Родительская защита. Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации. Право родителей на возврат ребенка от лиц, удерживающих его не на основании закона

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

приходит в этот мир абсолютно беспомощным.

Хватательный, сосательный и еще несколько рефлексов — вот и все,

чем он обладает, и что защищает его от окружающего мира.

Но как же тогда он может выжить в этом жестоком мире?

«Инстинкт родительской защиты» — это не совсем то, что мы себе представляем.

Все, в чем нуждется младенец, он передает громким плачем.

Поскольку все его рефлекторные дуги «замкнуты» на голосовых связках.

А это и есть инстинкт родительской защиты…

Отсутствие рефлексов инстинкта самосохранения начального периода жизни человека

Человек приходит в этот мир, имея в своем распоряжении только небольшой набор врожденных рефлексов. Все, что у него есть – это сосательный и хватательный и еще несколько других рефлексов (не считая, конечно, рефлексов, обеспечивающих работу внутренних органов). Хоть ад разверзнись перед ним, новорожденный младенец все равно будет смотреть на мир чистыми, наивными глазами. И это факт. Инстинкт самосохранения у него еще не работает .

На первый взгляд — это абсурд. Человек есть «плоть от плоти» животного мира Земли. И инстинкт самосохранения для него является точно таким же необходимым атрибутом, и имеет точно такое же значение, как и для любого живого существа биоценоза планеты. Биологический механизм, защищающий человека от агрессивного воздействия внешней среды должен бействовать всегда, в каком бы возрвсте, в каком бы состоянии он не был.

В отсутствие инстинкта самосохранения, у детей, эту функцию берет на себя инстинкт родительской защиты .

Приглядитесь внимательнее к детям. Новорожденный младенец не реагирует ни на резкий звук, ни на резкое движение – типичные раздражители инстинкта самосохранения. Все это у него появится потом, с течением времени. А пока он только ест, пачкает пеленки, таращит глазки, смешно дергает ручонками и ножками. В общем, ведет нормальную жизнь младенца.

Но все это до тех пор, пока рядом с ним находится его мама. Стоит ей отлучиться от ребенка на чуть более длительный срок, чем это позволительно, как ребенок тут же дает знать об этом: громкий плач заставит мамашу вернуться к малышу. Неважно, по какой причине заплакал ребенок: будь то мокрые пеленки или пустой желудок, или какая другая причина. На самом деле:

главной причиной, заставившей ребенка плакать, является действие инстинкта родительской защиты – защитная реакция детского организма на отсутствие рядом защитника .

Биологические значение инстинкта родительской защиты. Раздражители инстинкта

Раздражителем инстинкта родительской защиты являются любые раздражители: мокрые пеленки, больной животик неудобная поза… Но, самое главное в инстинкте – это: отсутствие рядом взрослого человека – защитника .

Биологическое значение инстинкта родительской защиты:

Человек приходит в этот мир совершенно беспомощным, с небольшим набором врожденных рефлексов. Самостоятельно он существовать не может, его жизнь на 100 % зависит от находящихся рядом с ним родителей. Отсутствие рядом взрослых людей длительное время, означает неминуемую смерть. Инстинкт родительской защиты — есть врожденное свойство биоорганизма периода его детства. Он начинает действовать с максимальной силой с первых мгновений жизни ребенка. Затем, с приобретением ребенком личного опыта, с появлением все большего количества условнорефлекторных дуг, этот инстинкт постепенно теряет свою силу и полностью угасает с окончанием отрочества.

С первых минут ребенок начинает общение с окружающей действительностью, начинает приобретать свой жизненный опыт. Но, в самые ранние годы своей жизни, этот опыт он может приобрести только с помощью родителей. Именно на это направлен инстинкт родительской защиты: на освоение окружающего мира с помощью родителей . Все рефлексы младенца, связанные с окружающей средой, могут завершиться, в конце – концов, только с помощью находящихся рядом взрослых людей.

