Детские страхи в 6 лет. Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Индивидуальные детские страхи

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Страхи и фобии есть у каждого взрослого человека. Но что мы знаем о страхах наших детей? Откуда они берутся, как появляются и что же с ними делать?

Множество вопросов кружат голову обеспокоенным родителям, и не зря, ведь детям намного сложнее справляться со своими эмоциями, преодолевать свои страхи. Главная задача родителей – распознать страх и постепенно его скорректировать.

Что такое детских страх?

Страх – это естественная реакция организма на потенциальную опасность. Многие взрослые люди не могут преодолеть свои фобии долгие годы, что уж говорить о детях, которые и вовсе не понимают, что испытывают.

Причины детских страхов

Конечно, интересно и немаловажно знать, почему у ребенка появился страх. Выяснив точное происхождение фобии, можно устранить источник, тем самым ослабив детский страх. Самые распространенные причины детских страхов следующие:

Испуг

Основная причина возникновения детских страхов – это испуг. Дети очень впечатлительны, и события из мира взрослых могут не на шутку напугать ребенка. Например: агрессивное животное, громкий крик, нападение, страшная сцена в кино.

Детская фантазия

Очень часто развитое детское воображение играет злую шутку. Любое явление, еще непонятое ребенком, сразу же дорисовывается. Проблема в том, что способность к фантазированию, зачастую оборачивает обычную ситуацию в пугающее событие. Например, звуки ночью, тени на стене, шорох под кроватью.

Напряженная обстановка в семье

Конфликты между родственниками и родителями могут породить множество страхов. Начиная от боязни родителей и заканчивая страхом перед смертью. Как бы странно это не звучало, но ссориться нужно правильно, решая проблемы через конструктивный диалог, не пугая ребенка своими негативными эмоциями и методами избавления от них.

Конфликтная ситуация в социуме

Ссоры и разлады с преподавателями и воспитателями, вожатыми, одноклассниками и сверстниками, могут также породить множество страхов. Например, ребенок будет бояться выступлений на публике.

Невроз

Невроз – это психологическое отклонение, которое может появиться у ребенка вследствие влияния различных факторов. Состояние невроза может порождать страхи, которые не свойственны возрасту ребенку и его жизненной ситуации. В этом случае необходима консультация психолога.

Также, довольно сложно избавиться от страхов, если присутствуют факторы, которые усиливают развитие фобии. Зачастую, в семье присутствуют следующие ситуации:

Семья чего-то боится

Окружение смеется над страхом ребенка

Источник страха присутствует в жизни ребенка

Родители ведут себя слишком строго

Родители запрещают ребенку проявлять эмоции

Отсутствуют доверительные отношения с ребенком

Родители ограничивают общение со сверстниками

Присутствует гиперопека

Как распознать детских страх?

Немаловажно знать, как выглядит проявление детского страха. Многие родители не обращают внимания на изменения в поведении ребенка и считают их возрастными. Но как узнать детский страх?

Дети плохо умеют скрывать эмоции, поэтому ребенка, у которого появился страх, распознать можно по следующим признакам:

Тяга к родителям

Ребенок, который имеет сильный страх, старается быть ближе к родителям: постоянно ходит за членами семьи и находится в окружении взрослых.

Попытки спрятаться

Если ребенок перед сном прячется под одеяло, во время игры сидит в шкафу, и, в общем, пытается все время спрятаться, то это яркие показатели наличия детского страха.

Плаксивость, агрессия к окружающим, капризы

Если ребенок стал более эмоциональным: плаксивым, не способным сдерживать свой гнев, очень капризным, то, скорее всего, он приобрел фобию.

Мрачные рисунки

Дети, которые имеют навязчивый страх, зачастую изображают свои чувства в рисунке. Творчество такого ребенка будет в темных тонах, с пугающим сюжетом и страшными персонажами. Зачастую, дети бояться своих рисунков, стараясь их спрятать: убрать в темный уголок или на дальнюю полку.

Нервные проявления

Дети, находящиеся под влиянием страха, очень часто грызут ногти, сосут палец, дергают волосы, ковыряют в носу, теребят одежду. Таких проявлений огромное множество, и, к счастью, неестественность и специфичность таких действий вполне заметна.

