В чем отличие ракетных комплексов шахтного базирования. Лучшие рипы от jumo aka end. Испытания и эксплуатация

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

23 июля 2010 года исполняется 25 лет с того дня, как на боевое дежурство были поставлены грунтовые мобильные межконтинентальные ракеты "Тополь".

РТ-2ПМ "Тополь" (индекс Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ (ГРАУ) — 15Ж58, код СНВ РС-12М, по классификации NATO - "Серп", SS-25 "Sickle") - стратегический мобильный комплекс с трехступенчатой твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой РТ-2ПМ, первый советский мобильный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР).

Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой, пригодной для размещения на самоходном автомобильном шасси (на базе твердотопливной МБР РТ-2П), была начата в Московском институте теплотехники под руководством Александра Надирадзе в 1975 году. Постановление правительства о разработке комплекса вышло 19 июля 1977 года. После смерти Надирадзе работа была продолжена под руководством Бориса Лагутина.

Мобильный комплекс должен был стать ответом на повышение точности американских МБР. Требовалось создать , достигаемой не строительством надежных укрытий, а созданием у противника неопределенных представлений о месте нахождения ракеты.

Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. Первый опытный пуск ракеты, получившей обозначение РТ-2ПМ, состоялся на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 года. Запуск производился из переоборудованной шахты стационарных ракет РТ-2П.

К концу осени 1983 года была построена опытная серия новых ракет. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего боевого ракетного комплекса (БРК). В декабре 1984 года основная серия испытаний была завершена и принято решение о начале серийного производства комплексов. Однако полностью испытания мобильного комплекса, получившего название "Тополь", закончились лишь в декабре 1988 года.

Не ожидая полного завершения программы совместных испытаний, с целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях, 23 июля 1985 года под городом Йошкар-Олой был развернут первый полк мобильных "Тополей" на месте дислокации ракет РТ-2П.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми и боевой ступенями . Для обеспечения высокого энергомассового совершенства и увеличения дальности стрельбы во всех маршевых ступенях было применено новое топливо повышенной плотности с удельным импульсом, увеличенным на несколько единиц по сравнению с наполнителями ранее созданных двигателей, а корпуса верхних ступеней впервые были выполнены непрерывной намоткой из органопластика по схеме "кокон".

Первая ступень ракеты состоит из маршевого ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) и хвостового отсека. Масса полностью снаряженной ступени составляет 27,8 т. Её длина 8,1 м и диаметр 1,8 м. Маршевый РДТТ первой ступени имеет одно неподвижное центрально размещенное сопло. Хвостовой отсек цилиндрической формы, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы.

Управление полетом ракеты на участке работы первой ступени осуществляется за счет поворотных газоструйных и аэродинамических рулей.

Вторая ступень состоит из соединительного отсека конической формы и маршевого РДТТ. Диаметр корпуса составляет 1,55 м.

Третья ступень включает соединительный и переходный отсеки конической формы и маршевый РДТТ. Диаметр корпуса - 1,34 м.

Головная часть ракеты состоит из одного боевого блока (ядерного) и отсека с двигательной установкой и системой управления.

Система управления -Тополя" - инерциального типа, построена с использованием бортовой вычислительной машины, микросхем с большой степенью интеграции, нового комплекса командных приборов с поплавковыми чувствительными элементами. Вычислительный комплекс системы управления позволяет реализовать автономное боевое применение самоходной пусковой установки.

Система управления обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также решение других задач.

В процессе эксплуатации ракета РТ-2ПМ находится в транспортно-пусковом контейнере, размещенном на мобильной пусковой установке. Длина контейнера составляет 22,3 м и диаметр 2,0 м.

Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси автомобиля МАЗ и оснащена агрегатами и системами, обеспечивающими транспортировку, поддержание в установленной степени боевой готовности, подготовку и проведение пуска ракеты.

Пуск ракеты возможен как при нахождении пусковой установки в стационарном укрытии с раздвигающейся крышей, так и с необорудованных позиций, если это позволяет рельеф местности. Для проведения пуска ракеты пусковая установка вывешивается на домкратах и горизонтируется. Пуск ракеты производится после подъема контейнера в вертикальное положение с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере ("минометный старт").

После отстрела защитного колпака контейнера ракета выбрасывается из него пороховыми стартовыми двигателями на несколько метров вверх, где включается маршевый двигатель первой ступени.

Максимальная дальность стрельбы - 10500 км. Длина ракеты - 21,5 м. Стартовая масса 45,1 т. Масса головной части - 1 т. Мощность ядерного боезаряда - 0.55 Мт. Точность стрельбы (предельное отклонение) - 0.9 км. Площадь боевого патрулирования комплекса - 125 тыс. кв. км.

Масса пусковой установки с ракетой составляет около 100 тонн. Несмотря на это, комплекс имеет хорошую подвижность и проходимость.

Боеготовность (время подготовки к старту) с момента получения приказа до пуска ракеты была доведена до двух минут.

В состав ракетного комплекса также входит подвижной командный пункт боевого управления на четырехосном шасси МАЗ-543М. Для управления огнем использовались передвижные командные пункты "Гранит" и "Барьер", вооруженные ракетой, у которой вместо боевой нагрузки был радиопередатчик. После запуска ракеты он дублировал стартовые команды для пусковых установок, расположенных на удаленных позициях.

Серийное производство ракеты РТ-2ПМ было развернуто в 1985 году на заводе в Воткинске (Удмуртия), а ее мобильная пусковая установка изготавливалась на волгоградском заводе "Баррикады".

1 декабря 1988 года новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом "Тополь" и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.

Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. Часть "Тополей", оставшихся на территории Белоруссии после распада СССР, была выведена из неё к 27 ноября 1996 года.

Ежегодно производится по одному контрольному пуску ракеты "Тополь" с полигона Плесецк. О высокой надежности комплекса говорит тот факт, что за время его испытаний и эксплуатации было произведено около пятидесяти контрольно-испытательных пусков ракет. Все они прошли безотказно.

