У ребенка, как у любого гражданина РФ, существуют свои права. Но далеко не всегда они соблюдаются. Малышам защитить свои права труднее всего, ведь они не знают о существующих законах и о том, как они вправе поступить. Школьное образование предлагает эти сведения детям только в старших классах, а как поступать самым маленьким и незащищенным?
Официальные документы
Первым документом, который официально закрепил права ребенка, была Всеобщая Женевская декларация, принятая в 1924 году Лигой Наций. Всеобщая Женевская декларация закрепила за детьми следующие права:
- Обеспечение нормального развития физически и духовно.
- В тяжелые времена первая помощь должна быть оказана ребенку.
- Ребенок должен расти и воспитываться в любви и не эксплуатироваться.
- Он должен быть уверен, что воспитываемые в нем качества послужат на пользу людям.
На основе этого документа позже, в 1959 году ООН утвердила еще один документ, говорящий о защите прав ребенка. Декларация прав ребенка расширила это понимание и продиктовала следующие условия для роста и развития детей:
- Ребенок должен быть защищен от эксплуатации.
- У него есть право на образование и пользование всеми благами общества (под ними понимание жилище, еда, одежда, т.е. все необходимое для нормальной жизни).
- Детям должна быть обеспечена социальная защита, а в семье любовь и понимание.
- Неполноценный ребенок имеет право обучаться и находиться в специальном учреждении.
- Защита в целом от любой дискриминации и унижения.
Еще через 30 лет этот документ был пересмотрен и расширен. В 1989 году была принята конвенция, где был перечень всех современных прав и свобод детей. В документ были внесены другие добавки, которые позволили создать полный перечень прав ребенка:
- имеет право на жизнь, гражданство;
- может свободно выражать свое мнение;
- имеет право на достойный уровень жизни и пользование медициной;
- имеет право на личную жизнь, сохранение чести и репутации;
- имеет право на образование;
- может придерживаться собственных взглядов и религиозный убеждений.
Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире. Конвенция является основным и для определения прав ребенка в России. Согласно этому документу было определено окончание детского возраста - 18 лет, когда ребенок получал все права наравне со взрослыми. Конвенция является обязательной для исполнения во всем мире.
Семейный кодекс
В РФ права ребенка определяет и защищает Семейный Кодекс, или Закон о несовершеннолетних, в основе которого лежит конвенция. Как и конвенция ООН, он определяет границу детского возраста - 18 лет. Закон о защите прав несовершеннолетних содержит следующие права ребенка:
- на жизнь и воспитание в семье;
- защиту своих интересов;
- имя, фамилию, отчество;
- права собственника;
- на выражение своего мнения.
Законы о защите прав несовершеннолетних постоянно корректируются, в них вносятся новые правки и дополнения. В чем более подробно состоят права несовершеннолетнего ребенка в РФ? Вот краткое содержание закона, в основе которого лежит конвенция:
- Закон о защите прав несовершеннолетних, опирающийся на содержание Конституции России, закрепляет за детьми право иметь собственное имя, фамилию и отчество. Их выбирают при рождении родители. После достижения совершеннолетия ребенок по желанию может поменять свои инициалы.
- В семье малыш имеет право на общение с родственниками, на воспитании в любви и понимании. Именно родители и семья, как утверждает Закон о защите прав несовершеннолетних в России, должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были надлежащее медицинское обслуживание, образование, условия для проживания. Воспитание должно быть направлено на формирование полноценной личности. Со стороны государства материальная поддержка детей осуществляется с помощью различных пособий и выплат родителям или опекунам. При этом забота о малыше идет даже в предродовой период, когда беременная мам получает пособие или дополнительное питание.
- Если родители не исполняют своих прямых обязанностей, согласно Конституции России они могут быть лишены родительских прав. Закон о защите прав несовершеннолетних при разводе родителей оставляет ребенка с матерью, однако у взрослых детей на суде может учитываться мнение, и часто решением суда ребенок остается с тем из родителей, кого он выберет. Так государство учитывает право детей иметь свое мнение.
- Закон о защите прав несовершеннолетних в России называет родителей прямыми представителями ребенка в органах власти. Однако он сам может отстаивать свои права в случае, если признан дееспособным, т.е. эмансипированным.
- Закон о защите прав несовершеннолетних в России, основывающийся на Конституции РФ, утверждает право детей на собственное мнение и его свободное выражение. При решении юридического вопроса в отношении ребенка старше 10 лет обязательно учитывается его мнение.
Согласно Конституции, у детей есть такие же права, как у взрослых, однако юридически они пока ограничены в своих действиях. Частичная уголовная ответственность наступает уже в 14 лет, полная - после 18 лет.
Соблюдаются ли права?
К сожалению, соблюдение сегодня прав и свобод человека согласно Конституции не всегда можно наблюдать, особенно в отношении детей. Хотя женевская конвенция еще давно закрепила право детей на свободное мнение и свободу от эксплуатации, применение детского труда, унижения и оскорбления детей во многом пока остаются безнаказанными. Не всегда согласно Конституции учитывается мнение ребенка в суде
Согласно Конституции РФ, за несоблюдение прав и свобод детей предусмотрена юридическая ответственность, однако этот закон мало соблюдается в РФ. Слишком тонкая грань проходит между представлением о плохих условиях проживания и воспитания и настоящей ситуацией.
Свидетельство той крайности, до которой может дойти закон о защите прав несовершеннолетних, наблюдается в Америке. В РФ органы опеки до конца будут стараться оставить детей в семье, и лишь в крайней ситуации лишат родителей их прав, а детей передадут опекуну или на попечение в детский дом.
В США также действует конвенция о правах ребенка, в этой стране, как и в РФ, ориентируются на совершенствованный документ 1924 года. Однако, в отличие от ситуации в России, там закон понимается иначе.