Дети не всегда рассказывают о своих страхах, в силу недопонимания своих чувств и эмоций или сложной обстановки в семье, но родители, которые вовремя заметят наличие фобии, помогут не только облегчить состояние малыша, но и не дать страху прогрессировать.

Как бороться с детскими страхами?

Детский страх – это сложное явление, избавление от которого требует времени и усилий. Так что же нужно делать, чтобы эффективно устранить фобию ребенка:

Разговаривайте

Разговоры обо всем на свете важны и нужны. Благодаря им, можно не только узнать о наличии страха, но и побороть его. Разговаривайте с ребенком о его фобии, спрашивайте о ней.

Рисуйте

Как говорилось ранее, дети очень часто рисуют свои страхи. Воспользуйтесь этим. Пусть ребенок нарисует свой страх, а потом можно сжечь, порвать или утопить в воде пугающую картинку. Еще один хороший метод борьбы со страхом – добавление смешных и милых деталей. Предложите малышу накрасить монстру губы или надеть на паука юбку и пугающие персонажи мгновенно приобретут смешной и нелепый вид.

Играйте в театр

Предложите ребенку перенести свой страх в сценку: взять на себя роль монстра, застрять в придуманном лифте, пройтись по воображаемому канату на высоте тысячи метров.

Сочиняйте

Предложите ребенку сочинить сказку, которая связана с фобией. Конец обязательно нужно сделать положительным, а пугающие персонажи должны высмеиваться по ходу выдумывания истории.

Можно ли не допустить возникновение детских страхов?

Можно ли избежать появления детских страхов? Да, можно, но не всех. Следует четко понимать, что ребенок — член социума, который обладает определенными качествами личности и чертами характера. Оберегать его от эмоциональных переживаний не нужно, ведь побеждая свои страхи, дети вырастают смелыми и уверенными в себе людьми.

Однако некоторые фобии не приносят пользы, и, зачастую, задерживаются годами, сопровождая малыша на пути взросления. Чтобы предотвратить появление нежелательных страхов у ребенка, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы помочь ему анализировать негативные эмоции и чувства.

Уделяйте ребенку внимание и не допускайте чувства ненужности

Поощряйте общение со сверстниками

Организовывайте игры, направленные на борьбу с распространенными детскими страхами, выброс негативных чувств и эмоций

Не запугивайте ребенка тем, с чем ему придется столкнуться в жизни (больницей, животными, людьми)

Придерживаясь этих простых правил, можно уберечь ребенка от навязчивых страхов.

Детский страх – это нормальное явление, которое переживает практически каждый человек. Задача родителей – выявить и скорректировать фобию, не допустив её осложнения, и перехода в более взрослый и сознательный возраст.

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

Индивидуальные особенности малыша . Чаще страхи появляются и закрепляются у тревожных, очень эмоциональных и впечатлительных детей (особенно это касается детей, неуверенных в себе). Такие дети принимают всё близко к сердцу, легко расстраиваются, они не умеют проговаривать свои тревоги и обиды и не могут постоять за себя. Физически ослабленные дети также могут быть подвержены страхам в большей степени, чем их более крепкие сверстники.

Ошибки воспитания. Отсутствие единой системы воспитания или глубокого и постоянного эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, и, как следствие, чувство незащищенности и искаженное представление о себе, ведут к постоянным детским переживаниям (любим - не любим, нужен - не нужен, хорош - не хорош) и неуверенности в себе.

Ребенок становится более подвержен разного рода страхам, когда в воспитании применяется множество угроз, отрицательных внушений («Только плохие девочки так поступают»), запретов и требований, или родители часто рассказывают ребенку о возможных негативных последствиях («Одень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу»), или, добиваясь послушания, запугивают его ("Не убегай, а то злой дядька в мешок тебя посадит и утащит").

Семейная обстановка . Зачастую страхи передаются от родителей к детям: мама боится темноты, лягушек, потерять деньги - и заражает этим страхом ребенка. Также страхи возникают у детей мнительных, нервозных родителей, которые следят за каждым шагом ребенка, особенно если он единственный, поздний или «болявый». Ребенок легко перенимат такое состояние родителей и нездоровую форму их реакций.

