Кто такой циолковский годы жизни место работы. Константин эдуардович циолковский - биография, информация, личная жизнь. Основы теории реактивного движения

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Константин Циолковский краткая биография изложена в єтой статье и может быть дополнена .

Константин Циолковский краткая биография

Родился в семье лесничего в селе Ижевское, Рязанской Губернии, в 1857 году 5 сентября. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учёбу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно.

С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии.

В течение 12 лет Циолковский жил и работал в Боровске, преподавая арифметику и геометрию. Там же он женился на Варваре Евграфовне Соколовой, ставшей его верной помощницей и советчицей.

Учительствуя, Циолковский начал заниматься научной работой.
Практически все работы этого великого изобретателя были посвящены реактивным аппаратам, самолетам, дирижаблям, а также многим другим аэродинамическим исследованиям.

Стоит особо отметить, что именно Константину Эдуардовичу принадлежала совершенно новая идея для тех времен постройки аэроплана, имеющего металлическую обшивку и каркас. К тому же в 1898 году Циолковский стал первым российским гражданином, самостоятельно разработавшим и построившим аэродинамическую трубу, которая впоследствии стала использоваться во многих летающих аппаратах.

Страсть познать небо и космос побудила Константина Эдуардовича написать более четырех сотен работ, которые известны лишь малому кругу его почитателей.

Помимо всего прочего, благодаря уникальным и продуманным предложениям этого великого исследователя, на сегодняшний день практически вся военная артиллерия использует эстакады для запуска залпового огня. Кроме этого, именно Циолковский продумал способ дозаправки ракет во время их непосредственного полета.

Научная деятельность занимала все свободное время Циолковского, но основной в течение многих лет все же была учительская работа. Его уроки вызывали у учащихся интерес, давали им практические навыки, знания. Только лишь в ноябре 1921 года в возрасте 64 лет Циолковский оставил педагогическую работу.

Краткая биография Циолковского является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Кто он - Циолковский?

Будущий ученый родился 17 сентября 1857 года недалеко от Рязани, в селе Ижевское. Отец, Эдуард Игнатьевич, работал лесником, а мама – Мария Ивановна, происходившая из семьи мелкопоместных крестьян, вела домашнее хозяйство. Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань. Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама.

Молодые годы Циолковского

В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы. Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества. В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Константин Циолковский: интересные факты

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых. Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки.

Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация. Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно. В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

Личная жизнь ученого

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья. В январе 1881 года умер отец Константина.

Краткая биография Циолковского упоминает такой страшный случай в его жизни, как пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

Жизнь в Калуге

В 1892 году он переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов. Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их. Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, израсходованных ученым на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса. 1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Тяжелый двадцатый век

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Последние годы жизни

Краткая биография Циолковского описывает, что немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца. В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни.

Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

● Создание собственной схемы газотурбинного двигателя.
● Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.
● Проектирование управляемого аэростата.
● Создание модели цельнометаллического дирижабля.
● Идея о старте ракеты с наклонной направляющей, успешно используемая в нынешнее время в системах залпового огня.

·

«Вклад Циолковского в космонавтику, — писал основоположник отечественного ракетодвигателестроения В.П. Глушко, — неизмеримо велик. Можно смело сказать: почти все, что делается сейчас нами в этой области, предвидел скромный провинциальный учитель еще с рубежа века».

А вот как отметил роль Константина Эдуардовича С.П. Королев: «Самое замечательное, смелое и оригинальное создание творческого ума Циолковского — это его идеи и работы в области ракетной техники. Здесь он не имеет предшественников и намного опережает ученых всех стран и современную ему эпоху».

Происхождение. Род Циолковских

Константин Циолковский происходил из польского дворянского рода Циолковских (польск. Ciołkowski ) герба Ястржембец.

Первое упоминание о принадлежности Циолковских к дворянскому сословию относится к 1697 году.

По семейному преданию, род Циолковских вёл свою генеалогию от казака Северина Наливайко, руководителя антифеодального крестьянско-казацкого восстания на Украине XVI века.

