Почему детям так тяжело учиться в школе

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Виталий ЧЕБАНУ, общественный деятель:

Трудно в разы! Школьная программа сегодня намного сложнее, чем была в наше время. Это сделано для того, чтобы каждое последующее поколение прогрессировало - и это нормально! Хорошо это или плохо для родителей? С одной стороны хорошо, с другой - не очень. Потому что исчезает средний класс. Я имею в виду, что дети должны учиться очень хорошо, чтобы поступить в университет, иначе окажутся на низшей ступени. Середины не дано! Это для детей не только психологически трудно, но морально! Родители или заставляют детей хорошо учиться, или возрастает роль коррупции.

Мария АНДРИУЦЭ, директор по маркетингу и PR в Geta Burlacu’s Event Agency:

Я считаю, в школе учиться «трудно» всегда, но есть факторы, которые помогают быть отличниками и в 90-е, и в нулевые и в 10-е. Перечислю по пунктам: 1) харизматичный учитель который заинтересовывает так, что стыдно не знать, 2) грамотный классный руководитель, который умеет мотивировать и 3) - мудрые родители, которые умеют превратить учебу в игру. Главное, объяснить, в чем конкретно поможет учеба - кем ты сможешь стать. В общем, развернутая мотивация - это все, а учеба - это классная тусовка.

Ольга ПОГОДАЕВА, филолог:

Не думаю, что сейчас стало сложнее, чем раньше. Конечно, объем информации, которую они должны изучить, вырос. С другой стороны, возможностей для получения данных стало больше. Сегодня уже не нужно ради одного реферата часами сидеть в библиотеке, все заменил интернет.

Вячеслав ВАЛЬКО, руководитель сообщества потребителей sodrujestvo:

Разве там кто-то учится? Дети сейчас в школе просто отбывают срок.

Алина РЫБАК, технолог легкой промышленности:

Моя свекровь - учительница в школе. Я слушаю ее рассказы и понимаю, что учиться в школе сейчас и трудно, и бесполезно! В программу включают иногда совершенно ненужные темы и предметы. Это сплошная трата времени и сил, никакого интереса к знаниям у детей не остается.

Никита ЦУРКАН, руководитель онлайн-портала:

Не думаю, что тяжелее, чем было раньше. С развитием информационных технологий, наверное, даже легче. Помню, как раньше ходили с одноклассниками в библиотеку, искали информацию для того, чтобы написать сочинения. Сейчас же все, что необходимо, есть в гугле . Так что зря жалуются. Главное желание...

Илона БАТАЛ, маркетолог:

Мне кажется, что стало труднее. Но дело не в количестве нагрузок, а в том, что дети не понимают, для чего им это все нужно. Вот и нет у них желания учиться. Тем более, когда организм молодой - хочется порезвиться, побегать, что-нибудь поделать, сидение за партой кажется настоящей мукой.

Нытье по утрам "Не хочу в школу", жалобы на головную боль и попытки продлить каникулы - для учеников начальной и средней школы явление нередкое. За тем, что видится родителям в первую очередь - банальной ленью и стремлением поспать на пару часов дольше - скрываются куда более глубокие причины, от внутрисемейных конфликтов до буллинга. Почему ребенок не хочет ходить в школу? Вот что рассказала об этом на Московском международном салоне образования семейный психолог, автор книг по детско-родительским отношениям Елизавета Филоненко.

Причина 1: не получается наладить отношения с одноклассниками

У ребенка недостаточно развит социальный интеллект - поэтому стать душой компании не выходит, а очень хочется. Натянутые отношения со сверстниками отбивают желание ходить в школу и отражаются на успеваемости.

Суть проблемы - в сниженных навыках коммуникации. Ребенок плохо понимает других. Он не представляет, как уравновесить чужое "надо" и свое "хочу" и сделать так, чтобы было комфортно и ему, и окружающим в общении с ним. Как правило, корни этой проблемы родом из раннего детства.

Что делать? Моментально помочь здесь невозможно. Нельзя взять и сделать из плохих навыков хорошие. Это очень кропотливая, долгая работа.

Часто причины кроются в нарушенных отношениях внутри семьи. Дело в том, что и родители с ребенком, возможно, не смогли наладить контакт. Поэтому они не в силах помочь и подсказать, как построить взаимоотношения с в школе.

Один из путей решения проблемы - начать с себя. Здраво оцените ваши отношения с ребенком. Возможно, вы чрезмерно близки, не можете отказаться от гиперопеки или недооцениваете его способности. Это тоже вредит коммуникации со сверстниками. От других людей ребенок ждет такого же отношения, как в семье, поэтому и не может занять правильную позицию в общении с одноклассниками.

Нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Если у родителей недостаточно развиты навыки межличностной коммуникации, стоит отвести ребенка на психологический тренинг. На таких занятиях дети учатся общаться под руководством психолога, который дает им задания и упражнения.

Если у вас с ребенком налажен нормальный контакт, надо вместе разбирать ситуации, в которых он столкнулся с трудностями. Ваша задача - сделать так, чтобы ребенок во время разговора задумался и попробовал поставить себя на место других детей или учителя. Спрашивайте у него, что другой человек думает, что чувствует, почему ведет себя так, а не иначе. Так он научится анализировать мотивы других людей.

Причина 2: нет привычки систематически учиться

Нежелание заниматься быстро скажется на оценках ребенка. Важно вовремя понять, что он не просто ленится, а не привык учиться постоянно.

Если в первом классе ребенок не хочет ничего делать, то время упущено. Заниматься этим вопросом надо раньше, с трех-четырех лет.

