Свято-Покровский мужской монастырь, с. Верхне-Макеевка (Русская Православная Церковь. Московский Патриархат. Шахтинская епархия)

Подписаться
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:

В самом центре Харькова, большого и современного города, расположено место, где душа любого человека может прийти к Богу. Свято-Покровский монастырь в Харькове - излюбленное многими православными христианами место для паломничества и молитвы . Удобное расположение монастыря позволяет легко добраться до него из любой точки города. Давайте узнаем больше об этом чудесном месте, куда люди приходят спасать свои души.

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.

Покровский монастырь в Харькове

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается - появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Читайте еще о храмах Украины:

В конце ХІХ века в бывшем подвале, который также служил усыпальницей, освящена еще одна церковь, получившая название Трехсвятительской. С этим строительством связан один примечательный момент: находящиеся в усыпальнице мощи святителя Милетия сделали открытыми для поклонения, и на пожертвования прихожан над ними был оборудован специальный киот.

Вскоре случился сильный пожар, в котором полностью сгорело все украшение гробницы, однако мощи чудесным образом не пострадали, хотя пламя добралось до самого гроба святого.

Важно! После пожара усилилось почитание мощей святого, а многие христиане стали верить, что монастырь стоит на освященной земле.

В 1844 году в обители появилась очень чтимая святыня - Озерянская икона Богродицы. К ней целыми днями не иссякал поток паломником, и маленький верхний Покровский храм не вмещал всех желающих. В скором времени была построена и освящена отдельная Озерянская церковь, которая выгодно дополнила архитектурный ансамбль Покровского монастыря.

В советские времена весь огромный Покровский монастырь был закрыт, а на его территории разместили различные государственные учреждения, даже районный военкомат. В 60-е годы была попытка начать реконструкцию всего комплекса, однако до конца дело не довели, и строительные леса виднелись на зданиях до конца 90-х годов.

В распоряжение православной церкви Покровский монастырь вернулся только лишь в 90-е годы, когда начался большой процесс возврата церковного имущества по всей стране.

Факт: Именно на территории Покровского монастыря в 1992 году проходил Архиерейский Собор, на котором осудили деятельность раскольнической филаретовской церкви. Для Украинской Церкви был выбран новый предстоятель - митрополит Владимир.

Полностью восстановлен весь ансамбль обители был лишь к 2003 году. При реконструкции старались сохранить все древние памятники архитектуры XVII - XVIII веков, которые до сих пор являются украшением города Харькова.

Описание и храмовые постройки

После длительного периода застоя, а затем восстановления всего комплекса обители, в ней существуют такие храмы:

  1. Крестовоздвиженский. Он находится на первом этаже Покровского собора.
  2. Озерянский.
  3. Покрова Пресвятой Борогодицы. Для этого нужно подняться на второй этаж Покровского собора.
  4. Домовая церковь в честь Иоанна Богослова . Расположена в Архиерейском доме.
  5. Трехсвятительский. Он освящен в подвальном помещении Озерянской церкви.

Для православных прихожан открыты Крестовоздвиженский храм, где богослужения проходят ежедневно в будние дни, и Озерянский, куда верующие приходят по церковным праздникам и воскресеньям.

Помимо церковных строений, в состав обители входит административное здание Харьковской епархии и Харьковская духовная семинария. Кроме того, можно посетить уникальный музей, в котором собраны как исторические, так и духовные реликвии, рассказывающие об истории всего города Харькова.

Завершает благолепие всего монастырского комплекса памятные скульптуры к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а так же к 200-летию всей Харьковской епархии. Помимо неоценимой духовной пользы, сама архитектурная композиция Свято-Покровского мужского монастыря является настоящим украшением центра Харькова.