Северин Наливайко

Отвечая на вопрос, каким образом казацкий род стал дворянским, исследователь творчества и биографии Циолковского Сергей Самойлович предполагает, что потомки Наливайко были сосланы в Плоцкое воеводство, где породнились с дворянской семьёй и приняли их фамилию — Циолковские; фамилия эта якобы произошла от названия села Цёлково (то есть Телятниково, польск.Ciołkowo ).

Документально подтверждено, что основателем рода был некий Мацей (польск. Maciey , в современной орфографии польск. Maciej ), у которого было три сына: Станислав, Яков (Якуб, польск. Jakub ) и Валериан, ставшие после смерти отца владельцами селений Великое Цёлково, Малое Цёлково и Снегово. В сохранившейся записи сказано, что помещики Плоцкого воеводства братья Циолковские принимали участие в избрании польского короля Августа Сильного в 1697 году. Константин Циолковский — потомок Якова.

К концу XVIII века род Циолковских сильно обеднел. В условиях глубокого кризиса и распада Речи Посполитой тяжёлые времена переживало и польское дворянство. В 1777 году, через 5 лет после первого раздела Польши, прадед К. Э. Циолковского Томаш (Фома) продал имение Великое Цёлково и переселился в Бердичевский уезд Киевского воеводства на Правобережной Украине, а затем — в Житомирский уезд Волынской губернии. Многие последующие представители рода занимали небольшие должности в судебных органах. Не имея никаких существенных привилегий от своего дворянства, они на долгое время забыли о нём и о своём гербе.

28 мая 1834 года дед К. Э. Циолковского, Игнатий Фомич, получил свидетельства «о дворянском достоинстве», чтобы его сыновья, согласно законам того времени, имели возможность продолжать образование. Таким образом, начиная с отца К. Э. Циолковского, род вернул себе дворянское звание.

Родители Константина Циолковского

Отец Константина, Эдуард Игнатьевич Циолковский (1820—1881, полное имя — Макар-Эдуард-Эразм, Makary Edward Erazm). Родился в селе Коростянин (ныне Гощанский район Ровненской области на северо-западе Украины). В 1841 году окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге, затем служил лесничим в Олонецкой и Петербургской губерниях. В 1843 году был переведён в Пронское лесничество Спасского уезда Рязанской губернии. Проживая в селе Ижевском, встретился со своей будущей женой Марией Ивановной Юмашевой (1832—1870), матерью Константина Циолковского. Имея татарские корни, она была воспитана в русской традиции. Предки Марии Ивановны при Иване Грозном переселились в Псковскую губернию. Её родители, мелкопоместные дворяне, владели также бондарной и корзинной мастерскими. Мария Ивановна была образованной женщиной: окончила гимназию, знала латынь, математику и другие науки.Почти сразу после свадьбы в 1849 году чета Циолковских переехала в село Ижевское Спасского уезда, где проживала до 1860 года.

Родился К.Э. Циолковский 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии в семье лесничего.

Детство у него было трудное. В девять лет, после осложнения скарлатины, он оглох. Через год умерла мама. Мальчик остался с отцом. От природы очень застенчивый, после смерти матери еще больше замкнулся в себе. Одиночество уже не покидало его. Глухота мешала учебе. Поэтому после второго класса Вятской гимназии ему пришлось уйти.

гимназия а Вятке

В 1873 году отец, заметив в сыне технические способности, направляет 16-летнего паренька в Москву учиться. Однако поступить куда-нибудь ему не удалось, и он продолжил самообразование.

Знакомясь с этим нелегким периодом московской жизни юного Циолковского, не перестаешь удивляться его основательности, системности мышления, поразительной целеустремленности. Подтверждение тому — признание самого Циолковского. «Я проходил первый год тщательно и систематически курс начальной математики и физики. На второй год занялся высшей математикой. Прочел курсы высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, аналитическую геометрию, сферическую тригонометрию и т.д.». И это — в 16-17 лет! При полуголодном существовании. Ведь питался парень хлебом да картошкой. А деньги, что присылал ежемесячно отец, тратил на книги.

Три тяжелых года он прожил в Москве. Нужно было решать, чем заниматься дальше. Вернулся по требованию отца в Вятку. И снова — самообразование, опыты, незначительные изобретения. В 1879 году Циолковский сдает экзамены на преподавателя начальной школы. И вскоре стал учителем математики в уездном училище в г. Боровске.