Подверженность страхам и "застревание" на них может появиться у ребенка, в семье которого сложилась неблагополучная атмосфера (конфликты между взрослыми), либо при изменении привычных условий жизни: развод родителей, появление в семье нового ребенка, переезд в новый дом, смерть близкого родственника.

Страшный случай. Произошедшая с ребенком какая-то неприятная история (укусила собака, упал со второго этажа двухъярусной кровати, потерялся) естественно сильно напугает его и, возможно, оставит глубокий след в его сознании. Нужно объяснить малышу, почему так произошло и как надо поступать, чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации.

Детские фантазии . Всем известно, какие фантазеры наши дети. Ребенку ничего не стоит вообразить себя схваченным бабой Ягой или идущим по шаткому мосту над пропастью. Поэтому не стоит пугать ребенка страшными рассказами, приведениями, бабками Ёжками или Бабайкой. Также очень внимательно нужно относиться к выбору телепередач и фильмов для ребенка.

Как преодолеть страх?

Многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх.

Но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. Но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, заторможенность, неврозы). Только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

Итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

  1. Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
  2. Ребенку очень важен телесный контакт : обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
  3. Расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. Постарайтесь развеять сомнения малыша. Вместе подумайте, как справиться с этими страхами. Если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
  4. Подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. Или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. Пусть станет верным другом и преданным защитником.
  5. Избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач , поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
  6. Прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). Но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
  7. Постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает . Мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. Познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. Обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. Если ребенок боится собак, подарите ему , прочитайте книжки, где главным героем будет собака. Потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
  8. Проигрывайте ситуации, пугающие малыша . В игре с пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
  9. Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации , чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
  10. Рассказывайте ребенку истории , в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. Представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

Всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. Если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. Понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Детские страхи у младших школьников 7-11 лет

Страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности , об упрочении чувства ответственности , долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотренные ранее страхи «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности . Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности . Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми.

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи . Рассмотрим это подробнее. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений. Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то беспокойство и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Тревога же как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу , то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе , любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как он был вызван эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят. Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил - наследие средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных и оборотней). Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы . Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. „Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!»

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения. В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов , прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Светлана Сушинских
Психолог
По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

– специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями . Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза , невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые . Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство , навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам , психотерапевтам , психиатрам . Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы , позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование . Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх. Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Детские страхи относятся к специфическим расстройствам. В зависимости от возраста, они проявляются переживанием, беспокойством, тревогой. Так организм реагирует на мнимую либо реальную угрозу. Боязни сопровождаются эмоциональной трансформацией, ускорением ритмов сердца, сбоем в работе дыхательной и мышечной систем. Поведенческая особенность проявляется уходом от потенциально опасных источников (ситуаций), повышенной привязанностью к родителям, синдромом страха одиночества. Диагностируется и лечится недуг психологом или гипнологом. Для этой цели применяют специальное тестирование, опросники, индивидуальные беседы.

Возникновение детских страхов

Любые боязни подразделяются на страх, фобию, беспокойство. Некоторые быстро возникают и пропадают, другие остаются в памяти надолго. При этом критическая ситуация не повторяется, а детские страхи остаются.

Младенец не в состоянии понять логически причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира у него полностью солидарно с родителями. Следовательно, взрослые иногда переносят собственные боязни на малышей. Восприятие детских страхов базируется на тревожной интонации либо взгляде. По виду мамы или папы ребенок решает, плакать ему или нет.

Причины синдрома страхов у детей

Испуг - это основная причина боязни. Предпосылок для этого существует много:

  • внезапный крик;
  • паника родителей;
  • укус животного или насекомого;
  • травма;
  • похороны родственников и тому подобное.

Ребенок, воспитываемый в положительной, спокойной и уверенной обстановке, часто переживает ситуацию кратковременно. Если при малыше имели место ссоры и прочие травмирующие обстоятельства, проявление детских страхов может зафиксироваться надолго в памяти, что обуславливает реакцию на критичную ситуацию в виде плача.