Что делать? Ребенок должен приучиться к постоянным усилиям. Домашние обязанности, соблюдение режима и спортивные занятия научат его преодолевать инерцию. Он будет понимать, что надо встать, идти и что-то делать. Даже если очень не хочется. Так он легко примет школьные нагрузки и адаптируется к систематическому обучению. Если систематических нагрузок и режима не было в детстве, будет тяжело.

В любом случае, вы можете помочь, понемногу втягивая его в учебный процесс. Нужно договариваться. Ребенку надо показать, что есть дела, которые он обязан выполнить, а после них наступит время отдыха. Постепенно он поймет, что после завершенного дела его ждет что-то приятное. Так вырабатывается система.

Вначале вы сопровождаете ребенка, пока он делает уроки (но не делаете их за него), и пытаетесь сохранить позитивный настрой. Репрессиями ничего не добиться, вместо этого постарайтесь показать позитивную сторону затраченных усилий.

Причина 3: уроки вызывают чувство беспомощности

Ребенок не понял новую тему, ему вовремя не помогли, и он потерялся в материале, а новые задания накатывают, как снежный ком. Отстав от класса, тяжело наверстать упущенное, и это становится одной из причин отказа ходить в школу.

Что делать? Если ребенок отстал, его нужно подтянуть. Помощь учителя - самый понятный и простой способ, потому что он знает критерии оценки и требования к ученику.

Но часто ребенка повергает в беспомощность неумение общаться. Его надо научить разговаривать с учителем - с этим авторитетным, важным взрослым, от которого зависит положение в коллективе. Как задать вопрос, как не бояться, как открыто контактировать с учителем - все это важно уметь школьнику, чтобы нормально себя чувствовать на уроке. Объясните, что опасаться нечего, и спросить, если что-то неясно, - правильно, а не стыдно.

Родителям, в свою очередь, не стоит каждый раз бежать к преподавателю и выяснять, что случилось. Просто научите ребенка преодолевать барьер и общаться без страха.

Обидевшись на учителя, ребенок должен получать в семье установку "давай я тебе помогу разобраться". Говоря "я сейчас позвоню учителю, и тебя не будут обижать", вы только усилите чувство беспомощности.


Причина 4: школьный буллинг

Травля со стороны одноклассников - самая веская причина нежелания появляться в школе. Ребенку страшно, одиноко и непонятно. И тут родители действительно могут ему помочь.

Существуют разные стадии буллинга - от легкого поддразнивания до жестокой травли. Легкое поддразнивание - это более-менее норма, здесь не надо влезать и выяснять отношения с мамами и папами других детей. Скандаля с другими родителями, вы ухудшаете положение ребенка.

Что делать? Если у вас с ребенком доверительные отношения, вы обязательно заметите ранние стадии буллинга. Если ребенка травят в школе, открыто или тайно, -обязательно нужно сразу вмешаться. В большом стрессе ребенок будет по привычке действовать как жертва и не сможет противостоять насилию со стороны других детей.

В этой ситуации лучше всего сменить школу. Однако этого мало, нужна поддержка психолога, потому что и в другом коллективе ребенок будет использовать старый поведенческий шаблон.

Причина 5: ребенок считает, что к нему придираются

Ребенок уверен, что его усилия недооценили, а учитель специально занижает ему оценки.

Что делать? Прежде чем помогать ребенку справиться с несправедливостью жизни, надо понять, насколько его требования адекватны. Часто дети из-за завышенных ожиданий не могут найти общий язык с учителем. Они могут ожидать, например, что их будут хвалить за все так же, как хвалят дома.

Учитель - представитель объективной системы оценки. Если ребенок не сделал половину заданий, то странно ожидать восторгов и громадной похвалы.

Хвалить надо за ощутимый результат. Научите ребенка стараться и достигать результатов без постоянного желания услышать заветное "молодец".

Следует помнить, ребенок не только учится, но и получает социальный опыт. Контакт с людьми, которые относятся к нему предвзято, - это тоже часть жизни.

Обсуждение

по-моему травля тут самая основная причина(к сожалению встречается часто(

Я долго думала, почему у моего ребенка не было желания к знаниям. Оказалось, как бы банально это не звучало, в манере преподавания учителя. Перевелись в другую школу, и там другая программа "начальная школа 21 века", и классная смогла вызвать интерес к учебе. Даже не ожидала, что сын так будет интересоваться природой, профессиями.

25.05.2018 15:53:05, Олеся91

Комментировать статью "Почему ребенок не хочет ходить в школу? 5 причин"

Не хочет идти в школу. Психология, переходный возраст. Подростки. Не хочет идти в школу. 16 лет, 10 класс. Сегодня бужу - не пойду, делай что хочешь. На какое-то время даже улучшение было, спокойней стало. А сейчас ребенок не видит смысла ни в чем.

Обсуждение

смените на нормальную школу, без выпендрежа с претензией на силу
сильная, это все же не та, где много задают
срабатывает нередко такой дауншифтинг
не то лишним грузят в этих лицеях-гимназиях, не то что-то в атмосфере там не то, но есть примеры позитивные ухода от понтов
и выправлялись и далее успешно учились, хотя трудно было родителям решиться

Спасибо всем, навели на возможные причины. Буду думать и пытаться изменить ситуацию. Потом напишу - чем все закончилось.

В начальной школе -отличница, в 5-6 классе немного съехала, в 7 классе перешла в новую школу, где не сложились отношения с Перестала учиться совсем. Родителям говорила, что делаю уроки у бабушки, бабушке говорила, что сделаю уроки дома -они по привычке меня не...