Святыни обители

Конечно же, украшением любого храма будут святыни, к которым приходят помолиться верующие люди. В Покровском монастыре города Харькова можно приложиться к таким духовным сокровищам:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская». К сожалению, оригинал чудотворной иконы до наших дней не сохранился, но в Крестовоздвиженском храме можно помолиться перед точной копией первоначальной иконы.
  2. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всецарица» . По благословению митрополита Никодима в обитель была привезена точна копия чудотворного образа, оригинал которого хранится на Святой горе Афон. Перед этой иконой молятся об излечении от тяжких недугов и избавлении от тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Частица святых мощей святителя Иосафа Белгородского. Это почитаемый святой Слобожанской земли, который помогает всем, кто приходит к нему помолиться с чистым сердцем.
  4. Мощи со Святой Земли. Озерянский храм хранит поистине бесценный дар со Святой Земли - киот с различными святынями. Там находятся частицы Животворящего Креста Господня, камни с гор Голгофа , Синай и Фавор, частицы Гроба Господня . Кроме того, все верующие могут поклониться и приложиться к частицам мощей Иоанна Крестителя , апостолов Андрея Первозванного и Луки, целителя Пантелиймона и еще многих других почитаемых святых.
  5. Икона Богородицы Елецкая-Харьковская. Этот древний образ был обретен почти 1000 лет назад святым Антонием Печерским. Икона была восстановлена в 2012 году и доступна всем верующим в Покровском монастыре Харькова.

Икона Богородицы Елецкая-Харьковская

Приходя поклониться любым святыням, нужно помнить, что они не являются какими-то магическими амулетами для исполнения желаний. Просить помощи Божией можно только лишь с искренним покаянием в душе и желанием направить свою жизнь на исполнение Божьей воли.

Праздники и богослужения

В большой обители, в отличие от маленьких церквей, богослужения проходят ежедневно. Для удобства паломников и для того, чтобы разместить всех верующих, в дни церковных праздников и воскресения в Покровском монастыре служится две Литургии - ранняя и поздняя. Ранняя начинается в 6.30 утра, а поздняя в 8.30. В обычные будни Литургия бывает только ранняя.

О важности церковной жизни:

  • Почему недостаточно верить в Бога в душе и не ходить в церковь

Что касается престольных праздников, то о них можно судить по названию храмов монастыря. Конечно же, главный престол припадает на 14 октября по новому стилю, когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, служится архиерейская служба, торжественно звенят колокола.

Помимо главного престола на Покров, в каждом отдельном храме служат свои престольные праздники в дни, в честь которых освящены храмы. В день почитания Озерянской иконы Богородицы (а это 12 ноября и 29 июня) совершаются праздничные богослужения в Озерянском храме.

Помимо Литургии, после которой всегда служится панихида (чин поминовения умерших), прихожане могут помолиться на различных молебнах. Так, ежедневно в будни в 9.30 утра можно заказать водосвятный молебен, а в 15.30 прийти на молебен с чтением таких акафистов:

  • в понедельник - молебен о здравии с водосвятием Пресвятой Богородице;
  • во вторник - для избавления от воздействия злых духов молятся святым Киприану и Иустине ;
  • в среду - о получении помощи в самых разных сторонах жизни просят святую блаженную Матрону Московскую ;
  • в четверг - ради избавления от греха пьянства возносят прошения перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» ;
  • в пятницу - для избавления от тяжелых недугов, благоприятном исходе операций молятся святому врачу Луке Крымскому.

После вечернего пятничного богослужения, которое начинается в 17.00, также служится молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица».

В воскресные дни в 13.00 можно принять участие в заказном молебне святителю Николаю, на котором всех прихожан помажут освященным маслом.

Исповедь в Покровском монастыре проводится на вечернем богослужении накануне дня причастия, поэтому обязательно вечером нужно прийти в храм.

Найти Покровский монастырь в Харькове не составит труда - он находится в самом центре города, на улице Университетской, сразу напротив выхода из станции метро Площадь Конституции.

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Рождение населенного пункта Верхне-Макеевка относится ко второй половине XVIII века. Населяли край беглые крепостные крестьяне из центральных губерний России и Украины.

В 1763г. эти земли приобретает помещик полковник Василий Иванович Иловайский. В те времена большинство поселений получали название от фамилий или имен своих хозяев. Василий Иванович решил назвать хутор в честь своего деда Макея — отсюда и название села Макеевка.

Хозяйский быт крестьян был весьма незавидный, частые падежи скота и неуро-жаи, голод, нищета и болезни вот удел тогдашних жителей многих поселений.