На базе МБР "Тополь" разработана конверсионная космическая ракета-носитель "Старт" . Пуски ракет "Старт" осуществляются с космодромов Плесецк и Свободный.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М. "Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2

Одним из самых удачных российских совеременных комплексов считается мобильный грунтовой ракетный комплекс «Тополь» (SS-25 «Sickle» по NATO-вской классификации) с ракетой РС-12М.

Разработка межконтинентальной баллистической трёхступенчатой ракеты РТ-2ПМ на твёрдом смесевом топливе массой 45 т с моноблочной ядерной боеголовкой (масса 1 т) велась Московским институтом теплотехники под руководством главного конструктора Надирадзе (после его смерти разработку продолжил Лагутин) и является дальнейшей модернизацией ракеты РТ-2П.

Первое лётное испытание ракеты было проведено на полигоне Плесецк 8 февраля 1983 г., а в 1985 г. ракета РТ-2ПМ поступила на вооружение РВСН. Ракета РТ-2ПМ производится в Воткинске, ее ПУ - семиосная машина типа МАЗ-7310 (поздние модификации на МАЗ-7917) - на заводе «Баррикады» в Волгограде. Весь срок эксплуатации ракета РТ-2ПМ проводит в герметизированном транспортно-пусковом контейнере длиной 22 м и диаметром 2 м. ПУ при весе около 100т. и весьма солидных размерах обладает хорошей подвижностью и проходимостью.

В отличие от РСД-10 и "Темп-2С" ракету комплекса «Тополь» можно пускать из любой точки маршрута боевого патрулирования. При необходимости, пуск РС-12М можно произвести прямо из ангара во время стоянки для технического обслуживания, через раздвижную крышу. Для пуска с необорудованной позиции, ПУ вывешивается на домкратах и горизонтируется. Время подготовки к старту около 2 минут. Тип старта - миномётный: после установки "пенала"в вертикальное положение и отстрела его верхнего колпака пороховые аккумуляторы давления выталкивают из него ракету на высоту нескольких метров, после чего производится запуск маршевого двигателя первой ступени.

Ракета РТ-2ПМ выполнена по схеме с тремя маршевыми ступенями. В ракете было применено новое, более совершенное смесевое топливо, разработанное в Люберецком ЛНПО "Союз". На всех трёх ступенях установлены РДТТ с одним неподвижным соплом. На корпусе первой ступени размещались раскладные поворотные решётчатые аэродинамические рули (4 шт), используемые для упраления полётом совместно с газоструйными рулями и 4 решётчатых аэродинамических стабилизатора. Корпуса верхних ступеней изготовливались методом непрерывной намотки из органопластика по схеме "кокон". Третья ступень оснащалась переходным отсеком для крепления боевой части. Управление дальностью стрельбы производилось отсечкой маршевого двигателя третьей ступени, с помощью узла отсечки тяги, с восемью реверсивными раструбами и "окнами", прорубаемыми детонирующими зарядами в органопластиковой силовой конструкции корпуса.

Система наведения автономная, инерциальная с БЦВМ. Головная часть моноблочная, ядерная весом около 1 т. Ракета оснащалась комплексом средств преодоления ПРО вероятного противника. Комплексная система управления позволяла полностью автоматизировать управление ракетой в полёте, подготовку к старту и проведение контрольно-регламентных работ.

После модернизации ракета могла использоваться в ШПУ.

Для новых комплексов были разработаны подвижной и стационарный командные пункты. Подвижной командный пункт боевого управления МБР "Тополь" размещался на шасси четырехосного автомобиля МАЗ-543М.

Для управления огнём применялись и передвижные командные пункты "Барьер" и "Гранит", оснащённые ракетой, с передатчиком вместо боевой нагрузки, который после запуска ракеты осуществлял дублирование команды на старт для ПУ находящихся в позиционных районах.

В 1984 году началось строительство сооружений стационарного базирования и оборудование маршрутов боевого патрулирования мобильных ракетных комплексов "Тополь" в позиционных районах снимаемых с дежурства МБР РТ-2П и УР-100, размещавшихся в ШПУ ОС. Позже была произведено обустройство позиционных районов снимаемых с вооружения по договору РСМД комплексов средней дальности.

На вооружение комплекс "Тополь" начал поступать в 1985 году. Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство под Йошкар-Олой 23 июля 1985. Ракетные дивизии "Тополей" были дислоцированы вблизи городов Барнаул, Верхняя Салда (Нижний Тагил), Выползово (Бологое), Йошкар-Ола, Тейково, Юрья, Новосибирск, Канск, Иркутск, а также у поселка Дровяная Читинской области. Девять полков (81 пусковая установка) были развернуты в ракетных дивизиях на территории Белоруссии - под городами Лида, Мозырь и Поставы. После распада СССР часть "Тополей" остались на территории Белоруссии и были выведены из неё к 27 ноября 1996 года.

Согласно договора по СНВ-2 360 единиц ракетного комплекса "Тополь" до 2007 года будут сокращены.

В 1986 году на базе второй и третьей ступени ракеты РТ-2ПМ был разработан мобильный грунтовый комплекс среднего радиуса действия "Скорость".

Тактико-технические характеристики комплекса РС-12 "Тополь"

«Тополь-М»

В настоящее время основой сухопутной составляющей стратегических ядерных сил России является комплекс «Тополь-М», выпускаемый Воткинским машиностроительным заводом. Этот комплекс – единственный серийно выпускаемый в настоящее время ракетный комплекс в России.

"Тополь-М" является результатом дальнейшей модификации комплекса "Тополь" и оснащён более совершенной ракетой РС-2ПМ2.