Обсуждение

Читаем возрастную психологию:) В младшем школьном возрасте ведущая деятельность-учебная. В младшем подростковом ведущей деятельностью становится межличностное общение. В том смысле, что в приоритете у 6 классников обшение с ровесниками. А тут как раз у девочки проблемы. Потому и учиться она не хочет.
Не ругайте, не пугайте и не пускайте на самотек уроки. Любите, хвалите, проводите свободное время с ребенком, разговаривайте обо всем. А уроки делайте вместе. Сразу по приходу с работы. На письменный стол чай -бутерброды -конфеты для работы мозга:) -дочку обнять, поцеловать и садиться рядом с ней.
Ей сложно сейчас, но ваша задача -не допустить пробелов в знаниях. Поддержите ее год-два, а дальше само пойдет.

девочки мои, вы такие хорошие! спасибо за поддержку. Я теперь знаю, что не у одной у меня такие проблемы.
раньше до 5 кл. такого не было, она медленно, но делала сама уроки...да, англ. и франц, матем контролировались всегда...
меня пугает -отсутствие интереса к учебе, нет любимых предметов, ей что 5, что 3 одинаково....вот что!может и правда...МС на носу, вот ее и колбасит.

Liskai-ответ:
я надеюсь к тому времени, когда она вырастет и пойдет голосовать, ей на тележке мозги подвезут дополнительную порцию:)не надо на нас крест ставить. куча примеров, когда супер воспитанные и подающие надежды дети становились изощренными преступниками или просто неприятными людьми....так что, ваш пример с кнопкой неудачен.

Имхо, надо разбираться почему ему неинтересно, почему не хочет идти к друзьям и тд. У сына также в 3м классе было- с друзьями вроде как Разбираться в причинах, но давать ребенку понять, что это не отменяет обязанности ходить в школу. 25.12.2014 09:58:42, white-dove.

Обсуждение

По моим наблюдениям в школу в этом возрасте не хотят из-за отношений. С учителем или другими детьми.
Имхо, надо разбираться почему ему неинтересно, почему не хочет идти к друзьям и тд.
У сына также в 3м классе было- с друзьями вроде как гулял, но без особой привязанности, уроки за 15минут делал, начали ругаться из-за компа, придумывала кучу допзанятий-кружков-олимпиад-обязанностей и все равно куча времени оставалась
Перевела таки в сильную школу- небо и земля. Сложно, оценки испортились, но бегом бежал туда-обратно и уроки делал до упора и переписывал, если некрасиво, чтобы точно учителю понравилось. И в 5м оказалось гораздо легче, чем бывшим одноклассникам- очень слабый учитель там был...
Сосед двоечник перестал ходить в школу совсем в 3м классе- оказалось, его ребята обижают - он толстый и рыжий.
Перевелся в параллель- перестал быть двоечником- опять же все из-за нашей странной учительницы проблема была
Короче, я за то, чтобы выяснять причины и если не хватает нагрузки- создавать ее.
Пока шли по этому пути сын выиграл несколько соревнований и конкурсов, научился играть в теннис и увлекся футболом- благодаря скуке)))

Игнорировать нытье. Вопрос "идти или не идти в школу" не подлежит обсуждению, это обязанность. Можете рассказать, что если не будет ходить в школу, им займется опека и т.д.
С другой стороны, можно попробовать пообщаться с учителями -может, они помогут. Зона успешности есть у ребенка? Пусть на это упирают.
С третьей стороны, можно составить список плюсов от хождения в школу, оформить этот список красивым плакатом и повесить над кроватью, чтобы утром было не так грустно просыпаться и идти в школу:)

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым как будет выглядеть "поучится полгодика"? прогулы, отсутствующее выражение лица в школе? это не самые плохие варианты. а еще...

Обсуждение

Ребенок уже не младенец, пусть поучится в выбранной школе полгодика хотя бы, нужно учиться отвечать за свои решения.. некоторым, особенно необщительным, ЛЮБАЯ новая школа - будет плоха изначально.. помню, что САМА захотела перейти в другую школу, по-ближе к дому (когда мы переехали) и поэтому училась там, не смотря на то, что мне ужасно там не понравилось, но через пол-года "втянулась", а на следующий год у нас появилась замечательная "классная" и я теперь эти годы вспоминаю как лучшие за все школьные годы..

Пусть посидит дома несколько месяцев. (типа, болеет). А потом попробуйте пробиться назад в гимназию.

22.01.2014 09:28:04, masha__usa

Нет в москве школы, где учиться без продыха надо. Если конечно ребенок не будет изучать все предметы школьной программы на углубленном уровне. Мне кажется, что нужно избегать ситуаций неуспешности, когда учиться реально тяжело, когда все силы на школу уходят, да...

Обсуждение

Племянница закончила этот лицей.В 2009 . Сейчас в МГИМО (бюджет).Сильная география,история,русский.(племянница отличницей была, а там тройки посыпались)ЕГЭ она сдала на 100 баллов.И была не единственной стобальницей. Математика была с репетитором,так как в Вышку хотела поступать,потом передумала.Но я думаю.что репетитор и с ЕГЭ помог.Математика там не особенно сильна.Английский дают неплохо(к кому попадешь).Отношение к детям уважительное.
А в какой школе Ваша дочь сейчас учится? (номер,если можно)Где сейчас так учат? Сын не поступил... Я видела задания.Математика была несложная,но срезалось прим 70 человек(из чего делаю вывод,что математике у нас не учат)Русский нужно знать скрупулезно.. Несложно,но много нюансов.
Можно начать там учиться,посмотреть,а потом,если не понравится,вернуться к себе в школу...Ничего криминального..