Плач ребенка, свидетельствующий о том, что он голоден, или у что него болит животик, или что он неудобно лежит, или что он промок и ему холодно, и так далее — все это есть обращение ребенка к взрослым. По-другому сообщать о своих проблемах он просто не умеет. Этот плач не есть проявление пищеварительного рефлекса или сосательного рефлекса или ориентировочного или любого другого рефлекса. Плач младенца есть проявление только и только врожденного инстинкта родительской защиты .

Только взрослые могут помочь ребенку утолить голод, вылечить больной животик, поменять подгузники. Чувство голода свидетельствует о неудовлетворенности пищевого рефлекса, больной животик – о нарушениях рефлексов пищеварительного тракта, раздражение кожи от мокрых подгузников – осязательный рефлекс. Но все эти рефлексы могут удовлетвориться только с помощью родителей.

Все рефлексы младенца подчинены инстинкту родительской защиты, как главному выживательному инстинкту данного периода жизни. Функционально: Инстинкт родительской защиты — есть самый главный инстинкт человека периода его детства, и представляет собой видоизменение инстинкта самосохранения .

Важнейшая особенность проявления инстинкта родительской защиты: все рефлекторные дуги, в случае их неудовлетворенности, оканчиваются на голосовых связках .

Отсутствие рядом, даже небольшой промежуток времени, взрослых – защитников, головной мозг ребенка оценивает точно так же, как и неудовлетворенность его важнейших рефлекторных дуг. То есть — как состояние крайней опасности.

Поэтому с ребенком всегда должен быть рядом взрослый человек, которого головной мозг ребенка считает защитником . Только тогда фоновый баланс торможения и возбуждения в ЦНС ребенка будет нормальным. Только тогда ребенок сможет нормально осваивать окружающую среду, а не сквозь призму страха. И, даже, не столь суть важно: какими качествами будет обладать этот «защитник», пусть это будет папа – алкоголик или злая мачеха, все равно: общий эффект от присутствия рядом таких горе — родителей принесет значительно больше пользы ребенку, чем их отсутствие.

Детские дома, увы, не решают проблемы: постоянно меняющиеся лица воспитателей головной мозг ребенка не воспринимает как защитников, и, соотвественно, не может оценить как удовлетворение инстинкта родительской защиты. И какими бы великолепными не были эти детские дома, дети, выросшие в них, всю жизнь будут смотреть на мир сквозь призму своего детского страха.

Физиологические основы инстинкта родительской защиты

Основа образования инстинкта родительской защиты проста:

Мы знаем, что незнакомую информацию головной мозг не может оценить ни как отрицательную, ни как положительную. В головном мозге нет сенсорных нервных центров этой информации. А нет нервных центров — нет и никакой реакции. В этом случае возбуждается ориентировочный инстинкт. То есть — повышается внимание – таковы законы работы головного мозга.

А для младенца вся поступающая информация — новая. Соответственно, и мозг ребенка на нее реагирует максимум — повышением внимания. Распознать степень опасности информации он еще не способен. Но это явно невыживательно: в таких условиях головной мозг ребенка не сможет разглядеть даже самой явной смертельной опасности. Такое развитие событий есть угроза существованию всего биологического вида «человек разумный». Более того: это будет означать смерть человеку как виду биоценоза.

Поэтому эволюция изобрела приспособительный механизм для человека, только входящего в этот мир: ребенок начинает осваивать мир опосредственно, через родителей. В освоении окружающей действительности эволюция поставила для ребенка промежуточное звено – его родителей.

Все, что выживательно, ребенок получает от родителей, они и ограждают его от всего, что приносит неприятности. Именно родители берут на себя исполнение главного инстинкта биоорганизма ребенка — инстинкта самосохранения.

ИНСТИНКТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАЩИТЫ — это защитно-приспособительный механизм индивидуального развития человека в начальный период его жизни, в условиях полного или почти полного отсутствия, в его головном мозге, НЦ раздражителей, и, как следствие – не функционировании его Инстинкта самосохранения. Проявляется в передаче исполнения функции инстинкта самосохранения- родителям, или другим взрослым, которых головной мозг ребенка оценивает как защитников .