Вследствие ограничений, накладываемых на модернизацию основными положениями договора СНВ-2 тактико-технические характеристики ракеты не могли претерпеть значительных изменений и основные отличия от РС-2ПМ кроются в особенностях полёта и устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Причём головная часть изначально создавалась с учётом возможности быстрой модернизации на случай появления у вероятного противника действующих систем ПРО. Создатели не отрицают также технической возможности установки головного блока с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. По оценкам специалистов их может быть от трёх до семи.

Благодаря трём усовершенствованным маршевым твердотопливным двигателям, ракета РС-12М2 стала набирать скорость намного быстрее, а несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают к тому же её полёт еще и трудно предсказуемым для противника. У РС-12М2, в отличие от её предшественницы, отсутствуют решётчатые аэродинамические стабилизаторы, применена усовершенствованная система наведения (нечувствительная к мощным электромагнитным импульсам), используется более эффективный смесевой заряд.

По планам руководства России и МО РФ, "Тополь-М" должен будет заменить 270 комплексов шахтного базирования с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями. Это, прежде всего баллистические жидкостные ракеты систем РС-20 (SS-18 по западной классификации), РС-18 (SS-19), РС-16 (SS-17) и твердотопливная РС-22 (SS-24), созданная еще в начале восьмидесятых годах. Со временем к этим ракетам добавятся 350 подвижных комплексов "Тополь", для замены которых разработан подвижной вариант "Тополя-М" на базе восьмиосного тягача. По последним планам правительства в 2004 году планируется приступить к испытаниям мобильного варианта комплекса "Тополь-М".

В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" будет находиться в транспортно-пусковом контейнере. Предполагается, что она будет эксплуатироваться в составе как стационарного (в шахтных пусковых установках), так и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте целесообразно использовать шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Доработка этих ШПУ должна обеспечить невозможность установки "тяжелой" МБР и включает заливку слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволит существенно сократить затраты на разработку и размещение комплекса. Способ старта активно-реактивный ("минометный").

Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района (а не из ограниченного числа заранее определенных позиций), а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

Теxничеcкие xаpактеpиcтики шасси: кoлеcная фopмула - 16x16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта - 18 м, дopoжный пpocвет - 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд - 1,1 м, шины - 1.600x600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии - 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть - 80.000 кг, двигатель - V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть - 45 км/ч, запаc xoда - 500 км.

Характеристики РК "Тополь-М" позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств).

Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями, способными нести до трех зарядов. В случае необходимости, если будут сняты ограничения по договору СНВ-2, на эту моноблочную ракету могут быть установлены несколько боевых блоков с разделяющимися головными частями (РГЧ) индивидуального наведения.

Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Несколько десятков вспомогательных двигателей, приборы и механизм управления делают этот стремительный полет еще и трудно предсказуемым для противника. Кроме того, ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками. Наконец, по сведениям западных источников, для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть (российские источники такой информации не содержат); если это верно, то "Тополь-М" воплощает крупный прорыв в средствах преодоления противоракетной обороны.

Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

Тактико технические характеристики РС-12М2 "Тополь-М" (Россия)

Год принятия на вооружение 1997
Максимальная дальность стрельбы,км 10000
Количество ступеней 3
Стартовая масса,т 47,1
Забрасываемый вес,т 1,2
Длина ракеты без головной части,м 17,5
Длина ракеты с головной частью,м 22,7
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86
Количество боевых блоков, шт 1
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая
Мошность боевого заряда, Мт 0,55
Точность стрельбы (КВО), м 350
Вид топлива твёрдое смесевое
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ старта миномётный
Способ базирования шахтный и мобильный

Русская Цивилизация

Стандартное расстояние вдоль поверхности Земли, которое покрывают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), составляет 10 000 км. Этого достаточно, чтобы старые друзья США и Россия могли поражать любые цели на территории друг друга. Китаю сложней из-за большей удаленности Америки, хотя способность Поднебесной запускать космические аппараты позволяет ей дотянуться термоядерной дубиной до любой точки Земного шара. А до России доброму соседу «рукой подать».

Источник изображения: http://abyss.uoregon.edu/~js/space/lectures/lec18.html

Оптимальными по энергозатратам являются траектории с апогеем 1000 - 1500 км. При этом полетное время составляет около 30 минут, а активный участок траектории заканчивается на высоте 200 - 350 км. Сравнительно короткий участок разгона можно не учитывать, оценивая дальность полета боевых частей ракеты. Последние описывают длинные баллистические кривые, разгонясь до 7 км/сек на участках снижения к цели. Смоделируем их численно, используя следующие уравнения динамики материальной точки:

Центр Земли находится в начале координат, а при падении на ее поверхность имеет место:

Предположим, что в момент времени t = 0 платформа разведения (bus) находится на высоте h км и имеет скорость v км/сек, направленную под некоторым углом к горизонтали (угол тангажа). Пренебрегая тем, что на участке разведения траектория каждой боеголовки слегка изменяется, результаты вычислений при разных исходных данных сведем в таблицу:

Из таблицы видно, что небольшое снижение дальности полета, которое не является существенным для БРПЛ, приводит к резкому снижению полетного времени. Фактор времени может иметь критическое значение в ситуации, когда атакующая сторона наносит упреждающий удар по центрам управления и ядерным силам противника. Первая космическая скорость на высоте h = 100 км составляет 7.843 км/сек, а на высоте h = 200 км - 7.783 км/сек. Видно, что при межконтинентальной дальности полета т.н. настильные траектории возможны лишь в том случае, когда на активном участке ракета разгоняется до скорости, существенно превышающей 7 км/cек и приближающейся к первой космической.

Кто вы, мистер Тополь М?

Наиболее современная из российских МБР, которая является незначительной модификацией еще советского изделия, это ракета 15Ж65, известная также как «Тополь-М». Пропагандистский миф о том, что против Тополя нет эффективной ПРО, стал очень популярен в 2000-х. Рассмотрим этот предмет национальной гордости поближе.