Несколько кряду засушливых лет, все чаще заставляют крестьян обращаться за помощью к Богу. По преданию, Василию Ивановичу приснился сон, в котором ему ясно было указано, что надо в селе возвести храм, на одном из самых красивейших уголков села, на берегу речки Ольховой. В 1784г. было начато строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как известно из ведомости за 1839г. хранящейся в Ростовском государственном архиве: Построена церковь в 1794г. Тщанием умершего полковника Василия Ивановича Иловайского. Зданием деревян-ная, с такою же колокольнею, при ней ограда каменная с деревянным между стол-бами частоколом.. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Причта по штату положено: священников-3, диаконов-2 и Причетников-6.

Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной особо отмежеванной, узаконенной пропорции не имеется, а пользуется оною священнослужители с жителями через полосно-межевальном количестве.

Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, кроме одного полугосподского в коем жительствует диакон Николай Попов.

Зданий сей церкви принадлежащих не имеется, кроме одной деревянной караулки.

Расстоянием сия церковь от консистории в 200-х, от Духовного Правления в 170-ти, от местного Благочиния в 60-верстах.

Приписанной к сей церкви никакой нет другой.

Домовой в приходе сей церкви ни у кого из помещиков не числится.

Опись церковного имущества есть, выданное в 1818г. из бывшего Черкасского Духовного Правления за печатью оного скрепою присутствующего священника Василия Рубашкина, и кроме оной имеется тетрадь, выданной 1818г. октября 30 дня из того же правления для записи прибылей, вещей.

Приход расходные книги, выданные в 1835г. из Нижнее Черкасского Духовного Правления зашнуром и печатью, о суммах свечной и церковной ведется исправно и хранится в целости.

Копии с метрических книг с 1784 г. хранятся в целости.

Православных прихожан в то время числилось около 6 тысяч человек.

Из прошения попечительского Совета в Донскую Духовную консисторию в 1897г. Хранящегося в Ростовском государственном архиве, известно, что: 13 апреля 1894г. после пасхальной службы нас постигло большое несчастье, наш деревянный храм с главным алтарем и переднею его частью сгорел до основания, остались в совершенной трапезная, отделенная капитальной стеной от сгоревшей части и фундамент…

Далее попечительский Совет просит Донскую Духовную консисторию разрешить произвести пристройку к сохранившейся колокольне и трапезной, средней части церкви, на месте сгоревшего, на оставшемся в целости фундаменте из отряженного кирпича, …с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Хрисанфа и Дарьи, согласно плану и прилагаемых чертежей, полученному попечителями от епархиального архитектора. Это время постройки нынешнего деревянного храма.

Здесь же с восточной стороны предлагалось строительство склепа под алтарной частью для захоронения священнослужителей. Он был построен вместе с новой пристройкой, но в 60-е годы могилы были разграблены, вход разрушен и в последст-вии засыпан.

В 30-40-е годы прошлого столетия, когда повсеместно один за другим закрывались церкви и насаждалась атеистическая пропаганда, Господь сохранил храм Пресвятой Богородицы Первые богослужений в храме совершал игумен Паисий (Павлов), назначенный настоятелем, но вскоре его переводят на другое место службы. Окормлять приход назначается о. Григорий (Келеберда) служивший в г. Миллерово. С 1 октября 1992 года по 1 октября 1995 года настоятелем прихода был иеромонах Алипий (Филин) диаконом служил иеродиакон Антоний (Денисов), который был рукоположен в сан пресвитера в октябре 1995 года и был назначен настоятелем Свято-Покровского прихода а иеромонах Алипий настоятелем Свято-Никольского прихода села Кашары.

Монашеская жизнь на приходе зарождалась постепенно. Сначала, в 1995г. Указом Митрополита Владимира (Котлярова), в то время правящего архиерея Ростовской епархии, был образован Свято-Покровский скит. Первым постриг в монашество принял Неживое А. Б. с наречением имени Алим, вторым постриг принял Боков A. M. с наречением имени Викентий и третьим был пострижен в монашество Криничный С. с наречением имени Серафим.

В 2003г. по благословению архиепископа Пантелеимона началось строительство монашеского корпуса на 20 мест. Ведется строительство ограды монастыря, хозяйственных построек. Планируется построить домовую церковь, часовню на Свято-Покровском источнике, расширить трапезную, медицинский пункт и канцелярию.

