основная часть.

    Проводится игра-конкурс среди команд.

    Задания на этапах.

    Этап 1-й . Лесная тропа (Слайд 10-12)

    1.Чей это след? По предложенным заданиям (карточкам) определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).

    2.Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (Очин, стержень, опахало.)

    3.Определи растение по предложенным семенам (предло жить семена ясеня, клена, дуба, каштана и т. д.).

    4.Определи стороны горизонта по компасу и азимуту.

    5.Собери грибы в лукошко. (Представлены муляжи грибов; нужно из них выбрать съедобные и определить их названия.)

    Этап 2-й . Наш край (Слайд 13)

    1.Назовите редкое животное нашей области, занесенное в Красную книгу . (Выхухоль.)

    2.Какая птица нашего края самая крупная? (Дрофа.)

    3.Выберите полезные ископаемые, наиболее часто встре чающиеся в нашей области и имеющие промышленное значе ние. (Участникам раздают карточки с названиями (золото, алюминий, железо, нефть, песок, глина, мел) и коллекции полез ных ископаемых.) (Ответ: нефть, песок, глина)

    4. Сколько природных парков в нашей области? Какие? (Керженский заповедник, Бутурлинский заказник и.т.д.)

    Проверь свои знания (Слайд14)

    1.Это единственная рыба, плавающая в вертикальном поло жении. (Морской конек.)

    2.Это животное - родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и перевари вает добычу вне своего тела. (Морская звезда.)

    3.Как называется самый большой осьминог? (Спрут.)

    4.Змеевидная морская рыба, принадлежащая к тому же от ряду, что и угорь. (Мурена.)

    5.Скат мантапо другому называется... (Морской дьявол.)

    6.Коралл - это растение или животное? (Животное.)

    7.Единственный враг кита помимо человека? (Касатка, род ственница кита.)

    8.В 1943 г. Жак Ив Кусто, знаменитый французский океано граф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом. Как он называется? (Акваланг.)

    9.Сколько сердец у осьминога? (3 сердца.)

    10.Какая рыба из семейства круглоротых имеет 3 глаза? (Минога.)

    Этап 3-й . Водоемы (Слайд 15-16)

    1.Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осетр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась).

    2.Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, лужанка.)

    3. Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толсто лобик, амур, судак, сазан, уклейка, игла, колюшка, линь, красно перка, сом, карп, ерш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга и т. д.)

    4.Какое насекомое путешествует по воде в воздушном коло коле? (Паук-серебрянка.)

    5.Назовите притоки Волги (Ока,Кама)

    6.Определите моллюсков.(Беззубка, перловица,прудовик,катушка)

    Этап 4-й. Экология «Устами младенца»( Слайд 17-24)

    Задание. Определите, что это:

    Пункт 1

    1. Ее изобрели китайцы.

    2. У нас ее получают из дерева.

    3.Она легко горит.

    4.Из нее получается очень много мусора.

    5.На ней обычно рисуют или пишут. (Ответ: бумага.)

    Пункт 2

    1.Его делают из песка.

    2.Чаще всего оно прозрачное.

    3.Когда падает, оно разбивается.

    4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

    5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Ответ: стекло.)

    Пункт 3

    1.Это то, чего много в городе, но мало в деревне.

    2.Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.

    3.От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится еще больше.

    4.Его издают разные приборы, машины.

    5.Если этого много, то он вызывает головокружение, ес ли действует постоянно в течение длительного времени, то вызывает глухоту. (Ответ: шум.)

    Пункт 4

    1.Этого почти не видно.

    2.Этого очень много в промышленном городе, где рабо тают фабрики и заводы.

    3.От этого у людей бывает астма, бронхит.

    4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

    5.В городе, где этого много, не растут лишайники. (Ответ: газовые отходы.)

    Пункт 5

    1.Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.

    2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, вдоль дорог.

    3.Это собирают и сдают.

    4.Из этого можно сделать что-то новое.

    5.Это бывает иногда цветным. (Ответ: металлолом.)

    Пункт 6

    1.Это всегда черного цвета.

    2.Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

    3.Это очень вредное.

    4.У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

    5.Этого много образуется при горении. (Ответ: сажа.)

    Пункт 7

    1.Это то, без чего мы уже не можем жить.

    2.Этим мы пользуемся каждый день.

    3.Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

    4.Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.

    5.С помощью этого вещи становятся чище. (Ответ:CMC.)

    Пункт 8

    1.Это легче воды.

    2.Это образует пленку на воде и не тонет.

    3.В речке этого становится много, когда моют машину.

    4.Это мешает дышать рыбам.

    5.Это надо удалять с поверхности воды.

    (Ответ: машинное масло.)

    Этап 5-й . Растення вокруг нас (Слайд 25-26)

    1 На лугах и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки и каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением ле чат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник.)

    2 Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел. (Репа.)

    3 Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тя готения. (Яблоня.)

    4 Какое растение очень любят кошки? (Валериана.)

