Святой апостол павел и тимофей кто ему. Имя Тимофей в православном календаре (Святцах)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

Святой Тимофей родился в городе Листры в малоазийской провинции Ликаония. Его отец был язычником, а мать - принявшей Христа еврейкой по имени Евника. Мать и бабка святого Тимофея, которую звали Лоида, воспитали его в благочестии и любви к Священному Писанию . Обеих женщин обратил святой апостол Павел во время своего первого пребыва ния в Листрах (45).

Придя вновь в этот город несколькими годами позже, апостол увидел, что юный Тимофей исполнен божественного рвения и восхищения теми подвигами и страданиями, которые апостолу пришлось претерпеть за имя Христово. По совету христиан из Листр и из Икония, святой Павел крестил Тимофея, возложил на него руки и сделал своим любимым уче ником и помощникомв трудах. Апостол называет его в о з л юбл е н н ы м сыном (см.: 2 Тим 2) и свидетельствует о нем перед Церковью, говоря: Он, как сын отцу, служил мне в бл агове ствован ии (Флп 2, 22). Хотя ветхозаветное предписание было отменено благодатью, святой Павел обрезал юного ученика, чтобы он мог проповедовать и евреямв синагогах, и язычникам на агоре.

Кроткий и сдержанный, святой Тимофей был примером послушания и смирения.При этомон являл неустанное усердиев проповеди, как добрый воин Иисуса Христа (2Тим 2,3). Он был посланником святого Павла и действенным орудием благодатив управлении Божиими Церквами, в исправлениинравови хранении доброго з а лога (2 Тим 1,14).

Из Икония святой Тимофей прошел вместе c апостолом Павлом через Фригию и Галатию, помогая ему на всяком месте в проповеди и молитве. Затем, после того как апостолу было Небесное видение, они отправились в Македонию и проповедовали в Фессалоникеи Верии. Святой Тимофей остался там со святым Силой (Силуаном), а апостол Павел пошел в Афины. Вскоре святой Тимофей присоединился к нему, принеся пе чальное известие о неистовом сопротивлении фессалоникийских иудеев. Затем святой Тимофей вернулся в Фессалонику, чтобы утешить христиан и утвердить в вере (ср.: 1 Фес 3, 1-5). Исполнив это поручение, он поспешил вернуться к апостолу Павлув Коринф, чтобы помогать в обращении жителей го рода.

Полтора года святой Тимофей пробыл в Ефесе, малоа зийс кой митрополии, затем снова был послан в Коринф, чтобы напомнить его жителям принципы евангельской жизни. Коринфяне продолжали противодействовать увещеваниям святого Тимофея. Тогда апостол Павел отослал Тита, а сам вместе со святым Тимофеем снова пошел в Македонию, составил c его помощью Второе послание к коринфянам и затем вместе c ним пришел туда сам направлять и наставлять христиан.

Когда апостол Павел в последний раз отправился в Иерусалим, чтобы принести плоды своих трудов, собранные во всех Церквах, и отдать их в помощь христианам святого града (см.: Деян 20), святой Тимофей также был его спутником. Он присутствовал при взятии апостола под стражу (см.: Деян 22 и далее) и последовал за ним в Кесарию и в Рим, где апостол был в первый раз заключен в тюрьму. Оттуда святой Павел отослал его в Филиппы (см.: Флп2, 19-24).

После освобождения апостол присоединился к святому Тимофею на Востоке и затем поставилего во главе Ефесской Церкви, заповедав устроить богослужения и жизнь христиан, бороться c ложнымиучениями, разумно избирать членов церковной иерархии и вовсякое время вести паству Христовув мире, согласии и истине (см.: 1 Тим).

Второе послание к Тимофею апостол Павел отправил из Рима, ожидая смерти в тюрьме. Он призывал верного ученика прийти к нему и присутствовать при последних минут ах его жизни (2 Тим 4, 8). Тогда святой Тимофей был задержан, но вскоре отпущен на свободу (Евр 13, 23). После кончины апос тола Тимофей вернулся в свою епархию.

Известно, что в Ефесе святой встретился c апостолом Иоанном Богословом и получил от него умножение благо дати и духовное просвещение. Когда возлюбленный ученик Христов был сослан на Патмос, святой Тимофей управлял Еф есской Церковью, соединяя в себе и дух святого Иоанна, и дух святого Павл а.

Однажды, в правление Домициана (или Нервы, ок. 97-98), ефесские язычники готовились к одному из техне че сти вых празднеств в честь Диониса, которые всегда окан чива лис ь оргиями и преступлениями. Святой Тимофей попытался вмешаться и вразумить их. Тогда эти люди, уподобившись разъяренным зверям, набросились на него и осыпали ударам и. Ученики едва успели вывести святого из толпы и по луживого перенесли на одну из окрестных гор, где он вскоре отошел ко Госпо ду.