17 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению архиепископа Ростовского и Ново-черкасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь. Наместником был назначен игумен Алипий.

В пятистах метрах от Свято-Покровского монастыря находится Покровский источник. По преданию источник появился, когда был построен Свято-Покровский храм. Неоднократно у источника были отмечены явления Божией Матери. Многие верующие получают исцеления от чудотворной воды.

17 мая 2004 года Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил освящение источника. С этого времени здесь постоянно совершаются крест-ные хода и водосвятные молебны.

Да умножит Господь лета, нашего вновь создавшегося мужского монастыря!

Основатель монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.

Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия, завершилось. В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764-1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857-1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход. Нужно отметить, что по древней традиции память преподобного в монастыре отмечалась не в день празднования святому пророку Илие, а накануне, 19 июля по старому стилю – из-за совпадения дня преставления подвижника с престольным монастырским праздником.

В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино.

В марте 1991 года Костромской облисполком утвердил решение Чухломского райисполкома о передаче Костромской епархии всего ансамбля монастырских зданий. Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.

Святыни монастыря:
- святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
- старинный покров с раки мощей преподобного;
- колодец, ископанный основателем монастыря.

Праздники:
9/22 мая и 6/19 декабря – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; 28 мая / 10 июня – Чухломской (Галичской) иконы Божией Матери «Умиление»; 19 июля / 1 августа – преподобного Авраамия Городецкого, Галичского и Чухломского (местн.); 20 июля / 2 августа – пророка Илии и общецерковное празднование памяти преподобного Авраамия; 1/14 октября – Покров Пресвятой Богородицы.

Воцерковление свое я начинала в Свято-Покровском монастыре. Помню, когда реставрационные работы еще велись и вереница нищих стояла прямо вдоль здания. Заходишь в Храм и боишься шелохнуться. Первые слова назидания из проповедей иеромонахов о том, что нужно посещать воскресную литургию, одеваться прилично навсегда стали для меня правилом жизни. Многое изменилось, но память моя всегда будет благодарна за эти пережитые мгновения.

Итак, немного о самой обители. Сейчас ее Покровский храм — самое старое здание в городе.

Каменное здание Покровского собора было построено казаками за пределами тогдашних границ крепости, вблизи ее северной стены, в 1689 году — взамен деревянной Покровской церкви. В том же году храм освящён митрополитом Авраамием.

Покровский собор — ценный памятник украинской архитектуры второй половины 17 века. Это барочная трёхкупольная церковь, установленная на характерном для русской церковной архитектуры тёплом зимнем храме, раньше Трехсвятительском, а теперь Крестовождвиженском.

Верхняя, холодная Покровская церковь окружена галереей — «опасанням» и объединялась «гульбищем» с шатровой колокольней. Если раньше по галерее перемещались воины, защищая с оружием в руках, свои семи, спасающиеся внутри, то сейчас там стоят самые любители прохлады на службе. Узорные кирпичные наличники с многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображениями солнца. Гармоничность вырастающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, соседствует с суровыми, тяжёлыми формами колокольни, напоминающей крепостную башню. Бойницы для оружия, маленькие двери и окна — все это, даже на службе, создает ощущение тех времен нашествия иноплеменных.

В 1726 годупо инициативе епископа Белгородского Епифания Тихорского и генерал- губернатора Солбодской Украины князя М. М. Голицына был учрежденСвято-покровский мужской училищный монастырь с харьковским коллегиумом, первым высшим учебным заведением на Левобережье.

Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1732 году на колокольне установили колокол весом 1,6 тонны. С 1799 Покровский собор был кафедральным собором Харькова, в 1846 этот статус получил новый Успенский Собор.

При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.

Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) - стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Он по замысу архитекторов напоминает внутри кастел.
Была создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток.

Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского, она представляла собой просто подвал под колокольней Покровского монастыря и под смежною с ней Крестовой церковью называвшейся тогда Трехсвятительской. После обновления в 1846 г. она была освящена в честь Креста Господня, а Трехсвятительская церковь устроена в усыпальнице после ее расширения. Гроб святителя был поставлен по правую сторону алтаря у восточной стороны храма. Сейчас мы можем видеть там нишу. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом.