Длина 22.5 м, максимальный диаметр 1.9 м, взлетная масса 47 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть массой 1.2 тонны, которая оснащена боеголовкой мощностью 0.55 Мт. Кроме нее полезной нагрузкой Тополя служат десятки ложных целей + электронные средства противодействия ПРО: как радиолокационным методам селекции целей, так и инфракрасным. По сведениям из http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/topol_m/topol_m.shtml , двигатели первой ступени создают тягу в 91 тонну. Круговое вероятностное отклонение (КВО) выражает радиус круга, в который боеголовка попадет с вероятностью не меньше 50%. Показатель КВО критически важен с точки зрения ударов по ракетным шахтам и подземным центрам управления. Для него приводится размытая оценка 200 — 350 м. Возможно, что в этом Тополь-М не уступает ветерану Минитмен-3, который больше 30 лет является главной американской МБР.

О летных данных Тополя-М нет сведений, которые заслуживают доверия. Утверждается, что дальность достигает 11 000 км и встречается оценка скорости 7.3 км/сек, которую боевой блок имеет при выходе на баллистический участок траектории. Численное моделирование приводит к различным вариантам. Например возможно, что боевая часть отделяется на уровне 300 км с углом тангажа 6 градусов и, поднимаясь на максимальную высоту 550 км (апогей), за 27 минут преодолевает расстояние 11 000 км вдоль поверхности земного шара. Однако, такой профиль полета не адекватен популярным представлениям о низкой, настильной траектории Тополя-М. Весьма реалистично выглядит сценарий, согласно которому моноблок отделяется на высоте 200 км с начальным тангажом 5 градусов, пролетая в итоге 8 800 км за 21 минуту и достигая апогея 350 км. Такой дальности вполне достаточно для обстрела территории США с различных направлений, а полетное время существенно меньше того, которое характерно для МБР на дистанции 10 000 км (~30 минут). Это создает дополнительные трудности для ПРО, которая должна успеть провести селекцию боеголовки среди ложных целей. Ясно, что сокращенное полетное время является более важным фактором при упреждающем ударе, нежели ответном.

Чтобы хоть как-то разобраться в «исключительных» способностях Тополя-М, полезно сравнить его с американским аналогом LGM-30 Minutemen-3. Длина 18.2 м, максимальный диаметр 1.67 м, взлетная масса 36 тонн. Имеет 3 ступени с твердотопливными двигателями и боевую часть неизвестной массы. Которая в настоящее время оснащена боеголовкой W62 мощностью 170 килотонн, а также несет ложные цели вместе с мелким металлическим мусором, затрудняющим радиолокационное обнаружение. КВО Минитмена-3 оценивается в 150 — 200 м. Согласно данным из http://www.af.mil/information/factsheets/factsheet.asp?id=113 , стартовая тяга первой ступени достигает 92 тонны, и при выходе на баллистический участок боевая часть имеет скорость около 6.7 км/сек. При этом МБР имеет дальность 9 600 км и апогей 1 120 км. Такой «классический» профиль полета соответствует начальному углу тангажа в 15.5 градусов и высоте 450 км при выходе на баллистический участок. Полетное время Минитмена — 28 минут. При таких скромных скоростных характеристиках о настильной траектории межконтинентального полета не может быть и речи. Это контрастирует с тяговооруженностью Минитмена-3, которая в 1.3 раза превосходит Тополь-М. На видео пусков он не выглядит особенно резвым спринтером http://www.youtube.com/watch?v=VHuFh_PNc68&feature=related , а реликтовый Минитмен-I срывался с места не хуже даже без «пинка» от минометного старта http://www.youtube.com/watch?v=mrnfRfawtI0&feature=related . Попробуем объяснить это несоответствие.

Доступные сведения о летных данных Минитмена-3 относятся к его модификации, которая была оснащена тремя боеголовками W78 по 335 Кт, с индивидуальным наведением на цели. Но эта же ракета способна разогнать относительно легкий моноблок до большей скорости, чем заявленные 24 000 км/час, чтобы забросить его на большую дальность и по более пологой траектории. Это косвенно подтверждается тем, что встречаются сведения о предельной дальности Минимена в 15 000 км. Для США такая дистанция актуальна ввиду растущей военной мощи Китая, который находится от Америки достаточно далеко. Высокая тяговооруженность Минитмена-3 также могла иметь значение в конфигурации с тремя боеголовками, обеспечивая более энергичный старт и уход ракеты из зоны поражения от ядерного удара по району расположения пусковых шахт.

Ужас, летящий на крыльях ночи?

Таким образом выдающиеся способности Тополя в том, что касается способности быстро набрать скорость и выйти на пологую траекторию, сильно преувеличены. Но если боевая часть Тополя-М летит по настильной траектории, то это означает следующее. В конце активного участка моноблок практически выходит на круговую орбиту, имея неограниченную дальность полета. В таком случае траектория может быть очень низкой (см. строки 7, 8 в таблице), хотя данное обстоятельство является сомнительным достоинством, учитывая возможности перехватчиков ПРО действовать на высотах до 200 км. О чевидно также, что новое поколение антиракет класса Standard-3 достигнет больших высот. Кроме того, летящий по настильной траектории моноблок, как мишень для перехвата, мало отличается от обычного спутника. А сбить спутник на низкой орбите давно не проблема. При этом слишком низко опуститься не получится, т.к. в свои права вступает сопротивление атмосферы — уже на высоте 120 км Шаттлы использовали аэродинамическое маневрирование вместо ракетных двигателей (новая статья о проблемах настильной траектории ) .

На это можно возразить другим популярным свойством Тополя-М, которое якобы заключается в умении моноблока совершать маневры, используя специальные мини-двигатели на баллистическом участке траектории. Данная способность имеет отчасти мифологический характер, т.к. во многих источниках пишется лишь о том, что Тополь может быть оснащен такими моноблоками. Восторженные реляции о неуловимом для перехватчиков и реально существующем моноблоке не подтверждаются серьезными источниками в то время, как несерьезные дописались до того, что существуют боевые части с ПВРД (ramjet), летающие и маневрирующие подобно гиперзвуковым самолетам.