    5 Из чего «делается» мед ? (Из нектара цветов. 100 г меда получается, если пчела возьмет нектар у 1 млн цветов.)

    Этап 6-й . Собери рюкзак (Слайд27)

    Задание. Из предложенных предметов как можно быстрее правильно соберите рюкзак. (Команды выбирают из различных предметов все необходимое для экологической экспедиции. Вы игрывает та команда, которая выбрала как можно больше не обходимых в экспедиции предметов.)

    Этап 7-й. Что мы едим ?(Слайд28)

    6 Из каких компонентов состоит наша пища? (Белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества.)

    6 Составь пословицу или вспомни пословицу о пище. («Не будет хлеба - не будет и обеда», «Без капусты щи не густы», «Съешь и морковку, коли яблочка нет», «Хлеб - батюшка, вода - матушка».)

    6 Составь меню. (Предложите I вариант обеденного меню.Что вы должны учитывать при его составлении?)

    6 Составь пары - «продукт - витамин» из предложенных карточек. (Шиповник, печень, яйцо, рожь, витамины А, В, С, Д.)

    Жюри подводит итоги игры-конкурса, награждает победи телей и отмечает участие каждой команды, а также лучшие рисунки и плакаты на экологическую тему.

    Литература

    4.Мигунова, Е. Я. Большая энциклопедия животных [Текст] / Е. Я. Мигунова. - М.: Омега, 2004.

    5.Черкасова, М. В. Они должны жить [Текст] / М. В. Черка сова. -М.: Лесная промышленность, 1984.

    6.Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009, с. 4 -15.

    В современных условиях все большее значение уделяется экологическому воспитанию учащихся, немаловажное значение уделяется вопросам природоохранной деятельности. Предлагаемое внеклассное мероприятие проводилось в рамках проведения Дня Земли 22 апреля с учащимися 5–7-х классов.

    При подготовке к мероприятию ученики, разделившись на группы, участвовали в конкурсе плакатов “Спасём природу”.

    В ходе мероприятия каждая группа демонстрирует свой плакат, комментируя подобранным материалом.

    По окончании презентации жюри присуждает места за участие в конкурсе плакатов.

    Классы: 5-7.

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. Развивать экологическое сознание и экологическую культуру детей;
    2. Активизировать познавательную деятельности, создать условия, побуждающие детей со вниманием и заботой относится к природе.
    3. Познакомить учащихся с факторами загрязнения окружающей среды
    4. Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.
    5. Углубить и систематизировать знания об экологических факторах среды и их действие на организмы.

    ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, проектор, презентация к занятию, плакаты на природоохранную тему, выполненные учащимися

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся.

    Актуализация знаний учащихся.

    Учитель: Ребята, на уроках природоведения, географии мы с вами очень часто употребляли выражения “Природа – наш дом родной”, “Берегите природные богатства”, “Планета в опасности”. Что они означают? (Выслушиваются ответы учащихся).

    Прослушивание фонограммы песни “Как прекрасен этот мир”.

    Учитель: Да, действительно, прекрасен мир, который нас окружает, прекрасна, непохожа и разнообразна природа в любой точке нашего земного шара. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

    Ученик :

    Пора бы человечеству понять,
    Богатства у Природы отбирая,
    Что Землю нужно тоже охранять:
    Она, как – мы, такая же – живая!

    (презентация идет на фоне произведений Э?ннио Моррико?не)

    Жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырьё для промышленности, лекарства и многое-многое другое.

    В окружающую среду поступают углекислый газ и все отходы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности людей.

    Долгое время считалось, что человек – царь и властелин природы, призванный ни с чем не считаясь, покорять её и подчинять своим нуждам. Обретая невиданную власть над природой, изменяя её, человек ставит под угрозу не только здоровье Земли, но и само существование всего живого, в том числе и людей.

    Рис.2

    2 ученик:

    Человеку всегда и во всём сопутствует вода. Она его кормит, поит, греет и охлаждает, ни одно производство не обходится без воды. И поселялся человек издавна вблизи морских берегов или рядом с реками и озерами. Крупнейшие города нашей страны возникли на реках: Москва – на Москве-реке,

    Петербург – на Неве,

    Иркутск – на Ангаре,

    Хабаровск – на Амуре.

    Потребление воды непрерывно растет. Неудивительно, что проблема водообеспечения быстрорастущего населения нашей планеты стала одной из основных мировых проблем. 18% населения мира лишены безопасной питьевой воды.

    За год от загрязнения воды и воздуха в мире умирает 6 млн. человек. Больше всего загрязняет окружающую среду автомобильный транспорт. На некоторых растениях влияние выхлопных газов настолько отчётливо видно, что их с успехом можно использовать для обнаружения опасной концентрации этих газов для здоровья человека.