дом-музей К.Э. Циолковского в Боровске

кабинет-мастерская К.Э. Циолковского в г. Боровске

20 августа - Константин Циолковский женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки. Посетители дивились также на "электрического осьминога", который хватал каждого своими ногами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему в "лапы" волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела. Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, подымаясь и опускаясь.

К.Я. Циолковский с семьёй

А через 12 лет жизни в Боровске переехал в Калугу.

В этом городе он прожил весь остаток своей жизни, в нем он написал основные свои труды, сделал величайшие открытия.

дом-музей К.Э. Циолковского в Калуге

Еще в юношеские годы у него рождается мысль: нельзя ли человеку подняться в стратосферу? Он раздумывает над летательным аппаратом для такого полета и в течение нескольких лет занимается созданием управляемого цельнометаллического дирижабля.

Модель оболочки аэростата из гофрированного металла (дом-музей К.Э. Циолковского в Боровске)

Свои теоретические обоснования и расчеты Циолковский публикует в книге «Аэростат металлический управляемый», которая вышла в 1892 году. Работа эта содержала немало ценных мыслей.

Прежде всего, она была ценна одним важнейшим открытием: ученый впервые разработал прибор и регулятор устойчивого направления оси, то есть прообраз современного автопилота.

Константин Эдуардович был и долго оставался убежденным сторонником цельнометаллического аэростата. Заблуждаясь относительно преимущественных перспектив дирижаблей перед аппаратами тяжелее воздуха, он все же занимался теорией самолета. В 1894-м он пишет статью «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина». Его интересует все, что связано с аэропланом: какова роль для него скорости и какие двигатели могут сообщить ему скорость; каковы должны быть рули управления полетом и наиболее выгодные формы летательного аппарата. «Нужно придать аппарату, — писал он, — возможно более острую и плавную форму (как у птиц и рыб) и не давать крыльям очень больших размеров, чтобы не увеличивать чрезмерно трение и сопротивления среды».


С 1896 года он серьезно прорабатывает теорию реактивного движения. «Долго на ракету, — вспоминал ученый, — я смотрел как все: с точки зрения увеселений и маленьких применений. Не помню хорошо, как мне пришло в голову сделать вычисления, относящиеся к ракете. Мне кажется, первые семена — мысли — были зарождены известным фантазером Жюль Верном, он пробудил работу моего мозга».
Итак, ракета. А почему именно ею занялся ученый? Да потому, что ей, по мнению Циолковского, суждено преодолеть тяготение Земли и вырваться в космос. Ведь подобное не под силу ни дирижаблю, ни артиллерийскому снаряду, ни аэроплану. Только ракета в состоянии обеспечить скорость, необходимую для разрыва земного притяжения. Он решает и другую проблему: топливо для ракеты. Порох? Нет. Слишком много его потребовалось бы для путешествия в межпланетное пространство. И как бы это отрицательно сказалось на весе космического корабля. А что, если порох заменить жидким топливом?


После кропотливых расчетов, формул, вывод: для космических полетов нужны двигатели на жидком топливе… Все это он изложил в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами», опубликованной в 1903 году. Кстати, ученый не только изложил теоретические основы ракеты, не только обосновал возможность ее применения для межпланетных сообщений, но и описал этот корабль-ракету: «Представим себе такой снаряд: металлическая продолговатая камера (формы наименьшего сопротивления), снабженная светом, кислородом, поглотителем углекислоты, миазмов и других животных выделений, предназначена не только для хранения разных физических приборов, но и для управляющего камерой разумного существа. Камера имеет большой запас веществ, которые при своем смешении тотчас же образуют взрывчатую массу. Вещества эти, правильно и довольно равномерно взрываясь в определенном для этого месте, текут в виде горячих газов по расширяющимся к концу трубам, вроде рупора или духового музыкального инструмента». Горючее представляло собой водород, окислителем служил жидкий кислород. Управлялась ракета газовыми графитовыми рулями.