В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году, после закрытия Куряжского монастыря. К ней особо молятся об исцелении глаз, а также об удачной ловле рыбы и охоте. До наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.

Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной Никольской церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы. После реставрации они посвящены эпизодам из жизни Святителя Николая.
В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания - Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.

В числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья.

Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа. Их расстреляли выстроив в ряд по алтарем. Останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат. В 50-е была предпринята попытка его косметического ремонта. И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений.

8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов».Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Милостью Божией, святыми молитвами и попечением Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, Святая Обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор. Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление.

9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии ее ректором Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом.

Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище - кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы… А также Частицы Святых Мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки, Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеимона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши, и многие другие, всего более 50-ти. Все приходящие в Обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере. Еще одной святыней является икона Божией Матери Всецарица, подаренная монастырю Афоном.

Так выглядел монастырь в 1899 году.

Согласно преданиям преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованном незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием.

Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... высхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню».

В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушёл из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединённо живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей - и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери Умиление (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении нескольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвящённых Божией Матери (не зря писатель Борис Зайцев называл его «верным рыцарем Святой Девы»).

Первым таким монастырём стал Авраамиев Заозерский (или Новоезерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера, вторым - Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы, третьим - Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге. Последним, четвёртым, монастырём преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».

В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия , уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провёл, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии». Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла несколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Димитриевичем (сыном Димитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным - в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием .

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нём началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм - пятиглавый, двухстолпный и трёхапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день Илии Пророка).

Из-за свержения в 1610 году царя В. И. Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончили лишь в 1631 году (его освящение состоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В начале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанный тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века).

Строительство обители продолжалось и в XVIII-XIX веках. В 1764-1768 годах монастырь окружила каменная ограда с четырьмя небольшими угловыми башнями. В 1857-м году Ильинский придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его к Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырёхстолпный собор во имя иконы Божией Матери Умиление, освящённый в 1867 году. В 70-х годах XIX века над монастырём вознеслась высокая пятиярусная колокольня.

В ХV-ХIХ веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью Чухломского края, главным центром его духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князей Шелешпанских , Катениных , Черевиных , Перелешиных и других.

На начало XX века основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери Умиление, икона Божией Матери Умиление - старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера. В начале 1896 года на средства местных крестьян- отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, - выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым ).

Накануне революции монастырь обладал большим образцово-организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая - 3 июля, Авраамиевская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел. Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов.


В конце 1928 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причём в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нём и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понёс большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стёрто с лица земли монастырское кладбище.

После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...

Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращён Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым ).

За минувшие годы в обители сделано немало: возрождены храмы, на колокольне вновь установлены колокола, звон которых, как и века назад, вновь разносится над окрестностями, над гладью озера. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых - «Лермонтов во всём мире», в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребённых в стенах обители. Лампада монашеского делания вновь возжена в одной из древнейших обителей костромского края.

«О, преблаженне и богоносне отче наш. Авраамие, изрядный чудотворче! Прииме сие малое, приносимое тебе, моление наше, и умоли Господа и Пречистую Его Матерь избавити обитель сию, всех нас и вся грады и страны христианская от всех зол и бед, паче же избегнути скверн мира и очиститися от страстей греховных, да сподобимся и мы, в покаянии живот свой скончавше, небесных селений достигнути, и в них вместе с тобою во Святей Троице славимому Богу вечно воспевати: Аллилуиа».

«Как тело Господа, когда вошёл Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в тот день будет преизливаться вовне - на тела их, потому что ещё ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и святяй бо и освещаемии, от Единаго» (Евр. 2: 11); и: «славу, иже дал еси Мне, дах им» (Ин. 17: 22). Как одним огнём зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых - этим членам Христовым - соделаться одним и тем же с Самим Христом» (преподобный Макарий Египетский «Духовные беседы»).

Святыни монастыря:

  • святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
  • старинный покров от раки с мощами преподобного;
  • колодец, ископанный основателем монастыря прп. Авраамием.

Адрес: Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «servizhome.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «servizhome.ru»