Орбитальные маневры боеголовок имеют плохую оборотную сторону, о которой скромно умалчивает пропаганда. А именно, при любом маневре моноблока окружающее его, экранирующее облако из ложных целей, источников помех и всякого металлизированного мусора останется в стороне, продолжая движение по баллистической траектории. Боеголовка как бы вынырнет из-под защитного покрывала и останется голой, что сразу снимет задачу селекции для системы ПРО. После первого же маневра моноблок будет виден на радарах, как на ладони. При этом ему не хватит топлива и времени, чтобы долго рыскать из стороны в сторону, учитывая не слишком большой запас полезной нагрузки Тополя-М и необходимость наведения на цель.

Таким образом сомнительно, что хорошая МБР «Тополь-М» чем-либо существенно превосходит «Минитмен-3″, кроме использования мобильной пусковой установки. Однако число таких развернутых установок по разным оценкам составляет 20 — 25, поэтому они не являются основной частью Российских сил ядерного сдерживания. Интересно, что Китай тоже любит мобильные МБР и у него их не меньше .

Дмитрий Зотьев

Статьи о настильных траекториях, гиперзвуковых БЧ и других кошмарах ПРО:

«Жар стратосферы»

«Космический слалом» .

Запись опубликована автором в рубрике . Добавьте в закладки .

Безопасность всего живого на земле обеспечивается равновесием ядерных вооружений извечных противников США и России. На чашах этих весов лежат с одной стороны межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», с другой – ракета «Трайдент II».

Кто-то может сказать, зачем такое оружие нужно? Надо его уничтожить и воевать обычными средствами. Но ведь война это очень плохо. Это потеря территории, ресурсов, а самое главное это гибель людей, притом в большей части мирных. А наличие такого вооружения имеет сдерживающий характер. Враг сто раз подумает, стоит ли ему нападать на нашу страну, когда в ответ на его территории начнут вырастать «Тополя». Оно дает шанс, огромный шанс предотвратить войну не начиная боевых действий.

История создания

После окончания Второй Мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты Америки вели масштабные разработки в сфере ядерного оружия и средств доставки боеголовок к цели. Разработки велись с переменным успехом. Американцы первыми создали атомное оружие и даже смогли испытать его против Японии. СССР вскоре нагнал своих оппонентов и провел свои испытания такого вида вооружения.

В середине XX века разгорелся Карибский кризис, и опять во главе угла было термоядерное вооружение. Хотя Советский Союз и уступал США по количеству боеголовок, но все-таки американцы не решились развязать третью мировую войну, щадя свои территории. СССР имел средства доставки, позволяющие ударить по территории Америки, и это охладило горячие головы. Удаленность континента перестала играть на руку США.

В 1985 году появляется новый фактор сдерживания. На боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный установками «Тополь». В конце этого же десятилетия начинаются работы над новой МБР для шахтного и подвижного комплексов. Для разработки привлекли:

  1. московский институт теплотехники (конструкторский коллектив уже имел опыт создания подвижного грунтового комплекса);
  2. конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске (основной разработчик ракет шахтного базирования).

Этот тандем должен был произвести на свет унифицированный комплекс

Но этому не суждено было сбыться, поскольку произошел развал страны. В результате многие предприятия, задействованные в создании нового комплекса, оказались на территории разных государств. Например, КБ «Южное» стало принадлежать Украине.


Указом президента РФ в 1993 году все наработки по данной установке были сохранены и легли в основу глубокой модернизации уже существующего комплекса РТ-2ПМ. Была поставлена задача на создание комплекса «Тополь-М». Осуществив глубокие улучшения характеристик, практически полностью переделав ракету, конструкторы не вышли за рамки существующих международных договоров. Они оставили большой задел на будущую модернизацию, тем самым поддерживая РВСН в эффективной и боеготовой форме.

В ходе модернизации огромное внимание уделялось прорыву перспективной противоракетной обороны вероятного противника.

«Тополь-М» должен был иметь возможность нанести ответный или ответно-встречный ракетный удар по территории противника.

Это подразумевало под собой возможность запуска ракет, когда ядерный удар по нашей стране уже состоялся и вокруг бушуют поражающие факторы от него. Или ракеты противника находятся в воздухе. Тогда возникает другая проблема, которую комплекс должен решать с успехом. Это преодоление ядерного щита над целями. Также такие установки должны были иметь большую автономность.

В стране бушевала демократия. Разваливались научные институты, технические лаборатории, заводы военно-промышленного комплекса уходили «за дарма» в частные руки. Головастые люди бежали на запад, чтобы иметь достойную зарплату и возможность обеспечивать семью. Но, несмотря на все трудности, патриоты своей Родины трудились над ее оборонной мощью.

Уже через год был произведен пробный пуск ракеты шахтного базирования. К концу 1998 года под Татищво на опытное дежурство заступили первые модернизированные комплексы шахтного расположения. В начале XXI века комплекс шахтного базирования принят на вооружение. После этого ускорились работы по подвижному комплексу. Через шесть лет после принятия шахтного комплекса на боевое дежурство заступил первый подвижный дивизион «Тополь-М».

Эта ракета стала первой серийно выпускаемой, универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования. Даже проведена унификация с ракетным комплексом «Булава» морского базирования.

Описание комплекса

Ракета «Тополь-М» вобрал в себя все новинки в ракетостроении и все лучшее в научно-техническом секторе развития нашей страны. По оценкам многих специалистов, все, что относится к данному проекту, можно выделить одним термином «Впервые».

Практически все отличия от первой модели заложены в процесс доставки боеголовки до цели.