Спустя годы он вновь и вновь возвращается к работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Публикует вторую и третью ее части. В них он развивает дальше свои теоретические воззрения на использование ракеты для межпланетных полетов, заново переосмысливает написанное ранее. Ученый вновь подтверждает: для космического полета пригодна только ракета. Причем космический корабль-ракета должен быть поставлен на другую ракету, земную, или вложен в нее. Земная ракета, не отрываясь от поверхности, сообщает ей желаемый разбег. Другими словами, Циолковский выдвинул идею космических ракетных поездов.

Составные ракеты предлагались и до Циолковского. Он же впервые математически точно и подробно изучил проблему достижения высоких космических скоростей с помощью ракет, обосновал реальность ее решения при имеющимся уровне техники. Эта идея сегодня реализована в многоступенчатых космических ракетах-носителях.

Смелый, дерзновенный полет мыслей Циолковского принимался многими окружающими за бред неуравновешенного ума. Конечно, у него были друзья Н.Е. Жуковский, Д.И. Менделеев, А.Г. Столетов и другие. Они страстно поддерживали идеи ученого. Но это были лишь отдельные голоса, которые тонули в море недоверия, неприязни и издевательского отношения официальных представителей научных кругов того времени. Умнейший человек Константин Эдуардович глубоко переживал такое отношение к нему.

Теорию реактивного движения разрабатывали и современники Циолковского зарубежные ученые — француз Эсно-Пельтри, немец Гоберт и др. Свои работы они издали в 1913-1923 гг., то есть значительно позже Константина Эдуардовича.

В 20-е годы в европейских изданиях появились сообщения о работах Германа Оберта. В них он пришел к аналогичным выводам, что и Циолковский, однако гораздо позже. Тем не менее в его статьях даже не упоминалось имя русского ученого.


Робер Альбер Шарль Эсно-Пельтри Герман Юлиус Оберт

Председатель Ассоциации натуралистов профессор А.П. Модестов выступил в печати в защиту приоритета Циолковского. Он назвал труды Константина Эдуардовича, вышедшие ранее работ зарубежных коллег, привел отзывы известных отечественных ученых на работы Циолковского. «Печатая эти справки, президиум Всероссийской ассоциации натуралистов имеет целью восстановление приоритета Циолковского в разработке вопроса о реактивном приборе (ракете) для внеатмосферных и межпланетных пространств». И когда в следующем году вышла новая книга Циолковского «Ракета в космическом пространстве», Оберт, прочитав ее, написал ему: «Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась великая мечта человечества».

Приоритет русского ученого признало и Германское общество межпланетных сообщений. В день 75-летия Константина Эдуардовича немцы обратились к нему с приветствием. «Общество межпланетных сообщений со дня его основания всегда считало Вас одним из своих духовных руководителей и никогда не упускало случая указать устно и в печати на Ваши высокие заслуги и на Ваш неоспоримый приоритет в научной разработке нашей великой идеи».

семья К.Э Циолковского в Калуге

Безусловно, вклад Циолковского в космическую науку — колоссальный. Но очень важны были для молодых ученых, конструкторов, инженеров и письма Константина Эдуардовича, его поддержка, одобрение, внимание. В числе тех начинающих конструкторов, которых поддерживал великий ученый, был молодой С.П. Королев. Он побывал у Циолковского, долго с ним беседовал, выслушал его советы. Именно встреча с Циолковским, по признанию Королева, сыграла решающую роль в направлении его деятельности.

Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв

19 сентября 1935 года Циолковского не стало. Его называли мечтателем. Да, он был мечтателем в высоком смысле этого слова. Многие его мечты уже осуществились, многие — непременно станут реальностью в будущем.

Говоря о вкладе Циолковского в космическую науку, мы регулярно используем слово — первый. Он первым обосновал возможность обеспечения ракетой космической скорости, первым решил проблему посадки космического аппарата на поверхность безатмосферных планет. Первым из ученых выдвинул идею искусственного спутника Земли.

Циолковский оставил более 450 рукописей научных, научно-популярных и научно-просветительских работ, тысячи писем своим коллегам и единомышленникам, некоторые из них он рассчитывал издать. Наследие его неоценимо. Не всё из архива Константина Эдуардовича опубликовано и по сей день. По мнению специалистов, архив изучен всего на одну треть.