Я так понимаю, Вы про 1535? Вы, не попробовав, не поймете, сколько сил конкретно у Вашего ребенка уйдет на учебу.
А дочь что говорит?
Жаль, я свою аналогичную тему трехлетней давности изменила, ссылку бесполезно давать. Хотя нет, все-таки почитайте ответы, у меня вопрос был почти Ваш:).
А по прошествии этих трех лет могу сказать, что, да, учеба серьезная, но, поверьте, у ребенка в жизни не только она. :) Я б так еще загрузила:)

Дочке 5, 5 лет.Ничем не хочет заниматься. Пробовала отдавать ее на танцы - не занимается Я 12 лет готовлю детей в школу, как преподаватель. если они хотят, чтобы вы с ним наладили диалог, пусть высказывают свои соображения на тему, почему их ребенок совсем не хочет...

Обсуждение

Не дорос. У меня сын наоборот в бассейн просился с 3 лет, но брали в ближайший только с 6. А потом 2-3 месяца походил - и надоело - вода холодная, говорит. с 8 лет с удовольствием ходил с классом-видать воду подогрели. А дочка на танцы давно просилась, но только весной группу 4 леток набирали, до этого с 5 лет брали везде куда мне реально водить. Ходит с удовольствием. А вообще я бы сама не предлагала пока деть не захочет-мне же меньше геморрой, водить ещё куда-то, ждать там, деньги тратить

я в детстве вообще ни на какие секции не ходила. Лениво было. Вот дома с игрушками - другое дело. Ела тоже всегда плохо, ну а уроки/занятия, это вообще мало кому нравится:) Мои дети такие же.. в басейн - только подурачится, если делом заниматься, то сразу не буду. На гимнастику - только бодиками перед девочками похвастаться,а что по делу- так больно, не нравится, не хочу, не буду. Сейчас танцами бредит, но думаю, что тоже ради платьев и причесок, а как дойдет до дела - опять разонравится.

Много зависит от того, какие дети будут учится с ней в 5 классе. В "сильные" школы обычно идут дети "мотивированные", у Тоже переживаю по этому поводу, но знаю однозначно, что ездить в любую из других выбранных школ будет нереально - слишком тяжело для 5-клашки...

Обсуждение

Много зависит от того, какие дети будут учится с ней в 5 классе. В "сильные" школы обычно идут дети "мотивированные", у которых родители заинтересованы в качестве обучения, поэтому и контингент в них несколько отличается от "дворового". Возможно, вам придется отдельно готовиться для поступления в хороший лицей, что сведет на нет ваши попытки ставить на первое место здоровье, тк придется много заниматься дополнительно. Если же у вас в школе очень сильный гимназический класс, дети из которого постоянно участвуют и побеждают в олимпиадах (например), то и волноваться нечего.

Я дочку перевела в четвертый класс в сильную школу из дворовой 31 августа, так как не устраивало расписание в старой школе (начало занятий с 11:30). Даже думать не думала, что это будет так тяжело для нее - из "суперзвезды" она превратилась в середнячка, рыдала над уроками почти полгода, адаптации помогло только то, что ее любимый хореограф вела тогда студио именно в этой школе. Только спустя почти два года она стала вытягивать назад на отличницу. Причём отставание в прошлом году ее так "закусило", что она хочет учиться на все пятерки, хотя я, глядя на это безобразие, ее отговариваю. Друзья в новом классе ей безумно нравятся, хоть они и все из разных районов города. Общается она сейчас только с ними, говорит, что жизнь в этой школе намного интереснее, чем в предыдущей.
В общем, переводить надо, и как можно раньше. Младшую я сразу буду пристраивать туда же, чтобы не мучилась.

Школа: водить или возить?. Школы. Образование детей. в школе по соседству - ужас по 5-6 детей плохо говорящих по русски6 огромные ДЗ, потому что в Да и вообще, рассматривает смену школы на попроще (я предлагала, когда начались разговоры о том, как трудно учиться...

Обсуждение

У меня старший в хорошую школу поступил. Ездит час туда, час обратно. Доволен очень:) Но с пятого класса я бы его туда не отдала. Все-таки очень далеко. И среднего сейчас отдаю в хорошую школу, но сравнительно недалеко (одна остановка на метро).

Огромная благодарность всем участникам - я почти перестала трусить:)

Раздел: Детские сады (ребенок 6 лет не хочет ходить в детский сад). На следующий год в школу собираетесь или еще в саду будете? И почему ре сад так не нравится? Не думаю, что надо бросать адаптацию. Ведь если ребенок не привыкнет сейчас ходить в садик, то потом в...

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены Вопросы к родителям, у кого дети пошли в техникум (колледж) после 9 класса. 1)Не жалеет ли Ваш ребенок, что не остался в школе?

Обсуждение

У меня сын подруги уже не учится в колледже...
1. Ничуть не жалеет.
2. Тож не жалеет - в школе было нечего делать...
3. Ни в какую, разве что стал еще самостоятельнее, хотя куда уж больше...
4. "Надоело заниматься ерундой" Правда, выяснилось, что в колледже "тоже ерунда". Но там его просто не стали, кк в школе, "нянькаться" и ждат, когда ж их величество соизволит сдать сессию *-(
5. армия. Прям вот -вот..

Племянник учился. Ушел из школы по причине конфликта вялотекущего с учителями. После колледжа вяли сразу на 3 курс универа по специальности. Учился на очно-заочной форме. Работал. Получил диплом, работает дальше. Не изменился ни как,он у нас всссссссегда был умным и ответственным:-)

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это...