Кризис переходного возраста

По мере развития ребенка, накопления им информации, начинает работать собственный инстинкт самосохранеия ребенка. Он становится все независимее он от родителей, и тем слабее инстинкт родительской защиты. Память головной мозга постепенно заполняется сенсорными НЦ информации. И на каком-то этапе память головного мозга ребенка накопит достаточно информации, чтобы он мог вступить в жизнь как самостоятельный взрослый человек.

Этот момент четко прослеживается в человеке – как кризис переходного возраста . Эволюционно, кризис переходного возраста означает, что человек перестал быть ребёнком и должен отныне существовать в окружающей действительности как самостоятельное существо.

Внешние проявления кризиса: отрок начинает отрицать мораль предыдущего поколения. Он становится критичен, дерзок по отношению ко всем взрослым (к родителям – в том числе), к их поступкам, моральным ценностям. С этого момента подросток начинает жить по законам морали своего круга общения.

Кризис переходного возраста – естественное явление.

Особенность действия инстинкта родительской защиты: подражательное поведение детей. Копируя поведение взрослых — «защитников» — ребёнок начинает строить свои отношения с окружающей действительностью. И, таким способом — вливаться в окружающий его мир. Это естественное, выработанное миллионами лет эволюции и естественного отбора, врождённое качество — неотъемлемая часть инстинкта родительской защиты.

Врождённая тяга детей к подражательному поведению — есть основа, база, на которой должны строиться все воспитательные действия. Используя подражательное поведение детей, можно легко привить им основы морали — законы выживания его социума, научить многим полезным действиям, в том числе и навыкам к труду и простейшим ремёслам. Увы, педагогика игнорирует это качество инстинкта родительской защиты (впрочем — как и сам инстинкт). Отсюда и множество проблем в процессах воспитания детей.

Пока действует инстинкт родительской защиты, ребенку прививаются правила выживания (нормы и правила поведения), присущие предыдущему поколению – его мораль. Но кроме родительского воспитания, ребенок получает еще кучу всякой информации: воздействие улицы, сверстников, лавину информации из СМИ, новые школьные программы… Короче: очень много нового, что не получили когда-то его родители, и, соответственно — не могли передать своему чаду. Кроме того, родительское и школьное «воспитание» часто не совпадает с собственными врождёнными качествами характера и устремлениями ребёнка.

Из этого конгломерата воспитательных и всех прочих воздействий вырастают законы выживания нового поколения, новые правила поведения, новая мораль, не присущая поколению родителей.

И это естественно. Законы выживания социума, законы и правила поведения в нем, законы морали не могут быть раз и навсегда установленными, не могут быть чем-то закостеневшим. Как не может быть закостеневшим сам социум. Все должно быть в непрерывном развитии. В противном случае, сейчас бы правила мораль каменного века, а человек до сих пор бы бегал по лесам с дубиной в руках…

КРИЗИС ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА (кризис «отцов и детей») – явление отрицания подростком законов морали поколения его родителей. Возникает в переходный период, когда заканчивается действие его инстинкта родительской защиты, и он начинает формировать свои взаимоотношения с обществом как взрослый человек, по законам морали своего круга общения .

Из всего вышесказанного следует определение понятия «воспитание»:

ВОСПИТАНИЕ – процесс привития детям законов морали общества, навыков выживания и обучения конкретным поведенческим реакциям на основе врождённого подражательного поведения детей . Понятно, что наиболее эффективным воспитание будет в период действия инстинкта родительской защиты воспитуемых. Именно в этот период, используя сложившийся многомиллионолетней эволюцией биоорганизмов механизм подражательного поведения детей – как способ выживания вида — можно «просто так», на веру, без обязательного осознания, привить ребенку основные правила выживания в обществе.

Наш эксперт — психолог Софья Шноль .