Другие причины:

  1. Чрезмерно развитая фантазия. Ребенок может ночью принимать тени за чудищ или приведения. Просмотр мультипликационных фильмов рисует в сознании образы негативных героев, типа инопланетян, монстров и злодеев. Важно следить за реакцией сына или дочери, отфильтровывая просматриваемые фильмы.
  2. Семейные дрязги. В редкой семье исключены ссоры между взрослыми. Скандалы с использованием громких и нецензурных выражений, битье тарелок, приводят к тому, что малыш растет пугливым, капризным.
  3. Социальные разлады. Проблемы в отношения со сверстниками, педагогами и окружающими - одна из причин детских страхов. Девочка или мальчик , ведут себя скованно. Вовремя замеченная боязнь указанного характера быстро устраняется.
  4. Неврозы. Психологическое отклонение, развивающееся постепенно, если боязнь усиливается и не прорабатывается.

Чего боятся дети?

Детские страхи по ряду факторов могут усугубляться:

  1. Родные ребенка испытывают постоянную тревожность перед чем-либо. Необходимо поработать над собой, открыть малышу мир с положительной стороны.
  2. Родители напоминают отпрыску о его боязни с насмешкой. Выход - принять страхи у детей, как свои, найти специалиста.
  3. Частое присутствие источника боязни. Нужно выяснить первопричину испуга и устранить ее.
  4. Властное отношение родителей к детям. Стараются психологически стать на уровень ребенка, вызывая не боязнь, а уважение и дружбу.
  5. За бурное проявление эмоций следует наказание. Это только усиливает проявление детских страхов. Пусть самовыражение будет активным, после того как ребенок успокоится, объясните ему причину.
  6. Недостаток родительского внимания. Необходимо выделять хотя бы час времени на беседу «по душам».
  7. Отсутствие друзей. Попробуйте стать для сына или дочери товарищем, поймите причину его замкнутости.
  8. Чрезмерная опека. Излишек внимания, как и его недостаток, вызывает развитие определенных детских страхов.
  9. Неполноценная семья. Если отпрыск воспитывается только мамой, она должна позитивно настроиться, стать не просто другом, но и защитником ребенка.

Большинство страхов у детей возникает вследствие неправильного отношения и поведения родителей. В любом случае каждый член семьи должен стоять друг за друга «стеной», коллективно обсуждая и решая проблемы.

Виды синдрома детских патологических страхов

Специалисты разделяют фобии на несколько видов:

  1. В эту группу входят кошмары. Процесс сна ребенка сопровождается непроизвольными действиями (разговором, лунатизмом, судорогами, мочеиспусканием). После пробуждения малыш сразу ищет родителей либо крепко засыпает, утром ничего не помнит.
  2. Необоснованные переживания. Это самый распространенный вид детских страхов. Человек пугается темноты, одиночества, сказочных и мультипликационных героев, часто додумывая несуществующие моменты. Убеждать ребенка, что боязнь безосновательна не имеет смысла, он будет настаивать на своем.
  3. Страхи навязчивого характера. К этой категории относятся фобии открытого и замкнутого пространства, высоты, полетов на самолете и другие.
  4. Бредовые переживания. Здесь объектом страха выступают обычные вещи (игрушки, элементы одежды, телефон). Справиться с такой боязнью несложно, если понять ее причину.

Как проявляются детские страхи?

Психология дает понять, что новорожденный младенец проявляет боязнь одним способом - заходится в истеричном плаче. У детей постарше диапазон признаков несколько шире:

  • ходят за мамой или папой везде;
  • в кроватке прячутся, накрываясь одеялом;
  • проявляют агрессивность либо часто плачут без видимой причины;
  • капризничают;
  • рисуют картинки в черных тонах, изображая различных чудовищ;
  • боятся изображение объекта страха;
  • проявляют нестандартное поведения (грызут ногти, тянут в рот пальцы, перебирают элементы одежды).

При наличии указанных признаков лучше обратиться к специалисту, например, психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Как выявить причину детских страхов?

Необходимо поговорить с ребенком на тему его боязней. Например, сочинить сказку либо придумать нарисованную историю, в которой главным героем выступает он. В месте, где сюжет начинает трансформироваться в негативном направлении, следует попросить малыша переиначить смысл таким образом, чтобы ребенок в конце стал позитивным победителем.