Тело святого Тимофея было погребено недалеко от могилы апостола Иоанна. Много лет спустя, в 356 г., его святые мощи был и торжественно перенесены в Константинополь святым Артемием (20 октября), как и мощи святых апостолов Андрея и Луки.Все они были положены в храме Святых Апостолов. Там отних произошли многочисленные чудеса. Во время ра згра бления города латинскими рыцарями-крестоносцами в 1204 г. мощи были похищены и перенесены в итальянский город Термоли.


В Евангелиарии Par.gr.282 (IX в.) под 19 августа поминается мать св. Тимофея Евника и его бабка Лоида (см.: 2 Тим 1,5).








Введение.

Тимофей (ок. 17 - ок. 80 ) - апостол от семидесяти, любимый ученик апостола Павла, первый епископ Эфесский. К Тимофею обращены два пастырских послания апостола Павла (1-е послание к Тимофею, 2-е послание к Тимофею), вошедшие в состав Нового Завета. Также Тимофей упомянут в первых стихах 2-го послания к Коринфянам, Послания к Филиппийцам, Послания к Колоссянам, 1-го послания к Фессалоникийцам и 2-го послания к Фессалоникийцам и Послания к Филимону, что скорее всего означает, что Тимофей записывал эти послания со слов Павла. Возможно, что он был соавтором некоторых из них.
Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области (Ликаония – юго-восточная область Малой Азии. Христианство было насаждено здесь св. апостолом Павлом.), а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры (Листры – город в Ликаонии, на границе ее с Исаврией. Ныне на месте Листр – селение Латик, или Ладик), который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвью. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святой апостол Павел в словах: «желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2Тим.1:4-5 ).

Тимофей - один из самых верных и любимых учеников апостола Павла.

Тимофей обратился под влиянием проповеди апостола Павла в Листре во время его первого путешествия (Деян. 14, 5-22 ), около 48 - 49 гг.
Тимофей был одним из самых верных и любимых учеников апостола Павла. Павел называет Тимофея «мой возлюбленный и верный в Господе сын », «брат наш и служитель Божий ».
Во время своего второго путешествия Павел вновь посетил Листру и на этот раз взял Тимофея с собой (Деян. 16, 1-3 ).
Тимофей, несмотря на молодость, выполнял ряд важных поручений апостола - он проповедовал фессалоникийцам (1Фес 1-6 ), наставлял в вере коринфян (1Кор. 4:17 ). Посылая Тимофея к филиппийцам Павел говорит о нём: «ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас… его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп. 2:19-23 ).

Мученическая кончина апостола Тимофея. Святые мощи. Память.


О последних годах апостола Тимофея достоверной информации нет, предание сообщает, что апостол Тимофей, как и его учитель апостол Павел, умер мучеником около 80 года.
В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями.
В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов.
Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов. Память в Православной церкви совершается:
- 4 февраля (22 января по старому стилю);
- 17 января (4 января по старому стилю) в день Собора Апостолов от семидесяти.

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и посетили впервые Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида ( ; ).

Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: "Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях..." (). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание ().

Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

Иконописный подлинник

Афон. 1546.

Ап. Тимофей. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.

Византия. 1040.

Ап. Тимофей. Миниатюра Минология (фрагмент). Византия. 1040 г. Балтимор. США.

Дечани. Ок. 1350.

Ап. Тимофей. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.

Последователей христианского учения, называемых святыми, в древние времена было очень много. Первыми из них можно назвать апостолов – ближайших учеников Иисуса Христа, на долю которых выпала чрезвычайно ответственная миссия. Заключалась она в проповедовании христианства по всем городам и странам. Это были особые люди, на них снизошел Дух Святой. Один из святых апостолов носил имя , что в переводе с греческого означает «почитающий Бога».


Детство и юность праведника

Подвижник благочестия, о котором пойдет речь в данной статье, появился на свет в Ликаонской области Малой Азии. Его отцом стал порочный язычник, матерью – добродетельная женщина по имени Евника родом из еврейских земель. Она, а также бабушка будущего апостола Лоида, отличавшаяся не меньшей праведностью, сыграли главенствующую роль в формировании личности святого апостола Тимофея. С раннего детства мальчик впитывал, словно губка, поучения двух благочестивых женщин, отторгая все порочное, присущее отцу. Впрочем, последний ушел из жизни, когда святой Тимофей был еще мал годами.