Не допустить страданий

У каждого ребёнка есть две важные потребности. Одна — чтобы близкие люди признали его право быть таким, какой он есть, и поступать так, как он сейчас может. Другая — в крепком надёжном тыле, дающем ребёнку уверенность в том, что он не один, что за него есть кому постоять. И то и другое создаёт ощущение безопасности, позволяет направлять силы на развитие, а не на выживание. Безопасные условия для развития ребёнка должны создавать окружающие его взрослые, защищая не только от прямой угрозы жизни и здоровью, но и от того, что может травмировать его психологически. Ребёнок всегда должен чувствовать, что у него есть поддержка.

Культура утрачена

Культура защиты своих детей у нас, к сожалению, отчасти утрачена. Бывает, на родителей находит оцепенение, когда ребёнка атакуют у них на глазах, особенно если это делают учителя или представители государства, и это мешает броситься на защиту в нужный момент. Бывает, они, наоборот, проявляют преувеличенно агрессивную реакцию, не соответствующую ситуации. В итоге и в том и в другом случае ребёнок остаётся один. В первом — родители фактически бросают его наедине с чужой агрессией, во втором — направляют всё своё внимание на противостояние этой агрессии, забывая ребёнку посочувствовать. Иногда от бессилия взрослые пускаются в общие рассуждения о несправедливости мира — это ещё один способ оставить ребёнка без поддержки.

Бывают ситуации

Необходимость защитить ребёнка не всегда очевидна для родителей. Бывают ситуации, не вызывающие вопросов, — когда речь идёт о прямой физической агрессии со стороны чужого взрослого. В этих случаях у большинства из нас животный инстинкт защиты детёныша включается сам собой. Сложнее бывает, когда кто-то со стороны просто делает ребёнку замечание или возникает конфликтная ситуация с лицом, от которого ребёнок зависит (учитель, спортивный тренер). Вдруг попытка защитить повлечёт за собой лишь дополнительные неприятности, думает родитель. Если случилась стычка с другим ребёнком, нужно ли вмешиваться? Наконец, как понять, что сам ребёнок нуждается в защите?

Ориентируйтесь на чувства: если чадо страдает, значит, защита нужна.

На его стороне

Есть разные способы защиты: решить проблему без ребёнка, сделать это вместе с ним или просто обсудить происходящее. Не столь важно, что вы выберете. Главное, чтобы ребёнок знал, что вы на его стороне. Даже если он сам в чём-то виноват, важно донести до него, что вы всегда поможете ему исправить ситуацию. Вашим главным посланием должно быть: «Что бы ни случилось — ты наш и мы за тебя».

Способы защиты своего ребёнка

1. Если кто-то делает при вас замечание ребёнку :

Сказать этому человеку, что вы не разрешаете чужим людям воспитывать своего ребёнка, и предложить поговорить с вами.

Промолчать, но позже объяснить ребёнку, что тот человек был неправ.

2. Если возник конфликт в школе или спортивной секции с учителем, тренером :

Когда вы не видите возможности для диалога с этими взрослыми, лучший способ защиты — перевести ребёнка в другую школу, другую секцию. Но важно объяснить ему это как защиту, чтобы он не воспринял перевод как наказание за какую-то провинность.

3. Если вашего ребёнка преследуют другие дети :

Здесь нужен серьёзный разговор, но не с обидчиками, а с их родителями.

4. В любой ситуации :

Первым делом защитить и посочувствовать, а «разбор полётов» и воспитательные беседы отложить на потом.

Евгений Орлов, продюсер :

— Объективность в отношении собственного чада — это что-то из области фантастики. Самое главное — объяснить детям, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Тогда не надо будет выступать никаким адвокатом, потому что ребёнок будет понимать, хорошо он поступает или нет.