Макет ракеты, разработанной Циолковским. Государственный музей истории космонавтики

памятник в Москве


в г. Долгопрудном

памятник К.Э. Циолковскому в г. Боровске

К.Э. Циолковский в Калуге


медаль К.Э. Циолковского


космолёт “ К.Э. Циолковский “

17 сентября 1857 года, ровно 160 лет назад, родился Константин Эдуардович Циолковский – гениальный русский ученый, человек, стоявший у истоков теоретической космонавтики. «Русские в космосе» - это результат и всей его жизни тоже.

Уникальность Циолковского – не только в его колоссальном вкладе в постижение небесного и космического пространств, но и в целом в многогранности его натуры. Циолковский ведь не только формулировал и развивал космонавтику, ракетостроение, воздухоплавание и аэродинамику. Он был философом и писателем, одним из ярчайших представителей русского космизма и автором целого ряда произведений на стыке науки и фантастической литературы, в которых он призывал к освоению и заселению космического пространства.

Само происхождение Константина Эдуардовича Циолковского как бы символизировало единение двух компонентов России – западного, европейского, и восточного, азиатского, причем соединяла их, безусловно, русская культура. По отцовской линии Константин принадлежал к польскому дворянскому роду Циолковских, представители которого уже в конце XVIII века сильно обеднели и фактически вели жизнь обычных служащих. Отец будущего основоположника космонавтики Эдуард Игнатьевич Циолковский (Макар-Эдуард-Эразм Циолковский) окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге и служил лесничим. Материнская линия Константина Циолковского – род Юмашевых, татарского происхождения. Еще при Иоанне IV предки его матери Марии Ивановны Юмашевой, мелкопоместные дворяне, переселились на Псковщину. Там они постепенно обрусели, восприняли русскую традицию.

Родился Константин Эдуардович в селе Ижевском под Рязанью, где в то время служил его отец. В 1868 году отец перевелся в Вятку, где получил место столоначальника Лесного отделения. В Вятке Константин и пошел в местную гимназию. Будущему гению учеба в гимназии давалась сложно. Ситуация осложнялась тем, что в детстве, во время катания на санках, Константин простудился, переболел скарлатиной и вследствие осложнения получил частичную потерю слуха. Этот недуг тоже не способствовал хорошей учебе. Тем более, что в 1869 году внезапно умер старший брат Константина Дмитрий, учившийся в Морском училище в Петербурге. Смерть старшего сына стала страшным ударом для матери, Марии Ивановны, и в 1870 году она скоропостижно скончалась. Оставшись без матери, Константин Циолковский стал проявлять еще меньше рвения к учебе, остался на второй год, а в 1873 году был отчислен из гимназии с рекомендацией «к поступлению в техническое училище». Так и закончилось формальное образование Циолковского – после исключения из гимназии он больше уже нигде и никогда не учился. Не учился – в официальном, формальном понимании этого слова. На самом деле, Константин Циолковский учился всю жизнь. Именно самообразование позволило ему стать тем человеком, о котором вспоминают спустя 160 лет после рождения.

В июле 1873 года отец отправил Константина в Москву – поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Юноша получил с собой письмо к приятелю отца, в котором Эдуард просил его помочь сыну обустроиться на новом месте. Но это письмо Циолковским было утеряно, после чего юноша снял комнату на Немецкой улице и занялся самообразованием в бесплатной Чертковской публичной библиотеке. Надо сказать, что к своему самообразованию Циолковский подошел очень основательно. Денег ему не хватало – отец присылал всего по 10-15 рублей в месяц. Поэтому жил Циолковский на хлебе и воде – в буквальном смысле. Но терпеливо ходил в библиотеку и грыз гранит наук – физики, математики, химии, геометрии, астрономии, механики. Не обходил вниманием Константин и гуманитарные дисциплины.