Психология детских страхов по возрастам

В зависимости от возраста человека, детские страхи имеют свои особенности. До трех лет малыши познают основные навыки жизни, приходит осознание половых различий, деление людей на своих и чужих. В этот отрезок времени семья является для маленького гражданина надежным убежищем, при условии отсутствия конфликтов. В психологически здоровой «ячейке общества» малыш быстро забывает боязнь рождения.

Детские страхи в этом возрасте аналогичны маминым стрессам. В 2–3 года ребенок иногда испытывает испуг или ревность при рождении братика либо сестрички. Дите боится ухода родителей, самостоятельного отхода ко сну, резких звуков, незнакомых людей, падения при первых шагах. Некоторые страхи являются прямой проекцией боязней взрослых.

Как оградить от детских страхов? Не стоит выяснять с супругом отношения в присутствии малыша, считая, что он ничего не понимает. Ребенок моментально считывает напряжение в обстановке, реагируя плачем на поведенческое изменение родителей. При грудном вскармливании следует свести к минимуму возможные ссоры с членами семьи, поскольку переживания передаются с молоком матери. Здоровая атмосфера дает возможность крохе обрести уверенность и найти свою личностную позицию.

При рождении второго ребенка тревожность можно преодолеть, переключив внимание на заботу о младшем. Чем дольше мама с малышом в контакте на этом этапе, тем лучше. Полезным станет приучение чада к самостоятельности. Сказки на ночь следует подбирать аккуратно, избегая «страшилок» и печальных историй.

От 3-х до 5-ти лет

Маленький человек в этом возрасте максимально чувствителен и эмоционален. Сфера познания намного расширяется, что служит плодородной почвой для появления детских страхов. Происходит процесс сближения с родителями и другими детьми. Дружба с новыми товарищами может продлиться всего пару дней, приходит осознание социума, того, что есть не только «Я», но и «Мы». Активно развивается воображение, малыш пытается подражать персонажам любимых сказочных героев.Часто наблюдается раздражительность, перепады настроения, обидчивость. Иногда родителям предъявляются требования постоянного нахождения рядом.

Одним из характерных детских страхов 3–5-летнего возраста считается боязнь того, что его разлюбят. Заметно проявляется испуг одиночества, ребенку надо уделять больше времени. Нередко возникают фобии закрытого пространства, наказания.

Лучшей защитой от страха станет достойный пример, открытое проявление любви как к ребенку, так и к супругу (ге). Поцелуи, обнимание, поглаживание - максимально важно. Не стоит говорить фраз о том, что вы сейчас не любите свое чадо, так как оно себя плохо вело. Это может отложиться в памяти на долгое время.

5–7 лет

Дети определяют в окружающих хороших и плохих людей. К первой категории они относят тех, кто проявляет доброту, улыбается. Плохими считают тех, кто злится, приносит неприятные ощущения (например, врачи). В этом возрасте нередко проявляется мнительность и тревожность.

Детские страхи в 5–7 лет:

  • боязнь своей или родительской смерти;
  • кошмарные сны (ночные истерики);
  • страх перед уколами, укусами, высотой, ;
  • тревожность по отношению к потустороннему, наказанию от родителей;
  • испуг перед будущим.

Уберечь от детских страхов можно при помощи убеждения ребенка в безопасности, с приведением доказательств, что окружающий мир нестрашен. Главное, не травмировать психику угрозами и криком, разговаривать ровно, спокойно, объяснять, что плохие слова, проскакивающие в его речи, неприемлемы. Гиперчувствительным детям необходимо читать добрые сказки, оберегать от стрессов.

От 7-ми до 11-ти лет

Школьники уже не ведут себя эгоистично, начинают осознавать, что социум требует обоюдного контакта между сверстниками, учителями. Развивается дисциплинированность и чувство долга.

К детским страхам этого возраста по-прежнему относится боязнь смерти, переживание за родителей. Проявляется испуг перед нападением чужих людей, плохими отметками, пожарами, ограблениями. Фобии становятся конкретными, но не такими сильными, поскольку школа забирает большую часть внимания. Не исключено развитие чувства вины, особенно, если ребенок отличается от других.