Воспитание и обучение грамоте юного отрока происходило в городе Листре. Это место прославилось впоследствии тем, что попало в число районов, где осуществляли свои проповеди святые апостолы, а также в качестве родины самого подвижника благочестия Тимофея, ставшего одним из учеников Иисуса. По преданию на истинный путь юный праведник вступил благодаря пришедшему в Листру Первоверховному апостолу Павлу. Тот прибыл на родину Тимофея вместе с другим учеником Христа – Варнавою. Об этом событии сказано в священной книге «Деяния Апостольские» от лица Божественного Луки: «они удалились, говорит он, в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их» (Деян. 14:6). Приход святых апостолов ознаменовался чудом, совершенным самим подвижником благочестия Павлом. Первоверховный апостол одним только словом исцелил от рождения хромого человека. Жители города пребывали в изумлении после произошедшего и склонны были думать, будто под видом людей, владеющих удивительным даром, на землю спустились боги. А осознав свое заблуждение и познав истину, увидев, что Павел и Варнава – посланники Божьи, проповедники, многие отвергли язычество и обратились в христианство.


Мать будущего святого Тимофея, к тому времени вдова, с особой радостью восприняла появление апостолов в городе. Она приютила проповедника Павла, окружила его заботой, уютом, и, в конце концов, доверила праведнику обучение собственного сына. Первоверховный апостол принял Тимофея, увидев в юноше зерно добра и кротости. Но ему нужно было продолжать свою миссию, взять же с собой еще очень молодого и слабого телом праведника не представлялось возможным. Посему святой Павел оставил отрока на попечение искусных учителей, в обязанность которым вменил ознакомление юного Тимофея со Священным Писанием, дабы тот уяснил суть христианского вероучения. Самого же апостола схватили иудеи, избили за проповеди, и святой спешно покинул город Листру.

Духовный рост

Прошло несколько лет. Святой апостол Павел, покинув Антиохию, возжелал увидеть вновь области, где оставалась братия для осуществления проповедей Слова Божия. В числе мест, запланированных для посещения, была и Листра – место проживания Тимофея. Святой Павел обнаружил по прибытии, что его подопечный успешно выучился премудрости Христовой, ведет добродетельный образ жизни, совершает проповеди и пользуется уважением многочисленных новообращенных христиан. Первоверховный апостол сделал Тимофея своим верным спутником и возложил на него долг апостольского служения. Он совершил над учеником обряд обрезания, чтобы обезопасить подвижника от нападок иудеев, знавших о языческом происхождении молодого человека.

Святой Павел подавал достойный пример Тимофею. И юноша благодарно следовал за своим земным учителем, подражал ему многочисленными добродетелями и подвигами служения Богу. Святой Тимофей не заботился о материальном. У него не было никакого имущества, да юноша и не старался приобрести богатство. Его главной целью являлось возвещение народу Евангелия. Апостол Павел, созерцая рвение молодого человека, поставил того сначала диаконом, после – пресвитером, а затем – епископом. И все это несмотря на юный возраст!

Святой апостол Тимофей ни в чем не отставал от других апостолов. В служении Богу он показывал величие духа. Апостол же Павел, надо сказать, с теплотой относился к юноше. Это прослеживается в послании к коринфянам, где он называет Тимофея то «моим возлюбленным и верным в Господе сыном», то «братом». Вместе с апостолом Павлом юноша ходил по всему белу свету: он был и в Ефесе, и в Македонии, и в Испании. Тимофей обнаруживал способность оратора, толкователя Святого Писания, пастора, философа.

Кроме Первоверховного апостола Павла юноша учился и у другого ученика Христова – св. Иоанна. Тот в свое время оказался в ссылке на о. Патмос по воле императора Доминиана. Заменил его на епископской должности в г. Ефесе не кто иной, как Тимофей. Но, к сожалению, это благое дело обернулось для святого трагедией…

Гибель апостола

Как-то раз в Ефесе праздновалось традиционное языческое торжество «катагогиум». В ходе данного мероприятия идолопоклонники расхаживали в странных масках с песнями и плясками по городским улицам, держа в руках изображения своих божков. Иные бросались на окружающих, подобно разбойникам.


Святой апостол Тимофей не мог спокойно смотреть на порочные деяния противников христианского учения. Поэтому он явился к мерзким язычникам и стал проповедовать им Слово Божие. Святой апостол обличал пороки инициаторов и участников зрелища, указывал им на их заблуждения. Идолопоклонники не вняли истинным речам праведника. Напротив, они напали на беззащитного подвижника, стали попирать его ногами и дреколиями, замучив до смерти. Впоследствии христиане обнаружили своего пастыря пребывающим, что называется, на последнем издыхании. Вскоре умершего святого Тимофея они похоронили в греческом Пионе.

Мощи апостола спустя долгие годы были перенесены в Константинополь. Там их поместили в церкви святых апостолов с останками Андрея Первозванного и Луки.