Действующее законодательство Республики Беларусь не только наделяет родителей правами и обязанностями, но предусматривает специальные меры по защите родительских прав.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Конституции Республики Беларусь: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находится под защитой государства» . Это положение нашло отражение в статье 79 Кодекса Республики о браке и семье, которая гласит: «родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя без законных оснований. Иск в защиту родительских прав может быть предъявлен также органом опеки и попечительства или прокурора» . Право родителей требовать возврата своих детей от любого лица, удерживающего детей у себя без законных на то оснований, базируется на преимущественном праве на воспитание своих детей перед другими лицами. Но это правило действует, когда спорящие стороны имеют равные предпосылки для успешного семейного воспитания. Когда же возвращение ребенка в родную семью не отвечает его интересам, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье позволяет встать на защиту несовершеннолетнего, а не его родителей. При отказе в иске в таких случаях лицо, не имевшее законных оснований для осуществления прав и обязанностей по воспитанию детей, их обретает, становится опекуном (попечителем), приемным родителем. Это один из характерных примеров приоритета интересов ребенка при разрешении данной категории дел.

Осуществление родительских прав предполагает в качестве обязательного условия наличие у родителей возможности лично воспитывать ребенка, что обеспечивается надлежащим образом при совместном проживании и повседневном общении. Нарушение родительских прав, то есть удержание любыми лицами ребенка у себя без законных оснований, является основанием для предъявления родителями иска в суд о возврате детей.

На практике имеют место случаи, когда родители сами передают своих детей временно (на определенный срок) близким родственникам, друзьям, соседям по тем или иным причинам (отпуск, командировка, отсутствие в течение какого-то времени в месте жительства и по другим причинам). И если по истечении оговоренного срока лица, у которых находится ребенок, отказываются его возвратить, выдвигая в качестве обоснования своих действий различные предлоги (ребенок привык к ним, и не хочет возвращаться домой, ребенок посещает престижное учебное заведение и т.д.), возникает необходимость принятия родителями мер по защите своих прав. Ребенок может быть возвращен родителям по их требованию без вмешательства государственных органов, то есть по договоренности между заинтересованными лицами. И лишь в случае противодействия возврату ребенка родители вправе обратиться в суд. Дела такой категории рассматриваются, как правило, по месту жительства родителей (ст.46 ГПК РБ). Именно такой спор ближе всего к спору о праве, поскольку после его разрешения заниматься личным воспитанием несовершеннолетнего станет тот, кому это право возвратят, либо лицо, заменившее родителей (одного из них).

Дела о возврате детей имеют ряд особенностей. Они заключаются в том, что:

право требовать возврата ребенка принадлежит только родителям (одному из них) - это их своеобразная привилегия;

требование о возврате несовершеннолетнего может адресоваться любому лицу -- как физическому, так и юридическому. То есть, форма воспитания ребенка не имеет значения: все равно, живет ли он в семье или является воспитанником детского учреждения любого профиля;

требование о возврате несовершеннолетнего может быть обращено лишь к лицам, удерживающим его не на основании закона или судебного решения. К таким лицам не относятся опекуны (попечители), приемные родители, которые осуществляют свои права и обязанности по воспитанию на основе постановления органов опеки и попечительства.

Исходя из смысла статьи 79 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, нельзя требовать возврата ребенка от лиц, которым он передан на воспитание решением суда. В таких случаях за решением суда выносится постановление органов опеки и попечительства о передаче этого ребенка на воспитание в семью. Однако возражать против возврата ребенка родителям могут и лица, управомоченные на его воспитание (опекуны, попечители, приемные родители). Тогда возникший спор о праве на воспитание может быть решен двояко: либо по просьбе родителей или органов опеки и попечительства отменяются решение (постановление) об установлении опеки (попечительства) или договор о передаче несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью, либо вопрос о возврате родителям решается в соответствии со ст. 79 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Преимущественное право родителей на воспитание своих детей, безусловно, учитывается судом, но не во всех случаях может служит основанием для удовлетворения их требования о возврате ребенка. В части 2 ст.79 КоБС предусмотрена возможность отказа в удовлетворении иска родителей, но при условии, если суд придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. Чтобы сделать такой вывод, суд должен учесть все обстоятельства, имеющие значение для правильного решения дела. Суд вправе отказать: при продолжительном пребывании ребенка в семье лиц, которые его фактически воспитывали. При этом учитывается и желание ребенка, достигшего 10 лет. Это также может произойти в случае, если поведение родителей свидетельствует о том, что они не в состоянии осуществлять надлежащее воспитание ребенка и не могут обеспечить в полном объеме соблюдение его законных прав и интересов. Не исключены также ситуации, когда возвращение домой лишает ребенка привычных для него условий жизни и этим неблагоприятно повлияет на его дальнейшее развитие и воспитание. Хотя наличие у лиц, удерживающих у себя ребенка, лучших материально-бытовых условий по сравнению с теми, что имеют родители ребенка, не дает суду право отказать родителям в защите родительских прав. Обязательным для суда является только учет интересов и мнения самого ребенка.