    Рис.7

    “НЕ ГУБИТЕ ВСЁ ЖИВОЕ”

    В 1950-х годах предприятие по переработке руды сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воды залива Минамата (Япония). Бактерии перерабатывали её в диметилртуть. По цепям питания она попадала и накапливалась в рыбах. Люди питались рыбой, получали сильнейшие отравления, нервнопаралитические заболевания, более 50 человек умерли. С 1955 по 1959 годы здесь каждый третий ребенок рождался с психическими и физическими аномалиями.

    Рис.8

    “НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ”

    За последние 10 лет площадь лесов в мире сократилась на 94 миллиона гектаров. Около 70% лесных пожаров в нашей стране возникает по вине населения.

    Рис. 9

    Основная задача охраны редких и исчезающих видов в том, чтобы, создав благоприятные условия, добиться увеличения их численности. Если каждый из нас не станет весной рвать ландыши, возможно, скоро этот цветок перестанет быть объектом Красной книги Подмосковья.

    Рис.10 Рис.11

    Впервые Красная книга была создана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. В Красную книгу внесено 681 растение, 20 грибов,32 моховидных растения и 29 лишайников.

    “СОХРАНИМ МОРЕ”

    Почти 75% поверхности Земли покрыто водой, но только 2,5% приходится на пресные водоёмы.

    В развивающихся странах 90% бытовых и 70% производственных стоков сбрасывают в воду без очистки.

    Рис.12

    Бурное развитие промышленности привело к резкому возрастанию количества всевозможных отходов и к массовому загрязнению рек, морей и океанов такими веществами, которых природа никогда не знала: нефтепродуктами, солями тяжелых металлов и многими другими химическими веществами.

    Особенно от загрязнения страдают внутренние моря: Балтийское, Азовское, Черное, Японское, Северное. В Черном море уменьшилось количество рыб, зато в огромном количестве размножаются медузы.

    Рис.13

    Стадо черноморских дельфинов 40 лет назад насчитывало два с половиной миллиона голов. Теперь оно едва дотягивает до 100 тысяч.

    Около четверти коралловых рифов мирового океана уничтожены. Ещё 30% исчезнут в ближайшие 10 лет.

    Ежегодно 300 морских черепах из каждой тысячи погибают, проглотив плавающий в море пластиковый мусор.

    Рис.14

    В Белом море каждые 4 из 100 тюленей гибнут по той же причине. Очень загрязнены Черное и Аральское моря. Реку Дунай называют “сточной канавой” Европы. Мировой океан принадлежит всем. Но он и... ничей. Каждый год в него сваливают миллиарды тонн жидких и твердых отходов. В результате гибнут морские животные, рыбы, птицы.

    Рис.15.

    В Красную книгу Российской Федерации (1983г.) внесены: млекопитающие – 94 вида, птицы – 80, рептилии -11, рыбы -10, насекомые – 219 видов.

    “ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ТАКИМИ?”

    Рис.16

    В мире 2 млн. человек в год умирают от болезней, связанных с загрязнением питьевой воды. Больше всего страдают дети. Всё чаще можно услышать про животных с обнаруженными мутациями.

    Мутация – это появление у живых организмов необратимых изменений, возникающих под влиянием экологических факторов среды. Экологи установили, что последствия хозяйственной деятельности людей являются наиболее значимыми в загрязнении окружающей среды и объединили их в группы в порядке значимости:

    • 1.ядохимикаты, пестициды, диоксиды;
    • 2.тяжелые металлы и их соли;
    • 3.потери нефти и нефтепродуктов;
    • 4.сточные воды и твёрдые отходы промышленности;
    • 5.химические удобрения;
    • 6.радиоактивные и тепловые отходы;
    • 7.городские шумы (транспорт, громкая музыка, работа машин).

    Рис.17

    ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ УМЕНЬШИТ КОЛИЧЕСТВО ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ, ТО ЗАГРЯЗНИТЕЛИ УМЕНЬШАТ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ.

    Рис. 18

    9 ученик:

    Главное условие развития человечества – не покорение, а сотрудничество с природой, бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле.

    ЗЕМЛЯ У НАС ТОЛЬКО ОДНА… Это наш корабль в безбрежных просторах Вселенной. Этот замечательный корабль имеет всё необходимое для бесконечно долгого путешествия на нём. Но в случае поломки этого корабля пересесть нам будет не на что. Следует беречь то, что имеем.

    Рис. 19

    БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ
    ЖАВОРОНКА В ГОЛУБОМ ЗЕНИТЕ,
    НА КАМНЯХ ИГРАЮЩЕГО КРАБА,
    НАД ПУСТЫНЕЙ ТЕНЬ ОТ БАОБАБА,
    ЯСТРЕБА, ПАРЯЩЕГО НАД ПОЛЕМ,
    ЯСНЫЙ МЕСЯЦ НАД РЕЧНЫМ ПОКОЕМ,
    ЛАСТОЧКУ, МЕЛЬКАЮЩУЮ В ЖИТЕ.
    БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ, БЕРЕГИТЕ! М.ДУДИН

    Рис.20



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»