Праздник подвижника

С днем памяти ученика святого Павла славяне издревле связывали множество различных примет. Начать хотя бы с того, что дату 4 февраля называли не иначе, как «Тимофей-полузимник». Говорили так: «Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму пополам. Не диво, что Афанасий Ломонос морозит нос (31 января), подожди тимофеевских морозов». Последние считались наиболее трескучими, даже сильнее суровых крещенских. Их именовали «позимами». Продолжительность данного периода небольшая – всего несколько дней. После жди легких, чисто символических морозов.


На Тимофея нередки были метели. Существовала соответствующая поговорка: «Вьюги да метели на февраль налетели». Если в этот день, 4 февраля, в 12.00 солнце стояло над горизонтом, весну следовало ожидать раньше обычного. Потепление сулила влага на оконных косяках и морозные узоры, клонящиеся к низу.

Святой апостол ТИМОФЕЙ, епископ Эфесский (†ок.80)

Тимофей (почитающий Бога ) (ок. 17 - ок. 80 гг.), апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 17 января (70 ап.) и 4 февраля .

Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать - еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Отец Тимофея если и не был «прозелитом врат», то во всяком случае дозволил воспитать своего сына по правилам и обычаям иудейским.

К вере Христовой Тимофей был обращен, по всей вероятности, самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз (52 г. по Р.Х.) проходил с проповедью Евангелия ликаонские города.

Святой апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры. По прибытии своем туда святой апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: "Боги в образе человеческом сошли к нам". Когда же они узнали, что это не боги, а люди, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию (Деян. 14:8-18). В числе таких была и матерь сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святого Тимофея. Святой Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию слова Божия.

Так как святой Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: "Ты из детства знаешь священные писания" (2Тим. 3:15) . Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедовал слово Божие, то, взяв с собою Силу, пришел в Листры, где жил святой Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, апостол Павел принял его к себе в проповедники Евангелия и сделал его своим постоянным спутником. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву (Деян. 16:3), - не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается вместо обрезания во святом крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника.

Святой Тимофей сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию.

Святой апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером.

Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей для укрепления христиан в вере остался на некоторое время там; точно так же оставался он на время в Верии; из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для утверждения тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.

В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет; при нем апостол написал здесь оба послания Фессалоникийцам (1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1). По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес туда прибыл к нему и Тимофей и получил от него поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни на бедных христиан.

Между тем в коринфской церкви произошли беспорядки; для восстановления правильного течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.

Затем Тимофей вместе с апостолом прибыл в Македонию из Эфеса вследствие мятежа, произведенного серебренником Димитрием (Деян. 20:4). Из Македонии апостол Павел отправился в Ахайю (Грецию) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь; за ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16:21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежного сбора бедным палестинским христианам; в этом путешествии сопровождал его и Тимофея до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола.

Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел: он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О бытности его с апостолом в Риме говорится в посланиях к Колосянам (Кол. 1:1), Филиппийцам (Флп. 1:1) и Филимону (Флм. 1:1). Из послания к Филиппийцам, кроме того, видно, что апостол Павел намерен был послать Тимофея из Рима в Филиппы (Флп. 2:19-23).

В послании к Евреям Тимофей представляется узником и получает свободу вместе с апостолом (Евр. 13:23).


В 65г. апостол Павел посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви которой святой Тимофей управлял 15 лет (1 Тим. 1:18; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6), после чего написал ему из Македонии свое первое послание.

"Смотри, - пишет ему апостол Павел, - чтобы никто не пренебрегал юностью твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования" (1 Тим. 4:12-14).

Обязанности, возложенные на Тимофея, были нелегки и сложны. Он должен был управлять пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женских общежитий, рукополагать пресвитеров и диаконов. Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого иные считали неспособным, за старостью, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.

Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах.

"Держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими имя Господа от чистого сердца. От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителей, незлобив, с кротостью наставлять противников" (2 Тим. 2:22-25).

Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол написал Тимофею второе послание, увещевая его «возгревать полученный им через рукоположение дар Божий» и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают церковь. Указав на свое одиночество, - так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным сторонам, - апостол просил Тимофея придти к нему возможно скорее.

Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана. В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого замаскированные идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках, ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию; разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был епископом Эфесским 15 лет; поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году по Р. Х.

Мощи его почивают в Константинополе, в храме апостолов, вместе с мощами апостолов Луки и Андрея Первозванного, куда они были перенесены в царствование Констанция.


Тропарь, глас 4:
Благости научився и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная, и веру соблюл, равное течение совершил еси, апостоле Тимофее. Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:
Яко звезду пресветлую Церковь всегда стяжа тя, апостоле Тимофее, чудес твоих многоподаванием просвещаема. Темже зовем Христу: спаси чтущих верою память Твоего апостола, Многомилостиве.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»