Обсуждение

Попробуйте сесть рядом с сыном и разложить по полочкам: эту неделю ты должен сделать в школе то-то и то-то... (прям пишите на бумаге), за это будет то-то и то-то... (как внизу =СветА™=
пишет), возможно это кажется и непедагогично, но на примере моего ребенка сработало. В прошлом году сын интересовался различными детскими журналами, наклейками, мы только на этом и выехали. Я 1 класс сейчас вспоминаю с ужасом (сейчас сын во втором), было тоже самое, что и у вас. В декабре я его вообще хотела забрать на домашнее обучение, потому что ребенок только присутствовал в школе, но писал только по математике и русскому (и то не все), изо и труд для него вообще не существовали в природе, за весь первый год он сделал что-то и нарисовал только пару раз, да и то только весной. Учительница на него не давила, то есть он просто сидел и смотрел в окно, говорила мне, что он еще не дозрел. Ничего не делал в плане обвести, заштриховать, закрасить, он даже эту тетрадь не доставал. Со второго полугодия у них уже были дневники, не было ни одной недели без замечаний - ушел с урока раньше, ничего не делает, не записывает и т.д., я вообще в шоке была от всего этого, т.к. ребенок шел в школу очень подготовленным, и проблем по моему мнению вообще никаких не должно было быть. Побежали по психологам. Вердикт - к школе не готов (у него откровенно говоря и зубы то первые выпали только этим летом в возрасте 8 лет), для него учитель не авторитет, он не понимает команд взрослых как указ для обязательного исполнения, типа ждите, само рассосется. Сейчас 2 класс - небо и земля. Учится очень легко, не напрягаясь. Работает в классе тоже пока неактивно, улетает (но это еще его особенности невр. и псих. развития). В 1 четверти 2 четверки (русский+изо), сейчас думаю будет отличником (или одна четверка по изо), считает самым тяжелым предметом в школе рисование, на это есть причины, он тоже мир особенно видит (как и сын у К.), например, на елке грушу может нарисовать:))). Так что ищите ходы к своему сыну, можете еще к психологу для успокоения сходить.

Раздел: Уроки (дети не хотят делать домашку я схожу с ума). Совсем не хочет учиться. За не сделанные без уважительных причин уроки каждый раз нужно наказывать, а если слова, лишение прогулки Ребенок, который в школе только мучается, да еще сам может себя занять.

Обсуждение

Прошло 10 лет Интересно знать как дела у вашего сына

20.02.2019 11:16:53, Ирина4747

А что он делает потому что надо? Не интересно, не хочется, а именно НАДО?
Что знает про вас из того что вы делаете регулярно на основе "нравится-не нравится жуй моя красавица"?
Про других людей из того же?
Это я к чему, мотивация это прекрасно, это позволяет делать с удовольствием. Но дисциплина важнее, что должно быть сделано делать все равно приходится. А кто не умеет сам себя мотивировать сам виноват, значит будет делать без удовольствия. Но все равно будет. Делать. Все что надо. В срок.
Имхо у ребенка просто не сформировано представление о дисциплине и исполнении своего долга как о неотъемлемой части жизни от которой никто никуда не делся и избежать не удастся.

Тяжело - это не то слово, но ей нравилось фиг. катание и она из него ни за что не уйдет. Я сама училась в подобной школе, только у нас был не интернат, а спецкласс на базе обычной хорошей школы. Расписание было как у вас примерно - утром до школы тренировка, первый...

Обсуждение

Спасибо всем за мнения. В общем. я пошла по пути снятия ответственности с себя - предоставила выбор дочке)
Она подтвердила что хочет перейти в другую школу, на 2 тренировки. Все минусы в плане нагрузок-пробелов и тп описала, про девочек которые не идут тоже сказала.. ответ - ну мам, ты же уже ответ слышала, зачем тогда вообще меня спрашивала.
С педагогом в музыкалке пообщались, она расстроена тк уже на конкурс какой-то ее заявила, программу подобрала на этот год.. но в общем решили что пока будем заниматься стандартно и приоритетом ставим гимнастику. Педагог согласна) В школе тоже предупредили учителя, та попросила если возможно формально ребенка оставить числиться в школе - без посещения уроков. Но не знаю, получится ли это на практике. В общем, будем пробовать, а там как сложится.

Я с вашим мужем согласна. Сейчас еще можно попробовать. Не пойдет - бросит и успеет восполнить пробелы (если они вдруг появятся) и в общем образовании и в музыкально, т.е. за ближайшие 2 года и Вы и ребенок поймете 100% ваше это или нет.
У меня коллега перевел дочку с 3 класса на обучение в экстернате, т.к. у них серьезные занятия теннисом.
Соседская девочка мучалась - фигурное катание и общеобразовательная школа:(. Тренировка утром на ЦСКА (Москва), бегом в школу ко второму уроку (на первый никогда не успевала), и после шестого урока пулей на тренировку в Беляево (на арендованный лед). И тянула. Тяжело - это не то слово, но ей нравилось фиг. катание и она из него ни за что не уйдет.
А у Вас замечательные условия. И тренировки, и учеба, и покормят, и под присмотром до 18 вечера. Переводитесь и пробуйте, а потом уже решите уйдете вы в профессионалы или нет. В общеобразовательную школу Вашу дочку всегда возьмут.

Ребёнок ничего не делает в школе всё делаем дома, спрашиваю почему не делаешь в школе, отвечает боюсь получить двойку, Училка на мои вопросы как дела у ребёнка Но первый день завтра и я хочу попробовать что-то написать и дать дочери с собой. Об учебе в первом классе.