Однако бывают случаи, когда ни родители, требующие возврата ребенка, ни удерживающие его лица не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (пьянствуют, страдают психическим заболеванием, грубо попирают нормы нравственности и т.п.). Выход из положения подсказывает ч. 3 ст. 79 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, в этом случае суд должен передать ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Законом не исключена возможность повторного предъявления родителями иска о передаче им ребенка. Требование удовлетворяется судом если на лицо существенное изменение обстоятельств, которые по первоначальному иску послужили основанием для отказа в защите родительских прав.

По искам в защиту родительских прав истцу - родителю предстоит доказать, что нарушается, во-первых, его право, а во-вторых - право ребенка на общение с ним. Ответчик, не соглашаясь с заявленным иском, сосредоточивает внимание на фактах, подтверждающих, что возврат ребенка родителям не отвечает его интересам.

Защищающему свои родительские права истцу следует обратить внимание не только на факт нарушения его права на личное воспитание своего ребенка, но и на очевидную целесообразность возврата к нему несовершеннолетнего. Что же касается ответчика, то его роль состоит в доказывании того, что, во-первых, создаваемые им условия семейного воспитания ребенка лучше, а во-вторых, что истец как воспитатель никуда не годится. Мало того, в предмет доказывания ответчика нередко входят обстоятельства, свидетельствующие об опасности пребывания несовершеннолетнего с истцом.

Обе стороны (истец и ответчик) спора, в соответствии с правилами ГПК, имеют равные процессуальные права и обязанности. Однако, в силу статьи 79 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье к участию в деле обязательно привлекается орган опеки и попечительства. Одновременно ст. 88 ГПК РБ говорит о привлечении государственных органов (в предусмотренных законом случаях) к участию в процессе в целях осуществления возложенных ни них обязанностей и для защиты прав граждан и интересов государства. В данном случае, прежде всего для защиты прав детей, поскольку именно эти органы управомочены их защищать. Будучи органами государственными, они одновременно охраняют государственный интерес, выражающийся в создании для ребенка оптимальных условий воспитания. Отказ государственного органа от своего заявления не лишает лицо, в защиту прав и охраняемых законом интересов которого оно было подано, права требовать рассмотрения дела по существу . Но между текстом ч. 3 ст. 79 КоБС и ст. 88 ГПК существует заметное различие, поскольку КоБС предусматривает обязанность суда привлечь к делу органы опеки и попечительства, а ГПК предоставляет этим органам право участвовать в разрешении судебного спора. И все же здесь нет противоречия, так как по сути дела речь идет об одном и том же. Орган опеки и попечительства может вступить в процесс и по собственной инициативе, но основанием для его привлечения к делу все равно служит определение суда. Становясь полноправным участником процесса, орган опеки и попечительства в лице представителя обладает всеми процессуальными правами и обязанностями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством (знакомиться с материалами дела, заявлять отвод, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать определения суда, его решение и др.). Что же касается существа деятельности органа опеки и попечительства, то его главная задача состоит в предоставлении суду заключения по делу.

Такое заключение содержит вывод, основанный на требованиях правового характера, закрепленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье. Орган опеки и попечительства дает однозначный ответ на четко сформулированный в определении суда вопрос - возвратить или нет ребенка просящим об этом родителям. Подобный ответ не может быть неопределенным, так как в этом случае невозможно решить поставленную перед судом задачу.

Заключение органа опеки и попечительства представляет собой подробный анализ всех обстоятельств, на которые обращается внимание в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. При этом необходимо учитывать, что п. 3 ст. 79 КоБС ориентирует такой орган на обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание.