Они скрываются в системе устойчивого полета и проникновения сквозь систему противодействия вероятного противника. Активный участок полета ракеты сократился благодаря усовершенствованию маршевых двигателей. А приборы управления делают ее траекторию трудноопределяемой для средств обнаружения врага. Так же улучшена система наведения, она стала не чувствительна к мощным электромагнитным импульсам.

Ракета имеет три ступени. Все они твердотопливные, созданы из композитных материалов по проекту «Кокон». Управление осуществляется наклоном сопел маршевого двигателя. На корпус нанесено специальное покрытие с высоким содержанием редких элементов. Кабели управленческого контура укрыты специальным защитным кожухом и экранированы от всех видов излучений.

Система управления комплекса «Тополь-М» создана на основе цифровой бортовой вычислительной машины повышенной мощности и гиростабилизированной платформы с командными гироскопическими приборами. Установлена элементная база повышающая живучесть в условиях ядерного взрыва.

Боевая часть отделяемая, сконструирована по моноблочному типу, содержит термоядерный заряд мощностью 550 кт в тротиловом эквиваленте.

Может оснащаться разделяющейся головной частью блочного типа. Количество блоков варьируется от 3 до 7. Каждый блок имеет личную систему наведения.

Комплекс противодействия ракетной обороны, установленный на данном экземпляре состоит из:

  1. активные и пассивные ложные цели. При этом они практически не отличимые от оригинала во всех диапазонах слежения на всей траектории полета. На атмосферном участке траектории обеспечивают уверенное преодоление РЛС высокого разрешения. В его состав входят от 15 до 20 целей класса «Волнолет»;
  2. средства искажения характеристик. Состоят из совокупности различных покрытий и генераторов активных помех, дипольных отражателей и аэрозолей. Воздействуют на средства обнаружения противника;
  3. двигатели коррекции траектории. Создают хаотичное движение боеголовки к цели затрудняя наведение на нее систем противодействия.

Пуск ракеты происходит сродни минометному выстрелу – вертикально вверх. Это обеспечивает дополнительную безопасность для сложной технической системы управления.


После выхода ракеты из ТПУ запускается двигатель первой ступени. По нисходящей ветви траектории движется уже сама боеголовка.

Классификация

  1. Установка получила обозначение РТ-2МП2.
  2. Ракете присвоено обозначение 15Ж65.
  3. Подвижному комплексу присвоено наименование 15П165. В состав комплекса входит 9 МБР на АПУ.
  4. Стационарному комплексу присвоено наименование 15П065. В состав комплекса входит 10 МБР в ШПУ.
  5. По международным договорам комплекс проходит как РС-12М2.
  6. По обозначению НАТО SS-27 “Sikle-B”, что в переводе значит «Серп».

Возможность размещения

Комплекс может быть как стационарного, так и подвижного базирования. Проведена частичная унификация с «Булавой».

Для размещения используют шахтные пусковые установки. ШПУ – это вертикальный колодец с размещенными в нем несущими конструкциями с креплением, а так же приборами для обслуживания и запуска ракеты.

Сверху он закрыт броневой плитой, которая может отъезжать в бок или подниматься на шарнире в зависимости от конструкционных особенностей. Обеспечивает соблюдение заданных климатических и температурных режимов. Поддерживает ракету в постоянной готовности к пуску. В настоящее время для стационарных комплексов используются переоборудованные ШПУ от «Стилета» и «Воеводы». В шахтах ракеты размещены в металлическом транспортно-пусковом контейнере.


В состав одного комплекса входит 10 ракет и командный модуль с высокой степенью защиты. Процесс загрузки ракеты в шахту занимает более 8 часов. Срок боевого дежурства одной ракеты составляет до 15 лет.

Для размещения комплекса «Тополь-М» использовано самоходное шасси МЗКТ-79221. Это специальное многоосное шасси большой грузоподъемности, разработанное Минскими конструкторами в 1997 году.

Серийное производство начато в 2000 году.

Колесная база обеспечивает хорошую маневренность, преодоление различных препятствий и движение по различным видам грунта. Ракета помещена в ТПУ из стеклопластика, которое выполняет все функции по обеспечению готовности к запуску. Габариты подвижной установки позволяют производить пуск практически с любого места:

  • длина – 22 метра;
  • ширина – 3,4 метра;
  • вес 120 тонн.

В состав комплекса входит 9 подвижных установок, машины сопровождения и охраны, машина управления. С 2013 года в состав комплекса стали поступать машины инженерной маскировки. Они прячут следы комплексов вышедших на БД. А так же создают хорошо видимые следы, ведущие к ложным позициям.


Площадь зоны ответственности по маршруту патрулирования одного комплекса составляет 25 тысяч квадратных километров.

Тактико-технические характеристики

Мобильность комплекса обеспечивается установкой на шасси мощного турбодизельного мотора. На тягаче применены пневматические шины размером 1600*600-685, позволяющие двигаться по бездорожью. Дополнительно установлена система регулировки давления.

Ракета 15Ж65
Радиус поражения, км 12000
Стартовая масса, т 46,5
Скорость полета, км/с До 7
Длинна ракеты с боевой частью, м 22,6
Длинна ракеты без боевой части, м 17,5
Диаметр корпуса max, м 1,81
Вес ракеты в ТПУ, т 76
Вес боевой части, т 1,2
Диаметр вероятного отклонения, м 150-200
Топливо Твердая смесь
Боевая часть Термоядерный заряд
Мощность боевой части, т (тротил.эквивалент) 550
Тягач МЗКТ-79221
двигатель ЯМЗ-847.10
Мощность двигателя, л.с. Мощность двигателя, л.с.
Грузоподъемность, т 80
Масса, т 44
Длинна, м 22,7
Ширина, м 22,7
Ширина, м 3,4
Высота, м 3,3
Дорожный просвет, мм 475
Радиус поворота, м 18
Преодолеваемый брод, м 1,1
Запас хода, км 500
Скорость max, км/ч 45
Объем бака, л 875

Система наведения ракеты обеспечивает поражение целей с небольшой погрешностью. А учитывая мощность боеголовки это отклонение можно не принимать в расчеты.