Обсуждение

ох. мы это в первом классе проходили

Моему очень помог перевод в другую школу. Еще помогло одно зверство: однажды заставила его переписать всю тетрадь от начала до середины примерно. Сидел до часу ночи. На следующий вечер проверила ошибки и снова заставила переписать. И так пока ошибки не кончились почти.
Пять вечеров ушло.
Зато пишет как самолет. Без ошибок, быстро. И на уроках проще написать, чтоб отстали. Теперь еще на переменках домашку делает:))

Девочка до школы в садик не ходила, сидела дома с бабушкой, потому как в садике была та же Потом по сумме причин за несколько первых классов сын сдавал экстерном, а занималась я с ним сама. Посмотрите другие обсуждения: Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Обсуждение

У нас было то же самое в прошлом году - после летних каникул дочка не могда никак снова втянуться в учебу. Каждое утро ее тошнило при подходе к школе. Несмотря на то, что школа маленькая, доброжелательная, комфортная, всех детей все учителя зовут только по имени и т д.
Боялась, что не справится (хотя со всем спарвлялась хорошо, что ругать будут - хотя никто и не думал ругать.
Нам помогли беседы к учительницей, обрисовала ей ситуацию, просила "не придираться" и вообще не делать замечаний никаких и даже намеков на замечания... На мое счастье у учительницы тоже дочка всего на год старше моей и с похожими проблемами...
Кстати, школьный психолог не очень-то помог, пообщался, сказал, что ребенок нормальный и проблем он не видит, сказал только, чтобы мы Барби ей купили, т к все девочки в классе играют. Кстати, потом они стали играть в разных лошадок, дочка приносила свои игрушки в школу, и там все девчонки играли в какие-то общие ролевые игры, но каждая со своей лошадью - мне кажется это действительно помогло ей "втянуться", наступил момент, когда и в школу идти не хотелось, и ожидание чего-то не очень приятного тяготило, но вспоминалась игра в лошадки, и она уже с бОльшей охотой шла туда.

Постепенно все сошло на нет - месяца через 2 после начала учебы все устаканилось, но весь прошлый год нас просто одолели простуды и т д - до пневмонии - может это была реакция организма на нежелание в школу идти??

Сейчас 3 класс - перед началом учебы я тоже переживала, что будут похожие вещи, однако, похоже, переросла дочь эти проблемы..
Не знаю, поможет ли Вам мое сообщение, но просто знайте, что и это пройдет..
Я бы сейчас почаще говорила с дочкой о том, что в школе творится, не давала бы малейшим проблемам разрастаться, т е гасила бы их в корне, узнала бы чем они на переменах занимаются, в какие игры играют и т д
Удачи...

Реально я бы попробовала:
1. Узнать о подругах дочери, встречалась бы с ними утром, чтобы дети вместе шли в класс. Способствовала бы дружбе с одноклассниками (приглашала домой, взялась устраивать чаепития в классе по случаям дней рождения, каких-то еще общих мероприятий, хоть бы и походов в интересные места с 2-3 детьми, кроме вашей) и акцентировала бы внимание на встречах в школе с этими детьми.
2. Предложила дочери поиграть дома в школу. Вы – это она, ученица. Она в разных ролях: то учительница, то подруги, то охранника, то "кто хочет". Не исключено, что Вам откроется много нового, неожиданного.
3. Просила каждый день рассказать про школу. Какие уроки были? Кого спрашивали? Спросили ли её? Как она рассказала, довольна ли своим ответом? Как играли на переменах? С кем она разговаривала? Ваш интерес (не опасения, а именно интерес) способствуют пониманию, правильно ли ведет себя девочка, нет ли каких-то странностей по отношению к ней. Что-то Вы можете подсказать. Что-то в доверительной беседе ребенок может объяснить, не "вцепляясь" и не нервничая. Если дом не будет отделен от школы стеной, а будет логичным продолжением одно другого, адаптация сгладится.
4. Добиться через психолога, невропатолога или любого другого врача возможности иногда сидеть в классе на уроках. И посмотреть, нет ли психотравмирующих ситуаций.

А если все равно не получится душевного спокойствия, отложила бы школу до 5-го класса. Если девочка умная, что вы не расскажите её сами про дважды два - четыре по школьной программе, а она не сдаст все в экстернате без душевных травм и проблем? А тем временем логично найти тянущие к себе кружки, занятия, чтобы был стимул туда идти. Набирать положительную мотивацию.

Мальчик подросток 15 лет просто перестал ходить в школу. Нет уж, разобраться надо, почему школу прогуливает,так всю жизнь за руку не отвозишься, надо выяснить причины такого поведения, может в школе его Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу?

Обсуждение

У меня ребенок сейчас заканчивает 1-й курс МГУ, поступил без репетиторов, но в школе было много прогулов. Причины - напряженные отношения с учителями. В школе говорила, потом поняла, что не это не просто бесполезно, а очень вредно и ходить даже на собрания перестала. С сыном и сидела, чтобы нелюбимые уроки учил, и просила, уговаривала. Да, с 17-летним парнем вместе сидели и читали сочинения по Онегину перед экзаменом! Очень боялась, что сорвется, там психологически к этому шло. Кстати, не одна я сидела с ребенком. Моя знакомая тоже вместе с дочерью книжки по литературе читали. Попробуйте понять ребенка и встать на его сторону. Либо ему тяжело учиться в целом, либо по отдельным предметам, либо там "кошка дорогу перебежала" и "коса на камень" нашла. Может лучше школу сменить? Если лень - там правильно написали про ремень и могильный холмик. Если принципы - дело совсем другое. В 15 лет человек скорее школу бросит и глупостей наделает, чем все это переступит.