Заключение органа опеки и попечительства приобретает официальный характер после его подписания руководителем органа местного самоуправления, чья подпись удостоверяется печатью. Кроме того, мнение органа опеки и попечительства по рассматриваемому судом спору высказывает представитель в судебном заседании, позиция которого как официального лица окончательна.

Итак, заключение органов опеки и попечительства по спорам о защите прав родителей, - итог сложной, кропотливой, продолжительной работы, завершение которой Кодекс Республики Беларусь о браке и семье не связывает сроками. Это заключение представляет собой всего лишь одно из рассматриваемых судом доказательств по делу, оно не является для суда обязательным и рассматривается в общей массе доказательств. В любом случае суду предстоит в решении обосновать свою позицию.

По сути дела итогом спора о праве на воспитание является исполнение судебного решения. Поскольку в таких случаях приходится иметь дело с поступками личного характера, трудно воздействовать на них принудительным образом. К тому же сама но себе передача ребенка лицу, чьи исковые требования удовлетворил суд, - процесс сложный.

Исполнение любого решения по спору о праве на воспитание - часть судебного производства, входящая в круг обязанности судебного исполнителя, а не представителя органа опеки и попечительства. Именно судебный исполнитель наделен властью в реализации решения суда. После вступления решения суда в законную силу выдается исполнительный лист, который обязателен для всех физических и юридических лиц.

Содержащиеся в исполнительном листе требования, обязывающие должника совершить определенные действия, исполняются по месту совершения этих действий. При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению, судебный исполнитель может отложить исполнение на срок не более чем на 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе. В некоторых случаях, в частности, при розыске ребенка, исполнение судебного решения по спорам о детях может быть приостановлено. Не исключается и немедленное исполнение судебного решения, если это предусмотрено исполнительным документом или законом

Своеобразие такой разновидности спора как защита прав родителей накладывает отпечаток и на исполнение судебного решения.

При исполнении решения суда об удовлетворении иска родителей (одного из них) о возврате ребенка возникает ситуация передачи ребенка от одной стороны к другой. И может так случиться, что привязанность несовершеннолетнего к лицу, удерживающего его без законных к тому оснований, очень велика. И чем она прочнее, тем сложнее осуществить такую передачу. Чаще всего это крайне сложный со всех точек зрения - правовой, педагогической, психологической - акт. Он представляется еще более сложным, так как родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на личное воспитание своих детей. Не случайно поэтому в ситуации подобного рода так велика роль лица, компетентного в вопросах воспитания, выступающего в качестве представителя органа опеки и попечительства. Его следует уведомить о месте, дате, времени исполнения решения. Присутствие представителя органа опеки и попечительства при исполнении решения суда служит гарантией защиты прав, интересов несовершеннолетнего. Представитель этих органов сосредоточивает внимание на разъяснениях, адресуя их всем, кто так или иначе участвует в исполнении судебного решения. Мало того, он обязан воспрепятствовать принудительному отобранию ребенка любого возраста от того, кто его у себя удерживает. Применение к несовершеннолетнему силы как физической, так и в виде психологического давления и любом случае недопустимо.

Анализ исследования дает возможность констатировать, что основополагающим принципом осуществления родительских прав и обязанностей является обеспечение прав и интересов ребенка.

Надлежащее осуществление родителями личных неимущественных прав и обязанностей способствует формированию личности несовершеннолетнего, ограничению возможности нарушения прав ребенка со стороны других лиц, а также выполнению родителями гражданского долга, что соответствует интересам общества в целом.

3ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Бережное отношение к родительским правам не относится к числу декларативных положений, оно гарантируется ст. 68 С К, которая так и называется «Защита родительских прав». Это выражается в предоставлении родителям (каждому из них) права требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. Так случается, когда ребенок оказался у других лиц, например, близких или дальних родственников, не управомоченных в установленном законом порядке на воспитание несовершеннолетнего, поэтому родители не могут вернуть себе своего ребенка. Возврат может быть осуществлен только на основании решения суда, рассмотревшего иск лица, являющегося родителем. Существование столь серьезной процедуры объясняется тем, что всякий раз нужно разобраться в главном - соответствует ли передача несовершеннолетнего его родителям. И если судом будет установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить надлежащее воспитание и развитие ребенка, суд передает его на попечение органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 68 СК). Тем самым отдается предпочтение интересам несовершеннолетнего, о чем специально говорится в абз. 2 п. 1 ст. 68 СК, согласно которому при рассмотрении требований о возврате суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении заявленного иска, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает его интересам. С К не определяет, с какого возраста согласие (несогласие) несовершеннолетнего на возврат к родителям имеет правовую силу. Оно лишь учитывается судом при оценке всех доказательств по делу. При этом важно знать, почему ребенок оказался в другой семье. Одно дело, одинокая мать попала в больницу, уехала на учебу, доверив воспитание своих детей ближайшим родственникам. Другое дело, когда вернувшись после длительного отсутствия из мест лишения свободы, допустим, отец намерен начать новую жизнь. Проблема возврата может возникнуть и при восстановлении родительских прав судом, что предусмотрено п. 3 ст. 72 СК. В любом случае защита родительских прав путем возврата ребенка в кровную семью простотой не отличается, особенно тогда, когда несовершеннолетний искренне привязан к лицам, заменившим родителей (одного из них), и эта привязанность взаимная.

В некоторых случаях при решении вопроса о возврате возникают трудности правового порядка. Имеются в виду случаи, когда отказывается вернуть ребенка лицо, управомоченное на его воспитание в установленном законом порядке. Выход из положения - в отмене решения органов опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). При невозможности это сделать возникающий спор все равно предстоит рассматривать суду. Когда же один из родителей отказывается вернуть ребенка другому, налицо спор об определении места жительства несовершеннолетнего с одним из родителей, разрешаемый в соответствии с требованиями п. 3 ст. 65 СК.

До сих пор говорилось о прямой защите родительских прав. Но существует и такая защита, которая осуществляется косвенным образом. Так, полная утрата родительских прав может быть следствием их лишения в судебном порядке при наличии определенных ст. 69 СК оснований, перечень которых является исчерпывающим. Возможность восстановления родительских прав означает бережное к ним отношение - когда обстановка изменилась, родительские чувства проснулись. Другими словами, появились основания, позволяющие в полной мере защитить свои родительские права: изменение поведения, образа жизни родителей и (или) отношения к воспитанию ребенка.

Ограничение родительских прав допустимо лишь в случаях, предусмотренных ст. 73 СК. Ее требования сочетаются, во-первых, со стремлением обезопасить ребенка и, во-вторых, сохранить родительские права тогда, когда их невыполнение не зависит от родителя либо степень его вины в нарушении интересов детей не столь значительна.

Отобрание ребенка у родителей, одного из них, когда налицо непосредственная угроза жизни ребенка, его здоровью, влечет за собой обязанность органов опеки и попечительства в течение семи дней после совершения отобрания предъявить иск о лишении родительских прав либо их ограничении. Словом, даже в столь необычной ситуации, когда приходится прибегать к своего рода насилию, не допустим произвол в отношении родительских прав, поскольку они также находятся под защитой.

СК в качестве одного из обязательных условий усыновления называет согласие на это родителей (ст. 129 СК). И только в исключительных случаях, предусмотренных ст. 130 СК, допускается усыновление без их согласия. Например, если по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев родители (один из них) не проживают совместно с ребенком и уклоняя- ются от его воспитания и содержания (ч. 5 ст. 130 СК), иначе говоря, проявляют полное безразличие к своим родительским правам и обязанностям, что позволяет с ними не считаться.

И, наконец, еще один пример косвенной защиты родительских прав. Имеются в виду случаи, когда предстоит усыновление ребенка, чьи родители (один из них) лишены родительских прав. Оберегая их даже в такой ситуации, и. 6 ст. 71 СК допускает усыновление не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»