Итог

Характеристики ракеты «Тополь-М» позволяют с уверенностью сказать, что враг будет повержен в любых условиях ведения войны.


РВСН нашей страны всегда будут держать паритет, имея на вооружении такой комплекс стратегического назначения. А заокеанские «друзья» сто раз оглянутся, прежде чем сделать необдуманный агрессивный шаг, в сторону развязывания вооруженного конфликта.

В дополнение к «Тополю» на вооружение скоро придет заканчивающий испытания новейший комплекс МБР с разделяющейся боевой частью.

Характеристики этого вооружения секретны, появление некоторых данных возможно только после того, как комплекс встанет на боевое дежурство.

Видео

Межконтинентальная баллистическая ракета "Тополь" (РС-12М)
В конце 1993 года Россия заявила о разработке новой отечественной ракеты, призванной стать основой перспективной группировки ракетных войск стратегического назначения. Разработка ракеты РС-12М2, получившей название "Тополь-М", ведется российской кооперацией предприятий и конструкторских бюро. Головным разработчиком ракетного комплекса является Московский институт теплотехники.

Ракета "Тополь-М" создается как модернизация МБР РС-12М. Условия модернизации определены Договором СНВ-1, согласно которому новой считается ракета, отличающаяся от существующей (аналога) по одному из следующих признаков:

  • числу ступеней;

  • виду топлива любой из ступеней;

  • стартовой массе более чем на 10%;

  • длине либо собранной ракеты без головной части, либо по длине первой ступени ракеты более чем на 10%;

  • диаметру первой ступени более чем на 5%;

  • забрасываемому весу более чем на 21% в сочетании с изменением длины первой ступени на 5% или более.
  • Таким образом, массово-габаритные характеристики и некоторые особенности конструктивного исполнения МБР "Тополь-М" жестко ограничены.

    Этап государственных летных испытаний ракетного комплекса "Тополь-М" проходил на 1-ГИК МО. В декабре 1994 года состоялся первый пуск из шахтной пусковой установки. 28 апреля 2000 Госкомиссия утвердила акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М".

    Дислокация частей - полк в Татищево (Саратовская область) (с 12 ноября 1998), в/ч на Алтае (ок. поселка Сибирский, Первомайский район, Атайский Край). Первые две ракеты "Тополь-М" /РС-12М2/ были поставлены на опытно-боевое дежурство в Татищево в декабре 1997 года после проведения четырех испытательных пусков, а 30 декабря 1998 года первый полк из 10 ракет этого типа заступил на боевое дежурство.

    Производителем ракет "Тополь-М" является ГП "Воткинский машиностроительный завод". Ядерный боезаряд создан под руководством Георгия Дмитриева в "Арзамасе-16".

    Ракета РС-12М2 "Тополь-М" унифицирована с перспективными ракетами "Булава", создаваемыми для вооружения атомных подлодок стратегического назначения проекта 955.

    На западе комплекс получил обозначение SS-X-27.

    Состав



    В процессе боевого дежурства ракета "Тополь-М" находится в транспортно-пусковом контейнере. Она эксплуатируется в составе стационарного (в шахтных пусковых установках) и мобильного комплексов. При этом в стационарном варианте используются шахтные пусковые установки (ШПУ) ракет, снимаемых с вооружения или уничтожаемых в соответствии с Договором СНВ-2. Стационарная группировка создается путем переоборудования ШПУ МБР среднего класса 15А35 (разработка ОКБ "Вымпел") и МБР тяжелого класса 15А18М (разработка ОКБ КБСМ).

    В соответствии с договором СНВ-2 допускается переоборудование 90 ШПУ ракет 15А18 под ракету "Тополь-М", при обеспечении гарантий невозможности установки в такую переоборудованную ПУ тяжелых МБР. Доработка этих ШПУ включает заливку 5м слоя бетона на дно шахты, а также установку специального ограничительного кольца в верхней части пусковой установки. Внутренние габариты шахты тяжелой ракеты избыточны для размещения ракеты "Тополь-М", даже с учетом заливки нижней части ПУ бетоном. Масса ракеты "Тополь-М", ее наружный диаметр и длина меньше массово-геометрических размеров ракеты 15А18М соответственно примерно в 5, 1.5 и 1.5 раза. Чтобы сохранить и применить при переоборудовании агрегаты и системы тяжелой ШПУ, потребовалось провести целый ряд комплексных исследований схемы нагружения ШПУ при ЯВ и старте, системы обслуживания, влияния на газодинамику старта большого внутреннего свободного объема шахты, ограничительного кольца и массивной и крупногабаритной крыши, вопросам загрузки ТПК с ракетой в ПУ и др. При этом ТПК с ракетой должны быть унифицированы для обоих видов ШПУ.

    Ресурсосберегающая технология при создании серийных ПУ предусматривает сохранение защитной крыши, барбета, барабана, шахтного ствола с днищем непосредственно на объекте и повторное использование большей части оборудования ПУ 718 - приводов защитной крыши, системы амортизации, лифтов и др. оборудования - после их демонтажа, отправки на заводы-изготовители, проведения РВР на заводах с испытаниями на стендах. Проблема реализации ресурсосберегающей технологии тесно связана с установлением новых гарантийных сроков для повторно используемого оборудования, в том числе и для шахтного ствола. Размещение ракет "Тополь-М" в доработанные таким образом существующие ШПУ позволяет существенно сократить затраты на разработку и развертывание комплекса.

    Транспортно-установочный агрегат комплекса (см.фото), созданный в КБ "Мотор", совмещает в себе функции установщика и транспортно-перегрузочной машины.