"Я думаю, что вы должны сказать все начистоту, хорошенько рассказать про армию, ПТУ, короче про дальнейшую жизнь. Спросить: "А на что ты, деточка, жить собираешься? Хочешь на машине рассекать и работать, сидя на пятой точке?". Надо не объяснять, "что такое хорошо и что такое плохо", а надо заставить его понять, что жизнь за ошибки лупит со страшной силой и за такую голую безответственность в будущем его ждет только три вещи: ПТУ с нищенской зарплатой, тюряга с Зэками или маленька могилка в Чеченской деревушке. Надо поставить все в таком свете: родителям глубоко плевать, пусть хоть на ушах стоит, но в будущем он от вышеупомянутых родителей ни копейки не получит, а то он видимо решил, что детство слишком хорошо, чтобы из него выпадать; глядишь, cвесит ножки с вашей шеи и будет сидеть так до самой старости и бить баклуши. Надо заставить понять своими активными действиями, что ничего с неба не падает само собой и родители вечно содержать ребенка не смогут и пока он этого не осознает, бороться не имеет смысла: с этим ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ может справится только он один. Единственное, что вы можете сделать в данной ситуации - занять жесткую позицию: всем радостям жизни (телевизор, комп, и т.д. и т.п.) пришел конец. НАДО прямо заявить, что после армии как хочет, так и будет колупаться и вас это не колышет. На последок, можно попрактиковать старинный метод, эффективно подталкивающий мыслительные процессы ребенка - отцовский ремень. Как говаривал один фисолоф, "телесные страдания дух закрепляют". Сам я пацифист и насилия не признаю, но в борьбе со ВСЕЛЕНСКИМ ЗЛОМ, именуемым также ЛЕНЬЮ, все методы хороши. Да, что греха таить, я тоже ленивый, все мы в какой-то степенью ленивы, но одни борются с ленью и ездят на мерседесах, а другие не борются и становятся БОМЖами. Если до него наконец доедет, что он принадлежит к числу последнх, то, может быть, для вас еще не все потеряно," - Веселый Аноним, 15 лет.

19.05.2006 21:01:04, Веселый Аноним

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Сначала ребенок не хотел оставаться без мамы, и я присутствовала на занятиях. Почему бы не написать прямо. У нас двери закрыты, потому что сквозняк, а дети на полу на ковриках, потому...

Обсуждение

"Оставаться одному на занятии" - самоценность. Скажу откровенно: как педагог, "так бы и вбив" :-) Тут думаешь о деле, о работе, о занятии, а у родителя на уме это вот "один ребёнок, или не один, и на сколько метров на сколько минут я смогу от него отбежать". Сфокусируйтесь уже на музыке. Как эффективней заниматься МУЗЫКОЙ. Уйдёт ребёнок через пару лет, никуда не денется. Если сейчас для Дела надо, чтоб Вы сидели на соседнем с ребёнком стуле - так и делайте. Прежде всего Дело.

Может быть, поведение перед занятиями изменилось в связи с какими-то другими событиями или переживаниями? Похоже, что-то беспокоит ребёнка. Попробуйте успокоить его и придать уверенности вне ситауции с занятиями. Вы сами знаете, что подойдёт для Вашего и для Вас самой - почитать, сидя вместе в кровати, или сходить в бассеин - но телесный контакт многим помогает. А там, может быть, и ситуация с занятиями наладится. Понимаю, как Вам сложно, но постарайтесь не зацикливаться на ней. Согласна также с советом приучать ребёнка быть в обществе других людей, но это получится лучше, если он будет в себе и Вас уверен. Так что постарайтесь поработать над этим.

Мы вот учимся по программе начальная школа 21 века. Программа грамотная, умеет заинтересовать детей, материал Да ничего страшного! Нужно значит объяснять правила по русскому, учить считать в уме по математике, по устным учить пересказывать, а не просто...

Если идти на волне интереса ребенка к происходящему, то читать можно научиться Мне кажется, если оттягивать и пережидать, тогда уж тянуть вообще до самой школы в надежде Подростки не хотят учиться: почему? Школьный психолог о повышении мотивации и вредных...

Обсуждение

Надежда Григорьевна, спасибо.
Так приятно, что мое мнение
целиком совпадает с Вашим.
Я так и действовала.
Еще хочеться посоветовать, покупать
как можно больше, самых разных
интересных книжек.(и не обижаться
если ребенок их не смотрит. Не
смотрит сейчас, ну через год
посмотрит, но с удовольствием).
Пусть они просто будут, и обязательно
в таком месте, что-бы ребенок их
всегда видел и мог брать сам.
(лучше стеллаж детский на самом
видном месте).
Попробуйте, сами удивитесь результату!

07.09.2000 23:49:41, Anna

Надежда Григорьевна, у меня очень сложный ребенок. И очень психологически грамотный. Она, может быть, ночами учится читать сама, я не уверена, что это не так. Но все игры, резоны и т.д. - для нее ничего не значат. примерно с того момента, когда она научилась оценивать чьи-то знания и умения, например мои, она не начинает делать ничего, что кто-то из домашних уже делает лучше нее. Она чуть не перестала рисовать, когда поняла, что я рисую лучше. К счастью, у меня проблемы с цветом, я предпочитаю графику. Удалось ее убедить, что рисовать красками я не умею вообще, и вот она рисует. И так во всем. Это какая-то болезненная критичность к себе. Похоже врожденная. И рациональность. Ну не понимает она, зачем ей тратить время на прочтение названия книги, если я могу это сделать быстрее. Зачем читать что-то в компьютерной игре, если я могу сидеть рядом и все для нее делать. И т.д. Любое нежелание делать что-то для нее воспринимает с искренним недоумением, ведь любому другому члену семьи я бы помогла прочесть что угодно, если потряются очки, например. Короче, караул. Какие слова на стенках! Мы ремонт в коридоре сделали, она не заметила, пока не полезла в шкаф и не обнаружила, что у него другие двери.