В Москве Константин прожил 3 года. Вернуться в Вятку пришлось по той причине, что постаревший и собирающийся выходить на пенсию отец более не мог присылать ему даже тех скудных денег, которые отправлял прежде. По возвращении Циолковский, благодаря родительским связям, смог быстро найти клиентуру и давать частные уроки. После выхода отца в отставку в 1878 году вся оставшаяся семья Циолковских вернулась в Рязань. Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии Рязани Константин успешно сдал полный экзамен на уездного учителя математики. После сдачи экзамена Константин получил направление в Боровское уездное училище на должность учителя арифметики, куда и уехал в январе 1880 года. В Боровске, расположенном в 100 км от Москвы, Константин провел следующие 12 лет своей жизни. Именно в годы жизни в Боровске Циолковский стал развивать теорию аэродинамики, мечтая о покорении неба. В 1886 году он завершил работу «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму», основанную на опыте конструирования и апробирования собственной конструкции аэростата. Примерно в это же время, в 1887 году, Циолковский опубликовал и свое первое литературное произведение – научно-фантастическую повесть «На луне». С этого времени научная фантастика будет занимать его не меньше, чем теоретические основы воздухоплавания.

В 1892 году Циолковский, считавшийся к этому времени одним из лучших учителей в Боровске, по представлению директора народных училищ Д.С. Унковского был переведен в Калугу – в Калужское уездное училище. В Калуге Константин Эдуардович обосновался на всю оставшуюся жизнь. Именно здесь он осуществил большую часть своих научных разработок и сформировал свою научно-философскую систему взглядов.

Как известно, Константин Циолковский был не только ученым-практиком, но и философом науки. По своим философским взглядам он примыкал к русским космистам. Еще в юные годы, во время занятий в московской библиотеке, Циолковский познакомился с Николаем Федоровичем Федоровым – помощником библиотекаря, который на самом деле был видным религиозным философом и ученым, «московским Сократом», как его называли восторженные ученики. Однако из-за своей природной стеснительности и «дикости», как вспоминал позже сам Циолковский, он тогда так и не познакомился именно с философской концепцией Николая Федорова – одного из основоположников русского космизма.

Федоров считал, что во Вселенной преобладает хаос, имеющий разрушительные последствия. Чтобы избежать гибели Вселенной, необходимо преобразовать мир, сочетая науку и религиозные истины, объединяя человечество вокруг некоего «Общего Дела». В концепции Федорова религия не противоречила науке, а человечество должно было добиться возможности управления природой, преодолеть конечность пространства и времени, освоить космос. Удивительной была сама идея воскрешения умерших людей путем использования научных достижений. Циолковский, следуя в целом в русле идей русского космизма, представлял уже не религиозное, а естественнонаучное его направление.

Одним из важнейших достижений философии Циолковского стало понимание космоса не просто как физической среды, вмещающей в себя материю и энергию, но как пространства применения творческой энергии и способностей человека. К космосу Циолковский относился восторженно, считая его вместилищем довольства и радости, поскольку космическое пространство должно быть населено совершенными организмами, сумевшими его покорить и освоить. Человек, осваивая космос, также совершенствуется и приближается к этим совершенным организмам.

По мнению Циолковского, освоение космоса является неотъемлемым и важнейшим этапом эволюции человечества. Веря в совершенствование и развитие человечества, Циолковский был убежден в том, что современному ему человеку есть куда развиваться. Он должен преодолеть свою незрелость, следствиями которой являются войны и преступления. Именно в научно-техническом прогрессе Циолковский видел способ радикальной трансформации и окружающего мира, и самого человечества. Но, в то же время, будучи последовательным сторонником научно-технической революции, Циолковский не забывал и о вопросах этики, которые имели большое значение в рамках его философской концепции.

Космическая этика Циолковского весьма оригинальна. Например, она признает превосходство одних форм жизни, которые относятся к развитым и имеющим перспективу, над другими – несовершенными, неразвитыми. Колонизация космического пространства осуществляется именно развитыми, совершенными формами, которые искореняют примитивные организмы. При этом Циолковский разделяет идею «разумного эгоизма», который заключается в «истинном себялюбии, заботе о будущности своих атомов». Поскольку в космосе осуществляется обмен атомами, разумные существа находятся в нравственных взаимоотношениях. Условия для благополучного развития атомов во Вселенной создаются именно совершенными и развитыми организмами. Любое дальнейшее усложнение организмов является, с точки зрения Циолковского, большим благом.