    Успешные летные испытания позволили Государственной комиссии рекомендовать принятие на вооружение в составе ракетного комплекса ШПУ, переоборудованную из ШПУ тяжелых ракет и уже летом 2000 г. такой комплекс указом Президента РФ был принят на вооружение.


    load_theme/files/20070812175759.jpg
    Скачать видео пуска "Тополь-М"
    При создании систем и агрегатов мобильной пусковой установки, комплекса “Тополь-М” использованы принципиально новые технические решения. Так, система неполного вывешивания дает возможность развертывать ПУ “Тополь-М” даже на мягких грунтах. Улучшены проходимость и маневренность установки, что повышает ее живучесть. "Тополь-М" способен производить пуски из любой точки позиционного района, а также обладает улучшенными средствами маскировки как против оптических, так и других средств разведки.

    Перевооружение частей РВСН проводится с использованием уже имеющейся инфраструктуры. Мобильный и стационарный варианты полностью совместимы с существующей системой боевого управления и связи.

    Характеристики РК “Тополь-М” позволяют значительно повысить готовность РВСН к выполнению поставленных боевых задач в любых условиях, обеспечивать маневренность, скрытность действий и живучесть частей, подразделений и отдельных пусковых установок, а также надежность управления и автономное функционирование в течение длительного времени (без пополнения запасов материальных средств). Почти в два раза увеличена точность прицеливания, в полтора раза увеличена точность определения геодезических данных, в два раза сокращено время подготовки к пуску.

    Вес пусковой установки - 120 тонн, длина - 22 метра, ширина - 3,4 метра. Шесть пар колес из восьми являются поворотными, что обеспечивает радиус поворота 16 метров. Давление на грунт установки в два раза меньше, чем обычного грузового автомобиля, а мощность двигателя в 800 лошадиных сил позволяет преодолевать снежные и водные преграды до метра глубиной

    В отличие от своего предшественника “Тополя” у РС-12М2 “Тополь-М” нет решетчатых стабилизаторов и рулей, а мощность смесевого твердотопливного заряда гораздо выше. Ракеты оснащены моноблочными боеголовками, но, в отличие от всех других стратегических ракет, могут быть в кратчайший срок переоснащены разделяющимися головными частями индивидуального наведения.

    Главные достоинства РК "Тополь-М" заключаются в особенностях полета и боевой устойчивости при проникновении сквозь системы возможной противоракетной обороны противника. Три маршевых твердотопливных двигателя позволяют ракете набирать скорость намного быстрее всех предыдущих типов ракет. Более высокая энергетика ракеты позволяет снизить эффективность ПРО на активном участке траектории. Кроме того ракета РС-12М2 несет целый комплекс средств прорыва ПРО больше, чем американская МX с 10 боеголовками.



    Для "Тополя-М" создана маневрирующая головная часть, что не позволяет осуществить ее перехват и уничтожение существующими и перспективными системами противоракетной обороны. Оснащение регулярных частей мобильными "Тополями-М" с новыми боеголовками начинается в 2006 году. В дальнейшем ежегодно в войска должны поступать до девяти пусковых установок. Параллельно новые боеголовки планируется установить на уже развернутые в количестве 40 единиц шахтные "Тополя-М" и перспективные морские ракеты "Булава", создаваемые для вооружения атомных подлодок.

    Впрочем, "Тополь-М", видимо, не является идеальным комплексом; опора на него, как представляется, в значительной мере вызвана отсутствием альтернатив. В ходе дискуссии вокруг договора СНВ-2 в многочисленных публикациях были раскрыты его недостатки. В соответствии с этой информацией, "Тополь" имеет сравнительно небольшую скорость и низкую защищенность, что ограничивает его возможность по выходу из-под удара при коротком времени предупреждения и делает его уязвимым для поражающих факторов ядерного взрыва, таких как ударная волна. Хотя "Тополь-М", судя по всему, удалось усовершенствовать, его весогабаритные характеристики близки к "Тополю", а это ставит объективные пределы на пути преодоления указанных выше недостатков.

    Тактико-технические характеристики.

  • Максимальная дальность стрельбы,км 11000

  • Количество ступеней 3

  • Стартовая масса, т 47,1

  • Забрасываемая масса, т 1,2

  • Длина ракеты без головной части, м 17,5 (17,9)

  • Длина ракеты, м 22,7

  • Максимальный диаметр, м 1,86

  • Тип головной части моноблочная, ядерная

  • Топливо твердое, смесевое

  • Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК.

  • Эквивалент боезаряда, мт 0.55

  • Круговое вероятное отклонение,км 0.9
  • Испытания и эксплуатация


    9 февраля 2000г. в 15:59 мск боевым расчетом Ракетных войск стратегического назначения РФ (РВСН) с 1-го Государственного испытательного космодрома "Плесецк" осуществлен успешный испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Тополь-М". Пуск МБР "Тополь-М" (РС-12М2) произведен по боевому полю Кура, расположенному на Камчатке. Ракета поразила учебную цель в заданном районе.

    20 апреля 2004г. в 21:30 мск совместными боевыми расчетами РВСН и Космических войск России с космодрома Плесецк осуществлен очередной испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) "Тополь-М" с самоходной пусковой установки по плану летных испытаний в интересах РВСН. Это был первый за последние 15 лет пуск в район акватории Гавайских островов дальностью более 11 тысяч километров.

    24 декабря 2004г. осуществлен успешный испытательный пуск ракеты "Тополь-М" с мобильной пусковой установки. Пуск был произведен в 12:39 мск из района полигона Плесецк. Головная часть ракеты достигла назначенной цели на полигоне Кура на Камчатке в 13:03 мск. Произведенный пуск стал четвертым и заключительным пуском ракеты мобильного варианта комплекса Тополь-М, проведенным в рамках испытаний комплекса.

    1 ноября 2005г. с полигона "Капустин Яр" в Астраханской области был проведен успешный испытательный пуск ракеты РС-12М1 "Тополь-М" с маневрирующей головной частью. Этот запуск стал шестым в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской противоракетной обороны. Пуск был произведен по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозерск).



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»