Предостерегают страхи при помощи воспитания в сыне или дочери уверенности. Прислушивайтесь к отпрыску, не настаивайте на дружбе с теми, кто ему неинтересен. Он должен четко понимать, что его ждут дома, вне зависимости от того, всегда ли все получается так, как надо. Хвалите за ответственность и помощь, пусть даже она незначительна.

Возраст 11–16 лет

Это сам нелегкий период взросления. У подростков меняется мировоззрение, появляются собственные принципы. Иногда трансформация наступает так резко, что родители чувствуют потерю контроля над ситуацией. Человек начинает настраивать межличностное общение, приоритетом становится самооценка.

К страхам у детей этого возраста относится непонимание, они ощущают себя двойственно. Подростку хочется слиться с общим коллективом, при этом не распылить индивидуальность. Еще одна распространенная боязнь изменения внешности. Девочки эмоциональнее мальчиков, наступает в 15 лет. Оно сопровождается испугом перед порицанием и позором, может трансформироваться в фобии.

Для предотвращения расстройств необходимо повышать самооценку ребенка, оценивать его достойные поступки. Девочек нужно убеждать в их привлекательности, парней - в своем доверии. Важно найти оптимальную грань между возбудимостью и агрессией подростка, понимая, что он является отображением родителей.

Синдром страха школьников

Этот вид боязни выделяют в отдельную категорию. Она может появиться с началом школьной жизни, если ребенку сложно пережить разлуку с родителями. Это бывает связано с тем, что взрослый сам не в восторге был от школы, негативно о ней отзывался. Решение учебных задач вместо школьника приводит к потере ответственности за собственные поступки.

Проще справиться со страхом детей, которым с детства прививали некую самостоятельность. Проблемы одиночества проще переживаются в школе теми учениками, которые воспитывались в детском саду. Постепенно ребенок пытается подстроиться под окружающих.

Диагностика страхов у детей

Боязни в детском возрасте становятся основной причиной обращения к психологам и психотерапевтам. При диагностике детских страхов проводят клиническое собеседование. После налаживания контактов со специалистом, ребята не скрывают своих тревог. Для фиксации степени интенсивности расстройства применяют техники психодиагностики:

  1. Опросники, специально созданные для исследования детских фобий. Школьникам начальных классов вопросы задают с глазу на глаз. Подростки самостоятельно заполняют бланки тестов. Литературу подбирают с учетом возраста клиента.
  2. Проективные способы. Сюда входят рисованные тесты, сказки, методики своеобразного представления ситуаций, позволяя подобрать механизмы взаимодействия между ребенком и специалистом.

Лечение детских страхов

Оказание помощи страдающим от детских боязней основано на воссоздании уютной домашней атмосферы. Также применяются психотерапевтические техники. Они дают возможность проработать и осознать эмоциональный негатив.

Консультации семейного типа ориентированы на выявление причин детских страхов, выяснения особенностей отношений внутри семьи. Затем даются рекомендации по проведению дальнейшего лечения.

Психотерапевтические занятия проводятся персонально. Сначала обсуждаются боязни, затем они прорабатываются. Одним из популярных способов является сказкотерапия или техника с применением творческих возможностей ребенка.

Медикаментозное лечение фобий у детей включает в себя прием препаратов седативного и анксиолитинового плана. Терапия рекомендована при обострениях, методика лечения корректируется индивидуально.

Гипнотерапия - один из самых эффективных методов избавления от страхов детства. Подробнее о применяемых техниках узнайте на этом канале.

Как бороться с детскими страхами? Прежде всего, необходимо понимать, что требовать от специалиста вылечить ребенка, не означает отсутствие работы над собой. В первую очередь родители должны переосмыслить свое поведение, понять ребенка и сделать соответствующие выводы.

С целью донесения полезных сведений психотерапевты создают специализированные уголки, в том числе в садах и школах. Там представлена информация, позволяющая ориентироваться в современном подходе к воспитанию подрастающего поколения, а также рекомендации, как бороться с детским страхом. Чем раньше начать лечение, тем быстрее ребенок станет полноценным членом общества, избавившись от навязчивых мыслей и идей. Запущенные случаи требуют персонального подхода, иначе могут проявляться во взрослой жизни.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»