Такие взгляды Циолковского оказали влияние и на его позицию в отношении социального, демографического развития общества. Хотя основное внимание в своей философской концепции Циолковский всегда уделял вопросам космоса, космического разума, он не был чужд и т.н. «социальной инженерии», сформулировав собственное видение евгеники. Нет, евгеника Циолковского не имела ничего общего с евгеническими теориями европейских расистов, популярными в начале ХХ века. Но Циолковский утверждал, что будущее человечества, его совершенствование и благополучное развитие зависят от того, сколько в мире рождается гениев – локомотивов этого развития. Чтобы гениев рождалось больше, этим процессом, с точки зрения Циолковского, необходимо управлять. В каждом городе или населенном пункте необходимо создать и обустроить т.н. «лучшие дома». В них должны выделяться квартиры для наиболее способных и талантливых мужчин и женщин. Браки таких «гениальных людей» должны заключаться только с соответствующего разрешения, как и на деторождение также должно быть получено соответствующее разрешение. Циолковский считал, что реализация этой меры приведет к тому, что через несколько поколений количество талантливых и способных людей и даже гениев стремительно возрастет, т.к. гении будут заключать браки только с себе подобными и дети будут рождаться от гениального отца и гениальной матери, наследуя все качества биологических родителей.

Конечно, многие взгляды Циолковского сейчас кажутся наивными, а некоторые – чрезмерно радикальными. Например, он утверждал необходимость избавления общества от больных, калек, слабоумных. Заботиться о таких людях надо хорошо, но они не должны давать потомства и если им препятствовать в размножении, то и человечество со временем станет лучше, считал Циолковский. Что касается преступников, то их ученый и философ предлагал «расщеплять на атомы».

Особое отношение у Циолковского было к вопросам смерти и бессмертия. Для Циолковского, как и для некоторых других представителей философии русского космизма, была характерна вера в возможность рационального достижения человеческого бессмертия – с помощью научного прогресса. Возможность бессмертия выводилась ими из величия Космоса, жизнь которого не может не быть бесконечной. В то же время, космисты понимали, что бессмертие для несовершенного человека не нужно, бесконечность существования имеет смысл лишь для совершенных, разумных созданий. С точки зрения Циолковского, на текущем этапе развития человечества смерть играет роль искусственного отбора, способствуя дальнейшему совершенствованию человеческого рода. Относительная смерть человека, как и другого существа, с точки зрения Циолковского, есть некоторая остановка в существовании, не несущая абсолютной смерти. После кончины человека атомы принимают более простую форму, но они могут возродиться вновь.
В то же время, поскольку умирание всегда несет страдание, Циолковский рассматривает его как нежелательный процесс. Особенно нежелательно умирание «разумного существа», поскольку оно прерывает реализацию планов и задач последнего и это затормаживает общее развитие человечества, негативно сказываясь на его совершенствовании. Здесь Циолковский подходит к идее иммортализма – личного физического бессмертия для конкретного человека, которое, по его мнению, можно реализовать тремя путями: продлением человеческой жизни (для начала до 125-200 лет), изменением самой природы человека и его организма, перерождением человеческой личности.

Октябрьская революция произошла, когда Циолковский был уже пожилым человеком. Последующие 18 лет он прожил в советском государстве и, надо сказать, отношения с советской властью у Циолковского сложились вполне хорошие. Например, он удостоился еще в 1921 году пожизненной пенсии за заслуги перед отечественной и мировой наукой. Вряд ли в царской России он получил бы подобное поощрение. К исследованиям Циолковского советская власть относилась в высшей степени серьезно. Уже после смерти ученого он стал одной из «икон» советской космонавтики и ракетостроения, которые возводились, в том числе, и к Константину Циолковскому. Его именем были названы множество улиц в целом ряде городов Советского Союза, учебные заведения, музеи. Во многом, именно благодаря советской власти «калужский мечтатель» навсегда остался в русской – не только как прожектер, философ и фантаст, но и как провозвестник и теоретик освоения космоса.

> > Константин Циолковский

Биография Константина Циолковского (1857-1935 гг.)

Краткая биография:

Место рождения : Ижевское,
Рязанская губерния,
Российская империя

Место смерти : Калуга , РСФСР , СССР

– советский ученый и изобретатель: биография с фото, вклад в науку и культуру, первая модель ракеты, аэродинамические эксперименты.

Константин Циолковский был русским учёным, занимавшимся аэронавтикой, аэродинамикой и астронавтикой, изобрёл ракету и исследовал космос. Циолковским – разработчик первой модели ракеты для космического полёта. Но его жизнь закончилась до запуска.