Согласно Конституции США ребенок может подать в суд на родителей за плохое обращение или отсутствие обеспечения надлежащих условий. Вдохновленные своими правами, дети начинают шантажировать родителей и по любому поводу обращаются в судебные органы, после чего начинаются длительные разбирательства.
Это крайность, за которой уже не стоят права, прописанные в Конституции. Такая вседозволенность оборачивается бездумным поведением детей, а официальные власти идут у них на поводу.
Другая крайность, которая хоть и встречается в РФ, но в гораздо меньшей степени и в основном в скрытой форме, - это эксплуатация детского труда. Согласно Конституции России, она запрещена. Однако в мире, несмотря на то, что существует конвенция, детский труд продолжает эксплуатироваться. Это норма для бедных африканских стран, где люди вынуждены зарабатывать на жизнь тяжелым трудом.
В РФ также фиксируются случаи использования детской порнографии, принуждения детей к труду и даже сексуальному насилию. Однако, согласно Конституции РФ, такие поступки строго караются законом.
Соблюдения закона о правах несовершеннолетних пока остается только желать, в том числе и в России. Конечно, дети в нашей стране имеют права на образование, медицинское обслуживание, но постепенно все сферы услуг становятся платными, и не все родители в России в состоянии обеспечить малышу достойное существование, хотя подарить ему любовь и понимание в их власти.
Александра Макарова
Права ребёнка
Консультация для воспитателей :
«Что нужно знать воспитателю о правах ребенка »
Знать свои права ребёнок должен уже в детстве. Однако для этого совсем не обязательно читать ему нормативные документы. Чтобы воспитать маленького гражданина, сформировать в нём высокие морально-нравственные качества, научить уважать свои права и права других людей , в первую очередь необходимо знание и соблюдение их взрослыми, окружающими ребёнка . Поэтому повышение правовой компетентности родителей и педагогов всегда актуально.
Декларация прав ребенка , принятая 20 ноября 1959 года, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей .
Конвенция о правах ребенка , которая была принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН определяет полноправные возможности детей на пользование услугами образования, различными достижениями культуры и цивилизации, определяет право на отдых и досуг , а также другие права , которые должны обеспечивать детям государства-члены ООН. Конвенция о правах ребенка - основной международный правовой документ , который рассматривает права ребенка с точки зрения международного права . В состав Конвенции входят 54 статьи, которые подробно описывают права детей от самого рождения до 18 лет на условия жизни без голода, нужды, эксплуатации, жестокости и других форм насилия со стороны общества, а также право на культурное и духовное развитие личности ребенка.
Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей : выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции заключены два основополагающих принципа :
1. Ребенок - самостоятельный субъект права , то есть обладает всем комплексом гражданских, политических, социальных и культурных прав человека .
2. Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Права ребенка - свод прав детей , зафиксированных в международных до-кументах по правам ребенка . Согласно Конвенции о правах ребенка , ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство берет на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права , как и взрослые.
Ребенок имеет право на семью .
Ребенок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство .
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг .
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями) .
Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42) .
Также, о правах ребёнка говорится во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей; в Конституции Российской Федерации; в Семейном и Гражданском кодексе РФ; в Уголовном кодексе РФ; в Трудовом кодексе РФ; в Законе РФ «Об образовании» ; в Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Особенности соблюдения прав ребенка на детство в группах ДОУ
Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Конвенция о правах ребенка направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке земли. Многие педагоги стараются познакомить с ней детей как можно раньше. С маленькими не нужно специально учить права детей . Нужно реально ограждать и предохранять их от зла, защищать их. А это - задача взрослых. Конвенцию о правах ребенка должны знать специалисты - юристы, которые занимаются ювенальной юстицией, педагоги и, конечно, родители. А у ребенка, в первую очередь маленького, и так мало защитников. Образ взрослого человека как справедливого , доброго защитника обязательно должен сформироваться у ребенка в раннем возрасте.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах , уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности - игровую и художественно-продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно-поисковая деятельность детей (разрешение ситуаций проблемного характера, создаются условия для продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов) . В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право , можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и самое главное - личный пример.
Образовательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1. Формировать у детей дошкольного возраста основы гражданско-правовых знаний , выражающихся в осознанном их применении.
2. Развивать доброжелательное отношение к близким людям, взрослым и сверстникам, пробуждать эмоциональную отзывчивость к их состоянию.
3. Предоставлять каждому ребенку возможность почувствовать свою значимость и компетентность. Создать условия для упражнения в конкретных и практических действиях по праву .
4. Вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка .
Воспитательные задачи педагогов дошкольного учреждения
1. Любить ребенка таким, каков он есть.
2. Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая достоинства и ответственность за себя и свои поступки.
3. Хвалить, поощрять, одобрять ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него.
4. Верить в возможности каждого ребенка, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
5. Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
6. Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал : возможности заложены в нем самом. «Ты все можешь» - главная формула образования.
7. Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям.
8. Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, в котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у ребенка возникает доверие к себе, к людям, к миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.
Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка » , Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании» ) работа по защите прав ребенка от всех рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.
Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей . Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.
В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения.
Педагоги проводят наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.
Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье . Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка . В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях :
информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка ;
трансляция родителям положительного образа ребенка;
работа по коррекции детско-родительских отношений.
Для педагогов и родителей важно знать, что психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психологической форме насилия относятся :
Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
Угрозы в его адрес в словесной форме;
Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
Ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
Однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся :
Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье , прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми :
Признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
Индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
Использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
Определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Для изучения педагогом семейного климата рекомендуются традиционные методы : наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.
В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая, употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения : силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др., мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.) .
Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей , принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции : в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.
Таким образом, цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи : обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.
Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.
В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.
Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах : беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.