У меня дочка учится в 6 классе англ. спецшколы. Тоже ребенок со средними способностями, но ведь это не так плохо!Этих способностей вполне хватает, чтобы ребенок учился на четверочку, и таких как она, большая часть класса. Собственно двоешников там нет вообще, а почему, да потому, что если эти школы и отличаются от обычных, то на мой взгляд именно тем, что там родители занимаются своими детьми. Программы конечно сложные, по английскому, например, сразу по двум курсам занимаются - Оксфорд + Верещагина, немецкий с пятого класса. Практически все, время от времени подтягиваются с репетиторами и это считается нормой. Поэтому, если ребенок "не тянет", родители как правило переводят его в обычную школу, чтобы не мучить. Сравнивать спецшколу с курсами вообще смешно.Я, например, в обычной школе имела 5 по англ.,это значит, не плохой разговорный уровень до сих пор,но моя дочь уже говорит лучше меня.Кроме этого, я очень довольна тем, что дочь учится в атмосфере престижа образования, чего в обычной школе я не наблюдаю. И я рада тому обстоятельству, что она избавлена от необходимости общаться со всякими, простите, недоумками-наркоманами из неблагополучных семей. По поводу забитости детей из малообеспеченных семей, тоже слухи сильно преувеличены. У нас хорошая школа на Чистых прудах, дети из семей с разным достатком, но что-то я ни разу за пять лет не слышала от своего ребенка, каких-либо историй на эту тему.Так, что я думаю преимущества подобных школ очевидны, и все проблемы с поступлением стоят того, чтобы их преодолеть.

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителями или педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети .

Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической . Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает “соматогенная астения, т.е. физическая и психологическая слабость, вызванная соматическим заболеванием”. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых учащихся чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики, К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато самовоспитание. Так, нередки случаи, когда ребёнку предъявляют требования, и на него обрушивается множество обязанностей, требований долга, что может вызвать обратное действие. Иногда, пишет Ушинский, лень образуется “от неудачных попыток в ученье”. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание. Думается, что не все педагоги знают, что, как говорится, лень лени рознь.

Категории детей, которые относятся к неуспевающим: Ослабленные дети. Ограниченный запас знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация. Системно-отстающие дети. Нестандартные дети. Дети депривированные семьей и школой (социальная запущенность).

Что делать?! Не паниковать! Принимать и любить ребенка таким какой он есть. Выполнять все рекомендации всех специалистов. В воспитании и обучении детей выходных нет!

ЧТО ДЕЛАТЬ? Обязательно: Беседа с классным руководителем. Беседа с психологом. Консультация педиатра, невропатолога или других специалистов.


Многие родители, отправляя детей в первый класс, переживают о том, что детям будет тяжело в школе . Но стоит ли беспокоиться об этом? Всем нам приходилось . Конечно, некоторые трудности испытывали все, но многое зависит от того, готов ли ребёнок к школьной жизни. На это влияет как его умственное развитие, так и психологическое состояние. Только от вашей заботы зависит, как тяжело ребёнку придётся в школе. Необходимо уделить ему достаточное количество времени, что бы подготовить своё чадо к школьной жизни. Те, кто пренебрегут этим, могут увидеть, что ребёнок столкнётся с трудностями в процессе привыкания к школе.

Как психологически подготовить ребёнка к школе?

Что бы первоклассник не испытывал шок, его необходимо подготовить к школьному расписанию. Необходимо заранее приучать ребёнка вставать пораньше. После чего уделять время занятием. Необходимо систематизировать утренние занятия, сокращая игры к минимуму, ведь в школе не так много времени, что бы играть в игрушки. К тому же необходимо отучить ребёнка от постоянной заботы. Заниматься дома ребёнок должен частично без вас. Для этого вы можете дать ему несложные задание и уйти по домашним делам. После выполнения задания, необходимо совместно проверить и провести работу над ошибками. Таким образом, ребёнок будет готов к школьным правилам и новому распорядку дня.

Умственное развитие ребёнка

При поступлении в школу ребёнок должен уметь читать и считать. Лучше всего знать таблицу умножения. Школьнику легче привыкнуть к школе, если он хотя бы частично владеет знаниями, которые ему будут давать в школе. Подготовленность ребёнка к первому году обучения, снизит уровень стресса ситуации и даст ему больше времени на социализацию. Это ещё один важный момент. Ребёнок должен уметь общаться со сверстниками, знакомиться и дружить. Всё это он должен делать самостоятельно, не держась за вашу руку. Поэтому надо уделить внимание всестороннему интеллектуальному развитию вашего сына или дочери.

Можно ли заменить школьное образование?

В дореволюционной России, в школу отдавали своих детей только бедные люди. Остальные пытались обеспечить образование частными учителями. В современной России огромное количество репетиторов и частных педагогов. Но лишь не многие могут достойно преподавать свой предмет. Так что, полностью отказаться от школы не получится. Но есть вариант и лицеев. Но надо с особым вниманием подойти к выбору . Одни представляют собой насосы для выкачивания денег из родителей, другие являются теплицами, в которых растят овощей из детей. Частная школа должна быть требовательна к своим ученикам. Но требования должны подкрепляться высоким уровнем знания. Стоит помнить, что вы платите не за всё образование, а лишь за разницу между государственной и частной школой. А если разницы нет, то зачем за это платить? Поэтому следует контролировать обучение своего ребёнка и внимательно следить за своими расходами. Ведь может оказаться эффективнее отдать ребёнка в государственную школу и нанять ему необходимых репетиторов.

Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елена ЛЕВАНОВА.

Наука объясняет...

1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: "Проехали!"

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!

2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: "Ни крутись, не разваливайся на стуле". Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: "Что валяешься, садись делать уроки!"

3. Сердце растет и... болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: "На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!" Дома мы говорим: "Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!"

4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме "науки страсти нежной", отходят на второй план.

Мальчики менее заняты своей внешностью, но их "больная тема" - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

...и советует

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

  • Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
  • Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

    Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...

  • Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.
  • Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
  • Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: "Ты поел? А какие отметки в школе?" Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
  • Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

    Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»