Местом рождения Константина Эдуардовича Циолковского стал Ижевск. Его отца, Эдуарда Игнатьевича, знали как польского дворянина со средним достатком, а у мамы, Марии Ивановны Юмашевой было татарское происхождение. Будущему учёному досталась «гремучая смесь» генов. Девятилетнего Костю Циолковского поразила скарлатина, а её осложнения привели к глухоте.

По прошествии четырёх лет он потерял маму. Этим двум трагедиям суждено было сыграть определяющую роль в формировании жизненного сценария Константина. Будущему учёному пришлось заниматься домашним самообразованием, что привело к развитию замкнутости у ребёнка. Дружил он только с книгами. Он сильно увлёкся математикой, физикой и космосом. 16-летнему Циолковскому в Москве предстояло в течение трёх лет заниматься изучением химии, математики, астрономии и механики.

Общение с окружающими осуществлялось с помощью специального слухового аппарата. Но стоимость московской жизни была довольно высокой и Циолковскому, вопреки всем усилиям, не удалось получить достаточных средств, и в 1876 году по настоянию отца он очутился в Вятке. После сдачи экзаменов и получения учительского диплома им было начато преподавание. Боровская школа, где он работал, находилась на расстоянии ста километров от Белокаменной. В Боровске ему выпало жениться, его супругой стала Варвара Ефграфовна Соколова.

Российские научные центры были далеко, глухота не покидала, но Циолковскому это не помешало заняться самостоятельными аэродинамическими исследованиями. Сначала им была разработана кинетическая теория газов. В ответ на его послание с расчётами Русскому физико-химическому обществу Менделеев сообщил, что эту теорию уже открыли четверть века тому. Циолковскому удалось пережить этот удар, и не прекращать исследований. Петербург обратил внимание на одарённого и неординарного вятского учителя, он получил предложение членства в вышеупомянутом обществе.

С 1892 года местом работы Константина Циолковского стала Калуга. Занятия учителя наукой, астронавтикой и аэронавтикой продолжались. На новом месте Циолковским было осуществлено строительство специального туннеля для измерения различных аэродинамических показателей, которыми характеризуются летательные аппараты. Физико-химическим обществом не было выделено никаких средств на проведение экспериментов, учёный продолжал исследования с использованием семейных сбережений. Деньги Циолковского пошли на экспериментальные модели (свыше 100) и их тестирование. Когда обществом была, наконец-то, выделена финансовая поддержка калужскому гению в размере 470 рублей, Циолковским было осуществлено строительство нового, усовершенствованного туннеля.

Аэродинамические эксперименты усилили интерес Циолковского к космическим проблемам. 1895 стал годом публикации его «Грёз о земле и небе», в следующем году он опубликовал статью, посвящённую другим мирам, разумным существам, населяющим другие планеты, и их общению с землянами. Тогда же Циолковским начато написание «Исследований космического пространства с помощью реактивного двигателя». Книга, ставшая главным трудом учёного, была посвящена проблемам, связанным с использованием ракетных двигателей в космическом пространстве – навигационным механизмам, поставке и транспортировке топлива и т.д.

О первых пятнадцати годах двадцатого столетия можно сказать, как о самых тяжёлых из прожитых учёным. 1902 стал годом самоубийства сына Игнатия. В 1908 году Ока разлилась так, что произошло затопление дома, что привело к потери многих машин, экспонатов и уникальных расчётов. Физико-химическим обществом не была дана должная оценка значимости и революционности, которые были присущи железным моделям Циолковского.

Большевики, получив власть, в некоторой мере изменили ситуацию – новая власть заинтересовалась разработками учёного, что выразилось в оказании Циолковскому значительной материальной поддержки. 1919 год принёс Циолковскому избрание в члены социалистической Академии (позже ставшей Академией наук СССР), с 09.11.1921 г. учёный получал пожизненную пенсию, как человеку обогатившему отечественную и мировую науку. Эта пенсия выплачивалась до 19.09.1935 г. – дня смерти величайшего человека, Константина Эдуардовича Циолковского. Местом смерти стала уже родная учёному Калуга.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»